Нормы права: понятие, пределы действия
Министерство Внутренних Дел России
Омский Юридический Институт
Кафедра теории права и государства
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: " НОРМЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ,
ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ."
ВЫПОЛНИЛ: слушатель 104 уч. группы
рядовой милиции
Горбатенко В.Н.
ПРОВЕРИЛ:
Омск - 1997
ПЛАН.
Нормы права в системе социального регулирования.
Понятия и признаки правовой нормы.
Пределы действия правовых норм.
Решающим вопросом социального регулирования является осущест-вление правовых норм в общественной жизни. Проведение в жизнь пра-вовых норм представляет собой такую стадию правового регулирования когда нормы права непосредственно воплощаются в практической дея-тельности людей, их объединении и государственных органов по осу-ществлению предоставленных им прав и выполнению возложенных на них правовой нормой обязанностей.
Практическое значение правовых норм, регулирующих поступки участников общественной жизни, начинается с момента установления и введения их в действие. С этого момента правовые нормы указывают ка-ким должно быть поведение людей, организаций и учреждении в опреде-ленных условиях.
Применяются правовые нормы лишь тогда, когда наступают такие факты с которыми нормы связывают определенные юридические последствии состоящие в возникновении, изменении или прекращении конкретных правоотношений.
В форме правоотношении регулирующая роль норм права усиливает-ся и приобретает конкретно-практическое значение, так как в них пра-вовые нормы выступают в непосредственную связь с действиями участни-ков общественной жизни.
В связи с этим применение правовых норм представляет собой на-иболее действенный способ их реализации.
В настоящее время роль и значение права, его норм и законности все более возрастает в социальной жизни общества.
В особенности повышается роль государства в экономической жиз-ни общества и развитии народного хозяйства, а следовательно, возрас-тает роль права, в этой области. Нормы права служат мощным субъек-тивным фактором использования законов, социального развития общест-ва в целях развития производства и, прежде всего, производства средств для создания в стране изобилия материальных и других благ.
Практически это достигается прежде всего путем регулирования поведения людей в отношении собственности на средства производства, которая является основой производственных отношений.
Совершенствуя производственные отношения государство и право тем самым стимулируют развитие производительных сил. Повышение уров-ня правового регулирования общественной жизни обусловливается также необходимостью дальнейшего развития и защиты социального распределе-ния произведенных обществам материальных и духовных благ.
Правовые нормы служат государству во всей его деятельности по руководству обществом.
Право вносит единообразие в осуществление государственной поли-тики благодаря строгой определенности его норм. В этом заключается одна из потребностей в правовом регулировании социальной жизни.
Необходимость улучшения правового регулирования вызывается так-же усложнением государственного руководства социальной жизнью, зада-чей повседневного совершенствования деятельности всего государствен-ного аппарата, укрепление государственной дисциплины во всех его звеньях. Новые вопросы правового регулирования и укрепления законности встают в ввяжи с постепенным перехода ряда функций выполняемых государственными органами в ведение общественных организаций, в том числе в области культурного обслуживания населения, здравоохранения, охраны общественного порядка. Ясно, что общественные организации и группы нуждаются в правовой основе при осуществлении ими государст-венных функций.
Право способствует развитию демократии тем, что оно служит фор-мой официального выражения государственной воли народа в его нормах фиксируются права ж обязанности граждан, оно определяет и обеспечи-вает участие граждан в управлении государством. В правовых нормах люди, находят законную опору для своей социальной деятельности, а государственные органы находят в них формаль-ную основу для своих функций.
Велика роль норм нрава и в укреплении общественный и государст-венной дисциплины, играющей огромную роль в развитии общества. В сос-таве права имеют место не только обязывающие и запрещающие нормы, но и нормы уполномачивающие граждан на известные действия. В регулиро-вании обществом никак нельзя недооценивать уполномачивающие дозволяющие нормы. На них основаны субъективные права граждан, осуществле-ние гражданами своих прав и является применением тех норм, на кото-рые они основаны, то есть норм, которые дозволяют совершать опреде-ленных действия, с установлением конкретных правоотношений и воздей-ствием на обязанных лиц, на организации и учреждения в этих правоот-ношениях.
В этом плане вырисовывается все значение субъективного права в обществе, которое не сводится только к правоотношениям.
В совокупности с правовыми обязанностями оно определяет собой правовой статус гражданина. Вместе с тем субъективное право являет-ся известным средством регулирования поведения людей, осуществляемо-го нормами объективного права. Лица обладающие субъективными правами наделены правом требовать определенного поведения от обязанных лиц, организаций, учреждений, которое они и осуществляют путем применения соответствующих норм к обязанным лицам. Такая постановка вопроса поз-воляет правильно решить вопрос о субъектах применения правовых норм в зависимости от видов норм и их характера, а также способствует раз-вертыванию отношений во всей общественной жизни. Теоретическая разработка вопроса о применении норм права позволяет не только глубже поз-нать роль права вообще, но и вооружить людей знаниями и умениями пра-вильного построения своей практической деятельности в общественной жизни. Теория применения норм права обеспечивает более глубокое про-никновение в государственное руководство обществом и дает возможность лучше организовать правовое регулирование социальной жизнью страны такое значение теоретической разработки проблемы применения правовых норм во всей теории государства и права объясняется тем, что. дейст-вие права состоит и непосредственно объясняется в практической реа-лизации.
В связи с этим недооценка теории применения правовых норм весь-ма отрицательно сказывается на практической деятельности по их реализации.
В настоящее время законность приобретает все большее значение. В соответствии с этим принимаются все меры к дальнейшему ее укрепле-нию и развитию.
В настоящее время проводится много мероприятий по улучшению форм и методов регулирования обществом, повышение роли законности в решении многих наболевших проблем нашего общества.
Социальные нормы складываются вместе с возникновением и разви-тием человеческого общества в связи с необходимостью ухватить и уре-гулировать поведение людей общими правилами. Назначение общих правил поведения состоит в организации производства и поддержании дисципли-ны и порядка в общественной жизни. Они представляют собой необходи-мое и элементарное условие поддержания общественных связей людей. Об-щественная жизнь требует наличие таких правил с которыми люди могли бы согласовывать свое поведение, измерять свои поступки, рассчитывать на определенные результаты и быть уверенными в них.
Но социальные правила /нормы/ - это не только мера поведения, это также требования предъявленные к личности обществом, к учрежде-нию, организации, вести себя определенным образом, действовать так, а не иначе.
Социальные нормы отражены в общественной жизни, основой которой является экономическая структура общества, определяется формой соб-ственности на орудия и сродства производства. Но это не просто сле-пок с общественной деятельности, а определенные правила, цель которых порождается определенными условиями и заключается в регулирова-нии общественных отношений в интересах всего общества или иного его класса, путем организации деятельности людей, общественных организа-ций и государственных учреждении. Норма требует, чтобы поведение лю-дей ей соответствовало. Иными словами, норма - это указание о том, каким должно быть поведение людей по мнению всего общества или от-дельного класса. Иначе говоря, норма это не просто констатация дей-ствительности, не суждение о тех или иных его свойствах, а обязательное правило поведения, которое всегда требует должных результатов. Норма всегда есть правило должного и возможного поведения, которое обязывает, запрещает, дозволяет определенное действие при наличии известных условии. Норма ость императив, который регулирует должную связь между людьми. Норма сопряжена с угрозой невыгодных последствии, для всякого, кто отступает от ее требований. Смысл существования воздействия нормы на поведение людей в том и состоит, что она имеет дело с сознательными поступками людей.
Итак, всякая норма есть известное веление в целях определенно-го упорядочения общественной жизни.
Однако, не всякое веление является нормой, а только такое, ко-торое рассчитано на определенное число типичных слухов, которое име-ет общий характер, обращено ко всем и каждому, кто сможет очутиться в условиях, предусмотренных нормой. Без социального регулирования не мыслимо существование общества. Все социальные нормы имеют между собой много общего, но для науки и практики особенно важное значение приобретает исследование специфических признаков каждого вида. норм. Между тем до сих пор в нашей специальной юридической литературе мало уделялось внимания исследованию отличий правовых норм от других со-циальных норм. В обществе различают пять видов социальных норм: нор-мы права, нравственности, обычаи /традиции, привычки/, нормы общест-венных организаций и нормы организованной деятельности государствен-ных и иных учреждений. Степень их различия и единства зависит от эко-номической и политической структуры общества. Все они выражают волю единого в моральном и политическом отношении народа и отвечают его интересам. Все они имеют общую цель, взаимно влияют, и обеспечивают друг друга в достижении этой цели. Наиболее важное значение имеет вопрос о соотношении правовых и нравственных норм. В обществе право отражает моральные устои общества. Оно во-первых, пронизано духом нравственности и находится в полном единстве с утвердившейся моралью, - во-вторых, нравственность рассматривает соблюдение правовых норм, как важнейший моральный долг, обеспечивает действительность правовых пра-вил, способствует внедрению их в привычку и сознание людей. В свою очередь право способствует упрочению и усовершенствованию нравствен-ных правил в общественной жизни. Содержание социальных норм является регулируемые ими общественные отношения, которые представляют собой материальный критерий для классификации норм на отдельные виды. Нормы права направлены на регулирование наиболее существенных и кон-кретных отношений общественной жизни, требующих государственного воз-действия, в первую очередь отношении собственности на орудия и сред-ства производства и политических отношений общественных классов. Нор-мы права регулируют более узкий круг общественных отношений по срав-нению с нормами нравственности. Они не распространяются на отношения урегулированные нравственностью. Можно сказать, что все важнейшие от-ношения в обществе нормируются как правом, так и нравственностью. Об этом свидетельствует содержание многих законодательных актов, в том числе содержание статей 12, 122, 123, 130, 131, 132, 133 Конституции СССР, норм уголовного кодекса и др.
В области охраны собственности, защиты Отечества и многих других важных областях общественной жизни, одного морального или одного пра-вового воздействия недостаточно.
На основании предмета регулирования ни в какой мере не говорит о том, что между нормами права и другими социальными нормами нет раз-личия по их содержанию. Одни и те же общественные отношения имеют раз-личные стороны, выступают в различных связях и удовлетворяют различ-ные потребности общественно-исторической практики человека. В силу этого они нуждаются в регулировании различными социальными нормами и для различных целей. Нормы права регулируют общественные отношения, в этих случаях и в той части в которой они требуют государственного воздействия и закрепления путем надлежания их участников нормальны-ми правами и обязанностями. Нормы нравственности регулируют эти же отношения в той части в которой они сознаются их участниками как от-ношения справедливые или несправедливые, что определяется воспитанием у людей общественного долга, понятия о чести, доблести, геройстве. Нравственные веления Формируются в таких случаях как и во всех иных случаях, в качестве общих принципов, осуждающих зло, неправду, не справедливость, в то время как правовые требования формируются в кон-кретных и формальных требованиях, правилах путем соблюдения и испол-нения которых реализуются данные общественные отношения.
Учитывая, что право регулирует коренные и существенные отноше-ния общественной жизни, от которых в той или иной мере зависит поли-тическое господство данного класса и которые имеют государственное значение, можно сказать, что содержанием норм права является содер-жание деятельности государства по регулированию тех или иных общест-венных отношении, а содержанием социальных норм, в том числе норм нравственности, являются предметы общественной самодеятельности в этих же отношениях.
Таким образом, и при совпадении предмета регулирования социаль-ных норм не сливаются, а различаются по-своему содержанию в зависимости от особенностей, тех сторон общественных отношении, которые они отражают и регулируют. Но совпадение предмета регулирования не всегда имеет место. Как правило, все те отношения, которые регулиру-ется правом, регулируются и нравственностью.
Распространять действия права на поступки, регулируемые .нравст-венностью и не подлежащие правовому воздействию бывает не только не целесообразно, но и вредно. Это значит связывать людей правовой фор-мальностью там, где нет в этом необходимости, возлагать на них право-вую ответственность в том числе судебную за незначительные антиобщественные действия в отношении которых достаточно, например, родительского или товарищеского воздействия.
Таким образом, можно сказать мораль и право не совпадают по объему своего действия. Решение вопроса в области правового регули-рования тех или иных отношении между людьми всегда определялось ин-тересами господствующего класса, его стремлением укрепить посредст-вом законодательства экономический базис своего господства. В итоге можно сказать, что правовые нормы по своему содержанию отличаются от других социальных норм тем, что они будут выражены материально обусловленной волей господствующего класса, регулируют наиболее су-щественные и коренные отношения общественной жизни путем официаль-ного их закрепления в форме прав и обязанностей людей. Классифика-ция норм общежития по их содержанию не дает еще полного представле-ния о их видовых признаках. Нормы права обладают также специфическими особенностями, учет которых имеет существенное значение. По формальным признакам правовые нормы отличаются от других норм соци-альных, во-первых, тем, что они устанавливаются или санкцианируются государством в строго определенном порядке. В то время как нормы нравственности и обычаи складываются в обществе постоянно в процессе общежития. Во-вторых, правовые нормы, выражают волю и правосознание господствующего класса, устанавливаются в определенных формах /зна-ках, указах, постановлениях и т.д./, служащих формальным основанием их общеобязательности. Эти формы придают правилам в них содержащим-ся официальное значение, в силу чего носит наименование источников права в формативном /юридическом/ смысле. Нормы же нравственности и обычаи содержатся в правосознании людей и не имеют определенной формы выражения. Нравственное сознание само по себе имеет нормативное значе-ние. В-третьих, правовые нормы вводятся в действие отрицательно, они вступают в силу в точно установленное время. Нормы же нравственности и обычаи зарождаясь в известных слоях, распространяются постепенно, по мере их усвоения общественным мнением от дальних групп, организа-цией, по классам или общества в целом. Постепенно они и отмирают или заменяются в обществе более передовыми моральными требованиями и при-вычками. В-четвертых, обязательность правовой нормы является всеоб-щей и государственной. Это единый общегосударственный масштаб для всех или отдельных групп населения. В-пятых, претворение в жизнь пра-вовых норм обеспечивается государственным присуждением. В. И. Ленин указывал, что "право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права". Возможность применения государственного принуждения является важнейшим признаком норм права. Для моральных же норм характерно общественною принуждение путем создания общест-венного мнения. Для обычая характерна привычка к соблюдению опреде-ленного правила. Государственное принуждение это не физическою при-нуждение к соблюдению нормы в каждом конкретном случае, а скорее угроза государства невыгодными последствиями в случае нарушения норм. В-шестых, особенность правовых норм состоит в том, что ни регулиру-ют общественные отношения путем установления точно определенных прав и обязанностей их участников по отношению друг к другу. Правовых нор-мы отличаются исключительной регламентацией требований, запретов и дозволений. Правовая норма - это формально определенное правило. В то время как моральное правило является больше общим принципом для конкретного действия, правопритязания в норме права имеет определен-ные границы и правовая обязанность выполняется в определенных рамках. Моральная обязанность не имеет формальных определений. То же следу-ет сказать и в отношении ответственности за нарушение норм права, ко-торая заранее известна и устанавливается с учетом тяжести правонару-шения. Ответственность за нарушение моральных норм заранее, не может быть предусмотрена, все зависит от формы и степени реакции обществен-ности на антиморальные поступки.
Моральное воздействие не имеет строго определенных форм. Все эти формальные признаки норм права имеют весьма важное значение в упрочении правопорядка. В особенности велико это значение в государ-стве, основным методом деятельности которого является законность. В итоге можно сказать, что правовая норма в ряду социальных норм есть формальное правило поведения, установленное или санкционированное го-сударством, оно выражает материально обусловленную государственную волю господствующего класса и обеспечивается государственным принуждением в целях охраны и регулирования наиболее существенных и корен-ных отношений общественной жизни, путем официального закрепления этих отношений в форме точно определенных прав и обязанностей их участни-ков. Норма права в отличии от других норм является строго определен-ным правилом, установленным или санкционированным государством, пра-вилом, выражающим обусловленную объективными законами государствен-ную волю, обеспеченными государственными и общественными средствами, в целях регулирования наиболее существенных и коренных отношений со-циалистического общества, путем официального их закрепления в форме определенных прав и обязанностей участников этих отношений. Возлагая обязанности на субъекты общественной жизни, правовая норма создает известную необходимость действовать определенным образом в пределах нормы. Это могут быть действия или воздержание от них по требованию управомоченных лиц, организаций и учреждений. Пределы и порядок вы-полнения правовой обязанности так же строго регламентируется норма-ми права. Таким образом во всех случаях правом корреспондируют опре-деленные обязанности и наоборот, обязанностям корреспондируют опреде-ленные права субъектов общественной жизни. Регламентация прав и обя-занностей участников общественной жизни является необходимым услови-ем активно-творческой роли правовых норм в регулировании общественных отношений. Однако одной регламентации прав и обязанностей участников общественной жизни недостаточно для активно-творческого воздействия правовых норм на те или иные общественные отношения. Регулирующая роль правовых норм состоит в том, чтобы вызвать определенные дейст-вия участников общественной жизни, которые; осуществляют обязанности, претворяют в жизнь требования правовых норм.
Выяснение пределов действия норм права есть проверка действия правовых норм во времени, пространстве и по отношению к лицам и уч-реждениям. Прежде всего надо выяснить вопрос о времени вступления правовых норм в силу. Законы, постановления и другие акты, указы и постановления общенормативного характера, в которых указан срок вве-дения их в действие, вступают в силу на всей территории с указанного в них срока. Если же в них указано событие, к которому приурочено начало их действия, они вступают в силу с наступлением такого собы-тия. В случая отсутствия такого указания упомянутые акты вступают в силу на всей территории страны, одновременно по истечению десяти дней после их опубликования в газете, имеющей государственный статус.
Все другие акты не имеющие общенормативного характера вступают в силу с момента их принятия, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.
Законы, указы, постановления правительства, официально объявлен-ные по радио или переданы по телеграфу, вступают в силу на общих ос-нованиях, если в них не указан иной порядок введения их в действия. При применении правовых норм нужно исходить из общего правила в том, что поскольку закон вступил в силу, он всем известен. Незнанием за-кона нельзя отговариваться. Знание законов позволяет требовать от всех и каждого одинакового отношения к соблюдению правовых норм. В этом отношении она является существенной предпосылкой прочного пра-вопорядка в стране. В противном случае пришлось бы специально дока-зывать в каждом конкретном случае знание гражданином или должностным лицом закона и равняться на случайные и субъективные факторы в при-менении норм права.
В праве действует принцип "закон обратной силы не имеет", то есть действие правовой нормы не распространяется на жизненные факты и события имевшие место до вступления в силу нормативного акта, в котором эта норма выражена, если об этом не сказано в самом норматив-ном акте.
Этот принцип вносит определенность в осуществление, правовых норм, а тем самым в общественные отношения, так как он точно уста-навливает границы их начального действия . Он обеспечивает гражданам возможность сообразовать свое поведение с заранее установленными пра-вилами, создает уверенность в том, что правомерные действия, соверша-емые в рамках действующего права не будут признаны в последствии пра-вомерными. Что сделанное сегодня - завтра не окажется не окажется не-законным.
Применение любой правомерной нормы есть реализация ее в правоот-ношениях, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением определенных фактов, с которыми правовая норма это связыва-ет.
Юридический факт - это начальный и конечный момент в правоотно-шениях. Новый закон применяется с момента введения его в действие к тому фактическому составу, который сложился к этому времени и с кото-рым новый закон связывает возникновение, применение и прекращение правоотношений. Уже возникшие правоотношения разрешаются в соответствии с теми правовыми нормами, а также уже возникшие и существующие право-отношения. Недействительность правоотношений может быть вызвана как с момента вступления нового закона в силу, так и с момента возникно-вения самого правоотношения.
В этом и состоит обратная сила закона, которая означает, что ре-шение в отношении тех или иных жизненных фактов применяются по но-вым, а не старым законам, действовавшим во время возникновения и офо-рмления.
Обратным действием закона называется такое его действие, когда новый закон применяется к фактам, имеющим место до его вступления в силу, а также, когда уже возникшие правоотношения новым законом при-знаются недействительными, с момента их возникновения или с момента издания нового закона или не изменяются в соответствии с новым зако-ном. Для правильного применения правовой нормы нужно установить не только начальные, но и конечные моменты ее действия. В тех случаях, когда закон или другой правовой акт издается на определенный срок, он теряет силу по истечению этого срока. Но правовые акты как правило, создаются без обозначения срока их действия. В та-ких случаях они теряют силу в результате отмены или замены их други-ми актами, с указанием об этом в новых актах или без такого указания.
В последнем случае только путем сравнения нового акта со старым можно установить, в какой мере старый утратил силу интересам право-порядка более соответствует указание самим законодателем на акты, утратившие силу, так как в процессе применения весьма трудно бывает ус-тановить в какой мере новый акт отменяет прежний.
Существенно важным для применения правовых норм является выяс-нение территориальных /пространственных/ пределов их действия.
Вопрос имеет широкую юридическую и политическую основу. Он вхо-дит в сущность вопроса о суверенитете государства, его территориаль-ном верховенстве и неприкосновенности. Территориальное действие пра-вовых норм состоит в распространении их на поведение всех лиц и ор-ганизаций, действующих в пределах государственной территории. Ника-ких изъятий из этого принципа не существует единство законодательст-ва государства в целом и республик.
Закон имеет одинаковую обязательную силу на территории всех республик. Законодательство республики действует на территории дан-ной республики, то не следует говорить о законах автономных респуб-лик, с той, существенной особенностью, что власть эти республики осу-ществляют на автономных началах.
К преступным деяниям применяются правовые нормы уголовных за-конов союзных республик на территории которых преступление соверше-но, независимо от места задержания виновного и рассмотрения дела су-дом. Во всех случаях необходима проверка действия правовой нормы в пространстве в целях правильного их применения в соответствии с ин-тересами государства и граждан.
Так, всем, кто заключил договор о работе на Крайнем Севере, сроком не менее 3-х лет включается надбавка к заработной плате. Являет-ся ли эта надбавка постоянной к заработной плате? Да, это заработок временного характера.
При проверке действительности правовых норм на территории их действия следует учитывать и это следует подчеркнуть, что несмотря на наличие местных правовых норм у нас существует единый правовой режим для всех граждан на всей территории. С вопросом о действии пра-вовых норм в пространстве тесно связан вопрос о их действии в отно-шении лиц, учреждений, организаций.
Нормы права в одинаковой мере распространяются на всех лиц, на все учреждения и организации, на территории государства.
Законы равно обязательны для всех без изъятия граждан и иностран-цев. На территории нашего государства, есть только одно исключение в отношении иностранцев, пользующихся так называемым правом экстерриториальности.
В современном обществе равенство перед законом означает реаль-ную возможность для всех и каждого независимо от национальности и расы происхождения, социального положения. Принимать активное учас-тие во всех областях хозяйственной, культурной и общественно-полити-ческой жизни.
Объем действия правовой нормы в отношении лиц, учреждений и ор-ганизаций указываются, как правило, в соответствующем правовом акте. В иных случаях специальное действие правовых норм выясняется путем толкования. Действие правовых норм распространяется на граждан в тех случаях, когда они находятся вне пределов нашего государства. Так, за условные преступления, совершенные за границей, граждане или лица без гражданства, находящиеся в нашей стране, несут ответственность перед судом. В случае отбывания наказываются по приговору иностран-ного суда. Наше государство придерживается принципа, который гласит, что право преследования и наказания преступников, которые совершили преступление на территории данного государства, является суверенным правом данного государства.
ЛИТЕРАТУРА:
Шестаев Н.Н., Тульев И.Т. "Нормы права", 1992 год
Слободчиков Н.А. "Нормы права", Минск, 1992 год
Алексеев С.С., "Общая теория права", 1982 год
Лукашева Е.А., "Право, мораль, личность", 1986 год
Королев А..И., "Социальное и нормативное регулирование общественных отношений" Правоведение, 1987 год, № 5
Архипов С.П., "Понятие юридического периода локальных норм права" Правоведение, 1987 год, № 1
Бахрах Д.Н., "Действие прав нормы во времени". Советское государ-ство и право, 1992 год, № 2