Административная ответственность и административно-правовые режимы
План
1. Принципы государственного управления.
2. Административная ответственность: понятие, особенности.
3. Понятие и виды административно-правовых режимов.
Список использованной литературы
1. Принципы государственного управления
Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в процессе практической реализации государственного управления.
Административное право как отрасль публичного права определяется, прежде всего, своим предметом, т.е. системой государственно-управленческих отношений. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник 2007 г. с. 56
Государственное управление является основной сферой действия и применения норм административного права, поскольку по природе своей оно есть не что иное, как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления. Баталина В.В. Краткий курс по административному праву 2009 г. с. 9
Государственное управление в узком понимании - это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне, как РФ, так и её субъектов. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком понимании. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник 2007 г. с. 31
Принципы государственного управления - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие её сущность. Макарейко Н.В. Административное право: конспект лекций 2009г. с. 11.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Общие (социально-правовые) принципы:
Демократизм - народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);
Законность - деятельность органов исполнительной власти должна строится на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы ;
Объективность - при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;
Научность - применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;
Конкретность - осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т.е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;
Разделение властей - подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;
Федерализм - деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между РФ и субъектами РФ.;
Эффективность - достижение целей управленческой деятельности должно осуществляться при минимальных затратах сил, средств и времени;
Организационные принципы:
Отраслевой - осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т.п.);
Территориальный - формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);
Линейный - тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;
Функциональный - органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т.д.);
Двойного подчинения - сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;
Сочетание единоначалия и коллегиальности - наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.
Государственное управление в узком смысле - это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим функции управления, относится и местная администрация, её органы и структурные подразделения. Все эти органы созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного (или муниципального) управления. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник 2007 г. с. 31
2. Административная ответственность: понятие, особенности
Понятие «административная ответственность» можно определить следующим образом: это один из видов юридической ответственности, установленный КоАП РФ в соответствии с ним законами субъектов РФ, суть которого заключается в претерпевании лицами, совершившими административные правонарушения, неблагоприятных последствий от назначенных административных наказаний, состав этих наказаний определяется перечнем ст.3.2 КоАП РФ. Баталина В.В. Краткий курс по административному праву 2009 г. с. 139
Административная ответственность, юридическая ответственность за административный проступок. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - 1984г. с.23
Традиционное понятие административной ответственности - это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Макарейко Н.В. Административное право: конспект лекций 2009г. с.139
Юридический, более точно, следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст.245 КоАП РФ, исключающие ответственность. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник 2007 г. с.545 Например возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, - 16 лет на момент совершения административного правонарушения.
Главным нормативным документом для сферы административной ответственности является КоАП РФ.
Однако у этой монополии есть исключения:
административная ответственность за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами по-прежнему регламентируется НК РФ;
принудительное исполнение постановлений о взысканиях, штрафах и конфискациях наряду с КоАП РФ регулируются ФЗ «Об исполнительном производстве»;
ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и АПК РФ;
если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ - и федеральными (в основном), и субъектов РФ (частично). Бахрах Д.Н. Административное право: учебник 2007 г. с.540-541
Особенности административной ответственности:
является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
субъектами административной ответственности могут быть физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.) а также юридические лица (коллективные субъекты);
административная ответственность реализуется посредством применения мер административных наказаний;
к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнение с работы (службы);
к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).
Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами. Макарейко Н.В. Административное право: конспект лекций 2009г. с.139
Административная ответственность в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ устанавливается на двух уровнях: федеральном (в КоАП РФ) и региональном (в законах субъектов РФ). Баталина В.В. Краткий курс по административному праву 2009 г. с. 140
Несомненным достижением КоАП РФ специалистами признается приведение им материальных и процессуальных правил административной ответственности юридических лиц в единую систему на базе новых концептуальных решений общего характера.
Организации рассматриваются КоАП в качестве субъектов ответственности по половине предусмотренных им составов административных правонарушений. Лишь в двух главах Особенной части КоАП РФ юридические лица не являются субъектами ответственности (по правонарушениям, посягающим на институты государственной власти, а также в области воинского учета). Оговорены в КоАП РФ и составы правонарушений, по которым организация признается единственным субъектом правонарушения, например, за заключение с дисквалифицированным лицом контракта (договора) на управление юридическим лицом (ч.2 ст.14.23 КоАП РФ), нарушение банковского законодательства (ст.15.26 КоАП РФ). И другая особенность КоАП РФ состоит в усиленной ответственности самого юридического лица, точнее, его собственника, который управленческими, финансовыми, контрольными, кадровыми и другими мерами не обеспечил функционирование своей коммерческой и иной деятельности таким образом, чтобы исключить административные правонарушения со стороны всех вовлеченных в сферу своей деятельности должностных не должностных лиц.
Правила административной ответственности организаций помимо всего вышесказанного об их объективной вине и наличии статуса юридических лиц состоят в следующем:
принцип равенства субъектов административных правонарушений перед законом, закрепленные в КоАП РФ, применительно к юридическим лицам означает, что они несут ответственность независимо от своих места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности и других обстоятельств. Иначе говоря, субъектами административной ответственности признаются и российские (резиденты), иностранные (нерезиденты) юридические лица, а также государственные, муниципальные и иные (частные, кооперативные и т.д.) структуры;
перечень административных наказаний, применяемых к юридическим лицам, ограничен и включает предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие и конфискацию орудий или предметов совершения административных правонарушений;
все правила Общих положений КоАП РФ, а также его процессуальных глав применимы также и к юридическим лицам, если в соответствующей не оговорено иное, либо по его смыслу она относится лишь к физическим лицам;
последующая реорганизация юридического лица не исключает административной ответственности за совершенное им деяние;
на административную ответственность юридического лица за правонарушения не оказывают влияния тот факт, привлекается ли за его совершение к административной и даже уголовной ответственности физическое лицо.
В 90-х годах XX веке стало ясно, что для борьбы с правовым нигилизмом организаций, особенно частных, необходимо широко использовать административные санкции. К ним в России невозможно применить уголовные и дисциплинарные методы карательного воздействия. Административная ответственность, административные наказания - единственное, а потому необходимое средство карательного воздействия на юридических лиц, не соблюдающих действующие юридические нормы. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник 2007 г. с.543
3. Понятие и виды административно-правовых режимов
Охрана любого объекта предполагает установление для этой цели определенного порядка и правил, которые в совокупности своей принято называть режимом.
Правовой режим - особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.
Административно-правовой режим (в широком смысле) - общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.
Административно-правовой режим (в узком смысле) - совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления. Макарейко Н.В. Административное право: конспект лекций 2009г. с.106
Правовому режиму присуще следующие признаки:
правовое регулирование целенаправленно осуществляется в интересах определенного объекта, предмета или процесса - носителя правового режима;
в правовых актах закрепляется определенное правовое состояние объекта или процесса, отличное от иных участков правовой действительности и выражающийся в устойчивых взаимосвязях носителя режима с иными социальными объектами; Бахрах Д.Н. Административное право: учебник 2007 г. с.478-479
устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;
регламентируются, в основном, нормами административного права;
закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;
вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;
широко применяются административные методы воздействия;
вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;
нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.
Административно-правовые режимы назначаются:
для бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение
определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;
установления особых правил пользования объектами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, отнесенными к государственной тайне;
обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;
создание условий для эффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Виды административно-правовых режимов.
По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют:
режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, режим административно-территориального образования, режим исключительной экономической зоны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в РФ и др.)
режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывания иностранных граждан на территории РФ);
режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ радиоактивных изотопов, наркотических веществ - разрешительные режимы; паспортно-визовый режим);
административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим, режимы труда и отдыха и др.);
комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).
В зависимости от субъекта установления разделяют:
федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти);
региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ);
местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).
По времени действия режимы различают:
постоянные ( действуют непрерывно);
временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.
В зависимости от объекта - носителя режима:
территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.);
объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания);
режим организаций (режим атомной электростанции, военного объекта, исправительно-трудового учреждения);
режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим);
функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).
Правовой основой административно-правовых режимов служат Конституция, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Список использованной литературы
1. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 3-е изд., пересмотр. И доп. - М.: Норма, 2007. - 816 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: ГроссМедиа, 2009. - 256 с.
3. Краткий курс по административному праву: учеб. пособие/В.В. Баталина. - 3-е изд., испр. - М.: Издательство «Окей-книга», 2009. - 187 с.
4. Макарейко Н.В. Административное право : конспект лекций. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - 189 с.
5. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. - С 56 - 3-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1984 - 1600 с., ил.