рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Формы собственности и сущность налогов

рефераты

Формы собственности и сущность налогов

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

Міжгалузевий інститут післядипломної освіти НТУ “ХПІ”

Кафедра менеджменту та підприємництва

Контрольна робота

з навчальної дисципліни „ Основи економічної теорії

Варіант № 24

Виконав:

слухач групи МО 0РА31

Шерстобітова М.О.

Перевірив:

Шаповалова Т.Ю.

Харків 2010 р.

Завдання

1. Форми власності, їх різноманітність.

2. Сутність податків, форми і види податків.

Содержание

Введение

Собственность как экономическая система

Правовые отношения собственности

Формы собственности

Налоги

Введение

Собственность -- весьма сложное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками. Экономическая теория анализирует экономическое содержание этого явления.

Под собственностью в экономическом смысле подразумеваются сложившиеся фактически, на деле, отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию материальных и нематериальных благ. Понятно, что начинать изучать настоящую главу надо с определения экономического содержания собственности.

Собственность как экономическая система

В каждом отношении собственности имеются две стороны: субъект (в данном случае -- собственник) и объект (имущество). Это отношение можно отобразить в формуле «субъект (собственник) -- имущество (совокупность вещей и материальных ценностей) -- иные субъекты (другие владельцы или не собственники)».

Отношения присвоения распространяются главным образом на такое имущество, от которого непосредственно зависит хозяйственная деятельность. В его состав входят факторы производства (и материальные блага, и плоды интеллектуального труда).

Всестороннее изучение собственности позволяет ответить на три главных вопроса.

1. Кто (какие субъекты хозяйствования) обладает экономической властью -- присваивает факторы и результаты производства?

2. Какие экономические связи способствуют лучшему использованию имущества?

3. Кому достаются доходы от хозяйственной деятельности?

В соответствии с этим система экономических отношений собственности включает следующие составные части: а) присвоение факторов и результатов производства; б) хозяйственное использование материальных и иных средств; в) получение дохода от собственности (рис. 3.1).

Присвоение имущества

Хозяйственное использование имущества

Получение дохода от собственности

Рис. 3.1. Структура системы собственности

Рассмотрим каждый элемент системы.

Присвоение -- связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. Такая связь составляет основу производственного процесса. Ведь всякое материальное производство означает присвоение людьми природного вещества и энергии в целях удовлетворения их потребностей. Оно всегда протекает в рамках определенной формы собственности.

Прямо противоположным присвоению является отношение отчуждения. Оно возникает, если какая-то часть общества захватывает все средства производства, а другая часть остается без всяких источников существования. Или когда продукты, созданные одними людьми, без всякого возмещения присваиваются другими. Такими были, скажем, взаимоотношения между феодалами и крепостными крестьянами, занятыми на барщине.

Собственники средств производства не всегда сами занимаются созидательной деятельностью. Они дают другим лицам возможность употреблять их имущество (например, землю, дом, оборудование) в хозяйственных целях на определенных условиях. Тогда между собственником и предпринимателем возникают отношения хозяйственного использования имущества. Последний получает возможность временно владеть и пользоваться объектом чужой собственности. Это может иметь, скажем, форму аренды -- найма одним лицом (или организацией) у другого лица (организации) имущества во временное пользование на определенный срок и за установленную плату.

Собственность экономически оправдывает себя, если приносит доход ее владельцу. Такой доход представляет собой весь вновь созданный продукт или его часть, которые получены благодаря применению труда и средств производства. Это может быть, скажем, прибыль. Когда же человек взял чужое имущество в аренду, то он отдает собственнику установленную часть своего дохода.

Значит, система отношений собственности составляет сердцевину всех экономических связей по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг.

Вполне очевидно, что отношения собственности порождают у людей экономические интересы. Главный среди них состоит в том, чтобы всемерно умножать находящиеся в собственности блага в целях лучшего удовлетворения потребностей. Так через интересы собственность предопределяет направленность и характер хозяйственного поведения людей.

Однако движимый собственническими интересами человек может вступать в конфликт с интересами всего общества. Кто и как в таком случае способен предотвращать противоречия, порождаемые собственностью, и регулировать поведение участников производства? Эту общественную задачу выполняют государство и право.

Правовые отношения собственности

Как известно, право -- это совокупность общеобязательных правил поведения (норм). Они устанавливаются в обществе или утверждаются государством и поддерживаются им.

Благодаря праву значительный круг хозяйственных связей между людьми принимает характер правоотношений, т.е. отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. Такие правоотношения оформляют и закрепляют реально существующие отношения собственности.

При определении собственности в юридическом смысле выявляются субъекты права собственности и объекты их гражданских прав.

В законодательном порядке субъектами права собственности являются:

а) гражданин (физическое лицо) -- человек как субъект гражданских (имущественных и неимущественных) прав и обязанностей;

б) юридическое лицо -- организация (объединение лиц, предприятие, учреждение), являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей. Это социальное (коллективное) образование вступает в хозяйственные связи от своего имени как самостоятельная целостная единица. Примером может служить фирма -- хозяйственное, промышленное или торговое предприятие (объединение), пользующееся правами юридического лица;

в) государство и муниципальные образования (органы местного управления и самоуправления).

В законодательстве особо выделяются объекты гражданских прав. К ним относятся:

* недвижимое имущество (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т.п.);

* движимые вещи (деньги, ценные бумаги и другие вещи, не относящиеся к недвижимости);

*интеллектуальная собственность (результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.).

После того как государство законодательно урегулирует имущественные отношения между указанными лицами, они наделяются правом собственности. Это право включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Совокупность правомочий собственника

Владение -- это физическое обладание вещью. Данное правомочие собственника охраняется законом. Законное владение имуществом имеет правовое основание (закон, договор, административный акт).

Пользование заключается в праве производительно или лично потреблять вещь для удовлетворения собственных потребностей интересов в зависимости от ее назначения (допустим, использовать земельный участок для выращивания сельскохозяйственных культур). Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лицам на какое-то время и на определенных условиях. Условия права пользования определяются законом, договором или иным правовым основанием (например, арендным договором).

Распоряжение -- право изменять присвоенность (принадлежность) имущества. Оно осуществляется чаще всего путем совершения различных сделок (купли-продажи, мены одной вещи на другую, дарения и т.д.).

В современной экономике существенно расширяется многообразие применения прав собственности. Лауреат Нобелевской премии Роберт Коуз (США) и другие сторонники экономической теории прав собственности указали на следующие изменения. Субъекты прав собственности имеют «пучок прав», которые касаются использования хозяйственных ресурсов и распределения возникающих при этом затрат и выгод. Новые права позволяют управлять хозяйством, получать доход от используемых благ, претендовать на безопасность (на защиту от насильственного отчуждения имущества и от вреда со стороны окружающей среды), передавать блага в наследство и др. Эти права, по существу, являются нормами хозяйственного поведения или определенными «правилами игры», принятыми в обществе.

Расширение сферы воздействия права на экономику позволяет качественно улучшить всю хозяйственную деятельность. Право как нормативный регулятор передает этой деятельности свои лучшие черты:

* общеобязательность;

* точность и формальную определенность правовых норм;

* системность в процессе воздействия на человеческую деятельность;

* упорядоченность и стабильность.

Отличительная особенность современного взаимодействия экономики и права состоит в их органическом соединении. Существенный вклад в это дело внес лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт (США). В своей Нобелевской лекции (1993 г.) он говорил, что «экономика не может развиваться без норм и правил, которые устанавливаются обществом и принимаются всеми. Без них это будет гангстерская экономика, когда все пытаются обмануть друг друга».

Формы собственности

Собственность всегда существует в определенных формах. Вопрос о формах собственности -- сложный, дискуссионный в отечественной литературе, ему присуща терминологическая неразбериха применительно к существующим и особенно к вновь возникающим разновидностям собственности. Наиболее частым является отождествление форм собственности с формами хозяйствования.

Исходя из указанного принципа в современной рыночной экономике необходимо различать лишь две основные формы собственности -- частную и государственную.

Частнокапиталистическая форма собственности на средства производства, получившая развитие в условиях рыночной экономики, показала свое преимущество не только по сравнению с общественной, но и с государственной формами собственности.

Можно выделить два важнейших аспекта исторической роли частной собственности: 1) она по своей сути создает реального собственника, суверенного хозяина, предпринимателя, и в этом ее огромное экономическое значение; 2) создавая самостоятельного, независимого от государственной, политической власти суверенного субъекта отношений собственности, становится необходимым «инструментом» формирования и развития гражданского, демократического общества, выполняя, таким образом цивилизующую роль в его развитии. Частная собственность на средства производства служит мощным экономическим стимулом ее эффективного использования на всех стадиях воспроизводственного процесса. Адресная принадлежность средств производства создает хозяйствующего субъекта, ответственного и заинтересованного в сохранении и приумножении собственности. Понятия «собственность» и «эффективность» нередко употребляются вместе. Получение дохода (прибыли) от владения собственностью связано с реализацией мер, направленных на снижение издержек на всех стадиях движения собственности.

Частная собственность на средства производства-- основной признак рыночной экономики, главный элемент в системе рыночных отношений. Она создает не только заинтересованного и ответственного владельца за экономически эффективное воспроизводство средств производства, но и формирует конкурентную среду, определяющую эффективное развитие рыночной экономики.

Институт частной собственности всегда имел противников. Особенно острой критике он подвергнут К. Марксом. Однако эксперимент с заменой частной собственности на средства производства на общественную оказался не вполне удачным. Экономика СССР, основанная на общественной собственности на средства производства, оказалась неэффективной.

В словаре политической экономии под редакцией Х.Хигтса указывается, что «инстинкт собственности столь глубоко коренится в человеческой природе, а выгоды этого института в целом столь велики, что он никогда не нуждается в теоретических защитниках».

Большинство авторов в качестве аргумента в защиту собственности приводят утверждение о невозможности ее замены чем-то другим. В настоящее время признается, что частная собственность в значительной степени повлияла на социально-экономическое развитие общества. Продолжается дискуссия не о целесообразности института частной собственности вообще, а о распределении богатства в обществе в соответствии с общественными интересами. Все большее число специалистов доказывают, что улучшения в распределении богатства может быть достигнуто и при сохранении частной собственности на средства производства.

В отечественной экономической литературе можно встретить понятие «личная собственность». Это понятие использовалось для характеристики собственности -- имущества семьи, не предполагающего производительного использования с целью получения прибыли посредством привлечения наемных работников.

Термин «частная» собственность использовался исключительно для характеристики капиталистической системы хозяйствования и связывался с производительным использованием средств производства, наймом рабочей силы и ее экономической эксплуатацией. Личная (а точнее, индивидуально-частная, допускающая куплю-продажу) собственность на имущество всегда носила в СССР легитимный характер. Не запрещалось иметь в личной собственности и некоторые средства производства. Категорически был запрещен лишь индивидуальный наем работников с целью продажи результатов их труда, а также организация малых капиталистических предприятий. Этот запрет носил не столько идеологический, сколько прагматический характер: необходимостью государственного управления трудовыми и материальными ресурсами, денежными доходами населения и др.

Определенное несоответствие теории и практики имело место во взглядах на содержание собственности на рабочую силу. В советской экономической литературе утверждалось, что рабочая сила не является товаром при социализме в силу того, что работник -- собственник средств производства и не может поэтому продавать самому себе свою способность к труду. Между тем на практике имела место наемная форма соединения «человеческого фактора» со средствами производства. Надо заметить, что в этой сфере всегда присутствовали и рыночные отношения: нанимать работников для обслуживания своих собственных нужд не запрещалось.

В современной западной экономической литературе различия между частной и личной собственностью утрачены. Понятие «частная собственность» используется относительно любой собственности вне зависимости от ее назначения и направления использования. Такое отождествление двух понятий затрудняет объективное исследование экономической сути собственности вообще и особой роли собственности на средства производства.

Некоторые экономисты рассматривают смешение личной и частной форм собственности как «фундаментальный недостаток современных социальных теорий», обосновывая этот вывод тем, что в результате научно-технической и информационной революции личная собственность приобрела «второе дыхание» в связи с возрастанием роли интеллектуального труда и личной собственности на его результаты.

Категория «государственная форма собственности» представляет собой особый вид общественных отношений по поводу собственности на условия производства и результаты труда, при которых как средства труда, так и его результаты принадлежат государству. Главное отличие государственной формы собственности от частной заключается в том, что присвоение осуществляется не в пользу частного лица, а в пользу особого собственника -- государства. Государственная собственность на средства производства играет весьма заметную роль во всех странах. В основе существования государственной формы собственности лежат объективные причины. Эту форму собственности необходимо рассматривать не в качестве альтернативы частной формы собственности, а как объективно необходимый элемент общей системы собственности. В современном обществе есть сферы деятельности, где частная собственность оказывается менее эффективной, чем государственная.

Государственная форма собственности незаменима в чрезвычайных ситуациях (войны и послевоенное восстановление экономики), когда возникает потребность в концентрации ресурсов и централизованном управлении. Потому масштабы государственной собственности всегда резко возрастают в юлы войн и послевоенного восстановления хозяйства. Однако эти же черты с усложнением и стабилизацией социально-экономической жизни приобретают отрицательные свойства, тормозят экономический рост вследствие закрепления монополизма, тенденции к бюрократизму, невозможности разделить экономику и политику. Указанные негативные тенденции, которые несет с собой необоснованное расширение госсобственности, особенно нетерпимы в современных условиях, резко повышающих значимость реализации достижений НТР, что требует инициативы, мобильности, гибкости и конкуренции.

Как правило, госсобственность в странах с рыночной экономикой охватывает (хотя и в разной степени) отрасли инфраструктуры, обслуживающие воспроизводство всего общественного организма (образование, здравоохранение, фундаментальная наука, транспорт, связь).

Необходимость государственной формы собственности в рыночной экономике признается всеми экономистами. Дискуссионным остается вопрос о соотношении двух форм собственности в обшей ее структуре в стране, а также их сравнительная экономическая эффективность.

Налоги

Мощное влияние на экономическую динамику осуществляют доходы бюджета. Основным часть этих доходов составляют налоги. Поэтому становится понятной приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики.

Налоги - одна из важнейших финансовых категорий. Исторически это самая древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества. Возникновение государства означало и появление платежей и взносов в государственную казну для финансового обеспечения государством его функций. Сначала эти взносы осуществлялись в натуральной форме, а с развитием товарно-денежных отношений состоялся постепенный переход к денежной форме налогообложения.

Под налогами понимают обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня. Совокупность выплачиваемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их изъятия составляют налоговую систему государства. Принципы, которыми должна руководствоваться система налогообложения любого общества были детально сформированы в XIX веке Адамом Смитом. Заключались они в следующем:

1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства;

2) должны быть четко определены сроки уплаты налогов, способы платежа, сумма оплаты;

3) каждый налог должен изыматься в то время и таким способом, когда и как плательщику удобнее его платить;

4) расходы на сбор налогов должны быть минимальными.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть понятной для плательщика, а объект налогообложения должен иметь защиту от двойного или тройного налогообложения. В современных условиях в каждой стране своя политика налогообложения, но принципы А. Смита не потеряли своего значения.

Так, нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налогоплательщиков. В странах с переходной экономикой, к которым в основном относится и Украина, к сожалению, этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие существующих льгот значительно дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости предполагает возможность равноценного изъятия налоговых средств у разных категорий физических и юридических лиц, не затрагивая интересов каждого плательщика и в то же время, обеспечивая достаточными средствами бюджетной системе.

Принцип простоты предусматривает построение системы налогообложения с использованием набора функциональных инструментов, определения налогооблагаемого дохода, ставки налогообложения и величины налога, которые являются понятными как плательщику, так и сборщику налогов.

Изъятия налогов базируется на использование различных ставок налогообложения.

Различают:

- твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода;

- пропорциональные ставки устанавливаются в одинаковом процентном соотношении в объект налогообложения без учета дифференциации его величины;

- прогрессивные ставки означают прогрессивное повышение ставки налога с ростом дохода;

- регрессивные ставки предполагают снижение ставки налогообложения с увеличением дохода.

В Украине до 2004 года выплачивались подоходные налоги по прогрессивной шкале налогообложения. Реформа системы налогообложения привела к пропорциональному налогообложению. Причем в течение 2004-2006 гг основная ставка налогообложения с доходов физических лиц составила 13%, а с 2007 г. - 15%.

За платежеспособностью и методами изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги изымаются из доходов физических и юридических лиц. Они напрямую зависят от величины доходов. Это налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги), имущественные налоги, в том числе на собственность (землю и другую недвижимость), налоги на переводы прибыли и капитала за границу и т.д.

Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Это налоги на товары и услуги: налог с продаж, заменен в большинстве стран налогом на добавленную стоимость, акцизы, налоги на операции с ценными бумагами.

Согласно государственного устройства и бюджетной структуры налоги делятся на общегосударственные (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий и т.д.) и местные (налог на рекламу, коммунальный налог).

Система налогообложения любого государства - динамичная структура, которая постоянно изменяется и совершенствуется. Налоговая система Украины одна из самых запутанных систем, где чрезмерное налоговое бремя и многое численность налоговых льгот не способствуют стабильному росту экономики.

Список литературы

1. Е.Ф. Борисов Экономическая Теория Москва . Юрайт . 2005

2. Проф. А.Г. Грязнова, поф. д. э.н. Экономическая теория «Экзамен» Москва 2005

3. Курс економічної теорії: Навчальний посібник / За ред. С.І. Архієреєва, Н.Б.Решетняк. - Харків: НТУ «ХПІ», 2007.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»