рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

История государства и права Башкортостана

рефераты

История государства и права Башкортостана

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История государства и права Башкортостана»

Тема № 1

Выполнил: студент 2-го курса заочного

отделения группа №

Проверил: проф. Искужин Т.С.

Уфа - 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства (политико-правовая характеристика)

2. Правовое положение население Башкортостана.

Политика царского правительства в крае

3. Система царской колониальной администрации и местное башкирское самоуправление

4. Система права

5. Судоустройство и судопроизводство

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рассматриваемая мною тема очень актуальна, так как она затрагивает истоки и начало формирования многовековой дружбы и сотрудничества между великой Россией и суверенным Башкортостаном.

Изучая данную тему, раскрывая сущность поставленных вопросов я, попытаюсь понять, как, каким образом, Россия сумела привлечь на свою сторону башкирский народ и объединить в своем государстве великое множество и других народов.

Данная тема позволит ещё лучше понять, как проходило объединение двух совершенно разных культурных систем христианской и мусульманской.

А также я постараюсь раскрыть сущность объединения европейской России и восточной по сути Башкирии.

Путь объединения был не легким, слишком разные культурные и правовые системы столкнулись в процессе интеграции.

Необходимо проследить, с чем пришли стороны к объединению, являлось ли оно прогрессивным и какую роль оно сыграло для обоих народов.

Рассматриваемый период в истории двух народов русского и башкирского являлся переломным и результат хода истории, его итоги, позволили двум народам культурно и экономически обогатиться.

Башкирский народ сделал правильный и мудрый выбор, избрав добровольное вхождение в состав Русского государства, так как, Башкирия, являясь в то время пограничной, буферной зоной, как для России, так и для соседних государств, всегда виделась жирным куском своих притязаний.

Только интеграция Башкирии с Россией позволила нашему краю стать в настоящее время одной из самой сильной экономически и культурно развитым регионом.

Знать, как проходило это историческое объединение, какие вопросы приходилось решать нашим предкам, позволит новому поколению россиян строить свои взаимоотношения, опираясь на исторический опыт наших предков.

1. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства

Присоединение Башкирии к России имело важное историческое значение как для народов, проживавших на территории современного Башкортостана, так и для Русского государства, получившей надежный форпост на восточной границе державы.

До середины XVI века территория Башкортостана была расчленена между Казанским (северо-западные районы), Сибирским (северо-восточные районы) ханствами и Ногайской Ордой (центральные и южные районы) и была ареной между усобных феодальных войн и набегов.

С завоеванием в 1552 году Русским государством Казанского ханства часть башкир, подвластная последнему стала свободной. Ногайские и сибирские ханы не собирались отказываться от власти над башкирами, которые не смогли в этих условиях объединиться и создать самостоятельное государство. После падения Казани Иван IV обратился к башкирскому народу с призывом добровольно войти в состав Русского государства.

Первыми в Казань к царскому наместнику в 1554 году ездили послы западных и северо-западных башкирских племен во главе с биями для предварительных договорных условиях вхождения. В 1554-55 в Казань ездили представители центральных, южных и юго-восточных башкир (племена: юрматы, бурзян, кыпсак, усерган, тамьян). В 1556-57 башкирские послы ездили в Москву, где получили царские жалованные грамоты с изложением условий их вхождения в состав Русского государства. В 80-90-е гг. XVI в. - нач. 20-х гг. XVII в., в результате разгрома Сибирского ханства, русское подданство приняли зауральские башкиры.

Присоединение Башкирии к Русскому государству гарантировало:

- защиту башкир от притязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внешних врагов;

- сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права;

- обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в другую веру;

- обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества, оставив власть на местах в руках башкирских биев и князей.

Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной.

Присоединение Башкирии к Русскому государству и принятие башкирами русского подданства закреплялось на основе соглашения с царским правительством и выдачей жалованных грамот.

Жалованная грамота - документ о предоставлении определенных прав или привилегий отдельным лицам, группам населения, выдававшийся правительством царской России.

В Башкортостане первые Жалованные грамоты были получены в ходе присоединения Башкирии к Русскому государству. В 1557 году основная часть башкирских племен и родов получили Жалованные грамоты, ставшие юридической основой вотчинного права башкир на землю.

Жалованная грамота выдавалась "на имя лица пожалованного", иногда принимала форму предписания "дать во владение башкирам". Получение Жалованной грамоты на владение землей на вотчинных правах каждым племенем или родовой группой, разделение всех угодий между ними в письменной форме позволили упорядочить вопрос о землевладении в Башкортостане.

Подлинники Жалованных грамот не сохранились, их копии и переводы содержатся в шежере и архивах.

В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратилась феодальная между усобица, что положительно сказалось на развитие хозяйства и росте численности населения. В Башкирию стали переселяться русские крестьяне и ремесленники. Между ними и башкирами устанавливаются хозяйственные и культурные связи. В свою очередь, Русское государство расширило свою территорию, отодвинув государственные границы от Волги до середины течения Тобола на Востоке и Яика (Урала) на Юго-Востоке. Однако усилился феодальный и национальный гнет населения края. С XVII в. правительство стало нарушать условия присоединения: начались захват башкирских земель, рост налогов и повинностей, насильственная христианизация мусульман. В этих условиях недовольные башкиры поднимали многочисленные восстания. В историографии нет единого мнения о характере присоединения Башкирии к Русскому государству, западные и некоторые российские историки писали о завоевании Башкирии Русским государством, а А.З.Асфандияров, В.Н.Татищев, А.Н.Усманов, и др. - о добровольном вхождении. Я полагаю, всё же, что присоединение Башкирии к Русскому государству носило в большей степени добровольный характер, так как в основном присоединение к России поддержало авторитетная среди населения феодальная родовая верхуш- ка, что не исключало в некоторых случаях и принуждения.

2. Правовое положение населения Башкортостана. Политика царского правительства в крае

Правовое положение населения Башкортостана было различным, это видно из социального положения населения, проживавшего в то время.

В целях уп-рочения своих позиций правительство строило на территории Башкирии воен-ные поселения и развивало тесные экономические отношения с местным населением.

Первыми жителями крепостей Баш-кирии и города Уфы были в основном русские служилые люди. Гражданское население складывалось постепенно и оставалось малочисленным. Основная часть гарнизонного войска уезда состоя-ла из детей боярских и служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, ворот-ники и другие). Первые стрелецкие сотни с детьми боярскими прибыли в Уфу с воеводой в 1586 г.1.

Военное население проживало на территории Башкирии вместе с семьями. В 80-х гг. формируется Уфимское городовое казачье войско.

Постепенно формировалось кресть-янское население Башкирии. Сюда сти-хийно шли переселенцы из централь-ных, средневолжских и прикамских рай-онов, из Западной Сибири. Уход их с мест прежнего жительства был связан с малоземельем и усилением феодаль-ной эксплуатации.

В связи с пожалованиями монасты-рям и дворянам земельных угодий в крае появились монастырские и поме-щичьи крестьяне. Если дворцовые, об-рочные, ясачные, государственные крестьяне и бобыли прибывали в Башкирию самовольно, то монастыри и помещики переселяли своих крестьян принуди-тельно.

Состав пришлого крестьянского насе-ления был многонациональным. Поме-щичьи, монастырские, дворцовые и госу-дарственные крестьяне состояли в ос-новном из русского населения, ясачные и оброчные крестьяне и бобыли -- из та-тар, мишарей, марийцев, чувашей, удмур-тов, русских, мордвы.

1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I.; Разрядная книга. 1475--1598. С. 390.

В результате самовольного и прину-дительного переселения в течение XVII -- первой трети XVIII вв. в Башки-рии сложились все основные слои фео-дального населения Российского госу-дарства: мелкопоместные дворяне, пред-ставители православного духовенства, мелкие служилые люди, белопоместные казаки, посадские жители, помещичьи, дворцовые, монастырские, ясачные и государственные крестьяне, бобыли и другие. В количественном отношении преобладало крестьянское и бобыльское население. В течение указанного времени пришлое население заселило в основном крайний восток, север и северо-запад края.

Приток небашкирского населения имело важное значение для развития эко-номики и культуры края. Ускорился про-цесс перехода башкир к оседлому зем-леделию. Башкиры заимствовали у рус-ских и нерусских пришлых земледельцев сельскохозяйственные орудия, учились у них приемам обработки почвы, посевам хлеба, уборке урожая и переработке продуктов зернового хозяйства1.

После присое-динения к Русскому государству про-должалась феодализация башкирского общества. Являясь монопольным соб-ственником всей земли в крае, Русское государство передало во владение баш-кирским племенам и родам занимаемые ими земли и закрепило это грамотами.

Земли за-креплялись за всеми жителями башкир-ского рода, племени, либо их подразде-лений в общее владение всех жителей общины. Правительство не подразделяло их на привилегированную верхушку -- биев, тарханов, мурз, князей и т. д. -- и на повинностную ясачную часть насе-ления, как это осуществлялось, напри-мер, в отношении народов Среднего По-волжья.

Владельцем волостной земли являлась башкирская община. Наряду с владениями отдельных волостей имели место владения общие для двух, трех и более башкирских волостей (охотничьи и прочие угодья)2.

Каждый член общи-ны имел право на пользование волостной землей.

1Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 97.

2Демидова Н. Ф. Социально-экономические отношения в Башкирии в первой четверти XVIII в. С. 42

Общинная собственность на землю не препятствовала развитию феодальных отношений. Фактически волостными землями распоряжалась башкирская феодально - патриархальная верхушка. Феодальная собственность на землю при господстве кочевого и полукочевого ско-товодческого хозяйства выступала не открыто, а сильно завуалированная пере-житками патриархально-родового бы-та1. Отсутствие юридически оформлен-ной частной земельной собственности не мешало существованию у башкир фео-дальной земельной собственности2.

В полукочевом обществе феодальная собственность на землю осуществлялась в форме права распоряжения кочевьями. Право собственности на землю получало реализацию посредством владения ско-том3. Скот у башкир находился в част-ной собственности. На этой почве в полу-кочевом обществе обозначилось доста-точно глубокое имущественное неравен-ство. Патриархально-феодальная баш-кирская знать владела большими стада-ми скота. Применяя открытое насилие и используя патриархально-родовые обычаи, она захватывала лучшие паст-бища, присваивала себе право отводить районы для кочевок другим членам об-щины. Так складывалась феодальная собственность на землю, которая приоб-рела форму распоряжения кочевьями4. Рядовые общинники попадали в зависи-мое положение, в обществе возникали элементы и внеэкономического принуж-дения. Общественные отношения у баш-кир во второй половине XVI -- XVII вв. были патриархально-феодальными5.

Верхний слой башкирского общества состоял из биев, князей, тарханов, ста-рост и других «лучших людей», а также представителей мусульманского духо-венства. После присоединения Башки-рии к России правительство жаловало биев в князья и мурзы. Они несли во-енную службу государю и не числились в разряде ясачных людей6.

1 Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч.I. С. 91.

2 Демидова Н. Ф. Указ. соч. С. 41.

3 Устюгов Н. В. О характере башкирских вос-станий XVII -- первой половины XVIII вв. //400-летие присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1958. С. 96--97.

4 Демидова Н. Ф. Землевладение и земле-пользование в Уфимском уезде в XVI--XVIII вв. //Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962. Минск, 1964. С. 266, 269.

5 Демидова Н. Ф. Социально-эконо-мические отношения в Башкирии в первой чет-верти XVIII в. С. 40;

6 Акманов И. Г. Социально-экономическое развитие Башкирии во второй половине XVI -- первой половине XVIII вв. С. 47--48.

Со временем князья слились с тарха-нами, составлявшими основную часть башкирской феодально-патриархальной верхушки. Звание тархана получали и старосты, а также «лучшие люди» за военные заслуги (охрана гра-ниц Башкирии, участие в дальних похо-дах).

Тарханы имели большие привилегии, которые предоставлялись им наследст-венно или лично. Они могли занять и пользоваться любыми участками волост-ной земли, кроме бортных угодий и боб-ровых гонов, находившихся во владении отдельных семей. Рядовые общинники не смели сопротивляться действиям тарха-нов по распоряжению волостными зем-лями1.

Тарханы были освобождены от налогов, ясака и подводной повинности. На них лежала обязанность нести военную службу, которую они воспринимали как почетную повинность. Их включали в со-став дипломатических миссий прави-тельства, направлявшихся в Казахстан и Среднюю Азию.

К разряду феодальной вер-хушки общества относились старосты и сотники, наделенные административно-управленческой и судебной властью в волостях. Во главе небольших воинских формирований башкир стояли сотники. На должности старост и сотников попа-дали, как правило, наиболее влиятель-ные и богатые башкиры, в т. ч. бии, тар-ханы, батыры. Следовательно, богатство и власть оказывались сосредоточенными в одних и тех же руках. Это обстоятель-ство усиливало господствующее положе-ние старост и сотников в обществе и открывало для них возможность нажи-ваться за счет общины.

Развитие феодальных отношений среди башкир имело свои особенности. В рассматриваемое время рядовые баш-киры и феодально - патриархальная вер-хушка общества пребывали в составе одной и той же общины, были связаны общинными отношениями. Формально представители башкирских господствую-щих слоев считались членами общины, но фактически они стояли над общиной .

1Очерки по истории Башкир-ской АССР. Т. I. Ч. I. С. 128, 129

Рядовые общинники, ведя самостоятельное хозяйство, подчинялись воле тарханов и старост, которым при-надлежало право распоряжения волост-ными землями. Из-за всевозможных поборов и других причин они зачастую теряли скот и попадали в долговую кабалу к собственным и пришлым бога-чам.

Обнищавшие башкиры выталкива-лись из общины и становились туснахами. Положение туснаков в башкирском обществе было близко к положению рабов. Туснаки принудительно работали на богатых башкир, их продавали и покупали. В 30-х годах XVIII в. начальник Оренбург-ской экспедиции И. К. Кирилов писал о туснаках, что «множество таких иноверцов у башкирцов и других иноверцов же живут», и башкиры и «другие ино-верцы» «работою их богатятся и усили-ваются»1. Правительство запрещало старостам, тарханам, богатым башкирам брать людей в заклад и иметь крепостных людей. Тем самым оно стремилось ослабить позиции башкирской феодализирующейся верхушки.

Башкирское общество знало и рабов-ясыров, ими становились в основном пленные. Богатые башкиры принуж-дали их работать в своем хозяйстве или сбывали в Казахстан и Среднюю Азию. Несмотря на существование ра-боторговли, ясыры не представляли устойчивой социальной группы среди башкир.

По мере притока зем-ледельческого населения из центральных районов страны и Среднего Поволжья возникали новые формы земельных от-ношений в крае. Значительная часть пришлого населения Уфимского уезда вела хозяйство на землях башкирских волостей. К их числу относились ясач-ные татары, чуваши, мари, мордва, уд-мурты, служилые татары и мишари. Пос-ледние имели право, в силу своей сослов-ной принадлежности, получать земель-ные наделы от казны, но угодья, необходимые для ведения земледельческого и ското-водческого хозяйства, служилые татары и мишари предпочитали брать у баш-кир в долгосрочную аренду (припуск) и поселяться на терри-тории башкирской волости.

1Материалы по истории Башкирской АССР. Т. III. С. 491.

Переселен-цев, устроившихся на башкирских во-лостных землях, независимо от их этни-ческой и сословной принадлежности, стали называть припущенниками. Припущенники оседали на башкирских зем-лях по договору с вотчинниками, т. е. припуску, представлявшему разновид-ность арендного соглашения. Договор о припуске составлялся как в устной, так и письменной форме. Припуск позволял крестьянам без ведома уездной и двор-цовой администрации, помещичьих и монастырских управителей завести в Башкирии свое хозяйство. Припущенни-ками становились и башкиры, по разным причинам потерявшие вотчинное право на землю, покинувшие свои волости (участие в восстаниях, захват земель казной и заводами и т. д.)1.

Плата за припуск и за последующее пользование волостными землями, уста-навливаемая между вотчинниками и припущенниками, была намного легче фео-дальных повинностей, лежавших на по-мещичьих, монастырских и других фео-дально зависимых крестьянах. Поэто-му к припуску прибегала значительная часть переселенцев.

В состав башкирских припущенников входили представители различных фео-дально-зависимых сословий. Наиболее многочисленную часть переселенцев составляли бобыли. Основ-ная масса их прибыла в Башкирию со своим бобыльским ясаком, т. е. будучи бобылями в местах выхода. Незначи-тельная часть бобылей попала в это сос-ловие в Уфимском уезде из числа «гуля-щих людей» и других категорий кре-стьян.

Бобыли вели крестьянское хозяйство на арендованных башкирских землях, платили казне бобыльский ясак и несли другие повинности. Они обязаны были поставлять в Уфу строительные материа-лы, давать подводы и провожатых, рабо-тать на строительстве и ремонте казен-ных мельниц, Табынского солеварного городка2. Кроме государственных бобы-лей в Башкирии встречалось небольшое количество помещичьих, монастырских и дворцовых бобылей. Они не были припущенниками башкир, пользовались землями своих феодалов и несли повин-ности в их пользу.

1Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 131.

2Материалы по исто-рии Башкирской АССР. Ч. I. С. 128.

Из среды припущенников постепенно образовалось сословие тептярей, известных только в Башкирии. По мнению ряда авторов, возникновение слова «тептярь» связано с персидским словом «дэфтэр», что означает «запись», «договор»1. Тептяри заключали с башкирами-вотчинни-ками письменные условия, в которых определялось количество полученных в аренду угодий и размер повинностей2. Тептяри обосновывались не только на башкирских вотчинных землях, но и на казенных и собственных, причем без припускных записей3. Возможно, словом «дэфтэр» назывались воеводские «оклад-ные ясачные книги», куда включалась часть башкирских припущенников, ко-торые, очевидно, и получили название тептяри.

По другой версии, термин тептярь произошел от слова тибеу, тибелеу, тип-тереу, типтер. Башкир, не имевший воз-можности нести феодальные повинности за свое сословие, выходил сам или на-сильно выталкивался (тибелэ) из общи-ны. Он терял вотчинное право на землю, свою сословную принадлежность и ста-новился тептяром. Со временем, особен-но в XVIII в., в состав тептярей влились переселенцы из татар, мари, чувашей, удмуртов, вышедших из своих общин и порвавших связь со своими прежними сословиями4 (ясачным, служилым, бобыльским).

В первое время феодальные повин-ности тептярей были сравнительно лег-кими. Они платили казне тептярский окладной ясак. В отличие от бобылей-припущенников, тептяри были свободны от выполнения каких-либо натуральных повинностей в пользу государства.

Несмотря на пользование башкир-скими землями, тептяри, как и бобыли, являлись казенными людьми и несли феодальные повинности в пользу госу-дарства.

1Ахмаров Г. Н, Тептя-ри и их происхождение. Казань, 1907. С. 9--10, 26.

2Очерки по истории Башкирской АССР. Т. I. Ч. I. С. 97.

3 Асфандияров А. 3. Семья и брак у башкир в XVIII -- первой половине XIX в. Уфа, 1989. С. 33--34.

4 Там же.

Сохранившиеся источники не позво-ляют определить численность мишарей и служилых татар. Живя на башкирских волостных землях в качестве припущен-ников, они также находились в личной зависимости от государства, несли воен-ную службу, составляя особое феодаль-ное сословие.

Итак, в пределах башкирской воло-сти вели хозяйство представители не только разных народов, но и разных сос-ловий: башкиры-вотчинники, бобыли, тептяри, мишари, служилые татары.

Таким образом, в Башкирии сосу-ществовали различные формы феодаль-ных отношений. Несмотря на заметные социальные сдвиги, в башкирском об-ществе по - прежнему господствовали присущие кочевым и полукочевым наро-дам патриархально - феодальные отно-шения, сильны были пережитки родово-го строя. Отношения же между башкир-ским обществом и государством были феодальными.

Феодалы состояли из башкирской, татарской и мишарской знати, русских помещиков, монастырей, дворца и само-го феодального государства.

К эксплуатируемой части населения от-носились рядовые башкиры, мишари, служилые татары, мелкие служилые люди, ясачные крестьяне, тептярское и бобыльское население, помещичьи, мо-настырские, дворцовые и государствен-ные крестьяне.

Из всего сказанного можно сделать определенный вывод, что политика царского правительства в Башкирии носило чисто колониальный характер и это отчетливо видно из предпринимаемых действий центральной власти в отношении, вновь присоединенных земель.

Во-первых, создаются местные колониальные администрации во вновь созданных военных поселениях для надзора и управления территориями;

Во-вторых, идет активное заселение новых территорий подданными русского государства из центральных районов России;

В-третьих, осваиваются природные ресурсы края для поддержания и увеличения экономической мощи русского государства;

В-четвертых, на фоне успехов освоения Башкирии местное население в большей части оставалось на уровне феодально-патриархальных отношений и до определенного времени экономически развивалось слабо.

Продолжение на сайте: WWW.vzfeii.web-box.ru



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»