2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
ЗАДАЧА 24
ВВЕДЕНИЕАнализ основных положений теории права позволяет утверждать, что право Республики Беларусь образует определенную систему, структурными звеньями которой являются норма, отрасль, подотрасль, институт и субинститут права. Наиболее крупным звеном этой системы являются отрасли права. Одним из дифференцирующих признаков отраслей являются их предметы. Как и любая другая отрасль, административное право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, которые и составляют ее предмет. Административное право обслуживает наиболее важную и динамично развивающуюся сферу общественных отношений, связан-ных с осуществлением государством своих основных функций, цель которых - обеспечение общественного блага. Следует, однако, отметить, что достижение этой социально важной в условиях построения правового, демократического общества задачи невозможно без наличия определенного государственно-правового механизма, отражающего объективно складывающуюся в конкретном государстве систему общественных отношений. Предмет административного права составляют общественные отношения властного, организационного харак-тера, возникающие между органами публичной администрации, их должностными лицами и гражданами (их объединениями) в процессе осуществления ими функций государственного управления. Граждане, предприятия, организации, различные общественные формирования в процессе повседневной деятельности постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами административного права. Административно-правовые отношения воз-никают, например, между гражданами и органами милиции в случае нарушения первыми норм поведения в общественных местах. Нормы административного права распространяются и на отношения, возникающие в процессе реализации гражданами и организациями ряда своих прав, например, при обращении их в соответствующие государственные органы. Посредством административно-правовых норм определяется правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти (сотрудников) и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус служащих государственных и негосударственных объединений. Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра вни-мания на обеспечение прав и свобод человека, которые рассматриваются как высшая ценность, привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина. 1. Понятие административной ответственностиАдминистративная ответственность - это форма реагирования государства на правонарушения, которая проявляется в применении полномочными органами (должностными лицами) конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам, совершившим правонарушения. Структуру административной ответственности составляют следующие элементы: основания; субъекты; условия; меры ответственности (административные взыскания); процедура, порядок привлечения к ответственности; административный процесс [2, c.213]. Административная ответственность - ключевой институт административного права, она охватывает большой массив административно-правовых норм, характеризующих и регулирующих данный вид ответственности. Административным законодательством Республики Беларусь установлены следующие виды ответственности: административная ответственность граждан; административная ответственность организаций; дисциплинарная ответственность военнослужащих, работников милиции, студентов, учащихся и лиц, свобода которых ограничена по приговору суда; материальная ответственность военнослужащих и работников МВД. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще, но в то же время и специфическими, характерными только для данного вида ответственности. Среди последних можно выделить следующие: 1) основанием для наступления административной ответственности является административное правонарушение, а иногда неправомерное деяние вообще; 2) она менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица и увольнения с работы; 3) она состоит в применении к субъектам административных взысканий, т.е. является карательной ответственностью, ибо в ст.4.1. КоАП Республики Беларусь сказано: «Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП Республики Беларусь; 4) к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются суды, судьи, многие органы исполнительной власти полный их перечень содержится в разделе 3 КоАП Республики Беларусь; 5) субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели). Вопрос о привлечении к административной ответственности юридических лиц является дискуссионным; 6) административная ответственность имеет всеобщий характер, так как правила (например, дорожного движения, поведения в общественных местах и т.д.), нарушение которых влечет административную ответственность, являются обязательными для всех граждан. Должностные лица привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности; 7) существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что делает процедуру оперативной и экономичной, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту; 8) она урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности [2, c.214]. Итак, административная ответственность обладает рядом признаков, отличающих ее от других видов ответственности, но основная заключается в том, что основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания. Административная ответственность как правовой институт базируется на таких основополагающих принципах, как законность, ответственность за вину, целесообразность, неотвратимость наказания привлечения к ответственности, гласность. Она является эффективным средством борьбы с правонарушениями, действенным инструментом укрепления дисциплины и обеспечения организованности во всех сферах государственного управления. В соответствии со ст.4.1КоАП административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП [1, с.15]. Принципами административной ответственности являются: 1) Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма. 2) Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании настоящего Кодекса. 3) Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 4) Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств. 5) Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности. 6) Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те совершенные им противоправные деяния и наступившие вредные последствия, предусмотренные Кодексом, в отношении которых установлена его вина. Административная ответственность за невиновное деяние не допускается. 7) Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение. 8) Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий. 9) Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их дело-вой репутации. Кроме того, при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать возраст, с которого наступает административная ответственность. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Общие правила наложения административного взыскания содержатся в ст.7.1 КоАП, согласно которой административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация применяется независимо от того, указана ли она в санкции статьи Особенной части Кодекса. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность должностного лица или иного работника юридического лица, совершившего административное правонарушение, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание [1, с.31]. Административная ответственность наряду с другими формами государственного принуждения является эффективным средством борьбы с правонарушениями, действенным инструментом укрепления дисциплины и организованности во всех сферах государственного управления. 2. Законодательные основы административной ответственностиОснования административной ответственности содержит Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь. В соответствии с ним, основаниями административной ответственности являются изложенные в нем деяния. Так, физическое лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь: 1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1); 2) за мелкое хищение (статья 10.5); 3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9); 4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29); 5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45); 6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58); 7) за мелкое хулиганство (статья 17.1); 8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая - третья, пятая статьи 18.3); 9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4); 10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9); 11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10); 12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34); 13) за повреждение историко-культурных ценностей (статья 19.4); 14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7); 15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46); 16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47). Административная ответственность по требованию может наступить при следующих деяниях: 1) умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1); 2) клевета (статья 9.2); 3) оскорбление (статья 9.3); 4) отказ в предоставлении гражданину информации (статья 9.6); 5) присвоение найденного имущества (статья 10.6); 6) причинение имущественного ущерба (статья 10.7); 7) уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (статья 10.8); 8) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9); 9) разглашение коммерческой или иной тайны (статья 22.13). Эти деяния влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности. Ответственность несовершеннолетних имеет свои особенности и в соответствии со ст.4.6. КоАП: административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с Кодексом. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ. На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части Кодекса [5, с.215]. По-иному наступает ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине Согласно ст.4.7. КоАП «военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанные во время прохождения сборов, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной службы - и штраф. Физические лица, кроме указанных в части первой статьи, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях» [1] В соответствии со ст.4.8. свою особенность имеет ответственность индивидуального предпринимателя и юридического лица: 1) Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части Кодекса. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части Кодекса для физического лица. 2) Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части Кодекса. 3) При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. 4) При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. 5) При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. 6) При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. 7) Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо или иного работника юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица или иного работника юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо [1, с. 20]. 3. Ограничение административной ответственности. Освобождение от административной ответственностиПри наложении взыскания за административные правонарушения учитывается наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственностьОбстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение; 2) предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения; 3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда; 4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка; 5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств; 6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет; 8) совершение административного правонарушения беременной женщиной. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение [1, с.32]. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением содержатся в гл.5, согласно которой ими признаются: 1) Необходимая оборона (ст.5.1. КоАП) Каждое физическое лицо имеет право на защиту от противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда. 2). Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение (ст.5.2. КоАП). Не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное право-нарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным [1, с.22]. 3. Крайняя необходимость (ст.5.3. КоАП). Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный. Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить. 4. Обоснованный риск (ст.5.4. КоАП). Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым КоАП законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает основания и порядок освобождения от административной ответственности. Основаниями для освобождения от административной ответственности являются характер правонарушения и личность правонарушителя. Закон не раскрывает содержания этих понятий, но вполне логично, что ими могут быть раз-личные обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения (ст.7.3, 7.4. КоАП), личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение [1, с.38]. Условиями освобождения от административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения, целесообразность применения к лицу, его совершившему, меры ответственности. Принимать решения об освобождении от административной ответственности может только орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело о данном правонарушении. В соответствии со ст.8.2 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности. Административная ответственность может быть заменена устным замечанием, которое не влечет за собой никаких последствий. Освобождение от административной ответственности может также проявляться в ее замене мерами общественного воздействия либо другим видом ответственности. Согласно ст.8 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия. О мерах общественного воздействия, применяемых к лицам, совершившим указанные в ст.8 КоАП правонарушения, органы и организации, которым направлены материалы, обязаны сообщить в десятидневный срок органам (должностным лицам), направившим материалы. В соответствии со ст.8.5 КоАП военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также за административные таможенные правонарушения, за нарушение правил получения, расходования, учета, хранения драгоценных металлов и камней во всех видах либо изделий, их содержащих, а также сбора и сдачи в государственный фонд их лома и отходов эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим срочной службы и штраф [2, с.263]. Вместе с тем в ст.8.5 КоАП указано, что другие, кроме указанных в части первой этой статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, за совершение административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях. В случаях, указанных в части первой статьи 4.8. КоАП, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взыскания передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. При добросовестном отношении к труду и примерном поведении лица, лишенного на определенный срок права управления транспортным средством или нрава охоты, орган (должностное лицо), наложивший взыскания, может по истечении не менее половины назначенного срока сократить по ходатайству общественной организации, трудового коллектива срок лишения указанного права [2, с.264]. Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия). В последнем случае имеется в виду необходимая оборона, крайняя необходимость, невменяемость лица, которое во время совершения противоправного действия не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Ограничение административной ответственности может выражаться в ограничении применения к тем или иным субъектам административных взысканий либо оснований для их применения. В первом случае лицо признается субъектом данного административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое взыскание из предусмотренных за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, к инвалидам I и II группы. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Имеются и другие ограничения в применении конфискации, возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специальных прав [2, с.265]. Ограничения оснований для применения административных взысканий установлены в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, связанной с применением административных взысканий в административном порядке, и в других случаях, предусмотренных законодательством. Так, военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. На общих основаниях они несут ответственность лишь за нарушение правил дорожного движение, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и контрабанду. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы, административный арест, к военнослужащим срочной службы и штраф. Но они могут быть освобождены от административной ответственности за эти правонарушения органом (должностным лицом), решающим дело, с передачей материалов для решения вопроса о дисциплинарной ответственности. Не подлежат ответственности за административные правонарушения иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции в Республике Беларусь [2, с.265]. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 4.3, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, административная ответственность - это форма реагирования государства на правонарушения, которая проявляется в применении полномочными органами (должностными лицами) конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам, совершившим правонарушения. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще, но в то же время и специфическими, характерными только для данного вида ответственности. Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность должностного лица или иного работника юридического лица, совершившего административное правонарушение, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение; 2) предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения; 3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда; 4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка; 5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств; 6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет; 8) совершение административного правонарушения беременной женщиной. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З с изменениями и дополнениями в Законе Республики Беларусь от 5 августа 2008 г. № 428-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 196, 2/1525. - Закон Республики Беларусь вступил в силу 13 сентября 2008 г.
Административное право / Под общей редакцией Л.М. Рябцева. - Минск: Книжный Дом, 2007. - 320с.
Гавриленко, Д.А., Гавриленко, С.Д. Административное право. - Минск: Амалфея, 2002. - 416 с.
Гавриленко, Д.А., Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь. - Минск: Дикта, 2007. - 416с.
Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. - Минск: Амалфея, 2008. - 704с.
ЗАДАЧАКоровин, работающий на гидролизном заводе, просверлил небольшую дырку в трубе и, набрав литровую бутылку спирта, унес ее домой. Течь в трубе была обнаружена утром следующего дня. За это время вытекло около 500 л спирта. 1. Дайте юридическую квалификацию действий Коровина (совершеннолетнего, ранее не судимого). Похитив спирт, Коровин совершил правонарушение, квалифицированное ч.1 статьей 10.5. КоАП как мелкое хищение имущества сопряженное с причинением материального вреда гидролизному заводу. В соответствии со ст.10.5. КоАП: «1. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение - влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест». Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище. Непосредственный объект мелкого хищения - общественные отношения, составляющие в своей совокупности право собственности юридического лица. Объективную сторону правонарушения образуют конкретные действия лица, т.е. мелкое хищение имущества юридического лица, совершенное путем: а) кражи; б) мошенничества; в) злоупотребления служебными полномочиями; г) присвоения; д) растраты. Мелким хищением имущества юридического лица признается хищение на сумму, не превышающую установленного минимума базовой величины на момент совершения правонарушения. Стоимость похищенного определяется по государственным розничным ценам. Если розничная цена на похищенное имущество отсутствует, то его стоимость определяется в соответствии с соответствующими указаниями о порядке исчисления цен, действующих в Республике Беларусь. Размер ущерба, причиненного хищением организациям общественного питания (рестораны, кафе и т.д.) и в комиссионной торговле, определяется по ценам, установленным для продажи (реализации) продукции и товаров для этих организаций. Если цена на похищенные ценности отсутствует и нет возможности определить ее по соответствующим документам, стоимость похищенного определяется на основании заключения экспертов. При решении вопроса, является ли хищение мелким, кроме стоимости похищенного, необходимо учитывать его количество (вес, объем) и значимость потерь для организации. Мелкое хищение образует состав административного правонарушения, если совершено лишь в указанных в статье формах. Мелкое хищение чаще всего совершается путем кражи. Под кражей понимается тайное похищение, изъятие имущества из владения юридического лица либо в свою собственность или собственность других лиц. Хищение является тайным (кражей) тогда, когда оно совершается без очевидцев или в присутствии граждан, но эти граждане не осознают истинного значения действий виновного лица или такие действия совершаются незаметно от них (например, кража продуктов из магазинов самообслуживания). Для оценки способа завладения имуществом решающее значение имеет субъективный критерий, т.е. намерение самого правонарушителя действовать тайно, скрытно от всех граждан. Поэтому следует признать, что если лицо, похищая имущество, полагает, что оно действует скрытно, незаметно для других граждан, хотя эти граждане наблюдают за ним и осознают происходящее, действия такого лица квалифицируются как кража, а не как грабеж. В данном случае определяющим признаком является убеждение правонарушителя в том, что имущество изымается им тайно. Кража считается оконченной с момента изъятия имущества и получения лицом реальной возможности распоряжаться или пользоваться им по своему усмотрению. Если лицо, совершившее хотя и мелкое хищение, преследовало цель завладеть имуществом в значительном размере и это подтверждается материалами дела, то такое деяние надлежит квалифицировать как покушение на хищение, предусмотренное нормами уголовного законодательства. При мелком хищении путем злоупотребления служебными полномочиями имущество не находится в ведении должностного лица и его изъятие и обращение в свою собственность или собственность других лиц осуществляется путем незаконных распоряжений, фиктивных документов и т.д. Например, незаконное получение должностным лицом не положенных ему премий, надбавок к зарплате, пенсий, пособий и т.д. является именно таким злоупотреблением. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает характер противоправного деяния, предвидят его вредные последствия в виде материального ущерба юридическому лицу, и желает их наступления. Цель виновного лица - незаконно обратить имущество юридического лица в свою собственность или в собственность других лиц. Субъектом правонарушения может быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, в том числе должностные лица. Помимо этого, правонарушением причинен значительный материальный ущерб. Таким образом, Коровин должен нести ответственность по ч.1 статьи 10.5. КоАП и по статье 14 ГК Республики Беларусь, т.е., возместить убытки, причиненные данным правонарушением гидролизному заводу. Составить протокол об административном правонарушении, а также постановление по делу об административном правонарушении. Протокол и постановление о наложении административного взыскания прилагаются.