Безработица у Украине
6
ВВЕДЕНИЕ
Проблема занятости и безработицы - одна из главных на сегодняшний день во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и прежде всего такие факторы как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции. Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости и безработицы является проблемой номер один для всего мира. Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией Украины, законами и иными нормативными актами, локальными нормативными актами. В законе «О занятости» установлены основы правового статуса безработного гражданина: основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных.
Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями - будущими субъектами трудовых отношений.
Регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются текущим законодательством.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что проблемы занятости и трудоустройства лидируют среди проблем выходящих на первый план.
Цель данной курсовой работы - изучение вопроса правового статуса безработного в законодательстве Украины.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть государственную политику в сфере занятости населения;
- изучить порядок регистрации граждан, которые ищут работу;
- охарактеризовать правовой статус безработных.
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Проблемы занятости и трудоустройство сегодня в Украине является одними из наиболее актуальными. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и такая, что, как правило, приносит им доход в денежной или другой форме. Согласно Конституции Украины граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае безработицы [1].
В отличие от развитых стран в Украине другая природа безработицы. Она возникшая не на фоне перепроизводства, а наоборот - при массовом дефиците. Наибольшее число работников остаются без работы через сокращение объемов производства в связи с недопоставками сырья, комплектующих изделий, нарушением договорных обязательств, разрывом производственных связей. Резкий рост цен на сырье, энергоносителе, оборудование, а также тарифов на транспортное обслуживание, которое привело к банкротству и ликвидации нерентабельных предприятий, также оказывало содействие увеличению количества безработных. Необходимо иметь в виду также реформирования собственности, конверсию оборонительной промышленности, остановку некоторых шахт, сокращение бюджетных учреждений и организаций. Таким образом, на протяжении последних лет на развитие рынка работы влияли факторы, которые привели к спаду производства, ограничение развития социально-культурных областей, рост скрытой безработицы и высвобождение кадров.
Согласно Закону "О занятости населения" с 1 января 1999 г. лица, уволенные по п. 1 ст. 40 КЗоТ, должны были получать помощь за 2 и 3 месяца в размере 100% средней заработной платы не из средств предприятия, а из Государственного фонда содействия занятости населения [2]. Учитывая напряжение на рынке работы, которая сохраняется, Верховная Рада Украины приняла Закон "О сроке введения в действие подпункта "б" пункта 1 статье 26 Закона Украины "О занятости населения" от 17 декабря 1999 года", которым ввела в действие указанный пункт с 1 января 2001 г. Таким образом, государство также старается сдержать рост безработицы, заставляя владельцев осмотрительно подходить к принятию решений о сокращении численности работников, поскольку именно работодателю принадлежит профинансировать период для трудоустройства высвобожденных работников.
Государственная политика Украины занятости населения базируется на таких принципах:
1) обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, обращения к религии, в реализации права на свободный выбор вида деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой с учетом личных интересов и общественных потребностей;
2) содействие обеспечению эффективной занятости, предотвращению безработице, созданию новых рабочих мест и условий для развития предпринимательство;
3) координации деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на основе государственной и региональных программ занятости;
4) сотрудничества профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, владельцев предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов во взаимодействии с органами государственного управление в разработке, реализации и контроли за выполнением мероприятий по обеспечению занятости населения;
5) международного сотрудничества в решении проблем занятости население, включая труд граждан Украины за границей и иностранных граждан в Украине.
Для реализации государственной политики занятости населения профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки трудоустройства и социальной поддержки временно не работающих граждан в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины создается государственная служба занятости, деятельность которой осуществляется под руководством Министерства труда и социальной политики Украины, местных государственных администраций и органов местного самоуправления.
Государственная служба занятости состоит из: Государственного центра занятости Министерства труда и социальной политики Украины, центра занятости Автономной Республики Крым областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, городских и районных в городах центров занятости центров организации профессионального обучения незанятого населения и центров профессиональной ориентации населения, инспекций по контролю за сдерживанием законодательства о занятости населения.
Регуляция правового положения государственных служащих, которые работают в отмеченных подразделах государственной службы занятости осуществляется в соответствии с Законом Украины "О государственной службе".
В состав государственной службы занятости входят также учебные заведения профессиональной подготовки незанятого населения информационно-вычислительные центры, территориальные и специализированные бюро занятости, центры реабилитации населения, предприятия учреждения и организации, подчиненные службе занятости.
В нынешней ситуации государство должна максимально влиять на формирование рынка работы, вести активную политику относительно занятости населения. В основных направлениях социальной политики на 2006-2009 года определенные основные задачи государственной политики в сфере занятости и регулирование рынка работы. С целью преодоления отрицательных явлений в сфере занятости и решение поставленных задач на государственном и региональных уровнях предполагается:
- проводка сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, которая будет стимулировать более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, капиталовложение в области народного хозяйства;
- внедрение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности, особенно на территориях приоритетного развития;
- разработка специальных программ стабилизации экономики для регионов с высоким уровнем безработицы, с выделением под них льготных государственных заказов и кредитов предприятиям при условии увеличения количества рабочих мест;
- реформирование системы назначения и выплаты помощи из безработицу, разработка мероприятий, которые оказывали содействие бы активному поиску работы, участия в общественных роботах и профессиональной переподготовке, сокращение срока безработицы;
- расширение масштабов общественных работ, организация их проводки и финансирование с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей регионов и другие мероприятия.
Государством определены основные направления развития трудового потенциала в Украине на период до 2010 года [3]. Трудовой потенциал - совокупная численность граждан трудоспособного возраста, которые за определенных признаков (состояние здоровья, психофизиологические особенности, образовательный, профессиональный и интеллектуальный равные, социально-этнический менталитет) способные и намерены производить трудовую деятельность.
Основные направления развития трудовой потенциал направлен на процессы модернизации в сфере занятости согласно нуждам структурной перестройки хозяйственного комплекса страны и развития социально ориентированной экономики. В сфере занятости речь идет о создании материально-технических и социально-экономических предпосылок для продуктивной занятости населения (под продуктивной занятостью следует понимать использование трудовых ресурсов и полезной для общества работы, доход от которой обеспечивает работникам уровень жизни, достаточный для воспроизведения их физических, интеллектуальных и профессиональных качеств [4]. Главным в создании таких предпосылок есть осуществления государственного регулирования рынка работы с целью постоянного расширения сферы прикладывания работы и обеспечение надежной социальной защиты работающего и неработающего населения. Предусмотрены такие мероприятия, как оценка общей потребности в рабочих местах в экономике страны и формирование рынка профессий; определение и обеспечение поддержки региональных и отраслевых приоритетов, которые стимулируют процесс создания новых, дополнительных и сохранение имеющихся высокопроизводительных рабочих мест; создание рабочих мест на базе широкого развития малого и среднего бизнеса, самозанятости при условиях формирования действующего инвестиционного и финансового механизма; максимальная легализация нерегламентированной занятости за счет создания малых предприятий аналогичного профиля деятельности; внедрение механизма стимулирования создание рабочих мест для отдельных социально-демографических групп населения (молодые, женщин, инвалидов, военнослужащих, уволенных из военной службы и т.п.); осуществление мероприятий по перераспределению занятого населения между государственным и негосударственным секторами экономики; снижение уровня и продолжительности безработицы путем реализации мероприятий активной политики занятости, в частности через общественные работы и некоторые другие мероприятия.
Отношения относительно обеспечения занятости и трудоустройство регулируются Законом Украины "О занятости населения", КЗоТ Украины (раздел ІІІ-А "Обеспечение занятости освобождающихся работников"), постановлениями Кабинета Министров Украины, а также социально-партнерскими соглашениями и коллективными договорами. Важную роль сыграют акты Международной Организации Работы, которые устанавливают международные стандарты в сфере занятости и трудоустройство. Речь идет о Конвенции МОП №2 о безработице 1919 г., Конвенцию №34 о жалованьях бюро найма 1933 г. (пересмотренные в 1949 г. Конвенцией №96), Конвенцию №44 о помощи лицам, которые являются безработными из независимых от них обстоятельств 1934 г., Конвенцию №88 об организации службы занятости 1948 г., Конвенцию №96 о жалованьях бюро из найма 1949 г. (пересмотренные в 1949 г.), Конвенцию №122 о политике в области занятости 1964 г., Конвенцию №168 о содействии занятости и защита от безработицы 1988 г., Конвенцию №181 о частных агентствах занятости 1997 г. Украиной ратифицировано лишь 2 Конвенции - №2 (рат. 04.02.94) и №122 (рат. 29.05.68).
Закон Украины "О занятости населения" является комплексным законодательным актом, который содержит нормы административного права, права социального обеспечения, трудового права. Этот Закон комплексно регулирует общий объект - сферу занятости, и каждая из названных областей права имеет здесь свой предмет. На этом примере наглядно видно какая не простая проблема соотношения системы трудового права и трудового законодательства. Возможно, целесообразным было бы ввести в научное обращение два понятия - трудовое законодательство и законодательство о работе. В первом случае следует понимать акты, которые содержат исключительно нормы трудового права (КЗоТ, законы об отпусках, об оплате труда, о коллективных договорах и соглашениях), во втором - акты, которые рядом с нормами трудового права содержат нормы других областей права. Если трудовое законодательство содержит систему правовых норм, проникнутых едиными принципами, методами, средствами, присущими лишь для сферы нанимаемой работы, то законодательство о работе представляет собой совокупность правовых норм, пронизанных разными методами в разных пропорциях, и имеет более широкую сферу применения - социальную сферу [5].
В ст. 1 Закона Украины "О занятости населения" занятость определяется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных нужд и та, которая как правило, приносит им доход в денежной или другой форме.
К занятому населению относятся граждане, которые проживают на территории государства на законных основаниях:
- работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в Украине и за границей;
- граждане, которые самостоятельно обеспечивают себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, члены кооперативов, фермеры и члены их семей, которые принимают участие в производстве;
- избранные, предназначенные или утвержденные на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управление и общественных объединениях;
- которые проходят службу в Вооруженных Силах Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Погранвойсках Украины, Войсках внутренней и конвойной охраны и гражданской обороны Украины, органах внутренних дел, других военных формированиях, созданных согласно законодательству Украины, альтернативную (невоенную) службу;
- которые проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства; учатся в дневных общеобразовательных школах и высших учебных заведениях;
- работающие граждане других стран, которые временно находятся в Украине и выполняют функции, не связанные с обеспечением деятельности посольств и миссий.
Нужно учесть, что этот перечень не является исчерпывающим, поскольку в ст. 1 установленный, что законодательством Украины могут предполагаться и другие категории занятого населения.
Государственные гарантии занятости населения закрепленные в статьях 4 и 5 Закона Украины "О занятости населения". Бесплатное содействие в подборе соответствующей работы и трудоустройстве есть одной из основных (но не единой) государственных гарантий права на выбор вида деятельности. Не менее важные бесплатное обучение безработным новым профессиям, переподготовка в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой материальной помощи в период профессиональной подготовки; выплата безработным в установленном порядке помощи по безработице, материальной помощи по безработице; защита от необоснованного отказа в принятии на работу и незаконного освобождения, а также содействие в сохранении работы; компенсация материальных расходов в связи с направлением на работу в другую местность; выплата выходного пособия работникам, которые потеряли постоянную работу на предприятиях, в учреждениях и организациях, в случаях и на условиях, предусмотренных действующим законодательством; включение периода переподготовки и обучение новым профессиям, участию в оплачиваемых общественных роботах, получение помощи по безработице и материальной помощи по безработице к общему трудовому стажу, а также к беспрерывному трудовому стажу и др.
Законом Украины "О занятости населения" установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. Речь идет о трудоспособных гражданах в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите и не способные на равных конкурировать на рынке работы. К ним принадлежат:
а) женщины, которые имеют детей возрастом до 6 лет;
б) одинокие матери, которые имеют детей возрастом до 14 лет или детей-инвалидов;
в) молодежь, которая закончила или прекратила обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических учебных заведениях, освободилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и которой предоставляется первое рабочее место, дети (сироты), которые остались без родительской заботы, а также лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, в порядке исключения, приниматься на работу;
г) лица предпенсионного возраста (мужчины с достижением 58 лет, женщины - 53 лет);
д) лица, уволенные после отбытия наказания или принудительного лечения.
С целью трудоустройства указанных категорий граждан местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по представлению центров занятости бронируют на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, с численностью свыше 20 человек до 5% общей численности рабочих мест за рабочими профессиями, в том числе с гибкими формами занятости.
Согласно п. 1 Положение о порядке бронирования на предприятиях, в организациях и учреждениях рабочих мест для трудоустройства граждан, которые нуждаются в социальной защите, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 г. №578, броня - это количество рабочих мест для обязательного трудоустройства граждан, которые нуждаются в социальной защите; квота рабочих мест - это закрепленная норма рабочих мест, в том числе с гибкими формами занятости, в процентах к количеству рабочих мест для обязательного трудоустройства граждан, которые нуждаются в социальной защите [6].
В Положении указывается, что к гражданам, которые нуждаются в социальной защите и предоставлении первого рабочего места, принадлежат:
а) молодежь до 18 лет;
б) граждане старшие 18 лет, которые закончили или прекратили обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических учебных заведениях, освободились со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы, при условии их регистрации в государственной службе занятости как таких, что ищут работу, не позднее календарного года со дня истечения обучения, освобождение из военной (невоенной) службы;
в) дети (сироты), которые остались без заботы родителей, а именно: дети, которые не достигли 18 лет; воспитанники, ученике, студенты, курсанты, слушателе, стажеры после истечения учебных заведений (очной формы обучения), но не более поздний достижение ими 23-летнего возраста, при условии их регистрации в государственной службе занятости как таких, что ищут работу, на протяжении календарного года со дня истечения обучения;
г) граждане, уволенные после отбытия наказания или принудительного лечения, которые считаются такими, что нуждаются в социальной защите, при условии их регистрации в государственной службе занятости как таких, что ищут работу, не позднее календарного года со дня освобождения после отбытия наказания или принудительного лечения.
В пределах брони местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов устанавливают предприятиям квоту рабочих мест для обязательного трудоустройства граждан, которые нуждаются в социальной защите. Квота рабочих мест устанавливается относительно каждой категории граждан, которые нуждаются в социальной защите.
В случае сокращения численности или штата работников предприятий, учреждений и организаций в размере, который превышает установленную квоту, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов уменьшают или вообще не устанавливают квоты для этих предприятий, учреждений и организаций.
В случае отказа в приеме на работу гражданам из числа указанных категорий в пределах установленной брони из предприятий, учреждений и организаций государственная служба занятости взимает штраф за каждый такой отказ в 50-кратном размере необлагаемого минимума доходов граждан. Полученные средства направляются к местной части Государственного фонда содействия занятости населения и могут использоваться для финансирования расходов предприятий, учреждений и организаций, которые создают рабочие места для этих категорий свыше установленной квоты.
Согласно ст. 19 закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" местные советы совместно с предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями, общественными организациями инвалидов, с участием отделений Фонда Украины социальной защиты инвалидов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, на основе предложений органов Министерства труда и социальной политики Украины ежегодно определяют нормативы рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, для всех предприятий (объединений), учреждений и организаций (независимо от форм собственности и хозяйствование) в размере не меньше 4% от общей численности работающих; а если работает от 15 до 25 лиц - устанавливается норматив в количестве одного рабочего места.
2. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН, КОТОРЫЕ ИЩУТ РАБОТУ
Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.
В целях трудоустройства осуществляется регистрация безработных граждан в органах государственной службы занятости. Основные этапы регистрации безработных граждан определены «Положением о порядке регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, которые ищут работу, и безработных» [7]. Этот порядок включает четыре этапа:
-первичная регистрация безработных граждан;
-регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
-регистрация граждан в качестве безработных;
-перерегистрация безработных граждан.
При первичной регистрации от граждан не требуется никаких документов. Она осуществляется в целях учета общей численности безработных. При этом предполагается, что органы занятости должны фиксировать в регистрационных документах сведения об обратившемся гражданине. На практике, как правило, такой учет не ведется, а процедура первичной регистрации имеет консультативное значение.
Регистрация граждан в целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления им необходимых документов:
-паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
-трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;
-документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;
-справка о среднем заработке по последнему месту работы.
Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалидов, выданные в установленном порядке. Если гражданин не имеет инвалидности, но имеет другие ограничения в трудовой деятельности (например, хроническое заболевание), то он должен предоставить соответствующие медицинские документы.
Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. Гражданину, впервые ищущему работу и не имеющему профессии, орган занятости может предложить два варианта получения профессиональной подготовки. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданина подходящими, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качестве безработного. Однако недопустимо предлагать гражданину одну и ту же работу дважды.
На каждого гражданина, зарегистрированного в целях поисках подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии или отказе граждан с предложениями органов по вопросам занятости.
Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется в срок, установленный органом занятости, но не позднее чем через 11 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом гражданин предъявляет те же документы, что и на этапе регистрации в целях поиска подходящей работы. При необходимости орган занятости может потребовать дополнительную или уточненную справку о среднем заработке по последнему месту работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.
Граждане, признанные безработные, обязаны проходить перерегистрацию не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц. В случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации выплата пособия по безработице может быть приостановлена сроком до трех месяцев. При длительной, т.е. более месяца, неявке на перерегистрацию безработный снимается с регистрационного учета.
При перерегистрации безработные предъявляют паспорт и трудовую книжку. Впервые идущие работу и не имеющие профессии предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Безработные граждане снимаются органами занятости с регистрационного учета в случае признания их занятыми. А так же в случае направления его органом занятости для прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.
Гражданин снимается с регистрационного учета вследствие неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы в орган занятости для предложения ему подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органом по вопросам занятости, для регистрации в качестве безработного.
Безработный снимается с регистрационного учета при переезде в другую местность. В этом случае гражданин будет зарегистрирован в качестве безработного в органе занятости по новому месту жительства.
Законом предусмотрено снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного за предоставление заведомо ложных сведений при регистрации, а также в случае обнаружения злоупотреблений с его стороны.
Наконец, безработный снимается с регистрационного учета в случае назначения ему пенсии в соответствии с пенсионным законодательством Украины. Имеется в виду не только назначение трудовой пенсии по старости на общих основаниях (т.е. при достижении пенсионного возраста), но и досрочное назначение пенсии (в том числе по предложению органов занятости), назначение пенсии за выслугу лет и т.п.
Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в трудоустройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем, которые возникают с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю.
3. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНЫХ
Законом Украины "О занятости населения" впервые был определенный правовой статус безработного. Согласно ст. 2 Закона безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или других предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированные в государственной службе занятости как такие, что ищут работу, готовые и способны приступить к подходящей работе.
Правовой статус безработного включает основные (уставные) права и обязанности и их гарантии. Порядок назначения и выплаты помощи по безработице, его размер и сроки выплаты регулируются статьями 28-30 Закона Украины "О занятости населения", Положением о порядке регистрации, перерегистрации и ведение учета граждан, которые ищут работу, и безработных, выплаты помощи по безработице, а также условия предоставления материальной помощи в период профессиональной подготовки и переподготовки, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 г. №578.
Решение о предоставлении гражданам статуса безработных принимается государственной службой занятости за их личными заявлениями с 8 дня после регистрации в центре занятости по месту проживания [8].
Не могут быть признанные безработными граждане:
а) в возрасте до 16 лет, за исключением тех, которые работали и были высвобождены в связи с изменениями в организации производства и работы, реорганизацией, перепрофилированием и ликвидацией предприятия, учреждения и организаций или сокращением численности (штата);
б) которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), в том числе выпускники общеобразовательных школ, в случае отказа их от прохождения профессиональной подготовки или от оплачиваемой работы, включая работу временного характера, который не нуждается в профессиональной подготовке;
в) которые отказались от двух предложений подходящей работы по моменту регистрации их в службе занятости как лиц, которые ищут работу;
г) которые имеют право на пенсию согласно законодательству Украины.
Граждане, которые зарегистрированы на общих основаниях в государственной службе занятости как такие, что ищут работу, и отказались от двух предложений подходящей работы, не могут быть признанные безработными. Такие лица снимаются из учета и им на протяжении 6 месяцев подаются только консультационные услуги. После истечения шести месяцев со дня снятия с учета они могут зарегистрироваться повторно в государственной службе занятости как такие, что ищут работу.
Работники, которые зарегистрированы в государственной службе занятости согласно п.1 ст. 26 Закона Украины "О занятости населения" и отказались от двух предложений подходящей работы в период поиска работы, теряют право на получение статуса безработного сроком на 3 месяца с дальнейшей перерегистрацией на общих основаниях как таких, что ищут работу.
Следует обратить внимание, которое законодательством закреплены не только права, но и обязанности граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости как таких, что ищут работу, и безработных. Они обязаны оказывать содействие своему трудоустройству, выполнять все рекомендации центра занятости, посещать центр занятости в сроки, установленные работником этой службы.
Для получения статуса безработного с назначением помощи по безработице гражданин должен на следующий день после установленного срока подбора подходящей работы лично подать к столу государственной службы занятости письменное заявление о предоставлении статуса безработного и заявление о том, что он не имеет заработка или других предусмотренных законодательством доходов.
Гражданам зарегистрированным на общих основаниях, помощь по безработице выплачивается с 8-го дня после регистрации в государственной службе занятости к трудоустройству, но не больше 360 календарных дней на протяжении 2 лет.
Для лиц предпенсионного возраста (мужчинам после достижения 58 лет, женщинам - 53 лет), в том числе высвобожденным из предприятий, учреждений и организаций на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ, продолжительность выплаты помощи представляет до 720 календарных дней [9].
Гражданам, которые желают восстановить трудовую деятельность после продолжительной (больше 6 месяцев) перерыва, и гражданам, которые впервые ищут работу, помощь по безработице выплачивается не больше 180 календарных дней.
Помощь по безработице гарантируется в размере:
а) не меньше 50% средней заработной платы за предыдущим местом работы, но не больше средней заработной платы, которая сложилась в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже за установленный законодательством размер минимальной заработной платы, если гражданин на протяжении 12 месяцев, которые предшествовали безработице, работал не меньше 26 календарных недель;
б) не ниже за установленный законодательством размер минимальной заработной платы - во всех других случаях, включая граждан, которые ищут работу впервые или после продолжительной (больше 6 месяцев) перерыва.
Постановлением Кабинета Министров Украины "О повышении размеров помощи за счет средств Государственного фонда содействия занятости населения" установлены такие размеры помощи за счет средств Государственного фонда содействия занятости населения:
а) помощь по безработице согласно подп. "б" п. 1 ст. 29 Закона "О занятости населения" в размере 25 гривен;
б) помощь по безработице, материальную помощь в период профессиональной подготовки и переподготовки согласно підп. "бы" ч. 1 п. 1 ст. 26, ст. 27 и підп. "а" п. 1 ст. 29 указанного Закона в размере не менее чем 25 гривен и не больше за среднюю заработную плату, которая составлялась в народном хозяйстве соответствующей области;
в) материальную помощь по безработице согласно п. 1 ст. 31 Закона в размере 18 гривен 75 коп;
г) одноразовую материальную помощь безработным и членам их семей согласно п. 3 ст. 31 Закона в размере 12 гривен 50 коп [10].
Особые гарантии работникам, которые потеряли работу в связи с изменениями в организации производства и работы, предусмотренные для работников, трудовой договор с которыми было разорвано по инициативе владельца в связи с ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, а также для военнослужащих, уволенных из военной службы в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию (п. 1 ст. 26 Закона Украины "О занятости населения").
К особым гарантиям принадлежат:
а) предоставление статуса безработного, если на протяжении 7 дней работнику не была предложена подходящая работа; право на получение помощи по безработице в размере 100% средней заработной платы за последним местом работы на протяжении 60 календарных дней, 75% - на протяжении 90 календарных дней и 50% - на протяжении следующих 210 календарных дней, но не больше средней заработной платы, которая сложилась в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы;
б) сохранение за новым местом работы на весь период профессионального учения по отрывом от производства средней; заработной платы за предыдущим местом работы;
в) право на досрочный выход на пенсию за 1,5 года к установленному законодательством срока лиц предпенсионного возраста, которые имеют установленный законодательством о пенсионном обеспечении необходимый общий трудовой стаж (в том числе на льготных условиях).
Высвобожденным работникам предоставляются также другие льготы и компенсации согласно законодательству. Следует учесть следующее. Положение підп. "б" должно было вводиться с 1 января 1999 г. Однако в связи с тем, что Законом Украины от 17 декабря 1999 г. эта дата изменена на 1 января 2001 г., в данное время сохраняется раньше действующий порядок: работникам, высвобожденным из предприятий, учреждений, организаций, при расторжении трудового договора по п. 1 ст. 40 КЗоТ сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не более чем на 3 месяца со дня освобождения с учетом выплаты выходного пособия (ч. 1 ст. 49-3 КЗоТ), а помощь по безработице подается в размере 75% средней заработной платы за последним местом работы на протяжении следующих 3 месяцев и 50% на протяжении следующих 6 месяцев, но не больше средней заработной платы, которая сложилась в народном хозяйстве соответствующей области, и не ниже установленной законодательством минимальной заработной платы.
Гражданам, зарегистрированным в государственной службе занятости как таких, что ищут работу, и безработные, согласно п. 1 ст. 26 Закона Украины "О занятости населения", в период профессиональной подготовки и переподготовки выплачивается материальная помощь в размере 75% их средней заработной платы за последним местом работы, но не больше средней заработной платы, которая сложилась в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы.
Гражданам, которые освободились из предприятий, учреждений и организаций по другим причинам, чем установленные п. 1 ст. 26 Закона, или которые впервые ищут работу, или продолжительное время (больше 6 месяцев) не работают, или завершили обучение в профессионально-технических и высших учебных заведениях, или освободились со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы, зарегистрированным в государственной службе занятости как таким, что ищут работу, и безработным, в период профессиональной подготовки и переподготовки выплачивается материальная помощь в размере помощи по безработице, предусмотренной для этой категории граждан.
Безработные после истечения срока выплаты помощи по безработице могут получать на протяжении 180 календарных дней материальную помощь по безработице в размере до 75% установленной законодательством минимальной заработной платы при условии, который среднемесячный совокупный доход на член семьи не превышает установленного законодательством необлагаемого минимума доходов граждан.
Материальная помощь по безработице может назначаться со следующего дня после истечения выплаты помощи по безработице. Условия и порядок выплаты безработным материальной помощи по безработице, одноразовой материальной помощи членам семьи, которые находятся на содержании безработного, а также гражданам, в которых закончился срок выплаты помощи по безработице, и помощи на погребение в случае смерти безработного или лица, которое находилось на его содержании, определяются Положением о порядке представления материальной помощи по безработице, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 г. №578.
Местные государственные администрации при участии государственной службы занятости для обеспечения временной занятости населения, прежде всего лиц, зарегистрированных как безработные, организовывают оплачиваемые общественные работы на предприятиях коммунальной собственности и по договорам - на других предприятиях.
Оплачиваемые общественные работы --..это общедоступные Сойди временной трудовой деятельности граждан., что не нуждаются в специальной квалификации и выполняются на договорной основе.
Оплачиваемые общественные работы организовываются с целью предоставления временной работы гражданам:
а) которые потеряли работу и заработок, в первую очередь безработным, а также молодые в период к призовую на военную службу, выпускникам общеобразовательных школ к направлению их центром занятости на профессиональную подготовку, ученикам и студенческой молодежи в свободное от обучения время;
б) которые проходят переобучение за направлением государственной службы занятости в свободное от обучения время;
в) занятым трудовой деятельностью, которые изъявили желание работать в свободное от основной работы время;
г) предпенсионного возраста, пенсионерам, инвалидам.
Участие в оплачиваемых общественных роботах категориям граждан, указанным в пунктах "а" и "б", не считается совместительством. Порядок организации и проводка оплачиваемых общественных работ регулируется соответствующим Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 г. №578.
В трудовую книжку безработного работники государственной службы занятости вносят запись о времени начала, прекращение, отложение и истечение выплаты помощи по безработице и материальной помощи по безработице согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной приказом Минтруда, Минюстиции, Минсоцзащиты от 29 июля 1993 г. №58.
Вопрос о массовом высвобождении работников, его критерии регулируется Положением об организации работы по содействию занятости населения в условиях массового высвобождения работников, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 31 декабря 1993 г. Законодательством предусмотренные особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Относительно трудоустройства инвалидов нужно обратиться к Закону Украины от 21 марта 1991 г. "Об основах социальной защищенности в Украине", Положение о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 мая 1995 г. №314. Этими актами предусмотрено, что трудоустройство инвалидов осуществляется государственной службой занятости, органами Министерства труда и социальной политики Украины, местными советами, общественными организациями инвалидов с учетом пожеланий, состояния здоровья инвалидов, их способностей и профессиональных привычек согласно выводам МСЕК.
Трудоустройство выпускников высших учебных заведений проводится согласно Порядку трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22 августа 1996 г. №992, Положение о содействии в трудоустройстве выпускников государственных высших учебных и профессиональных учебно-воспитательных учреждений Украины, утвержденного приказом Министерстве образования Украины от 23 марта 1994 г. №79.
Трудоустройство освобождающихся работников осуществляется согласно ст. 49-2 КЗоТ. Установленные также особенности трудоустройства и некоторых других категорий граждан (лиц, уволенных из мест лишения свободы, уволенных из рядов Вооруженных Сил или из альтернативной (невоенной) службы и других.
В западных странах посредничество при трудоустройстве осуществляют государственные и частные биржи работы. Государственные биржи предоставляют услуги из трудоустройства бесплатно, их деятельность есть факультативной, поэтому не всегда эффективной. Ныне на Западе происходит интенсивная приватизация и коммерциализация посредничества при трудоустройстве. В некоторых странах, таких как США, Великобритания, ФРГ, частные фирмы играют активную роль в трудоустройстве музыкантов, актеров, домашних работников, сельскохозяйственных рабочих, большинства конторских служащих, определенных категорий высококвалифицированных работников: юристов, работников руководящего состава предприятий, программистов. В последнее десятилетие активизировалась деятельность частных агентств по трудоустройству в сфере применения работы временных работников.
Профессор И.Я. Киселев отмечает значительную диверсификацию частных компаний, которые занимаются трудоустройством. Их можно поделить на три категории [11]. Во-первых, это агентства, которые играют роль посредника между спросом и предложением на рынке работы. Во-вторых, агентства, которые заключают с работниками обычный трудовой договор и направляют их на определенное время предприятиям на основании договора подряда. В-третьих, агентства, которые предоставляют разные кадровые услуги: агентства по поиску и отбору работников, агентства по трудоустройству освобождающихся работников и т.п..
В общем, в западных странах накопленный ценный опыт осуществления посредничества при трудоустройстве: организация работы бирж работы, предоставление помощи гражданам в подборе подходящей работы, их профориентации и профконсультации, профессиональной подготовки, организация самозанятости [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательства Украины, и международные нормы труда, а так же теоретическую базу и труды ученных и деятелей анализирующих проблемы занятости, целесообразно обозначить проблемы, сложившиеся в политике занятости. К таковым относятся: существующие разногласия и несоответствия Закона о Занятости и Трудового Кодекса, и само неисполнение, несоблюдение норм закона в обычной жизни. К тому же низкие пособия по безработице даже не обеспечивают прожиточный минимум граждан, что приводит их в группу риска, вызывая потребность в социальной защите
Действующие тенденции социальной стратификации украинского общества, наличие в нем бедных и малообеспеченных слоев населения с низким среднедушевым доходом во многом обусловлены существующими деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, и «работающих» бедных, занятых на финансово неблагополучных предприятиях и в бюджетных организациях. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. С учетом сказанного важнейшим приоритетом государственной социальной политики должно стать активное содействие обеспечению эффективной занятости, преодолению неоправданно заниженной цены труда. В государственной политике занятости также необходимо уделять внимание расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств. Необходимо обеспечивать соответствующий уровень образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами Украины. При этом немало важно сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий.
Особую остроту приобрела проблема нехватки высококвалифицированных работников. Центр занятости, существующей за счет налогоплательщиков, не в состоянии удовлетворить потребности фирм в специалистах. Свою лепту в становлении украинского рынка труда могут внести недавно появившиеся фирмы, оказывающие рекрутинговые услуги (подбор и обучение высококлассных специалистов). Эти фирмы несут обязательства только перед заказчиком, который и оплачивает услуги.
Итак, проблема разработки действенной политики занятости остро стоит перед правительством Украины. Действующая в настоящее время политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей во многих странах мира, будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения. Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституція України вiд 28.06.1996 № 254к/96-ВР зі змінами та доповненнями станом на 30.09.2009 - http://zakon.rada.gov.ua.
2. Закон України “Про зайнятість населення” від 01.03.1991 N 803-XII зі змінами та доповненнями, поточна редакція вiд 30.04.2009 - zakon.rada.gov.ua.
3. Основные направления развития трудового потенциала в Украине на период до 2010 года: Одобрено Указом Президента Украины от 3 августа 1999 г. №958/99 // Официальный вестник Украины. - 1999. - №31.
4. Осовий Г. Как преодолеть безработицу // Работа и зарплата №4 - Январь 2000.
5. Прокопенко В.И. «Трудовое право Украины», Харьков,2006г.
6. «Положение о порядке бронирования на предприятиях, в организациях и учреждениях рабочих мест для трудоустройства граждан, которые нуждаются в социальной защите» // Человек и работа: Информационный бюллетень Министерства труда и социальной политики Украины. - 1998. - №7.
7. Постанова «Про затвердження Порядку реєстрації, перереєстрації та ведення обліку громадян, які шукають роботу, і безробітних» від 14 лютого 2007 р. N 219.
8. Карлицький С.М. «Трудовое право Украины», Київ, 2005г.
9. Кодекс законів про працю України вiд 10.12.1971 № 322-VIII, зі змінами та доповненнями станом на 11.06.2009 - http://zakon.rada.gov.ua.
10. Постановление Кабинета Министров Украины "О повышении размеров помощи за счет средств Государственного фонда содействия занятости населения" от 10 мая 1999 г. №783 // Бюллетень систематизированного законодательства Украины. - Серия 1. - 1999. - №7. - ст. 248.
11. Киселев И. Я. Трудовое право России: Историко - трудовое наследие. Учебное пособие для вузов. - М. “Норма” - 2001. - 371с.
12. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. - Г., 1991. - С. 147-166.
13. Закон України «Про загальнообов'язкове державне соціальне страхування на випадок безробіття» вiд 02.03.2000 № 1533-III зі змінами та доповненнями, поточна редакція вiд 25.06.2009 - zakon.rada.gov.ua.
14. Чанишева Г.І.. Болотіна Н.Б. «Трудове право України», Харків, 2006р.
15. Пресняков М.В., Бойко С.Б. Трудовое право: Учебное пособие / М.В. Пресняков - Москва: из-во Юристъ, 2007. - 477С.