Милиция как система органов исполнительной власти
3
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
§1. Правовое положение органов исполнительной власти
§2. Взаимоотношение с другими органами власти
§3. Виды органов исполнительной власти
ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИЛИЦИИ И ЕЁ ПОЛНОМОЧИЯ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ.
§1. Криминальная милиция.
§2. Милиция общественной безопасности
ГЛАВА IV. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" .
Термин «милиция» (от латинского "militia" -- войско) берет свое начало еще из древних времен. В России же он применяется с 1917 года. Однако данное определение давно смущает наших иностранных партнеров, поскольку на международном военном языке это слово означает "народное ополчение, собираемое на время войны". Название -- "полиция" - более характерно для зарубежных стран (от греческого "роliteia" -- управление государством, администрация).
Более того, по мнению отдельных авторов, вместо милиции нужна именно полиция, ориентированная на совершенно иные ценности.
И действительно, проведенные за последние несколько лет различные опросы общественного мнения показывают, что российская милиция переживает глубокий кризис легитимности: граждане России не доверяют собственным правоохранительным органам. По данным одного из опросов более 50% респондентов оценивали работу милиции как плохую или очень плохую. 30% считали, что милиция озабочена прежде всего защитой собственных интересов вместо того, чтобы защищать интересы граждан, в то время как 15% полагали, что милиция работает главным образом на мафию. По данным НИИ МВД, около 60% потерпевших не хотят обращаться в милицию, так как видят в ней не защитника, а источник повышенной опасности. По данным одного из московских опросов, 43% москвичей предпочли бы не иметь дело с милицией ни при каких обстоятельствах, в том числе открыть дверь сотрудникам милиции; 37% испытывали перед милицией такой же страх, как перед преступниками.
В данной курсовой работе мы не ставим целью рассмотреть объективные факторы, обусловливающие негативное состояние взаимоотношений милиции и граждан по поводу выявления, регистрации и учета преступлений, условия, способствующие укрывательству в милиции заявлений и сообщений о преступлениях, т.к. это больше проблема социальная и морально-этическая (а в какой-то мере и экономическая), нежели административно-правовая. Отсюда, цель данного исследования сводится к рассмотрению именно правовой организации функционирования органов милиции в рамках курса административная деятельность и раскрыть полномочия милиции как систему органов исполнительной власти в Российской Федерации - это и будет являться целью курсовой работы.
Милиция - особая правоохранная структура, имеющая задачи и полномочия, отличные от других служб.
Итак, у данной курсовой работы следующие задачи:
- рассмотреть комплекс законодательства о милиции и понятие органов исполнительной власти в Российской Федерации;
- исследовать понятие милиции, как систему органов исполнительной власти;
- проанализировать структуру МВД России;
- раскрыть содержание полномочий милицейских органов.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:
а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной орга-низации, не является ее структурным подразделением;
б) функционально. Его главное назначение -- осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, администра-тивно-политической сферах жизни общества в соответствии с ус-тановленным для него профилем функций;
в) юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закреп-ленную правовыми актами, не производную от компетенции како-го-либо иного органа.
Понятие органов исполнительной власти производно от прин-ципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью на-столько, что часто такие органы сами по себе не без оснований при-знаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнительная власть -- "система органов государственного управ-ления (правительство, министерства и т. д.)" Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ-ным путем, образован Комитет РФ по финансовому мониторингу в качестве федерального органа исполнительной власти, в новой форме, не предусмот-ренной Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2000.
.
Органы исполнительной власти своей государственной приро-дой отличаются от органов исполнительной власти местного само-управления, а по функциональному назначению -- от органов других ветвей государственной власти, а также от организаций, кото-рые как таковые не являются субъектами управления (государ-ственных предприятий, учреждений).
§1. Правовое положение органов исполнительной власти
Правовое положение органов исполнительной власти во мно-гом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно феде-ральные) все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо их функции государствен-ного управления в принципе отделены от функций непосредствен-ного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Основы современного правового статуса органов исполнитель-ной власти в целом могут быть охарактеризованы незначительным числом общих позиций. Исходным является тот факт, что, представ-ляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они поль-зуются относительной юридической самостоятельностью в осуществ-лении исполнительной власти и в отношениях с субъектами пред-ставительной и судебной властей.
В период, предшествовавший введению института Президент-ства в РФ и провозглашения Конституции РФ 1993 г., органы го-сударственного управления находились в жесткой зависимости от представительных органов государственной власти. Ведущие зве-нья этих органов (Советы Министров, министерства, государствен-ные комитеты, исполкомы местных Советов) образовывались и уп-разднялись представительными органами, были подотчетным и под-контрольным им исполнительным аппаратом.
Влияние судов общей юрисдикции и государственных арбит-ражей на состояние законности в сфере государственного управле-ния было незначительным, ограниченным узкой сферой подведом-ственных им дел и форм реагирования на ее нарушения. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002
Затем шли расширение полномочий Президента РФ в облас-ти организации и направления деятельности органов исполнитель-ной власти с одновременной дезорганизацией ее системы в целом, а также действовала тенденция усиления влияния судебной влас-ти на законность в деятельности органов государственного управ-ления и их должностных лиц. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997 с.985
§2. Взаимоотношение с другими органами власти
Органы исполнительной власти получили значительные воз-можности влиять на правотворческую деятельность представитель-ных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение пра-вовых актов, предоставленное главам администраций краев, обла-стей и др. субъектов). Расширена подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражных судов, возникающих в сфере государственного управления, например, расширены основания для отмены указанными судами неправомерных актов органов испол-нительной власти.
Взаимодействие органов исполнительной власти с представи-тельными (законодательными) и судебными органами является не-обходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (со-гласительные комиссии, заслушивание информации должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представитель-ных органов и т. д.). В палатах Федерального Собрания и Консти-туционном Суде РФ имеются полномочные представители Прези-дента РФ, а в указанных палатах -- также представители Пра-вительства.
Достаточно обширны и разнообразны отношения органов испол-нительной власти с представительными (законодательными) и су-дебными органами, возникающие вне связи с выполнением ими кон-ституционных функций, например, по вопросам материально-тех-нического обеспечения и охраны деятельности представительных (законодательных) и судебных органов.
Однако органы исполнительной власти самостоятельны, осуще-ствляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является, как уже отмечалось, исполнительной и распорядительной. В соответствии с законода-тельством эти органы обладают государственно-властными полно-мочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но они самосто-ятельны только в пределах, очерченных правом. К ним не приме-няется принцип "разрешено все, что не запрещено".
Из правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленной ему компетенции, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.
Органы исполнительной власти находятся на бюджетном фи-нансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обла-дают гражданской правоспособностью.
Права органов исполнительной власти гарантируются Консти-туцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, другими нор-мативно-правовыми актами, устанавливающими их статус. В каче-стве их организационных гарантов являются президенты, органы, решающие вопросы образования соответствующих органов; органы прокуратуры. Защита прав органов исполнительной власти может быть предметом разбирательства судебных органов. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. - М.: БЕК, 1999. - С.67. Слабым местом в статусе органов исполнительной власти яв-ляется неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности.
§3. Виды органов исполнительной власти
Данные органы можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства, орга-низационных форм, характера компетенции, порядка решения под-ведомственных вопросов.
В соответствии с федеративным государственным устрой-ством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы, исполнительной власти субъектов РФ, республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Пе-тербург), автономной области и автономных округов.
По организационно-правовым формам различаются:
а) правительства; б) советы министров; в) кабинеты министров; г) министерства; д) государственные комитеты; е) комитеты; ж) служ-бы; з) главные управления; и) инспекции; к) агентства; л) департаменты; м) администрации; н) мэрии; о) отделы и др.
Организационные формы органов исполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение, характер ком-петенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения под-ведомственных им дел. Часто эти параметры закрепляются в нор-мативно-правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.
Организационные формы и основы статуса федеральных орга-нов исполнительной власти определены Указом Президента Россий-ской Федерации от 14 августа 1996 г. "О системе федеральных ор-ганов исполнительной власти" Положение о Территориальном управлении Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Утв. приказом Министерства от 17 ноября 1999 г. // Российская газета. 2000. . Ими являются министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполни-тельной власти: государственные комитеты РФ, федеральные ко-миссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России. Впредь запрещено создание феде-ральных органов исполнительной власти Российской Федерации иных наименований и с иным статусом, чем это предусмотрено данным указом.
Администрации -- органы исполнительной власти краев, об-ластей, автономной области, автономных округов.
Органами этих администраций являются департаменты, главные управления (управления), отделы. Перечни и формы ор-ганов администраций определяются соответствующими субъекта-ми самостоятельно. Среди них различаются отраслевые, межотрас-левые органы.
Действующие нормативно-правовые акты, касающиеся органи-зационных форм органов исполнительной власти, имеют тот недо-статок, что иногда в одной и той же форме создаются органы ис-полнительной власти и образования, которые к ним не относятся. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. созданы Федеральная медицинская служба гражданской обороны, Федеральная противопожарная служба гражданской обороны и др., которые не относятся к федеральным орга-нам исполнительной власти.
По характеру компетенции выделяются органы общей, отрас-левой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. - С. 59.
Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культур-ное развитие. К ним относятся правительства (Совет Министров, Кабинет Министров), администрации субъектов Российской Феде-рации и др.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др.
Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специ-ализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказы-вающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство промышленности, науки и технологии РФ); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого зна-чения (например, Министерство труда и социального развития РФ); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (на-пример, Российское агентство по патентам и товарным знакам). Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002. - С. 167.
Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориаль-ные, межтерриториальные органы федеральных министерств).
По порядку разрешения подведомственных вопросов разли-чаются коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы -- организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем воп-росам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с пер-сональной ответственностью за их исполнение, за руководство по-рученными участками работы. Коллегиальность позволяет наибо-лее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта. Коллегиаль-ными являются правительства, некоторые государственные коми-теты, федеральные комиссии и др.
Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавля-ющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способ-ностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответ-ственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министер-ства, администрации краев, областей и т. д.).
Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различ-ные институты демократии и не подменяется единовластием. В си-стеме исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему и квалифициро-ванному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Со-четание указанных начал в единоначальных органах часто выра-жается в том, что здесь действуют коллегии. Они существуют в министерствах и других органах. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 де-кабря 1995 г. № 1286 "О членах коллегии федерального органа го-сударственной власти" численность членов коллегии такого органа определяется Правительством РФ. В состав коллегии по должнос-ти входят руководители соответствующих федеральных органов ис-полнительной власти и их заместители.
Назначение и освобождение членов коллегии, не являющих-ся таковыми по должности, производится Правительством РФ по представлению руководителя федерального органа из числа руко-водителей ведущих департаментов, управлений, отделов, терри-ториальных органов и при необходимости представителей других федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число ко-торых, как правило, не должно превышать пяти человек.
Полномочия между членами коллегии распределяются пред-седателем коллегии, которым является руководитель федерально-го органа исполнительной власти. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2002. - Ст. 1002.
Особое организационно-правовое положение занимают созда-ваемые в системе государственного управления координационные и консультативные органы. По общему правилу, они являются вспо-могательными органами органов исполнительной власти, не наде-ленными юридически-властными полномочиями, хотя и выполня-ющими важные задачи. На федеральном уровне статус таких ор-ганов определен Указом Президента РФ от 28 сентября 1992 г. "О координационных и консультативных органах, создаваемых Прези-дентом Российской Федерации, Правительством Российской Феде-рации, министерствами и ведомствами Российской Федерации" Положение о Полномочном представительстве Правительства РФ в Федеральном Собрании РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 20 марта 1997 г. // Российская газета. 1997. .
При Президенте РФ создаются в качестве консультативных органов комиссии и советы, которые предварительно рассматривают вопросы и готовят по ним предложения для Президента в соответ-ствии с их компетенцией.
Правительством РФ могут создаваться:
а) консультативные органы в виде советов, рекомендации ко-торых проводятся при необходимости в жизнь решениями Прави-тельства;
б) координационные органы в виде комиссий со статусом пра-вительственных или межведомственных.
Правительственные комиссии создаются, как правило, для рас-смотрения и подготовки предложений по вопросам, имеющим обще-государственное значение. Межведомственные комиссии рассматривают вопросы, требу-ющие межотраслевой координации. Решения этих комиссий, при-нимаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для всех органов, представленных в комиссиях, а также предприятий и организаций, действующих в сфере ведения этих органов. По воп-росам, требующим решения Правительства РФ, эти комиссии вно-сят предложения. Положения о Комиссии Правительства РФ по оперативным воп-росам, утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 1997 г. // Россий-ская газета. 1997.
По вопросам, отнесенным к компетенции министерств и других федеральных органов государственного управления, ими могут об-разовываться межведомственные комиссии и межведомственные советы. Полномочия комиссий и советов определяются совместны-ми решениями указанных органов в пределах их компетенции.
ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1. Демократизация российского общества, формирование со-циально ориентированной рыночной экономики, построение правового государства, а также решение других, подчиненных этим целям, задач предполагают совершенствование роли го-сударства в политической системе общества.
Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть или участвующих в ее осуществлении. Эти социальные институты -- государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере обще-ственной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти.
В соответствии с современной теорией государства факто-ры, задающие тот или иной характер политической системе об-щества, формирующие ее определенный вид, оказываются не столько классовыми, сколько социологическими. Системообра-зующим фактором при таком подходе признается социальная среда, в которой проявляются личностные и коллективистские начала жизни общества. Сторонники этой концепции исходят из того, что человечество за всю свою историю создало всего несколько видов социальных сред, лежащих в основе собствен-но политических систем.
Один из таких видов -- политическая система, возникающая на основе «азиатского способа производства», социалистическо-го общества сталинского типа и некоторых иных обществ. Этот вид характеризуется гиперболизацией роли государства, его ап-парата, прежде всего и главным образом карательных (право-охранительных) органов.
Другой тип социальной среды, формирующий иные полити-ческие системы, базируется не на распределительной, а на ры-ночной товарно-денежной основе экономической жизни обще-ства, на идеологии и практике свободного предпринимательст-ва. Такая среда тоже является несправедливой; она содержит противоречия и конфликты, отличается социальными потрясе-ниями. Однако государство выполняет в ней роль организато-ра условий для рыночной, в том числе социально ориентиро-ванной, экономики. Государство обеспечивает права и свобо-ды граждан, их безопасность, их собственность. Оно имеет целью создать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов. Право-вые формы становятся главным инструментом достижения по-литических целей.
2. Характеристика именно того, что делает государство, на-зывается его функциями. Для понимания функций современно-го Российского государства первостепенное значение имеют их отграничение от функций общества, а также учет влияния ры-ночной экономики на функции государства.
Одними из самых важных функций Российского государст-ва являются защита прав человека, охрана прав и свобод граж-дан, обеспечение законности и правопорядка. Они и раньше всегда указывались в числе основных внутренних функций со-циалистического государства. Однако фактически в условиях тоталитарного режима допускались беззаконие и произвол в отношении граждан, массовые репрессии в сталинский период, преследования инакомыслящих и другие нарушения прав и свобод человека и гражданина Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник / Под ред. А.П. Коренева. - М.: МЮИ МВД России, издательство «Щит и М», 1997. - 335 с..
В условиях формирования правового государства и свобод-ного гражданского общества особое значение приобретает соз-дание надежных механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечение, прежде всего его безопасности. Жизнь, здоровье, честь и достоинство, все формы собственности (в том числе и интеллектуальной), другие политические, экономические права и свободы, установленные российской Декларацией прав и сво-бод человека и гражданина 1991 г., международными пактами, Конституцией РФ 1993 г., должны надежно охраняться госу-дарством. Органы внутренних дел, внутренние войска, другие специальные структуры, обеспечивающие безопасность Рос-сии,- это те государственные органы, которые обязаны в рам-ках своей компетенции обеспечить законность и правопорядок, борьбу с преступностью, нарушениями прав человека и правового режима работы органов государственной власти и управ-ления.
3. Можно считать, что основными исполнительно-распоря-дительными органами государства, выполняющими обеспечи-тельную функцию в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, являются органы внутренних дел и внутренние войска. Важнейшим элементом политической системы общест-ва всегда было и остается государство, а его обеспечительная функция имеет, и будет иметь в будущем существенное значе-ние. Отсюда есть основания констатировать: с одной сторо-ны -- объективную возможность и необходимость изменения функций (компетенции) органов внутренних дел, а с другой - возрастание их роли в жизни нашего общества как отрасле-вой подсистемы органов государственного управления и одно-временно правоохранительного органа Алферов В. А., Статкус В. Ф. и др. "Органы предварительного следствия в системе МВД России: Учебное пособие: история, современное состояние и перспективы" - М.: Спарк, 2000. - С.203..
Указанное положение, естественно, предполагает изменения характера деятельности этих органов, их демократизацию, преодоление правового нигилизма, существенное повышение качества работы, взаимодействия с внешней средой функцио-нирования, т. е. с гражданами, государственными органами, общественными объединениями, государственными и негосу-дарственными предприятиями, населением в целом. Общая цель такой деятельности -- создание конституционного порядка на основе прямого действия Конституции РФ.
Принадлежность к исполнительной власти означает, что органы внутренних дел и внутренние войска осуществляют ме-ры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охра-не собственности и общественного порядка, борьбе с преступ-ностью правовыми средствами, т. е. путем реализации права в форме правоприменения. Соответственно можно говорить о трех основных элементах, составляющих механизм реализа-ции ими права:
1) качество законов и подзаконных актов, ре-гулирующих организацию и деятельность органов внутренних дел и внутренних войск;
2) профессионализм сотрудников этих структур;
3) благоприятная внутренняя и внешняя среда их функционирования, предполагающая надлежащее материаль-ное, материально-техническое и материально-бытовое обеспе-чение.
Если приоритет для современного Российского государст-ва-- модернизация страны, социально-экономическое развитие общества, то перечень задач, решаемых наряду с другими структурами органами внутренних дел и внутренними войска-ми в пределах их компетенции, может быть следующим:
- преодоление традиции этатизма государства, обеспече-ние неприкосновенности частной собственности, разделение собственности и власти, активная политика в области борьбы с инфляцией и стимулирование частных (в том числе иностран-ных) инвестиций, энергичное проведение антимонопольной по-литики;
- забота об экологии, образовании, здравоохранении, раз-витии науки, культуры, о бедных, нетрудоспособных, оказание социальных услуг населению;
- борьба с преступностью, в том числе с уличной, запуги-вающей людей, и с организованной, которая во многом опре-деляет экономические процессы в стране;
- последовательное и поступательное преодоление корруп-ции среди личного состава рассматриваемых органов, которая, можно сказать, есть вечный бич России. Сейчас коррупция сра-щена с мафией. Чиновник всегда потенциально более кримина-лен, чем бизнесмен. Бизнесмен может обогащаться честно, толь-ко бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бес-честно. Поэтому очень важно обеспечить личному составу ор-ганов внутренних дел и внутренних войск достойный и доста-точный уровень жизни;
- существенное повышение престижа (авторитета) орга-нов и войск системы МВД в общественном мнении.
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИЛИЦИИ И ЕЁ ПОЛНОМОЧИЯ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
Милиция в РФ подразделяется на службу криминальной мили-ции и службу милиции общественной безопасности (местной мили-ции).
В своей деятельности милиция подчиняется МВД России, МВД входящих в РФ республик, а милиция общественной безопасности, кроме того, соответствующим местным представительным и испол-нительным органам.
Руководство милицией в России осуществляет министр внут-ренних дел РФ. Соответственно в республиках, входящих в состав РФ, руководство милицией осуществляют министры внутренних дел этих республик, которые назначаются и освобождаются от должности представительными органами республик по согласова-нию с Министром внутренних дел РФ.
В краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге милицией руководят начальники управлений (главных управлений) внутренних дел администраций краев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, назначаемые министром внутренних дел РФ по согласованию и с последующим утверждением в соответствующих представительных органах Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. - С. 30.
.
В районах, городах, районах городов милицией руководят на-чальники отделов (управлений) внутренних дел администрации районных, городских, районных в городах представительных орга-нов власти. Назначаются они министрами внутренних дел респуб-лик, входящих в состав РФ, начальниками УВД, ГУВД краев, об-ластей, автономных областей и округов городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию и с последующим утверждением на сессии соответствующих представительных органов.
На водном, воздушном и железнодорожном транспорте руково-дство милицией осуществляют соответствующие начальники управ-лений и отделов внутренних дел на транспорте МВД России без горизонтального подчинения и утверждения в должности Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции".
Процесс децентрализации власти и управления обусловил выде-ление в составе ГО (РО) ВД милиции общественной безопасности (местной милиции), подчиненной кроме МВД России местным ис-полнительным органам, и одновременно -- необходимость центра-лизации и объединения оперативных подразделений в единую фе-деральную службу криминальной милиции, подчиненную лишь по вертикали -- МВД России.
По своему статусу служба криминальной милиции -- правоох-ранительный орган, непосредственно и целенаправленно обеспечи-вающий с помощью гласных и негласных сил, средств и методов выявление и документирование преступной деятельности лиц, под-готавливающих или совершивших преступления против физических и юридических лиц, их имущественных и неимущественных прав и свобод или покушающихся на них.
§1. Криминальная милиция.
Служба криминальной милиции выполняет следующие функ-ции: обеспечивает раскрытие отнесенных законом к ее компетен-ции уголовных преступлений; по поручению органов предваритель-ного следствия осуществляет следственные и иные действия по со-биранию и проверке доказательств, а также задержание преступни-ков; ведет оперативно-профилактические и розыскные учеты; осу-ществляет розыск преступников, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из-под стражи; оказывает содействие другим органам внутренних дел по делам, отнесенным к их компетенции; ведет ра-боту по предупреждению преступлений.
От других служб органов внутренних дел служба криминаль-ной милиции отличается тем, что ее деятельность в основном на-правлена на раскрытие тяжких преступлений, совершаемых тайно, с применением мер сокрытия их следов, а также на выявление и пресечение преступной деятельности организованных преступных групп.
Эти специфические признаки, с одной стороны, отличают крими-нальную милицию от других служб органов внутренних дел, а с другой -- позволяют рассматривать ранее разграниченные службы уголовного розыска, борьбы с организованной преступностью и преступлениями в сфере экономики как единую систему, которая включает:
* федеральную криминальную милицию МВД Российской Федерации;
* криминальную милицию МВД республик, входящих в со-став России;
* подразделения федеральной криминальной милиции в УВД (ГУВД) края, области, ГО (РО) ВД;
* криминальную милицию муниципального органа внутрен-них дел.
В качестве основных служб на нижнем уровне (в соответствии с административно-территориальным делением) борьбу с преступно-стью обеспечивает территориальные подразделения криминальной милиции в тесном взаимодействии с милицией общественной безо-пасности (местной милицией), которые занимаются предупрежде-нием, пресечением и раскрытием процессуально закрепленного пе-речня преступлений.
В этой связи с этим организационная структура основных служб должна быть построена таким образом, чтобы любая информация о совершенном преступлении оперативно находила своего адресата, обеспечивая безотлагательность проведения и комплексность необ-ходимых оперативно-розыскных мероприятий для его раскрытия по «горячим следам».
Основные задачи криминальной милиции республиканского уровня:
* выявление и раскрытие отнесенных законом к ее компетен-ции уголовных преступлений;
* обеспечение защиты органов власти и управления (в том числе органов внутренних дел) от коррупции;
* розыск преступников;
* осуществление идентификационных мероприятий;
* проведение криминалистических экспертиз;
* координация и методическое обеспечение деятельности службы криминальной милиции и другие.
Структура криминальной милиции определяется исходя из выделяемой штатной численности, принципа приоритетных на-правлений и утверждается: на республиканском уровне -- мини-стром внутренних дел; на территориальном -- начальником ГУВД, УВД Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. - С. 56.
.
§2. Милиция общественной безопасности
Милиция общественной безопасности (местная милиция), -- составной частью милиции России и входит в структуру МВД Рос-сийской Федерации, МВД республик в составе Российской Феде-рации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Моск-вы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области, управлений (отде-лов) внутренних дел на транспорте.
Правовую основу и принципы деятельности милиции общест-венной безопасности составляют:
* Закон РФ «О милиции»;
* Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. №926 «О подразделениях милиции общест-венной безопасности».
В состав милиции общественной безопасности входят:
1. Дежурные части, участковые уполномоченные милиции, изо-ляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц; специальные приемники для содержания лиц, аре-стованных в административном порядке;
2. Подразделения:
* патрульно-постовой службы милиции, в том числе отряды особого назначения (ОМОН), государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по до-говорам, охраны и конвоирования задержанных и аресто-ванных;
* лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; по исполнению ад-министративного законодательства по предупреждению пра-вонарушений несовершеннолетних; по раскрытию преступ-лений; по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно; специальные подразделения дознания и другие.
В соответствии с законодательством Российской Федерации ос-новные задачи милиции общественной безопасности включают:
* обеспечение личной безопасности граждан;
* охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
* предупреждение и пресечение преступлений и администра-тивных правонарушений;
* раскрытие преступлений по делам о преступлениях, по ко-торым производство предварительного следствия не обяза-тельно, и расследование преступлений в форме дознания;
* оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, органи-зациям и общественным объединениям.
На милицию общественной безопасности в полном объеме возло-жены обязанности, предусмотренные ст. 10 Закона РФ «О милиции», за исключением отнесенных законодательством РФ к компетенции криминальной милиции. Милиция общественной безопасности в своей деятельности подотчетна местным органам государственной власти и управления.
Организационно-методическое руководство отрядами милиции особого назначения (ОМОНом) возлагается на МВД России, а не-посредственное -- на министров внутренних дел республик в составе РФ, начальников управлений (ГУВД, УВД, автономных округов, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области) Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 926. «О подразделениях милиции общественной безопасности» // СЗ РФ. -- 2000. - №50. - Ст. 4905..
В условиях крупных городов (на примере Москвы) необходимо рассмотреть деятельность муниципальной милиции. Муниципальная милиция -- это милиция общественной безопасности (местная ми-лиция), содержащаяся за счет средств республиканского бюджета РФ, бюджетов республик в составе Российской Федерации, крае-вых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, го-родских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга.
Отдел муниципальной милиции административного округа -- структурное подразделение Управления муниципальной милиции и в пределах своей компетенции несет ответственность за охрану об-щественного порядка и обеспечению безопасности граждан в наи-более криминогенных местах округа, которые определяются по за-явкам начальников управлений внутренних дел административных округов Москвы Постановление Правительства г. Москвы от 7 апреля 1992 г. № 176 «Об утвер-ждении Положения об отделе муниципальной милиции административного ок-руга»..
Отдел муниципальной милиции находится в двойном подчине-нии -- у префекта административного округа по вопросам правопо-рядка и безопасности и управления муниципальной милиции, а также непосредственно у начальника УВД административного окру-га. Однако префект не вправе вмешиваться в уголовно-процес-суальную и административно-юридическую деятельность отдела муниципальной милиции.
Деятельность муниципальной милиции осуществляется в соот-ветствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав че-ловека, гласности, взаимодействия другими органами, обществен-ными объединениями, трудовыми коллективами и населением.
В своей деятельности муниципальная милиция руководствуется Конституцией РФ, законами Российской Федерации в том числе Законом РФ «О милиции», указами Президента РФ, постановле-ниями и распоряжениями Правительства РФ, распоряжениями мэ-ра и постановлениями правительства Москвы, приказами МВД России, ГУВД, актами соответствующих местных органов власти и управления административного округа изданными в пределах их компетенции.
Основные задачи муниципальной милиции:
* принятие неотложных мер для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержание причаст-ных к ним лиц;
* охрана общественного порядка, обеспечение личной и обще-ственной безопасности в наиболее криминогенных местах;
* участие в обеспечении безопасности дорожного движения;
* оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам и администрации предприятий, учреждений, организаций в осуществлении их законных прав и интересов.
В соответствии с перечисленными задачами муниципальная ми-лиция:
* организует деятельность отделений и нарядов муниципаль-ной милиции по охране общественного порядка и обеспече-нию личной и общественной безопасности граждан в закре-пленных криминогенных местах округа;
* обеспечивает взаимодействие нарядов муниципальной ми-лиции с подразделениями территориальных органов внут-ренних дел;
* обеспечивает соблюдение законности в деятельности отде-лений и нарядов муниципальной милиции и проверку фак-тического исполнения ими постановлений и решений выс-ших и местных органов власти и управления и других управленческих актов;
* осуществляет подбор и расстановку, направление на обуче-ние и переподготовку личного состава отдела муниципаль-ной милиции;
* контролирует соблюдение правил хранения, сбережения и работы технических средств вооружения;
* организует участие нарядов в мероприятиях по охране обще-ственного порядка, проводимых совместно с УВД округа, а также по указанию префекта округа;
* организует работу по охране имущества на основе договоров с собственниками;
* организует своевременное и правильное рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб граждан, обсуждение в сред-ствах массовой информации вопросов, связанных с деятель-ностью нарядов муниципальной милиции;
* обеспечивает участие нарядов в мероприятиях по обеспече-нию правил дорожного движения.
Свои задачи муниципальная милиция выполняет в тесном взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел.
Отдел муниципальной милиции административного округа, воз-главляет начальник, который назначается и освобождается от должности начальником ГУВД по представлению управления му-ниципальной милиции и по согласованию с префектом округа.
Начальник отдела муниципальной милиции имеет заместителей, количество должностей и порядок их назначения определяется управлением муниципальной милиции совместно с РУВД.
Надзор за деятельностью отдела муниципальной милиции осу-ществляют органы прокуратуры.
ГЛАВА IV. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Компетенция органов государственной власти в сфере внут-ренних дел слагается из объема их полномочий в рассматривае-мой сфере.
Федеральные органы представительной и исполнительной власти осуществляют общее руководство в сфере внутренних дел. Они определяют основные направления федеральной политики в сфере внутренних дел России.
Федеральное Собрание -- парламент Российской Федерации -обеспечивает законодательное регулирование отношений в сфере внутренних дел так же, как и в других сферах жизнедеятельности на всей территории России; осуществляет законодательное регу-лирование организации управления внутренними делами, консти-туционные права, свободы и обязанности граждан, другие отно-шения, регулирование которых согласно Конституции Россий-ской Федерации относится к компетенции России, устанавливает общие принципы, основы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере внутренних дел, решает другие вопросы, отнесенные к ведению России.
Президент Российской Федерации издает указы по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью; при обстоятельствах и в порядке, предусмотрен-ных федеральным конституционным законом, вводит на террито-рии Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрез-вычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; назначает на долж-ность федерального министра внутренних дел и освобождает его от должности; принимает также другие меры, направленные на укрепление правопорядка и общественной безопасности Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: ЮРАЙТ -М, 2002г., - С. 35..
Правительство Российской Федерации участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. На основе и во исполнение законов, указов Президента России и иных актов Федерального Собрания и Президента издает постановления и распоряжения по вопросам управления в сфере внутренних дел и проверяет их исполнение; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и об-щественного порядка, обеспечению общественной безопасности, борьбе с преступностью; объединяет и направляет работу органов исполнительной власти в сфере внутренних дел и др. См.: Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Россий-ской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации 1997, № 51, ст.5712; 1998, № 1, ст.1.
Важными полномочиями в сфере внутренних дел обладают представительные и исполнительные органы государственной вла-сти субъектов Российской Федерации. Они принимают соответст-вующие законы, указы, постановления, распоряжения, в которых детализируются и конкретизируются принципиальные положения федеральных законодательных и иных нормативных актов России применительно к конкретным территориальным и иным особен-ностям соответствующего субъекта Российской Федерации; при-нимают нормативные акты, необходимые для регулирования во-просов управления внутренними делами республиканского, крае-вого, областного, городского, окружного значения. Представи-тельные органы субъектов Российской Федерации принимают законы и иные правовые нормативные акты по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасно-сти на соответствующей территории.. Правительства республик, администрации (правительства) краев, областей, городов феде-рального значения, округов осуществляют меры по защите и обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан на со-ответствующей территории субъекта Российской Федерации, осуществляют меры по защит? интересов государства и общест-венной безопасности. Они издают соответствующие нормативные акты, осуществляют руководство и контроль за деятельностью органов внутренних дел, оказывая им всемерную помощь, органи-зуют борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями и др.
Органы представительной и исполнительной власти субъек-тов Российской Федерации наделены полномочиями по форми-рованию органов, осуществляющих управление в сфере внутрен-них дел. Они образуют министерства внутренних дел республик, управления (главные управления) внутренних дел краев, облас-тей, городов федерального значения, автономных округов, город-ские и районные органы внутренних дел (управления, отделы) Административное право: уч. /под ред. Ю.М. Козлова., Л.Л. Попова., - М.: ЮРИСТЪ., 2001г., - С. 56.. На основе двойного подчинения органов внутренних дел прави-тельство (администрация) субъекта Федерации направляет дея-тельность подчиненных им органов внутренних дел и координи-рует их работу с другими государственными органами и общест-венными формированиями, участвующими в охране правопоряд-ка; рассматривают вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и принимают по ним правовые акты; ставят перед органами внутренних дел задачи, координируют планы работы органов внутренних дел, направля-ют работу органов внутренних дел по подбору и обучению кадров органов внутренних дел, создают им необходимые материальные условия для работы и улучшают жилищно-бытовые условия со-трудников органов внутренних дел; утверждают штаты крими-нальной милиции и милиции общественной безопасности, фи-нансируемых за счет средств бюджета субъекта Федерации.
Органы представительной и исполнительной власти субъек-тов Федерации создают комитеты (комиссии) по законности. К их ведению относится образование иных структур и формирова-ний, действующих в правоохранительной сфере.
Компетенция органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере внутренних дел определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, консти-туциями, законами республик, уставами, законами и иными пра-вовыми актами краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Акты субъектов Феде-рации должны соответствовать положениям Конституции Россий-ской Федерации, закрепившим в качестве основы конституцион-ного строя Российской Федерации федеративное устройство Рос-сии, основанное на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов веде-ния и полномочий между федеральными органами государствен-ной власти и органами государственной власти субъектов Россий-ской Федерации.
§1. Полномочия органов местного самоуправления в сфере
внутренних дел.
К числу функций, реализуемых органами местного само-управления, относятся, в частности, охрана общественного по-рядка и обеспечение общественной безопасности. В муниципаль-ных образованиях (городах, районах и др.) действует милиция, которая, являясь составной частью российской милиции, функ-ционирует в качестве самостоятельного структурного звена в сис-теме соответствующих отделов (управлений) внутренних дел. Ор-ганы местного самоуправления за счет собственных и привлечен-ных средств могут создавать и содержать муниципальные органы охраны общественного порядка. Органы местного самоуправления обеспечивают необходимые условия для эффективного функцио-нирования подразделений милиции в целях обеспечения право-порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевременного реагирования на изменения кримино-генной обстановки.
Милиция общественной безопасности находится в подчине-нии руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Органы местного самоуправления принимают меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасно-сти в связи с проведением массовых мероприятий -- митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, крупных спортивных и других массовых публичных мероприятий.
При возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизо-отии, пожаров, массовых нарушений общественного порядка ор-ганы местного самоуправления принимают меры по спасению и охране жизни людей, защите их здоровья и имущества.
При органах местного самоуправления состоят комиссии: по делам несовершеннолетних и защите их прав; наблюдательная и др. Указанные комиссии участвуют в обеспечении общественного порядка и законности на территории муниципального образова-ния. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает и разрешает дела, связанные с правонарушениями, которые совершаются подростками. Наблюдательная комиссия выполняет функции общественного контроля за соблюдением законности в местах лишения свободы, рассматривает вопросы, связанные с социальной поддержкой лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Органы местного самоуправления и должностные лица мест-ного самоуправления в пределах своих полномочий содействуют судебным органам, прокуратуре и органам юстиции в реализации возложенных на них правоохранительных задач и функций; взаи-модействуют с налоговой полицией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Милиция, как орган исполнительной власти, обязанный в пределах своей компетенции обеспечивать прочный правопорядок, призвана обнаруживать правонарушения, квалифицировать их и собирать доказательства, определяющие, в конечном счете виновность или невиновность лиц, совершивших те или иные правонарушения. Именно милиция применительно к массе выявленных правонарушений осуществляет правоприменительный процесс, который завершается либо должностными лицами милиции, либо в суде, куда направляются материалы проверок или уголовные дела. Поэтому в плане этики сотрудник милиции должен четко разделять категории добра и зла с точки зрения действующего законодательства.
Проблематика курсовой работы заключается в том, что правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел формировалась при отсутствии целостной концепции. Нормативные акты нередко дублировали, противоречили не только друг другу, но и здравому смыслу. При этом многие острые вопросы оставались вне сферы юридического опосредования. Существовавшая организационно-правовая модель органов внутренних дел несла в себе, а зачастую и несёт, но может быть в меньшей степени, оттенок административно-командной системы управления обществом, что не отвечало задачам формирования России как правового государства.
Закон "О милиции" закрепил общечеловеческие ценности в качестве принципов деятельности милиции. В соответствии с международными правовыми нормами закон устанавливает, в частности, что милиция защищает человека независимо от его гражданства, политических убеждений, национальной принадлежности и иных обстоятельств. На мой взгляд, а, также учитывая рассматриваемый вопрос, это отражено в статье 2 раздела I, где сказано, что "Задачами милиции являются: …защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов …". То обстоятельство, что ранее такая задача текстуально не ставилась, не следует расценивать как недосмотр законодателя. Задача защиты собственности охватывалась и охватывается другими милицейскими задачами. Действительно, собственность является одним из объектов, защищаемых милицией в рамках решения задач предупреждения, пресечения и раскрытия соответствующих противоправных деяний, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, оказания помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
С учётом сказанного можно сделать вывод, что при составлении Закона "О милиции" законодатель отверг вносившиеся предложения о возложении на милицию задачи обслуживания населения и избрал более правильную формулировку - оказание помощи. Этот термин не только подчёркивает гуманистический характер деятельности милиции, но и не позволяет усомниться в том, что в данном случае она, помощь, носит свободный, непринудительный и некоммерческий характер. Восприятие этой идеи российским законодателем не убеждает вместе с тем в справедливости мнения, согласно которому милиция из преимущественно юрисдикционного, карательного органа будто бы становится "государственной службой правоохранительной помощи". Помощь предполагает чётко выраженную просьбу о ней, а большая часть работы милиции имеет публичный характер и осуществляется при отсутствии, а то и вопреки желанию тех или иных субъектов. Реальная практическая помощь заключается в отсутствующем на сегодня чётком законодательном определении случаев и форм оказания милицией помощи гражданам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ - М.: «ТАНДЕМ»., изд. ЭКМОС - 2000г., - 48 с.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: ЮРАЙТ - М, 2002г., - 251 с.
3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.)
4. Указ президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 «Об утверждении Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998г, 1 декабря 1999г., 13 января 2001г.)
5. Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. - 222 с.
6. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Московский университет МВД России, издательство «Щит и М», 2002. - 309 с.
7. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник / Под ред. А.П. Коренева. - М.: МЮИ МВД России, издательство «Щит и М», 1997. - 335 с.
8. Административное право: уч. /под ред. Ю.М. Козлова., Л.Л. Попова., - М.: ЮРИСТЪ., 2001г., - 728 с.
9. Алферов В. А., Статкус В. Ф. и др. "Органы предварительного следствия в системе МВД России: Учебное пособие: история, современное состояние и перспективы" - М.: Спарк, 2000. - 502 с.
10. Громов Н. А., Францифоров Ю. В. "Правоприменительная деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и судов. Основные начала: Учебное пособие для вузов" - М.: Приор, 2000. - 233 с.
11. Ефим Бершин. Статья. Мертвый хватает живого. Время МН, № 71, 20 апреля 2002 г.
12. Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «О милиции»: Изложение Закона в схемах; Комментарий изменений и дополнений, внесенных в новую редакцию Закона // Под ред. Маршунова М.Н. - М.: Герда, 2001. - 218 с.
13. Соловей Ю. П., Черников В. В. "Комментарий к Федеральному закону РФ "О милиции"" - М.: Проспект, 2000. - 397 с.
14. Улучшение взаимоотношения граждан и милиции: доступ к правосудию и система выявления, регистрации и учета преступлений. Научный доклад. // К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Л.В. Кондратюк. - М.: Открытое общество, 2001. - 497 с.