Гражданский процесс
40
План
1 Понятие и задачи гражданского процесса
1.1 Понятие гражданского процесса
1.2 Задачи гражданского процесса
2 Принцип законности
2.1 Содержание законности
2.2 Требования законности
2.3 Основные принципы законности
3 Субъекты гражданских правоотношений
3.1 Субъекты гражданских процессуальных правоотношений
3.2 Субъекты гражданских правоотношений
4 Понятие и сущность приказного производства
4.1 Понятие приказного производства и судебного приказа
4.2 Основания для выдачи судебного приказа
Задача
Список использованной литературы
1 Понятие и задачи гражданского процесса
1.1 Понятие гражданского процесса
Гражданский процесс -- это урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда и других участников судопроизводства по рассмотрению и разрешению индивидуальных конкретных дел о восстановлении или защите нарушенного или оспариваемого права или установлению юридически значимого факта.
Защита гражданских прав в Российской Федерации осуществляется в установленном порядке судами общей юрисдикции, а также арбитражными, третейскими судами, профсоюзными и иными общественными организациями, административными органами. Однако лишь защита интересов различных субъектов судебными органами признается правосудием, которое существенно отличается от иных форм защиты нарушенных прав.
Здесь уместно сказать о соотношении понятий «гражданский процесс» и «гражданское судопроизводство», которые нередко рассматриваются в качестве синонимов. Вместе с тем Конституция РФ, определяя формы (виды) правосудия, назвала конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство (ч.2 ст. 118). Очевидно, что под гражданским судопроизводством понимается рассмотрение и разрешение дел как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах. Следовательно, можно говорить о том, что понятие гражданского судопроизводства шире гражданского процесса, объединяя в себе и гражданский, и арбитражный процессы.
Порядок производства по гражданским делам во всех общих судах РФ определяется ГПК. Под гражданскими делами понимаются не только непосредственно гражданские, но и отнесенные к ведению суда семейные, жилищные, земельные и трудовые споры. Гражданский процесс является одной из форм отправления правосудия и отличается от деятельности иных органов, рассматривающих гражданские дела, наличием специфической процессуальной формы. В последнюю облекается только деятельность по осуществлению правосудия.
Для гражданско-процессуальной формы характерны следующие черты:
1)законодательная урегулированность (порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в суде определяется самостоятельной отраслью права -- гражданским процессуальным правом);
2)детальность разработки всей процедуры рассмотрения дела в суде (последовательность совершения всех действий судом и другими участниками процесса, содержание этих действий и процессуальных документов закреплены в ГПК);
3)универсальность процессуальной формы разрешения споров в суде (в ГПК предусмотрена процедура рассмотрения и разрешения дел всех видов гражданского судопроизводства, на всех стадиях гражданского процесса);
4)императивность процессуальной формы (установленный ГПК порядок рассмотрения дел обязателен для всех: суда, других участников процесса, даже для лиц, присутствующих в зале судебного разбирательства. Нарушение установленного порядка рассмотрения дел может привести к различным нежелательным последствиям: отмене судебного решения, наложению штрафа на нарушителя порядка и проч.).
В ходе рассмотрения и разрешения дела складываются гражданские процессуальные правоотношения между судом и другими участниками процесса. В этих правоотношениях конкретизируются предусмотренные гражданским процессуальным правом права и обязанности субъектов. Гражданские процессуальные правоотношения возникают, существуют и прекращаются на основе гражданского процессуального права и в связи с определенными процессуальными действиями (юридическими фактами).
Реализация всеми субъектами гражданско-процессуальных правоотношений, предоставленных им прав и обязанностей также осуществляется в форме тех или иных процессуальных действий.Взаимосвязь гражданских процессуальных правоотношений и процессуальных действий (в виде юридических фактов и формы реализации субъективных прав и обязанностей субъектов правоотношений) приводит к следующему определению.
Наделение Конституционного Суда, арбитражных судов и судов общей юрисдикции судебной властью возвышает их над системой прочих судов. К тому же ГПК регулирует деятельность только суда, он не распространяется на другие формы защиты субъективных прав и интересов. Об этом же свидетельствует и принятие АПК. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, наделяющим суд властью осуществлять правосудие по гражданским делам, гражданский процесс правильнее понимать в узком смысле слова, т. е. как судопроизводство.
Гражданским процессом охватываются такие категории дел, материально-правовые особенности которых предопределяют специфику судопроизводства по ним. Это является основным для выделения в ГПК трех видов гражданского судопроизводства: искового производства; производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; особого производства.
Особое производство не связано с разрешением спора о праве.К особому производству отнесены следующие дела:
1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
2) об усыновлении (удочерении) ребенка;
3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства (ст. 262 ГПК).
В данном виде судопроизводства отсутствует истец и ответчик, есть заявитель и заинтересованные лица. Нет в особом производстве и материально-правового спора.
Дела всех трех видов гражданского судопроизводства рассматриваются по правилам ГПК. Но для производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и особого производства установлены определенные изъятия, которые предопределены особенностями правоотношений, лежащих в основе указанных видов судопроизводства.
1.2 Задачи гражданского процесса
Вместе с тем вновь принятый ГПК, определяя задачи гражданского судопроизводства, имеет в виду лишь деятельность судов общей юрисдикции по осуществлению правосудия по гражданским делам. В свою очередь, АПК не говорит о задачах гражданского судопроизводства.
Формулируя процессуальные задачи и цели, гражданское процессуальное законодательство адресует их прежде всего суду как органу правосудия, осуществляющему в процессе руководящую, контролирующую и решающую роль. Однако все другие участники рассмотрения и разрешения гражданского дела также не свободны от их реализации.
Процессуальные права и обязанности всех участников дела сформулированы в законе таким образом, чтобы в условиях состязательного процесса способствовать выполнению, в конечном счете, общих задач и целей гражданского судопроизводства. Занимая в процессе особое положение, суд как орган государственной власти, уполномоченный на осуществление правосудия по гражданским делам, организует и направляет процессуальную деятельность других субъектов так, чтобы в максимальной степени способствовать осуществлению их прав и обязанностей, а значит, и реализации общих процессуальных задач и целей.
Более четко и верно сформулированы целевые установки судопроизводства по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, в гражданском процессуальном законодательстве. Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов участников спорных правоотношений. Выполнение названных задач должно также способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, т.е. достижению дополнительных (факультативных) целей судопроизводства.
Употребления в законе двух понятий (задачи и цели) объективно требует последовательное развитие процесса, поскольку задача всегда выступает в качестве средства достижения последующей цели на более отдаленном этапе процессуальной деятельности, на другом же этапе задача сама выступает в качестве цели. Это полностью относится к гражданскому процессу.
В совокупности задачи по правильному и своевременному рассмотрению дел являются средством достижения конечных целей для всего судопроизводства, а для стадии подготовки дела к судебному разбирательству они сами выступают как цели, которые достигаются выполнением своих специфических задач.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи гражданского судопроизводства преследуют цель - защиту прав граждан. При этом конкретизация задач гражданского судопроизводства реализована в процессуальном законодательстве в зависимости от подведомственности дел судам общей юрисдикции.
Вывод: Гражданское судопроизводство (гражданский процесс) - урегулированния гражданским процессуальным правом деятельность суда, участвующих в деле лиц и других участников процесса.
Российское гражданское процессуальное право устанавливает, какие действия совершаются судом, участниками процесса, судебными исполнителями, при каких условиях и в какой последовательности эти действия должны или могут совершаться и каковы их юридические последствия.
Все предусмотренные нормами гражданского процессуального права действия совершаются судом и участниками процесса в ходе рассмотрения и разрешения гражданского дела. Совокупность совершаемых процессуальных действий, предусмотренных законом, составляет деятельность суда и участников процесса.
Деятельность суда осуществляется в сотрудничестве с лицами, участвующими в процессе. Это проявляется как в возбуждении процесса, его развитии и окончании, так и в защите субъективных прав заинтересованных лиц, общественных и государственных интересов.
Суд должен правильно и своевременно разрешать гражданские дела в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Выполнением этой основной задачи гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению правового государства, законности и правопорядка, утверждению принципа социальной справедливости, предупреждению правонарушений, воспитанию граждан в духе точного и неуклонною исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан, к правилам общежития.
2 Принцип законности
2.1 Содержание законности
Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами -- всеми без исключения). При этом принцип выступает, как идеальная форма законности -- соблюдать нормы права должны все.
Законность неотторжима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его осуществления. Главное здесь -- требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как системы общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества.
Другая грань исследуемого явления отождествляется с идеей законности, под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрированно выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в процессе реализации. В результате и право анализируется как сила, обеспечивающая организованность общественных отношений. Будучи общеправовым принципом, законность проникает в плоть правовой материи, определяет ее формирование, функционирование, развитие и, в частности, такой признак права, как верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов.
Понимаемая как метод государственного руководства обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами -- путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.
В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.
Следовательно, законность -- это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей -- от анархии, общество в целом -- от насилия, хаоса, беспорядка.
2.2 Требования законности
Как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом.
Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.
Верховенство закона. Закон -- акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.
Наивысшую юридическую силу имеет конституция -- основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.
Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все». Иначе говоря, в жизнь необходимо претворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности от злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.
Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.
Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.
Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права -- деятельность компетентных государст венных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.
Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.
Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола -- деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.
С учетом сказанного можно дать следующее определение законности.
Законность -- это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.
2.3 Основные принципы законности
Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер.
Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных -особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.
Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона.
Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.
Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Целесообразность законности вытекает, прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.
Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.
Вывод: Важно отметить, что благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом. Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.
Во-первых, законность - строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов.
Во-вторых, законность это не только требование соблюдения норм запретов и обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.
В-третьих, законность, - обязательность, являющаяся объективным свойством права и государственной дисциплины.
В-четвертых, законность распространяться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества, деятельность законодателей.
В-пятых, законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.
В-шестых, законность - не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя.
Таким образом, законности присущи следующие свойства или черты, а именно: всеобщность законности, заключающаяся в обязательности ее требований; единство, которое состоит в единообразном понимании на всей территории страны; верховенство, выражающееся в иерархии нормативных актов; неотвратимость означает пресечение любых нарушений закона; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; неразрывная связь законности и культуры.
3 Субъекты гражданских правоотношений
Субъектами гражданского процессуального права являются суд, граждане и организации. Закон признает также субъектами гражданского процессуального права иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранные организации и международные организации.
Все эти лица могут участвовать в процессе. Вступая в гражданские процессуальные правоотношения с судом, они становятся субъектами гражданских правоотношений.
Каждый участник преследует в процессе свои цели и соответственно этому занимает в нем строго определенное положение: истца, ответчика, третьего лица без самостоятельных требований, заявителей, заинтересованных лиц и др. Согласно своему положению каждый участник процесса наделяется соответствующими правами и обязанностями.
Субъекты гражданских процессуальных правоотношений можно разделить на три основные группы: 1) суд; 2) лица, участвующие в деле; 3) лица, содействующие осуществлению правосудия.
Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные объединения людей. Отдельные индивиды именуются в гражданском законодательстве гражданами. Вместе с тем субъектами гражданских правоотношений в нашей стране могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов гражданских правоотношении могут участвовать и организации, которые называются юридическими лицами. В отличие от граждан, юридические лица являются коллективными субъектами гражданских правоотношений. За юридическим лицом, как субъектом гражданского правоотношения, всегда стоит определенным образом организованное объединение людей. В гражданских правоотношениях могут участвовать не только российские, но и иностранные юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст.2, ст.124).
Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут быть:
1 Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
2 Российские и иностранные юридические лица.
3 Российская Федерация, субъекты Российской Федерации
3.1 Субъекты гражданских процессуальных правоотношений
Суд. Основным участником процесса является суд. Это орган государственной власти, осуществляющий правосудие и занимающий особое место среди других участников процесса.
Руководящая роль суда, властный характер его деятельности, особенности правомочий суда и его обязанностей как субъекта процессуальных правоотношений проявляются в следующем: а) суд руководит ходом процесса, направляет действия лиц, участвующих в процессе, обеспечивает выполнение и осуществление ими правомочий и обязанностей; б) суд выносит постановления, имеющие властный характер, разрешающие спор и отдельные вопросы на протяжении всей судебной деятельности; в) суд может применить санкции ко всем лицам, участвующим в процессе; г) правомочия и обязанности суда соответствуют правомочиям и обязанностям всех субъектов процессуальных правоотношений; д) обязанности суда, корреспондирующие правомочиям лиц, участвующих в процессе, соответствуют одновременно полномочию государства в целом и представляют собой государственно-правовые функции суда; е) объем прав и обязанностей суда как субъекта всех процессуальных отношений больше прав и обязанностей любого другого субъекта процессуальных отношений.
Субъектами процессуальных отношений являются не только суды первой инстанции, но и суды второй инстанции, а также суды, пересматривающие гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Гражданское процессуальное право детально регламентирует деятельность суда во всех стадиях процесса.
Закон, предоставляя суду права, вместе с тем возлагает на него обязанности перед участниками процесса.
Лица, участвующие в деле. Эта группа участников процесса занимает особое место среди других субъектов гражданских процессуальных отношений. Лица, участвующие в деле, играют в гражданском процессе важную роль. Их деятельность активно влияет на ход и развитие гражданских процессуальных отношений, возникновение, изменение и прекращение процесса в целом. Согласно закону лицами, участвующими в деле, признаются: стороны; третьи лица; прокурор; лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс для дачи заключения по основаниям, предусмотренным законом, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и делам, возникающим из публичных правоотношений.
Все лица, участвующие в деле, объединены в одну группу, прежде всего по наличию у них юридической заинтересованности в деле. Степень такой заинтересованности у названных лиц различна. Стороны и третьи лица в исковом производстве, а также заявители и заинтересованные лица по делам, возникающим из административных правоотношений, и делам особого производства имеют как материально-правовую, так и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, так как участвуют в процессе для защиты своих субъективных прав и охраняемых законом интересов. Другая группа лиц, участвующих в деле (прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и др.), защищает в процессе не свои, а государственные либо общественные интересы или права, свободы и законные интересы других лиц, поэтому решение по делу не затрагивает их субъективных прав и интересов; заинтересованность их - только процессуально-правовая.
Лица, содействующие осуществлению правосудия. Для оказания содействия правильному и быстрому разрешению дела в процесс могут привлекаться свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, представители.
Эти лица являются субъектами гражданских процессуальных отношений, наделяются определенными процессуальными правами и обязанностями, но, в отличие от лиц, участвующих в деле, юридической заинтересованности в исходе дела не имеют.
3.2 Субъекты гражданских правоотношений
Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Для возможного правообладания государство наделяет граждан правосубъектностью. Правосубъектность слагается из совокупности таких качеств, как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Первая - правоспособность - означает способность иметь гражданские права и исполнять обязанности, и признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество). Правоспособности свойственны абстрактность и не отчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством. Ст.18 перечисляет, пожалуй, только основные, наиболее значимые гражданские права, к которым относится возможность иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Кроме этих прав, гражданин вправе иметь и иные личные имущественные и личные неимущественные права, в число которых можно включить и такие, которые прямо законом не предусмотрены, но не противоречат общим началам и смыслу гражданского законодательства.
Гражданской правоспособностью обладают в равной мере все граждане. Она возникает с момента рождения ребенка и прекращается смертью гражданина.
Второе слагаемое правосубъектности - дееспособность - означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В связи с тем, что для правового регулирования экономического оборота необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, для того, чтобы они складывались из осознанных волевых действий сторон, дееспособность участников гражданских правоотношений возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме - с восемнадцати лет, т.е. совершеннолетия или эмансипации.
Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность). Однако обладания гражданской правосубъектностью для субъекта недостаточно для того, чтобы иметь конкретные субъективные гражданские права и нести обязанности. Правосубъектность является лишь необходимой предпосылкой обладания субъективными правами. Для возникновения конкретных субъективных прав необходимо возникновение юридического факта. Иными словами, наделенный правосубъектностью гражданин имеет абстрактную возможность приобретения определенных прав в результате каких-либо действий или событий - юридических фактов.
Гражданская правосубъектность - это признаваемая в равной мере за всеми лицами максимально полная, суммарно выраженная возможность правообладания, выраженная абстрактно. То есть, например, при реализации субъектом такого элемента правосубъектности, как возможность заключения сделок, собственно возможность их совершения не претерпевает никаких изменений, но в то же время происходит приобретение, изменение или утрата каких-либо прав и обязанностей субъекта.
Ограничения же правоспособности или дееспособности могут иметь место и осуществляются в случаях и порядке, установленных законом и только таким образом. Как правило, такие ограничения правосубъектности связаны либо с заболеванием гражданина, в результате которого он утрачивает возможность адекватно оценивать собственные действия, либо возможны в качестве санкции за совершенное правонарушение. Например, возможно лишение гражданина права на определенный срок заниматься предпринимательской деятельностью в наказание за совершенное преступление.
Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Индивидуализация субъектов может осуществляться различными признаками, тесно связанными с тем, идет ли речь о гражданах, юридических лицах или иных субъектах. Такими признаками для граждан являются имя, место жительства и акты гражданского состояния.
Российские и иностранные юридические лица. Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые, реорганизуемые и ликвидируемые в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей.
Учитывая все перечисленное выше, можно охарактеризовать юридическое лицо как признанную государством в качестве субъекта права организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую в гражданском обороте от своего имени.
В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не общей (или универсальной - предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который соответствует государственной регистрации такой организации, и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (ст.49,51,63).
Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Например, осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц. Как уже отмечалось выше, правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. В случае с юридическими лицами, индивидуализирующими его признаками являются его местонахождение и наименование.
Вместе с тем, в гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию. Этим целям служат производственные марки, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения:
Юридические лица, в зависимости от характера участия государственных органов в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами:
Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;
Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования. Данный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;
Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако ст.51 не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому можно считать, что сейчас такой порядок регистрации юридических лиц не применяется.
Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ - учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный договор можно считать разновидностью договора о совместной деятельности. Он регулирует отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. В отличие от учредительного договора, устав не заключается, а утверждается учредителями. Отличие между уставом и учредительным договором не носит принципиального характера и заключается лишь в процедуре принятия документа. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения, в которое они входят.
Как уже отмечалось выше, каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. Регистрация юридических лиц в Российской Федерации осуществляется различными органами, хотя в соответствии со ст.51 проведение регистрации возложено на органы юстиции.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом от имени РФ и субъектов РФ могут выступать органы госвласти, от городских и сельских поселений - органы местного самоуправления в рамках их компетенции (ст.124,ст.125)
Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием “лица”, которое используется в ГК и других актах гражданского законодательства. Как субъекты гражданского правоотношения лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей.
4 Понятие и сущность приказного производства
4.1 Понятие приказного производства и судебного приказа
В ГПК РСФСР в 1995 г. была включена новая гл. 11.1 "Судебный приказ", состоявшая из десяти статей, которая предусматривала возможность упрощения и ускорения рассмотрения дел в случаях, когда предположительно требования кредитора бесспорны, т.е. у должника вряд ли есть возражения по существу.
Измененные в 2000 г. ст. ст. 113 и 114 ГПК РСФСР отнесли производство по выдаче судебных приказов к компетенции мировых судей. Дополнительно было предусмотрено, что в тех субъектах РФ, где вакансии мировых судей еще не заполнены, указанные дела рассматривают судьи районных судов единолично. Такого дополнения нет в ст. ст. 23 и 24 ГПК РФ 2002 г. Но аналогичное положение закрепляет ст. 5 Закона о введении в действие ГПК РФ.
Новый Кодекс сохранил и усовершенствовал с учетом накопленной практики механизм упрощенного взыскания долгов, регулированию которого в рамках производства в суде первой инстанции отведен специальный подраздел "Приказное производство", включающий гл. 11 "Судебный приказ".
20 февраля 1985 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей". Основой служила идея о целесообразности разграничения бесспорных и спорных дел о взыскании алиментов. При обнаружении спора о праве возникало исковое производство, при отсутствии спора народный судья рассматривал заявление о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей без возбуждения гражданского дела. Введение упрощенной процедуры взыскания алиментов стало первой вехой на пути возрождения приказного производства.
Теоретики такую разновидность процесса обозначают довольно сходно: "судебное производство по выдаче судебного приказа", "упрощенная правовая процедура производства по выдаче судебного приказа".
Статья 121 ГПК РФ содержит определение приказа, под которым понимается судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, но только в предусмотренных законом случаях. Судебный приказ одновременно является и исполнительным документом, т.е. заявителю не нужно получать еще и исполнительный лист. Приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр хранится в деле, другой - получает заявитель. Должнику направляется копия приказа (ч. 3 ст. 127 ГПК РФ).
По своему значению, последствиям, юридической силе приказ сходен с обычным решением суда. Это правоприменительный акт органа государственной власти, предписывающий заинтересованным лицам совершить определенные действия, а всем другим субъектам считаться с таким предписанием. По содержанию приказ несколько отличается от судебного решения.
Следует констатировать, что вынесение судебного приказа по правилам, предусмотренным гл. 11 ГПК РФ, допустимо только в связи с отношениями, споры по которым отнесены к компетенции судов общей юрисдикции.
4.2 Основания для выдачи судебного приказа
Статья 122 ГПК РФ содержит семь пунктов, где точно обозначены требования, которые допустимо реализовывать путем получения судебных приказов. Эти требования возникают из гражданских, семейных, трудовых, публичных правоотношений. Простейший анализ позволяет заключить, что перечень носит исчерпывающий характер и может быть расширен или сокращен только новым федеральным законом.
Практическое значение имеет вопрос о том, есть ли у лица, считающего свои права нарушенными, возможность выбора альтернативного варианта, а именно предпочтение осуществить защиту не обращением к приказному производству, а в нормальном процессе путем подачи обычного искового заявления. К числу вероятных мотивов следует, по-видимому, отнести опасность аннулирования судебного приказа простым отрицанием должника (ст. 129 ГПК РФ), что недопустимо применительно к актам правосудия в других видах производств. С учетом такого рода конкретных аргументов, а главное, принципа диспозитивности поставленный вопрос заслуживает положительного ответа.
В п. 2 ст. 122 ГПК РФ содержится правило, допускающее выдачу судебного приказа по требованию из правоотношений, закрепленных сделкой простой письменной формы. Такие сделки довольно широко распространены на практике, они фиксируют самые разнообразные по содержанию юридические контакты, причем в обществе и государстве, которым еще предстоит заслужить статус правовых. Значит, при применении норм п. 2 ст. 122 ГПК РФ от судьи следует ожидать повышенной осторожности.
Приказное производство не отменяет и не может отменить взыскания задолженности с помощью исполнительной надписи нотариуса, между прочим, еще и потому, что АПК РФ такое производство неизвестно. Значит, у заявителя сохраняется выбор пути защиты. Он по своему усмотрению может обратиться к нотариусу за получением исполнительной надписи (в пределах его компетенции) или в суд с просьбой о выдаче судебного приказа. Окончательный вывод может зависеть от очень конкретных обстоятельств: места нахождения правоприменительного органа, сопоставления нотариальных и судебных расходов. Но во всяком случае преимуществом судебного приказа будет наличие в нем элементов преюдициальной силы и вероятная возможность его исполнения за границей.
Статья 122 ГПК РФ предусматривает выдачу судебного приказа по требованию, основанному на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте или недатировании акцепта. Вексельное обращение регулируется рядом нормативных актов, главным образом, Законом РФ "О переводном и простом векселе" от 11 марта 1997 г. и ГК РФ.
Определенные разъяснения содержатся в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О переводном и простом векселе". В соответствии со ст. 5 названного Закона по требованиям, основанным на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом в отношении физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя, выдается судебный приказ и производится исполнение по правилам, предусмотренным ГПК. Заявления о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по опротестованному в неплатеже, неакцепте (или недатировании акцепта) векселю рассматриваются судами общей юрисдикции независимо от субъектного состава участников вексельного обязательства.
Выдача судебного приказа возможна, если заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц. Статья 122 ГПК РФ устанавливает, что алименты могут быть взысканы только на несовершеннолетних детей, и такое требование не должно быть сопряжено со спором о праве. Заявление в суд может быть подано независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты (п. 1 ст. 107 СК РФ).
К заявлению должны быть приложены: свидетельство о заключении брака (если брак расторгнут, то свидетельство о расторжении брака или решение суда о расторжении брака); свидетельство о рождении ребенка, на которого взыскиваются алименты; документ о назначении опекуна, попечителя над несовершеннолетним, если заявление подается этим лицом; справка о нахождении ребенка на иждивении; справка о размере заработка с места работы лица, обязанного уплачивать алименты, и о наличии или отсутствии удержаний по другим исполнительным документам. Согласно судебной практике алименты в упрощенном порядке могут быть взысканы и на основании свидетельства об установлении отцовства.
Согласно нормам Семейного кодекса РФ алименты на несовершеннолетних детей могут взыскиваться ежемесячно в долях от заработка и (или) иного дохода родителей (ст. 81 СК РФ); в твердой денежной сумме; одновременно в долях и в твердой денежной сумме (ст. 83 СК РФ). Основным видом является порядок определения размера алиментов в долях к заработку или доходу плательщика, применяемый во всех случаях, если суд не признает необходимым произвести взыскание алиментов в твердой денежной сумме.
Следует учитывать, что при определении размера твердой денежной суммы, которую алиментообязанное лицо должно будет выплачивать ежемесячно, суд должен учитывать максимальное количество факторов, среди которых материальное и семейное положение сторон, уровень обеспечения ребенка и др. Таким образом, при определении обстоятельств, которые необходимо установить, суд может столкнуться с необходимостью привлечения дополнительных материалов, что создает невозможность вынесения судебного приказа, на что и указал Верховный Суд РФ.
Взыскание с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам до 1995 г. производилось в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Возможность взыскания путем выдачи судебного приказа упрощает разрешение этих бесспорных дел, однако в случае возникновения спора возможно вынесение решения после рассмотрения дела в исковом порядке.
Принимая заявление о выдаче судебного приказа по требованию, указанному в ст. 122 ГПК РФ, судья проверяет, предусмотрен ли законом данный вид платежа, имеются ли законные основания для привлечения гражданина к данному платежу, соблюден ли органом взыскания установленный законом порядок привлечения гражданина к платежу, приняты ли во внимание органами взыскания льготы в случае, если по закону гражданин имеет право на них, и т.д.
Возможность взыскания задолженности по начисленной, но невыплаченной заработной плате в порядке приказного производства предусмотрена ст. 122 ГПК РФ. Безусловно, этот способ взыскания предпочтительнее, чем исковое производство. Обращаясь в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, взыскатель представляет документы, бесспорно подтверждающие задолженность работодателя. Ими могут быть справка, выданная работодателем и подтверждающая наличие и размер долга перед работником, копия трудового соглашения между работником и работодателем и т.д.
ГПК РФ в ст. 122 предусмотрено еще одно основание, по которому возможно вынесение судебного приказа. Оно связано с взысканием расходов, возникших в связи с розыском ответчика, или должника, или его имущества либо ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, или хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения. С таким заявлением могут обратиться органы внутренних дел, органы налоговой полиции, подразделение судебных приставов, т.е. те органы, которые понесли расходы из-за произведенных действий (ст. ст. 28, 53 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Перечень требований, по которым выдается судебный приказ, не подлежит расширительному толкованию. Безусловно, это связано с тем, что возможность взыскания денег и движимого имущества с должника в упрощенном порядке не должна приводить к нарушению его прав, которое возможно в случае свободного толкования ст. 122 ГПК РФ.
Вывод: В судебном приказе, вынесенном судьей, реализуются властные полномочия по защите нарушенных субъективных прав граждан и организаций. Это своеобразное судебное постановление, и к нему, как и к любому иному судебному постановлению, применимы требования законности и обоснованности.
Законность судебного приказа определяется следующими положениями:
а) соблюдением оснований для выдачи судебного приказа (судебный приказ может выдаваться лишь в отношении требований, указанных в ст. 122 ГПК);
б) соблюдением судебной подведомственности и общих правил подсудности (ч. 1 ст. 123 ГПК). Дела приказного производства относятся к родовой подсудности мирового судьи, юрисдикция которого распространяется на территорию соответствующего судебного участка. Прираспределении дел о выдаче судебного приказа между мировыми судьями различных судебных участков применяются правила территориальной подсудности, предусмотренные ст. 28-32 ГПК. Дела о выдаче судебного приказа до назначения (избрания) мировых судей должны рассматривать судьи районных судов (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»);
в) соблюдением нормативно-установленного порядка обращения в суд с заявлением о выдаче приказа (ст. 124, 125 ГПК);
г) наличием в судебном приказе предусмотренных законом реквизитов (ст. 127 ГПК). В содержании судебного приказа четко выделяются две части -- вводная и резолютивная. Во вводной части закреплены номер производства и дата вынесения приказа; название суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего приказ; наименования и адреса взыскателя и должника. В резолютивной части судья указывает закон, на основании которого удовлетворено требование; размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости и неустойки, если она полагается; также указывается государственная пошлина, подлежащая взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета.
По действующему закону судья при вынесении приказа не вправе выходить за пределы заявленного требования, он не может удовлетворить требование частично либо присудить более того, что просит взыскатель.
В резолютивной части судебного приказа о взыскании алиментов указываются: дата и место рождения должника, место его работы, имя и дата рождения каждого ребенка, на содержание которых присуждены алименты; размер ежемесячных платежей и срок их взыскания. Обязательными реквизитами являются подпись судьи и гербовая печать суда, которыми удостоверяют второй экземпляр судебного приказа.
Обоснованность судебного приказа зависит прежде всего от документов, подтверждающих требование взыскателя, -- от их качества и количества. Соответственно судебный приказ будет необоснованным в следующих случаях:
* при отсутствии документов, подтверждающих заявленное требование;
* при невозможности разрешить спор о праве на основании представленных документов.
Для правомерности судебного приказа имеет значение и согласие должника с требованием взыскателя.
Судебный приказ будет законным и обоснованным, если судья при его выдаче полностью учел обстоятельства, предусмотренные процессуальным и материальным законами, и вынес судебный приказ в соответствии с ними, хотя в самом правоприменительном акте в письменной форме мотивы принятого решения не приводятся. При решении вопроса о принятии заявления о выдаче приказа судья обязан проверить соблюдение взыскателем не только положений норм процессуального права, регламентирующих процедуру приказного производства, но и соответствие заявленного требования нормам материального права. Все это находит отражение в содержании приказа, предусматривающем обязательное указание на закон, на основании которого удовлетворено требование (п. 5 ч. 1 ст. 127 ГПК).
При решении вопроса о выдаче судебного приказа судья обладает двумя полномочиями: 1) удовлетворяет заявленное требование полностью и выдает при этом судебный приказ либо 2) отказывает в удовлетворении заявленного требования взыскателя и соответственно в выдаче судебного приказа. ГПК не предусматривает частичного удовлетворения заявленных требований, как в исковом производстве.
Судебные постановления, принимаемые в форме судебных приказов, так же как и иные судебные решения, являются обязательными для всех субъектов, которым они адресованы, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Задача
Орлова Ирина обратилась в суд с иском к Орлову Игорю о взыскании алиментов на содержание дочери Елены в возрасте 21 года на том основании, что ответчик является отцом Елены - инвалида первой группы детства, получающей социальную пенсию. Ответчик в содержании дочери не участвует, она находится на иждивении матери. Истица просит обязать ответчика выплачивать в ее пользу на содержание дочери ежемесячные средства в размере одной минимальной оплаты труда. Она также просит вызвать на судебное заседание дочь Елену в качестве свидетеля.
Определите стороны в деле. Какие действия должен совершить судья после принятия заявления?
Ответ:
1. Согласно исковому заявлению сторонами в данном деле являются:
Орлова Ирина - истец,
Орлов Игорь - ответчик.
2. Деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских дел развивается в определенной последовательности, по стадиям.
Стадией гражданского процесса называется совокупность процессуальных действий, направленных к одной близлежащей цели: принятие заявлений, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство и т.д.
Первая стадия - возбуждение дела. Оно осуществляется путем подачи искового заявления, жалобы или заявления. Дело возбуждается принятием судьей заявления к своему производству.
После возбуждения дела следует вторая стадия - подготовки дела к судебному разбирательству. Цель этой стадии заключается в том, чтобы обеспечить своевременное и правильное разрешение дела в одном судебном заседании.
Третья стадия процесса - судебное разбирательство дела. В этой стадии дело в судебном заседании разрешается по существу и, как правило, заканчивается вынесением решения.
Четвертая стадия - обжалование и опротестование решений и определений суда, не вступивших в законную силу (апелляция или кассация).
До вступления судебного акта в законную силу лица, участвующие в деле (стороны, третьи лица), имеют право на его обжалование в вышестоящую судебную инстанцию.
Решения и определения мировых судей обжалуются в апелляционном порядке в районный суд, решения, определения иных судов обжалуются в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам вышестоящего суда.
Однако иногда лица, участвующие в деле, считают постановление суда по тем или иным причинам неправильным после вступления его в законную силу, а поэтому просят его проверить и пересмотреть. В этих случаях возникает стадия гражданского процесса по пересмотру решений, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу, т.е. в порядке надзора.
В законе предусмотрена и другая стадия процесса - пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Эта стадия встречается на практике редко и только в тех случаях, когда дело было рассмотрено без учета существенных обстоятельств, которые имели место в момент рассмотрения дела, но не были и не могли быть известны в то время заявителю или суду, а также в случае отмены приговора или решения, явившегося основанием принятия судебного акта.
Завершающей стадией гражданского процесса является стадия исполнения судебных постановлений. Без исполнения судебного решения не достигается цель процесса - защита нарушенного права. Традиционно в науке гражданского процессуального права исполнение судебных актов рассматривается как стадия процесса, независимо от того, что исполнительное производство регламентируется в основном самостоятельным Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принятым Государственной Думой РФ 4 июня 1997 г.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред. от 03.06.2006
2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ принят ГД ФС РФ 23.10.2002, ред. от 27.12.2005
3. Алексеев С.С. Понятие и основные принципы законности.// Теория государства и права. М: Юристь, 2006.
4. Гражданский процесс / под ред. В.А. Мусина, Н.А.Чечиной, Д.М. Чечота. М., Проспект, 2006г.
5. Гражданский процесс: учеб. для вузов / Под ред. М. К. Треушникова д.ю.н., проф., засл. деятеля науки РФ. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Городец, 2007
6. Мазурин С.Ф. Гражданский процесс. -- СПб.: Питер, 2008. -- 176 с. -- (Серия «Завтра экзамен»).
7. Масленикова Н.И. Судебный приказ // Российский юридический журнал. 2001. №3.
8. Тихомиров Ю.А. Укрепление законности в сфере государственного управления // Законность в РФ. М.: Бек, 2007.
9. Черемин М.А. Приказное производство в российском гражданском процессе. М.; 2006.
10. Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: Учебник для вузов, М., 2007.
11. Шакарян М.С. «Гражданское процессуальное право России» М. 2008г.