Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
2
тема:
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
Оглавление:
Вступление………………………………………………………………….........3
Основная часть:
Глава 1. Понятие надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие:
1.1. Предмет надзора………………………………………...…………...5
1.2. Сущность прокурорского надзора………………………………....6
Глава 2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие:
2.1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие………………………………………………...…….7
2.2. Порядок рассмотрения жалобы прокурором…………………….………..11
Заключение……………………….………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………………..........16
Введение
Актуальность темы исследования.
Работа в правоохранительных органах всегда была связана с повышенным риском и с повышенной же ответственностью. Но, как и всем людям, сотрудникам правоохранительных органов свойственно ошибаться. Однако работники правоохранительных органов действуют от имени государства и в интересах государства.
Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы, имеют возможность острейшего вмешательства в личные права и свободы каждого конкретного человека. По этой причине государство сочло необходимым закрепить это направление деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов обозначенными органами в самостоятельное направление надзора, подчеркивая его важность[ Дранников В.Н. Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: Учебное пособие. - М., 2004. - С. 36.].
Цели и задачи контрольной работы. Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1. определить предмет надзора;
2. рассмотреть сущность прокурорского надзора;
3. рассмотреть полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
4. рассмотреть порядок рассмотрения жалобы прокурором.
Объект исследования - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
1.1. Предмет надзора
Прокурорский надзор -- это надзор, осуществляемый органами прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Прокурорский надзор -- это деятельность государства, осуществляемая специально созданными им прокурорскими органами. Принимая законы, государство заинтересовано в их строгом и точном исполнении всеми гражданами, учреждениями, предприятиями, организациями. В реальности нормативных актов отражается реальность самой власти. В связи с этим государство вынуждено выполнять специфическую надзорную функцию.
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (ст. 29 ФЗ)[ Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 04.11.2005) // СЗ РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.].
1.2. Сущность прокурорского надзора
Сущность прокурорского надзора заключается в том, что он:
1) представляет собой самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры;
2) осуществляется от имени государства;
3) заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации;
4) обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений. Прокурорский надзор обеспечивает привлечение виновных лиц к ответственности.
При определении сущности прокурорского надзора С.Г. Новиков и М.Ю. Рагинский[ Новиков С.Г., Рагинский М.Ю. Прокуратура в системе советского государственного аппарата // Правоведение. - 1974. - № 3. - С. 45.], а также В.Г. Даев и М.Н. Маршунов[ Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. - М., 2006. - С. 43.] обращают внимание на то обстоятельство, что прокуратура не имеет ни законодательных, ни административных, ни судебных функций, а лишь осуществляет надзор за тем, чтобы поднадзорные государственные органы и должностные лица не допускали нарушений закона. В последующем М.Н. Маршунов заметил, что сущность прокурорского надзора заключается в том, чтобы обеспечить должный правовой режим, не вторгаясь в конкретную деятельность поднадзорных органов[ Маршунов М.Н. Прокурорско-надзорное право. Проблемы правового регулирования. - М., 2005. - С. 33.].
Глава 2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
2.1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
Учитывая изменившиеся условия, Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997 г. издал Приказ № 31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием". В нем он потребовал обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно - процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения по делу[ Приказ Генпрокуратуры РФ от 18.06.1997 № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» (ред. от 16.03.2006) // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ", Издательский дом "Автограф", Тула, 2004 (том 1).].
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;
4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований при производстве предварительного расследования;
8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, с обязательным указанием оснований такой передачи;
10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;
11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно - розыскных мероприятий;
12) продлевать срок предварительного расследования;
13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
17) осуществлять иные полномочия (ч. 2 ст. 37) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921..
Указания прокурора обязательны не только для следователей и дознавателей, но и для руководителей следственных отделов и органов дознания.
Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования распространяется не только на лиц, осуществляющих следствие и дознание, но и на начальников следственных отделов и их заместителей; обвиняемых, подозреваемых и их защитников; потерпевших, гражданских истцов и их представителей, а также на всех других субъектов уголовно - процессуальных отношений.
Генеральный прокурор РФ в упомянутом Приказе № 31 потребовал от подчиненных прокуроров: считать важнейшей обязанностью прокуроров, следователей и органов дознания защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений; внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений; принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, к возмещению причиненного ущерба.
Прокурорам предписано ежедневно проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах, практиковать проверки во внерабочее время; незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания и незаконные методы следствия. Генеральный прокурор РФ счел необходимым специально потребовать от подчиненных прокуроров не допускать использования задержания и заключения под стражу как средства получения от подозреваемого или обвиняемого признания вины в совершении преступления[ Маршунов М.Н. Прокурорско-надзорное право. Проблемы правового регулирования. - М., 2005. - С. 74.].
2.2. Порядок рассмотрения жалобы прокурором
Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя подаются прокурору, непосредственно осуществляющему надзор за возбуждением уголовного дела и производством предварительного расследования. Жалоба может быть подана прокурору на личном приеме или путем передачи ее в канцелярию прокуратуры либо через должностное лицо, действия (бездействие) и решения которого обжалуются.
Дознаватель, следователь или руководитель органа дознания, начальник следственного подразделения при получении жалобы обязаны незамедлительно направить ее прокурору. В случае необходимости они прилагают к жалобе свои объяснения по поводу причин и оснований подачи жалобы. Одновременно в зависимости от обстоятельств уголовного дела должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, его исполнение может быть приостановлено до разрешения жалобы прокурором. Признав жалобу достаточно обоснованной, должностное лицо прекращает обжалуемое действие или отменяет обжалуемое решение в пределах своих полномочий, о чем сообщает прокурору[ Ломовский В.Д. Прокурорско-надзорные правоотношения. - М., 2005. - С. 164.].
Жалобы, поступающие вышестоящему прокурору или руководителям должностных лиц, действия (бездействие) и решения которых обжалуются, также безотлагательно направляются прокурору, непосредственно осуществляющему надзор за производством расследования по данному уголовному делу. Однако вышестоящие органы и должностные лица вправе со своей стороны произвести выяснение обстоятельств, повлекших подачу жалобы, принять меры по устранению выявленных нарушений или недостатков и предотвращению их в будущем.
По общему правилу срок рассмотрения жалобы не должен превышать трех суток с момента поступления ее к прокурору до принятия по ней решения. Указанным сроком охватывается время изучения содержания жалобы и прилагаемых документов, имеющих к ней отношение материалов уголовного дела, получения и анализа объяснений дознавателя или следователя, проведения иных проверочных действий и подготовки ответа. Рассмотрение жалобы в порядке исключения в срок до десяти суток предопределяется большим объемом проверочных действий, длительностью исполнения сделанных в связи с проверкой запросов или поручений и другими факторами, обусловливающими непредвиденные или объективно неизбежные затраты времени на выяснение изложенных в жалобе фактов. О рассмотрении жалобы свыше трехсуточного срока полагается заблаговременно известить заявителя с указанием причин отсрочки. Извещение может быть сделано в письменной или устной форме, в том числе по факсу или телефону[ Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. - М., 2006. - С. 45.].
Рассматривая жалобу, прокурор обязан всесторонне проверить изложенные в ней обстоятельства и доводы. В ходе проверки прокурор вправе использовать все средства, предоставленные ему как органу надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. В случае необходимости прокурор вправе вызвать к себе заявителя для уточнения сведений, приводимых в жалобе, или получения дополнительных данных. Предоставляемая заявителем информация облекается в письменную форму и включается в материалы производства по жалобе. Заявителю также может быть предложено представить документы, подтверждающие изложенные в жалобе факты. При явке заявителя по вызову прокурора для выяснения указанных в жалобе обстоятельств совершения дознавателем или следователем действий, влекущих за собой уголовную ответственность, заявитель предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК. Оформление предупреждения и получение от заявителя данных, подтверждающих изложенные в жалобе факты, производится по правилам принятия заявления о преступлении.
Признав жалобу обоснованной, прокурор отменяет обжалуемые решения дознавателя или следователя либо дает указание о прекращении обжалуемых действий (бездействия), принимает иные меры по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений, организаций. В случае необходимости прокурор одновременно принимает меры по привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона. Прокурор отказывает в удовлетворении жалобы или удовлетворяет ее частично, не находя оснований для ее удовлетворения в полном объеме. Отказ в удовлетворении жалобы предполагает убедительную аргументацию его оснований с учетом возможного обращения заявителя с повторной жалобой.
Решение прокурора по результатам рассмотрения жалобы должно иметь форму постановления, содержащего краткое изложение доводов заявителя, их анализ, итоги проверки и мотивы принятия решения. В случае удовлетворения жалобы в резолютивной части постановления указываются также принятые по жалобе меры, направленные на устранение допущенных при производстве дознания или предварительного следствия нарушений. Уведомление о результатах рассмотрения жалобы может быть сделано в письменной или устной форме в зависимости от имеющихся возможностей реально известить заявителя о принятом прокурором решении. Одновременно разъясняется порядок обжалования данного решения. По просьбе заявителя ему может быть выдана копия постановления прокурора по жалобе.
Жалобы, результаты проверки изложенных в них фактов и принятые по ним решения целесообразно приобщать к материалам предварительного расследования. Нахождение в уголовном деле материалов надлежащим образом рассмотренных и правильно разрешенных жалоб способствует предупреждению обращения с повторными аналогичными жалобами после направления уголовного дела в суд. В случае заявления подобных жалоб в судебных стадиях уголовного процесса судья или суд будут иметь возможность принять по ним решения с учетом результатов их проверки и разрешения прокурором.
Заключение
Итак, мы определили предмет надзора, рассмотрели сущность прокурорского надзора, полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также порядок рассмотрения жалобы прокурором.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Строительство правового государства, приоритетом которого является решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций закона, создало реальные предпосылки для детальной правовой регламентации прокурорского надзора. Без сомнения, развитие законодательства о прокурорском надзоре должно проходить в соответствии с научными разработками теории прокурорского надзора и выработанными на их основе рекомендациями. Думается, что один из путей совершенствования прокурорского надзора как раз и лежит в русле устранения проблем и противоречий, возникших вследствие отступления законодателя в отдельных случаях от принципов, разработанных наукой, игнорирования исторических традиций и опыта, "перекосов" в расстановке акцентов в функциональной принадлежности прокуратуры.
Список использованной литературы:
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 04.11.2005) // СЗ РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 18.06.1997 № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» (ред. от 16.03.2006) // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ", Издательский дом "Автограф", Тула, 2004 (том 1).
Литература:
1. Беляев В.П. Надзорная форма государственной деятельности в России (вопросы теории). - М., 2001. - С. 318.
2. Беляев В.П. Надзорные и иные функции прокуратуры - совместимы ли они? // Российский следователь. - 2005. - № 4. - С. 39 - 44.
3. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. - М., 2006. - С. 136.
4. Дранников В.Н. Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: Учебное пособие. - М., 2004. - С. 120.
5. Ломовский В.Д. О понятии и значении прокурорского надзора в современных условиях // Закон и право. - 2001. - № 2. - С. 24 - 28.
6. Ломовский В.Д. Прокурорско-надзорные правоотношения. - М., 2005. - С. 193.
7. Маршунов М.Н. Прокурорско-надзорное право. Проблемы правового регулирования. - М., 2005. - С. 186.
8. Новиков С.Г., Рагинский М.Ю. Прокуратура в системе советского государственного аппарата // Правоведение. - 1974. - № 3. - С. 45.
9. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Ю.Е. Винокурова. - М., 2006. - С. 236.