рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Место и роль исправительных учреждений общего режима

рефераты

Место и роль исправительных учреждений общего режима

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1 Место и роль исправительной колонии общего режима в системе исправительных учреждений
    • 1.1 Отражение принципов уголовно-исполнительного законодательства в деятельности колоний общего режима
    • 1.2 Порядок и условия отбывания наказания в колониях общего режима
    • 1.3 Задачи исправительных колоний общего режима.
  • Глава 2 Правовое регулирование основных средств исправления осужденных в колониях общего режима и проблема их обеспечения
    • 2.1 Режим в исправительной колонии и средства его обеспечения
    • 2.2 Правовое регулирование привлечения осужденных к общественно полезному труду
    • 2.3 Нарушение режима. Меры безопасности и порядок применения силы
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложения
Введение

Актуальность темы: происходящие в обществе социально-политические, экономические преобразования, а также меняющийся характер преступности объективно влияют на состояние и развитие уголовно-исполнительной системы России, а следовательно, и на преобразования, происходящие в исправительных колониях общего режима как государственных учреждениях, осуществляющих функцию исполнения уголовного наказания.

Лишение свободы по частоте назначения судами, как показывает практика, преобладает среди других мер уголовной ответственности, а исправительные колонии общего режима, в которых содержатся впервые осужденные, занимают ведущее место среди исправительных учреждений как по их количеству, так и по числу лиц, в них содержащихся. Учитывая, что по прогнозу преступность будет продолжать расти и особенно преступления из категории тяжких, то эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

В настоящее время наблюдается процесс роста лиц впервые судимых к лишению свободы. Если в 2001 году в исправительной колонии общего режима количество осужденных составляли 49,22%, в 2006 году 52,7 %, то на 1 января 2010 года их доля возросла до 53,17%, но судя по статистике в период с 2002 по 2005 года их численность заметно уменьшалась, после чего произошел резонанс с последующим ростом (смотри Приложение 1.). Однако уменьшилось количество осужденных за кражу (смотри Приложение 1.). Увеличивается численность осужденных с длительными сроками наказания (смотри Приложение 2.).

В колонии общего режима происходят изменения в составе содержащихся категорий осужденных, проводимые на основании Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации», принятого 9 марта 2001 года Федеральный закон РФ от 9 марта 2001 года N 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты». Согласно данному законодательному акту лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы, направляются для отбывания срока наказания в колонию - поселения (если судом не определено иное), а мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, не отбывавшие лишение свободы, а также осужденные женщины теперь направляются в ИК общего режима. Следовательно, в ИК общего режима происходят не только количественные, но и качественные изменения содержащихся в них осужденных.

В Уголовном кодексе Российской Федерации законодатель отказался от таких понятий, как «рецидивист», «особо опасный рецидивист», делая тем самым акцент не на личность преступника, а на совершенное им деяние. В части 4 статьи 18 УК РФ 1996 года подчеркивается, что судимости, снятые или погашенные в порядке, предусмотренном ст. 86 УК РФ, не учитываются при признании рецидива преступлений. Согласно данному положению значительно увеличивается число лиц, направляемых судом в колонии общего режима, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, судимости у которых сняты или погашены в установленном законном порядке. В этой связи становится актуальным исследование данной категории лиц как особого объекта ИК общего режима с точки зрения системы применения к ним мер карательно-воспитательного воздействия и степени их изоляции от других осужденных исправительной колонии.

Остаются актуальными вопросы ресоциализации осужденных, их социальная адаптация после освобождения из мест лишения свободы. Однако ни органы власти, ни подразделения УИС, ни другие правоохранительные органы государства не принимают достаточно эффективных мер по нормализации этой деятельности.

Введенный с 1 июля 1997 года в действие Уголовно-исполнительный кодекс РФ имеет существенные пробелы в правовом регулировании исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, впервые совершивших преступления, и нуждается в доработке отдельных его положений. Эти и другие вышеперечисленные проблемы послужили причиной проведения углубленного исследования правового регулирования исполнения наказания в ИК общего режима в интересах науки и практики в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России.

Целью данной дипломной работы является определение основных направлений деятельности колоний общего режима, выяснение основных проблем регулирования режима в ИК общего режима на современном этапе законодательства.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить основные принципы уголовно-исполнительного законодательства в деятельности колоний общего режима;

2. Определить порядок и условия отбывания наказания в колониях общего режима;

3. Выявить задачи исправительных колоний общего режима;

4. В соответствии с современным законодательством определить режим в исправительной колонии и средства его обеспечения;

5. Изучить правовое регулирование привлечения осужденных к общественно полезному труду;

6. Выявить проблемы соблюдения режима, пути их решения.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе исполнения наказания и применения исправительного воздействия на осужденных, содержащихся в исправительных колониях общего режима.

Предметом исследования являются нормы уголовного и уголовно-исполнительного права, регулирующие порядок и условия исполнения и отбывания наказания в колониях общего режима.

Методология и методы исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический метод познания, общетеоретические положения философии и социологии.

Теоретическую основу исследования составили теоретические работы по уголовному и уголовно-исполнительному праву, криминологии, пенитенциарной психологии и педагогике.

В процессе исследования использовались следующие методы: исторический (при изучении вопроса о месте исправительной колонии общего режима в системе исправительных учреждений); сравнительно-правовой (при анализе новых и ранее действующих уголовно-правовых норм, а также норм уголовно-исполнительного законодательства); статистический, включающий анализ статистических данных за период с 1989 по 2010 год; конкретно-социологический, основанный на выборочном изучении с помощью анкетирования осужденных» отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима. При проведении конкретно-социологических исследований, кроме анкетирования автором использовались методы интервьюирования и социально-правового анализа документов.

В качестве нормативной базы использовались Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты и обязательства, принятые на себя Россией, действующее уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, трудовое, гражданское законодательство Российской Федерации, подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок и условия исполнения наказаний в исправительных колониях общего режима, и другие законодательные акты по рассматриваемой проблеме. Достоверность и обоснованность выводов, полученных в результате данной работы, определяется: Данными статистических отчетов Главного Информационного Центра МВД Российской Федерации, ГУИН МВД и ГУИН МЮ РФ; данными отчетов Министерства юстиции Российской Федерации о численности привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания.

Данный вопрос неоднократно обсуждался такими учеными как Ю.М. Антонян, В.П. Герцензон, В.И. Гуськов, М.Г. Детков, Б.В. Здравомы-слов, А.И. Зубков, В.И. Игнатенко, МП. Мелентьев, А.С. Михлин, А.Е. Ната-шев, А.Л. Ременсон, Н.А. Стручков, В.И. Селиверстов, Г.А. Туманов, В.А. Уткин, В.А. Фефелов, В.Е. Южанин, М.Д. Шаргородский, А.В. Шамис, И.В. Шма-ров и других, в том числе на материалы диссертационных исследований А.В. Бриллиантов, Б,Б. Казак, В.В. Коваленко, А. А Рябинина, Н.А. Тюгаевой, И.В. Упорова, В. Н. Чорного, А.В. Шамиса.

Данная работа предлагает научное и практическое обоснование необходимости установления исчерпывающего перечня запрещенных предметов, изымаемых у осужденных, хранение которых определяется законодателем как злостное нарушение порядка отбывания наказания (ст.116 УИК РФ). В работе обосновывается возможность исключения из УИК РФ нормы предусмотренной (ч.1 ст. 103), разрешающей осужденным заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, как противоречащей целям и принципам уголовно-исполнительного законодательства. Рекомендуется уточнить такой вид злостного нарушения режима содержания, как « отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин» (чЛ ст. 116 УИК РФ), и предлагается новая редакция. С учетом последних изменений в законодательстве и материалов исследования обосновывается необходимость раздельного содержания осужденных, прибывших в ИК общего режима для отбытия наказания по достижении 18 лет из воспитательных колоний, и лиц с реабилитационным рецидивом, а также применение к этой категории лиц особой методики карательно-воспитательного воздействия.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что на основе выводов и рекомендаций по результатам изучения правоприменительной деятельности исправительных учреждений вносится определенный вклад в развитие теории уголовно-исполнительного права. Эмпирический материал может быть использован при совершенствовании действующего уголовно-исполнительного законодательства.

Структура и содержание работы определены целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1 Место и роль исправительной колонии общего режима в системе исправительных учреждений

1.1 Отражение принципов уголовно-исполнительного законодательства
в деятельности колоний общего режима

В общей теории права принципы уголовно-исполнительного права определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы.

Принципы права принято делить на общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

В ст. 8 УИК РФ закреплена система принципов уголовно-исполнительного законодательства и права.

Принцип законности - конституционный принцип, он закреплен в ряде статей Конституции, а также в ряде международных документов. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10 - 15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19 - 23 УИК РФ, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК РФ, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Он отражен и в ряде статей УИК, в частности, в ст. 10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В ч. 2 ст. 12 УИК РФ указывается, что они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК РФ), свидания (ст. 91 УИК РФ), телефонные переговоры (ст. 92 УИК РФ) и др.

Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью.

Принцип равенства осужденных перед законом. В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения и т.д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания является производным от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.96 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954 (ст. 6 УК РФ). Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных, в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания, применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужденных, принятая в УИК РФ, и распределение их по видам исправительных учреждений. Данный принцип нашел свое отражение в ст. 74, 78 УИК и др.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных, основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания. При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК РФ).

Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах УИК РФ. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 57, 71, 113, 134, 153, 167 УИК РФ). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности, перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК РФ).

Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. При исполнении наказания к осужденным, помимо ограничительных, карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК РФ. Степень их применения различна, наиболее полно они регламентированы при исполнении лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы, ареста, исправительных работ. К осужденным должны также применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера. Правовым основанием применения этих мер является приговор суда.

Соединение исполнения наказания с мерами исправительного воздействия образует карательно-воспитательный процесс.

Отсюда следует сказать, что соблюдение всех принципов уголовно-исполнительного законодательства способствует успеху всей работы по исправлению осужденных как в колониях общего режима, так и в других исправительных учреждениях.

1.2 Порядок и условия отбывания наказания в колониях общего режима

Исправительные учреждения - это специально создаваемые государством органы, предназначенные для исполнения наказания в виде лишения свободы. Они входят в уголовно-исполнительную систему, являясь ее наиболее важным элементом.

В соответствии со ст. 74 УИК РФ функционируют следующие виды исправительных учреждений: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения. Специально подчеркивается, что следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Исправительные колонии предназначены для отбывания лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетия. Условия содержания и особенности режима исполнения наказания в каждом из видов исправительных колоний различны. Наименьшим уровнем правоограничений характеризуются колонии общего режима.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, преимущественно впервые осужденные за умышленные преступления различной степени тяжести, а также осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше 5 лет. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание и женщины, кроме осужденных при особо опасном рецидиве.

Кроме того, в колониях общего режима могут отбывать наказание осужденные, переведенные в это учреждение по решению (определению) суда. К ним относятся: лица, переведенные из воспитательных колоний после достижения ими определенного возраста (ч. 9 ст. 74 УИК РФ); осужденные, возвращенные из колоний-поселений, если они ранее были переведены в эти колонии из колоний общего режима (ч. 4 ст. 78 УИК РФ) и др.

В колониях общего режима отбывает наказание основная масса осужденных, которая весьма разнородна по своей характеристике. Поэтому законодатель не случайно ввел различные виды условий отбывания в пределах одного учреждения: обычные, облегченные и строгие. Подобное разграничение условий отбывания наказания в пределах одной колонии является элементом прогрессивной системы отбывания наказания, суть которой состоит в том, что изменение условий содержания осужденных во время отбывания наказания в лучшую или худшую сторону зависит от их поведения, отношения к труду, обучению и т.д.

Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях жилой зоны колонии, которая разделена на три локальных отгороженных друг от друга участка в соответствии с видом условия. Им разрешается из средств, имеющихся на лицевых счетах, ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости сумму в размере 50% минимального размера оплаты труда; иметь 4 краткосрочных и 4 длительных свидания в течение года; получать за тот же период 6 посылок (передач) и 6 бандеролей.

Осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные условия при наличии следующих показателей:

- отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка;

- добросовестное отношение к труду;

- отбытие на обычных условиях не менее 6 месяцев срока наказания, причем общий срок наказания не имеет значения.

Перевод осуществляется по решению комиссии ИУ, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления.

Правовое положение осужденных в облегченных условиях существенно изменяется в лучшую сторону. В 2 раза увеличивается сумма денег, разрешенная к расходованию, и количество разрешаемых к получению посылок, передач и бандеролей. Им позволяется иметь до 6 краткосрочных и 6 длительных свиданий.

Для более успешной адаптации к условиям свободы лиц, содержащихся в облегченных условиях, законодатель ввел новую норму. Согласно ч. 3 ст. 121 УИК РФ за 6 месяцев до выхода на свободу осужденный может быть освобожден из-под стражи до конца отбытия срока наказания. Такие осужденные проживают за пределами исправительной колонии. Например, они могут проживать совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения, если общежитие расконвоированных находится за пределами охраняемой зоны. У администрации ИУ сохраняется право надзора за ними по месту жительства и работы.

Осужденные, которые признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены на более строгие условия отбывания наказания. Порядок перевода установлен ч. 3 ст. 87 УИК РФ. Злостным нарушителем установленного порядка, согласно ст. 116 УИК признается осужденный по постановлению начальника ИУ, если он совершил, например, такие нарушения, как употребление наркотиков, мелкое хулиганство, организация забастовок или иные групповые неповиновения и др.

Из облегченных условий злостные нарушители могут быть переведены в обычные или строгие условия отбывания. Из обычных условий эта категория осужденных переводится в строгие условия. В каждом конкретном случае вопрос о переводе решается комиссией исправительной колонии индивидуально.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, изолируются от основной массы осужденных. Они проживают в запираемых помещениях, а их правовое положение изменяется в худшую сторону по сравнению с лицами, содержащимися на обычных и тем более облегченных условиях. Они могут расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости лишь те средства, которые они сами заработали в ИУ. Им предоставлено право только на 2 краткосрочных и 2 длительных свидания в год; они могут получить лишь 3 посылки или передачи и 3 бандероли в год. В связи с тем, что осужденные проживают в запираемых помещениях, им ежедневно предоставляется прогулка продолжительностью 1,5 часа.

Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через 6 месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Осужденные, переведенные из другой исправительной колонии общего режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые были им определены до перевода.

Привлечение осужденных, содержащихся в колониях общего режима, к труду производится на общих основаниях, установленных уголовно-исполнительным законодательством.

То обстоятельство, что большая часть отбывающих наказание в колониях общего режима имеет законченное общее среднее или среднее специальное образование, применение такого воспитательного средства, как общеобразовательное обучение, весьма ограничено. В этой связи особо важное значение приобретает правильная организация различных направлений воспитательной работы с данной категорией осужденных.

Таким образом можно сказать, что основной движущей силой порядка исполнения наказаний в колониях общего режима являются УИК РФ и международные правовые акты.

1.3 Задачи исправительных колоний общего режима

Уголовные наказания, применяемые в РФ разноплановы. Одни из них связаны с мерами исправительного воздействия, другие - нет. Часть наказаний имеет протяженный во времени процесс исполнения, остальные ограничиваются разовыми действиями. Есть наказания, выражающиеся в лишении свободы осужденного, большинство же не имеют такого сурового карательного содержания. При всем разнообразии уголовных наказаний можно выделить общие задачи учреждений и органов, исполняющих наказания.

В УК РФ в качестве целей наказания определяется исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности.

Выделяют четыре задачи, выполняемые учреждениями и органами, исполняющими наказания: исполнение приговора суда, обеспечение процесса исправления осужденных, предупреждение совершения новых преступлений.

Учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы (исправительные учреждения), образуют в своей совокупности уголовно-исполнительную систему, деятельность которой регулируется ИК, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими нормативными актами.

В полной мере на исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания. Данные цели наказания реализуются с помощью основных средств исправления осужденных, указанных в УПК РФ.

Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждений основная.

Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в установленном порядке учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними, поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных. С целью обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях принимаются меры по поддержанию дисциплины осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения.

Задачи ИУ:

· обеспечение режима в исправительных учреждениях,

· организация труда осужденных к лишению свободы,

· проведение воспитательной работы с осужденными к лишению свободы,

· общеобразовательное обучение и профессионально-техническая подготовка осужденных,

· обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных,

· социальная защита персонала мест лишения свободы, обеспечение его безопасности.

· проведение оперативно-розыскной деятельности и оказание содействия другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

На построение системы ИУ оказывают влияние различные социально-экономические, политические и духовные факторы.

В их числе показатели демографической, уголовно-правовой и исполнительной характеристик осужденных. В соответствии с нормами международных актов, действующего уголовно-исполнительного законодательства в ИУ реализуется принцип раздельного содержания осужденных в зависимости от пола, возраста, гражданства, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, прежней преступной деятельности и срока назначенного наказания. Признается необходимым изолирование от других осужденных (злостных нарушителей режима ИУ, рецидивистов и т.д.). В результате с одной стороны создаются ИУ разных видов, с другой - в ИУ одного вида, раздельно отбывают наказания различные категории осужденных. Все это позволяет дифференцировать карательно-воспитательный процесс в местах лишения свободы, подходить к исполнению наказания и перевоспитания преступника с учетом тяжести и характера совершенного преступления, степени общественной опасности личности преступника, динамики ее изменения во время отбывания наказания. Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда назначается в исправительных колониях или в тюрьме, колониях-поселениях.

Совершеннолетние осужденные отбывают наказание в колониях общего, строгого и особого режимов, а осужденные женщины - общего и строгого режима. В зависимости от уголовно-правовой и исправительной характеристики различаются и колонии-поселения. Всего законодатель предусматривает три виды: несовершеннолетние осужденные отбывают наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режима (для юношей) или только общего режима (для девушек).

Столь родственная система ИК. Включающая в себя учреждения полуоткрытого (колонии-поселения) и закрытого типа 9все остальные), не случайно, ИК является основным видом ИУ. Она имеет ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими лишение свободы.

Во-первых, для ИК характерно применение мер исправительного воздействия в полном объеме, в отличие от тюрьмы, где привлечение осужденных к труду, обучению сдерживается необходимостью обеспечения более строгой изоляции осужденных.

Вследствие этого, для ИК характерно наличие разветвлений производственной базы, где трудятся осужденные к лишению свободы, системы общеобразовательных школ, курсов переподготовки и т.п.

Во-вторых, в организационном плане ИК построена по отрядному типу: осужденные объединены в отряды, которые размещаются в обычных жилых помещениях, воспитательная работа с осужденными ориентирована в основном на применение коллективных методов воздействия на личность. В тюрьмах, а также в отношении части осужденных, отбывающих наказание в ИК особого режима, обеспечивается покамерное содержание осужденных, что определяет специфику построения этих ИУ, формы и методы воспитательной работы с осужденными.

Указанные признаки характерны и для ВК, с учетом особенностей, определяемых социально-демографической характеристикой личности несовершеннолетних осужденных.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы особо опасные рецидивисты, лица, по достижению 18-летнего возраста совершившие особо опасные государственные преступления, а также совершившие иные тяжкие преступления, осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет. Кроме того, в тюрьмах содержатся лица, которым по решению суда, лишение свободы в ИК заменено тюремным заключением сроком не свыше 3-х лет и осужденные, оставленные в тюрьме для хозяйственного обслуживания. В тюрьмах отбывают наказание осужденные мужского и женского пола.

В зависимости от такого признака социально-демографической характеристики осужденных как состояние их здоровья, в системе ИУ создаются специализированные ИУ, например, лечебно-профилактические учреждения (колонии-больницы), а для лечения и содержания осужденных, имеющих инфекционные заболевания, ИУ на правах лечебных.

Режим отбывания наказания в указанных учреждениях, привлечение осужденных к труду имеют свои особенности, вызванные необходимостью проведения лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работы с осужденными. Существование ЛПУ и ИУ на правах лечебных служит примером проявления заботы государства о здоровье осужденных и о реальном действии принципа гуманизма в исправительно-трудовом законодательстве.

В итоге можно сказать, что правовая и теоретическая система исполнения наказаний в исправительных колониях общего режима имеет довольно таки обширную базу, а задачи определяют основную деятельность и направленность. Так же бы хотелось отметить для полного соответствия исполнения наказаний, необходимо опираться на сам режим исполнения. Тем самым можно сказать исполнение того или иного наказания будет зависеть от самого режима, который будет установлен в соответствующей колонии.

Глава 2 Правовое регулирование основных средств
исправления осужденных в колониях общего режима и проблема их обеспечения

2.1 Режим в исправительной колонии и средства его обеспечения

В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение режима в исправительных учреждениях (англ. regime in corrections, penitentiary regime) как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ).

Термин «режим» часто встречается в нормах действующего уголовно-исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле:

1. Как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений;

2. Как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными.

Так как речь идет о режиме осужденного, то этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правоограничений.

Как известно, комплекс правоограничений предусматривается законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для отбывания наказания в виде лишения свободы.

Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.

Режим в широком смысле слова следует понимать как управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме карательно-воспитательный процесс.

Согласно ст. 82 УИК РФ основными требованиями режима в местах лишения свободы являются:

обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных поступков;

точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей;

реализация их прав и законных интересов;

обеспечение личной безопасности осужденных и персонала;

раздельное содержание разных категорий осужденных;

различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного.

Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений Уголовно-исполнительное право: Учебник // Под ред. проф. И.В. Шмарова - М.: Издат. БЕК, 1998.- С. 305..

Режим отбывания наказания составляет одно из основных средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает такой порядок и предусматривает средства его обеспечения.

В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в обществе правопорядка и каждый преступник в процессе исправительного воздействия должен научиться не нарушать его. Режим принуждает к соблюдению установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается конечная цель дисциплинирующего режима - воспитание сознательной дисциплины поведения человека в обществе.

Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-исполнительного права.

Профессор Шмаров И.В. отмечает, что содержание режима лишения свободы определяется его основными признаками и функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания Там же. С. 310.

Соответственно, режим является структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой. Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-задачи. В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в местах лишения свободы важно уметь различать основные - те, ради которых он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих положениях закона.

К основным функциям режима следует отнести: карательную; обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия; воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного предупреждения; общего предупреждения.

Карательная функция закреплена в ст.1 УИК РФ, где указывается, что уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что наказание - это кара, выраженная в правоограничениях и запретах, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-правовой кары. Данный вывод опирается также на существующий в теории уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры исправительного воздействия в содержание наказания не включается, а поэтому не могут осуществлять карательную функцию.

Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных. Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией, и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения. Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и стимулировнием их стремления к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы лицам, вставшим на путь исправления.

Функция обеспечения эффективного применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия (ст. 7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает условия для их эффективного применения.

Кроме того, правоограничения в ряде благ, содержащихся в режиме, побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере исправительного воздействия.

Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.

Воспитательная функция.

В процессе исполнения уголовного наказания, реализации уголовно-правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что является главной задачей исправительных учреждений. В ст. 9 УИК РФ прямо указывается, что режим - одно из основных средств исправления осужденных. Именно в этом состоит его гуманная сущность. Воспитательная функция режима проявляется в том, что он: во-первых, способен послужить толчком к нравственному совершенствованию личности в результате причинения осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы; во-вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в исправительном учреждении, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению предписанных правил поведения; в-третьих, содействует в совокупности с другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных правосознания; в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности, которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных благ, т. е. свободы; в-пятых, способствует воспитанию у осужденных стойкого противодействия совершению преступлений в будущем; это должно основываться не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.

Функция регулирования уголовно-правовой кары.

В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары, выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст. 58 Уголовного Кодексе РФ говорится не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания назначается в исправительных учреждениях с различным видом режима либо может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме, т.е. сам законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания.

Вместе с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды лишения свободы - режим лишения свободы. Существенно отличаются условия отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими или ослабляющими кару.

Таким образом, если режим не рассматривать в качестве содержания наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную сущность. Режим лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием при определении вида лишения свободы. Функция регулирования уголовно-правовой кары реализуется путем создания различных условий содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-исполнительного законодательства.

Режим также выполняет функции частного и общего предупреждения преступлений. Уголовно-правовая кара, выраженная в режиме лишения свободы, согласно ст. 1 УИК РФ применяется для предупреждения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Карая осужденного, режим одновременно с этим выполняет функции воспитания, частной и общей превенции.

Частнопредупредительная функция режима состоит в том, что, во-первых, благодаря организационно-правовым воздействиям на осужденного в процессе отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения новых преступлений.

Эта функция реализуется путем изоляции осужденных и постоянного надзора за ними, точным и неуклонным выполнением ими своих обязанностей, цензурой корреспонденции, досмотром посылок, передач, бандеролей, установлением покамерного содержания наиболее опасных преступников, применением мер взыскания и безопасности, проведением оперативно-розыскных и других мероприятий, направленных на профилактику преступлений со стороны осужденных, и т.д.

Общепредупредительная функция режима состоит в том, что степень тяжести условий содержания осужденных в исправительном учреждении предопределяет интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При этом важное значение имеют как срок лишения свободы, так и характер и содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий отбывания наказания в ИУ.

Непосредственное общепревентивное воздействие режима лишения свободы осуществляется на лиц, уже отбывших данный вид наказания и находится в прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения уголовного наказания.

В этом смысле важное общепредупредительное значение имеет реализация таких требований режима как обязательная изоляция осужденных, точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей. Наряду с ними средством решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и правоограничения осужденных, т.е. прослеживается тесная связь общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их взаимодействие.

Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую опору для реализации всего комплекса мер воспитательного воздействия на осужденных. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки.

Функция социального контроля направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории исправительного учреждения. Применительно к осужденным основные формы социального контроля заключаются в надзоре за осужденными и установления специальных мер в период отбывания наказания.

Применительно к иным гражданам, находящимся в исправительном учреждении и его объектах, социально-контрольная функция режима направлена на обеспечение соблюдения ими внутреннего распорядка исправительного учреждения, правил взаимоотношений с осужденными. Администрации исправительного учреждения предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением ими режимных требований, применять по отношению к нарушителям предусмотренные законом меры воздействия.

Таким образом, все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей: воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими правил поведения, исключение возможности совершения правонарушений и в конечном счете - на их исправление.

Функции режима отбывания наказания в исправительном учреждении реализуется комплексно, они дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.

Таким образом можно сказать, что режим составляет основу деятельности колоний общего режима. Он содержит в себе законодательную основу, а так же практическую, так как на практике лишний раз подтверждается, что соблюдение режима способствует нормальной деятельности колоний.

2.2 Правовое регулирование привлечения осужденных к общественно полезному труду

Проблема трудовой деятельности осужденных к лишению свободы постоянно находилась в центре внимания нашего государства и продолжает превалировать над другими средствами исправления осужденных.

За счет привлечения к труду осужденных решались сугубо экономические задачи, связанные со строительством крупных промышленных центров, коммуникаций, освоением производства различной продукции.

В зависимости от экономических целей органы, исполняющие наказание, устанавливают взаимоотношения с промышленными предприятиями и обеспечивают уровень трудовой занятости осужденных.

Сложившаяся в настоящее время практика привлечения осужденных к труду и организация производственно-хозяйственной деятельности предприятий исправительных учреждений слабо ориентированы на формирование у них положительной установки на труд, а система материального стимулирования недостаточно связывает меру труда и меру потребления. Участвующие в трудовой деятельности осужденные не чувствуют существенной социальной защиты, однако, работа в исправительных учреждениях засчитывается в трудовой стаж, так же они обеспечиваются в порядке государственного страхования пособиями по временной нетрудоспособности, пенсиями по старости, инвалидности.

Привлечение осужденных к труду и организация производственно-хозяйственной деятельности в настоящее время представляется весьма трудной задачей. Часть осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не занята общественно-полезным трудом по болезни, другие находят в ПКТ или штрафных изоляторах за нарушения режима содержания, имеются отказы от работы. Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, все осужденные обязаны трудиться в соответствии с их умственными и физическими способностями. Организация и методы работы в заведениях должны максимально приближаться к тем, которые имеются на свободе.

Труд осужденных к лишению свободы регулируется нормами трудового и уголовно-исполнительного права. Нормами трудового права регулируются все основные положения охраны труда осужденных, техники безопасности и производственной санитарии. МВД РФ издает соответствующие нормативные акты, обеспечивающие применение указанных норм в производственной деятельности исправительных учреждений.

К мероприятиям по технике безопасности относится организация обучения осужденных умению обращаться с механизмами , машинами и другими источниками повышенной опасности, чтобы предотвратить возможность наступления несчастного случая. К работе с машинами, станками и другими агрегатами осужденные допускаются только после того, как ознакомятся с их устройством, изучат способы обращения с ними и пройдут специальный инструктаж по технике безопасности. На работах с вредными условиями труда они в соответствии с требованиями трудового законодательства обеспечиваются индивидуальными средствами защиты, которые выдаются бесплатно.

Женщины, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, не привлекаются к тяжелым и вредным работам. В соответствии с общими правилами охраны материнства, основные положения об охране труда беременных женщин и кормящих матерей в полном объеме распространяются и на осужденных женщин.

На лиц, содержащихся в воспитательных колониях, также распространяются основные положения об охране труда несовершеннолетних.

Ответственность за охрану труда и технику безопасности на предприятиях исправительных учреждений несут начальники колоний и директор предприятия.

Контроль за соблюдением законодательства об охране труда осужденных и технике безопасности возложен соответственно на инженера по технике безопасности, а на предприятиях других ведомств -на начальника планово-производственной службы. Все несчастные случаи, произошедшие с осужденными во время работы и повлекшие потерю трудоспособности не менее чем на один рабочий день, подлежат учету и регистрации в соответствующих журналах. Акты о несчастных случаях и журналы их регистрации являются основанием для решения вопроса о назначении этим лицам пенсии по освобождении в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Нормы уголовно-исполнительного права.

А) Условия труда лиц, лишенных свободы.

Нормы уголовно-исполнительного права, регулируя труд осужденных, предусматривают рабочее время и время отдыха, оплату труда, ответственность за материальный ущерб, причиненный осужденным и ряд других вопросов организации их труда.

Для лиц отбывающих наказание в исправительных учреждениях и тюрьмах нормы уголовно-исполнительного права устанавливают восьмичасовой рабочий день, в отличие от трудового законодательства, определяющего нормальную продолжительность рабочего времени в неделю-41 час. Время начала и окончания работы устанавливается Правилами внутреннего распорядка в ИУ.

Осужденным предоставляется еженедельно один день отдыха, как правило, в воскресенье, который является общим выходным днем. Осужденные освобождаются от работы в праздничные дни, перечень которых установлен в ст. 65 КЗОТ РФ.

На некоторых видах работ, где по условиям производства не может быть соблюдена установленная для осужденных ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени в соответствии с законодательством о труде, допускается суммированный учет рабочего времени с тем, чтобы средняя продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала восьми часов в день.

Продолжительность рабочего времени для осужденных в течение дня, отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также предоставление им еженедельных дней отдыха устанавливается на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде. Лица в возрасте от 16 до 18 лет работают не более 36 часов в неделю, в возрасте от 15 до 16 лет- не более 24 часов в неделю.

Осужденные в возрасте от 14 до 15 лет -- не более 24 часов в неделю. Эти осужденные не привлекаются к производственному труду, они могут быть заняты в учебно-производственных мастерских во время учебного времени. В соответствии с требованиями охраны труда, которые распространяются на осужденных, у них устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени для лиц, занятых на производстве с вредными условиями труда. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю, утверждается в порядке, установленном правительством.

Осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней с выездом или без за пределы исправительных учреждений. Время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж. Учет проработанного времени возлагается на администрацию ИУ и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения трудовых заданий или ином проявлении им недобросовестного отношения к труду соответствующий период времени исключается по представлению администрации ИУ из общего трудового стажа осужденного решением суда.

Б) Оплата труда лиц, лишенных свободы.

Труд лиц, лишенных свободы, оплачивается в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, действующим в народном хозяйстве. При наличии заработка осужденным устанавливаются все виды дополнительной оплаты, предусмотренной для рабочих и служащих отраслей народного хозяйства, за исключением дополнительной оплаты за выслугу лет и отдаленность. На осужденных в полном объеме распространяется премиальная система. Нормы и расценки оплаты труда, действующие в народном хозяйстве, распространяются на осужденных.

Существуют особенности оплаты труда осужденных. Они заключаются в зачислении на лицевой счет осужденного гарантированного минимума, который дифференцируется в зависимости от категории осужденных в исправительных колониях и тюрьмах. На лицевой счет осужденного должны начисляться не менее 20 % независимо от всех удержаний, осужденным мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет, беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей в домах ребенка ИУ, несовершеннолетним не менее 45%, осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях всех видов, а также осужденным женщинам, которым разрешено вне колонии -не менее 5(Ж) заработка.

За время простоя, произошедшее не по вине осужденного, заработок начисляется за фактически выполненную работу. Месячная заработная плата в этом случае не может быть менее двух третей тарифной ставки, установленного разряда (оклада).

Оплата осужденным в праздничные дни производится: сдельщикам -по двойным расценкам, а занятым на лесозаготовительных работах доплачивается за каждый час тарифная ставка повременщика, повременщикам- в размере двойной часовой или дневной ставки, при месячном окладе- в размере часовой или двойной ставки сверх оклада. (Ст. 89 КЗОТ РФ). Осужденным, прибывшим из следственных изоляторов или других ИУ, в первый месяц работы может быть начислен аванс в счет будущего заработка при условии добросовестного отношения к труду и отсутствия нарушений режима содержания. Однако, в это время им предоставляется бесплатное питание и лечение. Месячный заработок осужденных, выполняющих нормы выработки или установленные задания, не может быть ниже установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

В) Удержания из заработка лиц, лишенных свободы лица, отбывающие наказание в исправительных колониях и тюрьмах, из начисленного им заработка возмещают стоимость питания, одежды, белья, обуви, кроме стоимости спецодежды и спецпитания. Имеются особенности удержания по исполнительному документу алиментов на содержание несовершеннолетних детей. В этом случае они исчисляются со всей суммы, заработанной осужденным. Осужденным несовершеннолетним, инвалидам первой и второй группы, женщинам с беременностью свыше четырех месяцев, питание, одежда, белье и обувь предоставляется бесплатно.

Стоимость питания осужденных исчисляется по ценам за фактически предоставленное питание в данном учреждении за истекший месяц в расчете на одного осужденного.

Одежда, белье и обувь, выданные осужденному, могут быть оплачены в рассрочку или по его желанию сразу. Сумма удержаний, производимых в рассрочку, зависит от времени, в течении которого они осуществляются. После оплаты стоимости полученного имущества оно переходит в собственность осужденных. С осужденных, злостно уклоняющихся от работы, стоимость питания и одежды взыскивается из средств, находящихся на лицевых счетах.

Г) Привлечение лиц, лишенных свободы, к работам без оплаты труда. Осужденные могут привлекаться без оплаты труда к соответствующим видам работ. Они производятся для улучшения содержания и не преследуют цели извлечения из данного вида трудовой деятельности какой-либо прибыли. Такими видами работ являются: работы по благоустройству мест лишения свободы, улучшению культурно-бытовых условий, вспомогательные работы по обеспечению исправительного учреждения продовольствием. К этим работам осужденные привлекаются, как правило, в порядке очередности, в нерабочее время, и продолжительность их не должна превышать восьми часов в месяц. При исключительных обстоятельствах осужденные могут привлекаться без оплаты труда к работе по восстановлению охранных сооружений: в случае стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельствах. Вместе с тем осужденные могут привлекаться к работам без оплаты труда по восстановлению охранных учреждений в лесных ИУ.

Это связано со спецификой производственной деятельности этих учреждений - постоянной передислокацией лесосек и соответственно охранных сооружений.

Д) Пенсионное обеспечение лиц, утративших трудоспособность во время отбывания наказания.

При получении инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания во время отбывания наказания, освобожденные имеют право на получение пенсии по инвалидности. Если осужденный утратил трудоспособность во время отбывания наказания по вине администрации учреждения, он имеет право на возмещение вреда, не покрываемого пенсией. В этом случае его возмещение осуществляется в судебном порядке путем предъявления иска к администрации ИУ.

В случае смерти осужденного во время отбывания наказания вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, наступивших в связи с его трудовой деятельностью, нетрудоспособные члены семьи имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.

Правильно организованная работа по правовому регулированию и привлечению осужденных к труду позволяет обеспечить конкурентоспособность осужденных на рынке труда, изыскать правильные способы освоения трудовых навыков и умений, разработать меры предупреждения нарушений техники безопасности, выработать правильный режим труда и отдыха, нормальный уровень интенсивности труда.

Все это дает возможность изменить отношение осужденных к труду, поднять уровень его значимости как средства исправления и экономическую результативность.

Таким образом можно сказать, что основным двигательным элементом исполнения наказания является режим. А проблемы режима определяют проблему исполнения наказания.

2.3 Нарушение режима. Меры безопасности и порядок применения силы

Согласно ст. 86 УИК РФ, в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительного учреждения, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а равно для предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе, применяются физическая сила, специальные средства и оружие, т.е. меры безопасности.

Под оказанием осужденными сопротивления персоналу исправительного учреждения следует понимать их активные действия, создающие угрозу или непосредственно угрожающие жизни и здоровью персонала учреждения, а также негативно воздействующие на психику либо затрудняющие или делающие невозможным осуществление персоналом законной деятельности.

Злостное неповиновение осужденных законным требованиям персонала может проявляться в форме как пассивных, так и активных действий. Понятие «злостное» неповиновение в данном случае имеется в виду неоднократное невыполнение законных требований администрации. Это невыполнение может сопровождаться высказываниями оскорблений, нецензурной бранью в адрес персонала, иными хулиганскими действиями, а также совершением насильственных действий.

Применение мер безопасности и оружия также является важнейшим средством обеспечения режима. Во внешней форме меры безопасности выражаются в физическом воздействии на лиц, от которых исходит опасность. Своеобразным фоном мер безопасности является то, что применяются они в чрезвычайных или иных конфликтных ситуациях, вызванных, как правило, насильственными действиями осужденных в отношении персонала или граждан, других осужденных или самих себя.

Согласно ч. 2 ст. 35 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определены основания применения к осужденным огнестрельного оружия, а в ст. 31 данного Закона содержится перечень ситуаций, при возникновении которых такая мера воздействия допускается.

К их числу относятся случаи, вызывающие необходимость: защиты от нападения; отражение нападения, угрожающего жизни и здоровью персонала исправительного учреждения, осужденных и иных граждан, или совершаемого с целью завладения оружием; освобождения захваченных преступниками заложников, зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения, сооружения исправительного учреждения.

Огнестрельное оружие без предупреждения применяется в случаях:

отражения нападения преступника с использованием им оружия или транспортных средств;

побега осужденных из исправительного учреждения при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время передвижения;

попытка осужденного или иного лица приблизиться к сотруднику учреждения с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником исправительного учреждения расстояние, а так же попытки прикоснуться к огнестрельному оружию сотрудника.

Вместе с тем запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни, здоровью граждан, нанесением им иного значительного ущерба. Комментарий к Уголовно-Исполнительному кодексу РФ. Под редакцией А.И. Зубкова.  -- М.: Инфра-М-Норма, 2001. С.234

Итак, как было сказано раньше что режим имеет правовую основу и тем самым сам по себе определяет деятельность колоний. Но как видно соблюдение режима требует принятие определенных мер по его соблюдению, так как на практике, как мы видим, осужденные его соблюдают не в полной мере, что приводит к довольно таки плохим последствиям как для самих осужденных, так и для самой колонии. Поэтому необходимо создание какой либо более подходящей правовой нормы, чем той что существует, так как во многом она никакого особого эффекта не дает.

Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы.

Изучение действующего уголовно-исполнительного законодательства позволило выявить недостатки правового закрепления критериев оценки степени исправления осужденного, а именно:

- представляется неоправданным отсутствие учета отношения осужденных к учебе и участия в воспитательных мероприятиях при изменении условий содержания;

- полагаем нецелесообразным использование тождественных формулировок критериев (поведение осужденного, его отношение к труду и др.), относящихся к различным степеням исправления осужденного, в зависимости от его типа.

Так же можно составить определенную систему оценки степени исправления осужденных женщин, отбывающих наказание в ИК общего режима. Основные ее преимущества сводятся к следующему:

- предложенные направления оценки и критерии исправления соответствуют действующему уголовно-исполнительному законодательству;

- при формулировке критериев такого направления оценки как отношение к режиму отбывания наказания, предпринята попытка обойти неопределенные оценочные понятия, которые имеют неоднозначную трактовку, как в науке, так и в практической деятельности;

- такие критерии, как возмещение причиненного ущерба и раскаяние в совершенном деянии, применяются только в случае решения вопроса об условно-досрочном освобождении, что отвечает их позиционированию в УИК РФ;

- кроме законодательно установленных сроков, для условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким его видом предусмотрен срок положительного поведения осужденных, что объясняется важностью и значимостью данных правовых институтов, а также высоким уровнем постпенитенциарного рецидива со стороны данных лиц;

- установлены четкие правовые последствия признания осужденной соответствующей той или иной степени исправления.

Как уже было сказано во введении, колонии общего режима имеют очень большой потенциал, так как, в зависимости от приведенной статистики, они становятся все более необходимыми в связи с ростом преступников впервые осужденных, то есть тех кому придется отбывать наказание в колония общего режима.

Список используемой литературы

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята 10.12.1948 г. /СПС КонсультантПлюс, 2010

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) /СПС - Консультант - Плюс.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 01.07.2010). /СПС - Консультант - Плюс.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.11.2010) // СПС - Консультант - Плюс.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.11.2010) /СПС - Консультант - Плюс.

6. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. От 01.07.2010) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (принят ГД ФС РФ 21.06.1995) /СПС - Консультант - Плюс.

7. Федеральный закон РФ от 9 марта 2001 года N 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты»

8. Информационное приложение «Бывшие зеки» (список организаций помогающим в адаптации бывшим заключенным в г. Санкт-Петербурге) /http://www.spb.ru/ptchela/i_org_r3.html

9. Беляев Н.А., Петухов Н.А. Уголовно-исполнительное право и его место в системе права /Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - С.-Пб.; Изд-во С.-Петербург. ун-та МВД России, 2005. - № 2. - 159с.

10. Комментарий к уголовно - исполнительному кодексу российской федерации /Под ред. А.И. Зубкова. Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2006.- 785 с.

11. Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании /Под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф.Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М.Тяжковой - М.: ИКД «Зерцало-М», 2005. - 254 с.

12. Лекции по уголовно-исполнительному праву: Общая часть /Орлов В.Н.. - Ставрополь; Ставропольсервисшкола, 2007. - 112 с.

13. Леонов А.В. Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе Минюста России /Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - М.; Спарк, 2008. - № 5. - 118 с.

14. Международное пенитенциарное право: Лекция /Трунцевский Ю.В.. - М.; Юрист, 2007. - 48 с.

15. Предмет уголовно-исполнительного права: эволюция, современное состояние, перспективы развития: Учебное пособие /Горобцов В.И.. - Красноярск; Изд-во Краснояр. ВШ МВД России, 2009. - 98 с.

16. Рябинин А.А. Наука уголовно-исполнительного права и новое законодательство о наказании /Труды Московской государственной юридической академии: Сборник статей. - М.; Юристъ, 2006. - № 5. - 123 с.

17. Рябинин А. Уголовно-исполнительное право России /Под. ред. О.Г.Перминова. - М.: Юрид. лит - Российская юстиция. - М.; Юрид. лит., 2008. - № 3. - 105 с.

18. Уголовно-исполнительное право России: Общая часть: Учебное пособие /Фефелов В.А.. - Рязань; Изд-во Ин-та права и экономики МВД России, 2006. - 378 с.

19. Уголовно-исполнительное право России: Учебно-методическое пособие /Красиков А.Н., Рыбак М.С., Шостак Н.С.. - Саратов; Изд-во Сарат. ун-та, 2008. - 400 с.

20. Уголовно-исполнительное право России: Учебное пособие /Бриллиантов А.В., Детков М.Г., Перминов О.Г.. - М.; Юрид. лит., 2005. - 416 с.

21. Уголовно-исполнительное право: Учебник. /под ред. Зубков А.И. - М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 2005. - 342 с.

22. Уголовно-исполнительное право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. /под ред. Селиверстова В.И. - М.: Юриспруденция, 2006. - 193 с.

23. Уголовно-исполнительное право: Учебник /Под ред. проф. В. И. Селиверстова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006. - 475 с.

24. Уголовно-исполнительное право России. Учебник и основные нормативные правовые акты. /Под ред. О.В. Филимонова. М., 2008 г. - 375с.

25. Субкультурные категории осужденных в местах лишения свободы. /под ред. Анисимкова В.М., Рыбак М.С. Саратов - 2005. - 154 с.

26. Уголовно - исполнительное право. /Под ред. Анисимкова В.М., Капункина С.А., Рыбак М.С. Саратов 2006. - 275 с.

27. Защита прав человека в местах лишения свободы. /Сборник нормативных актов и официальных документов. М., 2005. - 4023 с.

28. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. /Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - М.; Спарк, 2005. - № 3. - 131 с.

29. Иванов В.Д. Уголовно-исполнительное право России: Учебник /Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 392 с.

30. Рябинин А.А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно - исполнительного законодательства. /Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - М.; Спарк, 2008. - № 2. - 95с.

31. Малыгин А., Мордачев В. Становление отечественной уголовно-исполнительной политики /Уголовное право. 2005. № 1. - 98 с.

32. Майоров А. Метологические основы борьбы с наркотизмом в исправительных учреждениях /Уголовное право. 2005. № 5. - 101 с.

33. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник. - М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 2006. - 342 c.

34. Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации. Концепция и основные положения. Сопоставительный текст. Постатейный комментарий к новеллам. В.Н. Селиверстов, И. В. Шмаров, Л.В. Яковлева. М., 2004 г. - 783 с.

35. Уголовно-исполнительное право России: Учебник /Под ред. проф. А.И. Зубкова. - М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 2006. - 251 с.

36. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. /Под ред. А.И. Зубкова. М., 2005. - 341 с.

37. Артамонов В.П. Наука советского исправительно-трудового права. М., 2001. - 142 с.

38. Багрий-Шахматов Л.В. Система уголовных наказаний и исправительно-трудовое право 1969 года. М., 2000. - 171 с.

39. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными /Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. - М.: Экспертное бюро-М, 2005. - 893 с.

40. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. /Под. ред. С.В. Степашина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 726 с.

41. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. /Отв. ред. проф. А.И. Зубков. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2007. - 653 с.

42. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве. М., 2005. - 98 с.

43. Орлов В.Н. Проблемы назначения и исполнения исправительных работ. М.: Изд-во Ставрополь, 2005. - 123 с.

44. Остапчук Л.В., Юрченко С.Г. Уголовно-исполнительное право: Сборник задач. - Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2006. - 152 с.

45. Уголовно-исполнительное право: Общая часть: Краткий курс лекций /Епанешников В.С., Королев В.Н., Маликов В.З. и др.. - Уфа; Изд-во Уфим. юрид. ин-та МВД РФ, 2005. - 87 с.

46. Уголовно-исполнительное право России: Учебное пособие /Бриллиантов А.В., Детков М.Г., Перминов О.Г.. - М.; Юрид. лит., 2006. - 416с.

47. Уголовно-исполнительное право: Общая часть: Учебное пособие /Кравченко В.Г., Невский С.А., Резван А.П.. - Краснодар; Изд-во Краснодар. юрид. ин-та, 2007. - 90 с.

48. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М., 2005. - 154 с.

49. Исаков В.М. Труд осужденных в исправительных учреждениях советского государства (1917 - 1990 гг.) М., 2005. - 261 с.

50. Иванов В.Д. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 254 с.

Приложения

Характеристика осужденных по возрасту во время совершения преступления (лет)

Возраст

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

От 18 до 25 включительно

238 832

217 212

197 518

180 157

186 936

201 458

195 922

199 168

178 114

старше 25 до 55 включительно

493 838

488 086

467 159

404 987

441 578

478 111

501 337

514 493

524 074

старше 25 до 55 включительно

9 289

8 609

9 826

9 410

10 967

11 916

13 434

14 365

15 352

старше 60

7 529

7 149

6 837

5 805

5 248

5 377

5 734

6 266

6 545

Характеристика осужденных по срокам заключения (наказания)

Возраст

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

до 1 года

2 934

2 250

3 101

3 856

5 304

6 536

6 704

7 635

8 145

1 год

7 561

5 419

6 069

6 179

9 261

10 986

11 468

11 189

10 672

свыше 1 до 3 лет

107 990

106 528

90 470

98 346

131 680

156 051

159 947

163 944

157 911

свыше 3 до 5 лет

258 586

224 715

195 536

156 592

157 669

172 140

180 431

182 689

178 236

свыше 5 до 10 лет

295 136

295 916

291 112

243 852

242 984

249 346

254 722

261 334

263 863

свыше 10 до 15 лет

65 020

70 580

76 186

71 093

74 588

76 678

76 461

78 959

75 916

свыше 15 лет

12 261

15 648

18 866

20 441

23 243

25 125

26 694

28 542

29 342

Характеристика осужденных, которые осуждены к лишению свободы

впервые

368 926

356 334

330 482

302 798

335 200

367 260

385 502

390 994

377 813

второй раз

204 847

204 079

196 350

171 832

176 671

185 557

186 290

190 964

190 149

3 и более раз

175 715

160 643

154 508

125 729

132 858

144 045

144 635

152 334

156 123



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»