Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах
2
ПЛАН.|
Введение | .................................................................................. | с. 3 | |
Вопрос 1 | Права и свободы граждан. Общая характеристика. | с. 4 | |
Вопрос 2 | Виды прав и свобод граждан. | с. 11 | |
Вопрос 3 | Конституционные права и свободы граждан на примере зарубежных стран и их особенности. | с. 16 | |
Заключение | .................................................................................. | с. 23 | |
Список литературы | .................................................................................. | с. 24 | |
|
ВВЕДЕНИЕ.
Институты конституционного права - это определенная совокупность норм, регулирующая сходные, смежные, однородные общественные отношения, т.е. такие, которые можно обозначить одним общим понятием. Институты конституционного права легко назвать, если обратиться к любой из конституций, потому что в большинстве случаев структура конституции - это и есть перечисление важнейших институтов конституционного права. Перечень и характер этих институтов, их внутренняя взаимосвязь и даже иерархия во многом зависят от особенностей политического режима и от принятой в стране формы правления.
В данном реферате рассмотрен важнейший институт всех стран мира - это институт конституционных прав и свобод.
1. ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Первые конституции провозгласили жизнь и свободу чело-века естественными и неотъемлемыми правами личности. В ос-нову было положено утверждение о том, что люди рождены свободными и сохраняют это свое состояние на протяжении всей жизни не по воле государственной власти, а в силу приро-ды или власти божественной. Государство может лишь ограни-чивать свободу граждан в той мере, в какой это необходимо для сохранения мира в стране, нормальных отношений внутри об-щества.
Права человека -- это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Требование защиты прав чело-века выдвигается и в настоящее время различными движения-ми, направленными против авторитаризма и тоталитаризма. К числу неотчуждаемых прав человека относятся права на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и нравственную неприкосновенность, достоинство личности, лич-ную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоеди-няются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например на использование достижений культуры или чистую окружающую среду. Считается, что государственная власть не может их даровать или отчуждать своими актами и действиями.
Права гражданина связаны с фактом гражданства, принад-лежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Эти права личности как члена политического сообщества связаны с актами и действиями государственных орга-нов. К их числу относятся, например, избирательные права, права на объединение в политические партии, на участие в управлении делами государства и т.д., некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслужива-ние). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиции и других обстоя-тельств. Однако нет непреодолимой грани между правами чело-века и правами гражданина, не всегда между ними можно про-вести различия, их разделение имеет преимущественно обще-теоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в кон-ституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.
Государство в лице своих органов может лишь ставить пре-делы свободам человека, и главная его цель -- минимальное вмешательство в естественные права и свободы человека. По этой доктрине формулировались и формулируются правовые способы фиксации прав и свобод, например в Великобритании, Франции, Канаде, Новой Зеландии действует принцип: «Все, что не запрещено, то разрешено», и правовые акты закрепля-ют не права и свободы, а только то, что запрещается делать человеку.
Однако в современном мире не только признаются неписа-ные естественные права, но и перечисляются конкретные права и свободы по принципу «все, что закреплено, то разрешено». Так, первые десять поправок Конституции США фиксируют пе-речень личных и политических прав граждан и в то же время допускают, что «перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом».
Конституции многих стран различают также обязанности че-ловека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в теории некоторые права и обязанности ха-рактеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать кон-ституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя и записанные в конституции, рассматриваются как моральные и защищаются лишь производные от них конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, в частности, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать нее силы служению народу (например, в Конституции Китай-ской Народной Республики).
Многие права и обязанности человека и гражданина возни-кают с достижением определенного возраста, например право на труд -- с 15 лет, воинская обязанность -- с 18--19 лет. Неко-торые права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения (наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя).
В современных условиях некоторые основы правового стату-са личности, а в определенных аспектах и гражданина, в значительной степе-ни определяются международным правом, его общепризнанны-ми принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г). Международные акты, рати-фицированные государством, могут действовать непосредствен-но и применяться судами страны как ее национальное, внут-реннее законодательство, причем некоторые конституции уста-навливают верховенство международного акта над внутренним.
Международное право устанавливает: 1) внутреннее законо-дательство не может противоречить зафиксированным в между-народных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям; 2) нет абсолютной свободы и абсолютных прав, они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той час-ти, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного пава и в точно определенных целях (сохранение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т.д.); 3)запрещается злоупотреблять правами, т.е. использовать их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц; 4) права личности ограничены правами других лиц.
Исследователи выделяют три периода развития прав и свобод:
первый -- с конца XVIII до середины XX в. Начинают фор-мироваться и закрепляться свободы граждан, первые акты, фик-сирующие права и свободы личности, закрепили права в сфере физического существования человека. Очевидно, первым таким актом был Habeas corpus act -- английский закон, принятый в XVII в., главным содержанием которого является защита от не-обоснованного ареста. Согласно этому закону человек, которого арестовывали, имел право обратиться в суд, а судья должен был объяснить причину ареста (сформулировать повод для ареста). Этот закон ограничил произвол абсолютизма, феодального госу-дарства.
В этом периоде можно выделить внутренние этапы, по-скольку сначала появились гарантии на неприкосновенность личности, а потом запреты на вмешательство в личную жизнь, позднее -- права, связанные с участием в управлении государст-вом. Это естественно, поскольку человек, получая определен-ный минимум свободы, пользовался ею, и эта свобода развива-лась и расширялась: от гарантии от произвольного ареста до права участия в управлении государством; второй -- с 50-х до 90-х гг. XX в. Дальнейшее развитие прав и свобод личности, связанное с сильным влиянием социалисти-ческих идей. Это права, которые невозможно реализовать без участия государства. Они находятся в широко понимаемой сфе-ре экономики и в социальной сфере, поэтому их чаще всего на-зывают социально-экономическими. Первоначально они были сформулированы в советских конституциях (1918 и 1936 гг.): права на труд, на отдых, на безопасные условия труда, на забас-товку (правда, в советских конституциях оно отсутствовало), на материальное обеспечение. К социальным правам относятся также права на материальную поддержку лиц, нуждающихся в этом (инвалиды, престарелые, пенсионеры и т.д.), на защиту семьи, охрану здоровья и ряд других, включая сравнительно не-давно появившиеся «культурные» права (на образование, на пользование достижениями науки, культуры, свободы на иссле-дования в области науки, искусства и т.д.). Многие из них стали общепризнанными и появились в международных актах, напри-мер во Всеобщей декларации прав человека, принятой Гене-ральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
третий -- 90-е гг. XX в., хотя необходимость в таких правах возникла во второй половине XX в., потому что в это время поя-вилось много серьезных проблем: здоровая и чистая окружающая среда, свобода информации, разница в техническом развитии го-сударств. Развивающиеся страны инициировали иные права, ко-торые относятся не к отдельным гражданам, а к социальным группам. Так, стали признаваться права народа на самоопреде-ление, охрана этнических, языковых, религиозных меньшинств, права на пользование природными богатствами, на безопас-ность, на определенный уровень жизни и т.д. Эти совершенно новые требования мирового сообщества стали формулироваться и в нормативных актах. Кроме того, появились специальные нормы, касающиеся отдельных групп людей, например принята Конвенция о правах ребенка.
Современная классификация прав и свобод достаточно прочно устоялась, чаще всего она состоит из двух или трех групп. Исторически права и свободы делились на личные и по-литические, иногда то же самое обозначают как личные права и гражданские права.
Личные права -- это те права, которые относятся к сфере личной жизни, т.е. права человека, который ощущает себя про-сто членом семьи, участником какого-то микроколлектива, жи-телем конкретного дома, улицы, села и т.д. Для того чтобы че-ловек мог нормально существовать, необходимы гарантии не-прикосновенности личности, от произвольного вмешательства в его дела, от покушений на его семейную жизнь, чтобы он мог свободно общаться с другими людьми. Личные права -- это то, что ближе всего человеку: права человека как отца, мужа, сына, брата (матери, дочери, сестры, жены) и т.д. Это прежде всего семейные ценности.
Политические и гражданские права -- права в сфере участия в гражданской жизни: избирать, быть избранным, свобода слова, митингов, собраний. Деление на политические и гражданские права обусловлено тем, что под первыми понимаются права, принадлежащие определенному человеку как гражданину, вто-рыми -- определенному государству.
Социально-экономические права и свободы -- это права чело-века в сфере приложения его труда. По мнению профессо-ра Л.Д. Воеводина, это права человека-труженика, производя-щего материальные ценности и духовные блага, участвующего в общем деле, вносящего свой вклад. Человек как труженик дол-жен иметь возможность и право участвовать в этом процессе, получать справедливое вознаграждение за свой труд, реализовать право на отдых, на материальное обеспечение в случае потери трудоспособности.
В литературе иногда выделяют и четвертую группу прав -- социально-культурные.
Основные способы закрепления прав, свобод и обязанностей личности бывают двух видов: 1) пози-тивный и 2) негативный.
При позитивном способе конституция (конституционный за-кон) устанавливает или определяет, что гражданин обладает определенным правом. Например, Конституция Королевства Испания закрепляет, что все граждане имеют право участвовать и общественной жизни непосредственно или посредством своих представителей, свободно избранных путем всеобщего голосо-вания (ч. 1 ст. 23). В некоторых случаях право или свобода га-рантируются без указания конкретного субъекта, гражданина: «Все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и всяким другим способом выражения мысли» (ст. 21 Конституции Итальянской Республики).
Негативный способ формулирования прав и свобод означает конституционное запрещение любому субъекту нарушать права или ограничивать права или свободы других субъектов права. Так, согласно ст. 14 Конституции Итальянской Республики «жилища неприкосновенны. Осмотры, обыски и наложения ареста не могут производиться иначе как в случаях и порядке, установленных законом», т.е. на первое место выдвигается за-прет, который может касаться другого гражданина, но путем за-прета гарантируются прежде всего права личности от посяга-тельств со стороны государства.
Негативный способ наиболее характерен для американского права, например: «Никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле» (1-я поправка к Конституции США).
Существуют и иные подходы к оценке прав, свобод и обя-занностей. Они могут делиться на индивидуальные и коллек-тивные. Индивидуальные права могут касаться каждого гражда-нина, а коллективные -- группы граждан. Эти понятия взаимо-связаны, потому что, например, работник может осуществить свое право на забастовку, которая проводится коллективно. Он обладает правом присоединиться к забастовке или нет.
Классифицируют права, свободы и обязанности также на основные и вспомогательные. Основные -- фундаментальные, а дополнительные (вспомогательные) зависят от основных. Напри-мер, право участвовать в управлении государством -- основное политическое право, а право избираться и быть избранным -- производное от него, дополнительное.
2. ВИДЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН.
Личные права и свободы. Впервые появившись в писаных ис-точниках права как юридическая гарантия от произвольного ареста, в настоящее время они фиксируют любые права лично-сти (на жизнь, на свободу, на неприкосновенность), приобрели более универсальный и широкий характер после принятия меж-дународных актов о гражданских и политических правах. В ча-стности, большое влияние на законодательство стран мира, прежде всего конституционное, оказал Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ас-самблеей ООН в декабре 1966 г. После того как ст. 6 Пакта за-крепила право на жизнь, нормы подобного рода стали повсеме-стно распространяться во многих странах в 60--70-е гг. XX в. Например, Конституция Королевства Испания содержит норму о том, что «каждый человек имеет право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность и не может подвергаться пыт-кам, негуманному и унизительному наказанию. Смертная казнь запрещена, за исключением случаев, предусмотренных военным законодательством, действующим в военное время» (ст. 15).
Одно из условий, по исполнении которого государство при-нимается в Совет Европы, -- это отмена смертной казни. Право на жизнь, включая отмену смертной казни, служит общеевро-пейским критерием для признания демократичности государст-ва, точнее говоря, для признания демократичности политиче-ского режима, который существует в данном государстве. Не-прикосновенность личности, конечно, волнует граждан более всего. Граждане хотят иметь гарантии неприкосновенности от посягательств со стороны органов государства. Содержание права неприкосновенности -- это гарантии от необоснованного ареста, обыска или задержания. В правовом государстве человек не может быть задержан или арестован без специального акта суда или специально уполномоченного на то органа (прокурора). В большинстве западных стран запрещаются обыски, которые не санкционированы судом или прокурором, получение такой санкции -- достаточно сложная процедура, направленная на ог-раничение возможного произвола полицейских или судебных органов.
Неприкосновенность частной жизни -- одна из самых важных групп личных прав. Сюда включаются права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообще-ний. Ограничения этих прав не допускаются по закону и пре-следуются нарушения этих прав. Однако на практике полиция очень часто обладает большими полномочиями для того, чтобы входить в частное жилище, осматривать личные автомобили и т.д. Часто используются такие методы сыска, как прослуши-вание телефонных переговоров, вскрытие писем. Современная техника настолько совершенна, что доказать нарушение частной жизни практически невозможно, если эти доказательства явно не используются во вред гражданину. Важной гарантией, хотя бы немного ограничивающей произвол государства и государственных служб, является запрет в ряде стран на использование в суде доказательств, добытых оперативным путем (представление магнитофонных записей, видеосъемок и т.д., сделанных без ве-дома гражданина).
Ряд современных конституций очень подробно описывает запреты в сфере личной жизни. Так, Конституция Королевства Нидерландов, значительно обновленная в 1982 г., в ст. 10 вклю-чает длинный перечень ограничений возможных посягательств на личную жизнь гражданина, например: каждое лицо имеет право на уважение своей частной жизни; правила для защиты частной жизни устанавливаются законом; лицо имеет право знакомиться с зарегистрированными сведениями о нем, пользо-ваться ими и исправлять их.
Составной частью права на личную жизнь является непри-косновенность жилища. Важное правило в этой сфере содержит, например, Конституция Греческой Республики: «Жилище каж-дого гражданина неприкосновенно, частная семейная жизнь ин-дивида ненарушима, домашние обыски могут проводиться не иначе как в случаях и формах, предусмотренных законом, и всегда в присутствии судебной власти» (ст. 9).
Весьма важным является право граждан на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Такое проявление свободы личности в странах СНГ еще ограничивается институ-том прописки, регистрации и т.п. На Западе никаких прописок не существует, и такое положение закрепляется конституциями. Так, ст. 19 Королевства Испания устанавливает, что испанцы имеют право свободно избирать место жительства и право сво-бодного передвижения по национальной территории. Аналогич-ные нормы есть и в других конституциях, например в Консти-туции Итальянской Республики (ст. 16).
В категорию личных прав и свобод включают такие права и свободы, как свобода мысли, свобода слова. Они относятся к чис-лу личных и одновременно политических свобод человека. Все демократические конституции мира закрепляют это право, рас-сматривая свободу как основу свободы печати и инакомыслия. Свобода слова позволяет каждому человеку выражать свои мыс-ли, убеждения и мнения.
Демократические государства обычно не придают большого значения устным формам выражения мнений, не связанных с действием. Так, в Великобритании каждый человек может прий-ти в Гайд-парк столицы и изложить свои взгляды перед случай-ными прохожими. В США устные выступления граждан ограни-чены весьма минимально (необходимостью воздерживаться от «агрессивных» слов, пропаганды порнографии, призывов к мя-тежу, клеветы и т.д.).
Свобода слова тесно связана со свободой на получение ин-формации, свободой творчества. Эта взаимосвязь подробно про-слеживается в Конституции Королевства Испания, которая га-рантирует «свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений устно, письменно или другими средствами... техническое, научное, художественное и литературное творчест-во и производство» (ст. 209), и в Основном Законе ФРГ, пре-доставляющем «право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно, посредством изображения и беспре-пятственно черпать знания из достоверных источников. Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гаран-тируются» (ст. 5).
Кроме того, существуют естествен-ные ограничения на свободу слова. Им может считаться поку-шение на честь и достоинство личности либо на какую-то тайну (поенную, государственную, дипломатическую, коммерческие секреты и т.д.
Что касается государственных секретов и тайн, то в большинстве высокоразвитых стран установлены сроки, в течение которых они не могут публиковаться (25--30 или 45--50 лет в зависимости от категории государственной тайны, от важности секретов и лиц, которых они задевают, например лиц королев-ских династий, президентов). После истечения этого срока все тайные архивы либо сведения становятся доступными, граждане могут пользоваться ими и на основании архивов создавать до-кументальные и художественные произведения.
Свобода совести и свобода вероисповедания -- достаточно близкие понятия. Под свободой совести понимают право исповедовать любую религию либо право не исповедовать никакой, придерживаться атеистических взглядов. Свобода вероисповеда-ния -- это свобода исповедовать религию. Во многих зарубеж-ных странах говорится больше о свободе вероисповедания, хотя современные конституции признают и безбожие. В некоторых государствах какой-либо одной из религий придается больший вес, большее значение, чем другим. Например, традиционной религией в Болгарии является восточно-православное вероиспо-ведание (ст. 13 Конституции Республики Болгарии). Очевидно, что если, несмотря на такие юридические предпочтения, в стране не существует полное равноправие всех конфессий, то в ней не - нарушаются права и свободы личности в этой сфере. Во многих государствах в конституциях фиксируется, что церковь и госу-дарство не вмешиваются в права друг друга, что государство и церковь разделены; что школа и церковь не вмешиваются в дела друг друга. Обычно этого достаточно для гарантии невмешатель-ства государства в дела церкви, а церкви -- в дела государства.
Правовые гарантии личных прав и свобод бывают уголовно-право-выми, уголовно-процессуальными, административно-процессуальными, но чаще всего их называют правом на судеб-ную защиту. Право на справедливое судебное разбирательство и право на обращение в суд зафиксировано еще в первых поправ-ках к Конституции США, например 6-я поправка содержит важнейшие права обвиняемого в уголовном процессе, т.е. право на скорый и публичный суд беспристрастными присяжными того штата и округа, где совершено преступление.
Право на информацию о характере и причине обвинения, право на очную ставку со свидетелями, право на принудительный привод свидетеля, право на помощь защитника -- этот конкретный пере-чень возможных действий обеспечивает личные права, которы-ми лицо может воспользоваться, чтобы уберечь свою неприкос-новенность, защитить свои права. Это очень важно, потому что государство, с одной стороны, предъявляет обвинение в виде органов подавления, а с другой -- осуществляет гарантии, кото-рые сдерживают эти органы. Если гарантии личных прав не со-блюдаются, лицо может апеллировать к высшей справедливости и будет оправдано и освобождено из-под обвинений и из-под стражи.
3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.
США.
Уровень демократизма любой конституции определяется прежде всего объемом закрепленных в ней прав и свобод, их гарантированностью и некоторыми другими элементами - правовым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой. Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан; в то время они были предусмотрены в конституциях штатов, и отказ закрепить их в основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Первая поправка а Конституции - одна из самых знаменитых - закрепила свободу религии, слова и печати. Проблема равноправия мужчин и женщин, которая решена в большинстве европейских государств, до сих пор остается актуальной для США. В начале 70-х гг. предпринималась попытка закрепить равенство женщин и мужчин перед законом. Поправка к Конституции была предложена второй сессией 92-го Конгресса 22 марта 1972 г., когда была одобрена Сенатом.
Индия.
В 1928 г., еще незадолго до завоевания Индией независимости, созданный Индийским национальным конгрессом комитет Мотилала Неру признал, что «нашей первой заботой должно быть закрепление основных прав таким способом, который воспрепятствовал бы их нарушению при любых обстоятельствах». Ныне судебная защита нарушенных прав граждан является составной частью основных прав, поскольку бессмысленно включать права граждан в писанную Конституцию, если они не могут быть осуществлены в принудительном порядке путем использования судов против любых противоправных действий законодательных или исполнительных органов. Помимо обычных гарантий против дискриминации государством граждан в отношении их назначения на должности или найма на работу в государственные учреждения только на основании их религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, Конституция включает запрет неприкасаемости в любой форме, а также устанавливает, что ни один гражданин не может быть лишен доступа в любое общественное место и ограничен в пользовании общедоступными благами или привилегиями только на основании религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола и места рождения.
Провозглашение всеобщего избирательного права (ст. 326) без каких-либо ограничений в отношении пола, имущественного положения, налогообложения и т.д. являются смелым экспериментом, учитывая громадную территорию Индии и разнообразие национального и религиозного состава населения, в основной своей массе неграмотного.
ФРГ.
Раздел 1 Основного Закона на-зывается «Основные права». Вместе с тем конституция гаранти-рует права помимо зафиксированных в этом разделе, которые по своим особенностям отличаются от прав, недвусмысленно назы-ваемых основными.
Наряду с Основным Законом Европейская конвенция по за-щите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 г. также определяет основные права, которые согласно ст. 2 Закона об этой Конвенции от 7 августа 1952 г. отнесены к области государ-ственного права. Поскольку Конвенция не является общей нор-мой международного права, на нее не распространяется преду-смотренное ст. 25 Основного Закона преимущество; она имеет силу обычного федерального закона.
Основные конституционные права отражают множество ню-ансов, значений, различно акцентированных и часто трудно уло-вимых. С одной стороны, это права личности, т.е. права объек-тивного характера не только в узком смысле, как права человека и гражданина (ст. 3--5, 8, 9), но и в том случае, когда они (ст. 6, 14, 15) гарантируют право или свободу в какой-либо жизненной сфере, т.е. в более широком смысле. С другой -- они являются основными элементами объективного правопорядка в обществе. Это относится и к гарантиям, содержащим прежде всего права личности или содержащим вообще не личные права, но тем не менее зафиксированным в своде основных конституционных прав (ст. 7), и к основным правам, имеющим прежде всего субъ-ективный характер.
Ввиду действенного характера основных прав влияние их на формирование правового статуса личности имеет также двойст-венный характер: с одной стороны, предоставление и гарантия права отдельной личности (субъективный характер), а с другой -- включение основных элементов демократического и государст-венно-правового порядка в правовую основу этого строя (объек-тивный характер). Правовая основа в свою очередь может стать подлинной только в результате осуществления субъективных прав личности. Конституционно-правовой статус личности, пре-доставленный и гарантированный основными конституционны-ми правами, находит свое выражение в материальном праве, т.е. имеет не безграничное, а совершенно определенное правовое содержание как для отдельной личности, так и для государст-венной власти.
В ряду основополагающих конституционных принципов ведущее место отводится неприкосновенности достоинства чело-века. По немецкому праву содержание достоинства человека вы-ступает в роли ключевого понятия при выделении человека из живой природы, определении характера взаимоотношений чело-века и государства, в частности соотношения роли человека как «цели» и «средства» государства.
Как конституционно-правовая категория неприкосновен-ность достоинства человека предстает в виде первоосновы государственной власти. Право человека на неприкосновенность достоинства проявляется в невозможности его отчуждения: оно не может быть утеряно в результате болезни, виновного поведения и иных причин. Нарушением достоинства человека является пренебре-жение ценностью человеческой личности (унизительные наказа-ния физического и духовного характера, попрание формально-юридического равенства и т.п.).
C правом на неприкосновенность достоинства тесно связано право человека на уважение и защиту достоинства со стороны органов государственной власти, которым вменяется в обязан-ность сводить к минимуму опасность любых нарушений в этой сфере. В случае же таковых лицо имеет право потребовать пре-кращения виновного действия, предъявить иск и добиваться возмещения ущерба в денежном выражении. Здесь вступает в действие судебная защита.
Конституционная норма, закрепляющая право на неприкос-новенность достоинства человека, является фундаментом для других прав и свобод, базисной нормой для законодательства.
Франция.
Конституция 1958 г. не содержит специальной главы или раздела, посвященного правовому положению личности. В ней указаны лишь некоторые права, большинство прав и свобод не декларируются в ее тексте. В конституции Французской Республики зафиксировано только равенство перед законом, свобода личности, свобода образования политических партий, коллективное право народов на самоопределение, избирательные права, упоминается о независимости судебной власти как гаранта прав и свобод.
Конституционный Совет в своем решении указал, что Декларация 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., а также основные принципы, признаваемые законами Франции, являются основными частями действующей Конституции, и включил в конституционный блок права и свободы, зафиксированные в этих актах. Это означает, что конституционные нормы могут содержаться и в законах, принятых ранее, которые продолжают действовать. К их числу можно отнести законы, регламентирующие право всеобщего голосования независимо от пола и расовой принадлежности, свободу манифестаций, свободу труда, отмену рабства, смертной казни за политические преступления и т.д. Декларация 1789 г. зафиксировала естественные, неотчуждаемые и священные права человека и гражданина, т.е. такие, которые принадлежат индивиду от рождения. На первый взгляд сегодня этот перечень прав и свобод не кажется обширным, что обусловлено временем принятия Декларации, которая до сих пор является одним из прогрессивных актов в этой сфере. В Декларации провозглашается принцип равенства, который состоит в том, что люди рождаются и остаются равными в правах, а социальные различия могут быть основаны на соображениях общей пользы. Такое равенство служит необходимой предпосылкой естественного характера прав. Декларация раскрывает понятие свободы и устанавливает, что она состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому лицу.
В конституционном праве устанавливаются и обязанности. К ним относятся обязанности трудиться, платить налоги для нужд общества и государства, воинская повинность. Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов в отношении бремени, вытекающего из национальных бедствий. Среди обязанностей государства можно выделить обязанность предоставить бесплатное и светское образование, социальную поддержку малоимущим слоям населения. Любое лицо, лишенное возможности трудиться по своему возрасту, физическому, умственному или экономическому положению, имеет право получать необходимые средства для своего существования.
Казахстан.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Казахстане составляют систему, охватывающую все сферы жизнедеятельности. Конституция, закрепляя основные права и свободы, основывается на принципах международных актов. В соответствии с общепризнанными принципами международного права она исходит из того, что каждый человек рождается свободным и в силу этого обладает неотъемлемыми правами и свободами. Принципами правового положения личности в Республике являются: равноправие граждан; запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод; непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина; единство, неотчуждаемость, неразрывность и гарантированность прав, свобод и обязанностей. Статья 12 Конституции устанавливает, что права и свободы принадлежат каждому человеку от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми.
Право на жизнь есть абсолютное личное право. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Особое значение имеет вопрос о смертной казни: применение этого вида наказания возможно только по приговору суда, назначается как исключительная мера за особо тяжкие преступления; приготовленному предоставляется право ходатайствовать о помиловании. В числе прав и свобод также предусмотрены права на уважение достоинства личности, на личную свободу и неприкосновенность, на частную жизнь, на неприкосновенность жилища и т.д. Важное значение имеет закрепление в Конституции права свободного выезда за пределы Республики и на беспрепятственное возвращение в Республику. Гарантируется право свободы совести, свобода слова и творчества. Конституцией предусмотрены обязанности человека и обязанности гражданина (ст. 34-38 Конституции). К обязанностям граждан относятся: забота родителей о детях, забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях, несение воинской службы, защита Родины, сохранение исторического и культурного наследия, бережное отношение к природным богатствам, соблюдение Конституции и законодательства Республики Казахстан, уважение государственных символов, уважение прав и свобод, чести и достоинства других лиц. К ним можно отнести обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей как о долге и обязанности каждого.
Украина.
Конституционные права и обязанности изложены в разд. 2 «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Концепция прав человека и гражданина отражает дуализм во взглядах на гражданское общество и государство. Нередко термином «права человека» обозначают совокупность естественных прав, которые принадлежат индивиду независимо от воли государства и сориентированы на само его существование. «Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы», - записано в ст. 21 Конституции. Однако государство должно соблюдать эти права и защищать их. С этой целью, в частности, естественные права закрепляются в позитивном праве. К личным отнесены права: на жизнь (ст. 27), на уважение достоинства человека (ст. 28), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29), неприкосновенность жилища (ст. 30), тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной корреспонденции (ст. 31), невмешательство в личную и семейную жизнь (ст. 32), свобода передвижения (ст. 33), свобода мысли и слова (ст. 34), свобода мировоззрения и вероисповедания (ст. 35).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной контрольной работе дана общая характеристика конституционных прав и свобод человека и гражданина, рассмотрены виды таких прав и свобод. Актуальность вопроса говорит сама за себя. В наше время часто возникают вопросы связанные с конституционными правами и свободами, разрешить которые иногда невозможно. Нет ни одного идеального законодательства, в каждой стране существуют законы противоречащие друг другу. Самое главное, чтобы правовые акты не противоречили конституции и не рушили конституционных порядок в стране, т.е. не противоречили нормы, содержащиеся в конституции. В соответствии с этим все конституции содержат главы о правах и свободах человека и гражданина, которые не могут быть нарушены или отобраны ни одним законом, органом, должностным лицом.
На примере зарубежных стран рассмотрены конституционные права иностранных государств. Одни из них уделяют большее внимание проблемам прав и свобод человека и гражданина, другие наоборот, но самые главные статьи говорят об одном - конституционные права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Были выделены и конституционные обязанности граждан, что также является немаловажной составной частью нормального функционирования государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Конституции зарубежных государств: Сборник. - М.: БЕК, 1999 г.
2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. - М.: Норма - ИНФРА-М, 2002.
3. Конституционное право развивающихся стран: Предмет. Наука. Источники. - М.: Наука, 2000.
4. Общая теория прав человека. - М.: Норма, 2003.
5. Современные зарубежные конституции. - М., 2005.
6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрист, 1999.
7. Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. - Минск: Харвест, 2002.
8. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под. ред. В.О. Лучина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 687 с.