рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

рефераты

Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Конституционное право России

на тему: «Механизм реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации»

Выполнила студентка 4 курса Специальности юриспруденция группы Ю- 41 Денисова Наталия Анатольевна Руководитель: Красноглазов А.Ю.

Курсовая работа защищена с оценкой______

« » 2009 г.

ПОДОЛЬСК 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1.1 Поколения прав человека

1.2 Права и свободы человека и гражданина

1.3 Конституционные обязанности

2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Понятие и условия реализации основных прав, свобод и обязанностей

2.2 Субъекты реализации основных прав, свобод и обязанностей

2.3 Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей

2.4 Причины нарушения реализации прав и свобод

3. ЗАЩИТА, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ

3.1 Правовая защита основных прав, свобод и обязанностей

3.2 Способы активной реализации основных прав, свобод и обязанностей

3.3 Средства, обеспечивающие реализацию основных прав, свобод и обязанностей

3.4 Процессуальные стадии реализации основных прав, свобод и обязанностей

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

ВВЕДЕНИЕ

Конституция каждой страны - это своеобразное зеркало эпохи, застывший слепок того историко-политического периода, в котором она создавалась.

В Конституции Российской Федерации правам человека посвящена специальная глава. В ней они не только провозглашены, но и подчеркнуто, что в России эти права и свободы признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17). Впервые в Конституции нашей страны человек, его права и свободы названы высшей ценностью. Кроме того, ст. 2 Конституции гласит, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Принципы, закрепленные в Конституции России, адресованы всем ветвям государственной власти, связывают и обязывают их. Эти принципы распространяются на защиту всей системы прав и свобод человека и гражданина, перечисленных как в Конституции Российской Федерации, так и в других законодательных актах. В ст. 18 Конституции указывается, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Особо следует отметить, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как это предусмотрено в ст. 45 Конституции, гарантируется. Эти гарантии закреплены во многих статьях Основного Закона нашей страны.

Так, в ч. 2 ст. 24 Конституции сказано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это содержание Конституции создает дополнительные гарантии охраны прав и свобод граждан, способствует их эффективной защите.

Соразмерность прав и обязанностей - один из важнейших признаков права, правовой справедливости. Антиправовой, этатистско-силовой характер носит превращение прав в обязанности (например, права на труд - в обязанность трудиться). В результате обязанностям одной стороны соответствуют обязанности же другой стороны, а правами по отношению к ним наделяется государство. В основе подобных взглядов лежат философско-утопические проекты (например, Ж.Ж. Руссо) насильственного "осчастливливания" людей, чья свобода (права) должна стать необходимостью (обязанностью) под угрозой самых жестких санкций со стороны государства.

Многие люди знают о своих правах, свободах и обязанностях, но вот как их реализовать многие даже и не догадываются. Реализация основных прав, свобод и обязанностей - это практическое осуществление гражданами и другими участниками общественной жизни предусмотренных конституционными нормами притязаний с целью удовлетворения запросов и потребностей или получения нужных материальных и духовных благ в правоустановленном порядке. То есть реализация основных прав и свобод есть правомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов юридическими средствами. Известно, что любой участник правоотношения как носитель субъективного права осуществляет свои юридические возможности индивидуально. Но в то же время этот же субъект как член определенного социального сообщества не может реализовать себя вне общественных связей и, следовательно, реализует эту же юридическую возможность в коллективной форме, являясь, по существу, "соучастником" коллективного правоотношения. Механизм реализации прав, свобод и обязанностей очень важная тема, которая необходима для информирования субъектов правоотношений в отношении того, каким образом можно отстаивать и защищать свою свободу и право - высшую ценность!

Вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы.

Основная цель данного исследования заключается в разработке основных направлений механизма реализации и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи.

Изучить теоретические основы исторических этапов развития Конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина вывести их определение.

Дать оценку состоянию вопроса реализации прав, свобод и обязанностей в Российской Федерации, выявить основные причины их нарушения и способы их устранения. Определить способ правовой защиты, указать средства обеспечивающие реализацию основных прав, свобод и обязанностей. В конечном итоге определить процессуальные стадии их реализации.

Объектом в данной работе являются права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации. Предметом исследования является механизм реализации и защита прав, свобод и обязанностей.

В процессе работы были использованы: Конституция РФ, нормативно-правовые акты РФ, учебники, книги, монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных учёных - юристов, а так же газеты и журналы. Активно использовалась информационная система «Консультант Плюс».

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции, находившихся у власти классов.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

Дальнейшим этапом углубления и развития каталога, прав человека стала вторая половина XX в. После, Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества.

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

1.1 Поколения прав человека

Возникнув в глубокой древности, права человека приобретают универсальное значение лишь в буржуазную эпоху, с утверждением в обществе принципов свободы и юридического равенства. Их дальнейшая эволюция совпадает с тремя эпохами новой и новейшей истории, наложившими свой отпечаток на характер понимания прав человека, степень их универсальности, а также механизмы реализации и защиты. В частности, речь идет о становлении капитализма в Европе и Северной Америке, о построении в СССР и странах социалистического содружества социализма марксистско-ленинского типа и, наконец, о распаде колониальной системы. В итоге концепция и структура прав человека включают ряд культурно-исторических напластований, каждое из которых в литературе называют поколением прав человека. 1

Так, права человека первого поколения - политические и гражданские права формируются с победой буржуазных революций в Европе.

теоретической основой были концепции буржуазного либерализма, естественного права, общественного договора, разделения властей. Права человека рассматривались как один из краеугольных камней конституционного устройства Так, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. провозглашалось, что "общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции"1. Эта концепция исходила из того, что основные права человека и гражданина в силу их естественного и неотчуждаемого характера обладают приоритетом перед позитивным правом государства. Последнее не вправе ограничивать свободу индивида сверх того, что предусмотрено общественным договором.

Права человека второго поколения - экономические, социальные и культурные - отражали уже иные исторические условия: становление экономической и социальной функций государства и появление в мире иной концепции прав человека, отражавшей марксистско-ленинскую модель социализма. Процесс формирования этого поколения прав человека, начавшись в конце XIX в. в отдельных странах Европы (в частности, в Германии), получил свое развитие в советских конституциях, прежде всего в Конституции СССР 1936 г. Существенно отличаясь от буржуазной, советская доктрина прав человека исходила, по существу, из позитивистского правопонимания, а также из рассмотрения экономических, социальных и культурных прав - наряду с гражданскими и политическими - в качестве обязательного элемента структуры основных прав человека. Принципиальное различие советской и буржуазной концепций прав человека обусловило острое идеологическое противоборство в этой области. Важно подчеркнуть, что период формирования второго поколения прав человека совпадал с окончанием Второй мировой войны, созданием ООН и началом принятия в ее рамках Международного билля о правах человека. Права человека приобретают в этот период двойное измерение - не только национальное, но и международное.

Права человека третьего поколения сложились в условиях, когда уже были приняты Международный билль о правах человека, а также значительное число развивающих его международных правовых актов. Они отражают глубокую культурно-историческую специфику афро-азиатских развивающихся стран, состоящую в их прошлой колониальной зависимости. Особенностью данной концепции является повышенное внимание к проблеме развития этих народов. Отсюда - провозглашение их права на развитие, на благоприятную окружающую среду, на международный мир и безопасность и т.д. Следствием такого подхода является подчеркивание важности социальных, экономических и культурных прав в общем, комплексе прав человека. Так, в Преамбуле Африканской хартии прав человека и народов подчеркивается неотделимость гражданских и политических прав от экономических, социальных и культурных прав. При этом пользование экономическими, социальными и культурными правами рассматривается как гарантия осуществления гражданских и политических прав.

Конституция каждой страны - это своеобразное зеркало эпохи, застывший слепок того историко-политического периода, в котором она создавалась. Конституция России 1993 г. навсегда останется отражением эпохи Б.Н. Ельцина, со всеми ее противоречиями, бурным развитием рыночных отношений, ростом цен и темпов инфляции, безудержной приватизацией, резким обнищанием народа на фоне роста либерально-демократических преобразований, освобождения регионов от диктата центра, повышения политической активности населения, развития свободы слова и средств массовой информации.

Действующий в нашей стране Основной Закон далеко не безупречен с точки зрения формы и содержания, но с уверенностью можно утверждать, что это, лучшая из пяти действовавших в России Конституций. Ее демократический потенциал далеко не исчерпан, а сам факт ее существования является одним из важных факторов, сдерживающих процесс окончательного возврата страны к авторитаризму и персонализации власти.

Конституция РФ (ст. 2) объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью. Тем самым декларируются новые формы взаимоотношений личности, общества и государства. Впервые в истории России в основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.

Права человека и их защита - обязательные элементы в понимании сущности и содержания правового государства. Для российской правовой системы признание прав человека означало необходимость пересмотра всего законодательства, всей системы правового регулирования в целях обеспечения признания, уважения и защиты, прав человека. Отсюда вытекает потребность в изучении возможности формирования особой системы правозащитного регулирования.

Таким образом, теоретические исследования защиты прав человека приобретают повышенную значимость и актуальность. Права человека превращаются в реальную ценность, когда они надежно гарантированы и защищены. Данный аспект детально рассмотрен в работах Т.Д. Матвеевой, А.Я. Азарова, Л.Б. Алексеева, Т.М. Калининой, А.С. Мордовца, А.В. Стремоухова, Д.С. Варданяна и других 1. Эти авторы последовательно проводят мысль об обязательном включении в определение общего понятия "права и свободы человека" указания на необходимость их защиты. Основным доводом в пользу этого выступает тот факт, что защита прав человека основывается на праве человека на правовую защиту 2.

Рассмотрение основных направлений исследования прав человека в отечественной юридической литературе позволяет сделать вывод об их обоснованности, актуальности и значимости. Принимая во внимание своеобразие исторического периода, переживаемого Российской Федерацией, особенности места и роли государства в делах общества и отдельного человека, можно согласиться с П.В. Анисимовым в том, что в практической плоскости именно правозащитный аспект изучения прав человека отличается наибольшим социально-политическим и правовым напряжением, в котором прослеживается определенная тревога за состояние защищенности прав человека в России 1.

1.2 Права и свободы человека и гражданина

Следует отличать понятия «права» и «свободы», а также «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина».

Категория «права» (человека и (или) гражданина) понимается как охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека (гражданина). При этом субъект сам определяет свое отношение к использованию имеющихся у него прав: в каких формах и объемах он готов реализовать эту допустимую меру.

Под «свободами» следует понимать облеченное в правовую форму состояние субъекта, выраженное через отсутствие препятствий, стеснений, ограничений в чем-либо. Эти препятствия, стеснения, ограничения могут быть введены государством или обществом в силу различных причин и в различных объемах. Свободы фактически показывают пределы возможного использования человеком и (или) гражданином своих прав.

Таким образом, состояние свободы реализуется через субъективные права, которые носят неотъемлемый и неотчуждаемый характер, а «свобода» (человека и (или) гражданина) в ее категориальном измерении может включать в себя несколько юридически закрепленных «прав» (человека и (или) гражданина). Например, свобода вероисповедания подразумевает, что человек имеет право исповедовать ту или иную религию или же не исповедовать никакой. В данном случае в составе одной «свободы» находятся два «права».

«Права человека» выступают в конституционном праве в качестве универсальной категории, отражающей международные, наднациональные, общечеловеческие стандарты и требования в области свободы личности. Права человека принадлежат человеку от рождения, складываются объективно (вне зависимости от воли государства или общества), имеют неотчуждаемый характер (они, например, не могут быть изъяты), признаются высшей социальной ценностью, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Права человека -- это некий «стандартный минимум», находящийся в распоряжении личности и позволяющий ей реализовывать свои интересы.

«Права гражданина» могут быть охарактеризованы как охраняемая законом мера юридически возможного поведения человека, находящегося в устойчивой правовой связи с государством. То есть обладающий принадлежащими ему от рождения правами человека субъект получает своего рода «дополнительный набор» прав (от государства) в случае наличия у него гражданства какого-либо государства. Таким образом, содержательный объем прав гражданина в современном демократическом государстве оказывается большим по сравнению с объемом прав человека.

Современное Российское государство на международном уровне взяло на себя обязательства, связанные с признанием, гарантированием, обеспечением и защитой прав и свобод человека, что нашло непосредственное отражение в нормах Основного Закона. В основах конституционного строя Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. Это показывает их чрезвычайную значимость и одновременно приоритетность перед интересами общества и государства.

Права и свободы человека и гражданина являют собой важнейший институт российского конституционного права. Им посвящена II глава федеральной Конституции, которая, подобно первой главе, защищена особым образом и фактически не подлежит изменению; по отношению к изменению конституционных положений, заключенных в данной главе, применяется термин «пересмотр».

Конституционные права и свободы закрепляются в Основном Законе государства и по своему значению являются основными, фундаментальными, наиболее важными. Они раскрывают естественное состояние свободы личности и получают высшую юридическую защиту, которая в Российской Федерации обусловлена особым механизмом и степенью защиты конституционных норм, а также высшей юридической силой и прямым действием Конституции РФ.

1.3 Конституционные обязанности

Под конституционными обязанностями понимаются закрепленные в Основном Законе и конкретизированные в текущем законодательстве требования со стороны государства, предъявляемые каждому человеку и гражданину и связанные с его участием в обеспечении интересов общества, государства, других людей. Конституционные обязанности нацелены на реализацию личных и общественных интересов и служат защите и развитию наиболее значимых социальных ценностей.

Конституционные обязанности, так же как и основные права и свободы, имеют высшую юридическую силу и защищены особым образом. Комплекс конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации размещен во второй главе Конституции РФ, и, следовательно, содержание конституционных обязанностей не может быть изменено в ином порядке, кроме как путем пересмотра Конституции России.

Основные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации условно подразделяются:

· на общие -- распространяются на все без исключения категории населения (соблюдать Конституцию РФ и российские законы, уважать права и свободы других людей, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении памятников культуры, истории, природы, исторического и культурного наследия);

· конкретные - обязанности, адресованные конкретным категориям населения (родительские обязанности и обязанности детей, обязанность получить основное общее образование, обязанности платить законно установленные налоги и сборы, обязанность защищать Отечество).

2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Величайшим достижением новой российской демократии явилось признание и закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 г. неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Обращая на это внимание, В.В. Путин в своей характеристике действующей федеральной Конституции отмечает: "Ее раздел, посвященный правам и свободам личности, считается лучшим конституционным актом такого рода в мире". Важнейшей особенностью этого Основного Закона, безусловно, является также и то, что в его содержании предусмотрены специальные органы государства, наделенные необходимыми полномочиями, которые позволяют надежно гарантировать реализацию основных прав, свобод и обязанностей; имеется нормативно-правовая база для деятельного участия институтов гражданского общества в процессе правовой защиты индивида; сами носители конституционных прав и свобод получили юридические средства для правовой самозащиты.

Глубинная социальная сущность и политическое значение института подлинного народовластия заключается именно в том, что суверенная политическая воля индивида объективируется в реальной общественно-политической практике посредством осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей.

За время, прошедшее после принятия первой демократической Конституции России, ее идеи получили мощное развитие в нормах текущих законов и доказали свою жизненность. В результате сформировался достаточно полный и отчетливо структурированный механизм реализации конституционных прав, свобод и обязанностей.

2.1 Понятие и условия реализации основных прав, свобод и обязанностей

Реализация основных прав, свобод и обязанностей - это практическое осуществление гражданами и другими участниками общественной жизни предусмотренных конституционными нормами притязаний с целью удовлетворения запросов и потребностей или получения нужных материальных и духовных благ в правоустановленном порядке. То есть реализация основных прав и свобод есть правомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов юридическими средствами.

Правовая природа механизма реализации основных прав и свобод в значительной мере определяется характером самого процесса реализации этих прав и свобод. Известно, что любой участник правоотношения как носитель субъективного права осуществляет свои юридические возможности индивидуально. Но в то же время этот же субъект как член определенного социального сообщества не может реализовать себя вне общественных связей и, следовательно, реализует эту же юридическую возможность в коллективной форме, являясь, по существу, "соучастником" коллективного правоотношения. Таким образом, структура конкретного акта реализации основных прав, свобод и обязанностей двуедина и всегда является индивидуально-коллективной. Например, право на осуществление государственной власти гражданин в процессе совершения индивидуального акта гражданского голосования на выборах реализует персонально, однако это же право он как член избирательного корпуса, который только и способен создать представительный орган публичной власти, реализует в коллективной форме.

Фактическое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий, способствующих их успешной реализации.

Во-первых, необходимо, чтобы признаваемые за личностью права и свободы были формально закреплены в нормативно-правовом акте. Поэтому в настоящее время все они, в том числе и естественные права человека, закрепляются в международно-правовых актах, в конституциях суверенных государств и во внутригосударственном законодательстве. Ведь отсутствие соответствующего правового акта лишило бы личность возможности обратиться в суд или иной орган с целью их защиты. Анализ конституционно-правовых норм, обеспечивающих правовую защиту личности, и особенно тех из них, которые содержатся в ст. с 45 по 56 включительно федеральной Конституции, позволяет выделить следующие основные виды правовой защиты прав и свобод человека и гражданина: 1) индивидуальная правовая самозащита; 2) государственная правовая защита; 3) публично-правовая общественная защита; 4) международная правовая защита; 5) индивидуальная юридическая защита прав и законных интересов другого лица.

Во-вторых, предпосылкой реализации основных прав и обязанностей является правоспособность и дееспособность. В соответствии со ст. 60 Конституции РФ конституционная право-дееспособность российских граждан в полном объеме признается с 18 лет, когда они достигают гражданского совершеннолетия.

В-третьих, важнейшим условием эффективной реализации конституционных прав и свобод является соблюдение закрепленного в ст. 2 и в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ основополагающего принципа теории прав человека, согласно которому: «Личность свободна, но свобода одного лица не должна нарушать свободу других».

В-четвертых, обязательным элементом рациональной системы надлежащей реализации основных прав и свобод является обязанность государства гарантировать человеку и гражданину осуществление их естественных и приобретенных возможностей. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

2.2 Субъекты реализации основных прав, свобод и обязанностей

Под субъектом реализации в данном случае понимается любой участник правоотношения, которое возникает на основе правовой нормы, закрепляющей конституционные права, свободы, обязанности и гарантии их осуществления.

Естественно, что в первую очередь субъектами реализации основных прав, свобод и обязанностей являются их носители в личном качестве, то есть каждый человек и гражданин, который обладает этими правами и обязанностями. В конкретном правоотношении они могут иметь следующие конституционно-правовые модусы или состояния:

Первый правовой модус - "человек". Человек как правовое понятие используется в Конституции РФ для обозначения такого юридического статуса физического лица, каким должен обладать любой член человеческого общества. Перечень естественных прав человека, образующих правовой статус человека, содержится как в международно-правовых документах, так и закрепляется в действующей российской Конституции.

Второй правовой модус - "гражданин Российской Федерации". Этот правовой статус лица включает в себя 3 элемента:

1. правовой статус человека;

2. правовой статус, установленный для данного лица российским государством в силу того, что этот человек обладает российским гражданством;

3. конвенциальные права, то есть права, вытекающие для этого лица из международных договоров Российской Федерации.

Третий правовой модус - "иностранный гражданин". Он указывает на такое правовое положение лица, которое состоит из 4 элементов:

1. правовой статус человека;

2. правовой статус российских граждан, за исключением прав и свобод, в которых иностранцы ограничены по закону;

3. правовой статус данного лица, которым он обладает в государстве происхождения, то есть в материнском государстве;

4. права, вытекающие из договоров РФ с государством, гражданином которого является данное лицо.

Четвертый правовой модус - "лицо без гражданства". Это такое правовое состояние, которое включает 3 элемента:

1. правовой статус человека;

2. правовой статус гражданина РФ, за исключением прав, в которых по закону ограничены лица без гражданства;

3. права и обязанности, установленные международной Конвенцией 1954 г. о статусе апатридов, то есть лиц без гражданства.

Пятый правовой модус - "лицо с двойным гражданством". Правовое положение этих лиц определяется в таких правовых актах, как ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ, абзац третий ст. 3 и ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" и международные договоры Российской Федерации. Эти лица обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством обоих государств, гражданами которых они являются.

Шестой правовой модус - "лицо с правовым статусом "гражданин двух государств". Эти лица, имея документальное подтверждение наличия гражданства двух государств, в ситуации, когда между этими государствами нет договора о признании двойного гражданства, могут рассчитывать лишь на признание тех своих прав, которые предоставляются гражданам того государства, на территории которого они находятся в данное время.

Самостоятельную группу субъектов-участников реализации конституционных прав и свобод составляют органы государства, которые в силу своего социального назначения призваны создавать условия для надлежащей реализации Конституции РФ, принимать меры для удовлетворения потребностей населения. Эти их обязанности прямо закрепляются в действующем законодательстве. Например, Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью". Ведущее положение в этой группе органов государства занимают такие органы государственной власти, как Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, другие федеральные и региональные органы государственной власти.

Прямое действие конституционных норм относительно прав и свобод человека и гражданина защищают Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В Постановлении от 16 июня 1998 г. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что требование о непосредственном применении Конституции РФ обращено ко всем судам, которые независимо осуществляют судебную власть в пределах своей компетенции и в установленных формах судопроизводства. На данную обязанность судов общей юрисдикции ориентирует и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина. Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов - судов 1.

В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, как общественное отношение и государственную функцию 1. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов» 2.

Значительный объем работы по юридической защите конституционных прав и свобод выполняют общественные объединения, такие, как профессиональные союзы, политические партии, адвокатские образования и другие институты гражданского общества. В их уставах и положениях содержатся четкие указания на необходимость выполнения этой обязанности.

2.3 Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей

Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Основного Закона, является Президент России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства Российской Федерации, а также приостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).

Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей исследованы в научной литературе наиболее полно. Обычно в числе таких гарантий выделяют социально-экономические, политические, духовно-психологические (нравственные) и организационно-технические 1. При этом, как правило, под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств" 2.

Однако в последнее время в понимании правовой природы гарантии обозначился новый подход, который был воспринят в законодательной практике. Суть его в том, что под гарантиями в широком смысле содержания этого юридического феномена понимаются не только условия и средства реализации прав и свобод, но и отдельные субъективные права участников правовой жизни. Именно так поступает, например, законодатель, когда объединяет юридические возможности участников таких основных институтов прямой демократии, как выборы и референдумы, и в одном тематическом Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с помощью двухслойного правового регулирования решает суперсложную задачу формирования современной правовой базы и выборов, и референдумов. Думается, что для этого есть определенные основания, ведь в действительности многие из гарантий по своей юридической сущности представляют собой меру возможного поведения, как, например, право избирателя на поддержку выдвинутого кандидата. Но в то же время, на наш взгляд, было бы неверно, если бы мы поставили знак равенства между всеми субъективными правами, с одной стороны, и гарантиями, с другой стороны. Хотя права и гарантии находятся в тесной взаимосвязи между собой, они существенно отличаются друг от друга. Субъективные права представляют собой меру возможного поведения, которая имеет целью установить новые правила поведения, принципы или стандарты деятельности, в то время как гарантии не создают новой материальной формы жизнедеятельности, а представляют собой правовую форму, которая обеспечивает реализацию требований и предписаний, содержащихся в нормах, которые устанавливают субъективные права участников правоотношения. Обеспечительный характер гарантий как раз и отличает прежде всего юридическую конструкцию гарантий от субъективных прав. Не случайно само французское слово "garantie" означает "обеспечение, осуществление чего-либо", "ручательство, порука в чем-либо" 1. Соответственно это находит свое отражение и в различии видов правовых норм, в которых закрепляются субъективные права и гарантии. Если субъективные права закрепляются в нормах материального права, то гарантии, как правило, представлены в процессуальных правовых нормах.

2.4 Причины нарушения реализации прав и свобод

Принимая во внимание обширность и комплексность системы конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, казалось бы, нарушения названных прав и свобод должны быть уже устранены или сведены к минимуму. Однако четырнадцать лет, минувших с момента принятия Конституции Российской Федерации, свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые меры по их соблюдению и защите, нарушения личных и социально-экономических прав граждан в нашей стране еще распространены. О недостаточной эффективности принимаемых мер по защите конституционных прав и свобод граждан свидетельствует и тот факт, что в последние годы увеличилось число поданных жалоб граждан России в Европейский суд по правам человека. В настоящее время их там до 20% от общего числа жалоб, поступивших от жителей всех стран, входящих в Совет Европы.

Нарушение законов, принципов и норм Конституции Российской Федерации, регулирующих права человека, пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.

Каковы причины этих негативных явлений? Безусловно, их много. Назовем только некоторые из них.

Первая - Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.

Вторая - принцип всеобщности соблюдения Конституции Российской Федерации и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип ответственности за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство чиновников не несут ответственности за нарушение прав человека, которые в соответствии с Конституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.

Третья - деятельность многих государственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.

Четвертая - низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны. Как обоснованно отмечается в "Российской газете": "К сожалению, наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о своих правах и нередко становятся жертвами мошенничества и произвола чиновников. Повышение правовой культуры граждан тем более актуально в нынешней ситуации, когда государство выделяет огромные средства на повышение качества социальных услуг населению" 1.

Пятая - начавшаяся в 1991 г. судебная реформа, обозначившая начало формирования новой парадигмы государственной власти в Российской Федерации, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, по различным обстоятельствам до сих пор не завершена. Из всех реформ, проводимых российской властью в последние годы, ход судебной реформы освещается в СМИ менее других. Она стала самой "тихой".

Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что для более успешного решения задач по охране и защите прав и свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).

3. ЗАЩИТА, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ

3.1 Правовая защита основных прав, свобод и обязанностей

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.

В юридическом словаре дается следующее определение названному термину: "Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах" 1.

В современных условиях основные права человека изложены, как правило, в конституции каждого государства и в международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном билле о правах человека, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.).

Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного права. Государственная защита - это правовая защита, осуществляемая государством (его органами). Правовая защита - это усилия государства по обеспечению с помощью правовых механизмов (средств и способов) восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также использование самими лицами, права и свободы которых нарушены, предоставленных им законом средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод.

Очевидно, что право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица (органа) его обеспечить. Гарантия (фр. garantie) - это ручательство, обеспечение, заверение.

Провозглашение гарантируемой каждому человеку и гражданину государственной защиты его прав и свобод означает, с одной стороны, признание государством на самом высшем уровне своей обязанности защищать права и свободы, с другой стороны - наличие корреспондирующего ей права человека и гражданина требовать от государства (его органов) выполнение взятой на себя обязанности.

В защите прав и свобод человека и гражданина в России участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.

Органы представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призваны, нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан. На это направлено отраслевое (текущее) законодательство, которое конкретизирует конституционные (основные) права и свободы граждан, развивает их, обогащая содержание их правового статуса, создает юридические механизмы обеспечения их реального осуществления, восстановления прав и свобод в случаях их нарушений, устранения препятствий в их реализации и т.д. На защиту прав и свобод человека и гражданина в нашей стране направлена деятельность органов исполнительной власти - на уровне Федерации, и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

Вид правовой защиты - это обособленная на основе однородных критериев и отличающаяся собственными признаками система действий субъектов правореализационного процесса, направленная на осуществление прав, свобод и обязанностей.

Индивидуальная правовая самозащита. Право каждого человека на правовую самозащиту установлено Конституцией РФ в ч. 2 ст. 45, где сказано: "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Этот вид юридической защиты основных прав и свобод характеризуется тем, что:

· во-первых, инициатива по защите прав и свобод, в том числе по восстановлению нарушенных прав и свобод, исходит от самого лица, чьи интересы могут пострадать или уже ущемлены;

· во-вторых, закон не ограничивает формы, средства и способы индивидуальной правовой защиты, кроме случаев, указанных в Конституции РФ; в-третьих, реализация этого вида правовой защиты основных прав и свобод обеспечивается личным, активным участием гражданина в правозащитных отношениях, что особенно ярко проявляется, например, при проведении митингов, демонстраций, забастовок.

Очевидно, что конституционные нормы, закрепляющие право каждого на юридическую самозащиту, составляют надежную нормативную основу охраны жизни, чести и достоинства каждого человека, и в том числе служат гарантией реализации института необходимой обороны.

Государственная юридическая защита прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. На практике это означает, что все органы Российского государства в соответствии со своей компетенцией обязаны принимать меры по обеспечению соблюдения и осуществления прав и свобод. Однако первое место в системе защиты основных прав и свобод человека и гражданина занимает Президент РФ, который согласно ст. 80 федеральной Конституции является гарантом конституционных прав и свобод. Осуществляемая главой государства деятельность по защите прав и свобод личности по своим масштабам и средствам ее реализации является универсальной и наиболее эффективной в силу того, что при ее проведении используются особо значимые институты и формы.

Важное значение имеет судебная защита, которая гарантируется Конституцией каждому (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2 названной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Причем обжалованы, могут быть как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) этих органов, организаций, их руководителей. Часть 3 данной статьи Конституции гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" 1.

В Конституции России содержится также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54), что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

Судебная реализация перечисленных и других принципов и норм Конституции по защите прав и свобод граждан обеспечивается судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями и Конституционным Судом Российской Федерации, который согласно ч. 4 ст. 125 Конституции по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно опирался на норму ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в качестве дополнительного аргумента в обоснование установленных им нарушений прав человека или для защиты таких прав. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие примеры.

В деле о проверке конституционности отдельных статей Арбитражного процессуального кодекса Конституционный Суд РФ констатировал, что в силу ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ право каждого на судебную защиту должно гарантироваться в соответствии с нормой п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1. В Постановлении от 13 июня 1996 г. по делу о проверке конституционности ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР Конституционный Суд РФ непосредственно признал эту норму УПК РСФСР не соответствующей ч. 1 ст. 17 Конституции РФ 2. Ссылки на нарушения прав, предусмотренных в ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, содержатся и в индивидуальных жалобах граждан и организаций, обращенных к Конституционному Суду РФ 3. Однако ни заявители, ни сам Конституционный Суд, ни разу не высказались в том смысле, что нормам международного права придается особый правовой статус в российской правовой системе.

Широкое признание получила деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ, должность которого установлена в нашей стране впервые по Конституции 1993 г. О степени его влияния на правовую жизнь в России говорит статистика. Только в 2006 г. на рассмотрение Уполномоченного по правам человека РФ поступило от населения по почте 32 477 жалоб, кроме того, в приемную Аппарата Уполномоченного обратились более 5 тысяч заявителей. По всем поступившим вопросам и обращениям были приняты меры, даны консультации и разъяснения. Рассматривая принципы и нормы Конституции о защите прав и свобод человека и гражданина, нельзя не сказать и о том, что

Государственная Дума в соответствии со ст. 103 Конституции назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, главной целью которого является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В обязанности Правительства Российской Федерации Конституцией вменено осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Исполнительная власть в лице Правительства России, федеральных министерств и ведомств, исполнительно-распорядительных органов субъектов Российской Федерации непосредственно отвечает за реализацию прав и свобод человека и гражданина, в частности за их организационное и экономическое обеспечение. Этим же целям служит их нормотворческая деятельность.

Публично-правовая общественная защита свобод и законных интересов личности. Публично-правовая общественная защита личности в процессе реализации индивидом основных прав и свобод - это юридическая защита, осуществляемая институтами гражданского общества. В числе субъектов этого вида правовой защиты личности можно выделить профессиональные союзы, политические партии, негосударственные некоммерческие организации адвокатов и так далее. Субъекты публично-правовой общественной защиты выполняют свои обязанности по юридическому обслуживанию запросов и потребностей населения на основе действующего законодательства. Например, ст. 2 ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", определяя цели и задачи этого института гражданского общества, прямо указывает на то, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

Международно-правовая защита интересов личности в процессе реализации прав и свобод. Российская Федерация является полноправным участником многих межгосударственных и международных организаций, в которых она официально состоит; более того, согласно действующей федеральной Конституции в нашей стране общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы. В силу вышесказанного Конституция РФ признает право каждого на международно-правовую защиту его интересов. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Такими органами являются, например, Европейский суд по правам человека или Международный суд ООН.

Согласно ст. 79 Конституции РФ сама возможность участия или неучастия Российской Федерации в межгосударственных объединениях обусловлена необходимостью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так как Россия может вступать в международные союзы только при условии, что это не влечет за собой ограничение прав и свобод личности и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Индивидуальная юридическая защита прав и законных интересов других лиц. Реально существующая юридическая практика позволяет говорить о том, что имеет право на признание институт индивидуальной правовой защиты законных интересов другого лица. Например, правозащитная деятельность общественного защитника в судебном процессе. Или оказание юристом-специалистом в частном порядке возмездной или безвозмездной (в частности, в статусе третейского судьи) юридической помощи другому лицу. Обязательными условиями здесь должно быть соблюдение таких требований, как наличие у участника правовой жизни, оказывающего помощь, специального юридического образования, а инициатива о совершении юридически значимых действий должна исходить от другого лица.

3.2 Способы активной реализации основных прав, свобод и обязанностей

Практика реализации основных прав, свобод и обязанностей знает немало способов объективирования содержащихся в них потенциальных возможностей. Общее количество таких возможных способов практически не ограничено. Например, удовлетворение духовных запросов индивида происходит в процессе реализации ст. 28 Конституции РФ путем выбора соответствующей мировоззренческой позиции и определения своего отношения к религии на основе свободы совести и свободы вероисповедания, а также на основе использования правового потенциала ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания.

Естественная потребность каждого человека во власти реализуется через участие избирателей в выборах органов государственной и муниципальной власти, через активное поведение участников референдума во время проведения всенародного голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни; в соучастии в организации и проведении таких массовых публичных мероприятий, как митинги, демонстрации, шествия. Одним из проявлений непосредственного действия конституционных прав и свобод является уведомительный принцип, согласно которому лицу, реализующему свои права человека и гражданина, достаточно лишь уведомить компетентные органы власти о своем намерении. Дополнительного разрешения от них не требуется. Уведомительный принцип действует при реализации права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Расширение сферы действия уведомительного принципа рассматривается учеными в качестве перспективы демократизации и развития свободы.

Широко распространенным способом реализации конституционных прав и свобод является развитие способностей индивида посредством материализации возможностей, заключенных в нормах, составляющих конституционный статус личности. Данный статус является первичным, ис-ходным, все остальные социальные статусы лишь дополняют его. Конституционный статус личности может быть выражен следующей формулой: конституционные права + конституционные свободы + конституционные обязанности = конституционный статус личности.

Так, реализуя конституционное право на образование, индивид получает специальные научные знания, приобретает практические навыки, совершенствует свое профессиональное мастерство.

Исключительно широкое распространение имеет такой способ практической реализации основных прав, свобод и обязанностей, как приобретение и приумножение личностью материальных и духовных благ. Ведь львиную долю всех благ, необходимых для полноценного существования и развития, человек получает на основе использования тех возможностей, которые заложены в базовых нормах Основного Закона, и в частности в ст. 8, 9, 34, 35, 36, 41, 44 и других статьях Конституции РФ. То есть через реализацию основных прав и свобод, определяющих меру поведения, правила и принципы действия в сфере отношений собственности, свободного духовного развития и цивилизованного образа жизни. В условиях становления и утверждения в нашей стране правового демократического общества особенно актуален такой способ реализации основных прав и свобод, как овладение демократическими ценностями и их динамичное развитие на основе и с помощью правовых средств. Именно на основе практической реализации конституционных прав идет процесс освоения таких ценностей, как признание человека высшей ценностью, утверждение идеалов добра и справедливости, соблюдение норм закона, осуществление официальной публичной власти посредством свободных демократических выборов.

3.3 Средства, обеспечивающие реализацию основных прав, свобод и обязанностей

Наиболее эффективными средствами осуществления возможностей конституционного статуса личности являются те из них, которые установлены в нормах действующего законодательства.

Универсальным средством, обеспечивающим реализацию основных прав, свобод и обязанностей, выступает правоотношение. Содержащиеся в конституционных правах и свободах внутренние правомочия объективируются в реальной общественно-политической практике и обретают форму материального мира в конкретном правоотношении. Правореализационная практика в сфере реализации основных прав и свобод охватывает самые важные стороны социальной, экономической, политической и духовной жизни индивида. Особенность этих правоотношений в том, что они отличаются персонифицированной определенностью, поскольку одной из сторон здесь является конкретный субъект - носитель конституционного права или обязанности.

Эффективным средством обеспечения реализации основных прав и свобод служит подача жалобы на решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в соответствии со ст. 46 (ч. 2) Конституции Российской Федерации.

Хорошо известным средством обеспечения реализации конституционных прав и свобод служит применение компетентными органами государственной власти соответствующих мер юридической ответственности, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Во многом способствует систематическому и полному осуществлению конституционных прав и свобод постоянная и повседневная деятельность юридических организаций и учреждений, таких, как адвокатские образования, юридические отделы и договорно-правовые управления органов государства и органов местного самоуправления; юрисконсульты и юридические службы предприятий и организаций по оказанию юридической помощи гражданам и юридическим лицам. В соответствии со ст. 48 каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Под квалифицированной юридической помощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, "гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии".

Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство по уголовным делам. Европейский суд постановил, что "право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства".

Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов.

Сейчас в России действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре), пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.

В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В рамках реализации данного конституционного требования, расширения мер по оказанию бесплатной юридической помощи, особенно для малоимущих граждан, в текущем году во многих регионах страны создаются постоянно действующие центры бесплатной "скорой юридической помощи для населения".

В ст. 49 Конституции закреплена презумпция невиновности граждан: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность". Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. 52).

Важной составляющей в системе средств обеспечения реализации основных конституционных возможностей личности является постоянный мониторинг состояния дел в сфере соблюдения прав человека и гражданина со стороны уполномоченных на то органов государства, проверка и контроль за соблюдением действующего законодательства, периодическое рассмотрение вопросов о соблюдении прав и свобод на заседаниях органов публичной власти.

3.4 Процессуальные стадии реализации основных прав, свобод и обязанностей

Реализация конституционных прав, свобод и обязанностей как система действий, имеющих правовое значение, представляет собой юридический процесс. Этот процесс имеет определенную временную протяженность, логически и хронологически организован, отличается монографической целостностью и состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга этапов или стадий. Решающее значение имеют четыре стадии: 1) информационная; 2) организационная; 3) основная правореализационная и 4) правозащитная.

1. Информационная стадия представляет собой начальный этап процесса реализации основных прав и свобод. На этой стадии субъект правоотношения использует свое право на получение необходимой информации, получает сведения о содержании своих прав и обязанностей, овладевает этими сведениями и осваивает их. Именно на этом этапе знания превращаются в убеждения и реальную социальную силу.

2. Организационная стадия начинается с поиска и определения адреса того органа, организации или другого структурного подразделения, в компетенции которого находится решение соответствующего вопроса. Для этого субъект права должен владеть надежной информацией о подведомственности, подсудности и ином компетенционном потенциале контрагента, участвующего в правоотношении по реализации своего намерения. После этого следует акция инициирования правоотношения по реализации основного права или обязанности посредством составления и подачи процессуального документа, являющегося основанием для возбуждения юридического производства. Таким документом могут быть жалоба, исковое заявление, требование о выдаче информации или опровержении порочащих лицо сведений и так далее. Обычно момент начала такого делопроизводства обусловлен представлением и оформлением необходимых в каждом конкретном случае документов, составляющих содержание особых условий.

3. Основная правореализационная стадия находит свое выражение в том, что осуществление основных прав, свобод и обязанностей как воплощение потенциальных возможностей, содержащихся в правовой норме, в материальные формы фактического поведения людей представляет собой акт (действие), имеющий собственное содержание. Этот акт объективируется в принятии юридического решения, обладающего обязательной силой, он регулируется правовыми предписаниями и должен отвечать определенным требованиям.

4. Правозащитная стадия реализации основных прав, свобод и обязанностей является завершающей. Ее наличие объективно обусловлено тем, что не существует стопроцентной гарантии от возможных ошибок и упущений, которые могут иметь место в процессе осуществления прав и свобод. По своему содержанию она представляет собой те правовые институты и юридические средства, которые позволяют устранить негативные последствия состоявшегося правореализационного акта.

Подводя итоги вышесказанному можно установить следующие факты, для того чтобы реализовать свои права, свободы и обязанности человеку необходимо в первую очередь обратиться за разъяснениями к высококвалифицированному юристу, дальнейшие свои действия согласовывать с ним же. Для того, чтобы защитить и отстоять свои права гражданин может так же обращаться в муниципальные органы и в суд с различными жалобами и с исковыми заявлениями. А также знакомиться с различными материалами по делу, постановлениями и решениями, как в его пользу, так и с отказами.

Таким образом, установлено, для того, чтобы человеку реализовать свои права, свободы и обязанности ему необходимо очень серьёзно потрудится, и пройти четыре процессуальные стадии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Что касается развития конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека

Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. В итоге концепция и структура прав человека включают ряд культурно-исторических напластований, каждое из которых в литературе называют поколением прав человека.

«Права человека» выступают в конституционном праве в качестве универсальной категории, а состояние свободы реализуется через субъективные права, которые носят неотъемлемый и неот-чуждаемый характер.

А конституционные обязанности нацелены на реа-лизацию личных и общественных интересов и служат защите и развитию наиболее значимых социальных ценностей. Обязанности, так же как и основные пра-ва и свободы, имеют высшую юридическую силу и защищены особым образом.

За время, прошедшее после принятия первой демократической Конституции России, ее идеи получили мощное развитие в нормах текущих законов и доказали свою жизненность. В результате сформировался достаточно полный и отчетливо структурированный механизм реализации конституционных прав, свобод и обязанностей. Фактическое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий, способствующих их успешной реализации.

Субъектом реализации является любой участник правоотношения, которое возникает на основе правовой нормы, закрепляющей конституционные права, свободы, обязанности и гарантии их осуществления.

Под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств"

Анализируя проделанную работу, выявлено некоторое несовершенство законодательства. Очень основательно определены права, свободы и обязанности человека, но нет чёткого определения наказания за их нарушение.

Пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.

Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного права. Для защиты прав и свобод человека создаются множественные механизмы, но они либо несовершенны, либо вообще бездействуют. Необходимы кардинальные реформы в коррумпированной власти и судебных структурах. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу. Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика “достроила” тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.

Действительность в сфере положения личности в России на сегодняшний день такова, что можно констатировать: Конституцией РФ и действующим законодательством в соответствии с международными стандартами гарантированы основные права и свободы, установлены основные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации; в то же время состояние российского общества и государства еще достаточно далеко от правового, что во многом подтверждается практикой правоприменения и деятельности органов власти. Заданные высокие стандарты в области прав и свобод человека и гражданина во многом еще остаются недостижимым идеалом, хотя достаточно позитивное продвижение России в направлении наполнения конституционных норм о правах и свободах конкретным содержанием.

Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина - длительный и постепенный процесс преобразований всего нашего общества. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма реализации и защиты прав и свобод населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека. В этом суть и квинтэссенция понимания конституционной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации с комментариями / М.Б. Смоленский. - Изд.5-е, испр. - Ростов н/Д: Феникс,2009. - 316 с.

2. Закон Российской Федерации № 4866-1 от 27.04.1993 г. (в ред. от 30.12.2008) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

3. Федеральный Закон РФ № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) «О гражданстве в Российской Федерации».

4. Федеральный Закон РФ № 63-ФЗ от 31.05.2002 г. (в ред. от 23.07.2008 г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

5. Федеральный Закон РФ № 32-ФЗ от 04.04.2005 г. (в ред. от 25.12.2008 г.) «Об общественной палате в Российской Федерации».

6. Федеральный Закон РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №14-П от 13.06.1996 г. «По делу о проверке Конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина».

9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 19-П от 16.06.1998 г. «По делу о толковании отдельных положений статей 125,126,127 Конституции РФ».

10. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2-х т. Т. 1. -М.: Омега-Л. - 2005. - 728 с.

11. Анисимов П.В., Папичев Н.В. Правовое регулирование прав человека / Под ред. Ф.М. Рудинского. - М.: НАУКА, 2003. - 432 с.

12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005.- 525 с.

13. Большой словарь иностранных слов. -М.: Мартин, 2006. - 723 с.

14. Большой юридический словарь. -М.: Инфра-М, 1999. - 514 с.

15. Варданян Д.С. Российская правозащитная система и личность. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.

16. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. -М.: КНОРУС, 1997. - 400 с.

17. Матвеева Т.Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека. -М.: Юристъ, 1998. - 475 с.

18. Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Ростов н/Д : Феникс, 1987.- 358 с.

19. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996. - 315 с.

20. Муромцев Г.И. Сборник "Право и права человека в условиях глобализации". -М.: Юристъ, 2006. - 518 с.

21. Сергеев С.Г. Конституционное право России: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. -576 с.

22. Стремоухая А.В. Правовая защита человека: теоретические проблемы. - СПб.: Питер, 2001.- 318 с.

23. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2: Современное государство и право / Под ред. Н.А. Крашенинниковой. - М.: КНОРУС, 2003. - 432 с.

24. Вестник КС РФ. 1996. N 4.1998. N 3. 1999. N 4, 6.

25. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. № 48. 31 декабря 1999 г.

26. Юристы выходят в народ // Российская газета. N 52(4315). 15 марта 2007 г.

27. Информационная система «Консультант Плюс».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В _____________________________ суд

г. _____________________________________

Заявитель: ____________________________

Адрес: ____________________________

Судебный пристав исполнитель: _____

__________________________________

Дело N ________________________________

ЖАЛОБА

на действия судебного пристава-исполнителя

"___"__________ ___ г. ______________ судом г. __________________

принято решение по делу N ____________ о _______________________.

В производстве судебного пристава-исполнителя ___________________

находится исполнительный лист, выданный _________________ судом

г. __________________________.

При совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель

__________________ с "___"_________ ____ г. по "___"_________ ___ г.

неправомерно отказывает _______________ в ______________________,

чем нарушает ________________________________________________

(указать ссылки на законы и иные нормативно-правовые акты)

и права заявителя на __________________________________________.

В связи с вышеизложенным и в соответствие с ______________________________________________________________,

(указать статьи нормативных актов, на которых заявитель основывает свои требования)

а также со статьями 122 - 124, 128 ФЗ "Об исполнительном производстве",

ст. 441 ГПК РФ 45

ПРОШУ:

1. Признать действия судебного пристава-исполнителя ______________,

нарушающие право ____________________________________________

(указать, чье право нарушено)

_____________________________________________________________

(указать, какие права нарушены действиями пристава)

при совершении исполнительных действий по решению ________ суда

г. ___________ от "___"_________ ____ г. по заявлению _____________

к _______________ о ________________________, незаконными.

2. Обязать судебного пристава-исполнителя ________________ надлежащим образом исполнить, в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве", требования исполнительного документа (исполнительного листа) о ____________

_____________________________.

Приложения:

1. Копия жалобы на действия судебного пристава-исполнителя.

2. Копия решения ____________ суда г. __________ по делу N ______

от "___"____________ _____ г.

3. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства.

4. Доверенность представителя (если жалоба подписана представителем).

Заявитель

(представитель заявителя) _______________________

(подпись)

"___"______________ ____ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

В______________________суд

г. ____________________________

Истец: _______________________,

проживающий по адресу: _____

_______________________________

Ответчик: ____________________,

проживающий по адресу: _____

___________________________

третье лицо: _________________,

проживающее по адресу: ____

______________________________

Дело N _______________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о выдаче копии решения (определения) суда общей юрисдикции

"__"______________ ____ г. судьей __________________ районного

(городского) суда г. ___________________ было вынесено решение (определение) по делу N ______ о ________________________________.

В заседании суда я отсутствовал (или присутствовал). До настоящего времени я копию решения (определения) суда не получил.

На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 35, 214 (277) ГПК РФ

ПРОШУ:

1. Выдать мне копию решения (определения) от "__"____ ____ г., вынесенного ___________________________ районным (городским) судом г._______________ по делу N __________________ "__"_____________ ____ г.

(подпись заявителя)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

В _________________________ суд

Истец _________________________

(Ф.И.О., адрес)

Ответчик: _____________________

(наименование органа власти

или должностного лица,

адрес)

ЖАЛОБА

на неправомерные действия (бездействие) органа государственной

власти, органа местного самоуправления, должностного лица

"___"_____ ___ г. _____________________________________________

(указать наименование органа власти или должностного лица)

в отношении меня, ____________________________, были совершены

(Ф.И.О.)

неправомерные действия (бездействие) ________________________

_____________________________________________________________,

(указать, какие действия (бездействие))

нарушающие мои права и свободы, что подтверждается __________

_____________________________________________________________.

(привести обоснование)

На основании статей 1 - 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан",

ПРОШУ:

Обязать ____________________________________________________

(указать наименование органа власти или должностного лица)

выполнить __________________________________________________.

(указать, какие действия)

Приложения:

1. Доказательства, подтверждающие неправомерность действий ответчика.

2. Копия жалобы для ответчика.

3. Квитанция об уплате государственной пошлины.

"___"____________ _____ г. ____________/____________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

В _______________________________

(название суда)

районный суд <*> г. ___________

истец: _________________________,

(Ф.И.О.)

проживающий по адресу:______

________________________________,

ответчик:_______________________,

(отдел (управление)

внутренних дел)

адрес: __________________________

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о взыскании материального ущерба и компенсации морального

вреда, причиненных виновными неправомерными

действиями сотрудника милиции

"__"__________ ____ г. в 00 ч. 00 мин. я был задержан ________

___________________________________ сотрудником милиции отдела

(указать (управления) место задержания)

внутренних дел ____________________________ и направлен на медицинское

освидетельствование для определения наличия в организме алкоголя (наркотических веществ).

По результатам медицинского освидетельствования, проведенного

"___"_________ _____ г. в 00 ч. 00 мин. в ________________________

_____________________________________ было установлено, что у меня в организме

(наименование медицинского учреждения)

отсутствует алкоголь (наркотические вещества).

"___"________ ____ г. я обратился в _________________ районный

суд г. ______________________ с заявлением о признании незаконными действий сотрудника милиции.

Решением _______________ районного суда г. _____________ заявление было удовлетворено.

В результате неправомерного задержания, которое длилось в течение__ ____________________, мне причинен материальный ущерб

(указать время)

в сумме ____ (______________________) рублей, выразившийся_____

_________________________, что подтверждается _______________

_____________________________________________________________.

(привести необходимые доказательства, обосновывающие характер

причиненного ущерба и его сумму)

Кроме того, неправомерными действиями сотрудника милиции мне был причинен моральный вред, выразившийся в _______________________,

который я оцениваю в сумме (________________) рублей.

В соответствии со ст. 40 Закона РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г.,

ст.ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ, ст.ст. 131 - 132 ГПК РФ

ПРОШУ:

Взыскать с ответчика __________________________________________

в мою пользу:

1. Причиненный материальный ущерб в сумме (____________)рублей.

2. Компенсацию причиненного морального вреда в сумме (_______) рублей.

Приложения:

1. Копии искового заявления по числу ответчиков.

2. Решение суда о признании действий сотрудника милиции по задержанию незаконными.

3. Документы, обосновывающие сумму причиненного материального ущерба.

4. Доказательства, обосновывающие факт причинения морального вреда (справки медицинского учреждения, свидетельские показания и т.д.).

5. Квитанция об уплате госпошлины.

"__"_____________ ____ г. ___________/_____________/

(подпись)



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»