Гражданство Российской Федерации
Содержание:
1. Понятие гражданства РФ
2. Принципы Российского гражданства и законодательное регулирование
3. Основания приобретения гражданства РФ
4. Основания, порядок прекращения гражданства
5. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов, попечителей. Гражданство недееспособных лиц
Заключение
Список литературы
1. Понятие гражданства РФ
До 1917 года понятие гражданства в России не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. При этом подданные делились на несколько разрядов с особым правовым статусом. Законодательство признавало:
1)природных подданных, которые делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почётные граждане, купцы, мещане), сельских обывателей.
2)Инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей.
Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулировании отношений гражданства.
Декрет ВЦИК от 11(24)ноября 1917г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» отменил деления на сословия и ввёл общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации.
Декрет ВЦИК от 01 апреля 1918 года «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев проживающих на территории РСФСР местным Советам.
До образования СССР гражданство регулировалось законодательством советских республик. В конституционном государстве институт гражданства стал проявлением принципа равноправия всех членов общества. Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина.
Государство может требовать от гражданина выполнения обязанностей, даже если гражданин находится за пределами государства. В то же время государство должно защищать своих граждан, где бы они ни находились, оказывать им помощь и покровительство. Конституция относит гражданство к числу предметов ведения Федерации. Основные вопросы гражданства в достаточно полном объеме регулируются Федеральным законом о гражданстве, принятым Госдумой 19. 04. 2002г. и вступившим в силу с 01. 07. 02г. До этого времени в России действовал Закон 1991г., который не в полной мере соответствовал Конституции РФ. Кроме того, в 1997г. Россия присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве, в результате чего возникла необходимость приведения норм о гражданстве в соответствие с международными стандартами. Это и послужило основанием к разработке нового закона. Однако некоторые положения Закона о гражданстве 1991г. продолжают действовать и в настоящее время (п. «а» - «в» ст. 18; ч. 3 ст. 19, ст. 20 и 41 ФЗ о гражданстве 1991г). Эти нормы регулируют более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства по сравнению с нынешним законом. Закон о гражданстве 2001г. регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего порядок признания гражданства, основания и условия его приобретения и прекращения, вопросы гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.
Определённый в Законе механизм его реализации конкретизирован в положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года № 386 в редакции указа от 27 декабря 1993 года №2299. Нормы о гражданстве содержатся в ряде других актов, например конституциях республик, Семейном Кодексе, а также в международных договорах Российской Федерации. Например: Договор между Россией и республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995г.)
2. Принципы Российского гражданства и законодательное
регулирование
Статья 6 Конституции РФ и ст. 4 Закона о гражданстве закрепляют общепризнанные принципы гражданства.
1. Гражданство РФ является единым независимо от оснований его приобретения. Данный принцип означает, что независимо от того, имеет ли гражданин гражданство республики в составе РФ, он обладает теми же правами и свободами и несет те же обязанности, закрепленные Конституцией РФ и федеральными законами, что и граждане РФ.
2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований его приобретения. Т.е. законодательство Российской Федерации не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом положении лиц, ставших гражданами России по различным основаниям.
3. Принцип сохранения российского гражданства гражданами РФ, проживающими за рубежом. Т.е. проживание гражданина РФ за пределами России не прекращает его гражданства Российской Федерации.
4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Лишение гражданства - это расторжение отношений гражданина с государством в одностороннем порядке по инициативе государства. Запрет на лишение гражданства отражает приоритет прав и свобод личности перед интересами государства и гарантирует свободное осуществление гражданами своих прав без боязни утратить гражданство, например, за инакомыслие или длительное проживание за границей.
5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству, если это не предусмотрено международным договором.
6. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Т.е. государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами РФ, обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными Конституцией РФ и Федерального Закона и защищать их.
7. Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим российского гражданства, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.
8. Россия поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.
9. Принцип двойного гражданства.
Статья 62 Конституции РФ закрепила возможность двойного гражданства для гражданина России: гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Смысл двойного гражданства - в снятии с гражданина двойных обязанностей, что может быть установлено только договором между государствами. В законодательстве большинства государств этот принцип не признается, поскольку это связь не только правовая, но и политическая, и обладание им дает человеку возможность реализовать все закрепленные законом политические права.
Вместе с тем в Законе пояснено, что российский гражданин, имеющий и иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.
Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор. Существуют также договоры и соглашения, регулирующие вопросы двойного гражданства. На сегодняшний день гражданство РФ может быть приобретено без отказа от имеющегося гражданства только гражданами Республики Туркменистан и Таджикистана.
В Законе о гражданстве устанавливаются перечень и полномочия государственных органов, ведающих вопросами гражданства. К ним относятся:
1) Президент России;
2) Федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами внутренних дел (МВД РФ и его территориальные органы);
3) Федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами государства (МИД РФ и его структурные подразделения).
Президент традиционно решает вопросы: приема в гражданство; восстановления в гражданстве; выхода из гражданства; отмены решений по вопросам гражданства. Также Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве.
Министерство внутренних дел России и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
а) определяют наличие гражданства у лиц, проживающих на территории России, и принимают от них заявления по вопросам гражданства;
б) проверяют факты и документы, представленные для обоснования заявлений; направляют Президенту заключения на данные заявления, документы и материалы; исполняют принятые Президентом решения по вопросам гражданства; оформляют гражданство.
Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства (консульские учреждения) осуществляют аналогичные функции, но в отношении лиц, проживающих за пределами России.
Срок рассмотрения поданных заявлений компетентными органами равен одному году.
В судебном порядке можно обжаловать отклонение заявления по вопросам гражданства. А отказ в рассмотрении заявления и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве и порядок исполнения решения по вопросам гражданства действия должностных лиц могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Документы, удостоверяющие гражданство: паспорт гражданина РФ, в том числе дипломатический, служебный, заграничный, свидетельство о рождении (действует до получения паспорта), военный билет, справки, выданные на период оформления паспорта, справки о пребывании в местах заключения, справки, выданные дипломатическими и консульскими учреждениями РФ за границей, паспорт моряка, электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца
3. Основания приобретения гражданства РФ
Основания приобретения гражданства Российской Федерации перечислены в ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ».
Гражданство Российской Федерации приобретается:
· по рождению;
· в результате приема в гражданство Российской Федерации;
· в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
· путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;
· по признанию;
· по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.
Ш По рождению (филиация), приобретается, исходя из двух принципов:
«права крови», ребёнок получает гражданство РФ, если на день его рождения:
а) один из его родителей состоит в гражданстве РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или призван безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.
б) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребёнка).
в) когда один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, в ином случае (не получив гражданство России) он становится лицом без гражданства.
«право почвы», ребёнок получит гражданство РФ, если:
г) ребёнок находится на территории РФ и родители которого неизвестны становится гражданином РФ , если его родители не найдутся в течении 6 месяцев со дня его обнаружения,
д) к детям, родившимся на территории России от граждан других государств, которые не предоставляют ребёнку своего гражданства
Ш В результате приёма в гражданство(натурализация)
В общем порядке - гражданство могут получить иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-ти летнего возраста и обладающие дееспособностью, если они:
а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приёме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно (непрерывный срок - если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002г. и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории России исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;
в) имеют законный источник к существованию;
г) владеют русским языком;
д) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или законом о гражданстве, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу независящих от лица причин;
Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее 3лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных п. "а" ч.1 ст. 13, и без представления вида на жительство.
В упрощённом порядке, т.е. дающем право на сокращение срока - иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-ти летнего возраста и обладающие дееспособностью, постоянно проживающих на территории РФ, если они:
а) родились на территории РСФСР и состояли в прошлом в гражданстве СССР;
б) состоят в браке с гражданином РФ не менее 3-х лет;
в) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
г) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
д) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после вступления в силу нового Федерального Закона « О гражданстве российской Федерации» от 1 июля 2002 года.
е) к детям и лицам, находящимся под опёкой и попечительством;
Срок проживания сокращается до одного года, при наличии одного из следующих условий:
а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники или культуры;
б) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом;
в) предоставление лицу политического убежища на территории российской федерации».
В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации. Так же в гражданство принимаются без соблюдения условий предусмотренных частью 1 ст. 13 ФЗ « О гражданстве РФ», ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Существуют определенные международные договоры и соглашения, также регламентирующие те или иные вопросы, касающиеся приобретения гражданства РФ - Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства возможность приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке за три месяца с предоставлением минимального пакета документов.
Лицо, претендующее на российское гражданство, должно законно находиться на территории государства, т.е. получить вид на жительство. Вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в России, а также их права на свободный выезд и въезд в Российскую Федерацию. Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы нашего государства не более чем на три месяца в течение одного года.
Для того чтобы получить вид на жительство, необходимо получить разрешение на временное проживание на территории России, так как в течение срока действия данного разрешения лицу по его заявлению может быть выдан вид на жительство.
Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ.
|
На 2006 год было утверждено | 1500 разрешений по городу Москва | |
На 2007 год было утверждено | 500 разрешений по городу Москва | |
На 2008 год было утверждено | 1500 разрешений по городу Москва | |
На 2009 год утверждено | 1500 разрешений по городу Москва | |
|
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан и лиц без гражданства. Срок действия разрешения на временное проживание - три года.
Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано только отдельным категориям иностранных граждан:
o те, кто родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР или родился в России;
o лица признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь - граждан России;
o лица, состоящие в браке с гражданином России, имеющие место жительства в России;
o лица, осуществляющие инвестиции в России в размере, установленном Правительством РФ.
До получения вида на жительство лицо обязано прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет.
Ш Восстановление в гражданстве Российской Федерации (реинтеграция).
Означает, что в гражданстве РФ восстанавливаются в порядке регистрации:
а) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства,
б) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение пяти лет при достижении 18-летнего возраста.
Бывшие граждане РФ, лишённые гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве РФ.
В соответствии со статьей 15 «Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.» При приеме в гражданство или восстановлении гражданства исключается дискриминация в зависимости от происхождения, социального положения, отношения к религии и иных фактов.
Ш Путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории.
«При изменении государственной границы Российской Федерации приобретение российского гражданства может осуществляться в порядке оптации т.е. выбора гражданства лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой меняется. Правила оптации и её сроки устанавливаются соответствующим международным договором РФ».
Ш По признанию( это означает , что гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР , постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве, если в течении одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве РФ).
4. Основания, порядок прекращения гражданства
Статья 18 Закона «О гражданстве РФ» закрепляет основания прекращения гражданства Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации прекращается:
· вследствие выхода из гражданства;
· по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.
Закон (ст.19) установил две самостоятельные процедуры выхода из Российского гражданства.
Ш В общем порядке - выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории России, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления
Ш В упрощенном порядке:
а) выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства;
б) выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранцем.
Независимо от процедуры выхода Закон (ст.20) содержит основания, препятствующие выходу из гражданства РФ. Так, выход не допускается, если гражданин Российской Федерации:
1) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
2) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации.
Законом предусмотрены основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ (ст.16) в отношении лиц, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности России;
б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы России в соответствии с федеральным законом;
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);
з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории России, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен законом о гражданстве.
Выход не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания.
Отмена решения по вопросам гражданства осуществляется Президентом России или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве и принявшим такое решение (ст.23). Решение в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.
5. Гражданство детей при изменении гражданства родителей,
опекунов, попечителей. Гражданство недееспособных лиц
Ребенок - лицо, не достигшее 18 лет. Согласно ст. 9 Закона о гражданстве, для приобретения или прекращения гражданства ребенком в возрасте от 14 до 18 лет требуется его согласие.
1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации (п.1, ст.24).
Гражданство ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (п.2, ст.24).
2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий на территории России, может приобрести Российское гражданство по заявлению родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации (п.1, ст.25).
3. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий за пределами России, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей (п.2, ст.25).
4. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести Российское гражданство по заявлению родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации (п.3,ст.25).
5. Если один из родителей, приобретающий гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель иностранец, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей (п.4, ст.25).
6. Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином России, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации.
Российское гражданство ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии письменного согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (п.5, ст.25).
7. Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами (гражданином) сохраняет гражданство Российской Федерации.
Российское гражданство ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранцами, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих (единственного) усыновителей при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (п.1, ст.26).
8. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами - гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданства, приобретает Российское гражданство со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, который является гражданином Российской Федерации (п.2, ст.26).
9. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых гражданин Российской Федерации, а другой - иностранец, может приобрести Российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка (п.3,ст.26). Если такое заявление отсутствует в течение одного года со дня усыновления (удочерения), то ребенок приобретает Российское гражданство со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории России (п.4, ст.26).
10. Гражданство Российской Федерации недееспособного лица приобретается в упрощенном порядке по заявлению опекуна, попечителя, воспитательного или лечебного учреждения. Такое лицо, если над ним установлена опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации (п.1, п.2, ст.27).
Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей.
11. Если на ребёнка или недееспособное лицо установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.
12. Ребенок или недееспособное лицо, на которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению (п.4, ст.27).
Заключение
Вопросы гражданства - это вопросы взаимоотношения человека и государства. Соответственно, они затрагивают основные права и свободы человека и гражданина. Данные вопросы относятся к ведению Конституционного права.
Гражданство является одним из важнейших элементов правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.
В июле 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Новый Закон конкретизирует и развивает закрепленные в Конституции принципы и нормы, став основным регулятором норм о гражданстве.
Его принятие - решительная мера по преодолению основных недостатков в области российского гражданства и важный шаг на пути к формированию гражданского общества.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература», 1993;
2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации]: учебник для вузов / М.В. 6-е изд., изм. и доп. -- М.: Норма, 2007. 784 стр.
3. Конституционное право России. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.: учебник для вузов 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. -- 585 стр.
4. Чиркин, В.Е. Конституционное право России [Текст]: учебник для вузов / В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2009. - 496 стр.
5. Законы. О гражданстве Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [принят 31 мая 2002 г. № 62 - ФЗ; ред. от 11.11.2003 г.]
6. Законы. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [принят 25 июля 2002 г. № 175 - ФЗ; ред. от 11.11.2003 г.]
7. Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 15 июня, 18 июля, 30 декабря 2006 г., 10 января, 1, 4 декабря 2007 г., 6, 13 мая, 22, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 28 июня, 21, 27 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 7 апреля 2010 г.). Принят Государственной Думой 18 июля 1996 года
9. Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 24-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Принят Государственной Думой 19 февраля 2010 года, Одобрен Советом Федерации 3 марта 2010 года
10. КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года
11. КОНВЕНЦИЯ, РЕГУЛИРУЮЩАЯ НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С КОЛЛИЗИЕЙ ЗАКОНОВ О ГРАЖДАНСТВЕ (Гаага, 12 апреля 1930 года)
12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е.Ю. Бархатова; Издательство: Проспект, 2010г. - 253 стр.