рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Конституционно-правовая система Англии и Франции в XX веке

рефераты

Конституционно-правовая система Англии и Франции в XX веке

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Государство и право»

Содержание

  • 1. Основные изменения в конституционно-правовой системе Франции и Англии в XX в.
  • 2. 25 марта 1817 года Мари Дебрен во время свадебной церемонии подарила старинные золотые сережки своей дальней родственнице Каклин Кюзак. Муж Мари Дебрен - Симон Дебрен обратился в суд с иском о признании дарения недействительным. Что решит суд по Французскому Гражданскому Кодексу 1804 года?
  • Список использованных источников
  • 1. Основные изменения в конституционно-правовой системе Франции и Англии в XX веке
  • В XX веке в политическом мире произошло размежевание на три основные группы стран с соответствующей формой правления: классические либерально-демократические государства, социалистические и переходные от традиционного, в том числе колониального, управления к независимой современной государственной организации в виде монархической или республиканской формы правления Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2005. С. 627..
  • Исторически первая разновидность государств - это современные либерально-демократические государства, которые отличаются от всех других характерными особенностями своей политико-управленческой структуры, в частности способом осуществления государственной власти, внутренней и внешней политики. Прежде всего, это такие политические системы, в которых главным средоточием верховной власти объявляется народ, осуществляющий свою верховную власть через посредство выборных и представительных учреждений (парламент, национальное собрание). Для либерально-демократических государств характерно также гарантированное обеспечение пользования гражданскими правами и свободами, включающими также естественные (неотчуждаемые) права человека - право на жизнь, свободу, в том числе на свободное владение собственностью. Именно для этой группы стран выражение «конституционное право» - означает одновременно высшее по силе действия нормированное право в виде общегосударственного установления, а также неотъемлемое право индивида и некий свод (хартию) или перечень привилегий и полномочий индивида и полномочий властных учреждений государства. Неотъемлемое право индивида предстает некой совокупностью признаваемых данным обществом и защищаемых прав человека, которые не подлежат незаконному стеснению, а если и подлежат таковому, то исключительно во имя большего блага для индивида или в обеспечение общего блага всех сограждан.
  • И Франция и Англия относятся к данной группе стран. Важнейшими особенностями организации и деятельности либерально-демократических государств можно считать провозглашаемое верховенство власти народа и уважительное отношение к правам человека и гражданина. Все эти государства можно подразделить также на страны с единой письменной конституцией и страны без таковой. Для тех и других, тем не менее, характерны следующие сходные черты История государства и права зарубежных стран. /Отв. ред. - доктор юридических наук, проф. С.А. Чибиряев. - М., 2002. С. 377.:
  • верховенство власти народа, осуществляемой посредством выборной представительной власти в центре и на местах;
  • провозглашение государства не только демократическим, но и социальным, что подразумевает достижение общего блага для всего общества и отдельного гражданина;
  • обособление, взаимное контролирование и уравновешивание властных полномочий трех ветвей единой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Здесь особенно существенно право граждан на беспристрастный суд как важную гарантию сдерживания властного произвола;
  • официальное признание и конституционно-правовое гарантирование пользования гражданскими правами и свободами, включая также пользование правами человека - личными, гражданскими, социальными, экономическими, культурными;
  • судебный или иной специальный надзор за конституционностью законов и актов исполнительной власти, обеспеченный судебной юрисдикцией общих судов либо специальными уполномоченными лицами (народный защитник, омбудсман, уполномоченный по
  • правам человека, блюститель справедливости и др.);
  • преемственный характер конституционно-правовых принципов и основополагающих норм, регулирующих организацию и деятельность государственных властных учреждений в их взаимоотношениях между собой и гражданами на протяжении одного или нескольких
    исторических периодов;
  • парламентская и судебная ответственность носителей правительственной власти (кабинет министров, отдельные министры, высшие должностные лица государства);
  • партийный плюрализм (партийное многовластие) с противостоянием правящей коалиции и оппозиционной партией (союзом партий).
  • Под политическим режимом обычно понимается способ осуществления политической власти через посредство организующей и управляющей деятельности учреждений государства, партии или авторитарного национального лидера. Основными разновидностями таких режимов в современный период стали демократический и авторитарный. Для демократического характерным является властвование при помощи организующей и управляющей деятельности представительных демократических учреждений в современных монархиях и республиках. Такой режим частично опирается и на использование группового давления посредством партий и других заинтересованных групп (лоббисты, профсоюзы и др.), на баланс обособленных и соподчиненных по вертикали и горизонтали властей. В зависимости от способа оформления властных и иных полномочий основных учреждений политической организации можно различать либеральные парламентарно-демократические и парламентарно-монархические режимы правления, а также президентско-республиканские.
  • Англия представляет собой парламентарно-монархический, а Франция парламентарно-демократический режим правления.
  • Для данной категории современных политических систем и режимов властвования характерна чувствительность к необходимым и назревшим переменам и способность адаптации к новым социально-историческим и политическим условиям. Так, например, Конституционный совет Франции, начиная с 70-х гг. создал своими решениями или уточнил практически новую Декларацию прав и свобод, поскольку в самом тексте Конституции 1958 г. (раздел о правах и свободах) содержится лишь положение о приверженности «правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.».
  • Другой пример: идя навстречу требованиям совершенствования государственного устройства, английские политические партии и парламент наметили программу реформы конституционного законодательства и полномочий Палаты лордов.
  • Важнейшим в конституционно-правовой системе Англии и Франции нового времени стало обозначение преемственной связи между новейшими текстами и положениями и предшествующим конституционным опытом.
  • В Преамбуле к Французской конституции, принятой в 1946 г. было объявлено, что Декларация прав человека и гражданина 1789 г. является составной частью текста этой конституции. В Преамбуле к Французской конституции 1958 г. также отмечено, что Декларация прав 1789 г. и Преамбула к конституции 1946 г., перечисляющая ряд новых прав человека и гражданина социального и социально-экономического характера, по-прежнему составляют неотъемлемую часть корпуса конституционного текста.
  • В послевоенных конституциях расширен классический набор свобод и прав гражданина - прав избирательных, свобод политических и религиозных, судебно-процедурных (равенство перед законом, презумпция невиновности и др.). К ним были добавлены право на труд, на равноправие мужчин и женщин, на объединение в профсоюзы, на бесплатное образование, на уважение достоинства человеческой личности и др. Во многом подобное расширение перечня прав стало возможным благодаря влиянию социал-демократических правительств и организаций, заручившихся поддержкой масс в осуществлении таких перемен.
  • Англия, или Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, в настоящее время имеет самую сложную совокупность конституционных законов, куда входят Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о правах 1628 г., Билль прав 1689 г. и Акт о престолонаследии 1701 г. - это наиболее древняя часть неписаной конституции, в которую за последние 100 лет вносились различные уточнения и изменения парламентскими статутами. Среди них самыми важными следует считать Акты о парламенте 1911 и 1949 гг., окончательно закрепившие верховенство Палаты общин в утверждении финансовых и иных биллей в том случае, если Палата лордов замедляет процесс их утверждения или намерена их отклонить.
  • Другими наиболее важными статутами стали Акты о чрезвычайных полномочиях 1920 и 1964 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акт о Палате общин 1978 г., Акт о народном представительстве 1983 г., Акт о британском гражданстве 1981 г., Акт о расовых отношениях 1986 г., Акт о равноправии мужчин и женщин 1990 г.
  • С приходом к власти в 1996 г. лейбористской партии вновь оживилась дискуссия о британской конституции. Было объявлено о намерении, выработать ее без упразднения монархии, а затем о намерении существенно сократить число наследственных обладателей титула лорда, имеющих право голоса в Палате лордов, оставив им 91 место. К этому времени Палата лордов насчитывала 1205 лордов, имеющих право голоса, причем только 40% из них причисляли себя к консерваторам, остальные же разделились на сторонников лейбористов, либерал-демократов и стоящих вне партий. Отмена права лордов на наследование кресла в Вестминстере, просуществовавшее почти 800 лет, произошла осенью 1999 г. Она лишила права заседать большинство палаты, в которое вошли 759 графов, герцогов и баронов. Утратив ряд существенных функций по вопросам бюджета, Палата лордов в послевоенный период заметно активизировала свою законопроектную работу и уже в конце 80-х гг. вносила в течение сессии до двух тысяч поправок к правительственным законопроектам. Эта новация отчасти вызвана заметным ростом числа пожизненных пэров, которые назначались правительством и, естественно, способствовали усилению партийных позиций правительства в Палате. Так, за период с 1958 по 1987 г. пожизненными пэрами было назначено 544 человека.
  • В конце 1998 г. в обстановке информационного и политического прессинга Палата лордов проявила редкую в наше время настойчивость, самостоятельность и приверженность доктрине правления закона и независимого правосудия, когда дала верховную судебную санкцию на задержание и привлечение к судебному разбирательству бывшего чилийского диктатора и сенатора с продолжающимся сроком полномочий генерала А. Пиночета, прибывшего в Англию на лечение.
  • Кабинет министров, существующий благодаря конституционному соглашению, насчитывает сегодня два десятка министров во главе с премьером (их общее число также определяет премьер). Кворум для принятия решений в кабинете - три человека.
  • В 1967 г. учрежден институт парламентского уполномоченного по делам правительственной администрации (пример заимствования шведского института омбудсмена, возникшего еще в XVIII в.). Английский омбудсмен от имени депутатов парламента проводит расследования различных нарушений в учреждениях исполнительной власти. В настоящее время здесь функционируют четыре омбудсмена, специализирующихся на различных областях исполнительной деятельности (военной, гражданской).
  • Англия продолжает оставаться страной прецедентного права, сочетающегося с парламентскими статутами (законами), конституционными обычаями и соглашениями, а с 1992 г. также с правом Европейского Союза. Обращает на себя внимание тот факт, что и в XX столетии роль конституционных соглашений иной раз значительнее роли статутов. Статуты установили, например, что обладатель короны утверждает билли, принятые парламентом, и тем самым обладает абсолютным вето. Однако на основе этих статутов возникли конституционные соглашения, которые сильно переиначили содержание самих статутов. Фактически королева должна утверждать билли, т. е. не прибегать к использованию своего права вето. По статуту она назначает и смещает министров, которые перед ней ответственны, но фактически королева должна назначать премьер-министра из числа лиц, которые пользуются поддержкой большинства членов Палаты общин, а по совету премьера - назначать других членов кабинета, которые несут коллективную и индивидуальную ответственность перед Палатой общин.
  • 2. 25 марта 1817 года Мари Дебрен во время свадебной церемонии подарила старинные золотые сережки своей дальней родственнице Каклин Кюзак. Муж Мари Дебрен - Симон Дебрен обратился в суд с иском о признании дарения недействительным. Что решит суд по Французскому Гражданскому Кодексу 1804 года?
  • В Гражданском кодексе французов 1804 г. законодательно устанавливалось, что «всякий француз пользуется гражданскими правами» (ст. 8), и тем самым подтверждалось упразднение феодального правопорядка с его сословными привилегиями и ограничениями. Принцип формального равенства лиц в имущественном обороте был закреплен в ст. 7: «...осуществление гражданских прав не зависит от качеств гражданина; это качество приобретается и сохраняется лишь согласно конституционному закону».
  • Однако Гражданский кодекс французов сильно принижал права женщин, им, в частности, закреплялось неравное положение женщины в браке. Ей запрещалось быть свидетельницей при составлении актов гражданского состояния, она не она не могла дарить, отчуждать, закладывать или приобретать без участия мужа. В нарушение общего правила о режиме общности имущества для мужа и жены муж по Кодексу «один управляет имуществом, входящим в общность. Он может его продать, отчуждать и установить на него ипотеку, без участия жены» (ст. 141).
  • Муж должен был оказывать жене покровительство, а жена - быть послушной и повсюду за ним следовать (ст. 213). Супруги обязывались ко взаимной верности, помощи и поддержке, но при этом открыто закреплялось привилегированное и господствующее положение мужчины: он имел право определять место жительства, требовать развода в случае обнаружения факта прелюбодеяния жены и даже направить такую жену в исправительный дом на срок не меньше трех месяцев, но не свыше двух лет.
  • Мари Лебрен на момент дарения была замужем за Симоном Лебреном. Следовательно, суд признает договор юридически ничтожным.
  • Список использованных источников
  • 1. Гражданский кодекс Франции 1804 года (Кодекс Наполеона)//История государства и права зарубежных стран (Развитие права в новое и новейшее время): Пособие./Автор-составитель Л.П. Хоришко. - Ростов н/Д., 2005.
  • 2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2005.
  • 3. История государства и права зарубежных стран. /Отв. ред. - доктор юридических наук, проф. С.А. Чибиряев. - М., 2002.
  • 4. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. - М.,2002.
  • 5. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. В 2-х частях. Ч.2. - Ростов-на-Дону, 2004.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»