Финансовое право
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Финансовое право как отрасль права
1.1 Источники и содержание финансового права
1.2 Предмет и метод финансового права
1.3 Субъекты и объекты финансового права
Глава 2. Финансовые правоотношения
2.1 Структура и содержание финансовых правоотношений
2.2 Правовой статус участников финансовых правоотношений и его защита
Глава 3. Судебная практика по делам в сфере финансовых правоотношений
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Финансовое право является основополагающим для формирования финансовых правоотношений, т.к они базируются именно на нем. Финансовое право тесно связанно и с налоговым правом. и эта связь выражается в том, что бюджеты различных уровней формируются и помощью взимания с юридических и физических лиц, распределения и перераспределения налогов и сборов (денежных средств).
Основной проблемой финансовых правоотношений является несоответствие финансового и налогового законодательства. В результате этого процветает коррупция. В настоящее время этому уделяется очень много внимание, а Правительство РФ и другие государственные органы пытаются исправить данное положение издавая различные указы, постановления и Федеральные Законы.
Второй проблемой является то. что ежегодно происходит недособирание налогов и сборов, а юридические и физические лица пытаются всячески скрыть свои доходы. Из-за этого государственная козна не пополняется, а значит не пополняются и бюджеты различных уровней. К тому же субъекты финансовых правоотношений нарушают не только финансовое законодательство но и налоговое.
Целью моей курсовой работы является как можно более полно рассказать о финансовом права и финансовых правоотношениях и о их связи друг с другом, т.е о:
1. источнике и содержании, предмете и методе, объектах и субъектах финансового права;
2. структуре и содержании финансовых правоотношений;
3. правовом статусе участников финансовых правоотношений и о его правовой защите.
Для реализации поставленной задачи я решила исследовать как правовые источники ( ФК, ГК, К. РФ и т.д.), так и различные литературные ( уч. "Финансовое право" Н.И. Химичева. 2002; уч. "Финансовое право" Л.Г. Вострикова 2003 и т.д.). Достижение цели будет возможно если мае исследование и анализ будет опираться на данные источники.
В процессе исследования я попытаюсь осветить проблемы и провести параллель между самим финансовым правом и правоотношениями возникающими в его сфере.
ГЛАВА №1. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРОСОЛЬ ПРАВА
1.1 СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение -- регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.
Следовательно, система российского финансового права -- это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупные подразделения российского финансового права -- части: Общая и Особенная.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. (например, в раздел "Правовое регулирование государственных доходов" -- институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.). В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
1) государственной бюджетной системы;
2) внебюджетных государственных и муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий;
3) государственных доходов;
4) государственного кредита;
5) государственного страхования;
6) государственных расходов;
7) банковского кредитования;
8) денежного обращения и расчетов;
9) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.
В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.). Итак, источники финансового права Российской Федерации -- это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главный источник финансового права -- Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов РФ - закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по ее направлениям.
Федеральные Законы "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ" от 10.10.91 г., "Об основах налоговой системы РФ" от 27.12.91 г.
1.2 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Известно, что одна отрасль права отличается от другой предметом и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место. Оно имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права.
К предмету финансового права относятся: закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.
Итак, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например , административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.
При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний . Таким образом , государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.
Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.
Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
1.3 ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
К отделимым объектам финансового права относятся:
1) налоги,
2) сборы,
3) пошлины,
4) бюджетные ассигнования,
5) субсидии,
6) бюджетные кредиты,
7) бюджетные ссуды,
8) дотации,
9) субвенции,
10) 50% прибыли Центрального банка РФ,
11) свободный остаток прибыли казенных предприятий,
12) штрафы, недоимки, пени,
13) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов,
14) бюджеты (как законы и плановые акты) и т д.
К неотделимым объектам финансового права относятся: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.
Все вышеперечисленные отделимые объекты могут быть подразделены на две группы: 1) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, 2) законы (постановления), плановые акты и их проекты.
В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект финансового права. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.
Согласно второй позиции, главное в определении объекта -- это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Среди представителей этой точки зрения -- В.А. Мицкевич и С.С. Алексеев. В какой-то мере сторонником этой позиции являлся и С.Ф. Кечекьян, хотя он и не признавал данное понятие. В.А. Мицкевич под объектом понимает "… те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны права". С.С. Алексеев также считает, что "круг объектов очерчивается через интерес управомоченного". Однако он отмечает, что на объект финансового права направлены либо активные действия обязанного лица (в правоотношениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа).
Субъект финансового права -- это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.
Субъекты финансового права:
1) общественно-территориальные образования - РФ и ее субъекты, города, районы и т.п.;
2) коллективные субъекты - государственные и общественные организации, органы государственной власти и управления, предприятия, коммерческие организации;
3) индивидуальные субъекты - граждане.
Субъекты финансового права исполняют финансовые обязанности и осуществляют финансовые права, вступая в конкретные финансовые правоотношения.
ГЛАВА №2. ФИННСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
2.1 СТРУКТУРА И СОДИРЖАНИЕ ФНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Финансовое правоотношения является разновидностью правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правовоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, а значит, есть результат действия правовой нормы" или "форма ее реализации". Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в своей сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.
Чтобы рассмотреть содержание финансовых правоотношений, рассмотрим понятие "финансовой" нормы, ее содержание и структуру.
Финансово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.
Содержание - это правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.
Содержание обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений (вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет).
Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Обязывающие нормы - обязывают совершить определенные действия, например - уплатить платежи.
Устанавливающие нормы - устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных действий в предусмотренных рамках.
В зависимости от своего содержания могут быть материальными или процессуальными.
Материальные - закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банков.
Процессуальные - устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).
Права и обязанности сторон, составляющие содержание правоотношений, определяются не договором или иной формой соглашения сторон, а законодательным актом, предусматривающим основания возникновения, изменения и прекращения финансовых отношений.
Финансовые правоотношения классифицируются по нескольким основаниям. По материальному содержанию они делятся на бюджетные, налоговые, кредитные, валютные и т.д. По субъектному составу они идентичны приведенным в данном пособии финансовым отношениям. В зависимости от структуры финансовой системы Республики Беларусь они подразделяются соответственно по звеньям финансовой системы.
Так же как и финансовые отношения, финансовые правоотношения можно подразделить на материальные и процессуальные. Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности участников финансовых отношений. Например, право местного Совета депутатов на свой бюджет, право всех звеньев бюджетной системы на получение доходов. Это право реализуется в результате конкретной деятельности предприятий, создающих чистый доход, и органов, взимающих причитающиеся бюджетной системе налоги.
Содержание процессуальных финансовых правоотношений заключается в следовании государственными органами определенному порядку при реализации своих финансовых полномочий. Президент, например, обязан подписать представленный Национальным собранием закон о бюджете Республики Беларусь на такой-то год. Установлен срок, в течение которого он должен либо подписать закон, либо вернуть его Парламенту на доработку. В процессуальных финансовых правоотношениях, таким образом, выражаются определенная последовательность и сроки, в течение которых должны быть совершены те или иные действия. Процессуальные правоотношения позволяют в полной мере реализоваться материальным правоотношениям, поэтому государство заинтересовано в постоянном их совершенствовании.
2.2 ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ЕГО ЗАЩИТА
Финансовое право определяет круг участников или субъектов финансовых правоотношений и наделяет их юридическими правами и обязанностями.
Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. При этом понятия "субъект финансового права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения" отличаются.
Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.
Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права независимо от участия в конкретных правоотношениях. Однако субъект финансового права -- понятие более широкое, чем субъект финансового правоотношения. Когда субъект финансового права вступает в конкретные правоотношения, он становится субъектом финансового правоотношения. При этом он сохраняет все свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права. До определенного момента носители финансовых прав и обязанностей могут не вступать в конкретные правоотношения, и часть их прав и обязанностей может быть нереализованной.
Субъекты финансовых правоотношений делятся на следующие группы):
1. Государство и его территориальные подразделения.
2. Коллективные субъекты.
3. Индивидуальные субъекты. Классификация субъектов финансовых правоотношений
В первую группу субъектов финансовых правоотношений (государство и его территориальные подразделения) входят:
1. Российская Федерация;
2. субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения - Москва и Санкт - Петербург , автономная область, автономные округа;
3. муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории;
4. административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;
5. административно-территориальные образования особого режима.
Аналогичный круг субъектов в бюджетных правоотношениях. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправления, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, края, области и т.д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается за счет средств соответствующего государственного или местного бюджета.
Вторую группу субъектов финансовых правоотношений составляют коллективные субъекты, к которым относятся:
1. Государственные и общественные организации, в том числе органы государственной власти и управления.
2. Органы местного самоуправления.
3. Предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансовых правоотношений, участие которых в данных правоотношениях является обязательным. К ним относятся все органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В составе органов исполнительной власти присутствует как система финансово-кредитных органов, постоянно участвующих в финансовых правоотношениях, так и органы общей компетенции, для которых финансовая деятельность не является основной. Органы местного самоуправления осуществляют самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.[1] Представительная (законодательная) ветвь власти участвует в финансовых правоотношениях в полном составе, поскольку в ее компетенцию входит принятие различных финансовых законодательных актов, а в бюджетных правоотношениях законодательной власти отведена особая роль - рассмотрение и принятие бюджетов. Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления определяют их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности, которая подлежит обязательной реализации. Каждый орган исполнительной власти может распределить свою компетенцию между подчиненными организациями, структурными подразделениями и должностными лицами.
Предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности действуют на праве хозяйственного ведения и преследуют извлечение прибыли. Они вступают в финансовые правоотношения или в связи с внесением в бюджеты разных уровней налогов и сборов, или с получением бюджетных ассигнований и т.д.[4] Отдельно необходимо обратить внимание на казенные предприятия, как особую форму государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.[5] Финансовые правоотношения таких предприятий, помимо свойственных другим коммерческим предприятиям, содержат дополнительные правоотношения, связанные с полномочиями государственных органов по управлению их финансовой деятельностью. Их самостоятельность ограничена различными финансово-правовыми актами, и распоряжаться своим имуществом и прибылью так же, как коммерческие организации они не вправе.
Другую группу коллективных субъектов финансовых правоотношений составляют учреждения, которые являются некоммерческими организациями и не имеют цели получения прибыли. Они создаются для осуществления социально-культурной, научной, образовательной и управленческой деятельности и являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета.[7] .Актами финансового права также регулируются права и обязанности данных учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, которые учитываются в их сметах.[4] Подавляющее большинство предприятий, организаций и учреждений являются юридическими лицами, но в отдельных случаях участниками финансовых правоотношений могут быть их филиалы и представительства.
Третью группу субъектов финансовых правоотношений составляют индивидуальные субъекты - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Права и обязанности физических лиц связаны в основном с налоговыми и бюджетными правоотношениями. Они возникают по поводу уплаты установленных налогов и сборов в бюджеты и получения средств из бюджетов разных уровней. Кроме того, граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования. Законодательство определяет права и обязанности не только граждан России, но и иностранцев и лиц без гражданства. Отдельно необходимо выделить граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, глав крестьянского (фермерского) хозяйства.[4] Права и обязанности этих субъектов финансового права во многом схожи с правами и обязанностями коммерческих организаций, но имеют свои характерные отличия. Кроме того, граждане РФ имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов.[1]
Для реализации прав субъектов финансовых правоотношений используются различные методы. Первым из них является метод убеждения в различных формах, который реализуется в первую очередь посредством разъяснительной работы. В качестве примера можно привести рекламные акции налоговых органов, призывающие платить налоги. Вторым методом является метод государственного принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, пресекательных и восстановительных мер). Он применяется в случае нарушения установленных финансовых правил. Первоочередность принадлежит методу убеждения. Меры государственного принуждения являются одним из основных элементов механизма правового регулирования финансовых отношений. Их использование необходимо и в случаях возникновения потребностей в защите прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Данные меры применяются ко всем видам субъектов финансовых правоотношений - государству, его территориальным подразделениям, органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях - восстановление нарушенных прав.
Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке.
В финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключает возможности обращаться в суд общей компетенции или арбитражный суд.
Административный порядок действует в основном при применении мер государственного принуждения к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Кроме того, он используется и при применении мер государственного принуждения к коммерческим предприятия и гражданам. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений применяется не только при защите прав государства, но и при защите прав других субъектов. Так предприятия и граждане могут обращаться в вышестоящие органы власти за защитой своих прав. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами. В качестве примера можно привести бесспорный порядок взыскания бюджетных средств в случае нецелевого их использования органами Федерального казначейства Министерства финансов.
Субъекты, к которым применены меры административного характера в целях защиты своих прав и законных интересов вправе обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности или обратиться в суд или арбитражный суд.[7] Оба порядка защиты прав субъектов могут быть использованы и в других случаях их нарушения.
Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений применяется реже, однако он тоже получил широкое распространение. Общие положения о подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, возникающим в сфере управления, что относится и к финансовой деятельности государства] В отношении граждан преобладающий характер носят конституционные нормы, защищающие права и свободы человека и гражданина, в соответствии с которыми каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Применение данных конституционных положений в финансовых правоотношениях означает, что взаимоотношения государства с гражданами (взыскание неуплаченных налогов и сборов, финансовых санкций и т.д.) возможны только в судебном порядке. При этом для ускорения прохождения судебных инстанций Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации разрешил применение судебного приказа при рассмотрении дел по взысканию с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам (рассмотрение дела единолично судьей по заявлению соответствующего государственного органа, в результате чего выдается судебный приказ, имеющий силу исполнительного документа). В тоже время взаимоотношения граждан с государством предусматривает оба порядка защиты прав - действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в административном порядке или в суде.
Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав.
ГЛАВА 3. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА МОСКОВСКОГО ОБЛАСНОГО СУДА
ДЕЛО №1.
Новиков К.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ИМНС РФ по расчету земельного налога за 2004 год и обязывании произвести в отношении него перерасчет суммы налога в размере 3% от установленной ставки земельного налога в границах города, т.е. 3% от 18,1764 рублей. Заявитель сослался на то, что на основании свидетельства о праве собственности на землю является собственником земельного участка площадью 1500 кв. м.
Земельный участок все это время им использовался для выращивания овощей, плодовых кустарников и деревьев, заложен фундамент под строительство дома, построен сарай.
Представитель ИМНС РФ счел жалобу необоснованной и пояснил, что подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона РФ от 27.12.1991 г. "Об основах налоговой системы" установлено, что земельный налог является местным налогом, распределяется по двум бюджетам - в областной бюджет 50% и местный бюджет 50%. При расчете суммы земельного налога руководствовались ставкой земельного налога 14,9688 руб. за 1 кв. м., утвержденной решением областного Совета депутатов по каждому району области от 21.11.2003 г. для земель в границах городской и поселковой черты с применением льгот, установленных ст. 52 Закона области "О льготном налогообложении в Московской области" и решением Совета депутатов МО по району от 20.06.2003 г. "О предоставлении льгот физическим лицам по уплате земельного налога за земли, предоставленные для индивидуального жилищного строительства". Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит понятия "жилищный фонд", то налоговыми органами учитывается положения ст. 4 ЖК РСФСР, согласно которой к жилищному фонду относятся жилые дома и жилые
помещения в других строениях, которые подлежат государственному учету с момента окончания строительства и регистрации. Поскольку Законом РФ "О плате за землю" не предусмотрено применение льготных ставок земельного налога за земли, предоставленные для строительства жилья в период его строительства до ввода в эксплуатацию, поэтому земельный налог заявителю до момента окончания строительства и приема дома в эксплуатацию должен взиматься по полным ставкам. Кроме того, заявитель пропустил 3-х месячный срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ.
Решением суда заявление Новикова о признании неправомерными действий ИМНС РФ удовлетворено. Суд обязал ответчика произвести в отношении Н. перерасчет суммы налога в размере 3% от установленной ставки земельного налога в границах города.
Комментарий: Судом правильно применены нормы материального права. В силу ст. 15 Закона РФ от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Согласно ст. 8 указанного Закона налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа. В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. При этом основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности на земельный участок.
Суд обоснованно указал, что доводы представителя ИМНС РФ о том, что размер ставки должен зависеть от наличия либо отсутствия на земельном участке жилого дома, как этого требует жилищное законодательство и ссылки на ст. 4 ЖК РСФСР который утратил силу, является ошибочным и противоречат ст. 1 Налогового кодекса РФ и принятым на его основе Федеральным законам.
ДЕЛО №2.
Рыжикова А.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий ИМНС по городу и указала, что после смерти мужа она в порядке наследования получила земельный участок площадью 1200 кв. м. Ее муж являлся военнослужащим, в 1988 году был уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а поэтому заявительница считала, что она как вдова военнослужащего согласно ст. 12 Закона РСФСР от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", пункта 3 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" имеет право на освобождение от уплаты земельного налога. Истица считала, что ИМНС необоснованно не принимает во внимание предоставляемую справку военного комиссариата серии 50 о предоставлении ей льгот.
Представитель ИМНС требований не признал и указал, что согласно ст. 24 п. 3 Закона РФ "О статусе военнослужащих" от уплаты земельного налога освобождаются члены семей погибших военнослужащих, т.е. в случае потери кормильца. Муж заявительницы военнослужащим на момент смерти не был, находился в отставке. Кроме того, Рыжиков М.Н. не являлся единственным кормильцем, так как его жена ежемесячно получает пенсию. Согласно п. 3 ст. 24 Закона "О статусе военнослужащих" предусмотрена возможность освобождения от уплаты земельного налога членов семей военнослужащих,
потерявших кормильца. Возражения ответчика не нашли свое подтверждение и поэтому решением суда в удовлетворении требований Рыжиковой отказано.
Комментарий: Судом правильно были применены положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Закона РФ от 10 ноября 1991 г. "О плате за землю". Заявительница не могла быть отнесена к льготной категории плательщиков земельного налога, т.к на момент смерти муж Рыжиковой уж не являлся военнослужащим и не был единственным кормильцем в семье.
ДЕЛО №3.
ИМНС РФ обратилась в суд с исковыми требованиями к частным нотариусам Попов С.В. и Гаврилов Е.Г. о взыскании налоговых санкций, ссылаясь на то, что за период 2001-2003 годы в связи с занижением налоговой базы ответчиками в неполном объеме произведена уплата налога на доходы физических лиц, единого социального налога (ЕСН), не производились платежи по налогу на добавленную стоимость (НДС), по налогу с продаж. Истец указал, что, не уплата нотариусами налогов в полном объеме обусловлена тем, что ответчиком Гаврилов произведено занижение налоговой базы посредством включения в расходы не полученных сумм тарифов за совершенные нотариальные действия в отношении лиц, имеющих право на льготы по госпошлине, а согласно ст. 221 НК РФ частные нотариусы имеют право применять профессиональные налоговые вычеты лишь при фактическом и документальном подтверждении этих расходов. При этом состав расходов должен соответствовать либо Положению N 552, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 года, либо Главе 25 НК РФ, а ответчиками, не производилось начисление и уплата налогов НДС и налога с продаж (НСП).
Ответчики иск не признали. Решением суда в удовлетворении исковых требований Инспекции МНС к Попову о взыскании налоговых санкций в сумме 3 928 131 и к Гаврилову о взыскании налоговых санкций отказано.
Комментарий: Судом правильно применены нормы материального права. В ст. 11 НК РФ некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие "индивидуальные предприниматели", употребляются в специальном значении исключительно для целей НК РФ. Правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (статья 23 ГК Российской Федерации). Это согласуется с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в соответствии со статьей 1 которых нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Частные нотариусы не являются плательщиками налога на добавленную стоимость и налога с продаж. Занижение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц посредством включения в расходы не полученных сумм тарифов за совершенные нотариальные действия в отношении лиц, имеющих право на льготы по госпошлине, нотариусом произведено правомерно. В этой части суд правильно применил нормы материального права, действующие на момент рассмотрения спора. Нотариус обоснованно не включал в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц не полученные суммы тарифов за совершенные нотариальные действия в отношении лиц, имеющих право на льготы по госпошлине. В этой части суд правильно применил нормы материального права, действующие на момент рассмотрения спора в соответствии со ст. 221 НК.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003).
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 04.07.2003) "О судебной системе Российской Федерации".
3. Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 22.08.2004) "О закрытом административно-территориальном образовании".
4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003).
5. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, гл. 11.
7. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004).
8. Налоговый кодекс РФ, Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
9. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
10. Постановление Правительства РФ от 27.08.1993 № 864 (ред. от 28.01.1997) "О Федеральном казначействе Российской Федерации".
11. Учебник "Финансовое право" Н.И. Химичева. 2002.
12. Учебник "Финансовое право" Л.Г. Вострикова 2003.
13. Учебник "Теоретические и практические основы Финансового права" Э.Д. Соколова. 2007.
14. Учебник "Финансовое право" П.В. Павлова. 2005.
15. Учебник "Финансовое право" Г.В. Петрова. 2001.
16. Учебник "Финансовое право" В.А. Лебедева. 2004.
17. Учебник "Финансовое право России" Ю.А. Крохиной. 2006.
18. Учебник "Основы финансового права" А.О. Гладченко. 2003.
19. Программа Гарант.
20. Программа Консультант плюс.