рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

рефераты

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Введение
 
      За последние 10-15 лет международные отношения претерпели ряд качественных изменений, в результате чего наступил новый этап и в развитии норм международного права. На формирование сегодняшнего мирового сообщества оказывают влияние современные факторы, обусловленные структурными изменениями в мировой политике и экономике. Не отрицая положение государства как основного субъекта международного права надо признать, что в настоящее время в международной жизни задействовано большое число субъектов другого типа. Самым ярким примером можно считать влияние антитеррористического движения на отношения между государствами в начале ХХIвека.
      Такие вопросы, как права человека, а также обеспечение мира и безопасности, давно вышли за пределы внутреннего регулирования государств.
      Помимо роста числа международных организаций, расширения их компетенции, в международном общении все большее место занимают организации смешанного типа, членами которых могут быть как государства, так и неправительственные организации, субъекты федераций, транснациональные корпорации, обыкновенные юридические лица. Особенно их роль возрастает в решении гуманитарных, природоохранных  вопросов.
     Международное гуманитарное право неразрывно связано с движением и работой этих организаций, развитие МГП сегодня не остановилось; общественную значимость его трудно переоценить в условиях все еще продолжающих вспыхивать в различных регионах земли вооруженных конфликтов; гуманитарное право дополняет право прав человека, постоянно расширяется сфера его применения.
  Поэтому темой своего исследования я выбрал Международное Гуманитарное Право, так как она остается на сегодняшний день одной из самых актуальных и мало изученных тем в Международном Праве, международных отношениях. Международные конфликты в самых разных регионах Земли влекут за собой смерть, страдания людей, разрушение, нарушают экологию планеты.   Сегодня, когда в результате научно-технического прогресса создано атомное, водородное, лазерное и иное оружие массового уничтожения, способное погубить человечество, возрастает значение правового регулирования вооруженных конфликтов.
    К сожалению, Международное Гуманитарное Право (МГП) недостаточно изучается как в школах, так и в армии и гражданским населением многих стран, в том числе и России. Без знания положений МГП населением и даже властями некоторых стран нормы и принципы Женевских конвенций лишаются своей действительности, теряют смысл.
  Цель моей работы – узнать как можно больше о МГП, понять, для чего оно создано, на чем основано, каковы его принципы и нормы, как оно воздействует на вооруженные конфликты, почему оно так необходимо для всех людей, живущих на планете Земля.
  С целью понять необходимость соблюдения правовых норм, защищающих жертвы вооруженных конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий, я поставил перед собой определенные задачи:
  1. Изучить материалы по МГП, необходимые документы, законодательство, исторические факты, статистические данные.
  2. В своей работе я попытаюсь дать понятие Международного Гуманитарного Права, определить отличие его от других отраслей Международного права, изучить историю Гуманитарного права и причины его возникновения.
   3. Затем постараюсь систематизировать принципы, на которых основывается МГП, определю его источники и правовые основы, а также нормы, структуру и сферы действия МГП. Необходимо также отметить неразрывную его связь с работой Международного Комитета Красного Креста (МККК) и Красного Полумесяца, с Организацией Объединенных Наций (ООН), а также уделить внимание осуществлению контроля за выполнением норм МГП, определению ответственности за их нарушения, обучению и просвещению МГП.                                                                                                                                                                        
 
ГЛАВА 1. Основные положения международного гуманитарного права
 
     Международное   гуманитарное   право   –  это  самостоятельная  отрасль
международного права, представляющая собой совокупность юридических норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов и ограничение средств и методов ведения войны. Его главное предназначение – регулирование поведения участников  международных и немеждународных вооруженных конфликтов с целью смягчения тяжелых последствий этих конфликтов. Оно предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.
  Понятие «международное гуманитарное право» прочно вошло в международное право. Появлению этого понятия мы обязаны швейцарскому профессору Ж. Пикте, который впервые в 50-х годах ввел его в обращение.   До начала ХХ века международное право делилось на две примерно равные части – право войны и право мира. В современном международном праве сложилась новая отрасль – международное гуманитарное право, которое в свою очередь является частью системы норм и принципов, касающихся прав человека в целом.
   МГП и право прав человека тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, но все же они выступают как различные, самостоятельные отрасли международного права. Они отличаются друг от друга по содержанию и по условиям применения. Право прав человека регулирует главным образом отношения между государством и его гражданами и применяется как в мирное время, так и в период вооруженного конфликта. Большинство же норм МГП применяется лишь в период вооруженного конфликта, т.к. они регулируют отношения между противоборствующими сторонами в конфликте. Эти отрасли права развивались отдельно и отражены в разных международно-правовых актах.
  В литературе можно встретить также такие понятия, как «международное право в период вооруженного конфликта» или «право Женевы». Четыре Женевские Конвенции и два Протокола сейчас составляют основу современного гуманитарного права. Они систематизировали огромный нормативный материал, благодаря чему гуманитарное право относится к одной из наиболее кодифицированных отраслей международного права.
 Следует отметить, что в МГП уже имеются нормы, которые выходят за рамки главного предмета регулирования – защиты жертв вооруженных конфликтов. Нормы морали играют весьма важную роль как источник МГП, оно удачно сочетает в своем наименовании два понятия – правовое и гуманитарное.                                                                                                               
В современном МГП слилось три направления в развитии международного права:
 установление правил ведения войны и применения оружия  («право
Гааги»),
защита жертв вооруженных конфликтов («право Женевы») и
защита основных прав человека («право Нью-Йорка»).  
  Сфера  применения   МГП  постоянно  расширяется ,  это  ведет  за  собой
изменения в систематизации принципов МПГ.
        Профессор Ж.Пикте свел принципы МГП в три группы: основополагающие принципы, общие принципы и принципы, которыми должны руководствоваться воюющие стороны в вооруженных конфликтах.
 
1.   Основополагающие принципы  
1.     МГП имеет всеобщее действие и должно соблюдаться безусловно и при любых обстоятельствах.
2.     Применение МГП не означает вмешательства во внутренние дела или в конфликт и не затрагивает суверенитета или правового статуса конфликтующих сторон.
3.     Медицинский персонал, транспорт и учреждения, имеющие надлежащие опознавательные знаки, неприкосновенны и нейтральны.
4.     Необходимо строго соблюдать различие между комбатантами и гражданским населением с тем, чтобы выполнять нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий.
5.     Государство обязано как на национальном, так и на международном уровне обеспечить гуманное обращение с лицами, оказавшимися в его власти.
6.     Запрещается дискриминация по любому признаку.
7.     Серьезное нарушение норм МГП – уголовное преступление, подлежащее наказанию.
2. Общие принципы 
           Общие принципы тесно связаны с основными правами человека.
1.     Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологи-
ческой неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.
2.     Каждый имеет право на признание его прав перед законом, на обще-
     принятые  юридические гарантии. Никто не может отказаться от прав,                                      
 предоставленных ему гуманитарными конвенциями.
      3.  Запрещаются пытки, унизительное или бесчеловечное наказание.  
 Запрещаются репрессалии, коллективные наказания, захват заложни-
 ков. Запрещается нападение на  гражданское население, на обозначен-
 ные МГП гражданские объекты.
       4. Никто не может быть лишен собственности незаконным путем. Окку-
     панты не являются владельцами гражданских объектов, а лишь могут
     распоряжаться захваченным имуществом .  Оккупационные  власти обязаны принимать меры по сохранности этого имущества.  
                                                                                                                                 
3. Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных                                                             конфликтов и ведения военных действий
1.     Запрещаются недозволенные виды оружия и методы ведения войны.
Не должны разрабатываться новые виды, если они нарушают нормы и принципы МГП или иные международные соглашения.
2.     Воюющая сторона не должна наносить противнику ущерб, несоиз-
меримый с целью войны, т.е. с уничтожением или ослаблением военной мощи противника.   
3.     Запрещаются вероломство, т.е. симуляция стремления к переговорам,
использование военной формы противника, знаков ООН, Красного
Креста и другие аналогичные методы.
4.     При ведении военных действий должна проявляться забота о защите
природной среды.
  Главным принципом МГП был и остается принцип гуманности, который пронизывает и объединяет все составные части и все нормы МГП.
 
            Во все времена вооруженные конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжелым человеческим и материальным потерям. Почти всегда война – это трагедия. За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира. В наполеоновских войнах (1805-1815г.г.) число убитых составило около миллиона человек. Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий. Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, примерно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.
   Попытки смягчить ужасы войны и уменьшить ее разрушительный характер столь же древние, как и сами войны. Процесс гуманизации войн не является исключительно поступательным, скорее его можно представить в виде ломаной линии с пиками и провалами, где примеры гуманности чередуются с варварством. Еще в глубокой древности некоторые  военачальники не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Во все исторические эпохи существовали обычаи, законы отдельных правителей, договоры между государствами, военачальниками, отразившие стремление уменьшить страдания, вызываемые вооруженными конфликтами, путем введения правил поведения их участников. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. Воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником.   Однако,  вплоть   до  второй
половины ХIХ века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. 
ГЛАВА 2. Основные источники международного гуманитарного права
 Первым письменным многосторонним международным договором стала   Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и
разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Документ был довольно скромен как по содержанию (10 статей), так и по числу участников (16 государств). Конвенция устанавливала, что специально подготовленным персоналом раненым уже на поле боя будет оказываться помощь, и они будут доставляться в госпитали. Помощь должна оказываться всем раненым, и своим, и неприятельским. Персонал, оказывающий помощь раненым, нейтрален и неприкосновенен, Его нельзя брать в плен. Для его опознания был утвержден особый знак – Красный Крест на белом фоне. Женевская конвенция быстро показала свою эффективность. Так, Пруссия подписала конвенцию, и принятые ею меры в войне с Австрией спасли жизнь сотням раненых. Австрия не подписывала конвенцию, не принимала мер по ее выполнению, и после одного из сражений около 800 раненых австрийцев, оставшихся на поле боя, умерли, не получив необходимой помощи. Первым военным конфликтом, в котором обе стороны придерживались положений Женевской конвенции, была сербско-болгарская война 1885 г. Смертность в ней от ран и болезней составила 2%.
       Женевская конвенция положила начало гуманитарному праву. Ее эффективность была связана с активностью Красного Креста. Увеличивалось число стран, где существовали его общества, росло число членов в них, улучшалось финансовое обеспечение и материальная база (членские взносы и пожертвования). На базе Женевского Красного Креста в 1880 г. Сложился Международный Комитет Красного Креста (МККК), способный оказывать гуманитарную помощь странам, между которыми разгорались военные конфликты. 
        Переломным моментом в установлении определенных правил ведения войны и запрета определенных видов оружия стало принятие первой Гаагской конференцией мира 1899 г.(подтвержденной затем второй Гаагской конференцией 1907г.) конвенции о законах и обычаях сухопутной войны. На международных конференциях в Гааге и в Санкт-Петербурге (1868г.), в подготовке и проведении которых деятельное участие принимала Россия, был достигнут ряд соглашений об ограничении применения средств и методов ведения войны, был определен статус воюющего (комбатанта), статус, права и обязанности военнопленных, она подтвердила принцип, выдвинутый Брюссельской декларацией 1874г.: «Воюющие не пользуются неограниченным правом выбора средств нанесения вреда неприятелю». Большое место было отведено защите гражданского населения.
       Женевские  конвенции 1929 г. о раненых и больныхуточнили некоторые прежние нормы и установили новые положения: а) если даже какой-либо из
участников конфликта не участвовал в конвенции, то это не освобождало другие стороны конфликта от соблюдения гуманитарных норм; б) конвенции обязывали воюющую сторону, захватившую неприятельский медицинский персонал, вернуть его назад. Конвенциями 1929г. Принято принципиальное решение: они опустили прежние статьи, касавшиеся взаимности применения (на условиях взаимности). Трудно представить, в какой кошмар превратилась бы вторая мировая война, если бы на пренебрежение фашистской Германией и ее союзниками всеми гуманитарными правилами Гаагской конвенции страны антигитлеровской коалиции ответили бы тем же. Конвенции 1929г. признали право за мусульманскими странами использовать в качестве опознавательного знака вместо Красного Креста Красный Полумесяц.
    С принятием конвенции 1929г. произошло становление гуманитарного права, его стали рассматривать как самостоятельную подотрасль права войны. Тенденция шла в сторону выделения гуманитарного права в отдельную отрасль общего международного права. В настоящее время нормы международного гуманитарного права воплощены в более чем 80 международных соглашениях.
  Международные соглашения, регулирующие права человека, подразделяются на три группы:  
  В первую входят такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека и другие акты, которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира.
  Во вторую группу входят международные Конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Это главным образом отдельные положения Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г.
  Наконец, в третью группу входят международные документы, в которых регламентируется ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. К этой группе относятся, главным образом, Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.
  Принципы и нормы, закрепленные в этих международных соглашениях, должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Действие многих из них не может быть приостановлено государствами даже во время войны. Данные нормы и принципы должны
соблюдаться повсеместно, а их изучение имеет важное значение для всех, кому дороги интересы мира и международной безопасности.
  Первая и вторая мировые войны и сопровождавшие их вооруженные конфликты выявили как эффективность тех или иных гуманитарных норм, так и недостатки и изъяны Женевских Конвенций. Возникла необходимость в юридическом осмыслении накопленного опыта и выработке новых документов, которые дали бы гуманитарному праву прочную базу, адекватную новым реалиям.
   Эту задачу выполнили четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977г. Эти договоры имеют универсальный характер. Так, участниками четырех Женевских конвекций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного протокола  - 152 государства, Дополнительного протокола II-144 государства.
   Первая Женевская конвенция обеспечивает правовую защиту больных и раненых в действующих армиях. Она сосредоточила материал о раненых и больных, санитарных формированиях и учреждениях, личном составе ухаживающих лиц, санитарном транспорте, употреблении отличительной эмблемы. Конвенция уточнила, расширила и кодифицировала нормативный материал прежних конвенций, вместе с тем в ней имеются дополнительные нормы. Так, конфликтующие стороны обязаны зарегистрировать все данные о личности раненых, больных и умерших неприятельской стороны до передачи в Справочное Бюро по делам военнопленных с последующей передачей в Центральное Справочное Агенство. Стороны обязаны обмениваться данными о способах и методах захоронения умерших. Постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования не могут ни при каких обстоятельствах быть подвергнуты нападению. Конвенция Iустанавливает, что личный состав санитарных учреждений может быть вооружен для самообороны и защиты раненых и больных. Разрешается с этой целью выставлять пикеты, часовых или конвой. Гуманитарная деятельность санитарных учреждений распространяется не только на комбатантов, но и на гражданских лиц. Стороны могут создавать санитарные зоны и местности, защищенные от военных действий. Персонал, попавший во власть противной стороны, будет задерживаться лишь в той мере, в какой этого будут требовать «санитарное состояние, духовные потребности и количество военнопленных». Эти задержанные лица не будут считаться военнопленными, но будут пользоваться преимуществами Женевских конвенций. Транспортировка раненых и больных гражданских лиц, инвалидов, рожениц приравнивается к транспортировке раненых и больных из вооруженных сил. Предусматривается свободный пропуск посылок  для  покровительствуемого  населения,  а  также  право переписки с
родными и близкими. Каждая из сторон будет содействовать розыску пропавших лиц.                                                                            
  Вторая конвенция – об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море – призвана учесть специфику войны на море. Она во многом повторяет статьи Конвенции I, отклоняясь от них там, где речь идет о морской специфике. Так, определяется термин «кораблекрушение». Любому военному судну разрешается передача раненых с других судов, если это позволяет состояние раненых. Предусматривается розыск раненых и больных, чтобы подобрать их и обеспечить им необходимый уход, а также розыск мертвых. Погребение производится по возможности индивидуально, с отчетом об этом. Госпитальные суда пользуются таким же покровительством и защитой, как и наземные санитарные учреждения. Торговые суда, превращенные в госпитальные, остаются таковыми до конца военных действий. Повторены положения о санитарном транспорте, запрещении использовать в иных целях отличительную эмблему, а также определяется оформление госпитальных судов.                                              
  Третья конвенция – об обращении с военнопленными – вобрала все принципы и нормы, которые содержатся в Гаагской конвенции. К ней приложено типовое положение о репатриации и госпитализации в нейтральной стране. Конвенция подробно и конкретно устанавливает правила обращения с военнопленными с момента попадания в плен до репатриации из плена. Здесь и правила в отношении личных вещей военнопленного, создания лагерей для военнопленных, их интернирования, питания и одежды, гигиены и медицинской помощи, медицинского и духовного персонала для военнопленных, правила об осуществлении религиозных обрядов, поощрении интеллектуальной, спортивной и просветительской деятельности. Специальные статьи посвящены дисциплине в лагерях, сохранению воинских званий, привлечению военнопленных к работам (с оплатой), денежным средствам, сношениям военнопленных с внешним миром (письма, посылки). Особая часть Конвенции посвящена взаимоотношениям военнопленных с властями: подача жалоб по поводу режима плена; военнопленные тайным голосованием каждые шесть месяцев избирают доверенных лиц, которые представляют их интересы. Подробно разбираются уголовные и дисциплинарные наказания. В основу положен принцип: это должны быть проступки и наказания, принятые в держащей  их в плену Державе. Воспрещаются телесные наказания, заключение в помещение, лишенное дневного света, любые виды пыток и проявления жестокости. Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращении военных действий.
  Важное место Конвенцией отводится Справочным бюро по делам военнопленных,  которые  должны  передавать  родственникам  и  близким
военнопленных сведения о них, ценные личные вещи, важные документы. Конвенция IIIрасширила перечень комбатантов, в него вошли члены организованного движения Сопротивления; расширен перечень лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав (военные корреспонденты, личный состав рабочих команд по бытовому обслуживанию, гражданские лица экипажей военных самолетов).
 Четвертая конвенция – о защите гражданского населения во время войны – внесла наибольшее число новаций. Ст.13 гласит: «Положения настоящего раздела касаются всего населения находящихся в конфликте сторон без какой-либо дискриминации, в частности по причинам расы, национальности, религии или политических убеждений, и должны способствовать смягчению страданий, порождаемых войной». Указывается на покровительство гражданским больницам для оказания помощи раненым, больным, инвалидам и роженицам, а также на покровительство персоналу таких больниц. Конвенция употребляет термин «покровительствуемые лица» и указывает, что под ними подразумеваются все лица, которые в какой-то момент или каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются. Конвенция обязывает устанавливать для ограждения от военных действий раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста специальные санитарные зоны и зоны безопасности. Запрещается использовать гражданских лиц для защиты военных объектов или прикрытия военных действий. В целом должно всегда проводиться различие между гражданскими лицами и комбатантами, а также между гражданскими и военными объектами. Гражданское население не должно являться объектом нападения, запрещаются акты насилия или угрозы насилием. Смысл разделения гражданского населения и комбатантов в том, что нормы, посвященные жертвам войны, облегчают их участь, что же касается статей по защите гражданского населения, то их цель – предотвратить нанесение ущерба, предохранить население в целом и отдельных граждан от бедствий войны.
  Большие изменения зафиксированы в Конвенциях относительно гражданских объектов. Если раньше, в Гаагских конвенциях, запрещалась конфискация частного имущества, то в Женевских конвенциях устанавливается, что оккупационные власти не могут быть владельцами захваченного государственного имущества. Они могут лишь управлять и распоряжаться им, причем заботиться о его сохранности. Гражданские объекты не должны подвергаться нападению или быть объектом репрессалий.
       Каждая из четырех Женевских конвенций 1949г. имеет свой объект регулирования, но они пронизаны едиными принципами. Женевские конвенции четко структурировали МГП. Они сгруппировали нормы по следующим разделам, определяемым реальной практикой:
1.     Санитарный персонал и учреждения.
2.     Раненые и больные.
3.     Военнопленные.
4.     Гражданское население и гражданские объекты.
5.     Оккупированные территории.
6.     Интернирование.
7.     Гражданская оборона.
8.     Средства и методы ведения военных действий.
 
Принимая во внимание особенности вооруженных конфликтов, имевших место после 1949 г., содержание Женевских конвенций в 1977 г. было дополнено и расширено двумя Дополнительными протоколами.
  Дополнительный Протокол Iраспространяется на вооруженныеконфликты международного характера. Отдельный раздел его посвящен розыску лиц, пропавших без вести, а также обращению с останками умерших. В Протоколе выделены некоторые группы населения, которые нуждаются в особой гуманитарной защите (женщины, дети, журналисты). Протокол содержит запрет на враждебные акты против исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное наследие народов. Особой статьей запрещается использовать голод среди гражданского населения, уничтожать или вывозить объекты, необходимые для производства продовольствия. Протокол Iвыделяет объекты, нуждающиеся в особой защите: плотины, дамбы, атомные электростанции, защита природной среды. Впервые в Протоколе появился детально разработанный раздел о гражданской обороне. Одна из статей посвящена запрету такого метода, как вероломство. Дается четкое определение шпиона и наемника и устанавливается, что они не имеют права на статус комбатанта или военнопленного. В целях выполнения своих обязательств по Конвенциям стороны оказывают все возможное содействие деятельности  Международного Комитета Красного Креста, своим организациям КК и КП. Ст. 36 требует от разработчиков новых видов оружия и способов военных действий определить, не подпадают ли они под запреты Протокола или других норм международного права.
     Протокол IIустраняет существенный пробел в защите жертввооруженныхконфликтов. В настоящее время все вооруженные конфликты подпадают под действие МГП. Это делает применение МГП более сложным, поскольку речь идет о слаборазвитых странах. А иногда и стран, расколотых гражданской войной или этническим конфликтом. Часть Iпосвящена конкретным
особенностям вооруженного конфликта немеждународного характера. Протокол определяет, что положения его статей применимы к вооруженному конфликту между вооруженными силами страны и антиправительственными вооруженными силами. Протокол не применяется к случаям нарушения общественного порядка, внутренним беспорядкам, отдельным актам насилия, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.
  Международное гуманитарное право предусматривает различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами.
  Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. В этом случае применяются многочисленные нормы международного гуманитарного права, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949г. и Дополнительном протоколе I1977г. Они вступают в силу с самого начала военных действий независимо от причин возникновения и характера конфликта.
  Немеждународный вооруженный конфликт – это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами (повстанцами). Государство обладает правом самостоятельно решать собственные внутренние проблемы (в том числе правом применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка, вводить режим чрезвычайного положения). Однако в своих действиях оно связано нормами МГП. Соблюдение гуманитарных правил в немеждународном конфликте обязательно не только для правительственных вооруженных сил, но и для вооруженных отрядов, противостоящих правительству. Норм, применимых к немеждународному вооруженному конфликту, меньше, чем норм, применимых в случае международного конфликта. Они излагаются в общей для всех четырех Женевских конвенций статье 3 и Дополнительном протоколе II.
  Таким образом, как в случае международного вооруженного конфликта, так и в случае вооруженного конфликта немеждународного характера, необходимо вести военные действия, строго соблюдая нормы МГП, руководствуясь принципами гуманности.
 
  Почти все страны мира являются участниками Женевских конвенций. СССР присоединился к Женевским конвенциям в 1954 г. и к Дополнительным протоколам в 1989 г.. Россия стала правопреемницей СССР в отношении этих договоров. В соответствии с Конституцией Российской Федерации нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы.
 
 
ГЛАВА 3. Соблюдение международного гуманитарного права
      Нормы МГП затрагивают жизненные интересы многих тысяч, а иногда и миллионов людей в самых различных регионах Земного шара. В целях выполнения положений и норм МГП (поскольку оно, как и все международное право, не имеет за собой принудительной силы) МГП использует три доступных ему способа: внешний контроль,ответственность за нарушения и обучение.
                                                      Контроль
  До возникновения МГП в нормальных условиях государства защищали своих граждан на территории другого государства. При осложнении отношений между ними государства обращались к третьим странам с просьбой взять на себя защиту их интересов и интересов их граждан в государстве, с которым обострились отношения. Гуманитарное право Конвенции 1929г. ввело, а в Конвенциях 1949г. более детально разработало положение о новом институте – Державе-Покровительнице. На Державы - Покровительницы возложена охрана интересов стран в конфликте. В этих целях они могут использовать свой дипломатический или консульский персонал или назначить особых делегатов. В качестве делегатов могут назначаться также представители МККК, что и происходит часто на практике. Если конфликтующие стороны не смогут договориться относительно кандидатуры Державы-Покровительницы, то они обязаны обратиться к гуманитарной организации, например МККК. Так, в 1955г. МККК проявил активность по реализации норм МГП более чем в 50 странах мира. Его представители в течение года посетили 2282 различных места заключения в 58 странах, где встречались с 148 585 различного рода заключенными, контролируя условия их содержания Работники МККК передали 3 450 519 писем и письменных сообщений пострадавших в конфликтах, в том числе 1 670 980 сообщений в связи с конфликтом в бывшей Югославии. Они способствовали воссоединению 11 217 семей, установили нахождение 14 687 человек. Только заключенным было передано в виде гуманитарной помощи продовольствия и вещей на сумму свыше       14 млн. швейцарских франков. Помощь различным странам медикаментами составила около 7 млн. швейцарских франков, а медицинская помощь – около 49 млн. За этими данными скрываются судьбы многих тысяч людей, пострадавших от вооруженных конфликтов. Значительный объем работы проделан местными обществами КК и КП, включая общество КК и КП Российской федерации.
  В целях усиления контроля за выполнением гуманитарных Конвенций ст.90 Протокола Iучредила Международную комиссию по установлению фактов, которая создается в составе 15 человек, «обладающих высокими моральными качествами и признанной беспристрастностью». Члены Комиссии выступают в личном качестве. Комиссия компетентна: 1). Расследовать любые факты, серьезно нарушающие положения Конвенций и Протокола; 2). Содействовать путем оказания добрых услуг восстановлению уважительного
 отношения к Конвенциям и Протоколу. Комиссия действует с согласия конфликтующих сторон.
 
                                               Ответственность
  Ответственность за нарушение прав человека вусловиях вооруженных конфликтов можно рассматривать как коллективную ответственность, т.е. ответственность воюющей стороны за все действия, совершаемые лицами, входящих в состав ее вооруженных сил, или как индивидуальную ответственность отдельных правонарушителей. Коллективная ответственность воюющей стороны может иметь разные проявления. Необходимо отметить принцип взаимности, который складывается из двух составляющих:
 а) принципа отрицательной взаимности (« Я не обязан уважать закон, потому что ты его не уважаешь»);
 б) принципа положительной взаимности (« Я соблюдаю закон, потому что ты тоже его соблюдаешь»).
  Женевские конвенции и Дополнительный протокол Iналожили запрет на действие принципа отрицательной взаимности, установив обязательство государств-участников «при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать» положения Конвенций. Однако стопроцентная действенность запрета принципа отрицательной взаимности вызывает сомнения, особенно в тех случаях, когда нарушения определенных норм Конвенций могут обеспечить виновной стороне явное военное преимущество. Так, существует распространенное мнение о том, что запрет на использование оружия массового поражения действует на основе принципа взаимности. Такое положение соответствует его военному значению, поскольку, действительно, трудно согласиться с тем, что воюющая сторона должна будет просто смириться с пагубными последствиями, которыми чревато для нее применение противником оружия массового поражения, в то время как она обладает потенциалом адекватного ответного удара и может восстановить военное равновесие.
  Положительный аспект принципа взаимности можно проиллюстрировать на примере того же оружия массового поражения: в ходе недавней войны в  Персидском заливе оно имелось практически у каждого из воюющих государств, но ни одно из них фактически не прибегло к его использованию.
  Репрессалии, или ответные меры воюющих сторон, - второе проявление коллективной ответственности. Репрессалии определяются как намеренное нарушение определенной правовой нормы с целью принудить власти противной стороны прекратить политику нарушения той же самой или другой нормы из того же свода законов. Репрессалии должны быть прекращены сразу же, как только противная сторона откажется от проведения политики, вменяемой ей в вину. Бесспорным является то, что репрессалии против жертв войны должны быть безусловно запрещены.

  Следующим проявлением коллективной ответственности воюющей стороны является финансовая ответственность государства за ущерб, причиненный неправомерными действиями. Она сводится чаще всего к возложению мирным договором на потерпевшую поражение сторону обязательства выплатить победителю крупную сумму репараций за финансовые потери, понесенные им в результате войны. При этом не учитывается взаимный ущерб, причиненный неправомерными действиями обеих сторон, объем репараций никогда не определяется величиной ущерба, нанесенного неправомерными действиями. Также потерпевшая поражение сторона может быть принуждена не только отказаться от любых претензий по возмещению ущерба, но будет вынуждена принять любые претензии, которые ее граждане могли бы иметь к победителю, на свой счет. Подобный пункт в тексте мирного договора между Японией и США привел к замечательному в своем роде прецеденту, ставшему предметом разбирательства в японском суде. Было заявлено, что применение США атомных бомб против Хиросимы и Нагасаки представляло собой неправомерный акт, и что, следовательно, правительство Японии обязано компенсировать причиненный ущерб. Суд хотя и признал использование атомных бомб незаконным, но не пошел на то, чтобы удовлетворить претензии, предъявлявшиеся на этом основании к японскому правительству.
  В случае серьезных нарушений Конвенций государства-участники обязуются принимать меры как совместно, так и индивидуально, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и в соответствии с Уставом ООН.
  Учитывая всю важность внутреннего законодательства, МГП обязывает государства-участников ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения Конвенции. Документы МГП не определяют меры наказания за серьезные нарушения своих положений и соответствующие органы юстиции. Это определяется соответствующим государством, в том числе в ходе их сотрудничества.           В то же время имеются прецеденты создания международных трибуналов в связи с преступлениями, совершенными в период вооруженных конфликтов.
  Первый прецедент создал международный  процесс в Нюрнберге над главными нацистскими преступниками 1945-1946 гг. Нацистскую верхушку судил Международный Военный Трибунал, созданный соглашением СССР, США и Англии, за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. В частности, было предъявлено обвинение в грубейших нарушениях Гаагских конвенций. Если посмотреть на пункты обвинений, то в них можно узнать многие положения МГП, которое к тому моменту еще не сформировалось в достаточной мере. Не будет преувеличением сказать, что Нюрнбергский трибунал фактически судил нацистскую верхушку также за нарушения норм и принципов МГП.
 
 
  По решению Совета Безопасности ООН работали также международные трибуналы, рассматривавшие преступления, совершенные в период вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии и на территории Руанды.
  Уголовные наказания за нарушение положений МГП, безусловно, способствуют эффективности его применения. Существует несколько способов, с помощью которых законодатель может включить в национальное уголовное законодательство меры наказания за серьезные нарушения МГП:
   1) Путем применения существующего общего национального уголовного законодательства и военно-уголовного законодательства (система двойного определения состава преступления);
   2) Путем общего определения состава преступления со ссылкой на соответствующие положения МГП;
   3) Путем частного определения состава преступления, когда воспроизводится текст положений международных договоров либо приводятся отдельные определения действий, которые квалифицируются как преступные;
   4) Сочетание этих способов.
 
                                         Обучение и просвещение
  Наибольшим препятствием для применения МГП является слабая осведомленность о его положениях не только среди населения, но и в войсках и иных вооруженных формированиях, а также нередко и среди начальствующего состава. Конвенции требуют от командиров, чтобы их подчиненные были осведомлены о налагаемых на них обязанностях. Конвенции и Протокол обязывают стороны и в мирное время, и во время конфликта распространять возможно шире Конвенции, Протокол, включать их изучение в программы военной подготовки и поощрять их изучение гражданским населением. Любые военные и гражданские власти, которые принимают на себя ответственность за применение Конвенций   Протокола, должны быть полностью ознакомлены с их текстами. В этих целях в воинские части направляются юридические советники.
  Большие силы и средства для обучения и просвещение в различных странах выделяет МККК. Примером может служить программа на родном языке гуманитарного права, начатая МККК в странах Содружества Независимых Государств. Весной 1995г. были проведены специальные занятия в школах Армении, Азербайджана, Грузии и Российской Федерации. Занятия охватили 34 тыс. учащихся. Осенью того же года подобная программа была проведена в 15 регионах РФ с охватом 72 тыс. участников. В сотрудничестве с российским Министерством образования МККК издал и передал 110 тыс. пособий на русском языке. Было проведено 75 семинаров с приглашением работников из всех российских регионов и зарубежных профессоров. Российское общество КК и КП оказывает содействие указанной программе.
  Цель таких занятий – способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих жертвы вооруженных конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий, содействовать формированию таких качеств личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитному.
 
 
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
 
1. Альманах работ молодых ученых №1 2003г. Издательский дом С-Петер-
    бургского Государственного университета, 2003г.
 
2. Апраксин Пьер. «Международное Гуманитарное право». Журнал «Карта»,
    № 26,27, 2003г.
 
3. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте РФ «О соблюдении
    прав человека на территории РФ в 1994-1995гг.» Москва, 1995г.
 
4. Конституция Российской Федерации. Уральское Юридическое   издатель-
    ство. Екатеринбург, 1996г.
 
5. Международное Гуманитарное Право. Учебное пособие. Издательство
    МККК. Москва, 2003г.
 
6. Пустогаров В.В.. «Международное Гуманитарное Право». Институт                                               
    государства и права Российской Академии наук. Москва, 1997г.
 
7. Соколов Б.В.  «Сто великих войн». Москва, «Вече», 2004г.
 
8. Уголовный Кодекс Российской Федерации.  «Проспект», Москва, 2003г.
 
9. Устав Международного Комитета Красного Креста – 24.06.98г.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»