Лица, участвующие в деле и иные участники процесса
Лица, участвующие в деле, и иные участники процесса
Круг лиц, участвующих в деле, равно как и иных участников хозяйственного процесса, определён в главе 6 ХПК.
Лица, участвующие в деле, -- это лица, которые по тем или иным основаниям непосредственно заинтересованы в исходе дела.
В соответствии со статьёй 54 ХПК лицами, участвующими в деле, являются:
1. стороны -- истец и ответчик;
2. третьи лица;
3. заявители и иные заинтересованные лица;
4. прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы, обратившиеся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами о судоустройстве в хозяйственных судах.
В зависимости от юридического интереса лиц, участвующих в деле, разделяют на две группы:
1) лица, имеющие в деле материальную заинтересованность (стороны, заявители и иные заинтересованные лица, третьи лица);
2) лица, имеющие в деле процессуальную заинтересованность (прокурор, государственные и иные органы).
Права и обязанности лиц, участвующих в деле, содержатся в статьях 55, 63--65 ХПК и др.
Сторонами в деле являются истец и ответчик.
Истец -- это физическое или юридическое лицо, предъявившее иск в целях защиты своих законных интересов, или лицо, в защиту интересов которого иск был предъявлен иным субъектом хозяйственно-процессуальных отношений.
Ответчик -- лицо, к которому предъявляется исковое заявление.
Стороны в хозяйственном процессе пользуются равными правами и несут равные обязанности. Дополнительно истец имеет право до принятия решения судом первой инстанции изменить основание или предмет иска и размер исковых требований, а на любой стадии процесса отказаться от иска либо его части. Ответчику дополнительно предоставлено право признать иск полностью или частично. Кроме того, стороны вправе заключить мировое соглашение на любой стадии процесса.
В хозяйственном судопроизводстве допускается процессуальное соучастие, которое означает, что иск предъявляется одновременно несколькими истцами и (или) к нескольким ответчикам. Процессуальные соучастники в зависимости от их положения называются соответственно соистцами и соответчиками. Каждый из соучастников выступает по отношению к другой стороне самостоятельно и независимо друг от друга. Однако соучастники вправе поручить ведение дела в суде одному из них.
Стороной по делу может стать любое лицо в определённых законодательством порядке и случаях. Однако для участия в каждом определенном деле лицо также должно иметь в этом деле конкретную материально-правовую заинтересованность, т. е. являться надлежащей стороной. Установив, что истец или ответчик является ненадлежащей стороной, суд вправе осуществить их замену надлежащими истцами или ответчиками. Однако такая замена возможна исключительно с согласия первоначального истца. Если истец не согласен на такую замену, то хозяйственный суд извещает надлежащего истца, который вправе в таком случае вступить в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора. При отсутствии согласия истца на замену ненадлежащего ответчика надлежащим последний может быть привлечён к участию в деле в качестве второго ответчика, что также возможно только с согласия истца. Следует учитывать, что в таком случае интересы ответчиков по делу не совпадают и, следовательно, они не являются процессуальными соучастниками. Если же согласие истца на привлечение к участию в деле второго ответчика отсутствует, то суд рассматривает дело по первоначально предъявленному иску.
О замене ненадлежащей стороны хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в установленном порядке.
После замены ненадлежащей стороны разбирательство по делу начинается сначала, что обусловлено необходимостью подготовки вступившего в дело лица к процессу.
Хозяйственное процессуальное законодательство предусматривает также возможность замены стороны по делу её правопреемником в материальном правоотношении. К обстоятельствам, при наличии которых возможно наступление правопреемства, относятся: реорганизация юридического лица, смерть индивидуального предпринимателя, уступка права требования, перевод долга и другие обстоятельства. В отличие от материального правопреемства, которое может быть как универсальным, так и частным, процессуальное правопреемство всегда является универсальным, т. е. к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника. При этом правопреемство допускается на любой стадии процесса. Однако для правопреемника все действия, совершённые до вступления его в дело, являются обязательными в той мере, в которой они были обязательны для правопредшественника. При этом приостановленное производство по делу возобновляется после вступления в дело правопреемника с того действия, на котором оно было приостановлено.
Важным институтом хозяйственного процессуального законодательства является институт представительства.
Представительство в хозяйственном судопроизводстве означает, что права и обязанности одного лица (представляемого) в хозяйственном суде от его имени, по его поручению и в защиту его интересов осуществляет другое лицо -- представитель. Среди ученых существует два основных подхода к месту представителя в хозяйственном процессе и его процессуальному положению. Первый подход заключается в том, что представители не могут относиться к лицам, участвующим в деле, так как они не имеют личной заинтересованности в его исходе. Ученые, придерживающиеся второго подхода, напротив, утверждают, что по фактическому своему положению представители могут быть отнесены к лицам, участвующим в деле. Они имеют процессуальный интерес к рассматриваемому делу, а также самостоятельные права и обязанности. Классификация участников процесса, основанная на признаке отношения к рассматриваемому делу, как и всякая другая классификация, имеет свои недостатки. По нашему мнению, более целесообразно рассматривать представительство как самостоятельный институт хозяйственного процесса, играющий важную роль в обеспечении прав и законных интересов субъектов в хозяйственном судопроизводстве.
Хозяйственное процессуальное законодательство определяет требования к лицам, которые могут быть представителями: во-первых, представитель должен быть дееспособным лицом и, во-вторых, иметь надлежащим образом оформленные полномочия по ведению дела в хозяйственных судах.
В соответствии с положениями статьи 80 ХПК представителями не могут быть:
1) лица, не обладающие полной дееспособностью либо находящиеся под опекой или попечительством;
2) судья, следователи, прокуроры, работники аппарата хозяйственного суда, за исключением случаев участия в деле в качестве уполномоченных лиц соответствующих органов или в качестве законных представителей;
3) иные лица в случаях, предусмотренных законодательством (например, адвокаты -- по основаниям, предусмотренным статьёй 18 Закона «Об адвокатуре»). ХПК не требует наличия у представителя каких-либо юридических знаний, но в практической деятельности представительство осуществляют, как правило, либо юрисконсульты, либо сотрудники организаций, оказывающих юридические услуги.
Статья 77 ХПК предусматривает также случай обязательного представительства: отсутствие у участвующего в деле лица полной дееспособности. Интересы таких лиц защищают их законные представители либо избранные ими представители.
Любой представитель допускается к участию в деле только при условии надлежаще оформленных полномочий. При этом полномочия представителя должны быть выражены в надлежаще оформленной доверенности, за исключением случаев законного представительства. Полномочия законных представителей указаны в документах, подтверждающих их правовой статус.
Представитель вправе осуществлять от имени представляемого все принадлежащие ему права и обязанности, за исключением прав распорядительного характера:
1) подписание искового заявления;
2) передача дела в третейский суд;
3) полный или частичный отказ от иска; уменьшение его размера;
4) изменение предмета или основания иска;
5) признание иска;
6) заключение мирового соглашения;
7) передача полномочий представителя другому лицу (передоверие);
8) обжалование судебного акта;
9) требование о принудительном исполнении судебного акта;
10) получение присуждённых имущества или денежных средств;
11) заключение соглашения об урегулировании спора в порядке посредничества.
Рассматривая лиц, участвующих в хозяйственном процессе, необходимо обратить внимание на третьих лиц, которые сами не инициируют процесс, а вступают в уже начавшийся процесс между другими лицами.
В хозяйственном процессе различают два вида третьих лиц:
1) третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора;
2) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, -- это лица, вступающие в хозяйственный процесс, который уже возник между истцом и ответчиком, для защиты своих интересов на предмет спора.
Такие лица могут вступить в дело путём предъявления иска к одной или обеим сторонам в любой момент до принятия судебного постановления хозяйственным судом, в соответствии со статьёй 64 ХПК.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, пользуются всеми правами и несут все обязанности истца в процессе, за исключением обязанности соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Как правило, ответчиками по иску третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, являются и истец, и ответчик. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, вступают в процесс по собственной инициативе, но возможно их вступление в дело также по инициативе хозяйственного суда, о чём он выносит определение.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, -- это лица, которые участвуют в деле на стороне истца или ответчика в связи с тем, что решение по спору может влиять на их права или обязанности в отношениях с одной из сторон спора. Они могут вступить в дело: по собственной инициативе; по ходатайству стороны в споре; по инициативе хозяйственного суда.
Третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований, предоставлены процессуальные права стороны, за исключением права: на изменение основания или предмета иска; увеличение или уменьшение размера исковых требований; требование принудительного исполнения судебного акта; отказ от иска; признание иска; заключение мирового соглашения. Перечисленные изъятия обусловлены отсутствием прямой заинтересованности таких лиц в исходе спора между истцом и ответчиком. Однако в целом третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, наделены законодательством всеми необходимыми и достаточными правами для защиты своих прав и законных интересов.
ХПК предусматривает возможность обращения прокурора в хозяйственный суд в форме искового заявления по хозяйственным (экономическим) спорам и иным вопросам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, а также по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), об установлении юридических фактов; заявления о возбуждении приказного производства; в форме апелляционного протеста на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу; кассационного протеста на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции; протеста в порядке надзора на вступившее в законную силу судебное постановление; представления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам; протеста на постановление судебного исполнителя, а также его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа хозяйственного суда.
При принятии к производству искового заявления (заявления) прокурора, предъявленного в целях защиты государственных и общественных интересов, истцами (заявителями) могут выступать: Республика Беларусь или административно-территориальные единицы Республики Беларусь в лице соответствующих государственных органов, органы местного управления и самоуправления, общественные организации, а в случаях, предусмотренных частью первой статьи 66 ХПК, -- юридические лица и граждане, чьи права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности затрагиваются ненормативными правовыми актами, которые прокурор оспаривает; государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, а также юридические лица, в уставном фонде которых есть доля государственной собственности, в случае предъявления прокурором иска о признании недействительными сделок.
Иск (заявление) в защиту государственных и общественных интересов прокурор вправе предъявить без согласия соответствующих государственных органов и общественных организаций, органов местного управления и самоуправления, юридических лиц и граждан.
Условиями принятия к производству искового заявления (заявления) прокурора, предъявленного в защиту интересов юридических лиц, в том числе государственных либо с долей государства в уставном фонде, индивидуальных предпринимателей и других лиц в соответствии с частью второй статьи 66 ХПК, являются наличие установленных прокурором нарушений законодательства и согласие указанных лиц на предъявление иска (заявления). Следует подчеркнуть, что в соответствии с частью четвертой статьи 159 ХПК согласие на предъявление иска в защиту интересов организаций, не имеющих доли государственной собственности, должно быть оформлено в виде письменного заявления, которое прилагается к исковому заявлению (заявлению). Отсутствие такого заявления является основанием для оставления хозяйственным судом искового заявления (заявления) без движения в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 162 ХПК.
Если хозяйственный суд установит, что субъект хозяйствования негосударственной формы собственности имел возможность самостоятельно защитить свои интересы, иск (заявление) прокурора подлежит рассмотрению по существу, а об установленном факте хозяйственный суд сообщает вышестоящему прокурору.
Согласно статье 54 ХПК, прокурор является лицом, участвующим в деле и, следовательно, на него распространяются все права и обязанности таких лиц, предусмотренные статьей 55 ХПК, в том числе право на получение всех без исключения копий судебных постановлений и имеющихся в деле документов.
Прокурор, предъявивший иск (заявление), не является истцом в материально-правовом смысле, а только пользуется процессуальными правами истца, в том числе на изменение оснований или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, и несет процессуальные обязанности истца, в том числе по подготовке искового заявления, осуществлению расчета цены иска по имущественным требованиям, представлению доказательств. В случае ненадлежащей подготовки иска (заявления) процессуальные последствия (оставление без движения, возвращение, отказ в принятии, отказ в иске и т. п.) применяются хозяйственными судами независимо от того, допущены ошибки в подготовке иска прокурором или субъектом предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по просьбе которого прокурором предъявлен иск.
Прокурор не имеет права на заключение мирового соглашения, поскольку не является участником спорного правоотношения.
Следует подчеркнуть, что отказ прокурора от предъявленного иска (заявления) не является обязательным для истца и не влечет процессуальных последствий в виде прекращения производства по делу, если истец не отказался от предъявленного прокурором иска (заявления). В подобном случае иск (заявление) подлежит рассмотрению хозяйственным судом по существу.
Принятый хозяйственным судом отказ истца (заявителя), в качестве которого выступает юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или другое лицо, от иска (заявления), который был предъявлен в целях защиты его интересов прокурором, влечет прекращение производства по делу.
Если прокурором иск (заявление) предъявлен в целях защиты государственных и общественных интересов, отказ истца (заявителя) от иска (заявления) не является обязательным для прокурора и не влечет процессуальных последствий в виде прекращения производства по делу, если только прокурор не выразил отказа от предъявленного иска (заявления).
Законодательство предоставляет прокурору по иску (заявлению), предъявленному в защиту государственных и общественных интересов, право изменять предмет или основания иска (заявления), увеличивать или уменьшать исковые требования без согласия на то истца (заявителя). Однако если иск (заявление) представляется в защиту интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц, то предмет и основания иска могут быть изменены только с их согласия.
Следует также отметить, что на прокурора не распространяются требования о соблюдении досудебного порядка урегулирования споров, а также требования об уплате государственной пошлины.
Государственные и иные органы в предусмотренных законодательными актами случаях вправе обратиться в хозяйственный суд с иском в защиту государственных или общественных интересов, интересов субъектов хозяйствования, а также других лиц.
Для реализации предоставленного права на обращение в хозяйственный суд правомочным государственным и иным органам какого-либо дополнительного согласия со стороны государства не требуется. Орган, обратившийся в хозяйственный суд в защиту интересов государства и общества, пользуется процессуальными правами, несёт обязанности истца и осуществляет действия распорядительного характера самостоятельно. Однако такой орган не наделён правом заключения мирового соглашения.
Наряду с лицами, участвующими в деле, в хозяйственном суде могут участвовать также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и понятые.
Свидетелем может быть любое физическое лицо, которому известны сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела хозяйственным судом. Он несёт уголовную ответственность за дачу заведомо ложных показаний, отказ или уклонение от дачи показаний.
Эксперт -- это лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для дачи заключения, наделённое в порядке, установленном законодательством, полномочиями на проведение экспертизы и назначенное хозяйственным судом. За дачу заведомо ложного заключения, а равно за отказ либо уклонение от дачи заключения эксперт несёт уголовную ответственность.
В свою очередь, специалист -- это лицо, обладающее познаниями эксперта, но не наделённое в установленном законодательством порядке полномочиями на проведение экспертизы.
Переводчик -- это лицо, назначенное хозяйственным судом и владеющее языками, знание которых необходимо для письменного и устного перевода. Переводчик несёт уголовную ответственность за заведомо неправильный перевод. За отказ от исполнения возложенных на него обязанностей без уважительных причин переводчик может быть подвергнут судебному штрафу.
Понятой -- это лицо, удостоверяющее ход и результаты процессуального действия в случаях, установленных ХПК. В качестве понятых приглашаются не заинтересованные в исходе дела лица в количестве не менее двух человек.