Административная эколого-правовая ответственность в Украине
Административная эколого-правовая ответственность в Украине
15
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПо дисциплине: Эколого-правовая ответственностьПо теме (вариант):№5 Админмстративная эколого-правовая ответственностьКиев, 2004г.ПЛАНВСТУПЛЕНИЕ…..………………………………………………………....3Юридическая ответственность за экологические правонарушения…..5Административная эколого-правовая ответственность………………..8ЛІТЕРАТУРА……….…………………………………………………….15ВСТУПЛЕНИЕСогласно положениям Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопас-ность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Таким образом, защита человека, охрана его жизни и здоровья от отрицательного влияния окружающей среды является приоритет-ным направлением государственной политики, в том числе и в об-ласти экологической безопасности и охраны окружающей среды. Конституция Украины определяет как обязанность государства сохранение генофонда украинского народа, обеспечение экологичес-кой безопасности для человека и всего животного мира, преодоле-ние особо негативных для Украины последствий Чернобыльской ка-тастрофы. Выполнение требований ст. 16 Конституции Украины возможно лишь при условии правильной политики государства в области использования и охраны природных ресурсов.Нужно различать использование и охрану природных ресурсов. При использовании природных ресурсов достигаются определенные хозяйственные и иные цели (добыча, переработка и т. п.). Цель ох-раны -- предотвратить экологически вредное влияние хозяйствен-ной и иной деятельности на окружающую природную среду, защи-тить ее от загрязнения, порчи, истощения или разрушения, создать безопасную окружающую среду для жизни и здоровья людей.Названные цели взаимозависимы и взаимообусловлены, так как рациональное использование природных ресурсов предполагает бе-режное к ним отношение, недопущение необратимых для них по-следствий, то есть их охрану.Определение экологической политики в Украине осуществляет Верховная Рада Украины, которая утверждает общегосударствен-ные программы охраны окружающей среды, устанавливает основа-ния использования природных ресурсов.Экологическая политика Украины направлена на усовершенство-вание природоохранного законодательства и регламентацию режи-мов природопо-льзования с целью их адаптации к условиям рефор-мирования экономики, изменения форм собственности; внедрение программно-целевых методов реализации экологической политики путем разработки различного уровня программ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; усовер-шенствование экономического механизма природопользования в соответствии с осуществляемыми экономическими реформами; пос-ледовательный переход на международные экологические стандар-ты технологических процессов переработки и производства продук-ции; организация единой системы надзора и контроля за состояни-ем природных ресурсов и объектов окружающей природной среды; гарантирование экологической безопасности ядерных объектов и радиационной защиты населения и окружающей среды, сведение к минимуму вредного влияния последствий аварии на ЧАЭС; улучше-ние экологического образования и воспитания, усовершенствование информирования населения о состоянии окружающей природной среды.Юридическая ответственность за экологические правонарушенияОтветственность как социальная категория является важ-нейшим средством, обеспечивающим нормальное функцио-нирование общественных отношений. В широком социаль-ном смысле ответственность за экологические нарушения включает в себя претерпевание обществом, государством, пред-приятием либо отдельной личностью отрицательных по-следствий перед настоящим и будущим поколениями лю-дей за состояние естественной среды обитания. Такой соци-ально-философский аспект ответственности, получивший название проспективной или позитивной, представляет со-бой соблюдение всеми субъектами-природопользователями требований объективных закономерностей взаимодействия общества с природой в целях удовлетворения ими своих экономических и экологических интересов. В узко юридическом смысле ответственность представ-ляет собой возложение обязанности претерпевать небла-гоприятные последствия. Так, в соответствии со ст. 66 Конституции «каждый обязан не наносить вред приро-де». В случае неисполнения этой конституционной обя-занности или обязанностей, предусмотренных экологиче-ским законодательством, т. е. совершения противоправ-ных поступков, наступают неблагоприятные последствия правового характера. Такая ответственность за наруше-ние требований экологического законодательства, чаще всего выступает в форме применения соответствующих санкций. Юридическую ответственность за экологические право-нарушения необходимо отличать от некоторых форм эко-номического воздействия на природопользователей, предусмотренных экологическим законодатель-ством. Это может иметь место, например, в форме платы за загрязнение окружающей природной среды в пределах ус-тановленных норм сбросов, выбросов, утилизации. Но их нельзя рассматривать в качестве экономической от-ветственности. Такие меры выступают в качестве элемен-тов, составляющих механизм природопользования, и охра-ны окружающей природной среды, и не входят в содержа-ние института юридической ответственности. Безусловно, при правомерных сбросах и выбросах, причиняется опреде-ленный вред окружающей природной среде. Но они не яв-ляются противоправными действиями и поэтому не могут повлечь за собой юридической ответственности.Вина в экологических правонарушениях в той или иной форме, наряду с другими признаками состава правонару-шения, является обязательным условием возложения юри-дической ответственности. Однако в охранительных от-раслях законодательства имеются различия в требовани-ях по доказыванию вины за совершение экологических правонарушений. Так, по возмещению имущественного вреда вина правонарушителя, как правило, презюмируется, в связи, с чем бремя доказывания своей невиновности лежит на причинителе ущерба окружающей природной среде.Экологическому законодательству известна и так назы-ваемая безвиновная ответственность за причинение вреда лицом, владеющим источником повышенной экологиче-ской опасности. Ни одна из выдвинутых до сих пор цивилистических и экологических концепций не обосновала правовую природу возникновения и возложения юридиче-ской ответственности за безвиновное причинение вреда при-родной среде.Безвиновная ответственность основана на факте ее кон-статации в нормативном порядке действующим граждан-ским и экологическим законодательством. Особенностью применения безвиновной ответственности за экологические правонарушения является то, что она распространяется только на гражданско-правовую ответственность, приме-няемую в порядке возмещения вреда, причиненного окру-жающей природной среде.Действующему экологическому законодательству извест-но и освобождение от ответственности в некоторых случа-ях совершения экологического правонарушения. Оно име-ет место при причинении вреда природной среде в услови-ях крайней необходимости, когда природным объектам причиняется ущерб противоправными действиями с целью предотвращения более значительного вреда окружающей среде (уничтожение лесонасаждений для предотвращения распространения лесного пожара, обвалование русла реки черноземом с целью предотвращения затопления). Дейст-вия в условиях крайней необходимости с целью предотвращения более существенного экономического и экологи-ческого вреда, независимо от степени их противоправности освобождает от всех видов юридической ответственности за нарушения экологического законодательства.Экологические правонарушения влекут юридическую от-ветственность лиц, их свершивших. На это содержится пря-мое указание в нормативных актах экологического законо-дательства. Так, нарушение законодательства об охране окружаю-щей природной среды влечет дисциплинарную, администра-тивную, гражданскую и уголовную ответственность. Анало-гичные нормы содержатся и во всех обновленных ресурсовых отраслях украинского законодательства.Нормы экологического права содержат в себе правовые требования к использованию природных ресурсов и охра-не окружающей среды, пределы надлежащего осуществле-ния прав и исполнения обязанностей по использованию природных объектов, перечень наиболее характерных на-рушений этих прав и обязанностей. Санкции же за эти нарушения содержатся в уголовном, административ-ном, гражданском и трудовом законодательствах. В зави-симости от условий и порядка применения этих санкций различаются соответствующие виды юридической ответст-венности за нарушения экологического законодательства.Административная эколого-правовая ответственностьАдминистративная ответственностьза нарушения экологического законодательства предусмотрены в Кодек-се Украины об административных правонарушениях. В отличие от Уголовного кодекса, Кодекс об административных право-нарушениях содержит специальную главу 7, в которой пре-дусмотрены «Административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, ох-раны памятников истории и культуры».Административная ответственность за экологические правонарушения содержится и в других главах КоАП. К ним следует отнести составы административных правона-рушений об охране здоровья населения -- глава 5, адми-нистративные правонарушения, посягающие на право соб-ственности о природных ресурсах -- глава 6, администра-тивные правонарушения в промышленности, строительстве и в области использования электрической и тепловой энер-гии -- глава 8 и некоторые другие.Основанием для привлечения к административной от-ветственности является административное правонаруше-ние (административный проступок) в области использова-ния и охраны природных ресурсов, т. е. виновное, противо-правное деяние, нарушающее экологический правопорядок в обществе, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Это определение ад-министративного правонарушения непосредственно выте-кает из содержания статьи 9 КоАП.Административная ответственность является оператив-ным средством воздействия на правонарушителей, совер-шающих общественно вредные поступки в области ис-пользования природных богатств и охраны окружающей природной среды. В подавляющем большинстве случаев ответственность применяется в административном порядке и для ее возложения не требуется определение размера вреда. Наиболее распространенным видом административно наказуемых экологических правонарушений является не-выполнение требований экологической безопасности. К нему относятся: несоблюдение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве и эксплуата-ции промышленных объектов, переработке, транспортиров-ке, хранении, учете и уничтожении промышленных и бы-товых отходов, нарушение правил использования и требо-ваний охраны отдельных видов природных ресурсов. Не менее распространенными являются правонарушения в виде самовольного занятия и использования природных объектов. Под самовольным занятием и использованием природных объектов понимается овладение и использова-ние ресурсов природы без их передачи, предоставления, вы-деления, отвода или разрешения компетентными на то го-сударственными органами или органами местного самоуправ-ления. Условия и порядок передачи объектов природы в собственность либо предоставления в пользование или в аренду, выдачи лицензий и разрешений на использование естественных богатств природы предусмотрены законода-тельством. В условиях разгосударствления и приватизации естественных ресурсов количество этих видов правонару-шений значительно возросло.Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выра-жается в действии (бездействии) физических и юридических лиц в области охраны окружающей природной среды, в том числе в об-ласти землепользования (ст.ст. 52--56 КоАП), использования недр (ст.ст. 57, 58 КоАП), водопользования (ст.ст. 59--62 КоАП), лесо-пользования (ст.ст. 63--77 КоАП), правил охраны атмосферного воздуха (ст.ст. 78--79 КпАП), правил охраны окружающей среды (ст.ст. 791--81, 90'--912 КоАП), правил пользования промышленны-ми отходами, пестицидами, токсичными веществами (ст.ст. 82--83, 913 КоАП), правил пользования растительным и животным миром ст.ст. 85--912 КоАП), правил деятельности в исключительной (морской) экономической зоне Украины (ст.ст. 22--26 Закона Украи-ны «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины»),Основными актами, регулирующими вопрос рационального ис-пользования и охраны земель, являются: Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года; Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года; Закон Украины «Об обеспе-чении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года. К правонарушениям в сфере землепользования относятся: порча и загрязнение сельскохозяйственных и иных земель (ст. 52), нару-шение правил использования земель (ст. 53), самовольное занятие земельного участка (ст. 531), сокрытие или искажение данных зе-мельного кадастра (ст. 532), несвоевременное возвращение временно занятых земель или не приведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 54), и прочие правонарушения.Целью перечисленных правовых норм является обеспечение ох-раны земли как элемента окружающей природной среды; соблюде-ние земельного законодательства, порядка временного пользования землей; недопущение нанесения экологического вреда землям. Статья 53 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил использования земель. Содержание упомянутой статьи име-ет целью обеспечение охраны земли как самого важного фактора жизнеобеспечения населения и средств производства, необходимых для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимо-связи с другими его образующими -- водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром.Статья содержит несколько составов административных право-нарушений:1) использование земли не по целевому назначению,невыполнение природоохранного режима использования земель,размещение, проектирование, строительство, введение в дей-ствие объектов, которые отрицательно влияют на состояние земель, 4) неправильная эксплуатация, уничтожение или поврежде-ние противоэрозионных гидротехнических сооружений, защитных лесонасаждений.Объектом данного правонарушения являются общественные от-ношения в сфере рационального использования и охраны земель. С объективной стороны указанные правонарушения характери-зуются умышленной виной. Субъектами могут быть граждане и должностные лица. Дела об этих административных правонарушениях рассматриваются должно-стными лицами органов земельных ресурсов (ст. 2381) и Минэкоресурсов (ст. 2421),Правила охраны водных ресурсов регламентируются Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» от 19 февра-ля 1991 года, Водным кодексом Украины от 6 июня 1995 года и подзаконными актами.Нарушение таких правил (ст. 59 КоАП) возможно только в случаях действия (бездействия) водопользователей. Цель данной статьи - обес-печение административно-правовыми средствами охраны вод, их при-родных качеств, соблюдение порядка водопользования и недопущение отрицательного влияния на иные элементы окружающей среды. Статья содержит несколько составов административных правонарушений.Объектом данных правонарушений являются общественные отно-шения в сфере охраны и использования водных ресурсов, производ-ственной и иной деятельности, связанных с их влиянием на воды.Правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 59 могут совершать-ся как умышленно, так и по неосторожности, а предусмотренные ч. 2 ст. 59 характеризуются умышленной виной.Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 59, могут быть как должностные лица, так и отдельные граждане, а субъектами ч. 2 -- только должностные лица. Дела об этих правонарушениях рассматриваются органами Минэкоресурсов и органами охраны водных ресурсов.Закон Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» за нарушение законодательства об исключительной (морской) экономической зоне Украины предусматривает админист-ративную ответственность физических и юридических лиц.Статья 26 «Загрязнение морской среды» предусматривает админист-ративную ответственность юридических лиц за незаконное загряз-нение любым способом морской среды исключительной (морской) экономической зоны Украины веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, иными отходами, материалами и предметами, которые могут причинить ущерб или создать препят-ствия для правомерной деятельности на море, а также иные нару-шения правил предотвращения загрязнения морской среды.Цель вышеуказанной статьи -- обеспечение охраны морской водной среды исключительной (морской) экономической зоны Украины от загрязнения.В зависимости от характера, содержания и вида эколо-гического правонарушения, согласно положениям ст. 24 КоАП, могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение; наложение штрафа; конфи-скация орудий и средств совершения правонарушения; ли-шение права заниматься деятельностью, связанной с ис-пользованием природных ресурсов и объектов природы, исправительные работы, административный арест. При этом ст. 25 КоАП подразделяет административные взыскания, в т. ч. за экологические правонарушения, на основные и дополнительные. Согласно ч. 2 ст. 25 КоАП за одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взы-скание. Однако в настоящее время это положение вступи-ло в определенное противоречие с требованиями ст. 61 Конституции, гласящей о том, что «никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и тоже правонарушение».Предупреждение, как мера административного воздей-ствия за экологическое правонарушение, выносится в письменной форме. Оно вручается правонарушителю под роспись, о чем вносится соответствующаязапись в учет-ные документы органов охраны окружающей природной среды.Штраф является самым распространенным видом ад-министративной ответственности в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Он пред-ставляет собой взыскание с правонарушителя определен-ной денежной суммы. Размеры административных штра-фов в настоящее время ограничиваются количеством не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.Конфискация орудий и средств совершения экологиче-ского правонарушения применяется как дополнительная мера административной ответственности. К ним относят-ся орудия лова или отстрела, средства добычи и приспо-собления сбора, технические средства и специальные ору-дия.Лишение права заниматься деятельностью, связанной с использованием природных ресурсов и объектов природы, как мера административного взыскания, также предусмот-рена в КоАП. Оно может наступить за нарушение правил использования объектов животного мира, а частности за нарушения правил ведения охоты -- сроком до 3-х лет. Однако лишение права на ведение охоты не может приме-няться к лицам, для которых охота является основным источником существования.Предусмотренное ч. 3 ст. 68 экологического закона без-возмездное изъятие незаконно добытых природных ресур-сов и изготовленной из них продукции не относится к мерам административной ответственности за нарушение экологического законодательства. Но административному законодательству в качестве меры ответственности извест-но изъятие предмета, явившегося орудием совершения пра-вонарушения. Однако при безвозмездном изъятии неза-конно добытых природных ресурсов, например добычи по-лезных ископаемых, заготовки древесины, вылова рыбных запасов, имеет место изъятие у правонарушителя того, что ему не принадлежит на законном основании. Полученные доходы от реализации незаконно добытых ресурсов приро-ды и произведенной из них продукции направляются в государственный и местные фонды охраны окружающей природной среды.Меры административной ответственности за экологи-ческие правонарушения могут применяться административными комиссиями, образуемыми при исполкомах го-родских, поселковых и сельских Советов, а в случаях их отсутствия -- самими исполкомами сельских и поселко-вых Советов, районными (городскими) судами или судья-ми, органами государственных инспекций и уполномочен-ными на то должностными лицами.Наиболее распространенным является применение ад-министративных взысканий государственными органами, их инспекциями и специально уполномоченными на то должностными лицами. К ним относятся центральные и местные органы государственного санитарного надзора, ве-теринарного контроля, охраны земельных и водных ресур-сов, рыбоохраны и охраны охотничьего хозяйства, лесной охраны и карантинной службы растений, экологии и при-родных ресурсов, архитектурно-строительного контроля, стандартизации, метрологии и сертификации, их руководи-тели и должностные лица, уполномоченные действующим законодательством на применение мер административно-го воздействия на правонарушителей.Дела об административных правонарушениях в облас-ти использования природных богатств и охраны окружаю-щей среды могут рассматриваться в соответствии с состав-ленными протоколами коллегиально указанными органа-ми либо единолично уполномоченными лицами. Взыскания налагаются в соответствии с принимаемыми решениями подлежат исполнению в порядке, установленном админи-стративным законодательством.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКонституция Украины. - К., 1996.Кодекс Украины об административных праванарушениях.Водный кодекс Украины.Земельный кодекс Украины.Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года.Закон Украины «Об обеспе-чении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года. Закон Украи-ны «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины».Закон Украины «Об природно-заповедном фонде» от 16 июня 1992года.Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16 октября 1992 года. Закон Украины «Об экологической экспертизе» от 09 февраля 1995 года.Закон Украины «Об природно-заповедном фонде Украины» от 16 июня 1992 года. Малышко М.И. Основы экологического права Украины.- К., 1999.Джигирей В.С. Экология и охрана окружающей среды.-К., 2000.Шило В.В., Бабьяк О.С. Экологическое право Украины.-Харьков, 1997.