рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Налоговые правоотношения

рефераты

Налоговые правоотношения

2

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»

Юридический факультет

Контрольная работа

по дисциплине: Налоговое право

тема:

Налоговые правоотношения

Выполнил студент 5 курса

группы ЗЮФ 11-05

Петров Дмитрий Николаевич

г. Чебоксары 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1 Понятие правоотношения

1.2 Налог и его виды

1.3 Налоговая система и система налогообложения

2. НАЛОГОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ

2.1 Понятие налогового правоотношения, его особенности

2.2 Состав и структура налогового правоотношения

2.3 Участники налоговых правоотношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование экономики России было нацелено на переход к рыночным отношениям, что в свою очередь привело к возрастанию роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, и, следовательно, решающим фактором создания финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.

Механизм налогообложения приводится в действие с помощью правовых норм, совокупность которых именуется налоговым правом. В современных условиях - это крупная отрасль права, имеющая свои особенности предмета и метода правового регулирования. Именно поэтому исследуемый в контрольной работе вопрос «Налоговое правоотношение» является актуальным.

Значение налоговых правоотношений также обусловлено значением налогов для жизни общества и государства. В той или иной мере нормы налогового права затрагивают интересы каждого человека, каждой организации.

Целью контрольного исследования является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;

2. Дать определение объекту налогового правоотношения - налогу. Перечислить основные его виды;

3. Определить, что такое налоговая система и система налогообложения и какое место они занимают в налоговом правоотношении;

4. Дать определение налоговому правоотношению, установить его особенности по сравнению с правоотношением в других отраслях права;

5. Определить состав и структуру налогового правоотношения;

6. Установить основных участников налоговых правоотношений в РФ.

Объектом курсового исследования является налоговое правоотношение. Предметом исследования - проблемы правоотношений субъектов налогового права.

При проведении контрольного исследования были использованы различные методы исследования. Среди использованных методов можно выделить: аналитический, сравнительный методы, метод изучения нормативно-правовой базы и библиографических источников, метод обобщения.

Теоретической основой для написания контрольной работы послужили различные литературные источники, полный список которых приведён в конце работы.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1 Понятие правоотношения

Правоотношение обычно понимают как общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями.

Правоотношение является результатом воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Оно выступает в качестве одной из форм реализации права, когда абстрактная модель возможного или должного общественного отношения, сформулированная в норме, обретает характер персонально-определенной юридической связи между лицами.

Основанием и предпосылкой для возникновения правоотношения служит правовая норма.

Правоотношение носит волевой характер, т.е. его участники отдают себе отчет в последствиях своих действий либо бездействия, даже если одна из сторон вступила в правоотношение не по своей воле. Например, приговоренный к отбытию наказания в виде лишения свободы, вступает в правоотношения с администрацией соответствующего учреждения.

Для правоотношений характерна индивидуализированная связь между его субъектами, которая осуществляется через субъективные права и обязанности. При этом юридическая связь между субъектами выражается в их взаимных правах и обязанностях. Правоотношение носит предоставительно-обязывающий характер. Без взаимных прав и обязанностей нет и самого правоотношения. Если одному участнику правоотношения предоставлено субъективное право, то у другого участника возникает субъективная обязанность, исполняя которую, он обеспечивает обладателю субъективного права необходимые условия для его реализации. В то же время у обязанного лица есть право требовать от обладателя субъективного права, чтобы оно не выходило за его пределы.

Структура правоотношения включает в себя следующие элементы:

- содержание правоотношения;

- субъекты правоотношения;

- объект правоотношения.

В содержании правоотношения выделяют две стороны - материальную и юридическую. Материальную сторону содержания правоотношения составляет само фактическое поведение его субъектов, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.

Юридическую сторону содержания правоотношения составляют сами субъективные права и обязанности. Субъективное право и юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера возможного и должного поведения участников конкретных правоотношений. Субъективное право выражается в правомочиях субъекта, которые состоят в следующем:

1.возможность субъекта своими собственными действиями реализовать свое право;

2.право требовать от другого участника правоотношения исполнения своих обязанностей;

3.право обращаться за государственной защитой, в случае, если субъективное право нарушено.

Юридическая обязанность - это обязанность исполнить все то должное, что предусмотрено нормой права, а в случае неисполнения претерпевать предусмотренные санкцией данной нормы меры государственного воздействия.

Субъекты правоотношений - это те лица, которые могут быть их участниками. Основные участники правоотношений - физические лица и организации. Иногда субъектом правоотношения может выступать народ, например, при проведении референдума.

Физические лица - это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории конкретного государства.

К организациям относятся государство в целом (например, в отношениях с субъектами федерации, в межгосударственных отношениях), государственные органы (например, суд при рассмотрении гражданского дела), юридические лица.

Юридическими лицами признаются организации, обладающие следующими признаками:

1. имеют обособленное имущество;

2. отвечают по своим обязательствам этим имуществом;

3.от своего имени могут приобретать и осуществлять права и нести обязанности;

4. выступать истцом или ответчиком в суде.

Чтобы быть участником правоотношения, необходимо обладать определенными юридическими качествами (правосубъектностью). Речь идет о правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Правоспособность - это способность обладать правами и нести юридические обязанности.

Дееспособность - это способность своими собственными действиями реализовать право и исполнить юридическую обязанность.

У организаций и юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента их образования. Правоспособность у физических лиц, по общему правилу, возникает с момента рождения. Возникновение дееспособности связано с двумя условиями: возрастом и состоянием психики физического лица. В полном объеме дееспособность наступает с 18 лет. Считается, что в этом возрасте человек достигает такого уровня социальной интеллектуальной зрелости, когда он осознает значение своих поступков и может самостоятельно руководить своими действиями. Дееспособность совершеннолетнего лица может быть ограничена только судом. Деликтоспособность физического лица означает способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Так, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16 лет, за отдельные виды преступлений - с 14 лет. Полная гражданско-правовая ответственность возникает с 18 лет. Таким образом, в разных отраслях права и в разных нормах установлены свои возрастные пороги деликтоспособности.

Объектами правоотношения выступают материальные и нематериальные блага, на которые направлены действия субъектов правоотношения. Это могут быть вещи (в том числе деньги, ценные бумаги), продукты интеллектуального творчества (произведения искусства, литературы, кино и т.д.), личные неимущественные блага (жизнь, честь, доброе имя, здоровье человека). Кроме того, в качестве объекта могут выступать и результат поведения, который имеет первостепенное значение для участников данного правоотношения (например, доставка товара в указанное в договоре перевозки время и место).

Возникновение, изменение и прекращение правоотношений связано не только с правосубъектностью, но и с юридическими фактами.

Юридические факты - это те жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Признаки юридических фактов закреплены в законе, как правило, в гипотезе правовой нормы. То есть с точки зрения законодателя все жизненные факты и обстоятельства делятся на юридически значимые и юридически безразличные.

В зависимости от роли в регулировании общественных отношений правоотношения делятся на регулятивные и правоохранительные. Регулятивные правоотношения служат формой правомерного поведения, а правоохранительные возникают тогда, когда происходит нарушение права, юридическим фактом для их возникновения служит правонарушение.

Регулятивные правоотношения, в зависимости от их направленности, делятся на пассивные и активные. Регулятивные правоотношения пассивного типа направлены на закрепление существующих отношений. В таких правоотношениях определенным лицам предоставляются права на совершение положительных действий, а на всех других возлагаются обязанности воздерживаться от действий определенного рода, то есть обязанное лицо должно вести себя пассивно, не мешать обладателю субъективного права.

Регулятивные правоотношения активного типа направлены на обеспечение динамики общественных отношений. В таких правоотношениях активной стороной выступает обязанное лицо, от которого требуется совершить положительные действия по реализации своей обязанности, а субъективное право состоит в возможности требовать известного поведения от обязанного лица. Правоотношения также делятся на абсолютные и относительные. В абсолютных правоотношениях персонально определен только один его участник - носитель субъективного права. Все остальные персонально не определены и считаются по отношению к нему обязанными лицами. К таким отношениям, например, относят отношения собственности, при которых известен некий конкретный обладатель собственности, а все и каждый обязаны воздерживаться от действий, мешающих ему реализовать свое право. В относительных правоотношениях все участники известны, персонально определены.

Наиболее часто правоотношения делят по отраслям - гражданско-правовые, трудовые, семейные, уголовно-правовые, налоговые, финансовые и т.д. Такое деление также предполагает разделение правоотношений на материально-правовые и процессуальные. Первые возникают на основе норм материального права, а процессуальные - на основе норм процессуальных отраслей права (гражданского процессуального, уголовно-процессуального и т.д.).

1.2 Налог и его виды

Налог, - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Безвозмездность налога подразумевает, что его уплата не обязывает государство осуществлять какие-либо ответные действия в отношении конкретного налогоплательщика. Понятие безвозмездности относительно, так как в любом случае, получаемые государством доходы в виде налоговых поступлений идут на предоставление налогоплательщикам общественных благ. Безвозмездность заключается в том, что государство не планирует проведение мероприятий в отношении каждого налогоплательщика в отдельности.

Все налоги связаны с государственным принуждением. Ни один налогоплательщик не будет добровольно платить налоги, если данный вопрос не будет контролироваться государством. В первую очередь, это связано с безвозмездностью налоговых платежей. Отдельный налогоплательщик может получить благ от государства на меньшую сумму, чем он уплатит в бюджет налогов, и именно это является сдерживающим фактором при уплате налогов.

Все налоги можно разделить на две основные категории: прямые и косвенные. Это деление известно еще с древности, однако его критерии не являются однозначно определенными. В общем случае к прямым налогам принято относить такие налоги, которые выплачиваются налогоплательщиком со своих доходов или имущества и являются его прямым взносом в бюджет. Прямые налоги являются исторически более ранней формой налоговых платежей. В современных условиях к ним относятся налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, которые взимаются путем включения налога в цену товара (тариф на услуги). К их числу относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Особенностью косвенных налогов является то, что они вытекают из хозяйственных актов, оборотов, финансовых операций и преследуют целью переложение налогового бремени с производителей товаров или услуг на их потребителей. Однако на практике такое переложение достигается не всегда.

1.3 Налоговая система и система налогообложения

Говоря о налогах, следует различать такие понятия, как налоговая система и система налогообложения.

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Существуют два вида налоговой системы -- шедyлярная и глобальная.

При шедулярной налоговой системе применяется принцип разбиения дохода налогоплательщика на части (шедулы). Затем каждая шедула облагается налогом отдельно, причем для каждой шедулы может быть установлена своя ставка, отличная от ставок на другие шедулы. Кроме этого, для разных шедул могут быть установлены разные льготы.

При глобальной налоговой системе применяется единый подход к налогообложению всех доходов физических и юридических лиц. Глобальная система намного удобнее и выгоднее для субъектов предпринимательской деятельности, так как упрощается система расчета налогов.

Таким образом, налоговая система, - это государственная система мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).

Система налогообложения, - это более узкое понятие. В общих словах, система налогообложения, - это порядок взимания налогов и контроля за их поступлением.

Элементами системы налогообложения являются:

1. Объект (предмет);

2. Субъект (налогоплательщик);

3. Налогооблагаемая база;

4. Ставка (твердая, процентная);

5. Порядок исчисления;

6. Срок уплаты;

7. Штрафы, пеня;

8. Контроль.

Например, в Российской Федерации действует три системы налогообложения, а именно, классическая, упрощенная (для субъектов малого предпринимательства) и вмененная. При классической системе налогоплательщик платит все налоги, установленные налоговым законодательством. При упрощенной системе платится налог с оборота, а ряд других налогов отменяется. Вмененная система налогообложения устанавливает для определенных видов деятельности вмененный доход, с которого предприниматель уплачивает налог по установленной ставке, причем данный налог не зависит от того, какой фактически доход получил предприниматель в отчетном периоде.

Кроме этого, государство может устанавливать «специальные налоговые режимы». Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Следует отметить, что упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ является специальным налоговым режимом.

Таким образом, налоговая система включает в себя систему налогообложения и систему государственных налоговых органов.

2. НАЛОГОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ

2.1 Понятие налогового правоотношения, его особенности

Правоотношения, возникающие в обществе, имеют разные направления и специфику. Так, между сторонами договора поставки, возникают гражданско-правовые отношения, а между работником и работодателем - трудовые правоотношения. Таким образом отрасль права имеет условное деление на составляющие её подотрасли, на такие как административное, гражданское, трудовое, уголовное право и т.д.

Каждая отрасль права имеет определенную нормативную базу, которая устанавливает и регулирует правила поведения. Так, гражданские правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса, административные - нормами Кодекса об административных правонарушениях, и так далее.

Налоговое право является подотраслью финансового права. Налоговое правоотношение -- вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права -- налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Налоговое правоотношение по всем своим характеристикам можно отнести к административному правоотношению. Так же как и административное право, налоговое право регулирует властные отношения между его участниками, а именно, отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в государстве, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В этом и заключается особенность налогового правоотношения - регулирование отношений, возникающих в связи с уплатой налогов.

Одной из проблем налогового права, как науки, является определение сущности понятия «налогообложение». В научной литературе можно встретить различные точки зрения по этому вопросу, но тем не менее, большинство исследователей полагают, что под налогообложением следует понимать форму функционирования системы налогов и деятельность государства по установлению и взиманию налогов. Как подчеркивает Г. В. Петрова [1], общественные отношения в сфере налогообложения непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Данные отношения, охватывающие разнообразные сферы, составляют предмет налогового права.

Несмотря на преобладание экономического подхода в решении тех или иных налоговых проблем, отношения и социальные связи, возникающие при установлении и взимании налогов, регулируются в первую очередь правовыми нормами. А это фактически означает, что на определенном этапе совокупность данных норм, находя свое закрепление в нормативных актах различного уровня, взаимодействуя между собой и постоянно развиваясь, образует налоговое право. Последнее следует понимать как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Выделяют три системы принципов налогообложения:

1. экономические;

2. юридические (принципы налогового права);

3. организационные.

Выявляя значимость юридических принципов налогообложения для развития системы норм налогового права, следует отметить, что методологически точно выверенные и правильно выраженные принципы помогают выявлять пробелы в налоговом праве, влиять на правотворческую и правоприменительную практику.

В теории права выделяют общеправовые принципы, свойственные праву в целом, отраслевые принципы, характерные для отдельных отраслей, и межотраслевые принципы, относящиеся к группе смежных отраслей. Некоторые теоретики считают, что налоговому праву как составной части российской правовой системы присущи следующие общеотраслевые принципы:

1. верховенство закона;

2. единство;

3. целесообразность и реальность законности и т. д.

Но кроме основных общеотраслевых принципов, налоговому праву, как составной части финансового права, характерны признаки, распространенные в финансовом праве. Здесь можно назвать следующие отраслевые принципы финансового права:

1. приоритетность публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений;

2. социальная направленность финансово-правового регулирования;

3. принципы федерализма;

4. принцип единства финансовой политики и денежной системы, равноправия субъектов Российской Федерации в области финансовой деятельности, самостоятельности органов местного самоуправления;

5. принцип распределения функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей;

6. принцип участия граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

7. принципы плановости и законности.

Ещё одной особенностью налогового права является степень охвата отношений, связанных с движением государственных денежных средств. Налоговое право выделяет только отношения по однонаправленному движению денежных средств снизу вверх - от плательщиков к бюджетам в форме налогов и сборов, то есть, вопросы формирования бюджетов различных уровней. Вопрос распределения бюджетных средств не в ходит в компетенцию налоговых правоотношений.

Особенность налоговых правоотношений также состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов, в высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости их от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве.

2.2 Состав и структура налогового правоотношения

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов:

1. субъекты налоговых правоотношений;

2. объекты налоговых правоотношений;

3. содержание налоговых правоотношений;

4. предмет налоговых правоотношений.

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты, среди которых можно выделить налогоплательщиков (юридические и физические лица), налоговые органы, органы внутренних дел, кредитные организации и т.д. В налоговых отношениях в определенных ситуациях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), когда они перечисляют налоги, взимаемые с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами. Например, при правоотношениях, связанных с уплатой в бюджет налога на добавленную стоимость объектом налогового правоотношения будет являться сам налог на добавленную стоимость, правила уплаты которого определены во второй части Налогового кодекса РФ.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений устанавливаются в налоговом законодательстве. Законодатель предусматривает факты, наступление которых влечет за собой прекращение налогового правоотношения.

Система отношений, составляющих предмет налогового права, охватывает следующую совокупность:

а) властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

б) правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

в) правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля над соблюдением налогового законодательства;

г) правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых агентов, государства и других), то есть в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

д) правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

2.3 Участники налоговых правоотношений

Далее необходимо более подробно остановиться на участниках налоговых правоотношений.

Согласно действующему в нашей стране законодательству, выделяют следующих участников налоговых правоотношений:

1. Налогоплательщики (плательщики сборов);

2. Налоговые агенты;

3. Сборщики налогов и сборов;

4. Налоговые органы;

5. Таможенные органы;

6. Финансовые органы (Министерство Финансов РФ);

7. Органы внутренних дел.

Налогоплательщики и плательщики сборов, - юридические и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность по уплате соответствующих налогов и (или) сборы.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Например, работодатель выступает в качестве налогового агента, когда удерживает у работника налог на доходы физических лиц и перечисляет его в соответствующие бюджеты.

Сборщики налогов и сборов, - это государственные органы, органы местного управления, другие уполномоченные органы и должностные лица на которых государством возложена обязанность по сбору налогов и (или) сборов.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы. До 2003 года функции налоговых органов выполняло Министерство РФ по налогам и сборам. Сейчас функции МНС переданы Минфину РФ. Полномочиями налоговых органов также обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами. Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Органы внутренних дел включаются в проверку предприятия либо при поступлении запроса налогового органа, либо при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового преступления. Если в ходе своей деятельности органы внутренних дел выявили обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, то они обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённые в контрольной работе исследования позволяют сделать определённые выводы по тем вопросам, которые были поставлены в начале работы.

Правоотношение - общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Все налоги связаны с государственным принуждением. Ни один налогоплательщик не будет добровольно платить налоги, если данный вопрос не будет контролироваться государством.

Все налоги можно разделить на две основные категории: прямые и косвенные.

Прямые налоги являются исторически более ранней формой налоговых платежей. В современных условиях к ним относятся налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, которые взимаются путем включения налога в цену товара (тариф на услуги). К их числу относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

Говоря о налоговых правоотношениях, следует различать такие понятия, как налоговая система и система налогообложения.

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Система налогообложения, - это более узкое понятие. В общих словах, система налогообложения, - это порядок взимания налогов и контроля за их поступлением.

Таким образом, налоговое правоотношение -- вид финансового правоотношения, урегулированное нормами налогового права, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Особенностью налогового правоотношения является регулирование правоотношений, возникающих в связи с взиманием налогов. Кроме этого, налоговое право выделяет только отношения по однонаправленному движению денежных средств снизу вверх - от плательщиков к бюджетам в форме налогов и сборов, то есть, затрагивает вопросы формирования бюджетов различных уровней. Другая особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов, в высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости их от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве.

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов:

1. субъекты налоговых правоотношений;

2. объекты налоговых правоотношений;

3. содержание налоговых правоотношений;

4. предмет налоговых правоотношений.

Согласно действующему в нашей стране законодательству, выделяют следующих участников налоговых правоотношений:

1. Налогоплательщики (плательщики сборов);

2. Налоговые агенты;

3. Сборщики налогов и сборов;

4. Налоговые органы;

5. Таможенные органы;

6. Финансовые органы (Министерство Финансов РФ);

7. Органы внутренних дел.

И конечно же, подводя итог по проделанной работе нельзя не затронуть вопрос реформирования в РФ налоговой системы.

Начатая в 90-х годах XX века реформа налоговой системы продвигается в основном намеченным путем. Достигнуты огромные результаты в области налогообложения, и если оценить итоги налоговой реформы, то можно прогнозировать дальнейшие позитивные процессы в экономике нашего государства. Основная заслуга налоговой реформы состоит в том, что она свела практически до минимума намеченные в 90-х годах XX века противоречия между налогоплательщиками и государством. В настоящее время налоговые правоотношения в РФ принимают всё более цивилизованный характер с учётом норм международного права.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года), (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) , М.:ИНФРА-М, 2010-128стр.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. По состоянию на 25 апреля 2010г. Комментарий последних изменений. - М.:Издательство Юрайт, 2010. - 723с. - (Правовая библиотека).

Специальная литература:

1. Булатова А.С. Экономика. Учебник. М.:Эксмо,2009. - 879стр.

2. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника - 6-е изд., - М: «Финансы и статистика»,2007, - 386стр.

3. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение Учебник. М.: ИНФРА,2006, - 298стр..

4. Бабкин А.И. Налоги. Библиотека Высшего Арбитражного Суда. - М.: Деловой экспресс, 2002.

5. Бартошек М. Римское право. Понятие, термины, определения. - М.,Юрайт-Издат,2007, - 549стр.

6. Налоги и налоговое право/Под редакцией Брызгалина А.В. - М.: Аналитика-Пресс, 2006, - 497стр.

7. Налоговое право. Учебник/Под редакцией Пепеляева С.Г. - М.: Юристъ, 2004, - 365стр.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»