Источники конституционного права Российской Федерации
29
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ
ПО ТЕМЕ:
ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТУДЕНТКА_____________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________________
МОСКВА, 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……...…3
1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ……………..6
2. ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………….9
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………………………………………………………………..13
3.1КОНСТИТУЦИЯ РФ ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………………………………………….13
3.2.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………….16
3.3.ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………………………………………….18
3.4. ДОГОВОРЫ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ИЛИ ВЗАИМНОМ
ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА…………………………………………19
3.5. ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА……………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….29
ВВЕДЕНИЕ
Конституционное право это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.
Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права. Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Конституционное право юридическая основа демократии, ее закрепление и мера.
Демократия широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.
Для того, чтобы в полной мере уяснить специфику и характер конституционно-правовых отношений, нужно обратиться к источникам конституционного права.
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.
Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.
Тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает глубокий уровень исследования т.к. источники конституционного права, на сегодняшний день относятся к числу категорий, требующих углубленной разработки.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен, в связи с тем, что на протяжении нескольких десятилетий в отечественной юридической науке вопрос об источниках права изучался очень слабо. В период с 1946 по 1981 г. в СССР были опубликованы лишь две общетеоретические работы по данной проблеме и небольшое число исследований источников права в отдельных правовых системах и отраслях права.
Исследование проблем источников права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие "система источников права" обычно заменялось понятием "система законодательства". Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Сама терминология "нормативный акт", "законодательство в широком смысле"как бы стирала грань между законом и актами подзаконной силы. В условиях командно-административной системы такой подход вел к тому, что верховенство закона на практике превращалось в своеобразную ширму, призванную скрыть реальную подчиненность закона актам нормотворчества правящей партии и бюрократического аппарата.
Другая причина многозначность и нечеткость самого понятия источника права. Оно принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является сам смысл, в котором употребляются слова “источник права”.
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты.
В связи с радикальной реформой Российского государства и права в постсоциалистический период актуальность исследования источников права возросла.
I ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ
Несомненно, источники конституционного права того или иного государства зависят от особенностей его конституционного права. Поэтому, исследование источников конституционного права Российской Федерации необходимо начать с изучения особенностей ее конституционного права.
Конституционное право Российской Федерации как юридическая
наука изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства Российской Федерации, правового положения человека и гражданина, способа организации и деятельности государственных органов и местного самоуправления. Причем формой таких
отношений являются волевые общественные отношения, с которыми
связано осуществление государственной власти. И это понятно, ибо
конституция, властные структуры государства, правовой статус человека и гражданина и т.д. все это относится к сфере государственно-правовой надстройки, возвышающейся над социально-экономическим базисом общества.
Важно также подчеркнуть, что наука конституционного права
Российской Федерации не просто вскрывает характер общественных
отношений, лежащих в основе государственного строя Российской Федерации, а призвана показать и доказать, как указанные отношения
с естественной необходимостью находят соразмерное выражение и
воплощение в конституционном устройстве государства. Иначе говоря, как наука она должна вывести из господствующих в обществе общественных отношений адекватную модель его конституционной организации. А это неизбежно предполагает абстрагирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в способе организации
и осуществления государственной власти. Тем самым наука конституционного права освещает путь практике. Она призвана показать и
обосновать, каким должно быть устройство Российской Федерации при
господствующих в обществе общественных отношениях. Поэтому наука
конституционного права РФ имеет дело с осмыслением только таких
государственно-правовых норм, которые адекватно выражают и закрепляют указанные отношения. Более того она должна предлагать
властным структурам государства модель оптимальных норм права,
стимулирующих поступательное конституционное развитие общества,
государства. На основе таких норм должны возникать и функционировать государственно-правовые отношения. В систему конституционного права входят следующие знания:
1. О конституционном праве РФ как ведущей отрасли права. Они
включают в себя знания о его предмете и методологии исследования.
2. О сущности Конституции Российской Федерации 1993 г., особенностях ее структуры и содержания.
3. Об основах конституционного строя Российской Федерации и их соотношении с господствующими в обществе общественными отношениями.
4. О правах и свободах человека и гражданина.
5. О национально-государственном и административно территориальном устройстве Российской Федерации.
6. О системе органов Российской Федерации, местном самоуправлении.
Конституционное право РФ это выраженная в системе государственно-правовых норм общеобязательная воля многонационального
народа Российской Федерации, обеспеченная государством.
В этом определении схватывается сущность конституционного
права РФ в виде общеобязательной или государственной воли народа
и способ ее выражения, воплощения в лице системы государственно-правовых норм.
Предметом конституционного права РФ является изучение сущности государственно-правовых реалий, с которыми связаны властеотношения и которые адекватно отражают господствующие в обществе
общественные отношения.
Это определение позволяет понять, что не вся государственно-правовая надстройка является предметом изучения конституционною права России, а только та ее часть в которой представлены,
"овеществлены" властеотношения. Причем она должна быть соразмерной господствующим в обществе общественным отношениям. Или говоря
словами Гегеля, указанные стороны должны быть доведены до полной
адекватности друг другу, т.е. государственно-правовые явления призваны выступать исключительно как воплощение основополагающих общественных отношений.
Следовательно конституционное право России охватывает государственно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционною
строя РФ, определяемые социально-экономическим базисом многонационального общества, права и свободы человека и гражданина, правовой статус властных структур государства и содержание их деятельности, местное самоуправление. И все эти институты пронизаны од
ним смыслом, одним содержанием волей многонациональном народа
Российской Федерации, который является носителем суверенитета и
единственным источником власти в государстве.
II ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Общее представление о системе источников рассматриваемой отрасли права дает схема (см. схему 1), некоторые пояснения к которой я хочу вам предложить.
Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.
Источниками конституционного права РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты, которые содержат хотя бы одну норму конституционного права. К ним относятся:
· правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации,
· акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного субъекта Федерации или территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
В первой группе особое место занимает Конституция Российской Федерации.
К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся и федеральные законы. В Конституции предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, которые различаются:
· по юридической силе;
· по порядку принятия;
· по предметам ведения;
· по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.
К источникам конституционного права относятся:
· "Федеральный конституционный закон о референдуме Российской Федерации",
· "Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде",
такие законы РФ, как:
· "Закон о гражданстве РФ",
· "Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и многие другие.
Источниками конституционного права являются и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это:
· указы и другие нормативные акты Президента,
· постановления палат Федерального Собрания,
· постановления Правительства.
Источники отрасли:
· Регламенты палат Федерального Собрания,
· Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.
Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан (от 15.02.1994 г.), почти аналогичный договор с Республикой Башкортостан (июль 1994 г.). Всего на март 1996 г. было заключено 12 подобных договоров.
Значительной частью источников конституционого права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.
Особое место среди источников конституционного права занимают декларации:
· Декларация о государственном суверенитете,
· Декларация о языках народов России,
· Декларация прав и свобод человека и гражданина.
К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.
Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органами субъекта Федерации, они обладают более высокой юридической силой. Формами установления правовых норм, действующих только на территории субъекта, являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности, их уставы (положения).
Среди источников конституционного права следует выделить и такую специфическую форму, как договоры. В их числе можно назвать Федеративный договор от 31 марта 1992 г.
В систему источников конституционного права входят и некоторые законы бывшего СССР в той части, в которой они не противоречат Конституции России и ее законам.
III ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
3.1 Конституция Российской Федерации основной источник конституционного права.
Каждая конституция -- это «визитная карточка» государства и общества. В ней отражаются основные интеллектуальные, ценностные потенциалы, притом в концентрированно-нормативной форме. Конституция служит не только фиксированным «моментом покоя», высшей, формой гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, завоеваний власти, противоборства программы с концепцией. Ею задается курс дальнейшего развития, и сверка с конституционным компасом служит мерилом оценки деятельности государственных институтов, партий, общественных движений, лидеров и, конечно, граждан. Конституция это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.
Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г.
Юридические признаки Конституции РФ:
1. Высшая юридическая сила: все нормативные правовые акты на территории РФ не должны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституции распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало "за" и "против" Конституции РФ на территории того или иного ее субъекта.
2. Особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ.
3. Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует издания большого числа новых норативно-правовых актов.
4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.
К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующее:
нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать ,в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;
в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;
Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции(ст.15);
в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;
Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
По своей форме и сущности Конституция РФ это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.
Правовая охрана Конституции это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.
3.2 Федеральные конституционные законы как источники конституционного права.
Следующим источником конституционного права Росссии являются федеральные конституционные законы, впервые названные в Конституции РФ 1993 года. Они регулируют важнейшие отношения в сфере организации и осуществления государственной власти и взаимоотношений государства и гражданина. Все федеральные конституционные законы перечислены в самой Конституции. Их тринадцать. К сожалению, в связи с нечеткостью конституционных формулировок имеются разночтения даже в количестве таких законов: от 12 до 16. Идея конституционных законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции Российской Федерации.
По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам"). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции.
На сегодняшний день у нас действуют лишь 6 федеральных конституционных законов. Таким образом, законодатель реализовал свою обязанность принять предусмотренные Конституцией федеральные конституционные законы только наполовину. Действуют федеральные конституционные законоы “О референдуме Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации”, “О Правительстве Российской Федерации”, “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”. Остальные - среди них конституционные законы о флаге, гербе, гимне, чрезвычайном положении, военном положении, Верховном Суде РФ, Конституционном Собрании, принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта - до сих пор еще не приняты. Таким образом, остаются не урегулированными правом важнейшие конституционно-правовые отношения, касающиеся символов власти, устройства Федерации, статуса органов государственной власти, порядка пересмотра Конституции, непосредственно затрагивающие положение человека в государстве.
Источниками конституционного права являются обычные федеральные законы, если они регулируют конституционно-правовые отношения, то есть отношения по поводу установления системы органов государственной власти и местного самоуправления, их формирования и принципов деятельности, распределения полномочий по осуществлению властных функций, а также закрепляют различные формы правовой связи человека с государством (гражданство, состояние в гражданстве другого государства, состояние без гражданства, статус беженца и вынужденного переселенца), предусматривают правовой механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, гарантируют со стороны государства обеспечение, охрану и защиту таких прав.
3.3 Федеративный договор как источник конституционного права
Практика федеративных отношений, а во многом политическая целесообразность, предопределили появление среди источников конституционного права внутригосударственных договоров. Помимо подписанного в марте 1992 года Федеративного договора, имевшего учредительный характер и действующего до настоящего времени в части, не противоречащей Конституции РФ, были заключены многочисленные договоры (более 45) между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий.
Эти договоры оформили превращение России в действительную федерацию (до этого она была федерацией лишь по названию, а вопрос о том, кто является ее субъектами был совершенно неясен и практического значения не имел). Федеративный договор был включен 21 апреля 1992 г. в качестве приложения в действовавшую тогда Конституцию Российской Федерации России, а его основные положения вошли в состав ее текста.
В ныне действующей Конституции Российской Федерации в части 3 статьи 11 указано, что предметы ведения и полномочия разграничиваются между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как самой Конституцией, так и Федеративным договором и иными договорами. А в абзаце четвертом части 1 раздела второго Конституции "Заключительные и переходные положения" установлено, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции действуют положения Конституции. Отсюда можно сделать вывод, что в той мере, в какой положения Федеративного договора положениям Конституции не противоречат, они имеют ту же силу, что и Конституция.
3.4 Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права.
Следующим видом источников конституционного права являются договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации.
Такими договорами с разбивкой по видам субъектов Федерации в сокращенном их наименовании являются :
· договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик Российской Федерации - Татарстан, Кабардино-Балкария, Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Бурятия, Удмуртия, Коми, Чувашия и Марий Эл, итого 10 договоров;
· договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев Российской Федерации - Краснодарского, Хабаровского, Алтайского и Красноярского, итого 4;
· договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти областей Российской Федерации - Свердловской, Калининградской, Оренбургской, Омской, Иркутской , Сахалинской, Пермской, Нижегородской , Ростовской, Ленинградской, Тверской, Челябинской, Магаданской, Вологодской, Брянской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Мурманской , Ярославской, Кировской, Астраханской, Амурской, Воронежской, Ивановской и Костромской, итого 26;
· договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти городов федерального значения - Санкт-Петербурга и Москвы, итого 2;
· договоры органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти автономных округов Иркутской и Пермской областей и Красноярского края Российской Федерации - соответственно Усть-Ордынского Бурятского, Коми-Пермяцкого, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского, итого 4.
Таким образом, договорами охвачены почти все виды субъектов Федерации (кроме автономной области). Перечень договоров дается в хронологическом порядке, по времени их подписания. Договоры с автономными округами подписывались не отдельно, а одновременно с краем, областями, в состав которых они входят.
Анализ договоров по времени их подписания свидетельствует, что наиболее интенсивная полоса их подписания выпадает на 1996 год. В этом году заключено (подписано) 17 договоров. Затем по интенсивности стоит 1997 год подписано 12 договоров, затем 1998 год подписано из проанализированных 6 договоров. Менее всего подписано договоров в 1994 году три. В 1995 году четыре.
К сожалению, возможные рамки такого договорного разграничения (взаимного делегирования) предметов ведения и полномочий конституционно не определены. Не определена и процедура заключения и прекращения указанных договоров.
На практике договорами нередко изменяется разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов, установленное статьями 71-73 федеральной Конституции. Оно, как мы видели, имеет преимущество перед разграничением, содержащимся в Федеративном договоре.
Отсюда следует, что положения соответствующих договоров имеют более высокую юридическую силу, чем упомянутые статьи Конституции, не говоря уже о положениях федеративного договора. Такой вывод вытекает из части 3 статьи II, находящейся в главе 1, которая представляет собой как бы конституцию в Конституции, ибо ее юридическая сила выше, чем у остальной части Конституции. Следовательно, отступления в договорах от норм статей 7173 Конституции нельзя рассматривать как ее нарушение.
В литературе встречается и иная позиция. Так, в одном из комментариев Конституции Российской Федерации утверждается, что договоры, о которых идет речь в части 3 статьи II Конституции (помимо Федеративного договора), не должны противоречить Конституции и федеральным законам, поскольку такое условие предусмотрено в части 2 статьи 78 Конституции. В действительности же в части 2 статьи 78 предусмотрен иной институт, чем в части 3 статьи II, а именно: не договоры, но соглашения, и не вообще между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, но лишь между соответствующими органами исполнительной власти. Такие соглашения действительно не должны противоречить Конституции и федеральному закону, хотя это и ставит под сомнение целесообразность их заключения. Можно согласиться с автором комментария в том, что конституционный способ разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами имеет приоритет перед договорным, но выражается это только в том, что договорное разграничение компетенции опирается на положение части 3 статьи II Конституции. Отсюда, однако, отнюдь не следует, что договоры, о которых идет речь в части 3 статьи II, обладают меньшей юридической силой, чем федеральный закон. Дело, похоже, обстоит как раз наоборот.
Не столь бесспорен, однако, порядок заключения таких договоров, сложившийся на практике. Он заключается в том, что договоры подписываются Президентом Российской Федерации с федеральной стороны и Президентом или главой республики, главой администрации со стороны субъекта Российской Федерации и вступают в силу обычно со дня опубликования. Само официальное опубликование на федеральном уровне не всегда имеет место (в печати субъектов Российской Федерации договоры обычно публикуются). С более или менее значительным опозданием часть договоров публикуется в газете "Российские вести", которая предназначена для официального опубликования правительственных и ведомственных актов. Однако, как показано выше, уровень юридической силы договоров таков, что требует официального опубликования в первом разделе "Собрания законодательства Российской Федерации" и, соответственно, в "Российской газете".
Еще более важен вопрос о субъектах, участвующих в заключении договоров. Поскольку в договорах содержатся нормы конституционного характера, вряд ли правильно отстранять от их создания законодательную власть. Представляется, что договоры для вступления в силу должны бы утверждаться Федеральным Собранием и представительным органом законодательной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Причем для принятия решения было бы логично предусмотреть требование квалифицированного большинства, необходимого соответственно для принятия поправок к Конституции на федеральном уровне и для изменения конституции (устава) на уровне субъекта Российской Федерации.
Есть здесь и еще одна юридическая проблема, связанная с правовыми последствиями заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Например, согласно части 1 статьи 76 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются только по предметам федерального ведения. Если по договору часть таких предметов перешла в ведение какого-либо субъекта Российской Федерации, то федеральный конституционный закон, изданный по таким предметам (скажем, о судебной власти), или вообще не будет действовать на территории данного субъекта Российской Федерации без подтверждения со стороны его управомоченных органов государственной власти, или его юридическая сила на этой территории окажется такой же, как у обычного федерального закона, изданного в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (если предмет по договору перешел в эту сферу). Соответственно, это относится и к обычным федеральным законам: по предметам, переданным по договору в сферу компетенции субъекта Российской Федерации, федеральный закон без подтверждения действовать на его территории не будет. Ситуация для правоприменителя тем самым значительно осложняется.
С учетом сказанного представляется, что процедура заключения и расторжения договоров между органами государственной власти Российской Федерации, а также ее субъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметов ведения и полномочий в соответствии с частью 3 статьи II Конституции, кроме того отмеченная только что проблема некоторых правовых последствий таких договоров нуждаются в урегулировании федеральным конституционным законом. Это тем более важно, что о взаимном делегировании предметов ведения и полномочий в Конституции не говорится.
3.5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права.
Возникает вопрос о том, являются ли постановления Конституционного Суда РФ источником конституционного права. Это очень непростой вопрос. При этом ответ на него не должен подменяться проблемой значимости и обязательности решений Конституционного Суда. Такие значимость и обязательность - бесспорные качества рассматриваемых актов, что не устраняет сомнений в нормативности постановлений органа конституционного контроля. Ведь романо-германская правовая система, к которой относится Россия, не допускает правотворческих функций судебных органов. Конституционный же Суд РФ и по названию, и по месту в системе государственной власти относится к судебной ветви власти. Не вдаваясь в детали этого сугубо теоретического спора, следует заметить, что хотя творить право Суд не может, он оказывает существенное влияние на это право, выводя из правовой системы нормы, которые признаны неконституционными, а также толкуя нормы, прежде всего конституционные.
Конституционный Суд РФ судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, на основе Конституции РФ (ст. 125), Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. и принимаемого судом регламента.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья Конституционного Суда назначается на должность сроком на 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.
Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:
1. Решает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов, субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.
4. Дает толкование Конституции РФ.
5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы конституционного права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.
Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Он состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:
разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
дает толкование Конституции РФ;
-дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
принимает послания Конституционного Суда;
решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционного правосудия. Это значит, что конституционные и уставные суды, образуемые в субъектах РФ, действуют самостоятельно, на основе конституций и уставов соответствующих субъектов.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции также являются источниками конституционного права. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.
Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по специальным запросам уполномоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а следовательно, вряд ли может безусловно считаться нормой.
Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется, должны содержать нормы конституционного характера, но таких дел в практике Конституционного Суда еще не было.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется подчеркнуть, что источниками конституционного права являются только те документы, которые содержат нормы государственного права.
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют колоссальное значение для укрепления правового государства. Совершенство рассмотренных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Усовершенствования источников конституционного права современной России должно быть следующим:
1. При улучшении форм права надо внимательно учитывать юридические традиции России и брать лучшее из дореволюционной правовой системы.
2. В конституционном праве РФ необходимо зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Кроме того, необходимо принять федеральный конституционный закон, в котором необходимо отразить процедуру заключения, и расторжения договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметов ведения и полномочий в соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа ИНФРА М НОРМА, 1997. 752 с.
Государственное право Российской Федерации. Под редакцией О.Е. Кутафина. М.Юридическая литература, 1996,-580 с.
Коваленко А. И. Основы конституционного права РФ М. 1994
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. Учебник. М. Юристъ. 1995.
Колесников Е.В. Источники науки росс. Конституционного права. Саратов, 1998
Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1998,-741 с.
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г .-М. : Новая шк., 1995.-61 с.
Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право // № 8, 1997.
Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации.-М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС,1998.-176 с.
Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией С.А.Комарова. М.: Манускрипт, Русь-90, 1996. Политология Словарь-справочник М. 1993.
Политология Словарь-справочник М. 1993.
Федеральное конституционное право России. Основные источники по состоянию на 15.09.1996 г. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. Сост. Б.А. Страшун. М. Норма, 1996.-385 с.