Новые виды банков и их функции
Виды банков и их новые операции и услуги
Содержание
Введение 2
1. Банковская система России. 3
1. Виды банков 6
3. Новые операции банков 11
3.1. Виды операций и услуг банков 11
3.1. Лизинговые операции 13
3.2. Факторинговое обслуживание 18
3.3. Трастовые операции 19
4. Современный кризис банковской системы и возможные решения проблем
21
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Введение
Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны
переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается банковская
система, возникают новые виды финансово-кредитных институтов и операций,
модифицируется система взаимоотношений.
Система банков в ее современном виде стала формироваться с 1988 г.
Коммерческие банки РФ строят свою деятельность в соответствии с Законом
РСФСР от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности в РСфСР" и
Законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)".
Коммерческие банки имеют значительное число филиалов, основное
количество которых приходится на Сберегательный банк РФ. Коммерческие банки
России, как уже отмечалось, функционируют на основании лицензий,
выдаваемых Центральным Банком РФ. В России в отличие от развитых зарубежных
стран лицензии имеют универсальный характер. В банковской деятельности в
РФ государственные органы не устанавливают специализации банков, например,
на осуществление инвестиционной, ипотечной деятельности и т. д. Российские
банки имеют право беспрепятственно участвовать на рынке фондовых ценностей.
Таким образом виды деятельности банков весьма разнообразны.
В условиях перехода к рыночной экономике в России развивается рынок
новых для наших банков услуг. Проблему возникновения новых операций банков
различных типов поднимаю я в этой работе.
1. Банковская система России.
Кредитная система РФ включает в себя банк России, кредитные
организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Банк можно определить как кредитную организацию, которая имеет
исключительное право осуществлять следующие операции: привлечение во вклады
денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств
от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,
срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических
лиц.
Первоначально банки возникли как частные коммерческие формирования,
представляющие элементы торгово-рыночной инфраструктуры, то есть внешнее
обрамление рынка. Несомненно, что первые банкиры руководствовались не
только целью способствовать движению денежных средств, представляя их
взаймы, но и стать ростовщиками, иметь на этом «навар». Ведь ростовщичество
- самый простой и надежный путь получения прибыли, что хорошо усвоили
коммерческие банки, орошенные дождем рыночных нововведений в стране.
Государственные банки возникли в мире позже частных и стали сосуществовать
с ними таким образом, что каждый занял свою нишу в сфере экономических
отношений.
Социализм изменил банковскую систему, установив полную
государственную монополию на банковские денежные операции, отодвинув
частный финансово-коммерческий бизнес в теневую область, сделав его
запретным. Достигнутый в социалистической системе хозяйствования высший
уровень монополизма государственного банка привел к тому, что
республиканские и местные банки фактически представляли отделения
центрального Государственного банка страны. Более того, так как Госбанк
СССР был непосредственно подчинен правительству и министерству финансов, то
возникла бесконтрольная государственная финансово-банковская олигархия,
державшая за семью печатями тайны золотого запаса, выпуска денег в
обращение, распределения и использования денежных средств, государственного
долга.
Предельная централизация банковской системы имела и положительную
сторону, по крайней мере, для отдельных экономических субъектов. Денежная
система находилась в единых руках, что позволяло подавлять инфляцию,
стабилизировать денежное обращение, сдерживать рост государственного
внутреннего и внешнего долга. Удавалось осуществлять практически
беспроцентное банковское кредитование государственных предприятий, и в
особенности совхозов и колхозов (в ряде случаев долги государственному
банку просто не возвращались и превращались в дотации).
Когда созрела концепция перехода к рыночной экономике, стало ясно,
что сложившаяся и укоренившаяся в прежней экономике банковская система
должна быть подвергнута кардинальному преобразованию. Необходима ликвидация
государственной монополии на банковское дело, установление контроля
законодательных органов над государственным банком, делегирование ряда
функций и полномочий государственного банка республиканским, региональным,
местным банкам, а также возрождение коммерческих негосударственных
банковских структур. Хотя банковская система присуща любой экономике,
только в условиях рыночной экономики она обретает роль центрального звена
финансового контура управления.
Господствующая роль товарно-денежных отношений в экономике
рыночного типа выдвигает на передний фронт проблемы регулирования денежного
обращения, а посредством его - и всей хозяйственной деятельности. Поэтому
банки, как центры управления финансово-кредитными процессами во всем
многообразии их проявлений, имеют непреходящее значение в рыночной
экономике.
В период господства командно-административной системы в нашей
стране роль банков была предельно сужена. Их функции сводились к проведению
безналичных расчетов между предприятиями, кассовому обслуживанию, а также
финансированию капитального строительства за счет средств госбюджета и
специальных целевых фондов. Банки, будучи составной частью государственного
аппарата, при централизованном общегосударственном планировании
осуществляли кредитные операции в рамках строго регламентируемых
направлений использования денежных средств и лимитируемых фондов
кредитования. Внеплановые операции допускались только по решениям партийно-
правительственных органов. Для руководителей предприятий и для самих
банковских работников фактически не было существенной разницы между
бюджетным и кредитным финансированием, кредитование проводилось из того же
бюджета по условным процентам. Государственный банк постоянно занимался
воспроизведением через кредит финансового образа директивного
государственного народнохозяйственного плана и дополняющих его
правительственных программ и постановлений. По сути дела Госбанк являлся
кассой правительства, осуществляя денежную и кредитную эмиссии для
финансирования во многом дефицитных, расточительных, и часто, просто
ненужных правительственных программ. Введение, в дополнение к
государственному банку, сети специализированных не меняло дела по существу,
поскольку они стали разделенным централизованным банком, в котором
прибавилось число вертикальных структур. Подобная банковская система лишь
тормозила развитие товарно-денежных отношений.
Следует иметь в виду, что банки не просто хранилища денег и кассы
для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют мощный инструмент
структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем
перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования
инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и
развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять
денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы,
регионы, где капитал найдет лучшее, эффективное применение.
Непродуманная политика кредитования, искусственно заниженные
процентные ставки приводят к разрушительным инфляционным процессам,
дефициту государственного бюджета, пустой трате средств. В условиях, когда
банки подмяты под себя государственным аппаратом, финансовая саморегуляция
заменяется принудительным распределением зачастую не реальных, а фиктивных
денежных средств, движением омертвленного капитала. В итоге все это ведет к
обнищанию страны. Переход к рыночной экономике потребовал высвобождения
банковской системы из тисков государственного засилья, превращения ее в
активный инструмент, ведущую часть финансового контура управления
экономикой. В результате реформы банковской системы в 1990-1991 гг., она
стала двухуровневой, состоящей из Центрального банка и коммерческих банков.
1. Виды банков
Необходимо отметить, что в мировой практике различают универсальные
банки и специальные кредитные институты.
. Универсальные банки оказывают весь комплекс банковских услуг; к
ним, как правило, относятся крупнейшие банки как в России, так и
за рубежом.
. Специальные кредитные институты включают: ипотечные банки,
сберегательные банки, инвестиционные банки, сельскохозяйственные
банки, кредитную кооперацию.
Ипотечные банки занимаются выдачей ссуд под залог движимости -
земли, строений, зданий, сооружении. Они осуществляют кредитование под
залог и под заклад.
При кредитовании под залог предмет залога остается в собственности
получателя кредита, а при кредитовании под заклад право собственности на то
или иное имущество на время предоставления кредита переходит к кредитору.
Среди специальных кредитных институтов особое место занимают
сберегательные банки - как правило, это государственные кредитные
учреждения. Они производят прием вкладов на небольшие суммы. В царской
России законом был установлен предельный размер вклада в сберегательную
кассу в сумме одной тысячи рублей. Сберегательные банки вкладывают средства
в облигации государственных займов, закладные листы, а свободные остатки
средств хранят на счетах в банках.
Существенные изменения произошли в деятельности Сберегательного
банка России в условиях перехода к рыночной экономики.
В соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности
в РСФСР" Сберегательный банк РСФСР преобразован в акционерный коммерческий
банк, 51% акций которого принадлежат Центральному Банку России.
Сбербанк России является соучредителем или участвует своим
Капиталом в деятельности более 100 коммерческих банков, страховых и
финансовых компаний, инвестиционных фондов. Он имеет генеральную лицензию
на проведение международных валютных операций.
Резко расширены его операции. Сбербанк не только аккумулирует
основную часть вкладов населения (более 60% общего объема средств частных
лиц), но и осуществляет кредитование граждан, проводит покупку и продажу
свободно конвертируемой валюты, организует работу по расчетно-кассовому
обслуживанию юридических лиц, осуществляет операции с ценными бумагами и
др. Сбербанк в России стал полноценным универсальным коммерческим банком,
который работает не только с населением, но и с огромным количеством
предприятий. На конец 1995г. остатки средств на счетах превысили 4 трлн.
руб. а частных лиц - по состоянию на май 1996г. составили 65,2 трлн. руб.
В условиях рыночных отношений существенно изменилась кредитная
политика Сбербанка. Если в условиях административно-командной системы
средства, аккумулируемые Сбербанком, забирались правительством, то в
настоящее время они используются на покупку различных видов государственных
ценных бумаг, которые являются одним из наиболее прибыльных и надежных
финансовых инструментов. Эти вложения гарантируют возврат средств частным
лицам. Более 30 трлн. Руб. и около 1 млрд. долл. использованы для
кредитования различных предприятий и организаций; 1,5 трлн. руб. выданы на
покупку индивидуального жилья и другие нужды населения. С 15 сентября 1996
г. ставки Сбербанка по кредитам для населения составляют 65% годовых.
За 1993 - 1995 гг. резко увеличился перечень услуг, оказываемых
Сбербанком населению. Если прежде он предоставлял частным лицам всего три-
четыре вида вкладов, то сейчас более 20. Наиболее популярный - срочный
вклад с ежемесячной выплатой дохода. Среди новых видов - номерной вклад, до
которому не только выплачиваются ежемесячно более высокие проценты, но и
гарантируется сохранение имени клиента в тайне.
Инвестиционные банки занимают основное место в торговле акциями,
облигациями и другими видами ценных бумаг. Главная функция состоит в
размещении собственных и привлеченных средств в ценные бумаги. Некоторые из
них также занимаются андеррайтингом - реализацией всего выпуска ценных
бумаг клиентуре. На практике такая операция получает следующее выражение:
инвестиционный банк обязуется разместить в течение определенного времени
новый выпуск ценных бумаг вновь организованного учреждения или новый выпуск
ценных бумаг уже существующего банка. За проводимую операцию инвестиционный
банк взимает определенную комиссию. Андеррайтинг гарантирует размещение
эмитированных акций и облигаций.
Обычно для андеррайтинга создается гарантийный синдикат. Число
членов синдиката может быть различно - от двух-трех до нескольких сотен.
Менеджером, как правило, выступает банк, тесно связанный с данной
корпорацией,- "традиционный банкир". В США крупные инвестиционные банки:
"«Ферст Бостон корпорейшн", "Лемам Бразерс”, "Моргай Гренфелл".
Известный банк "Моргай Гренфелл" - инвестиционный банк имеющий 150-
летнюю историю. Его отделения расположены в десятках стран (с 1977 г. имеет
представительство в Москве). Это первый известный инвестиционный банк,
начавший свою деятельность еще в СССР. Почти за двадцать лет работы в СССР,
а позже в СНГ этот банк организовал финансирование проектов на значительные
суммы. Банк входит в пятерку самых крупных торговцев валютными облигациями
и еврооблигациями Внешэкономбанка.
Также в России в зависимости от способа формирования уставного
капитала выделяют две основные группы коммерческих банков: акционерные и
паевые.
Если на начальном этапе реформирования кредитной системы
коммерческие банки создавались, главным образом, на паевой основе, то для
нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и
создание новых банков в форме акционерных обществ. Для акционерного
общества характерно, что собственником его капитала выступает само
общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего
капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право
собственности на свою долю капитала. Паевые коммерческие банки организованы
на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. общества
ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий
капитал банка. Расширение уставного фонда может осуществляться как за счет
внесения участниками дополнительных взносов, так и за счет вступления в
банк новых участников. Вопрос о вступлении новых участников и размерах их
вклада в уставный фонд банка решается на общем собрании участников.
У банков, функционирующих как акционерное общество, уставный
капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости,
размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе
требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и
надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его
ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции
закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия
большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук
в руки без согласия других акционеров и распространятся в порядке открытой
подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список
покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или
руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может
приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой
информации о своей деятельности.
Коммерческие банки могут быть также классифицированы исходя из
степени их участия в кредитно-финансовом обслуживании разных категорий
клиентов; их роли на рынках кредитно-финансовых услуг (в первую
очередь на рынке кредитных ресурсов); перспектив и возможных форм участия в
деятельности государственных структур (в том числе в процессах
разгосударствления экономики); размеров собственного капитала коммерческих
банков и величины их активов.
3. Новые операции банков
3.1. Виды операций и услуг банков
В целом на сегодняшний день коммерческие банки являются наиболее
интенсивно развивающимся звеном банковской системы, они быстро наращивают
темпы активных и пассивных операций, постоянно проводят политику кредитной
экспансии, способствуют развитию прогрессивных структур в экономике.
Немаловажную роль играют коммерческие банки и в обслуживании иностранных
инвестиций, включая кредитно-финансовое обслуживание совместных
предприятий.
На практике коммерческие банки играют пока заметную роль только на
рынке краткосрочных кредитных операций. Предоставление долгосрочных
кредитов и обслуживание инвестиционной деятельности клиентов практически
большинством банков либо не осуществляются, либо осуществляются в весьма
незначительных масштабах. Данное обстоятельство объясняется неустойчивой
социально-политической обстановкой в стране, а также чисто экономическими
причинами.
Особое значение для нормальной работы коммерческого банка имеет
формирование его пассивов, т. е. источников вложения средств, основными
компонентами которых выступают собственные, привлеченные и заемные
средства. Операции банков по привлечению средств называются пассивными
банковскими операциями.
Собственные средства банка складываются в основном из уставного,
резервного и других фондов, образуемых из прибыли.
Уставной фонд служит основным обеспечением обязательств банка и
формируется из вносов предприятий, объединений, организаций. В настоящее
время минимальный уставной фонд вновь регистрируемых коммерческих банков
установлен в размере 100 млн. руб. Уставной фонд банка может быть увеличен.
Резервный фонд предназначен для покрытия непредвиденных расходов
и убытков банка. Формируется резервный фонд путем ежегодных отчислений
в размере, например, не менее 5% чистой прибыли банка до тех пор, пока не
составит 25% величины уставного фонда.
В банке формируются также и иные фонды: страховой, материального
поощрения, специального назначения, производственного и социального
развития.
Наряду с фондами другим немаловажным компонентом собственных
средств банка выступают доходы, формирующиеся при осуществлении банковских
операций за счет следующих поступлений:
процентов по ссудам;
процентов по корреспондентским и срочным счетам в других банкам;
доходов от принадлежащих банку ценных бумаг;
выручки от валютных и финансовых операций;
комиссионных вознаграждений за исполнение поручений клиентов,
выполнение агентских, консультационных услуг.
Другая важнейшая составляющая пассива банковского баланса -
привлеченные и заемные средства. Последние включают в себя межбанковские
ссуды, межбанковскую временную финансовую помощь и долговые обязательства
банка. Привлеченные средства состоят из депозитов клиентов, привлеченных
спецфондов, временно свободных средств по расчетным операциям и
кредиторской задолженности клиентов.
Активные операции коммерческих банков представляют собой операции
по размещению собственных, привлеченных и заемных средств. Это, прежде
всего кредитные операции. Коммерческие банки осуществляют кредитование
предприятий, объединений, организаций, учреждений и граждан на принципах
срочности, возвратности и платности кредитов.
Помимо привлечения вкладов и размещение их в виде кредитов,
коммерческие банки:
осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-
корреспондентов, их кассовое обслуживание; инкассацию денежной выручки и
доставку ценностей;
открывают и ведут счета клиентов и банков корреспондентов, в том
числе и иностранных;
осуществляют финансирование капитальных вложений по поручению
владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет
собственных средств;
выпускают, продают, покупают и хранят акции, облигации, другие
ценные бумаги и платежные документы, осуществляют иные операции с ними.
3.1. Лизинговые операции
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы
производства и обращения, глубокие изменения экономических условий
хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных
для народного хозяйства нашей страны методов обновления материальной базы и
модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Место
лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими
объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части
основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.
Лизинг выполняет несколько функций. Во-первых, он является формой
вложения средств в основные Фонды, дополнением к традиционным каналам
финансирования. Предприятие-лизингополучатель имеет возможность
пользоваться необходимым для него имуществом без единовременной мобилизации
на эти цели собственных средств или привлечения заемных средств.
Лизингополучатель освобождается от единовременной полной оплаты стоимости
имущества, что выгодно отличает лизинг от обычной купли-продажи и в ряде
случаев рассматривается как ее альтернатива. Кроме того, лизинг может
открывать доступ к необходимому и имуществу в случае каких-либо кредитных
ограничений и невозможности привлечения для этих целей заемных средств.
Привлекательной стороной лизинга служит и порядок осуществления
платежей по лизингу. С одной стороны, сроки и размер оплат являются
предметом взаимной договоренности сторон и поэтому могут очень гибко
учитывать интересы каждой стороны. Так, исходя из особенностей финансового
состояния лизингодателя и лизингополучателя, может применяться отсрочка
первого платежа, нарастание лизинговых выплат или, наоборот, авансовый
платеж, снижение объема выплат и т.д. С другой стороны, взаимная
заинтересованность может быть реализована при определении порядка и
характера лизинговых платежей, а именно: лизинговые взносы могут
производиться из выручки от продажи произведенной на этом оборудовании
продукции, платежи могут принимать не только денежную форму, но и
выражаться частично или полностью в форме товаров или встречных услуг. Это
преимущества лизинга.
Вместе с тем лизинг имеет и отрицательную сторону, он относительно
дорог для лизингополучателя по сравнению с покупкой имущества в
собственность за счет собственных или заемных средств. В связи с этим
заключению каждой сделки должен предшествовать всесторонний анализ
конкретных условий и потребностей, всех положительных и отрицательных
сторон лизинга, финансовая оценка последствий применения лизинга для
финансового состояния пользователя.
Вторая функция лизинга заключается в том, что он является одним из
наиболее прогрессивных методов материально-технического обеспечения
производства, открывающий пользователям доступ к передовой технике в
условиях ее быстрого морального старения. Мировой опыт свидетельствует, что
бурное развитие лизинга инициируется ускорением темпов научно-технического
прогресса. Лизинг позволяет разрешить противоречия между необходимостью
использования в условиях обостряющейся конкуренции самой современной
техники и быстрым ее моральным старением. Он оказывается особенно
эффективным в отношении особо дорогостоящей, с наибольшим риском морального
старения техники. Так, в конце 60-х - начале 70-х годов лизинговый «бум» за
рубежом был вызван резко возросшим на рынке спросом на электронно-
вычислительную технику, наиболее технически прогрессивную и дорогостоящую
по тем временам, которая и стала наряду со средствами транспорта первыми
объектами лизинга.
В самом широком смысле лизинг представляет собой комплекс
имущественных отношений, складывающихся в связи с передачей имущества во
временное пользование. Такой комплекс, помимо собственно договора лизинга,
включает в себя и другие договоры, в частности договор купли-продажи и
договор займа; при этом отношения по временной передаче имущества в
пользование предстают собой определяющие, стержневые в лизинге.
Вспомогательную роль выполняют отношения по купле-продаже имущества. Эти
отношения не только предшествуют собственно передаче имущества в
пользование, но и завершают весь комплекс отношений лизинга в случае
приобретения имущества пользователем в собственность после окончания
договора лизинга.
Первой стороной является собственник имущества, представляющий его
в пользование на условиях лизингового соглашения (так называемый
лизингодатель). В его лице могут выступать:
. учреждения банка или его филиал, в уставе которых предусмотрен
этот вид предпринимательства;
. финансовая лизинговая компания, создаваемая специально для
осуществления лизинговых операций, основной и фактической
единственной функцией которой является оплата имущества,
финансирование сделки;
. специализированная лизинговая компания, которая в дополнение к
финансовому обеспечению сделки берет на себя весь комплекс услуг
нефинансового характера: содержание, ремонт имущества, замену
изношенных частей, консультация по его использованию и т.д.;
. любая фирма или предприятие, для которых лизинг непрофилирующая,
но и незапрещенная уставом сфера предпринимательства и которые
имеют финансовые источники для проведения лизинговых операций.
Второй стороной является пользователь имущества (так называемый
лизингополучатель), которым может быть юридическое лицо любой формы
собственности: государственное предприятие, организация, кооператив,
акционерное общество, товарищество и т. д.
Третий участник лизинговой сделки – продавец имущества будущему
собственнику-лизингодателю (поставщик), которым может быть, любое
юридическое лицо: производитель имущества, кооператив, снабженческо-
сбытовая, торговая организации и т.д.
В классической лизинговой сделке взаимоотношения между субъектами
строятся по следующей схеме: будущий лизингополучатель, нуждающийся в
определенных видах имущества, самостоятельно подбирает располагающего этим
имуществом поставщика. В силу отсутствия собственных средств и доступа к
заемным средствам для приобретения его в собственность он обращается к
будущему лизингодателю, имеющему необходимые средства, с просьбой о его
участии в сделке. Оно выражается в покупке им имущества у поставщика в
собственность и последующей его передаче лизингополучателю в пользование на
оговоренных условиях.
Ограничение взаимоотношений двумя участниками (собственником и
пользователем) присуще двусторонним рентинговым соглашениям. Возникающие
при этом отношения во многом сходны с отношениями лизинга. Их основное
отличие состоит в том, что договор заключается на более короткий срок, в
течение которого все обслуживание имущества возлагается на рентинговую
компанию, вследствие чего и стоимость договора выше, чем при обычной
лизинговой сделке. Кроме того, рентинг не предусматривает права последующей
покупки арендованных машин и оборудования.
Стержнем любой лизинговой сделки является финансовая, а точнее
кредитная операция. Лизингодатель оказывает пользователю своего рода
финансовую услугу: он приобретает имущество в собственность за полную
стоимость и за счет периодических взносов в конечном счете возмещает эту
стоимость. Поэтому, исходя из финансовой стороны отношений, лизинг
рассматривают как одну из форм кредитования машин и оборудования,
альтернативную традиционной банковской ссуде.
Лизинг рассматривается с различных точек зрения, в основе которых
находится противоречивая, двойственная природа лизинга. Эта двойственность
проявляется в том, что, с одной стороны, лизинг представляет собой вложения
средств на возвратной основе в основной капитал. Предоставляя на
определенный период элементы основного капитала, собственник в
установленное время получает их обратно, т.е. налицо существование
принципов срочности и возвратности; за свою услугу он получает
вознаграждение в виде комиссионных - тем самым обеспечивается реализация
принципа платности. Следовательно, по своему содержанию лизинг
соответствует кредитным отношениям и сохраняет сущность кредитной сделки.
Таким образом, если рассматривать лизинг в качестве передачи
имущества во временное пользование на условиях срочности, возвратности и
платности, его можно классифицировать как товарный кредит в основные фонды.
В экономическом смысле лизинговый кредит есть кредит, предоставляемый
лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование
имущества. Субъектами лизингового кредита выступают в лице заимодателя -
лизингодатель и в лице заемщика - лизингополучатель, а объектом ссуды
являются машины, оборудование, транспортные средства) и другие элементы
основных средств.
3.2. Факторинговое обслуживание
Факторинг - переуступка факторинговой компании неоплаченных
долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между
контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях
коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского,
информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания
поставщика.
В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых
требований факторинговой компании, что является общим элементом для всех
видов факторинга.
Факторинговые операции банков классифицируются как:
. внутренние, если поставщик и его клиент, т.е. стороны по
договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся
в одной и той же стране, или международные;
. открытые, если должник уведомлен об участии в сделке
факторинговой компании, или закрытые (конфиденциальные).
Уведомление должника при открытом факторинге осуществляется
путем соответствующей записи на счете-фактуре, подтверждающей,
что правопреемником по возникающему долгу является определенная
факторинговая компания и что платеж должен осуществляться в ее
пользу;
. с правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику
возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные
условия связаны с рисками, которые возникают при отказе
плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными
рисками;
. и другие (менее распространенные в отечественной практике).
3.3. Трастовые операции
В зарубежной практике под трастовыми подразумевают операции банков
или финансовых институтов по управлению имуществом и выполнению иных услуг
по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица.
На основании заключенного между заинтересованными сторонами
договора (или по завещанию) доверенное лицо приобретает соответствующие
права и выступает распорядителем имущества включая остатки средств на
банковских счетах. Доверенное лицо обязуется распоряжаться имуществом в
пользу бенефициара, которым может быть сам доверитель имущества либо третье
лицо. Содержание договора может включать распоряжение по завещанию
имуществом завещателя в пользу наследников, принятие ценностей на хранение,
урегулирование требований кредиторов по отношению к неплатежеспособному
лицу или распоряжение средствами и делами обанкротившейся фирмы, управление
имуществом в качестве опекуна несовершеннолетнего лица.
При осуществлении доверительных операций доверенным лицом может
являться как физическое, так и юридическое лицо: специализированная
компания (страховая фирма, траст-компания), коммерческий банк. В тех
случаях, когда доверенным лицом является коммерческий банк, он, будучи
связанным отношениями по доверенности со своим клиентом, действует от имени
своего доверителя и в его интересах либо в интересах третьей стороны.
Трастовые операции используются коммерческими банками в следующих
целях:
. как источник получения дополнительного дохода;
. в качестве способа приобретения контроля над крупными
корпорациями и их денежными средствами;
. для налаживания связей с крупной клиентурой;
. для преодоления ограничений, установленных для коммерческих
банков некоторых стран в области инвестиционной деятельности.
Осуществляя инвестиции в ценные бумаги, траст-отделы банков
предпочитают вкладывать средства, во-первых, в акции фирм, с которыми они
имеют длительные деловые связи; во-вторых в ценные бумаги крупнейших
компаний. Это обусловлено стремлением банков уменьшить издержки на изучение
финансового состояния множества компаний и фирм, получить возможность
участия в управлении ряда компаний и контроля над их деятельностью. Кроме
того, коммерческие банки способны оказывать влияние на курсы акций фирм, в
которые они вкладывают полученные в доверительное управление средства,
путем поддержания устойчивого спроса на рынке на ценные бумаги этих фирм.
Использование трастовых операций позволяет маскировать сращивание
банковского капитала с нефинансовым капиталом. Банкам данные операции
(преимущественно с ценными бумагами) позволяют получить контроль над
корпорациями, поскольку получение в доверительное управление ценных бумаг
означает передачу основных прав в отношении этих ценных бумаг(в том числе
право голоса на собрании акционеров) за исключением права получения дохода
по ним. Как правило доля ценных бумаг, которыми распоряжаются коммерческие
банки по доверенности своих клиентов и которые куплены на средства,
переданные в доверительное управление траст-отделу, превышает долю ценных
бумаг, покупаемых банками за свой собственный счет.
4. Современный кризис банковской системы и возможные решения
проблем
В странах с рыночной экономикой в банковской системе время от времени
возникают проблемы и кризисные ситуации. Был разработан целый ряд
частично противоречивых, частично дополняющих друг друга теорий,
пытающихся объяснить их основные причины на макроэкономическом уровне.
В предыдущем разделе курсовой работы я рассмотрел некоторые наиболее
важные, по моему мнению, причины. Теперь давайте посмотрим, что можно
сделать в сложившейся ситуации.
Во-первых:
Главными причинами неплатежеспособности банков в странах с переходной
экономикой являются плохое качество активов и не прекращающаяся выдача
новых непогашенных в срок ссуд. Поскольку часть производственных мощностей
в этих странах неэффективна, многие предприятия становятся
нежизнеспособными. Ни одна банковская система не может при нормальных
условиях оставаться кредитоспособной, если ее основные клиенты и,
следовательно, реальная экономика не будут рентабельными и не будут
развиваться.
Таким образом, продолжение операций проблемными банками без всяких
изменений в их работе приводит к замедлению темпов экономического роста.
Чтобы не создавать новые убытки, банки, которые, по всей вероятности
останутся неприбыльными даже после рекапитализации, следует закрывать, если
только не появятся особые обстоятельства. В данном случае не следует
забывать, что, если проблемные банки играют важную роль в платежной
системе, то обеспечение клиентов альтернативными платежными услугами может
оказаться непростым делом. Кроме того, потеря депозитов отрицательно
скажется на доверии к банкам и может вызвать общее уменьшение объема
сбережений, которые хранятся в банковской системе.
Во-вторых:
Банки не могут работать как прибыльные финансовые посредники, если
вкладчики не уверены в том, что, ссуженные банкам средства будут
возвращены. Потеря доверия приведет к изъятию депонентами своих средств
из банков, что увеличит стоимость банковского капитала и будет грозить
острым кризисом ликвидности. Подобное влияние на ликвидность может играть
относительно важную роль, если расходы на перестройку банковской системы,
по крайней мере, частично, несут кредиторы частных банков.
Если банки и их клиенты не удостоверятся в том, что ликвидность вскоре
будет обеспечена и что риск неплатежей по ссудам носит ограниченный
характер, сужение кредитования и экономический спад могут продолжаться и
после того, как закроются нежизнеспособные предприятия и банки. Снижение
возможностей банков по мобилизации сбережений в форме депозитов ограничит
их способность в предоставлении новых кредитов, что побуждает предприятия
искать альтернативные источники средств. Это могло бы дать толчок
развитию рынка ценных бумаг или их частному размещению, хотя возможности
были бы ограниченными, поскольку небанковские поставщики капитала зачастую
обладают еще меньшей информацией о предприятиях-заемщиках, чем банки. Для
снижения риска банкротств в результате массового изъятия депозитов
вкладчиками в ходе перестройки может потребоваться достаточно широкая
система защиты депозитов.
В-третьих:
Необходимость банковской реструктуризации обычно бывает вызвана
нерациональным кредитованием. Поэтому любые меры по перестройке
банковской системы должны быть нацелены на улучшение управлением риском в
банках.
Опыт предыдущих случаев финансовой нестабильности служит
свидетельством того, что даже хорошо продуманной системы банковского
надзора недостаточно для того, чтобы предотвратить нездоровую практику
кредитования; недостаточно также полагаться лишь на рыночную дисциплину.
Понимание и хорошее управление рисками на финансовых рынках и на уровне
руководства банков гораздо важнее. Основное внимание следует уделять
повышению финансовой и экономической квалификации, как сотрудников
банковского надзора, так и самих банков.
В-четвертых:
Даже в период кризиса банковской системы главной целью денежно-
кредитной политики центрального банка должно быть сокращение темпов
инфляции. Это обусловлено тем, что
. инфляция лишь временно скрывает проблемы платежеспособности банков,
давая им возможность терпеть новые убытки;
. инфляция порождает финансовую нестабильность и в перспективе замедляет
становление финансовых рынков.
Но есть и другой метод "достижения стабильности", к которому в
неявной форме иногда, к сожалению, прибегает правительство. Это -
стратегия простого выжидания. Выжидания, когда проблемы платежеспособности
банков и предприятий решатся сами собой. Рано или поздно это вызовет
рецидив проблем, которые в этот раз будут гораздо серьезнее, чем раньше.
Заключение
Банковская система молодой рыночной экономики России переживает в
настоящее время тяжелейший этап своего развития. Уже появились новые
виды банков, но остро стоит проблема их надежности.
Проблему устойчивости банков, их выживания и надежности можно
рассмотреть с разных сторон. Прежде всего, это общеэкономическая ситуация,
состояние экономики, направление ее движения на подъем или спад. Во-
вторых, и может быть, самое важное - проводимая в стране кредитно-
денежная, бюджетная политика. И, естественно, деятельность самих банков,
их эффективность, профессионализм персонала, ответственность в делах. Эти
три сферы предопределяют все, что происходит в банковском мире.
Российская банковская система не могла не испытывать влияния
современного экономического кризиса ввиду серьезных недостатков в ее
институциональных основах. Период создания и развития совпал с фазой
неуклонно сужаемого материального воспроизводства, все больше
ограничивающего возможности приложения банковского капитала.
В России сложился такой стереотип банковской системы, который не
приспособлен к выживанию. Вспомним, как появились банки в России. Еще не
было никакого закона, было просто совместное письмо, подписанное министром
финансов и председателем ЦБ. Появился закон о кооперации, в котором, были
установлены очень низкие размеры уставного капитала - 500 тыс. руб. для
кооперативных банков. Принятие законов о ЦБ, о банковской деятельности
наложилось на процесс распада Советского Союза. Шла гонка: кто
демократичней, кто либеральней? Конечно, демократия - это великая,
возможно, высшая ценность. Хотя, как говорил У. Черчилль, это худший вид
государственного устройства, но, к сожалению, лучшего никто не придумал.
Но, какая демократия в банковской системе?! Поговорите с
представителями Центральных банком других стран: самый строгий глаз - за
коммерческими банками, действуют очень жесткие нормы надзора за их
деятельностью. У нас же был принят сверхлиберальный закон о банковской
деятельности, и началось создание коммерческих банков. Они вряд ли смогли
бы в конкурентной борьбе занять достаточно твердые позиции, если бы не
началось насильственное разрушение системы спецбанков. Да, надо было с
течением времени приватизировать их. Монополистов нигде не должно быть. От
того, что у нас высокая концентрация производства, получается, что должны
быть банки
- монополисты. Крупные банки - да! Но не монополисты.
Одно дело, приватизация на эволюционной основе спецбанков ,
превращение их действительно в коммерческие банки - то, что произошло
естественным путем. Сейчас Промстройбанк ничем не отличается от Инкомбанка,
Менатепа или "Российского кредита" . Но когда начали насильственно
разрушать, добились только одного: есть стремление быть вместе и работать
вместе. Другое дело - организационные принципы работы надо продумать, какие
наиболее эффективны в свете сегодняшнего дня.
Поэтому появилось очень много мелких, неспособных выжить, банков. И
они, конечно, засоряли, ухудшали экологию банковского дела. Идет процесс их
отмирания, но любой банк, закрываясь, тянет за собой другие банки. Сейчас,
я считаю, мы должны уделить особое внимание процессу банковских слияний, и
Банк России должен продумать механизмы поддержки этого процесса, там, где
слияние направлено на санирование ряда банков и на улучшение финансовых
позиций других.
Список использованной литературы
1. Банк в бизнесе. Москва, «Приор», 1994 г.
2. Банковская наука: состояние и перспективы развития. Материалы
обсуждения за круглым столом. // Деньги и кредит. N 4, 1996 г.
3. Банковское дело. Под редакцией Лаврушина О.И. Москва, «РоСТо», 1992 г.
4. Бановское дело. Справочник. Москва. 1997 г.
5. Динкевич А., Игнацкая М. Первая половина 90-х годов: уроки
экономического кризиса в России // Деньги и кредит. N 4, 1996 г.
6. Долан Д. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. Санкт-Петербург.
1994 г.
7. Егоров С. Обеспечить безопасное ведение банковского бизнеса. //
Банковское дело, N 4, 1996 г.
8. Егоров С. О мерах по стабилизации и повышению надежности системы
коммерческих банков. // Деньги и кредит, N 5, 1997 г.
9. Мэллоу Г. Быстрый рост российских банков. // Бизнес и банки. № 9, 1996
г.
10. Стэнлейк Д. Ф. Экономика. Москва, “РЕСПУБЛИКА”, 1994 г.
11. Федеральный закон о банках и банковской деятельности в РСФСР от 7 июля
1995 г.