Федеральные законы, как источники право управления
Федеральные законы, как источники право управления
Федеральные законы, как источники право управления
Место федерального закона в системе источников конституционного права определяется Конституцией РФ, однако его роль фактически менялась на протяжении последних лет, прошедших после принятия Конституции РФ. Так, в прошлом ведущему положению закона в системе источников права составляли конкуренцию указы главы государства, которые, по сути, заменяли собой федеральные законы. В период активного заключения внутрифедеральных договоров и соглашений, которые в ряде случаев противоречили не только федеральному законодательству, но и положениям Конституции РФ, федеральный закон также не занимал соответствующего ему положения в системе источников права. В настоящее время практически завершено приведение нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. В то же время происходит дальнейшее развитие законодательства, так как продолжает свое становление система отношений между государством и личностью, а также совершенствуется структура органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим изучение особых характерных черт и свойств, присущих федеральному закону как источнику конституционного права, представляет особый интерес. Как справедливо отмечается в юридической литературе, источники конституционного права «определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей права».
Особая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации, многие ее положения могут получить свою реализацию только посредством принятия федеральных законов. Так, реализация права избирать и быть избранным, которое закреплено в Конституции РФ, осуществляется посредством норм Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". С помощью федеральных законов могут быть конкретизированы не только положения Конституции РФ, в которых содержится указание на принятие того или иного закона, но и другие положения, в которых такое указание отсутствует. Обратим внимание на тот факт, что в Конституции РФ не закреплен конкретный перечень вопросов, по которым необходимо принимать федеральные законы. Термин "федеральный закон" употребляется в Конституции РФ двояко: в широком смысле, в качестве совокупности всех законов, имеющих общефедеральное значение, которые распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации, а также в собственном значении - как закон, принимаемый Федеральным Собранием РФ или на референдуме и по юридической силе стоящий после Конституции РФ, законов о поправках к Конституции и федеральных конституционных законов. Проблему различного понимания федерального закона отметил и Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы".
Таким образом, федеральный закон как источник конституционного права развивает положения Конституции РФ, способствует реализации ее норм.
В ряде случаев, толкуя положения Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в своих решениях предопределял содержание будущего федерального закона. То есть некоторые из положений, содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ, становились частью принимаемых позднее законодательных актов. Так, например, в своем Постановлении от 7 июня 2000 года N 10-П Конституционный Суд РФ указал на то, что нормы Конституции РФ не препятствуют введению федеральным законом института отзыва высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Но законодатель, если он вводит институт отзыва, обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен смысл выборов. Таким образом, Конституционный Суд РФ толкует Конституцию РФ, а определенный смысл, заложенный в его решениях, находит свое отражение в законодательных актах.
Таким образом, важно, чтобы предметы регулирования подзаконных нормативных правовых актов не пересекались с предметами регулирования федеральных законов, так как именно федеральный закон является основой для построения системы подзаконных нормативных правовых актов, в которых положения федеральных законов находят свою конкретизацию и детализацию.
В завершение отметим, что федеральный закон как источник конституционного права обладает такими чертами, как нормативная определенность, универсальность; он развивает положения Конституции РФ, способствует реализации ее норм; регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующиеся стабильностью и устойчивым характером; является базисом для построения системы подзаконных нормативных правовых актов. Такие свойства федерального закона позволяют сделать вывод о его ведущей роли в системе источников конституционного права. В этой связи для науки конституционного права необходима дальнейшая разработка и изучение сущности федерального закона, его роли среди иных источников конституционного права и правовой системы России в целом.
Список использованных источников
1
Российская Федерация. Конституция (1993). // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.
2
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ(ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении". Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.
3
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ(ред. от 31.10.2005)"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.
4
Федеральный конституционный закон от 30.01. 2002. №1-ФКЗ "О военном положении". Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.
5
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ(ред. от 27.12.2009)"О судебной системе Российской Федерации"(одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)(с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010) Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.
6
Венгеров А.Б. Теория государства и права [Текст]: Учебник / Венгеров А.Б.- М.: Новый юрист. 2003г.-569с. - ISBN5-7975-0269-0
7
Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. Конституционное право[Текст]: Учебник. – изд. 2-е, перераб. / Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. - М.: Юристъ, 2002г.-461с.- ISBN: 5-7975-0510-X
8
Карповича В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Карповича В.Д.- М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002г.-320с.- IBSN 5-94192-004-0
9
Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России [Текст]: Учебное пособие. / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. / Катков Д.Б., Корчиго Е.В. -М.: Юриспруденция, 2003г.-301с.- ISBN5-89349-235-8
10
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. [Текст] / Козлова Е.И., Кутафин О.Е.- М.: Юрист. 2008г.-327с.- ISBN 978-5-392-00410-2
11
Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. . [Текст] / Колесников Е.В. - Саратов. 2005г.-229с.- ISBN 5-7924-0427-
12
Кокотов А.Н.,. Кукушкин М.И. Конституционное право России [Текст]: Учебник / Кокотов А.Н.,. Кукушкин М.И. -Екатеринбург. 2001г.-236с.- ISBN 978-5-699-19735-4
13
Манов. Г.Н. Теория права и государства [Текст] / Манов. Г.Н. - М., 2004г.-267с.- ISBN 5856391047
14
Овсепян Ж.И. Источники Российского конституционного права [Текст] / Овсепян Ж.И.- часть 1. - М.:Юрайт-, 2003 г.-115с.- IBSN 5-222-01958-6
15
Окунькова Л.А. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Окунькова Л.А.- М.: Инфра – 2003г.-413с.- IBSN 5-94879-485-7
16
Рыжков В.А Сравнительное конституционное право [Текст] / Рыжков В.А.-М.: "Манускрипт". 2004г.-314с.- ISBN 5-86095-106-Х
17
Саликов М.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [Текст] / Саликов М.С. - М.: Изд-во БЕК. 2003г.-331с.- ISBN 978-5-369-00309-1
18
Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебник / Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Москва, 2001.-211с.- ISBN 5-93639-069-1
19
Топорнина Б.Н. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий [Текст] / Топорнина Б.Н. М., 2005г.-227с.- ISBN 5-7975-0612-2