Государственная регистрация земельных участков, прав на земельные участкии и сделок с ними в Республике Беларусь
1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ И СДЕЛОК С НИМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В соответствии со ст. 131 ГК Республики Беларусь пра-во собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих права, их возникновение, переход и пре-кращение подлежат государственной регистрации в специ-ально уполномоченных на то органах. До введения в дейст-вие Гражданского кодекса регистрация прав на землю осу-ществлялась на основании правил, связанных с регистраци-ей документов о правах на земельные участки. Действую-щим законодательством установлена государственная реги-страция:
земельных участков как видов объектов недвижи-мого имущества;
прав на земельные участки;
сделок с земельными участками.
Объектами государственной регистрации (примени-тельно к земельным участкам) являются:
создание, изменение, прекращение существования земельного участка;
возникновение, переход, прекращение прав и огра-ничений (обременении) прав на земельный участок, подле-жащие в соответствии с законодательными актами Респуб-лики Беларусь государственной регистрации;
сделки с земельными участками, подлежащие в со-ответствии с законодательными актами Республики Бела-русь государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 7 Закона «О государственной регистра-ции недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» государственная регистрация недвижимого имущества -юридический акт признания и подтверждения государством создания, изменения, прекращения существования недви-жимого имущества.
Государственная регистрация права ограничения (об-ременения) права на недвижимое имущество - юридичес-кий акт признания и подтверждения государством возник-новения, перехода, прекращения права, ограничения (обре-менения) права на недвижимое имущество.
Государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом - юридический акт признания и подтвержде-ния посредством факта совершения сделки.
Исходя из легального определения государственной ре-гистрации земельных участков как объектов недвижимо-сти, прав на них и сделок с ними, можно выделить ряд от-личительных черт такой регистрации.
Во-первых, законодатель подчеркивает значение госу-дарственной регистрации как акта, имеющего юридическое значение.
Во-вторых, при государственной регистрации склады-ваются государственно-властные отношения.
В-третьих, государственная регистрация означает акт признания и подтверждения государством возникновения, существования, изменения и прекращения прав на земель-ные участки.
В-четвертых, государственная регистрация имеет по от-ношению к регистрируемому праву правообразующее (право-устанавливающее) значение. Это означает, что именно госу-дарственный регистрационный закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав на недвижимость .
В-пятых, государственная регистрация создает ста-бильность, устойчивость правового режима земельных уча-стков. Она может быть признана недействительной только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат возникновение, переход, прекращение:
права собственности;
права пожизненного наследуемого владения зе-мельным участком;
права постоянного пользования земельным участ-ком;
права временного пользования земельным участ-ком;
аренды и субаренды земельного участка;
сервитута;
ипотеки;
ареста;
иных прав и ограничений (обременении), устанав-ливаемых в отношении земельного участка.
Государственная регистрация сделки с земельным уча-стком проводится в случаях:
указанных в законодательных актах;
предусматриваемых соглашением сторон, хотя по законодательству для сделок данного вида государственная регистрация не предусматривается.
Государственной регистрации подлежат договоры, ко-торые не являются или могут стать основанием возник-новения, перехода, прекращения прав или ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, в том числе договоры:
отчуждения недвижимого имущества (купля-продажа, мена, дарение, рента и др.);
об ипотеке;
доверительного управления недвижимым имущест-вом;
аренды и субаренды земельного участка;
раздела недвижимого имущества, являющегося об-щей собственностью, на два или более объекта недвижимо-го имущества;
слияния двух или более объектов недвижимого имущества в один объект недвижимого имущества с обра-зованием общей собственности.
Государственной регистрации подлежат также иные сделки с недвижимым имуществом в случаях, предусмот-ренных законодательными актами Республики Беларусь.
Участниками отношений, возникающих при государст-венной регистрации, являются:
государственная организация по регистрации;
собственники и обладатели иных прав на земельные участки (правообладатели);
лица, претендующие на приобретение прав на зе-мельные участки (кандидаты в правообладатели).
В систему государственных организаций в области го-сударственной регистрации входят:
специально уполномоченный орган государствен-ного управления Республики Беларусь в области регистра-ции, подчиненный Правительству Республики Беларусь;
республиканская организация по государственной регистрации;
территориальные организации по государственной регистрации (п. 1 ст. 11 Закона «О регистрации недвижи-мого имущества, прав на него и сделок с ним»).
В Республике Беларусь создается и ведется единый го-сударственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Он включает:
регистрационные книги;
регистрационные дела;
кадастровые карты;
журналы регистрации заявлений;
другие документы.
Ведение документов такого регистра осуществляется на бумажных носителях. Регистрационные книги, кадастровые карты и журналы регистрации заявлений ведутся также на электронных (магнитных) носителях.
Состав, порядок ведения документов единого государ-ственного регистра недвижимого имущества установлен ст. 24-27 Закона «О регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
По общему правилу совершение регистрационных дей-ствий возложено на регистраторов территориальных орга-низаций по государственной регистрации. Исключение со-ставляют случаи, когда недвижимое имущество располо-жено на территории более чем одного регистрирующего округа, а также когда регистрационные действия необхо-димо совершить в отношении предприятия как имущест-венного комплекса или в отношении объектов специально-го назначения.
Для государственной регистрации необходимы опреде-ленные необходимые правовые основания. Так, основанием для государственной регистрации создания земельных уча-стков как объектов недвижимого имущества являются:
выделение вновь образованного земельного участ-ка;
раздел недвижимого имущества;
слияние недвижимого имущества;
иные основания, предусмотренные законодательст-вом Республики Беларусь.
Земельный участок относится к числу вновь образован-ного недвижимого имущества, если он выделен из земель, не зарегистрированных в едином государственном регистре недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими создание вновь обра-зованного земельного участка, являются:
землеустроительные дела;
документ, подтверждающий целевое использование земельного участка в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 48 Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сде-лок с ним»).
Среди оснований для государственной регистрации из-менения недвижимости имущества - изменение границ зе-мельного участка, изменение назначения недвижимого имущества и иные.
Основаниями для государственной регистрации пре-кращения существования недвижимого имущества являют-ся аннулирование вновь образованного земельного участка; раздел и слияние недвижимого имущества, а также иные основания, предусмотренные законодательством Республи-ки Беларусь.
Основанием для государственной регистрации возник-новения, перехода, прекращения прав и ограничений (об-ременении) прав на недвижимое имущество являются:
¦ договоры и иные сделки, как предусмотренные за-конодательством Республики Беларусь, так хотя и не пре-дусмотренные законодательством Республики Беларусь, но не противоречащие ему;
акты государственных органов и органов местного управления и самоуправления, которые предусмотрены за-конодательством Республики Беларусь в качестве основа-ния возникновения, изменения, перехода, прекращения прав и ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество;
судебные решения, устанавливающие или прекра-щающие права, ограничения (обременения) прав на недви-жимое имущество;
иные действия физических и юридических лиц, с которыми законодательство Республики Беларусь связыва-ет возникновение, переход, прекращение прав и ограниче-ний (обременении) прав на недвижимое имущество;
события, с которыми законодательство Республики Беларусь связывает возникновение прав, ограничений (об-ременении) прав на недвижимое имущество.
Для государственной регистрации сделок с недвижи-мым имуществом такими основаниями являются докумен-ты, выражающие содержание сделки, а также другие доку-менты, предусмотренные п. 2 и п. 3 ст. 66 Закона «О реги-страции недвижимости, прав на нее и сделок с ним».
Для государственной регистрации недвижимого иму-щества подается заявление и документы, содержащие иден-тификационные сведения, подлежащие занесению в реги-страционную книгу при совершении регистрационных дей-ствий, а также документы, являющиеся основанием для го-сударственной регистрации. Регистрационные действия, кроме приема документов, включают:
прекращение решения о совершении регистрации;
совершение регистрационных действий;
удостоверение произведенной государственной ре-гистрации.
На действия (бездействия) регистратора, нарушающие гражданские права, может быть подана жалоба в суд или заявление в соответствующую территориальную республи-канскую организацию по государственной регистрации.
Землеустройство как правовой институт - это сис-тема правовых норм, регулирующих землеустроительные отношения, институт земельного права. В отличие от Зе-мельного кодекса 1970 года новое земельное законодатель-ство не использует термина «государственное» примени-тельно к землеустройству. Это связано с появлением новой формы собственности на землю -- права частной собствен-ности, где участниками отношений по землеустройству яв-ляются собственники земельных участков.
В Кодексе о земле 1999 года землеустройству посвяще-на глава 32 «Землеустройство». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 1991 г. утвер-ждены Основные положения землеустройства в Республике Беларусь, а также Положение о порядке систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель и формирования специального фонда земельного запаса местных исполнительных и распорядительных орга-нов1.
Кодекс о земле (ст. 145) по новому определяет понятие землеустройства.
Землеустройство представляет собой систему юриди-ческих, экономических и технических мероприятий, на-правленных на регулирование и совершенствование зе-мельных отношений, повышение эффективности использо-вания и охраны земель, сохранение и улучшение окру-жающей среды.
В силу ст. 145 ' Кодекса о земле объектами землеуст-ройства являются земли административно-террито-риальных единиц, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, зон особого государственного ре-гулирования, определенных законодательством Республики Беларусь; земельные участки, предоставленные в пользова-ние, пожизненное наследуемое владение, переданные в частную собственность или аренду, а также части указанных земельных участков.
Землеустройство является важной составной частью механизма рационального использования земель.
Задачи землеустройства:
формирование и совершенствование рациональной системы землевладения и землепользования;
создание равных условий хозяйствования для раз-вития всех форм использования земли и хозяйствования на разных по качеству и местоположению землях;
¦ разработка предложений об условиях использова-ния земель;
¦ статистика информации о количестве, качестве и местоположении земель для установления земельного на-лога и арендной платы за землю, возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного про- изводства при изъятии земель и другие задачи.
Принципами, лежащими в основе института земле-устройства и определяющими его особенности, являются:
строгое соблюдение требований земельного зако-нодательства;
сбалансированность интересов всего общества с интересами собственников, землевладельцев и землеполь-зователей при свободном выборе форм хозяйствования;
согласованность общих и частных решений с дол-госрочной перспективой использования и охраны земель;
приоритет сельскохозяйственного землепользова-ния;
комплексность развития территорий, учет природ-но-экологических условий;
¦ согласованность социально-экономических и эколо-гических требований по охране земель и воспроизводству плодородия почв;
¦ взаимосвязь работ по землеустройству и работ по государственному кадастру и мониторингу земель.
Землеустройство как система мероприятий по органи-зации рационального использования земли как средства производства постоянно развивается. Оно включает значи-тельный круг землеустроительных действий. Его совре-менное содержание нельзя свести только к внутрихозяйст-венному и межхозяйственному землеустройству, как это было ранее.
Землеустройство включает:
¦ разработку республиканских и региональных про-гнозов, программ использования и охраны земель, схем ис-пользования и охраны земельных ресурсов, схем землеуст-ройства административно-территориальных единиц, охра-няемых территорий, зон особого государственного регули-рования;
разработку проектов, оформление технической до-кументации и установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных единиц, город-ской, поселковой черты, границ сельских населенных пунк-тов, особо охраняемых природных территорий, зон особого государственного регулирования, земельных участков соб-ственников, землевладений и землепользовании;
составление проектов образования новых и упоря-дочения существующих землепользовании и землевладе-ний, отвод земельных участков в натуре (на местности), подготовку документов, удостоверяющих право собствен-ности на землю, право пожизненного наследуемого владе-ния и права пользования землей;
проведение оценки земель;
разработку проектов внутрихозяйственного земле-устройства сельскохозяйственных организаций, проектов организации и устройства территории крестьянских (фер-мерских) хозяйств, садоводческих товариществ и населен-ных пунктов, рабочих проектов по рекультивации нару-шенных земель, защите почв от эрозии и иных негативных процессов, улучшению сельскохозяйственных земель, по-вышению плодородия почв и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;
проведение инвентаризации земель, систематичес-кое выявление неиспользуемых, нерационально используе-мых или используемых не по целевому назначению земель;
проведение геодезических и картографических ра-бот, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, осуществляемых для целей землеустройства, составление кадастровых и других тематических карт (пла-нов) и атласов состояния и использования земельных ре-сурсов;
авторский надзор за осуществлением проектов землеустройства;
ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
осуществление государственного контроля за ис-пользованием и охраной земель.
Законодательством Республики Беларусь в содержание землеустройства могут быть включены и другие мероприя-тия, связанные с регулированием земельных отношений, использованием и охраной земель.
В силу ст. 147 Кодекса о земле оценка земель прово-дится специально уполномоченным государственным орга-ном по землеустройству. Проведение оценки возложено на Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь и находящие-ся в его ведении юридические лица.
Порядок проведения оценки земель урегулирован При-ложением о порядке проведения оценки, переоценки зе-мель, земельных участков, которое утверждено постанов-лением Совета Министров Республики Беларусь от 17 де-кабря 2002 г. № 1764'.
Цель оценки - определение показателей, характери-зующих качество земельных участков. Результаты оценки, переоценки земель, земельных участков вносятся в госу-дарственный земельный кадастр.
Оценке подлежат:
¦ земли сельскохозяйственного назначения;
земли населенных пунктов;
земли садоводческих товариществ и дачного строи-тельства;
земли других категорий в случаях, предусмотрен-ных законодательством Республики Беларусь.
Оценка, переоценка земель, земельных участков прово-дится с учетом их качества и местоположения. При этом учитываются:
градостроительная документация;
близость к инженерным коммуникациям, объектам культурно-бытового назначения;
историческая и ландшафтная ценность территории;
состояние окружающей среды, климатических и других условий.
В процессе оценки, переоценки земель, земельных уча-стков проводится оценочное зонирование территории. Оце-ночной зоной признается часть земель, однородных по их целевому назначению, виду функционального использова-ния, близких по значению стоимости земельных участков. По результатам отнесения земель к той или иной зоне со-ставляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается стоимость единицы площади в границах этих зон.
Заказчиками оценки, переоценки земель, земельных участков могут быть местные исполнительные и распоря-дительные органы, юридические и физические лица.
По результатм оценки, переоценки земель, земельных участков составляются:
отчет об оценке с указанием юридического адреса исполнителя работ, методик проведения оценки и иных данных;
карта (схема) оценочного зонирования;
таблица стоимости земель в оценочной зоне и зе-мельных участков.
Материалы оценки направляются на рассмотрение мест-ному исполнительному и распорядительному органу для утверждения, а после утверждения - органу, осуществ-ляющему ведение государственного земельного кадастра.
Инвентаризация земель как вид землеустройства про-водится для:
уточнения или установления местоположения гра-ниц земельных участков (без закрепления их на местности);
определение или уточнение размеров земельных участков;
установление правового статуса земельных участ-ков;
выявление неиспользуемых, нерационально исполь-зуемых или используемых не по целевому назначению зе-мельных участков;
определение других количественных и качествен-ных характеристик земель, отражаемых в государственном земельном кадастре.
В зависимости от целей и объектов землеустройства она проводится по решению специально уполномоченного го-сударственного органа по земельным ресурсам и землеуст-ройству, местных исполнительных и распорядительных органов либо по ходатайству землепользователей, земле-владельцев, собственников и арендаторов земельных уча-стков.
По каждому объекту землеустройства и виду работ раз-рабатывается землеустроительная документация. Это:
прогнозы и программы использования и охраны зе-мель;
генеральная схема использования и охраны земель;
схемы землеустройства административно-терри-ториальных единиц, особо охраняемых природных терри-торий, зон особого государственного регулирования;
проекты межхозяйственного землеустройства;
проекты внутрихозяйственного землеустройства;
проекты организации и устройства территорий кре-стьянских (фермерских) хозяйств, садоводческих товари-ществ и населенных пунктов;
рабочие проекты по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии и иных негативных процессов, улучшению сельскохозяйственных земель, повышению плодородия почв;
материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изы-сканий, осуществляемых для целей землеустройства, оцен-ки качества земель, инвентаризации земель;
тематические карты (планы) и атласы состояния и использования земельных ресурсов.
Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены и другие виды землеустроительной докумен-тации.
Состав, содержание, порядок ведения и хранения зем-леустроительной документации определяется специальным уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству.
Землеустроительная документация оформляется в зем-леустроительное дело. Оно включает, кроме того, другие материалы, относящиеся к объекту землеустройства.
Порядок формирования и хранения землеустроитель-ных дел устанавливает Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии.
По содержанию землеустройство подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное.
Межхозяйственное землеустройство является основ-ным механизмом формирования рационального землевла-дения и землепользования, наделения землей граждан, кре-стьянских хозяйств, предприятий, учреждений, организа-ций и кооперативов, физических и юридических лиц.
Содержание межхозяйственного землеустройства опре-деляется исходя из местных природных, экономических условий и особенностей объектов проектирования.
Внутрихозяйственное землеустройство осуществляется в пределах границ конкретных предприятий и организаций, занимающихся хозяйственной деятельностью. Такое земле-устройство проводится по инициативе самих землепользо-вателей. Цель его - создание организационно-территориальных условий для внедрения прогрессивных форм организации труда.
В процессе внутрихозяйственного землеустройства:
устанавливается экономически и экологически сба-лансированный состав земельных угодий;
выявляются неиспользуемые и нерационально ис-пользуемые земли;
уточняется организационно-производственная струк-тура сельскохозяйственного предприятия;
закрепляются земли за внутрихозяйственными подраз-делениями;
определяются земельные участки для огородниче-ства, сенокошения, выпаса скота;
уточняются границы и проектируется система ис-пользования территорий с особым природоохранным ре-жимом;
разрабатываются мелиоративные и природоохран-ные мероприятия, требующие капитальных вложений, оп-ределяются приоритетные направления, объемы, стоимость и очередность осуществления мероприятий;
определяются перспективы развития населенных пунктов, производственных центров, объектов производст-венной и социальной инфраструктуры хозяйства и прово-дится ряд других мероприятий.
Кодексом о земле (ст. 147 ') установлены случаи, когда землеустроительные мероприятия должны проводиться в обязательном порядке. Это случаи:
изменения границ объектов землеустройства, а так-же отсутствие данных об этих границах;
изъятия и предоставления земельных участков;
изменения целевого назначения земельного участ-ка;
перевода земель из одной категории в другую;
установления сервитута и иных ограничений в ис-пользовании земельного участка (его части);
выявления нарушенных земель, а также земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, подтоплению, заболачиванию, уплотнению, загрязнению отходами, радиоактивными и химическими веществами и другими вредными воздействиями.
Землеустройство проводится по решениям исполни-тельных и распорядительных органов или по ходатайству заинтересованных землевладельцев и землепользователей. Землеустроительные мероприятия, направленные на реали-зацию единой государственной земельной политики, осу-ществляются за счет государственного бюджета (ст. 147 Кодекса о земле).
Разработка землеустроительных проектов проводится по инициативе собственников, землевладельцев и земле-пользователей и за их счет землеустроительными организа-циями.
Землеустроительные организации имеют право:
проводить контроль за ходом реализации проектов землеустройства;
информировать о его результатах соответствующие Советы депутатов;
вносить предложения об улучшении практики ис-пользования и охраны земель;
согласовывать изменения в проектах, связанные с мелиорацией земель, размещением сельскохозяйственных объектов, внутрихозяйственных дорог, отводами земель для несельскохозяйственных нужд и по другим основани-ям;
вносить предложения о совершенствовании или переработке устаревших схем проектов землеустройства.
Землеустроительные работы могут проводиться субъек-тами хозяйствования на основании лицензий, которые вы-даются на следующие виды деятельности:
установление (восстановление) границ земельных участков собственников, землевладельцев и землепользова-телей охраняемых территорий;
оформление материалов по изъятию и предоставле-нию земельных участков в собственность, владение и поль-зование;
¦ оформление документов, удостоверяющих право
собственности, владения и пользования землей.
Землеустроительные организации оказывают помощь субъектам хозяйствования и несут ответственность за эко-номическую и экологическую эффективность мероприятий по землеустройству.
Государственный контроль за рациональным использо-ванием земель - одна из важнейших функций управления земельным фондом.
Государственному контролю за использованием и охра-ной земель посвящена глава 30 Кодекса о земле (ст. 139-140), а также Положение о государственном контроле за использованием и охраной земель, утвержденное постанов-лением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мар-та 1993 г. № 182 с изменениями и дополнениями от 25 фев-раля 1994 г. № 107'.
Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель: соблюдение всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков требований земельного законодательства Республики Бела-русь (ст. 139 Кодекса о земле).
Государственный контроль за использованием и охра-ной земель характеризуется всеобщностью и постоянством. Он охватывает все категории земель земельного фонда, ка-сается всех землевладельцев и землепользователей. Кон-троль не ограничен какими-либо сроками, он осуществля-ется постоянно.
На основании Положения о государственном контроле за использованием и охраной земель от 26 марта 1993 г. контрольные функции возложены на Советы депутатов и землеустроительные органы, органы прокуратуры, Мини-стерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, его органы на местах, органы санитарно-эпидемио-логического надзора Минздрава Республики Беларусь, Го-сударственный комитет по архитектуре и строительству и его органы на местах, Госкомзем, соответствующие его от-делы в областях, управление землепользования и землеуст-ройства Минского городского Совета депутатов, землеуст-роительную службу соответствующих территориальных исполнительных и распорядительных органов.
Контрольную деятельность вышеназванных органов можно подразделить на две части.
Первая содержит элементы контроля за использованием и охраной всех категорий земель.
Вторая отражает специфику контроля применительно к каждой из категорий земель (особенно в отношении сель-скохозяйственных угодий).
Контрольные органы проводят проверки ведения госу-дарственного земельного кадастра и мониторинга земель, своевременности возврата земель, предоставленных во временное пользование. Они обследуют фактическое ис-пользование земель.
Вторая часть контрольной деятельности представлена в виде проверок рационального использования отдельных категорий и видов земель.
Землеустроительные органы осуществляют контроль за своевременным и качественным проведением землевла-дельцами и землепользователями мероприятий по защите почв от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачи-вания, засоления, уплотнения, загрязнения сточными вода-ми, отходами производства, химическими и радиоактивны-ми веществами, другими отходами и иной порчи,»проверя-ют качество культурно-технических работ, * осуществляют надзор за проведением мероприятий по защите сельскохо-зяйственных угодий от зарастания кустарником и мелко-лесьем, а также по сохранению торфяных почв в ходе их использования и предотвращению процессов минерализа-ции торфяников, осуществлением проектов землеустройст-ва и других проектов по использованию сельскохозяйст-венных угодий и охране почв.
Они вносят предложения о консервации земель, загряз-ненных химическими и радиоактивными веществами, а также деградированных земель.
В отношении земель несельскохозяйственного назначе-ния направлениями государственного контроля являются:
проверка соблюдения требований законодательства при размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов с тем, чтобы исключить их вредное воздействие на состояние земель;
контроль за снятием, сохранением и использовани-ем плодородного слоя почвы хозяйствующими субъектами при проведении работ, связанных с нарушением земель, а также за своевременной и качественной рекультивацией и приведением их в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, за рекультива-цией земель, отведенных во временное пользование для добычи полезных ископаемых и торфа, строительства и других целей;
проверка своевременности и качественности меро-приятий по защите почв от загрязнения отходами произ-водства, химическими веществами, иной порчи.
Должностным лицам землеустроительной службы пре-доставлены следующие правомочия, закрепленные в Поло-жении о государственном контроле за использованием и охраной земель:
давать землевладельцам, землепользователям и собственникам обязательные для исполнения указания по вопросам охраны земель и использования земельных уча-стков по целевому назначению;
приостанавливать агротехнические и лесомелиора-тивные работы, вносить в соответствующие органы пред-ложения о приостановлении дорожного, гидротехнического и иных видов строительства, разработки полезных иско-паемых, проведения изыскательских и других работ, осу-ществляемых с нарушением действующих норм и правил, что может привести к развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, а также к уничтожению плодородного слоя почвы;
согласовывать проекты гидротехнических соору-жений, мелиорации земель, планировки и застройки насе-ленных пунктов, а также других проектов, в которых пре-дусматривается исключение земель из сельскохозяйствен-ного оборота;
вносить в установленном порядке представления о прекращении права владения и права пользования (в том числе на условиях аренды) земельными участками, о пре-кращении права частной собственности на земельные уча-стки в соответствующих случаях;
запрашивать у соответствующих органов необхо-димые материалы и получать сведения по вопросам охраны земель;
¦ принимать участие в приемке в эксплуатацию ме-лиорированных, рекультивированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных гидротехнических сооружений и других объектов, строящихся в целях повы-шения плодородия и охраны земель;
¦ привлекать должностных лиц и граждан, виновных в нарушении земельного законодательства, к администра-тивной ответственности, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».
4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.
5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.