Образование РСФСР, Конституция РСФСР
4
Содержание
Введение 3
1. Образование СССР 4
2. Конституция СССР 1924 г. 17
3. Конституция РСФСР 1925 г. 22
Заключение
Список литературы
Введение
Россия представляет собой особую цивилизацию, вырабо-тавшую на протяжении веков свой собственный, не повторяю-щийся в других цивилизациях способ сосуществования наро-дов. Здесь любое изменение общественного устройства являет-ся национальной проблемой и не может быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (в этом отличие революции в России от других великих революций - в Англии и Франции). С другой стороны - решение любой про-блемы национальной политики в России реализуется через из-менение государственного устройства, экономического или со-циального порядка.
Термин «национальный» мы применяем как условный, т.к. в Российской империи большинство народов, включая русский, находились на донациональной стадии развития общества и культуры, поскольку нация - продукт развитого буржуазного общества. Поэтому, строго говоря, в массовом сознании и по-литической мысли не было национализма Он культивировался в узких кругах буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытые социально-политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в. создавался при актив-ном участии русской радикальной интеллигенции, которая ви-дела в нем оружие против царизма.
В ходе борьбы с государством вот уже более века «национа-льный вопрос» - один из наиболее идеологизированных, он построен на мифах. И Российская империя, и СССР одними представляются как «тюрьма народов», другими - как земной рай «семьи народов». Оба эти мифа мешают познанию и пони-манию истины.
В данной работе были использованы учебные пособия по истории государства и права России, статьи из периодической литературы, а также документы, позволяющие раскрыть сущность проблем, возникших при образовании СССР и принятии первой Конституции СССР.
1. Образование СССР
До образования СССР взаимоотношения республик прошли ряд эта-пов и форм. В годы граждан-ской войны и иностранной войной интервенции, когда главным вопро-сом был военный, отношения республик приняли форму военного сою-за. На следующем этапе с конца 1920 г. и до образования СССР, когда вопросы восстановления разрушенного хозяйства стали главными, воен-ный союз был дополнен хозяйственным союзом. Отношения между рес-публиками приняли характер двусторонних договорных отношений. Так, в декабре 1920 г. был заключен союзный договор между РСФСР и Украиной, в январе 1921 г. аналогичный договор был заключен между РСФСР и БССР, а также с другими советскими республиками11 История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000, с. 275.
. Союзные договоры между советскими республиками являлись правовым оформ-лением их военно-хозяйственного союза. В период военного союза дого-воры подобного рода между республиками не заключались. По сравне-нию с периодом военного союза, когда объединялись пять народных комиссариатов, был сделан новый шаг вперед: союзные договоры преду-сматривали объединение двух новых органов государственного управле-ния - Народных комиссариатов внешней торговли и почт и телеграфов. Но и объединение старых пяти наркоматов происходило на новой каче-ственной основе - они объединялись с хозяйственными целями, тогда как раньше только с оборонными. Союзные договоры послужили пра-вовой основой для создания не только объединенных органов государст-венного управления договаривающихся республик, но и органа государ-ственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представи-телей договаривающихся советских республик.
Важную роль в сближении республик сыграл их дипломатический союз. Председатель ВЦИК М.И. Калинин 17 января 1922 г. обратился к советским республикам с телеграммой, в которой говорилось, что рос-сийское правительство считает невозможным участие в конференции в Генуе без советских республик и Дальневосточной республики. 22 февраля 1922 г. в Москве было созвано совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии, ДВР, Бухар-ской и Хорезмской советских республик. Представители республик подписали протокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всех республик, выступать от их имени на Генуэзской конфе-ренции, а также заключать от имени всех республик международные договоры и соглашения как с государствами - участниками конферен-ции, так и со всеми другими. Это позволило прорвать дипломатическую блокаду, заключив договор с Германией 16 апреля 1922 г.
Большим событием, предшествовавшим и способствовавшим образо-ванию СССР, было создание Закавказской Федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию. Причины, диктовавшие объединение закавказских республик, были следующие:
1) экономическая необходи-мость объединения хозяйственных ресурсов этих республик,
2) улучше-ние отношений между народами Закавказья.
12 марта 1922 г. в Тифлисе состоялась конференция центральных исполнительных комитетов совет-ских республик Закавказья, на которой был подписан договор о созда-нии федеративного союза Закавказских республик. В него вошли Азер-байджан, Армения, Грузия. Образование ЗСФСР имело еще и то значе-ние, что это был первый опыт по созданию союзного федеративного советского государства, субъектами которого являлись союзные респуб-лики.
Единство внутренней и внешней политики республик до образования СССР обеспечивалось организационным единством правящей Коммуни-стической партии, объединявшей коммунистов всех республик, а также однотипностью политической основы республик. Велика была роль РСФСР, которая оказывала республикам бескорыстную военную, эко-номическую, культурную, дипломатическую и иную помощь. Республи-ки широко использовали государственно-правовой опыт РСФСР. Хозяй-ственный союз советских республик способствовал более тесному сбли-жению республик и подвел их к необходимости политического объеди-нения - создания СССР. Старые договорные отношения уже исчерпали себя.
Образование СССР определялось серьезными причинами. Прежде всего необходимо было объединить скудные в то время экономические ресурсы республик для более успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа. Следовало объе-динить финансы, транспорт, средства связи, осуществлять планирование народного хозяйства в масштабе всей страны. Нужно было учитывать и исторически сложившееся разделение труда между отдельными эконо-мическими районами страны. Необходимо было также ликвидировать вековую отсталость национальных окраин. Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать и внешнеполитические задачи: и оборонные, и дипломатические. Полити-ческой предпосылкой образования СССР являлось наличие в республи-ках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства11 Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000, с. 301.
.
Вопрос о более тесных взаимоотношениях между республиками был поставлен по инициативе самих республик. За его создание высказались представительные органы всех будущих субъектов федерации. Выдвига-лись различные предложения по созданию будущего государства. Одни развивали мысль о создании конфедерации союзных республик. Другие предлагали ликвидировать РСФСР и дать возможность автономным рес-публикам войти в создаваемое государство в качестве его субъектов наравне с союзными республиками. Третьи выступали с идеей уп-разднения ЗСФСР и предоставления Азербайджану, Армении и Гру-зии права непосредственного вступления в состав нового государ-ства. Весьма популярным было мнение о вхождении в состав РСФСР союзных республик на правах автономных республик и превращение органов власти и управления РСФСР в органы власти и управления все-го вновь образуемого государства. Это предложение получило извест-ность как предложение об «автономизации».
В августе 1922 г. Оргбюро по поручению Политбюро ЦК РКП (б) создало комиссию, которой было дано задание подготовить к очередно-му пленуму ЦК вопрос об усовершенствовании федеративных отноше-ний между РСФСР и другими республиками. Председателем комиссии был В.В. Куйбышев. В нее также вошли представители республик. Член комиссии И.В. Сталин разработал проект резолюции комиссии, по которому Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия входи-ли в состав РСФСР на правах автономных республик. Этот проект под-держали ЦК компартий Азербайджана, Армении. ЦК компартии Грузии выступил против проекта. ЦК компартии Белоруссии считал возмож-ным сохранить договорные отношения. Среди руководства Украины не было единого мнения. Секретарь ЦК компартии Украины Д.З. Мануильский был за проект, а председатель СНК Украины и член комиссии оргбюро ЦК РКП (б) Х.Г. Раковский был решительно против него. На заседании комиссии Оргбюро в сентябре 1922 г. был принят проект Сталина. В.И. Ленин решительно выступил против предложения об «автономизации», за равноправие республик. В письме Л.Б. Каменеву для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 26 сентября 1922 г. он подчерки-вал: «По-моему, вопрос архиважный ... мы признаем себя равно-правными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию «Союз Советских Республик Европы и Азии». Далее В.И. Ленин писал о необходимости создания общефеде-рального ЦИК, общефедеральных наркоматов. Не имея возможности из-за болезни участвовать в работе Октябрьского (1922 г.) Пленума ЦК, решавшего вопрос о взаимоотношениях республик, В.И. Ленин пишет 6 октября 1922 г. записку «О борьбе с великодержавным шовинизмом», в которой вновь отстаивает идею равноправия республик и в деятельности органов власти будущего союза республик. Он писал: «Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди рус-ский, украинец, грузин и т.д. Абсолютно». 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) одобрил ленинские предложения о создании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных союзных республик в составе: РСФСР, Украины, Белоруссии, ЗСФСР. В течение октября - декабря 1922 г. идея образования СССР была одобрена партийными и государственными органами всех союзных республик11 История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000, с. 292.
.
Состоявшаяся 29 декабря 1922 г. под председательством М.И. Кали-нина конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юри-дически оформил образование СССР. В повестке работы съезда стояли два вопроса:
1) утверждение Декларации об образовании СССР и союз-ного Договора;
2) выборы ЦИК СССР.
Доклад о декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И.В. Сталин. Съезд по предло-жению М.В. Фрунзе в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Кроме того, съезд решил передать Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик с тем, чтобы отзывы союзных республик были представлены ЦИК Союза ССР к ближайшей очередной его сессии. Это еще раз показывает, на-сколько серьезно учитывались мнения республик, как всемерно подчер-кивалось их равноправие.
Первыми председателями ЦИК СССР были избраны на 1 Всесоюзном съезде Советов председатели ЦИК союзных республик: М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов. Исполнительным ор-ганом СССР являлся СНК СССР. Первое правительство СССР было об-разовано ЦИК СССР в июле 1923 г. во главе с В.И. Лениным. Первыми субъектами СССР являлись четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.
В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Первый этап развития Союза ССР связан с национально-государствен-ным размежеванием в Средней Азии, созданием национальной государ-ственности ее народов и появлением новых союзных республик, вошед-ших в состав СССР. До национально-государственного размежевания на территории Средней Азии были следующие государства: Хорезмская и Бухарская народные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР. Как известно, БНСР и ХНСР не вошли в состав СССР по причине того (как тогда объясняли), что они не были социалистическими. Но таковыми тогда были все республики. Эти три государства сложились в рамках прежнего административного деления, не учитывавшего расселения народов Средней Азии. Получилось так, что узбеки и туркмены проживали во всех трех государствах. Причем 66,5% узбеков находилось в Туркестанской АССР; 22,2% - в БНСР и 11,3% - в ХНСР; туркменов - соответственно 43,2; 27; 29,8%. Таджики оказались на территории Туркестанской АССР (47,7%) и БНСР (52,3%). В развитии экономики и культуры Средней Азии большую роль сыг-рала РСФСР и в частности ее договоры с ХНСР (1920 г.) и БНСР (1921 г.).
Условия для проведения национально-государственного размежева-ния Средней Азии сложились к 1924 г. К этому времени были разгром-лены основные силы басмачества и установилась относительно мирная обстановка. Можно было заняться проблемами национально-государст-венного строительства. Еще ранее укреплялись экономические связи. На конференции представителей Туркестанской АССР, ХНСР и БНСР в 1923 г. было создано Среднеазиатское экономическое совещание для осуществления планирования развития народного хозяйства трех рес-публик. Была также проведена унификация денежной системы трех республик и образованы органы управления транспортом, внешней тор-говлей и т.д. В феврале - марте 1924 г. советские и партийные органы трех республик высказались за создание национальных государств. 28 треля 1924 г. Средазбюро ЦК РКЩб) по докладам представителей Бухарской и Хорезмской республик, Туркестанской и Киргизской Казахской) АССР признало своевременным и целесообразным разделение среднеазиатских республик по национальному признаку. 12 июня 1924 г. ЦК РКП (б) приняло постановление «О национальном размеже-вании республик Средней Азии (Туркестана, Бухары и Хорезма)». В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаи Советов принимают постановления о националь-но-государственном объединении народов Средней Азии. 14 октября 1924 г. ВЦИК РСФСР утвердил постановление ЦИК Туркестанской АССР о национально-государственном размежевании. А 27 октября ЦИК СССР принял постановление «О размежевании советских рес-публик в Средней Азии и о вхождении в Союз ССР Узбекской Совет-ской Социалистической Республики и Туркменской Советской Социа-листической Республики», в котором одобрил постановления верховных органов республик Средней Азии и РСФСР о национальном государст-венном размежевании и образовании новых советских республик и ав-тономных областей11 Фроянов В.К. История СССР, т. 1, М., 1994, с. 121.
. Таким образом, идея национально-государственного размежевания Средней Азии получила юридическое оформление.
В результате национально-государственного размежевания на терри-тории бывших Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской респуб-лик были созданы: Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, а также две автономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР и Кара-Киргизская в составе РСФСР. Киргизская (Казахская) АССР в то время входила в состав РСФСР. Для проведения подготовительной работы (организации и проведения выборов в органы власти и т.д.) в республи-ках Средней Азии были созданы революционные комитеты. На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов в феврале 1925 г. были приняты Декларации об образовании Узбекской ССР (17 февраля) и Туркменской ССР (20 февраля). Здесь же принимаются решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. Были созданы ЦИК и СНК этих республик. Первым председателем ЦИК Уз-бекской ССР был избран Ю. Ахунбаев, а председателем СНК стал Ф. Ходжаев. ЦИК Туркменской ССР возглавил Н. Айтанов, а СНК - К. Атабаев.
13 мая 1925 г. III съезд Советов СССР удовлетворил просьбы Узбек-ской ССР и Туркменской ССР и принял их в состав СССР, распростра-нив на них «... действие договора об образовании Союза СССР». Таким образом, СССР увеличился еще на два члена. Теперь в Союзе ССР ста-ло 6 союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения тад-жикских земель в единое национальное советское государство. 15 ок-тября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял Декларацию, в которой в полном согласии с трудящимися Узбекистана провозгласил выход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР, которая «... добровольно входит в Союз Советских Социалистиче-ских Республик на правах полноправного члена». Председателем ЦИК Таджикской ССР был избран Н. Максум. 5 декабря 1929 г. ЦИК СССР постановил: «I. Действие договора об образовании СССР распростра-нить на Таджикскую Социалистическую Советскую Республику». 17 марта 1931 г. VI съезд Советов Союза ССР принял в свой состав нового субъекта - Таджикскую ССР. Отныне в составе союзного советского государства стало 7 членов.
Часто, освещая проблему национально-государственного размежева-ния, ограничивают ее рамками Средней Азии. Однако нужно сказать, что это более широкая проблема и географически. Возник вопрос о включении в состав Белорусской ССР территорий СССР, населенных преимущественно белорусами. Состоявшийся в марте 1923 г. VII съезд компартии Белоруссии в резолюции по национальному вопросу прямо отмечал, что быстро возродить Белоруссию можно, лишь включив в территорию Белоруссии родственные ей соседние районы. В мае 1923 г. это предложение было одобрено ЦК РКП (б). Для практического реше-ния вопроса Президиум ЦИК СССР создал из представителей РСФСР и БССР комиссию под председательством А.С. Енукидзе11 На пути к «социалистическому унитаризму»: документы // Отечественная история, 1992, № 4, с. 91.
. Материалы ко-миссии были положены в основу соглашения ЦИК РСФСР и БССР, на основании которого ВЦИК 3 марта 1924 г. издал декрет о передаче БССР восьми уездов Витебской губернии, значительной части Гомель-ской губернии и части Смоленской губернии, основное население кото-рых составляли белорусы. 7 марта 1924 г. Президиум ЦИК СССР в по-становлении по этому поводу отмечал, что это стало возможным в ре-зультате братских отношений народов, населяющих СССР. Территория Белоруссии в результате увеличилась более чем в два раза, а числен-ность населения - с 1555 тыс. до 4171 тыс. человек, причем белорусы составляли 70,4%. Передаваемые Белоруссии территории были по сво-ему экономическому развитию выше территорий Белоруссии.
Вхождение РСФСР в состав СССР изменило ее правовой статус. Из независимого государства она превратилась в субъект федеративного государства, передав ему часть своих полномочий. Начался довольно длительный период истории РСФСР в составе СССР до декабря 1991 г.
Известный специалист по вопросам национально-государственного строительства О.И. Чистяков считает, что в 1921-1922 гг. завершилось становление РСФСР как федеративного государства. Особенно широко процесс становления автономных республик и областей шел на Кавказе и в Сибири.
В 1921 г. были образованы Дагестанская АССР, Горская АССР, Крымская АССР, в 1922 г. - Якутская АССР, в 1923 г. - Бурят-Монгольская АССР, объединив бурят-монгольские области РСФСР; ДВР; Карельская АССР (преобразована из Карельской трудовой комму-ны); АССР немцев Поволжья (преобразована из автономной области). В Горскую АССР входили территории, на которых проживали чеченцы, осетины, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы. IV съезд Советов Кабардинского округа решил вопрос о выделении Кабарды в автоном-ную область. ВЦИК 1 сентября 1921 г. принял постановление о создании Кабардинской автономной области. В том же 1921 г. из Горской, АССР выделился Балкарский округ и, объединившись с Кабардинской автономной областью, составил Кабардино-Балкарскую автономную область. Из Горской АССР выделился Чеченский округ и по постанов-лению Президиума ВЦИК в ноябре 1922 г. создается Чеченская авто-номная область. На карачаевской территории, выделившейся из Горской АССР, и черкесской, выделившейся из Кубано-Черноморской области, декретом ВЦИК от 12 января 1922 г. была создана Карачаево-Черкесская автономная область. 7 июля 1924 г. с упразднением Горской АССР создаются Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. 22 августа 1921 г. образуется автономная область Коми, 1 июня 1922 г. - Ойротская автономная область.
В 1923 г. в РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автоном-ных областей, 63 губернии и области. Областной съезд Чувашской ав-тономной области принял решение о преобразовании ее в автономную республику, и ВЦИК по ее просьбе 21 апреля 1925 г. издал декрет о преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую АССР. 15 июня 1925 г. Президиум ВЦИК «в соответствии с волей трудящихся Киргизской АССР, выраженной на V съезде Советов Киргизской АССР», постановил о переименовании Киргизской АССР в Казахскую АССР. С этого времени она именуется Казахской республикой. 25 мая 1925 г. постановлением ВЦИК Кара-Киргизская автономная область была переименована в Киргизскую автономную область, которая 1 фев-раля 1926 г. была преобразована в Киргизскую АССР. В 1928 г. созда-ется Мордовский округ в составе Средне-Волжского края. В 1926 г. из Карачаево-Черкесской автономной области выделился Черкесский на-циональный округ, преобразованный в 1928 г. в Черкесскую автоном-ную область в составе Ставропольского края. Для народов Севера, от-личающихся особым национальным составом и бытом, также стали соз-даваться национальные округа. Первый такой округ, Коми-Пермяцкий, был учрежден в 1925 г11 Поздеев В.М. История СССР, М., 1978, с. 167.
. Как видим, национально-государственный во-прос в РСФСР решался в разных формах.
Таким образом, РСФСР в период нэпа представляла собой сложное национально-государственное образование.
До образования СССР, когда РСФСР была самостоятельным госу-дарством, ее взаимоотношения с автономными республиками строились следующим образом: иностранные дела и внешняя торговля целиком относились к компетенции РСФСР, военные дела также относились к ведению РСФСР, хотя в республиках и создавались свои военные ко-миссариаты. Вопросы продовольствия, финансов, труда, РКИ, СНХ, путей сообщения, почты и телеграфа находились в совместной компе-тенции РСФСР и автономных республик. Остальные вопросы республики решали самостоятельно. В целом автономные области обладали теми же правами, что и губернии. Однако в отличие от губерний автономные области, также как и автономные республики, имели свои представи-тельства в Москве и использовали язык коренной национальности в государственном делопроизводстве. Границы территорий автономных 3 республик и областей обычно указывались в актах об их создании. Иногда они устанавливались в общих чертах с уточнением впоследствии, в ряде случаев ВЦИК поручал своей Административной комиссии определить границы.
С созданием СССР РСФСР вошла в состав союзного государства на, правах члена федерации. Она передала в ведение СССР внешние сно-шения, внешнюю торговлю, организацию и руководство вооруженными силами и т.д. Правовой статус автономных республик и областей РСФСР регулировался гл. 4 Конституции РСФСР 1925 г. Автономные республики имели право принимать на своих съездах Советов Основные, Законы (Конституции), подлежащие утверждению ВЦИК и Все-российским съездом Советов. Закреплялись система органов власти и управления автономных республик, право издания законодательных ак-тов, имевших обязательную силу на территории автономной республи-ки. Положения об автономных областях принимались их съездами Со-ветов и утверждались ВЦИК. Высшим органом власти автономных рес-публик являлись съезды Советов республик, а в период между съезда-ми - избираемые ими ЦИК. ЦИК автономных республик и областные исполнительные комитеты избирали из своей среды президиумы, кото-рые в период между сессиями ЦИК и исполкомов являлись высшими органами власти. ЦИК автономных республик образовывали свои ис-полнительные органы - СНК в составе председателя СНК и народных комиссаров: внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия и социального обеспечения, а также народных комиссаров объединенных комиссариатов РСФСР: финансов, труда, внутренней тор-говли, РКИ, ВСНХ. Конституция предоставила автономным республи-кам право в зависимости от местных условий сокращать количество народных комиссариатов и соответственно изменять состав СНК. Кон-ституция РСФСР 1925 г. закрепила Российскую республику как госу-дарство, строящееся на основе федерации национальных советских рес-публик. По Конституции за гражданами РСФСР признавалось право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни. Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школе. К ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК были отнесены вопросы установления границ автономных республик, разрешения споров между ними, а также между автономными республиками и другими частями федерации. Конституция признавала право за отдельными национальностями на выделение по решению их съездов Советов в автономные республики и области с ут-верждением высших органов РСФСР. Автономные республики и облас-ти имели своих представителей во ВЦИК и в Совете национальностей ЦИК СССР11 История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000, с. 281.
.
В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская АССР, в которую вошли молдаване, проживавшие на левом берегу Дне-стра. Большая часть молдаван проживала на территории Бессарабии, захваченной в 1918 г. Румынией. В составе Азербайджанской ССР 7 июля 1923 г. была образована Нагорно-Карабахская автономная об-ласть, а 9 февраля 1924 г. - Нахичеванская АССР. 16 июля 1921 г. Рев-ком Грузии издал декрет об образовании в составе Грузии Аджарской АССР, 16 декабря 1921 г. на основе «Союзного договора между ССР Грузии и ССР Абхазии» Абхазская ССР вошла в состав Грузии. Декре-том ЦИК и СНК Грузии от апреля 1922 г. в составе Грузии была созда-на Юго-Осетинская автономная область.
2. Конституция СССР 1924 г.
Декларация об образовании СССР и Договор об образова-нии СССР стали основой Конституции СССР 1924 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию лишь в основном и передал их на рассмотрение ЦИКов союзных рес-публик.
В январе 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Консти-туции. Началась работа над проектом и в союзных республиках. Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе созда-ния СССР: о ликвидации РСФСР и непосредственном вхожде-нии в состав СССР ее автономных республик; о предоставле-нии республикам Закавказья права непосредственного вхожде-ния в СССР и т.д.
Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП (б) (апрель 1923 г.). Съезд отметил необходи-мость создания специального органа представительства на-циональностей на началах равенства. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в со-ставе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик11 Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000, с. 307.
.
Совещание представителей национальных республик и об-ластей высказалось за создание второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, дало назва-ние двум будущим палатам ЦИК СССР - Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, право обеих на законодательную инициативу.
26-27 июня 1923 г. проект Конституции СССР был одобрен Пленумом ЦК РКП (б). Специальные сессии ЦИКов республик обсудили и утвердили проект Конституции СССР. 6 июля 1923г. ЦИК СССР единогласно одобрил проект Конституции СССР и принял постановление «О введении в действие Кон-ституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен и съез-дами Советов союзных республик. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР.
Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного уст-ройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избира-тельном праве, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разде-лов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
В Декларации отражены принципы добровольности и рав-ноправия при объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. В Договоре закреплялось объединение республик в од-но союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняя политика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, единая денежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и су-допроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР ре-шали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопро-сы, возникающие между республиками.
Вне этих пределов каждая союзная республика осуществля-ла свою власть самостоятельно. Территория союзных респуб-лик не могла быть изменена без их согласия. Конституция ус-танавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.
Верховным органом власти СССР являлся съезд советов СССР. Он избирался от городских Советов из расчета 1 депу-тат от 25 тыс. избирателей и от губернских или республикан-ских съездов Советов из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИк СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзно-го Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет изби-рался съездом Советов СССР из представителей союзных рес-публик пропорционально населению каждой в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и автономные респуб-лики, автономные области и губернии. Совет Национально-стей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от авто-номных областей и утверждался съездом Советов СССР. Кон-ституция не устанавливала количественного состава Совета Национальностей. Образованный Вторым съездом Советов СССР Совет Национальностей состоял из 100 человек. Союз-ный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работой избирали Президиум. Законопроекты, рассмотренные ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии их одобрения, как Союзным Советом, так и Советом Национальностей. ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека11 Поздеев В.М. История СССР, М., 1978, с. 175..
Происходило раздельное голосование палат при выборах Пре-зидиума. ЦИК СССР избирал из состава своего Президиума четырех председателей по числу союзных республик, что также подчеркивало их равноправие.
ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом. В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.
Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР: пять общесоюзных (по ино-странным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руковод-ство на территории союзных республик через одноименные наркоматы. В остальных сферах управление осуществ-лялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних ] дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социальною обеспечения.
В последние годы в литературе высказывалось мнение, что СССР не был федерацией или что он утратил характер федера-тивного государства с установлением «личной диктатуры Ста-лина». Это - идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца 80-х годов в СССР не было доста-точно сильных сепаратистских настроений, можно сделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные проти-воречия эффективно разрешались, а подрывные действия мар-гинальных националистических групп подавлялись. Это про-исходит в любой федерации с авторитетной и ответственной властью.
Особое значение имело повышение статуса органов безопасности. Если в РСФСР Государственное политическое управление (ГПУ) было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенно-го наркомата - ОГПУ СССР, имеющее своих уполномоченных в республиках. Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР (с правом совещательного голоса).
Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и еди-ноначалия. При наркоме, под его председательством, образо-вывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР11 История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000, с. 297.
. Народный комиссар имел право и единолично принимать ре-шения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее от-дельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая ис-полнения решения.
3. Конституция РСФСР 1925 г.
Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федера-тивное государство с автономными образованиями. На терри-тории РСФСР имели обязательную силу постановления вер-ховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.
Некоторые исследователи полагают, что из задачи внесения частич-ных изменений в Конституцию РСФСР 1918 г. выросла задача создания новой Конституции РСФСР11 История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000, с. 300.. Однако, следует отметить, что новая Кон-ституция РСФСР 1925 г. многое восприняла из Конституции РСФСР 1918 г. Мы остановимся главным образом на том новом, что появилось в Конституции РСФСР 1925 г. Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было связано с необходимостью учета создания СССР, а также с потребностью учесть уже пройденный после 1918 г. путь. Проект Кон-ституции вначале был создан в НКЮ. Конституционную комиссию воз-главлял Д.И. Курский. Затем над проектом работала комиссия Прези-диума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Кон-ституцией СССР 1924 г., оформила подробно правовой статус автоном-ных республик и областей РСФСР. Об этом уже шла речь в данной гла-ве. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города и села. Но в дальнейшей работе над этим проектом данное по-ложение было утрачено. Затем проект был передан в СНК РСФСР, где из проекта была исключена «Декларация прав трудящегося и экс-плуатируемого народа» и введена новая глава «Об основах экономиче-ского строя РСФСР». Далее проектом вновь занялся Президиум ВЦИК, который из главы «Об основах экономического строя РСФСР» сделал лишь одну статью. Проект Конституции РСФСР обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республикан-ские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга. Тогда имела распространение концепция единой Советской Конституции. Известный юрист П.И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и, вместе взятые, составляют единое неразрывное целое, единую Совет-скую Конституцию.
Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Но-вым в Конституции РСФСР 1925 г. было появление главы 4 «Об авто-номных Советских Социалистических республиках и областях», где был обобщен опыт национально-государственного строительства РСФСР с 1918 по 1925 г. Опущена была в новой Конституции «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая составляла первый раздел Конституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. закре-пила РСФСР как федеративное государство с автономными об-разованиями. На этих позициях стоят многие ученые. Однако есть и иные взгляды на РСФСР как на государство, не являющееся по своей сущности федеративным государством, а являющееся унитарным госу-дарством. В Конституции РСФСР 1925 г. было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в со-ответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов СССР. Об этом уже говорилось в данной главе. На территории РСФСР имели обя-зательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компе-тенции Союза (ст. 19). Если Конституция РСФСР 1918 г. говорила лишь о первых шагах к «полному переходу фабрик, заводов, рудников, же-лезных дорог и прочих средств производства в собственность государст-ва» и в связи с этим подтверждала закон о рабочем контроле и ВСНХ, то Конституция РСФСР 1925 г. прямо записала, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи со-ставляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах», то Конституция РСФСР 1925 г. имела своей задачей «осуществление коммунизма», а о других странах ничего не говорилось. В самой Конституции РСФСР 1925 г. отмечалось, что она исходит из основных положений «Деклара-ции прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 1). В Конституции РСФСР 1925 г. получил законодательное закрепление такой орган власти, как Президи-ум ВЦИК11 История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000, с. 304.. О нем было сказано, что в период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным и контролирующим орга-ном власти РСФСР является избираемый ВЦИК Президиум ВЦИК. Он, в частности, созывал сессии ВЦИК. По его инициативе могли быть со-званы чрезвычайные сессии ВЦИК. Президиум ВЦИК имел право при-останавливать и отменять постановления СНК. Перед ним были ответ-ственны народные комиссары. В случае несогласия коллегии с решени-ем народного комиссара она могла обжаловать и в Президиум ВЦИК. Это же право принадлежало и отдельным членам коллегии. Президиум ВЦИК имел право отменять распоряжения Народных комиссариатов. Конституция РСФСР 1925 г. закрепила новый орган - президиумы ис-полнительных комитетов местных Советов, для руководства всей теку-щей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов централь-ной власти. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Количе-ство членов президиумов определялось ВЦИК или его Президиумом для каждой административной территориальной единицы Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на Конституции других союз-ных республик.
Заключение
После Октябрьской революции произошел распад единой Российской Империи на ряд независимых совет-ских республик. В годы гражданской войны эти респуб-лики тесно сотрудничали в военной, экономической, фи-нансовой сферах. Россий-ские руководители активно подталкивали республики к более тесному объединению. В 1920-1921 гг. между рес-публиками заключаются экономические договоры и дип-ломатический союз. В марте 1922 г., несмотря на сопро-тивление грузинских коммунистов, происходит объедине-ние Грузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.
В 1922 г. в руководстве РКП (б) возникла идея закре-пить сложившиеся отношения между формально незави-симыми республиками путем создания единого Советско-го государства. Комиссия во главе с народным комисса-ром по делам национальностей Сталиным предложила проект «автономизации». Он предполагал включение республик в состав РСФСР на правах автономий. План вызвал протесты Грузии и Украины. Поэтому Ленин настоял на создании федерации равноправных советских республик. Кроме того, федерация открывала перспекти-вы для вхождения в Союз новых государств в процессе осуществления мировой революции.
30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В его состав вошли четыре республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Декларация содержала основные принципы нового федеративного государства: национальная свобода, равен-ство, братское сотрудничество народов. Договор перечислял предметы ведения федерального центра. Правительство РСФСР становилось правительством СССР. В 1924 г. образование Союза получило оформление в Конституции СССР.
Предполагалось, что СССР станет переходной формой ко всеобщему объединению. Однако республики были крайне неоднородны по экономическому, социальному, культурному развитию. Поэтому в рамках СССР предпо-лагалось создать новую пролетарскую культуру, которая вытеснила бы национальные традиции, интегрировала национальные республики и округа в единое социали-стическое государство.
Создание СССР потребовало соответствующего консти-туционного оформления. В течение 1923 г. конституцион-ная комиссия во главе с Калининым подготовила проект Конституции СССР. Его основу составила Конституция РСФСР 1918 г., дополненная Декларацией и Договором об образовании СССР. Новая конституция была одобрена II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конститу-ция СССР оформила структуру верховных органов вла-сти, определила полномочия союзных органов, статус со-юзных республик, государственную символику.
В Конституции была реализована концепция двойно-го государственного суверенитета. Она предполагала, что суверенитет принадлежал и федерации, и каждой из со-юзных республик. Суверенитет субъектов федера-ции ограничивался лишь компетенцией Союза. За союз-ными республиками признавалось право сецессии, т. е. право свободного выхода из Союза.
Конституция устанавливала исключительную компе-тенцию Союза в лице его верховных органов: междуна-родные отношения, вопросы обороны, внутренней безопас-ности, внешняя торговля, планирование экономического развития, бюджет, финансы, руководство транспортом, связью и др.
Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Он формировался на основе косвенных, многостепенных выборов. В период между съездами его полномочия передавались ЦИК СССР, от-ветственному перед съездом. ЦИК состоял из двух палат: Союзного Совета, обеспечивавшего предста-вительство населения союзных республик, и Совета На-циональностей, представлявшего интересы союзных и автономных республик, а также автономных областей РСФСР. Конституция устанавливала равен-ство палат в законодательной сфере. ЦИК обладал правом приостанавливать или отменять реше-ния органов власти субъектов федерации. ЦИК собирался три раза в год, поэтому в период между сесси-ями его полномочия передавались Президиуму ЦИК и СНК. При этом Президиум являлся «выс-шим законодательным, исполнительным и распоряди-тельным органом», а СНК -- «исполнительным и распорядительным органом», но наделенным некото-рыми законодательными полномочиями. Президиум обладал правом вмешиваться в дела республик. Народные комис-сариаты подразделялись на общесоюзные (единые для всего Союза) и объединенные (существующие одновремен-но на союзном и республиканском уровнях).
Список литературы
1. История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000.
2. История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000.
3. На пути к «социалистическому унитаризму»: документы // Отечественная история, 1992, № 4.
4. Поздеев В.М. История СССР, М., 1978.
5. Фроянов В.К. История СССР, т. 1, М., 1994.
6. Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000.