Деятельность сельскохозяйственных кооперативов. Особенности пользования земельными участками в РФ
2
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭиУ
Кафедра Аграрного права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Предмет: Аграрное право
Выполнил:
Проверил:
Челябинск 2008г.
Содержание
Вопрос 1. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов.......…...3
Вопрос 2. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками…...9
Список литературы…………………………………………………………..…..14
Вопрос 1. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов
Гражданский Кодекс РФ закрепил две самостоятельные организационно-правовые формы кооперативов: производственный кооператив и потребительский кооператив.
Гражданский кодекс Российской Федерации определил производственный кооператив (артель) как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
В соответствии со статьей 3 Федерального Закона №193-ФЗ от 08.12.1995г. «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственным кооперативам признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законодательством, деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Сельскохозяйственные производственные кооперативы подразделяются на виды: сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз), кооперативное хозяйство (коопхоз) и иные кооперативы, осуществляющие производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции. Этим видам свойственны некоторые отличительные признаки. Сельскохозяйственная и рыболовецкая артели - организационно-правовая форма, соответствующая традиционным формам сельскохозяйственного производства и рыболовецких кооперативов - колхозам. Это в основном крупные коммерческие организации, для которых в отличие от предприятий подлинно кооперативного типа (акционерных и т.п. обществ) получение прибыли не является самоцелью, а служит лишь средством обеспечения расширенного воспроизводства материальных и других благ для своих членов. Основная цель создания и хозяйственной деятельности этих коммерческих организаций - удовлетворение экономических, культурно-бытовых и иных интересов своих членов. Все вышесказанное относится и к коопхозам. Но есть отличия - это объединение на основе членства граждан, являющихся главами крестьянских (фермерских) хозяйств и представителями семей, ведущих личное подсобное хозяйство. Целью такого кооператива является совместная обработка земли, коллективное ведение животноводства и выполнение иных работ, связанных с сельским хозяйством, т.е. кооперирование обязательного трудового участия и материальных средств лишь на отдельных стадиях и циклах технологии сельскохозяйственного производства и реализации продукции. Земельные участки членов крестьянских (фермерских) кооперативов и кооперативов личных подсобных хозяйств не объединяются в паевой фонд кооператива, за исключением земель общего пользования. Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается объединение сельскохозяйственных товаропроизводителей (граждан и (или) юридических лиц), созданное на основе членства с целью удовлетворения их производственных, социальных и иных потребностей и при условии обязательного участия в хозяйственной деятельности кооператива. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями; в зависимости от вида деятельности подразделяются на: перерабатывающие; сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, страховые и иные кооперативы.
Перерабатывающие - это кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции. К перерабатывающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов и других).
Сбытовые (торговые) - это кооперативы, осуществляющие продажу (распространение) продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку.
Обслуживающие - это кооперативы, осуществляющие мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные эколого-восстановительные работы, ветеринарное обслуживание животных и племенную работу, работу по внесению удобрений и средств защиты растений, консультационную, аудиторскую деятельность.
Снабженческие - это кооперативы, образуемые в целях закупки средств производства, удобрений, кормов, нефтепродуктов, запасных частей, других товаров, необходимых для производства сельхозпродукции и сырья. В любом случае снабжение материальными ресурсами через кооператив будет гораздо выгоднее, чем покупать самому. Как правило, ресурсы, приобретенные через кооператив, обходятся дешевле и после оплаты оформляется в собственность членов кооператива.
Страховые -это кооперативы, осуществляющие услуги по личному и медицинскому страхованию, страхованию посевов, имущества и земли;
Кредитные - это кооперативы, осуществляющие выдачу займов и сбережение денежных средств своих членов.
Садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства. Члены потребительских кооперативов не участвуют своим трудом в их деятельности, которая основана на использовании наемного труда. Их участие состоит в производительном потреблении услуг того или иного кооператива. Размер паевых взносов, как правило, пропорционален объему услуг (в производственном кооперативе - равный для всех). Прибыль не является конечным результатом деятельности самого кооператива (как артели, например); если расчетные тарифы за услуги устанавливаются самими членами кооператива на уровне себестоимости (а это должно быть правилом), экономия от пользования ими может быть реализована непосредственно его членами в процессе обслуживания сельскохозяйственного производства, и прибыль в кооперативе не образуется; именно поэтому гражданское законодательство квалифицирует потребительские кооперативы как некоммерческие, т.е. не ставящие своей целью извлечение прибыли; и именно поэтому прибыль потребительских кооперативов (если она образуется), в отличие от прибыли производственных кооперативов, не должна облагаться налогом.
Закон не запрещает кооперативу быть смешанным и совмещать два или более видов деятельности, то есть в уставе в качестве видов деятельности могут одновременно быть записаны снабжение материальными ресурсами, сбыт и переработка продукции, обслуживание крестьянских и личных подсобных хозяйств.
Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан, за исключением кредитного кооператива, число членов которого не может быть менее чем 15 граждан и (или) пять юридических лиц. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решений общим собранием.
Для реализации переданных кооперативу функций (например, приобретение необходимого оборудования по переработке продукции) его члены формируют паевой фонд за счет денежных или имущественных взносов, то есть формируют имущество кооператива, которое будет являться его собственностью. Основной источник формирования доходов потребительских кооперативов - паевые взносы членов кооператива как финансовая основа для осуществления основной уставной деятельности. В то же время сумма доходов, получаемых кооперативом, должна быть достаточной для покрытия расходов, связанных с организацией текущей хозяйственной деятельности и решения перспективных проблем развития кооператива.
Не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых перерабатывающими, сбытовыми и снабженческими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов. Услуги по выдаче займов и сбережению денежных средств кредитные кооперативы должны осуществлять только для своих членов.
В соответствии со статьей 346.2. главы 26.1 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные кооперативы приравниваются к сельскохозяйственным производителям, что позволяет заменить уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товара на таможенную территорию), налога на имущество и единого социального налога - единым сельскохозяйственным налогом.
Два и более потребительских кооператива могут образовывать потребительские кооперативы последующих уровней, вплоть до всероссийских и международных потребительских кооперативов. Членами кооператива последующего уровня могут быть только кооперативы предыдущего уровня.
Кооперативы самостоятельно или совместно с другими юридическими лицами - сельскохозяйственными товаропроизводителями - в целях координации своей деятельности, а также в целях представления и защиты общих имущественных интересов, осуществления ревизий кооперативов, союзов (ассоциаций) кооперативов - членов союза (ассоциации) могут по договору между собой создавать объединения в форме союзов (ассоциаций) кооперативов (далее - союз (ассоциация)), являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению членов союза (ассоциации) на союз (ассоциацию) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такой союз (ассоциация) преобразуется в хозяйственное общество или в товарищество в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или может участвовать в таком обществе.
Кооператив, созданный в соответствии с настоящим Федеральным законом, является юридическим лицом и имеет следующие правомочия:
- создавать представительства и филиалы, осуществлять свои права на территории Российской Федерации и за ее пределами;
- осуществлять виды деятельности, предусмотренные статьями 3 и 4 настоящего Федерального закона, и иные не запрещенные законом виды деятельности;
- иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные права на имущество и земельные участки, в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- создавать резервный и другие неделимые фонды кооператива и вкладывать средства резервного фонда в банки и другие кредитные учреждения, в ценные бумаги и иное имущество;
- привлекать заемные средства, а также выдавать денежные кредиты и авансы членам кооператива;
- заключать договоры, а также осуществлять все права, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом кооператива;
- осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов, а также с заявлениями о неправомерности действий должностных лиц, нарушающих права кооператива;
- осуществлять реорганизацию или ликвидацию кооператива.
Вопрос 2. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками
В период существования советского государства пользование было единственно возможным правом на землю как для граждан, так и для юридических лиц: земельные участки предоставлялись в постоянное (существовал термин «вечное») или во временное пользование, то и другое могло быть только бесплатным. С провозглашением в Российской Федерации права частной собственности на землю, возникновением арендных отношений содержание права пользования земельными участками существенно не изменилось, но сфера применения его существенно сузилась.
Как видно из самого названия рассматриваемого права, оно означает возможность использовать земельный участок (извлекать его полезные свойства в соответствии с целевым назначением земли) без установления конкретного срока такого пользования. В этом его отличие от временного безвозмездного пользования земельным участком, хотя бессрочное пользование осуществляется также безвозмездно. Бесплатный характер пользования позволяет отграничить его от договора аренды земельного участка; при этом постоянное (бессрочное) пользование осуществляется в отличие от аренды не на договорной основе.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа (ст. 29 Земельного кодекса РФ).
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В соответствии со ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (ст. 268 ГК РФ).
Новый Земельный кодекс внес существенные изменения в порядок предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование. С момента вступления Кодекса в силу не предоставляются земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование ни гражданам, ни коммерческим организациям, кроме федеральных казенных предприятий, ни некоммерческим организациям, кроме государственных и муниципальных учреждений. По нормам прежнего Земельного кодекса все они могли использовать землю на указанном праве, хотя на практике в последние годы коммерческим организациям земли в бесплатное пользование практически не предоставлялись, участки предлагалось покупать либо арендовать. Что же касается граждан, то значительная часть населения до сих пор имеет земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование. Поэтому ст. 20 Земельного кодекса РФ подробно регулирует права граждан на такие земельные участки.
Закон гарантирует гражданам, что автоматически прекращаться право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не будет. Каждый гражданин может однократно бесплатно приобрести земельный участок в собственность, т. е. фактически переоформить право постоянного пользования на право собственности. «Однократно» в данном случае означает, что это может быть сделано в отношении только одного земельного участка.
В соответствии с упомянутым Законом о введении в действие передача в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Это означает, что реально право постоянного (бессрочного) пользования граждан земельными участками будет существовать еще довольно долго, но постепенно, в условиях отсутствия права распоряжения такими земельными участками (о чем будет сказано ниже), исчезнет.
При этом в Законе о введении в действие специально указано, что предоставленное землепользователям до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования.
В отношении юридических лиц, не указанных в п. 1 ст. 20, установлены иные правила. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для них, как и для граждан, сохраняется, но для юридических лиц Законом о введении в действие установлен конкретный срок переоформления этого права. Они обязаны переоформить право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком на право аренды либо выкупить земельный участок в собственность до 1 января 2004 г.
Порядок переоформления юридическим лицом права на земельный участок установлен также Законом о введении в действие Земельного кодекса. Этот порядок включает:
-- подачу заявления юридическим лицом о передаче ему земельного участка на праве собственности или праве аренды;
-- принятие решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка на соответствующем праве (в соответствии со ст. 29 ЗК РФ);
-- государственную регистрацию права в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если землепользователь сдает предоставленный ему земельный участок в аренду, арендная плата устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. При этом ставки арендной платы за использование находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не могут быть выше ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, оборонной безопасности и иного специального назначения.
Еще одно нововведение Земельного кодекса в отношении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками -- запрет распоряжения этими участками. До сих пор землепользователи имели право с согласия собственника распоряжаться земельным участком путем сдачи его в аренду или передачи в безвозмездное срочное пользование. Соответствующая норма содержится и в ст. 270 Гражданского кодекса. Однако Земельный кодекс четко придерживается иной, новой для нашего законодательства концепции -- земельные участки могут быть предоставлены в аренду только их собственниками (см. п. 2 ст. 22 ЗК РФ).
Часто возникают ситуации, когда строения и иная недвижимость находятся на земельном участке, принадлежащем другому собственнику, и встает вопрос о праве пользования землей, находящейся под строением. Гражданский кодекс в ст. 271 установил, что собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество. А согласно ст. 35 (п. 1) Земельного кодекса при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу (лицам) оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Список литературы
1. Петров В.В., Земельное право России. - М.: Коллектив Авторов, 1995;
2. Яковлев Б.И., Яковлев В.Б., Организация производства и предпринимательство в АПК. - М.: КолосС, 2004;
3. Федеральный закон РФ №193-ФЗ от 08.12.1995г. «О сельскохозяйственной кооперации»;
4. Земельный кодекс РФ.: - ОМЕГА-Л,2003;
5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994);
6. Баликинская В.Д. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 1997;
7. Белых В.С. Предпринимательское право в системе прав России /Известия вузов. - Правоведение, 2001