рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Личные не имущественные права ребёнка

рефераты

Личные не имущественные права ребёнка

22

План

  • Введение
  • Глава 1. Понятие и общая характеристика прав граждан
  • Глава 2. Личные неимущественные права ребёнка
  • §1. Право ребенка жить и воспитываться в семье
  • §2. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
  • §3. Право ребенка на защиту
  • §4. Право ребенка выражать свое мнение
  • §5. Право ребенка на имя, отчество и фамилию
  • §6. Изменение имени и фамилии ребенка
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Введение
  • Права несовершеннолетних детей в семье впервые обозначились в российском законодательстве лишь с принятием нового СК РФ. Ранее права детей рассматривались через правоотношения родителей и детей, при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода. Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. В случае противоречия между нормами Конвенции и другими внутренними актами применяются нормы Конвенции. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка, которого Конвенция рассматривает как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к их самостоятельному осуществлению и защите. Такой же подход к проблеме прав ребенка содержится и в Семейном кодексе РФ.
  • Целью курсовой работы является рассмотрение личных неимущественных прав ребёнка.
  • Исходя из поставленной цели можно вывести следующие основные задачи курсовой работы:
  • - рассмотрение понятия и общей характеристики личных не имущественных прав ребёнка;
  • - рассмотрение прав ребёнка связанных с фамилией, именем, отчеством.
  • Глава 1. Понятие и общая характеристика прав граждан
  • Часть 1 анализируемой статьи признает и гарантирует права гражданина и человека в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции являются составной частью российской правовой системы. Комментируемая норма использует в качестве самостоятельных понятия права, которые также встречаются в Конституции. Несколько отличной представляется редакция ст. 22, которая закрепляет право на свободу и личную неприкосновенность.
  • Комментируемое положение говорит о правах человека и о правах гражданина. В этой связи следует заметить, что конституционные права предоставляются любому индивиду, а правами гражданина обладают только лица, являющиеся гражданами Российской Федерации. Порядок и условия приобретения российского гражданства устанавливаются и определяются в ст. 12-21 ФЗ от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" в редакции от 6 февраля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 7, ст. 496).
  • Анализ ч. 1 ст. 17 показывает, что Российская Федерация признает права человека и гражданина, предусматриваемые международным правом. В соответствии с этим Конституция инкорпорирует в национальную правовую систему подавляющее большинство положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., являющихся основными международными источниками прав и свобод человека и гражданина.
  • Признавая принятые международным сообществом права человека, Российская Федерация одновременно обязуется со своей стороны не допускать их нарушения, создавать условия для их реализации и гарантировать их осуществление.
  • Относя содержащиеся в этих документах предписания к общепризнанным принципам и нормам международного права, следует принимать во внимание то обстоятельство, что, по данным на 15 июля 2000 г., участниками названных пактов являются, соответственно, 142 и 144 государств из 200 членов ООН. Следовательно, почти для 60 государств-членов ООН пакты не являются юридически обязательными.
  • Вопрос о понятии и содержании общепризнанных принципов и норм международного права применительно к правам человека возник в практике Конституционного Суда в контексте ст. 69 Конституции. Дума Чукотского автономного округа в запросе от 2 сентября 1996 г. просила Суд разъяснить содержание прав коренных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, их приоритетом по отношению к нормативным правовым актам Российской Федерации и ее субъектов и порядок их применения в отношении коренных малочисленных народов Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Издательство БЕК, 2002. - С. 46..
  • Однако Суд своим определением от 26 декабря 1996 г. отказал в принятии запроса к рассмотрению, сославшись на то, что, "отвечая на поставленные вопросы, Конституционный Суд был бы вынужден, по сути, сформулировать конкретные правовые нормы, которые определяли бы правовой статус коренных малочисленных народов, их права и т.д., что явилось бы вторжением в компетенцию законодателя".
  • Международные акты, устанавливающие права человека и гражданина, обладают различной юридической обязательностью для участвующих в них государств. Так, Всеобщая декларация является резолюцией ООН; ее положения юридически необязательны для государств и являются рекомендациями. Вместе с тем существует большая степень вероятности того, что благодаря практике государств, деятельности международных организаций в сфере защиты прав человека, национальной конституционной, законодательной и национальной судебной практике положения Декларации трансформировались в нормы обычного международного права.
  • В этой связи также необходимо упомянуть Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., которые хотя и не могут быть отнесены к числу договоров, являющихся источниками общепризнанных принципов и норм, но имеют важное значение для развития регионального сотрудничества в области защиты прав человека.
  • С учетом положения ч. 1 ст. 55 Конституции признание и гарантии распространяются не только на права, закрепленные в Конституции, но и на права, которые в ней не отражены или могут возникнуть в будущем. Так, в Конституции не закреплено право на достаточный жизненный уровень, которое предусмотрено в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
  • Исключительную важность для применения комментируемой нормы и регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина имеет статья 56 Конституции. Ее значение состоит в том, что она закрепляет гарантии защиты конституционных прав и свобод человека от нарушения со стороны всех ветвей государственной власти, устанавливает для законодателя пределы допустимых ограничений некоторых прав и свобод человека и гражданина, создает для судов правовую базу, позволяющую разрешать коллизии между нормативными актами, а также вопросы соответствия их Конституции. В дополнение к этому часть 3 указанной статьи содержит перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению.
  • Особенностью большинства международно-правовых актов, определяющих права, является то, что создаваемые ими нормы сформулированы в самой общей форме и не являются самоисполнимыми, т.е. их положения не могут непосредственно регламентировать отношения между российскими субъектами права. Всеобщая декларация принята "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства" (преамбула), поэтому большинство ее положений выдержано в духе декларации. По существу, государства ограничились лишь тем, что согласились содействовать уважению согласованных ими прав и свобод Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (А.М.Эрделевский) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", - М., 2001. - С. 452..
  • В свою очередь п. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ориентирует государства на постепенное выполнение принятых на себя обязательств с учетом имеющихся возможностей путем принятия соответствующих законодательных мер. Поэтому совершенно недостаточно для реализации такого рода норм ограничиваться провозглашением их частью национальной правовой системы.
  • Согласно п. "в" ст. 71 Конституции, регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении России. Это значит, что субъекты Федерации осуществлять законодательное регулирование конституционных прав и свобод не могут; в их совместном с Федерацией ведении находится лишь защита прав и свобод человека (п. "б" ст. 72 Конституции)
  • В отдельных случаях толкование положения ст. 55 о том, что упоминание в Конституции прав и свобод следует характеризовать как признание одинаковой и даже преобладающей юридической силы данной группы общепризнанных принципов и норм международного права над положениями самой Конституции, в части, касающейся прав и свобод человека и гражданина, неверно. Аргументация в этом направлении дополняется утверждением о главенствующей роли международного права в установлении прав и свобод человека, которые не могут ограничиваться нормами Конституции.
  • Данная точка зрения не учитывает того, что часть 4 ст. 15 Конституции не содержит четкого указания о месте общепризнанных принципов и норм вообще и общепризнанных принципов и норм в сфере прав человека в иерархии элементов правовой системы России. Кроме того, норма ч. 4 указанной статьи является конституционной основой или принципом. Согласно же ч. 2 ст. 16, понимание и применение всех других положений Конституции не должны противоречить установленным основам конституционного строя, и норме ч. 4 ст. 15 в том числе.
  • Вместе с тем высказываемое теоретиками мнение о приоритете норм международного прав в области прав человека над положениями Конституции не подтверждается практикой правоприменительных органов.
  • Конституционный Суд непосредственно не высказывался по существу теоретических рассуждений по данному вопросу, а скорее в своей практической деятельности стремится раскрыть и использовать функциональные возможности данной конституционной нормы.
  • Еще в ранее упомянутом постановлении от 10 июля 1995 г. Суд определил: в Российской Федерации права человека и гражданина признаются и гарантируются в соответствии с Конституцией и нормами международного права (ст. 17 Конституции), которые, согласно ст. 15 (ч. 4) Конституции, являются составной частью ее правовой системы (ВКС РФ, 1995, N 4). Отсюда можно сделать вывод о том, что Суд не выделил нормы международного права преимущественным гарантом соблюдения и защиты прав человека в Российской Федерации.
  • В своей достаточно развитой практике конституционного контроля Конституционный Суд неоднократно опирался на норму ч. 1 комментируемой статьи в качестве дополнительного аргумента к нормам национального права в обосновании установленных им нарушений прав человека или, наоборот, для обоснования защиты таких прав. Об этом свидетельствуют следующие примеры.
  • В деле о проверке конституционности отдельных статей АПК РФ Суд констатировал, что в силу ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции право каждого на судебную защиту должно гарантироваться в соответствии с нормой п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (ВКС РФ, 1998, N 3).
  • Конституционный Суд, как правило, использует ч. 1 рассматриваемой статьи в качестве связующего звена, позволяющего логически дополнить и объединить доказательственную базу, построенную на нормах внутригосударственного права, с международно-правовым обоснованием выносимых Конституционным Судом решений Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Издательство БЕК, 2002. - С. 120..
  • Ссылки на нарушения прав, предусмотренных в ч. 1 рассматриваемой статьи, содержатся и в индивидуальных жалобах граждан и организаций, обращенных к Конституционному Суду (ВКС РФ, 1998, N 3; 1999, N 4, N 6).
  • Однако ни заявители, ни сам Конституционный Суд ни разу не высказались в том смысле, что часть 1 данной статьи придает нормам международного права особый правовой статус в российской правовой системе.
  • Как представляется, часть 1 отражает фактическую ситуацию, состоящую в том, что права и свободы человека и гражданина защищаются, охраняются и гарантируются как международным, так и внутригосударственным правом Российской Федерации.
  • 2. Часть 2 комментируемой статьи посвящена основным правам человека, которые Конституция (ст. 55) отличает от его других, т.е. не основных, или производных, прав. Так, предусмотренное в ст. 8, 9 и особенно в ст. 34-36 право каждого или только гражданина России иметь в собственности имущество, землю и т.п. есть основное право. Но основанное на нем конкретное право собственности физического лица на определенный объект есть право производное, не основное.
  • Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и другие правомочия, неотчуждаемы, т.е. отказ от них юридически недействителен. Производные от основных, "другие" права, например право собственности на определенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество.
  • Основные права и свободы принадлежат каждому от рождения. Это принципиальное положение касается происхождения основных прав. Человек имеет основные права от рождения, а не от государства, которое, если следовать этатистским, централистско-бюрократическим теориям, может "даровать" права по своей "милости" или отнимать их по своему произволу. Этот примитивный подход, ставящий в центр всей правовой и политической системы не личность человека и гражданина, а государство, имеет за собой известные исторические традиции абсолютизма, фашизма, милитаризма, великодержавности и т.д. Но такой подход принципиально чужд духу Конституции.
  • Существуют и богатые традиции поиска источников любого права, включая индивидуальные права, в Божественной воле, в исторической традиции народов, в экономическом базисе и т.п. при явной недооценке или даже полном отрицании роли опыта, разума, интересов людей.
  • Принадлежность человеку его основных прав от рождения признана многими демократическими государствами и закреплена в ряде конституций и международно-правовых актов, упоминаемых в общей форме в ч. 1 рассматриваемой статьи Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), обязывает органы публичной власти и их должностных лиц предоставлять гражданам информацию, в том числе затрагивающую их права и свободы (ч. 4, 5 ст. 29, ч. 3 ст. 40, ст. 42 и др.), и предусматривает систему мер государственной, судебной и иной защиты прав и свобод человека и гражданина. Нарушенные права человека и гражданина подлежат восстановлению законными действиями лица, которому они принадлежат, или конкретных органов государственной власти или местного самоуправления.
  • Основные права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере, предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Некоторые права могут быть ограничены в случае злоупотребления ими, например право на объединение - запретом создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5 ст. 13 и др.). Конституция в ст. 56 и 88 предусматривает возможность в условиях чрезвычайного положения, вводимого Президентом РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, устанавливать отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия; но часть 3 ст. 56 запрещает даже при чрезвычайном положении ограничивать права и свободы, предусмотренные рядом статей Конституции. По-видимому, подобное решение может быть принято и при введении Президентом РФ военного положения в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 87) Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (А.М.Эрделевский) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", - М., 2001. - С. 203..
  • Ряд ограничений прав и свобод человека и гражданина предусмотрен федеральными законами "Об органах Федеральной службы безопасности", "О внутренних войсках МВД", "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О борьбе с терроризмом" и др. Политические деятели, ученые, публицисты нередко ставят вопрос о том, что ограничения многих конституционных прав граждан являются чрезмерными и могут быть использованы в незаконных целях. Но заявления и жалобы на чрезмерность таких ограничений Конституционный и Верховный суды РФ признают, как правило, необоснованными.
  • Часть 3 комментируемой статьи устанавливает важный принцип, обеспечивающий одну из сторон жизни и деятельности цивилизованного общества, каждого человека и гражданина. Конституция должна не только закрепить максимально возможные права и свободы. Поскольку люди, свободно осуществляя свои права и свободы, взаимодействуют друг с другом, интересы, права, действия одних людей могут прийти и приходят в противоречие с интересами, правами и поступками других. Перед культурным обществом стоит задача согласовать эти интересы, способствовать достижению компромиссов. Прежде всего нужно противодействовать разрушающим общество и государство попыткам осуществлять свои права и свободы за счет прав и свобод других, обуздывая проявления эгоизма, своеволия, анархии, обеспечивая общественное согласие, социальное партнерство.
  • В решении этих задач важную роль играет соблюдение принципа формального равенства людей перед законом и судом, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.п. (ст. 19 Конституции). Отсутствие привилегий в пользовании правами и свободами - одно из важнейших положений конституционного права.
  • Принципы такого рода содержатся в международно-правовых актах, о которых в общей форме говорится в ч. 1 рассматриваемой статьи. Еще в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека провозгласила равенство всех людей в их достоинстве и правах и призывала их поступать в отношении друг друга в духе братства (ст. 1), допуская ограничение прав и свобод одних людей должным признанием и уважением прав и свобод других (ст. 29). А в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. говорится: "Ничто в настоящем Пакте не может толковаться как обозначающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеют право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте".
  • Глава 2. Личные неимущественные права ребёнка
  • §1. Право ребенка жить и воспитываться в семье
  • В семье закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. Вот почему одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Это право прежде всего заключается в обеспечении ребенку этой возможности. Одним из основных принципов семейного законодательства является защита права ребенка на семейное воспитание. Имеется в виду прежде всего собственная семья, которую образуют родители.
  • Законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.
  • Обеспечение права на воспитание в семье в отношении детей, лишившихся ее по каким-то причинам, означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. -- М.: Артания, 1999. - С. 100..
  • Ребенок имеет право, в пределах возможности, знать своих родителей. Это право ограничено, прежде всего, тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был найден.
  • Получение заботы со стороны родителей - право ребенка, оно служит предпосылкой удовлетворения его жизненно важных потребностей. Под заботой следует понимать все виды помощи ребенку (обеспечение его питанием, лечением, одеждой, учебными пособиями и т.п.).
  • Совместное проживание со своими родителями также является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. Государства - участники Конвенции ООН о правах ребенка обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей.
  • Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей); регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет исполняется на основании их свидетельства о рождении Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (А.М.Эрделевский) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", - М., 2001. - С. 118..
  • Что касается регистрации по месту пребывания (месту временного нахождения) несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, то она реализуется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании их свидетельства о рождении.
  • Эти правила распространяются только на подростков, не достигших 14 лет. По достижении 14 лет регистрационный учет подростка реализуется на основании его паспорта. При этом право на совместное проживание несовершеннолетнего с родителями сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом.
  • Право на воспитание своими родителями определяет, с чьей стороны должна исходить забота о детях. Родителями ребенка являются его мать и отец, записанные в качестве родителей в актовой записи о его рождении. Обеспечение интересов детей, под которыми в контексте комментируемой статьи понимаются различного рода жизненно важные потребности ребенка, без реализации которых он не может жить и развиваться, является долгом родителей.
  • Ребенку в семье предоставляется возможность расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Это включает в себя и создание предпосылок для развития творческих начал личности ребенка, его индивидуальных способностей. При этом имеются в виду возможности, предоставляемые ребенку прежде всего в семье.
  • Неотъемлемая часть надлежащего воспитания - уважение человеческого достоинства ребенка в семье. Провозглашая такое право, СК определяет одно из главных направлений семейного воспитания, формулирует принципиально важный критерий разрешения разного рода споров по воспитанию детей.
  • §2. Право ребенка на общение с родителями и другими
  • родственниками
  • Семья создает условия для общения ребенка со всеми его родственниками, помогает его развитию, оберегает его от возможных опасностей.
  • Для полноценного воспитания детей необходим постоянный контакт с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
  • Право ребенка на общение с обоими родителями и другими родственниками может осложняться разрывом семейной связи из-за расторжения брака или признания его недействительным, однако этот факт на права ребенка не влияет. Проблема общения с обоими родителями обычно возникает в случаях, когда несовершеннолетний проживает с лицами, их заменяющими (опекуном, попечителем, приемными родителями), либо постоянно находится в одном из государственных учреждений Теория права и государства. Под ред. Проф. Г.Н. Манова. - М.: Издательство Бек, 1996. - С.120..
  • Если общение с родителями таит в себе угрозу воспитанию ребенка (например, если родитель страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией, тяжелым психическим заболевание), можно его запретить или отложить на время.
  • Право ребенка на общение с обоими родителями означает также, что он обладает правом на общение с тем из них, который проживает отдельно. Когда же сам несовершеннолетний сталкивается с необходимостью защиты своего права на общение, действует ст.56 СК РФ.
  • Значительную сложность представляет осуществление права ребенка на общение со своими родителями в случае их проживания в другом государстве или в разных государствах. Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает: ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью и в соответствии с обязательством государств - участников Конвенции они уважают право ребенка и его родителей покинуть любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
  • Экстремальную ситуацию следует понимать как чрезвычайную, необычную, сопряженную с вынужденной изоляцией ребенка. Создание подобного рода ситуации может вызываться разными причинами, примерный перечень которых свидетельствует, что речь идет об особого рода обстоятельствах. В их числе и те, что связаны с более или менее продолжительной обособленностью несовершеннолетнего, вызванной его неправомерным поведением. Однако даже здесь право на общение ребенка с родителями, родственниками не перестает существовать.
  • Что же касается самого воспитанника, то его право на переписку, телефонные переговоры сохраняется. Администрация учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением может отпустить воспитанника домой на каникулы.
  • В качестве экстремальной можно также рассматривать обстановку, когда ребенок тяжело болен и нуждается в госпитализации или не может находиться дома из-за инвалидности. У него также возникает потребность в общении с родителями, родственниками. Так, ВИЧ-инфицированный ребенок в возрасте до 15 лет имеет право на совместное пребывание с родителями, а также иными законными представителями в стационаре учреждения, оказывающего помощь несовершеннолетнему Участие законных представителей в реализации семейных прав ребенка / Ю. Беспалов, "Российская юстиция", - N 6, июнь 2003. - С. 25..
  • Приводимый перечень ситуаций, которые относятся к экстремальным, исчерпывающим не является. На практике могут возникнуть и другие. При их возникновении будет также применяться комментируемая статья.
  • §3. Право ребенка на защиту
  • Ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий. Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Объектом защиты со стороны семейного законодательства являются лишь те права несовершеннолетнего, которые предусмотрены в Семейном кодексе РФ. Ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов, между которыми нет, и не может быть противоречий.
  • Согласно Кодексу защита прав и законных интересов несовершеннолетнего возлагается на родителей (лиц, их заменяющих). Раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанностей по защите его прав и интересов. Но защиту не могут осуществлять лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные недееспособными.
  • Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В случае установления над несовершеннолетним опеки (попечительства), передачи его на воспитание в приемную семью функции по защите прав и законных интересов ребенка в полном объеме выполняют лица, управомоченные в установленном законом порядке на его воспитание. При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя.
  • Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.
  • Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего, управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.
  • Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.
  • Для ребенка особую опасность представляют всякого рода злоупотребления со стороны родителей. Это может стать основанием для лишения их родительских прав. Не меньшую угрозу для детей, оставшихся без родителей, представляют злоупотребления в отношении ребенка со стороны тех, кто вызвался их заменить, принял на себя всю заботу о нем. При наличии такой угрозы есть все основания для прекращения существующих правоотношений путем отстранения опекуна (попечителя), отмены усыновления, досрочного прекращения договора о передаче ребенка на воспитание в семью.
  • В последнее время в стране делаются попытки принять серьезные меры в борьбе с безнадзорностью и беспризорностью подростков.
  • Невыполнение родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе связанных с образованием детей, злоупотребление родительскими правами служат основанием для лишения родительских прав. СК РФ делает акцент на предоставлении ребенку в таких случаях права самостоятельно обратиться за защитой своих прав.
  • Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (А.М.Эрделевский) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", - М., 2001. - С. 102..
  • Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.
  • В статье указано, что все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Понятие должностного лица можно распространить на всех должностных лиц органов власти и учреждений (государственных и муниципальных учреждений, государственных и частных предприятий).
  • Сведения о детях, попавших в бедственное положение, адресуются в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения несовершеннолетнего. Это позволяет без промедления принять в необходимых случаях меры по защите нарушенных прав ребенка.
  • §4. Право ребенка выражать свое мнение
  • Конвенция ООН о правах ребенка и Семейный кодекс РФ предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы.
  • Указания на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом, в Кодексе не содержится. В Конвенции ООН о правах ребенка закреплено, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Как только ребенок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, в частности, при выборе образовательного учреждения, формы обучения и т.п. С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося, затрагивающего его интересы.
  • Правовое значение и учет мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста, обязательны. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью. Хотя он и сумеет сформулировать свое мнение, но не обладает еще способностью осознать свои собственные интересы. Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано, во-вторых, при несогласии с мнением ребенка лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка.
  • Закон придает воле ребенка, достигшего 10 лет, правовое значение, и определенные действия вообще не могут быть совершены, если ребенок возражает против этого. Речь идет об изменении имени и фамилии ребенка, восстановлении родителей в родительских правах, усыновлении ребенка, изменении имени, отчества и фамилии ребенка при усыновлении, записи усыновителей в качестве родителей ребенка, изменении фамилии и имени ребенка при отмене усыновления и передаче ребенка на воспитание в приемную семью Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989.
  • §5. Право ребенка на имя, отчество и фамилию
  • Важность этого положения трудно переоценить, особенно для будущего каждого ребенка. Конвенция о правах ребенка провозглашает право на имя ребенка с момента его рождения. Согласно ГК РФ каждый гражданин имеет право на имя. Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. Это право реализуют родители (а при их отсутствии - заменяющие их лица) во время регистрации рождения ребенка в установленном законом порядке.
  • Имя, отчество, фамилия ребенка индивидуализируют личность. Под своим именем ребенок выступает как воспитанник учебного заведения, как пациент медицинского учреждения и т.п. От имени ребенка родители (заменяющие их лица) выступают в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего. Дети в возрасте от 14 до 18 лет от своего имени заключают гражданско-правовые сделки в соответствии с требованиями ГК. Ребенок имеет право на имя и как автор творческого произведения. Он может использовать или разрешить использовать созданное им произведение под своим подлинным именем либо под псевдонимом, либо без обозначения имени - анонимно.
  • В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на доброе имя. Несомненно, обладателем такого права является и ребенок. Кроме того, он имеет право на защиту своей чести и достоинства. Это право в отношении малолетних защищают их родители (заменяющие их лица), а подросткам в возрасте от 14 до 18 лет родители помогают это делать.
  • Выбор собственного имени своему ребенку - дело родителей. Они вправе дать ребенку любое имя, какое пожелают. Имя ребенку выбирают оба родителя. При регистрации рождения по заявлению одного из них предполагается, что другой согласен с выбранным именем. В органах загса могут лишь указать на неблагозвучие избранного имени.
  • Новое семейное законодательство относит решение вопроса о присвоении ребенку отчества к компетенции субъектов Российской Федерации. Отчество ребенка определяется именем отца. Однако не все народы, населяющие нашу страну, имеют традицию называть людей не только по имени, но и по отчеству. В настоящее время субъекты Российской Федерации имеют право установить, что присвоение отчества на их территории не обязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальной традиции.
  • Фамилия ребенка определяется общей фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенка решается по соглашению между ними, если иное не предусмотрено законодательством субъектов Российской Федерации. В данном случае субъекты Российской Федерации также вправе установить иные правила выбора фамилии ребенку в соответствии со своими национальными традициями. Принимаемые ими нормы не должны нарушать принципа равноправия супругов в браке.
  • Когда родители ребенка не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, спор между ними разрешается органами опеки и попечительства. Эти органы сами могут оказаться в затруднительном положении. Лишь в некоторых случаях предпочтения одного из родителей имеют какое-либо объективное основание. Если же каждый из них хочет дать ребенку имя своего отца, органу опеки и попечительства, по-видимому, не останется ничего другого, как кинуть жребий.
  • Отцовство в отношении ребенка может быть не установлено, имя в этом случае дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия - по фамилии матери.
  • §6. Изменение имени и фамилии ребенка
  • Если у родителей возникает намерение изменить ребенку имя, то разрешение на это могут дать органы опеки и попечительства. То же самое может произойти с фамилией несовершеннолетнего, если она у матери и отца разная. Стремление к перемене, изменению имени и (или) фамилии детей может объясняться неблагозвучностью, трудностью произношения, неудачными сочетаниями имени, отчества и фамилии, желанием, чтобы сын или дочь носили фамилию, имя, соответствующие избранной заявителем национальности. Сделать это можно только по просьбе обоих родителей, если они проживают совместно Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (А.М.Эрделевский) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", - М., 2001. - С. 263..
  • Это правило относится только к детям в возрасте до 14 лет. По достижении указанного возраста подросток, которому предстоит получить паспорт, вправе сам просить об изменении своего имени и (или) фамилии на общих основаниях. При перемене имени и (или) фамилии ребенка вносятся соответствующие изменения в актовую запись о его рождении, выдается новое свидетельство о рождении, соответствующая отметка производится в паспорте, и он подлежит замене. Что касается изменения отчества, то оно допускается только при перемене имени отца.
  • Не является основанием для изменения его имени, (или) фамилии передача ребенка на опеку (попечительство), в приемную семью. Такие перемены возможны только после усыновления. Не подлежат изменению имя, отчество и фамилия ребенка и после лишения его родителей родительских прав или их ограничения.
  • Раздельное проживание родителей дает право тому из них, с которым ребенок проживает постоянно, просить о присвоении ему своей фамилии. Под своей фамилией понимается та, которую носит заявитель. При этом не имеет значения, в каком по счету браке состоит этот родитель.
  • Не требуется согласия другого родителя на изменение фамилии ребенка. Нo учесть мнение этого родителя, если он дееспособен, не лишен родительских прав или не ограничен в них, необходимо. Подобного рода необходимость отпадает и при невозможности установления места его нахождения, а также когда он без уважительных причин не занимается воспитанием несовершеннолетнего, не содержит его. Мнение родителя, которому безразличен его ребенок, по отношению к которому он своего родительского долга не выполняет, никакого значения не имеет, а потому нет надобности его выявлять.
  • Женщине-матери, не состоящей в браке с отцом своего ребенка, органы опеки и попечительства не вправе отказать в перемене фамилии несовершеннолетнего на ту, которую она носит. Отсюда следует, что ребенок может без усыновления приобрести фамилию отчима, если после вступления в брак мать стала носить его фамилию. Когда же установление отцовства состоялось, после чего несовершеннолетний приобрел фамилию отца, ее изменение возможно в соответствии с требованиями статьи Участие законных представителей в реализации семейных прав ребенка / Ю. Беспалов, "Российская юстиция", - N 6, июнь 2003. - С. 91..
  • Ребенок достигает определенной степени зрелости к 10 годам, и его согласие или несогласие имеет правовое значение. Никаких исключений на этот счет не делается. Причем это правило касается всех случаев, когда возникает проблема изменения имени и (или) фамилии несовершеннолетнего старше 10 лет.
  • Заключение
  • В заключении хотелось бы особо отметить, что определение понятия ребенка очень важно в семейном законодательстве РФ, его семейные права развиты в данной главе СК. Понятие ребенка дается в ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка и в ст. 54 СК. По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет, т.е. возраста гражданского совершеннолетия. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияют, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.
  • В конституционном праве различие между правами при всей допускаемой условности сводится к следующим моментам. Допускается, что определение субъективного права как меры возможного поведения лица может быть распространено и на понятие свободы. "Все же в большинстве случаев, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность... Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, т.е. практически к любому возможному нарушителю свободы".
  • Нарушенное связанные с правами детей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый (или законные представители) вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба.
  • Список используемой литературы
  • 1. Конституция Российской Федерации 1993. - М., НОРМА. 2004. - 47 с.
  • 2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
  • 3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2003 г.)
  • 4. Закон Воронежской области от 26 июля 1999 г. N 101-II-ОЗ "О защите прав ребенка на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 1 июля 1999 г.)
  • 5. Закон Воронежской области от 26 июля 1999 г. N 101-II-ОЗ "О защите прав ребенка на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 1 июля 1999 г.)
  • 6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г.)
  • 7. ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства …» принят 25 июня 1993г. №5242-1.
  • 8. Баглай М. В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации, -- М., 2002. - 729 с.
  • 9. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2003. - 852 с.
  • 10. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989
  • 11. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. -- М.: Артания, 1999. - 683 с.
  • 12. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - М.: Юрист, 1998. - 428 с.
  • 13. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Издательство БЕК, 2002, 553 с.
  • 14. Конституция Российской Федерации (Комментарий) /Под ред. Акад. Б. Н. Топорнина -- М.: Юрист, 1997. - 759 с.
  • 15. Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (А.М.Эрделевский) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", - М., 2001. - 846 с.
  • 16. Теория права и государства. Под ред. Проф. Г.Н. Манова. - М.: Издательство Бек, 1996. - 430 с.
  • 17. Участие законных представителей в реализации семейных прав ребенка / Ю. Беспалов, "Российская юстиция", - N 6, июнь 2003. - 230 с.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»