Экономические меры обеспечения рационального использования и охраны земель
33
Экономические меры обеспечения рационального использования и охраны земель
В Республике Беларусь большая распаханность территории, высокая интенсивность использования земель сочетаются со сложными природными условиями и культурно-технической неустроенностью земель. Из 9333 тыс. га сельскохозяйственных земель 8556 тыс. га интенсивно используется и в то же время 550 тыс. га подвержены эрозии, 103 тыс. га заболочены, 87 тыс. га заросли кустарником и мелколесьем, 548 тыс. га засорены камнями.
Сельскохозяйственные земли в силу ряда причин постепенно утрачивают признаки земель, пригодных для ведения сельскохозяйственного производства, и переходят в несельскохозяйственные. Уменьшение площади сельскохозяйственных земель сельскохозяйственных предприятий и граждан с 1975 до 2006 г. составило более 500 тыс. га, т.е. ежегодно из сельскохозяйственного оборота выбывает в среднем по 20-25 тыс. га земель. Этот негативный процесс особенно характерен для Витебской области и связан с ярко выраженным противоречием природных и складывающихся экономических условий.
Для значительной части Республики Беларусь характерна каменистость земель, тесно связанная с генезисом почвообразующих пород. Среди пахотных земель сельскохозяйственных предприятий, включая переданные для расширения личных подсобных хозяйств граждан, 548 тыс. га каменистых земель (9,8% общей площади), в основном в Минской, Витебской и Гродненской областях на почвах, сложенных моренными отложениями.
Эффективность использования земельных ресурсов и ведения сельского хозяйства во многом зависит от контурности пахотных и других сельскохозяйственных земель. С 1970 г. по настоящее время средний размер контуров сельскохозяйственных земель в колхозах и госхозах страны увеличился с 4,1 до 7 га, а пахотных земель -с 7,0 до 11,2 га. На этом общем фоне по показателю контурности сильно контрастирует Витебская область, где средний размер контуров сельскохозяйственных земель составляет 3,8, а пахотных земель - 6 га.
Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель.
В юридической литературе достаточно глубоко разработано понятие «правовая охрана земель». Так, российский ученый Ф.Х. Адиханов считает, что сущность правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения в конечном счете сводится к обеспечению правовыми средствами принципов приоритета права сельскохозяйственного землепользования и рационального использования земель этой категории1. По мнению профессора О.И. Крассова, между охраной права землепользования и земли как природного объекта существует прямая связь2. Исходя из анализа понятий правовой охраны конкретных природных объектов и природных ресурсов , можно сделать вывод, что правовая охрана земель - это совокупность правовых средств, направленных на обеспечение сохранения, восстановления земель и улучшения их состояния.
Вопросы использования и охраны земель в Республике Беларусь регулируются актами земельного законодательства. Среди них Кодекс Республики Беларусь о земле, Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства, приказы и инструктивный материал Минприроды, Госкомимущества и др.
Содержащиеся в эколого-правовых и земельно-правовых нормах правовые меры по обеспечению охраны, восстановлению, улучшению состояния и рациональному использованию природных объектов, ресурсов и комплексов подразделяются:
на предупредительные;
запретительные;
восстановительные;
карательные.
В статье 135 Кодекса Республики Беларусь о земле содержатся предупредительные меры - «система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды».
Статья 40 Кодекса Республики Беларусь о земле определяет меры запретительного характера, когда устанавливается запрет на изъятие сельскохозяйственных земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах для несельскохозяйственных нужд, а также изъятие земельных участков заповедников, национальных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов и памятников природы, лесных генетических резервантов для строительства объектов, не связанных с их целевым назначением.
Нормы Кодекса Республики Беларусь о земле по возмещению в полном объеме убытков, причиненных нарушением прав землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков (статьи 66 и 133), а также по возврату самовольно занятых земельных участков и приведению их в пригодное для использования состояние за счет самовольно занявших эти участки юридических лиц (статья 159) относятся к восстановительным мерам. Сюда же можно отнести нормы статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми вред, причиненный окружающей среде посредством ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разрушения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательством.
К карательным мерам можно отнести нормы, содержащиеся в земельном законодательстве, в соответствии с которыми лица, виновные:
в самовольном занятии земельных участков;
порче сельскохозяйственных и других земель, загрязнении их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами;
засорении земель строительными, бытовыми и другими отходами, отбросами;
размещении, строительстве, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, неиспользовании земельных участков или использовании их не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;
невыполнении требований природоохранного режима использования земель;
использовании земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставляются;
невыполнении условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы;
несвоевременном возврате временно занимаемых земель или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
уничтожении, самовольном переносе межевых знаков границ землепользовании и землевладений;
искажении сведений, содержащихся в земельно-кадастровой книге сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа, города, района, государственной регистрации, учета и оценки земель, -несут гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В силу статьи 135 Кодекса о земле охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. Основными целями охраны земель являются:
предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;
обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;
создание механизма учета и проверки экологического состояния земель;
обеспечение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
Для реализации указанных целей собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы должны осуществлять мероприятия по рациональной организации земель, восстановлению и повышению плодородия почв, других качеств и свойств земли.
Новое земельное законодательство устанавливает конкретное содержание мероприятий по охране земель. Такие меры предусмотрены, в частности, в статье 136 Кодекса Республики Беларусь о земле. Так, землевладельцы и землепользователи, в том числе арендаторы, осуществляют:
рациональную организацию территории;
восстановление и повышение плодородия почвы, а также других полезных свойств земли;
защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;
защиту от зарастания сельскохозяйственных земель кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения состояния земель;
мероприятия по сохранению торфяных почв в ходе их использования, предотвращению процессов минерализации торфяников;
консервацию деградированных сельскохозяйственных земель, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв;
рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия;
снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В содержание правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения входит два комплекса мероприятий:
охрана земель от истощения;
охрана земель от загрязнения.
Основной причиной истощения почв является безхозяйственность - нарушение агротехнических правил обработки почвы, отсутствие научно обоснованной системы земледелия, необеспечение выполнения мероприятий по повышению плодородия почв, истощение водных ресурсов, усиливающих процессы водной и ветровой эрозии (пыльные бури, смыв плодородного слоя, заболачивание и засоление земель). Кодекс Республики Беларусь о земле (статьи 135 и 136) и дополняющие его земельно-правовые акты вкладывают в содержание понятия «охрана земель от истощения» меры по сохранению, восстановлению и повышению плодородия почв, а также других свойств земли, предотвращению сокращения сельскохозяйственных земель как источников продовольственно-сырьевого фонда страны. В числе таких мер -борьба с ветровой и водной эрозией почв, защита земельных участков от подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, мелиорация, рекультивация нарушенных земель и др.
Загрязнением земель называется изменение их физико-химического состава в результате поступления в почву вредных для человека, растительного и животного мира химических элементов, содержащихся в отходах и иных веществах. Источниками загрязнения служат отходы и выбросы промышленных, строительных и других предприятий, неочищенные сточные воды, нефть и нефтепродукты, всевозможные химические вещества, бытовые отходы. Только в промышленном комплексе Республики Беларусь ежегодный объем образования отходов составляет около 31 млн. т, из которых только около 20% утилизируется, а остальные удаляются на полигоны промышленных и бытовых отходов, расположенных, как правило, вблизи земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, загрязнению земель способствуют 2 млн. т твердых бытовых отходов, ежегодно образующихся на территории страны. Одной из наиболее серьезных проблем для Беларуси является радиоактивное загрязнение земель. Значительная часть территории республики площадью 4,8 млн. га (23% ее общей площади), включая земли 3668 населенных пунктов, загрязнена радионуклидами цезия-137 с плотностью загрязнения 1 и более Ku/км2. В зоне первоочередного отселения (загрязнения свыше 40 Ku/км2 радионуклидами цезия-137) находилось 74 населенных пункта. В целом в зоне влияния чернобыльской аварии оказалось 62 района, 739 сельскохозяйственных предприятий, а также 50 лесхозов из 88.
Главным направлением защиты земель от загрязнения остается выявление и устранение источников поступления загрязненных веществ в почву. В этом плане первостепенное значение приобретает организация мониторинга загрязнения почв тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсикантами и разработка комплекса общегосударственных мероприятий по охране земель.
В Кодексе Республики Беларусь о земле установлены экологические требования к проектированию, размещению, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель. При осуществлении указанных работ, а также вводе в эксплуатацию реконструируемых объектов, внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. В противном случае, как определено в статье 137 указанного Кодекса, ввод в эксплуатацию данных объектов и применение новых технологий запрещается.
Экономические меры обеспечения рационального использования и охраны земель
Кроме того, правовая охрана земель осуществляется экономическими мерами, связанными со стимулированием заинтересованности землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности. В соответствии со статьей 138 Кодекса Республики Беларусь о земле экономическое стимулирование охраны земель включает:
выделение средств из республиканского или местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов;
освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния в период, предусмотренный проектом производства работ;
предоставление льготных кредитов;
частичную компенсацию снижения дохода с земельных участков в результате временной консервации нарушенных не по их вине земель из средств бюджета;
поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологически чистой продукции.
Правонарушение - в широком смысле антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. Под экологическим правонарушением понимается противоправное, виновное действие или бездействие, нарушающее урегулированные нормами права общественные отношения и причиняющее вред государству, природопользователям и окружающей среде, а через них - и здоровью человека, либо содержащее реальную угрозу причинения такого вреда.
По мнению профессора А.А. Рябова, земельным правонарушением признается виновное, противоправное поведение, посягающее на установленный земельным законодательством порядок использования земли в качестве эколого-экономического объекта. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые другие авторы. Синтезируя эти понятия, можно сделать вывод, что земельное правонарушение - это виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленные в государстве правила пользования и охраны земель.
Правонарушения подразделяются:
на гражданские правонарушения (причинение вреда личности, имуществу граждан или юридических лиц, распространение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию и т. п.);
на административные правонарушения (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения и т. п.);
на дисциплинарные проступки (прогул, опоздание на работу и др.).
Наиболее опасным видом правонарушения является преступление.
Основные виды земельных правонарушений определены в статьях 88 и 158 Кодекса Республики Беларусь о земле. К ним, в частности, можно отнести:
совершение незаконных сделок землепользователями и землевладельцами с земельными участками (купля-продажа, аренда, дарение, залог, самовольный обмен), находящимися в пользовании, пожизненном наследуемом владении;
самовольное занятие земельных участков;
порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;
засорение земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами;
размещение строительства, проектирование, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, неиспользование земельных участков или использование их не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;
невыполнение требований природоохранного режима использования земель; использование земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставляются;
невыполнение условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы;
несвоевременный возврат временно занимаемых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
уничтожение, самовольный перенос межевых знаков границ землепользовании и землевладений;.
искажение сведений, содержащихся в земельно-кадастровой книге сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа, города, района, государственной регистрации, учета и оценки земель.
Перечень земельных правонарушений дан также в статьях 15.6, 15.10, 15.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:
неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет - для несельскохозяйственных целей;
нецелевое использование земель;
уничтожение плодородного слоя почвы;
невыполнение правил рекультивации земель;
нарушение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
нарушение порядка консервации деградированных сельскохозяйственных земель;
невыполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной, ветровой эрозии или других процессов разрушения;
невыполнение иных требований по охране земель;
загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;
незаконное повреждение земель;
неиспользование земель и несоблюдение требований природоохранного режима их использования;
нарушение правил использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
порча земель;
нарушение правил захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других предметов, загрязненных радионуклидами и т. д.
В целом же земельные правонарушения можно классифицировать на два вида:
нарушения права собственности, права пользования и права пожизненного наследуемого владения;
нарушения порядка рационального использования земель.
Состав земельного правонарушения: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона
Для того чтобы то или иное деяние можно было считать правонарушением, оно должно характеризоваться совокупностью необходимых признаков, образующих состав правонарушения. Отсутствие в совершенном деянии хотя бы одного признака состава правонарушения исключает возможность признания этого деяния правонарушением и привлечения к юридической ответственности лица, его совершившего.
Обязательными элементами состава правонарушения являются:
объект правонарушения;
объективная сторона правонарушения;
субъект правонарушения;
субъективная сторона правонарушения.
Объектом правонарушения являются те или иные общественные отношения, регулируемые правом. Объектом земельного правонарушения являются общественные отношения в области использования и охраны земель - право собственности на землю, порядок предоставления земельных участков и т. д.; права и законные интересы физических и юридических лиц: землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов. В качестве предмета посягательства выступает земля как природный объект и природный ресурс.
Объективная сторона земельного правонарушения выражается в действиях, нарушающих земельно-правовые предписания, причиняющих вред земле, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательных предписаний. Действиями, нарушающими земельно-правовые предписания, являются:
самовольное занятие земельного участка;
размещение, строительство, проектирование, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
использование земельного участка не в соответствии с теми целями, для которых они предоставляются, и т. д.
Многие земельные правонарушения обусловлены невыполнением:
требований природоохранного режима использования земель;
условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы и т. д.
Противоправное поведение посягает на установленный в государстве земельный правопорядок. Противоправность поведения имеет место, когда нарушается конкретная норма земельного законодательства. К числу основополагающих признаков объективной стороны земельного правонарушения относится причинение вреда земле, землевладельцу или землепользователю, государству. При этом между нарушением закона и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.
Субъектом правонарушения является вменяемое физическое лицо, достигшее установленного законом возраста, или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью (обязательством возмещения ущерба).
Субъектом земельного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. В последнее время законодательство значительно расширило круг возможных нарушителей земельного законодательства. Так, сначала в Законе Республики Беларусь от 14 ноября 1991 г. «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» (статья 27) , а затем в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь
от 22 июня 2001 г.2 установлено право приобретения иностранными инвесторами земельного участка в собственность. Еще ранее Закон Республики Беларусь «Об аренде» предоставил право аренды земли на территории Республики Беларусь иностранным гражданам, юридическим лицам и иностранным государствам.
Субъективная сторона правонарушения - психическое отношение правонарушителя к содеянному. Субъективная сторона земельного правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя. Вина выражается в форме умысла и неосторожности. Признаком субъективной стороны являются также мотив и цель правонарушения.
Понятие и сущность юридической ответственности за нарушение земельною законодательства
Юридическая ответственность - это государственное принуждение к исполнению требований права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом.
В юридической литературе по-разному трактуется понятие «юридическая ответственность». В частности, Ф.Х. Адиханов под юридической ответственностью понимает меры государственного принуждения, которые выражаются в неблагоприятных для правонарушителя последствиях личного или имущественного характера. По мнению профессора В.В. Петрова, ответственность проявляется как обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и обязанность нести неблагоприятные последствия за их нарушения.
Таким образом, ответственность за нарушение земельного законодательства состоит в возложении на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личного и имущественного характера и представляет собой систему принудительных мер со стороны государства, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, предупреждения такого рода правонарушений, восстановления нарушенных прав и сохранения земель.
Как система мер государственного принуждения, применяемых к виновным в случае неисполнения предписаний земельно-правовых норм, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства направлена на стимулирование соблюдения правовых норм, восстановление нарушенных земельных прав, предупреждение совершения новых правонарушений.
Юридическая ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц возникает с момента совершения земельного правонарушения.
Санкции, налагаемые за земельные правонарушения, подразделяются:
* на карательные (наложение штрафа, изъятие земельного участка);
правовосстановительные (возврат самовольно занятого участка, отмена незаконного акта по земельному вопросу);
компенсационные (возмещение вреда).
Правовая ответственность за земельные правонарушения в зависимости от применяемых санкций в соответствии со статьей 158 Кодекса Республики Беларусь о земле подразделяется:
на гражданскую ответственность;
административную ответственность;
уголовную ответственность.
В законодательстве, в том числе земельном, употребляются различные термины: вред, ущерб, упущенная выгода, убытки. При этом вред следует рассматривать как понятие родовое, в комплексе охватывающее и ущерб, и убыток.
Вред - это объективный результат противоправного поведения, это действия или бездействия, повлекшие ухудшение состояния окружающей среды, в том числе земле, причиняемые нарушением правовых экологических требований. Вместе с тем вред может наступать и при отсутствии нарушения закона (при правомерных действиях).
По мнению В.В. Петрова, вред природной среде - это обобщенное понятие, включающее 3 элемента:
реальный ущерб (потери в природной среде, природных объектах и природных ресурсах, расходы на восстановление нарушенного состояния);
убытки в виде неиспользованных затрат, дополнительных расходов;
убытки в виде недополученных доходов - упущенной выгоды1.
Вред, наносимый земле, органически связан с экономическим. Однако их отличие состоит в том, что первый в большинстве своем носит более длительный характер. Исходя из специфики данного вида вреда его не всегда можно оценить материально и чаще всего невозможно восстановить в натуре. В этой связи весьма важным представляется превентивная работа по предупреждению наступления вреда.
Действующая Конституция Республики Беларусь установила право каждого на возмещение вреда, причиненного нарушением права граждан на благоприятную окружающую среду (статья 96). В то же время Закон Республики Беларусь от 26 июня 1992 г. «Об охране окружающей среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф (статья 8).
Уголовный кодекс Республики Беларусь (статьи 263-283) устанавливает уголовную ответственность за умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов, нарушение требований экологической безопасности, загрязнение атмосферы и т. д.
Составными частями вреда, наносимого земельным ресурсам, являются ущерб, убыток, упущенная выгода, моральный вред.
Ущерб имущественный - ущерб, нанесенный имуществу физического или юридического лица вследствие причинения ему вреда или неисполнения заключенного с ним договора.
Убыток ~ в гражданском праве выраженный в денежной форме ущерб, который причинен одному лицу противоправными действиями другого. Под убытком понимаются:
реальный ущерб, т. е. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества;
неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Моральный вред в контексте права окружающей среды как элемент вреда, нанесенного земельным ресурсам, заключается в нравственных или физических переживаниях и страданиях в связи с ухудшением состояния здоровья человека из-за загрязнения земель химическими, радиоактивными и иными вредными веществами, потерей в этой связи работы и т. д.
Экологический ущерб проявляется в форме загрязнения, порчи, уничтожения, повреждения, истощения земельных ресурсов. Вследствие влияния данных форм и деградации земель может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Совершая количественные и качественные изменения в окружающей природной среде через ухудшение состояния земель, экологический вред негативно воздействует на жизнь и здоровье человека, его генетическую программу, на состояние материальной базы хозяйствующих субъектов, снижение производительности труда, ухудшение других экономических показателей. В данном случае причиняемый земельным правонарушением вред выступает в форме экономического вреда (посягает на экономические интересы землепользователя) и экологического вреда (выражается в нарушении экологических интересов общества в благоприятной окружающей среде -загрязнении, истощении, разрушении земель).
Кроме того, зачастую экологический ущерб связан с недополучением землепользователем доходов, которые он мог бы получить при нормальных условиях, т. е. связан с упущением выгоды. К примеру, землепользователь мог бы получить более чистую в экологическом отношении, менее загрязненную различными химическими и радиоактивными веществами продукцию и более выгодно ее продать, если бы загрязнение окружающей среды было меньшим.
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства
Наиболее распространенным видом юридической ответственности за нарушение земельного законодательства является административная ответственность как форма юридической ответственности физических и юридических лиц, должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение в сфере использования и охраны земель. Под административным правонарушением (проступком) следует понимать предусмотренное действующим законодательством противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, посягающее на установленный в государстве правопорядок, права и свободы граждан.
Одним из обязательных условий самостоятельного существования административного проступка в сфере использования и охраны земель (равно как и других природных объектов и природных ресурсов) является отсутствие в нем состава преступления.
Подобно уголовному правонарушению (преступлению), административное правонарушение включает 4 элемента, образующих его состав (субъект, объект, субъективную, объективную стороны). Как правило, разграничение составов преступлений и проступков идет по 3 признакам: умысел; повторность; наличие вреда. По умыслу проводится разграничение в статье 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь (порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации либо повлекшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере), в статье 263 (умышленное уничтожение либо повреждение памятников природы или других особо охраняемых природных объектов и комплексов). По повторности разграничения проводятся в большинстве статей Уголовного кодекса Республики Беларусь (раздел IX «Преступления против экологической безопасности и природной среды»), где требуется административная преюдиция, т.е. привлечение к уголовной ответственности после применения мер административного воздействия. По наличию вреда разграничивают преступления и проступки в основной массе экологических составов. Как правило, экологические преступления относятся к материальным составам, так как наличие вреда они считают необходимым элементом состава.
В целом административная ответственность за нарушение земельного законодательства означает применение компетентными органами и должностными лицами в установленном порядке административных взысканий к нарушителям в сфере землепользования. Помимо определенных статьей 6.2 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (КоАП) от 21 апреля 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями)1 административных взысканий (предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятельностью; конфискация; депортация; взыскание стоимости предмета административного правонарушения) к их числу можно отнести и некоторые другие меры административно-правового характера, однородные с лишением определенных прав - лишение разрешений (лицензий) на занятие определенной деятельностью, принудительное прекращение деятельности предприятия (его части), приостановление или ограничение права природопользования и т. п.
В отличие от дисциплинарной административная ответственность имеет надведомственный характер, поскольку применяется не администрацией предприятия, учреждения и т. п., а специально уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами в точном соответствии с их компетенцией. Так, в соответствии со статьей 15.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) органы, имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях, привлекают к административной ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию или в процессе эксплуатации, консервации, ликвидации промышленных, научных или иных объектов.
Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части КоАП в пределах, установленных санкцией статьи его Особенной части, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность должностного лица или иного работника юридического лица, совершившего административное правонарушение, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за которую было наложено указанное взыскание.
Для административной ответственности в сфере землепользования характерным является, прежде всего, то, что административные правонарушения относительно не опасны в сравнении с уголовными преступлениями, а поэтому административные взыскания носят более мягкий характер. Однако, учитывая, что административная ответственность имеет более жесткий характер по сравнению с дисциплинарной, законодательство обязывает учитывать при применении административных взысканий смягчающие или отягчающие обстоятельства, т. е. вводит правовой механизм обеспечения справедливости при применении взысканий.
В частности, в соответствии со статьей 7.2 КоАП смягчают административную ответственность следующие обстоятельства:
чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;
наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
совершение административного правонарушения беременной женщиной.
Суд, а также орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в КоАП. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.
Вместе с тем КоАП (статья 7.3) установил обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Такими обстоятельствами признаются:
продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
совершение административного правонарушения повторно;
вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
совершение административного правонарушения группой лиц, т. е. хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.
Кроме того, суд либо орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать в отдельных случаях отягчающим административную ответственность некоторые обстоятельства.
Вместе с тем административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности не только по органам, ее применяющим, но и по характеру санкций, особому процессуальному порядку ее применения. Как и уголовная, административная ответственность может применяться в совокупности с гражданско-правовой. Тем не менее, законодательство не допускает применения одновременно мер административной и уголовной ответственности. В данном случае, в зависимости от признания соответствующего правонарушения административным проступком или преступлением, применяется один из указанных видов ответственности. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях административная ответственность применяется только за те административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью Кодекса, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. В этой связи проблема соотношения преступления и проступка весьма актуальна, так как именно это обусловливает наиболее точное применение закона и законности. К примеру, статья 15.11 КоАП признает нарушения, связанные с порчей земель. Те же действия в соответствии со статьей 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь признаются преступлением, если они совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же правонарушения. Таким образом, в каждом конкретном правонарушении в области охраны природы есть признаки, позволяющие отграничить преступление от проступка.
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства устанавливается в статье 158 Кодекса Республики Беларусь о земле. Конкретные же виды административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды устанавливаются в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, статья 15.10 данного Кодекса предусматривает ответственность за неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет - для несельскохозяйственных целей либо нецелевое использование земель. Этот вид административного правонарушения проявляется в том, что отдельные участки земли остаются без использования, часть ценных угодий переводится в бросовые земли, пахотные земли - в сенокосы, пастбища и т. д.
В соответствии со статьей 15.11 КоАП порча земель, уничтожение плодородного слоя почвы либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иное незаконное повреждение земель влекут административную ответственность. Порча земель выражается в разрушении плодородного слоя почвы, ухудшении физического, химического или биологического состояния почвенного покрова либо нарушении рельефа поверхности, в результате которых использование земельного участка для сельскохозяйственных нужд стало невозможным или экономически невыгодным без проведения работ по рекультивации земель.
Данная статья предусматривает также административную ответственность за засорение сельскохозяйственных и других земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами. Одной из причин засорения сельскохозяйственных и других земель является организация в неустановленных местах свалок для строительных, бытовых отходов и отбросов.
После аварии на Чернобыльской АЭС в КоАП были внесены некоторые дополнения, предусматривающие административную ответственность в связи с радиоактивным загрязнением обширных территорий. Так, Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. в Кодекс об административных правонарушениях была введена статья 53, предусматривающая административную ответственность за нарушение правил захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других предметов, загрязненных радионуклидами1. Аналогичная норма имеется и в новом КоАП, принятом 21 апреля 2003 г. Так, согласно статье 15.5 данного Кодекса самовольное захоронение радиоактивных отходов, продуктов, материалов или других предметов, загрязненных радионуклидами, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин.
В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях обращается внимание на недопустимость самовольного отступления от проекта внутрихозяйственного землеустройства (статья 15.12) и устанавливается ответственность за уничтожение межевых знаков границ землевладений и землепользовании (статья 15.13).
Административная ответственность наступает в связи с реализацией проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы либо невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы. Данное правонарушение в соответствии со статьей 15.3 КоАП влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин.
Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства
Уголовная ответственность в сфере землепользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых установлена его вина, т. е. умысел или неосторожность. Уголовная ответственность в данной сфере применяется только судом и после предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определенном в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь. Единственным основанием назначения уголовного наказания за земельное правонарушение является приговор суда. Уголовная ответственность предусматривает более суровые меры ответственности для нарушителей в сфере землепользования по сравнению с иными видами ответственности (арест, ограничение свободы, лишение свободы, штраф, значительно превышающий размер, установленный при административных взысканиях и т. д.). Таким образом, уголовная ответственность в сфере землепользования наступает за совершение предусмотренных уголовным законодательством преступлений, которые обладают наивысшей общественной опасностью, применяется только по приговору суда и предусматривает более суровые виды наказания по сравнению с иными видами ответственности.
Для применения уголовной ответственности в области земельных отношений важное значение имеют особенности причиненного вреда. Во-первых, в отличие от гражданских правоотношений, где взыскание вреда возможно лишь в той степени, в какой он поддается денежной оценке, в уголовных правоотношениях степень причиненного вреда может оцениваться не только в денежном выражении, но и с точки зрения значительности происшедших или возможных последствий для земельных ресурсов. Во-вторых, в уголовных правоотношениях принимается во внимание не любой вред, наносимый земле в результате антропогенной деятельности, а вред противоправный, следствием которого являются нарушения природоохранительного законодательства. Правомерный вред, причиняемый окружающей среде в результате лицензионной деятельности хозяйствующих субъектов, в отличие от гражданских правоотношений не влечет уголовной ответственности. В-третьих, если в гражданском правоотношении причинно-необходимая связь между противоправным поведением и наступившим вредом в ряде случаев может принимать более общие формы, то в уголовном правоотношении степень причинно-необходимой связи должна быть более конкретна. Прежде всего, данное требование обусловлено индивидуализацией уголовной ответственности, принципом виновности в совершении преступления.
Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает в случаях совершения представляющих собой общественную опасность действий, посягающих на установленный земельный правопорядок. Основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение лицом преступления. Преступлением против экологической безопасности и природной среды, как отмечается в преамбуле главы 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь, признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.
По мнению В.В. Петрова, экологическое преступление - это виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в государстве экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека1.
Преступления, посягающие на общественные отношения в области использования и охраны земель, обозначены в статье 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в которой определяется уголовная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иное незаконное повреждение земель (порча земель), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие нарушения (штраф или арест на срок до 3 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет). Порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо повлекшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины), наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок. Статья 270 данного Кодекса предусматривает уголовную ответственность за уничтожение либо повреждение торфяников в результате неосторожного обращения с огнем или другими источниками повышенной опасности (штраф или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок).
Но это не самые значительные преступления в области земельных отношений. Значительный ущерб наносится республике в результате бесхозяйственного использования земель, особенно сельскохозяйственных.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства
Гражданско-правовой ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложением на него имущественных обязанностей. Применительно к земельному законодательству гражданско-правовая ответственность заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки), причиненный в результате нарушения правовых требований по охране окружающей среды. По общему правилу законодательства привлечение граждан к административной или уголовной ответственности не освобождает нарушителя от возмещения имущественных убытков, причиненных его противоправными действиями. Правила возмещения вреда в качестве гражданско-правовой ответственности определены статьей 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями)1. Возмещение ущерба, причиненного природным объектам, предусмотрено различными актами экологического и земельного законодательства - Кодексом о земле, Кодексом о недрах, Водным кодексом, Лесным кодексом, законами «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха» и др. В частности, статья 99 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» обязывает виновных возмещать причиненный вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, другим юридическим лицам вследствие нарушения природоохранного законодательства. Возмещение вреда в таких случаях производится добровольно либо по решению суда. Нормы данного Закона устанавливают, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан ухудшением состояния окружающей среды, вызванным деятельностью юридических лиц или граждан, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, специально уполномоченных органов или общественных организаций (статья 51 Закона).
Гражданско-правовая ответственность в области земельных правоотношений закреплена в Кодексе Республики Беларусь о земле. В статье 160 определяется, что юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства. Правила возмещения убытков в качестве юридической ответственности определены в статье 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г., которая предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством не предусмотрено иное.
В отношении правового положения субъектов возникающих обязательственных отношений гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства имеет свои особенности. Потерпевшей стороной могут быть землепользователи, землевладельцы, собственники земельных участков, в том числе арендаторы, и государство, интересы которого представляют органы Минприроды, Комзема, местные органы управления и самоуправления и др. Данные органы вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, и обязаны требовать возмещения вреда, который причинен не их собственному имуществу, а имущественным интересам государства в целом.
В силу статьи 951 Гражданского кодекса Республики Беларусь суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить его в натуре (представить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или полностью возместить причиненные убытки. При этом следует учитывать, что возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями, не всегда возможно в натуре. Это может быть, к примеру, рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородного слоя почвы, дезактивация загрязненных радионуклидами территорий и т. д. Суд, рассматривающий спор о возмещении вреда, обязан выяснить, имеется ли у причинителя вреда возможность возместить его в натуре. И лишь при отсутствии у причинителя такой возможности своими силами устранить последствия допущенного им нарушения взыскиваются убытки.
Как разновидность гражданско-правовой ответственности за вред природной среде, в том числе и земле, многие авторы рассматривают материальную ответственность, которая представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность природной среды и применяемых дифференцированно к видам, способам и характеру причиняемого вреда, а также к виновным в причинении экологического ущерба работникам предприятий, организаций и учреждений. В то же время ряд правоведов-экологов отстаивают иную концепцию, в соответствии с которой материальная ответственность есть самостоятельный вид неблагоприятных последствий, которые наступают для правонарушителя. А российский исследователь профессор Боголюбов СЛ. считает, что материальная ответственность примыкает к дисциплинарной ответственности, поскольку обусловлена необходимостью возмещения причиненного вреда в дисциплинарном порядке.
Как отмечается в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2002 г. № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (с изменениями и дополнениями от 24 июня 2004 г., 22 декабря 2005 г.), материальная ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей, наступает при одновременном наличии следующих условий: ущерба, причиненного нанимателю; противоправности поведения (действия или бездействия) работника; прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; вины работника в причинении ущерба. По общему правилу обязанность по доказыванию наличия указанных выше условий материальной ответственности возложена на нанимателя (части 4 статьи 400 Трудового Кодекса (ТК)). В отдельных случаях невиновность в причинении ущерба должны доказывать сами работники, в том числе при возложении полной материальной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4, 6 статьи 404 ТК. Обязанность доказывания наличия других условий материальной ответственности и в этих случаях возлагается также на нанимателя1.
Состав проступка, за который виновные лица несут материальную ответственность, всегда имеет материальный характер. Данный вид юридической ответственности имеет ряд особенностей: во-первых, в отличие от гражданско-правовой ответственности она регулируется специальными нормативными актами2; во-вторых, имеет своим объектом охраны не материальные продукты человеческого труда, а природные элементы; в-третьих, осуществляется путем взыскания ущерба, исчисляемого по особым таксам.
Материальная ответственность по общему правилу может наступить при наличии следующих обязательных условий:
противоправности поведения нарушителя. Например, превышение установленных санитарно-гигиенических нормативов качества окружающей среды из-за несоблюдения норм выбросов вредных веществ в атмосферу, непринятие обязательных природоохранительных мери проч.;
ущерба природной среде, который может носить разнообразный характер: повреждение природного объекта (почвенного плодородного слоя, загрязнение земель отходами производства и т. д.); расходы по восстановлению нарушенного природного объекта (рекультивация земель, осуществление мероприятий по борьбе с ветровой и водной эрозией); убытки в хозяйственной деятельности из-за экологических нарушений (недополучение урожая и т. д.);
причинной связи между наступившим вредом и противоправным поведением. Например, нельзя признать находящимися в причинной связи обработку посевов ядохимикатами и гибель диких животных в районе этих посевов, пока не будет установлена истинная причина их гибели;
виновности физических или юридических лиц в совершении эколого-правового нарушения. Материальная ответственность наступает для нарушителя, как правило, при любой форме вины. Так, если ущерб природе причинен работником при исполнении трудовых обязанностей вследствие его небрежности, то виновный подвергается ограниченной материальной ответственности в пределах одного среднемесячного заработка. Если ущерб причинен умышленно, то наступает полная материальная ответственность.
Ответственность при отсутствии вины наступает лишь в определенных законодательством случаях. Вместе с тем закон освобождает от материальной ответственности, если вред наступил в результате непреодолимой силы, вследствие форс-мажорных обстоятельств.
Особенности материальной ответственности обусловлены также естественным происхождением природных объектов, отсутствием их стоимости в смысле затрат человеческого труда. Этим объясняется, что для исчисления размера вреда государство стало применять таксовый метод.
Таксы - это условные единицы исчисления ущерба. Их иногда называют штрафными, ибо размер такс значительно превосходит установленные отпускные цены при отчуждении природного объекта. Таксовый принцип исчисления нанесенного вреда природной среде применяется при возложении материальной ответственности за незаконный лов рыбы, незаконную охоту, лесонарушения. Взыскание таксы производится в судебном порядке. Стоимость изъятых продукции, орудий охоты или лова рыбы не входит в зачет возмещаемого вреда. По отдельным видам возмещения вреда природной среде применяется смешанный способ ответственности - гражданско-правовой и материальной.
В целом же материальная ответственность носит компенсационный характер, а поэтому применяется наряду с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью.
Помимо предусмотренных статьей 158 Кодекса о земле видов юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, по мнению многих ученых правоведов-экологов, существует еще и земельно-правовая ответственность. Речь, прежде всего, идет о том, к какому виду ответственности следует относить, к примеру, принудительное изъятие земельного участка за невыполнение требований природоохранного режима использования земель, при использовании земельных участков способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и т. п. (п. 7 и 8 статьи 53 Кодекса о земле). К числу сторонников этой точки зрения относится Ф.Х. Адиханов, который считает, что принудительное изъятие земельного участка следует рассматривать как самостоятельный вид земельно-правовой ответственности2. В свою очередь, некоторые авторы склонны полагать, что изъятие земельных участков за нарушение правил пользования землей относится к административно-правовой ответственности. В то же время профессор Е.Н. Колотинская считает, что земельно-правовая ответственность за земельные правонарушения может применяться самостоятельно и как дополнительная мера воздействия к другим видам правовой ответственности .
Учитывая, что в нормах действующего законодательства виды юридической ответственности зачастую сформулированы недостаточно четко, с известной долей их смешения, и в большинстве отраслей права (за исключением уголовного права) отсутствуют собственные, присущие только одной отрасли меры (санкции) воздействия на правонарушителей, изъятие земельного участка за систематические нарушения земельного законодательства, предусмотренные статьей 53 Кодекса о земле, следует рассматривать как специфическое средство воздействия на нарушителей, как санкцию, имеющую унифицированный характер, в котором сочетаются меры юридического воздействия с мерами компенсационно-восстановительного характера.
Земельно-правовая ответственность может применяться в случаях, предусмотренных статьей 53 Кодекса о земле (систематическое невнесение земельного налога, использование земельного участка не по целевому назначению, невыполнение требований природоохранного режима использования земель и др.), и выражается в принудительном прекращении права на земельный участок и его изъятии по решению суда. Как мера правовой ответственности принудительное изъятие земельных участков применяется только к тем правонарушителям, которые являются собственниками этих участков. В тех случаях, когда правонарушитель не имел законного права на земельный участок (завладел им в нарушение законодательства), возвращение участка производится законному владельцу в порядке, установленном законодательством.
Список использованных источников
Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
Гражданский кодекс Республики Беларусь. Введен в действие с 1 июля 1999 года. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Мн.: ''Амалфея'' 1999 - 512с.
Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» от 18.06.1993г. № 2442-XII.
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» 26 ноября 1992 г. N 1982-XII (Ведомости Верховного Совета, 1993 г., N 1, ст. 1)
С.А. Балашенко, Д.М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ». 2000. - 398с.
Бринчук М.М. Экологическое право М., 1998.