Международно-правовой режим мирового океана
2
Тема: «Международно-правовой режим мирового океана»
Содержание:
Введение
Основная часть.
Глава 1. Международное морское право:
1.1. Понятие международного морского права1.2. Источники международного морского праваГлава 2. Международно-правовой режим мирового океана:2.1. Правовой режим внутренних (морских) вод
2.2. Правовой режим территориального моря
2.3. Правовой режим прилежащей зоны
2.4. Правовой режим архипелажных вод
2.5. Правовой режим исключительной экономи-ческой зоны
2.6. Правовой режим континентального шельфа
2.7. Правовой режим открытого моря
2.8. Правовой режим Района мор-ского дна
2.9. Правовой режим проливов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Мировой океан с давних времен является средством коммуникаций между государствами, расположенными в различных частях земного шара, а также источником ресурсов, как живых, так и неживых. Отношения, которые возникали между государствами по поводу использования Мирового океана в различных целях, прежде всего для судоходства и рыболовства, вызывали, в свою очередь, необходимость соответствующего международно-правового регулирования.
Развитие и появление многообразных форм морской деятельнос-ти привели постепенно к появлению такой отрасли международного права, как международное морское право.
Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно- правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
Цель реферата - рассмотреть основные составляющие мирового океана:
· внутренние (морские) воды,
· территориальное море (территориальные воды),
· архипелажные воды,
· прилежащие зоны,
· исключительная экономи-ческая зона,
· континентальный шельф,
· открытое море,
· район мор-ского дна.
Основная часть
Глава 1. Международное морское право
1.1. Понятие международного морского права
Существует множество различных определений международного морского права. Выделим основные из них.
В учебнике по международному праву, подготовленном под редакцией профессоров Колосова Ю. М. и Кузнецова В. И., под понятием международное мор-ское право понимается совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанные с деятельностью по использованию Мирового океана11 Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000. - С. 284..
По мнению Молодцова С. В., международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокуп-ность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов22 Молодцов С. В. Международное морское право. М., 1987. - С. 172..
Гуцуляк В. Н. считает, что международное морское право - это отрасль международного права, объектом которой является сравнительно большой комплекс однородных международных отношений в связи с использованием Мирового океана33 Гуцуляк В. Н. Морское право. М., 2003. - С. 63..1.2. Источники международного морского праваДолгое время обы-чаи являлись единственным источником международного морского права. Однако уже в 18-м столетии стали появляться договоры, ко-торые касались, в частности, вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежными государствами. Толь-ко в 20-м столетии международное сообщество предпринимает успеш-ные шаги, направленные на урегулирование международных отноше-ний, связанных с многогранной деятельностью в Мировом океане, путем заключения многосторонних договоров.В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву на основе проектов статей, подготовленных Комиссией междуна-родного права ООН, были приняты четыре конвенции: о территори-альном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континенталь-ном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.Хотя концепции вступили в силу, однако их участниками явля-лось ограниченное число государств. По мнению новых, развивающихся государств, возникших в результате распада колониальной системы, эти конвенции не в полной мере учитывали их интересы. Данное обстоятельство, а также появление в результате научно-технического прогресса новых видов морской деятельности и новых возможностей в освоении Мирового океана явились причиной созыва в декабре 1973 года 3-й Конференции ООН по морскому праву. Ее работа завершилась подписанием 10 декабря 1982 г. всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву (вступила в силу 16 ноября 1994 г.; Россия -- участница с 26 февраля 1997 г.).Эта Конвенция характеризуется тем, что она, во-первых, включив многие положения Женевских конвенций 1958 года, тем самым подтвердила действовавшее международное морское право. Во-вторых, эта Конвенция явилась результатом прогрессивного развития международного права, поскольку в ней содержатся новые институты меж-дународного морского права. Она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года. В то же время Женевские конвенции продолжают действовать между участниками этих Конвенций, не присоединив-шихся к Конвенции ООН 1982 года.Источниками международного морского права являются и другие договоры. В качестве примера можно назвать Конвенцию по регулированию китобойного промысла 1946 года, Конвенцию о Международ-ных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море 1974 года и Протокол к ней 1978 года, Конвенцию о грузовой марке 1966 года, Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сброса-ми отходов и других материалов 1972 года, Международную конвен-цию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокол к ней 1978 года, Международную конвенцию относительно вмеша-тельства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязне-нию нефтью, 1969 года и Протокол к ней 1973 года и др. Ряд много-сторонних договоров кодифицировал обычные нормы международного права. Для государств-неучастников многие положения таких дого-воров действуют в качестве обычных норм.Государства заключают и двусторонние договоры, касающиеся международного морского права. Наиболее распространенными из них являются договоры о морском судоходстве, в которых, в част-ности, имеются положения о доступе иностранных судов в порты и о правовом режиме таких судов в портах11 Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000. - С. 285..Определенную роль в международном морском праве играет национальное законодательство, поскольку различные нормативные акты государств содержат положения, направленные на имплементацию международно-правовых норм, касающихся режима морских пространств, либо устанавливают правила пользования определен-ными пространствами, например внутренними водами. В России к таким актам относятся Федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде-рации» Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде-рации» (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3833., ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ, 04.12.1995, № 49, ст. 4694., ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания 1999 года. Кодекс торгового мореплавания содержит положения, касающиеся, в частности, таких вопросов, как понятие судна, правовой режим пор-тов, права капитанов портов в отношении иностранных судов и т. д. С физико-географической точки зрения Мировой океан един. Между тем с правовой точки зрения он, как и все остальные пространства (территории), подразделяется на пространства, находящиеся под суверенитетом государств, и на пространства, находящиеся за пределами действия суверенитета какого-либо государства. К первым относятся:· внутренние (морские) воды, · территориальное море (территориальные воды), · архипелажные воды.А ко вторым: · прилежащие зоны, · исключительная экономи-ческая зона, · континентальный шельф, · открытое море, · район мор-ского дна. Кроме того, имеются и такие морские пространства, как проливы, используемые для международного судоходства, в которых установлен особый режим судоходства.2. Международно-правовой режим мирового океанаРежим морских пространств устанавливается под влиянием двух факторов: необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех государств, с одной стороны, и учета интересов прибрежных государств - с другой11 Малинин С. А. Избранное. СПб., 2003..Рассмотрим в отдельности правовой режим каждого из пространств Мирового океана.
Правовой режим внутренних (морских) вод.
К внутренним (морским) водам согласно Конвенции ООН 1982 го-да относятся заливы (бухты, лиманы, губы), ширина входа в которые не превышает 24 морских миль, исторические заливы и воды портов, а также воды, расположенные между береговой линией государства и прямыми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря (территориальных вод)22 Конвенция Организации объединенных наций по морскому праву, 1982г..
Внутренние морские воды находятся под исключительным суверенитетом прибрежного государства. Пользование такими водами, в том числе в целях судоходства, рыболовства либо проведения науч-ных исследований, может осуществляться иностранными государ-ствами на условиях, определяемых прибрежным государством.
В соответствии с международным правом государства имеют право объявлять те или иные заливы, ширина входа в которые превышает 24 морские мили, историческими.
Однако историческими могут быть только такие заливы, которые в силу географического положения имеют большое значение для безопасности и экономики прибрежного государства и в отношении которых оно длительное время осуществляет свои акты власти, о чем должно быть известно и другим государствам.
В настоящее время к историческим заливам относятся, например, залив Петра Великого (Россия), Гудзонов залив (Канада), Варангер-фьорд и Вест-фьорд (Норвегия)11 Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000..
Гуцуляк В. Н. называет следующие исторические заливы: Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт (Великобритания), Делавэр, Монтерей (США) и др.22 Гуцуляк В. Н. Морское право. М., 2003.
Особое значение для морского судоходства имеют порты. Поскольку порты и их воды находятся под суверенитетом государства, то оно само, в одностороннем порядке, определяет, какие порты мо-гут быть открыты для захода и пребывания иностранных судов, и устанавливает правовой режим пребывания таких судов в портах. В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1998 г. морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства России. Все иностранные суда, за исклю-чением военных кораблей и других государственных судов, исполь-зуемых в некоммерческих целях, могут заходить в такие порты. При пребывании в портах иностранные суда, а также находящиеся на их борту пассажиры и члены экипажей подпадают под действие уголов-ной, гражданской и административной юрисдикции государства порта.
Особый порядок захода и пребывания в портах устанавливается для военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях.
Внутренние (морские) воды являются частью территории прибрежного государства, которое пользуется в них своим суверенитетом, как и на сухопутной территории, безо всяких исключений.
Правовой режим внутренних (морских) вод определяется внутренним законодательством государства, которое обязательно для исполнения всеми невоенными судами.
Правовой режим территориального моря.
Под территориальным морем понимает-ся морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии) либо к внешнему пределу внутренних вод и над которым прибрежное государство осуществляет свой суверени-тет. Суверенитет распространяется на поверхность и толщу мор-ской воды, воздушное пространство над территориальным морем и на его дно и недра. В случае государства-архипелага территориаль-ное море примыкает к архипелажным водам такого государства.
В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года ширина террито-риального моря не может превышать 12 морских миль (ст. 3)11 Конвенция Организации объединенных наций по морскому праву, 1982г..
Правовой режим террито-риального моря определяется также Конвенцией «О территориальном море и прилежащей зоне» 1958г.
В соответст-вии с Конвенцией 1982 года государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (нормаль-ные или обычные исходные линии) либо прямые исходные линии.
На 1 января 2002г. 135 стран имели территориальное море шириной до 12 миль. Территориальное море за общепризнанным 12-мильным пределом объявили: Либерия (200 миль), Перу (200 миль), Никарагуа (200 миль), Конго (200 миль), Эквадор (200 миль), Сомали (200 миль), Танзания (50 миль), Бенин (200 миль) и др. - всего 12 стран.
В соответствии с международным правом суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море. Под мирным проходом понимается плавание через территориаль-ное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутрен-них вод, включая порты. Такой проход должен быть непрерывным и быстрым. Проход является мирным только в том случае, если он не наруша-ет мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государ-ства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода.
Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного прохода. Тем не менее, прибрежное государство может осуществлять уголовную юрисдикцию в следую-щих случаях: 1) если последствия преступления распространяются на это государство; 2) если преступление нарушает мир, добрый порядок или безопасность этого государства; 3) если капитан, дипло-матический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли нарко-тическими или психотропными веществами.
Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное судно через территориальное море транзитом или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутренних вод.
Правовой режим прилежащей зоны.
Под прилежащей зоной понимается зона, прилегающая к терри-ториальному морю и в пределах которой прибрежное государство осуществляет контроль в строго определенных международным пра-вом целях.
Правовой режим прилежащей зоны определяется Конвенцией «О территориальном море и прилежащей зоне» 1958г. Положения международного права относительно прилежащих зон также нашли свое закрепление в Конвенции ООН 1982 года.
Ширина прилежащей зоны составляет 24 морские мили, которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и ширина территориального моря. Прилежащая зона может устанавливаться для осуществления контроля в отношении иностранных судов, направляющихся в тер-риториальное море, в целях недопущения нарушений таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил при-брежного государства, а также в целях наказания за нарушения таких законов и правил.
Прибрежное государство может установить прилежащую зону, в которой осуществляются все виды контроля, либо может установить такую прилежащую зону, в которой будут осуществляться лишь один или несколько видов контроля. Государства обязаны объявлять об установлении тех или иных прилежащих зон.
Правовой режим архипелажных вод.
Архипелажные воды - это воды государства-архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий, соеди-няющих наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Длина таких линий не должна, как правило, превышать 100 миль, а соотношение между площадью водной поверхности и суши, включая атоллы, может составлять от 1 : 1 до 9 : 1. Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что государства-архипелаги могут использовать до 3% от общего чис-ла исходных линий, замыкающих архипелаг, до максимальной длины в 125 морских миль.
Государство-архипелаг - это государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. Под архипелагом понимается группа островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое геогра-фическое, экономическое и политическое целое или историчес-ки считаются таковым. К государствам-архипелагам относятся, например, Филиппины, Индонезия, Сейшельские Острова, Багам-ские Острова, Мальдивы, Кабо-Верде, Фиджи и др.
Правовой режим архипелажных под определяется тем, что на них распространяется суверенитет государства-архипелага. Суверенитет также распространяется на воздушное пространство над архипелажные водами и на их дно и недра. Суверенитет государства-архипе-лага над архипелажными водами осуществляется с соблюдением норм международного права, зафиксированных в Конвенции ООН 1982 года.
Правовой режим архипелажных вод характеризуется тем, что для иностранных судов устанавливается, как общее правило, право мир-ного прохода. Однако в целях обеспечения интересов международ-ного судоходства Конвенция 1982 года предусматривает право архипелажного прохода. Под архипелажным проходом понимается осуществление права нормального судоходства с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной эко-номической зоны в другую часть открытого моря или исключитель-ной экономической зоны.
Государства-архипелаги вправе устанавливать морские коридоры шириной 50 морских миль через архипелажные воды и прилегающее территориальное море. Государство-архипелаг не может в одностороннем порядке уста-навливать морские коридоры или предписывать схемы разделения движения. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года государство-архипелаг должно направить свои предложения о морских коридо-рах Международной морской организации. Только после утверждения этой Организацией указанных предложений государство-архипелаг может устанавливать морские коридоры и предписывать схемы раз-деления движения.
Правовой режим исключительной экономи-ческой зоны.Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему11 Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000.. Ширина экономической зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.В исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат права, которые определены Конвенцией ООН 1982 года. Прежде всего, это суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах. Прибрежному государ-ству принадлежит юрисдикция в отношении создания и использо-вания искусственных островов, сооружений и установок, морских научных исследований и защиты и сохранения морской среды. Особые права принадлежат прибрежному государству в отноше-нии живых ресурсов. Другие государства могут осуществлять какую-либо деятельность, связанную с живыми ресурсами, только при получении соответствую-щего согласия или разрешения прибрежного государства. В частнос-ти, рыболовство в исключительной экономической зоне осуществля-ется, как правило, на основе договоров, заключаемых с прибрежным государством. Прибрежному государству принадлежит исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок в ис-ключительной экономической зоне, а также исключительное право разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование названных сооружений. Юрисдикция прибрежного государства в отношении защиты и сохранения морской среды означает, что прибрежное государство вправе принимать законы и правила для предотвращения, сокраще-ния и сохранения под контролем загрязнения морской среды, вызван-ного, например, захоронением либо сбросом с судов. Однако такие законы и правила должны соответствовать общепринятым междуна-родным нормам и стандартам11 Молодцов С. В. Международное морское право. М., 1987..Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что другие государства в исключительной экономической зоне пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных трубопроводов и кабе-лей и другими видами использования моря, относящимися к назван-ным свободам. Более того, к исключительной экономической зоне применяются положения Конвенции ООН 1982 года, относящиеся к правовому режиму открытого моря, за исключением положений, несовместимых с правовым режимом исключительной экономической зоны. В частности, это касается в первую очередь экономических аспектов деятельности в исключительной экономической зоне, напри-мер разведки и разработки природных ресурсов этой зоны.Для осуществления своих прав, вытекающих из международного права относительно исключительной экономической зоны, прибреж-ными государствами принимаются соответствующие законы и пра-вила.Правовой режим континентального шельфа.В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года прибрежным государствам принадлежат определенные права в таком морском пространстве, как континентальный шельф.В соответствии с Конвенцией 1982 года континентальный шельф - это морское дно и недра подводных районов, простира-ющихся за пределы территориального моря прибрежного государ-ства до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых от-считывается ширина территориального моря. Как правило, естественная внешняя граница континентального шельфа простирается не далее 200 морских миль. Однако в некоторых случаях, например у берегов Аргентины, континентальный шельф простирается значительно дальше 200 морских миль.Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств (ст. 2)11 Конвенция «О континентальном шельфе» 1958 г..Права прибрежных государств в пределах континентального шельфа являются исключительными. Прибрежному государству принадлежит исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок и про-ведение бурильных работ. Оно может разрешать и регулировать осу-ществление данных видов деятельности. Необходимо отметить, что права прибрежного государства на кон-тинентальный шельф не затрагивают правового статуса покрываю-щих его вод и воздушного пространства над ним.Другие государства обладают правом прокладки подводных трубопроводов и кабелей на континентальном шельфе. Однако определе-ние трассы для подводных трубопроводов и кабелей осуществляется по согласованию с прибрежным государством, которое не должно препятствовать такой прокладке.Конвенция ООН 1982 года предусмотрела обязанность прибрежного государства производить по истечении первых пяти лет добычи ежегодные отчисления или взносы натурой Международному органу по морскому дну в связи с разработкой неживых ресурсов континен-тального шельфа за пределами 200 морских миль. Международный орган по мор-скому дну распределяет полученные отчисления или взносы между развивающимися государствами-участниками Конвенции 1982 го-да на основе принципа справедливости.Правовой режим открытого моря.Как следует из Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, открытое море включает все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Открытое море находится в общем и равном пользовании всех государств.Правовой режим открытого моря характеризуется тем, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Это является принципом свободы откры-того моря. Данный принцип носит общий характер. Открытое море открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету. Свобода открытого моря осуществляется в условиях, определяемых настоящими статьями и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных, так и для неприбрежных государств:1) свободу судоходства,2) свободу рыболовства,3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы,4) свободу летать над открытым морем (ст. 2)11 Конвенция «Об открытом море» 1958 г..Государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Это предполагает, в частности, что госу-дарство ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения без-опасности в море. Государство само определяет условия предоставле-ния судам права плавать под его флагом и порядок их регистрации.Необходимо отметить, что военные корабли и государственные суда пользуются безусловным иммунитетом от актов вмешательства иностранных государств.Международное право предусматривает необходимость сотрудничества государств в борьбе с перевозкой рабов, пиратством, несанк-ционированным вещанием из открытого моря, незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами.Хотя Конвенция ООН 1982 года закрепляет принцип свободы рыболовства в открытом море, тем не менее, при осуществлении этой свободы государства должны соблюдать договорные обязательства, а также права и интересы прибрежных государств.Запасы живых ресурсов Мирового океана не являются неисчерпаемыми. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед человече-ством, является сохранение живых ресурсов. Эта задача может быть решена только путем сотрудничества государств. Государства на ос-нове научных данных определяют размер допустимого улова и принимают меры с целью поддержания или восстановления популяций вылавливаемых видов живых ресурсов открытого моря.В указанных целях государства могут заключать договоры, создавать региональные и субрегиональные организации по рыболовству. В качестве региональных организаций действуют, например, Индо-Тихоокеанская комиссия по рыболовству, Генеральный совет по рыболовству в Средиземном море, Региональная консультативная комиссия по рыболовству в Юго-Западной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Индийском океане и др.Правовой режим Района мор-ского дна.Основу правового режима Района определяют следующие принципы. Во-первых, Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Во-вторых, ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отноше-нии какой-либо части Района или его ресурсов. В-третьих, все права на ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого дей-ствует Международный орган по морскому дну. Эти ресурсы не подлежат отчуждению иначе, как на основании междуна-родного права. В-четвертых, государства, физические и юридические лица могут претендовать на права или на полезные ископаемые, до-бываемые в Районе. В-пятых, государства несут ответственность за ущерб, причиненный в результате невыполнения своих обязанностей в связи с деятель-ностью в Районе. В-шестых, Район используется исключительно в мирных целях. В-седьмых, морские научные исследования в Районе осуществляются исключительно в мирных целях и на благо всего человечества.При осуществлении деятельности в Районе должны приниматься все необходимые меры для защиты окружающей среды от загрязне-ния. Все археологические и исторические объекты, найденные в Райо-не, сохраняются или используются на благо всего человечества.Особенностью правового режима является то, что деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества. Деятельность в районе осуществляют Ор-ган и государства. Государства осуществляют свою деятельность на основе письменного плана работы, утвержденного Советом Органа.Международный орган по морскому дну является международной организацией. Он создан в соответствии с Конвенцией ООН 1982 года и начал свою деятельность в 1996 году. Штаб-квартира Органа - г. Кингстон (Ямайка). Членами Органа являются все государства - участники Конвенции 1982 года.Правовой режим проливов.Международные проливы соединяют моря, омывающие берега различных государств, и играют большую роль в международном судоходстве. Проливы, ведущие к внутренним водам прибрежного государства, если оба их берега принадлежат этому государству, считаются внутренними водами.
Международные морские проливы делятся на две основные группы11 Гуцуляк В. Н. Морское право. М., 2003.:
· морские пути, соединяющие открытые моря (например, Гибралтарский и Магелланов проливы);
· морские пути, соединяющие открытое море с замкнутыми морями (например, Балтийские проливы).
В проливах, используемых для международного судоходства, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода. Под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив.
В международных проливах государства, граничащие с ними, мо-гут устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов, если это вызывается необходимостью обеспечения безопаснос-ти судоходства. Такие коридоры и схемы должны соответствовать международным правилам. Предложения об их установлении государства должны передавать Международной морской организации. Эта организация после согласования с государствами, граничащими с проливами, утверждает морские коридоры и схемы разделения дви-жения. После этого возможны установление, предписание или заме-на морских коридоров и схем разделения движения. Суда при осу-ществлении транзитного прохода обязаны соблюдать предписанные морские коридоры и схемы разделения движения.
Государства, граничащие с проливами, обязаны не препятствовать транзитному проходу и сообщать о любой опасности для судоходства в проливе. Какое-либо приостановление транзитного прохода через международные проливы запрещено. В том случае, если пролив соединяет территориальное море како-го-либо государства с частью открытого моря или исключительной экономической зоной, в таком проливе действует право мирного про-хода. Режим мирного прохода применяется и в проливе, образуемом островом государства, граничащего с проливом, и его континенталь-ной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удоб-ный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. Мирный проход в этих проливах имеет такой же правовой режим, что и мирный проход в территориальном море, за исключением того, что мирный про-ход в указанных проливах не может быть даже временно приоста-новлен.
Имеется ряд проливов, правовой режим в которых установлен полностью или частично действующими специальными конвенция-ми. К ним относятся Черноморские и Балтийские проливы, а также Магелланов пролив.
Регламентация плавания по датским проливам осуществляет-ся Трактатом об отмене пошлин, взимаемых с судов и грузов при проходе их через проливы Зунда и обоих Бельтов, от 14 мар-та 1857 г., а по черноморским - Конвенцией о режиме проли-вов, подписанной 20 июля 1936 г. в Монтрё взамен Лозаннской Конвенции от 24 июля 1923 г.11 Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997..
Гибралтарский пролив расположен между южной оконеч-ностью Пиренейского полуострова Европы и северо-западной частью Африки. Он соединяет Средиземное море с Атлантичес-ким океаном, имеет длину 59 км, ширину - от 14 до 44 км. Территория пролива контролируется тремя крупными портами: Гибралтаром (принадлежит Великобритании), Альхесирасом (Ис-пания) и Танжером (Марокко). Основы правового режима про-лива были определены соглашениями Великобритании, Фран-ции и Испании 1904 и 1907гг.
Магелланов пролив, соединяющий Атлантический и Тихий оке-аны, располагается между южной оконечностью Южной Амери-ки и архипелагом Огненная Земля. Пролив имеет 575 км в длину. Наименьшая ширина - 2,2 км. Режим пролива был регламенти-рован в двустороннем договоре между Аргентиной и Чили от 23 июля 1881 года, исходя из его нейтрализованности и свободы для плавания торговых и военных судов всех государств. Договор между Аргентиной и Чили 1941 г. отменил нейтра-лизацию канала и предусмотрел свободу судоходства по нему только для плавания торговых и военных судов всех государств. Лишь последующее развитие морского права изменило ситуа-цию.
Заключение
Итак, мы рассмотрели все составляющие мирового океана, а именно:
· внутренние (морские) воды,
· территориальное море (территориальные воды),
· архипелажные воды,
· прилежащие зоны,
· исключительная экономи-ческая зона,
· континентальный шельф,
· открытое море,
· район мор-ского дна.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что международное морское право - это отрасль международного права, определяющая правовой статус морских пространств и порядок использования пространств и ресурсов в мирных целях.
Международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т. д.
Следует также помнить, что необходима тщательная охрана и защита Мирового океана.
Список используемой литературы:
1 Конвенция «Об открытом море» от 29.04.1958 г.
1. Конвенция «О континентальном шельфе» от 29.04.1958 г.
2. Конвенция Организации объединенных наций по морскому праву от 10.12.1982г.
3. Конвенция «О территориальном море и прилежащей зоне» от 29.04.1958г.
4. Аджаров К. А. Мировой океан: правовой режим. Краснодар, 1983г.
5. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997 г.
6. Гуцуляк В. Н. Морское право. М., 2003 г.
7. Малинин С. А. Избранное. СПб., 2003 г.
8. Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2000г., с. 284.
9. Мировой океан и международное право / По ред. А.П. Мовчана, А. Янкова. М., 1986г.
10. Молодцов С. В. Международное морское право. М., 1987 г.