Обязательства из причинения вреда
ТЕМА: «ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА»
1. Понятие обязательств, возникающих следствие причинения вреда.
2. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником.
3. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными лицами.
4. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности.
5. Ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина.
1. Понятие обязательств, возникающих следствие причинения вреда
Под обязательством понимается правоотношение, в силу которого одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, а другое лицо имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательство может возникнуть в том числе из причинения вреда.
Право на возмещение вреда является конституционным правом гражданина. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы.
Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.
Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и лицо, причинившее вред. Можно выделить по субъектам ответственность:
1) юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником.
2) за вред, причиненный государственными органами, органами местного управления и самоуправления, а также их должностными лицами.
3) за вред, причиненный незаконными действиями органов уголовного преследования и суда.
4) за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет.
5) за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
6) за вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным
7) за вред, причиненный гражданином, признанным ограниченно дееспособным
8) за вред, причиненный гражданином, не способным понимать значения своих действий
9) за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
2. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником
Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.
3. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными лицами
За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если малолетний, нуждающийся в опеке, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу акта законодательства является его опекуном, это учреждение обязано возместить вред, причиненный малолетним, если не докажет, что вред возник не по вине учреждения. Если малолетний причинил вред в то время, когда находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществляющего надзор на основании договора, это учреждение или лицо отвечает за вред, если не докажет, что вред возник не из-за недостатков при осуществлении надзора. Обязанность родителей, усыновителей, опекуна, образовательных, воспитательных, лечебных и иных учреждений по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда. Если родители, усыновители, опекун умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.
Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, нуждающийся в попечении, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу акта законодательства является его попечителем, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по его вине. Обязанность родителей, усыновителей, попечителя и соответствующего учреждения по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
Вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещают его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если не докажут, что вред возник не по их вине. Обязанность опекуна или организации, обязанной осуществлять надзор, по возмещению вреда, причиненного гражданином, признанным недееспособным, не прекращается в случае последующего признания его дееспособным.
Если опекун умер либо не имеет достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.
Вред, причиненный гражданином, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, возмещается самим причинителем вреда.
4. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению вреда.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды (за исключением аренды транспортного средства с экипажем, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п..
Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам.
Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях.
Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.
5. Ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина
При причинении гражданину увечья или иного повреждения здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет прав на их бесплатное получение.
При определении утраченного заработка (дохода) пенсии (кроме пенсии по инвалидности, назначенной потерпевшему в связи с соответствующим увечьем или иным повреждением здоровья), назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, могут быть увеличены на основании законодательства или договора.
Тема. Общие положения о трудовом праве
1.Понятие трудового права. Предмет и метод трудового права.
2. Система и источники трудового права.
3. Субъекты трудового права. Трудовое правоотношение. Основания возникновения трудовых правоотношений.
1. Понятие трудового права. Предмет и метод трудового права
Право состоит из множества юридических норм, которые взаимосвязаны между собой и образуют целостную систему. Связь различных правовых норм обусловлена единством экономической и политической основы общества, системой сложившихся общественных отношений. Однако, несмотря на единство системы национального права, правовые нормы регулируют различные общественные отношения, которые, имея одинаковую социально-экономическую природу, различаются между собой по содержанию, характеру той деятельности, в связи с которой люди вступают в общественные связи. Исходя их вида и содержания общественных отношений, регулируемых теми или иными нормами права, право делится на отдельные отрасли, а последние - на правовые институты. Согласно общей теории права, дифференциация права на отрасли осуществляется с учетом предмета и метода правового регулирования.
Предмет отрасли права отвечает на вопрос, какие виды общественных отношений эта отрасль права регулирует. Предмет любой отрасли права составляют общественные отношения, регулируемые этой отраслью. Для определения предмета ой или иной отрасли права необходимо определить, какой круг общественных отношений подвергается правовому регулированию.
Метод правового регулирования - это способ, при помощи которого государство воздействует на участников регулируемых общественных отношений. Таким образом, отрасль права - это объективно обособившаяся совокупность взаимосвязанных норм, которая объединена общностью предмета и метода правового регулирования. Правовой институт - это совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения в пределах данной отрасли.
Трудовое право - одна из важнейших отраслей национального права Республики Беларусь, регулирующая трудовые отношения работника с нанимателем независимо от организационно-правовой формы организации. Трудовое право касается большинства населения государства. Трудовое право регулирует не отношения по труду вообще, а общественные отношения по труду, т.е. трудовые отношения в общественной организации труда и связанные с ними отношения на производстве. Труд в личном домашнем хозяйстве и труд как средство выполнения договорных обязательств в гражданском праве не является предметом трудового права.
Законодательство и наука трудового права выделяют ряд групп общественных отношений, связанных с трудовыми и входящих в сферу действия трудового права отношениями. Это отношения:
- по профессиональной подготовке работников на производстве;
- связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;
- связанные с ведением коллективных переговоров;
связанными е с различными аспектами взаимодействия между работниками (их представителями) и нанимателями;
- связанные с обеспечением занятости;
- по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;
- связанные с государственным социальным страхованием;
- рассмотрением трудовых споров.
Предмет трудового права составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу применения труда граждан, основанные на трудовом договоре и возникающие на предприятиях, в организациях всех форм собственности, и отношения, тесно связанные с организацией и применением труда.
Для метода трудового права характерно:
1) наличие особенностей, связанных с возникновением, изменением или прекращением трудовых правоотношений. Они возникают на основе договора между работником и нанимателем,
2) участники трудовых правоотношений выступают как равноправные субъекты,
3) особый способ формирования содержания прав и обязанностей субъектов трудовых отношений,
4) особый характер санкций, который применяются к нарушителям (дисциплинарная ответственность, материальная ответственность),
5) разрешение трудовых споров в особом порядке и при участии профсоюзов, и другие приемы и способы составляют метод трудового права.
2. Система и источники трудового права
Система права - это внутренняя структура национального права, которая выражается в единстве и согласованности норм, составляющих его и, и одновременном их разделении на отрасли и институты. Каждая отрасль права, в том числе и трудовое право, представляет собой обособленную совокупность правовых норм, имеющих единство внутренней структуры и определенную последовательность их расположения. Вместе с тем, в зависимости от регулируемых норм общественных отношений отрасль права разделяется на составные части (институты).
Система трудового права делится на 2-е части: общую и особенную. В общую часть входят нормы, содержание общие положения, касающиеся труда всех работников и распространяющиеся на все общественные отношения трудового права. Это нормы, определяющие основные принципы и задача трудового права, сферу действия норм трудового права, источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений, применение к трудовым отношениям норм международного права и соотношение их с национальным законодательством, исчисление сроков в трудовом праве, основные права и обязанности работников и нанимателей и некоторые другие вопросы. К общей части трудового права относятся нормы Конституции РБ по названным вопросам труда, положения раздела 1 Трудового кодекса, а также нормы других законов РБ по Тим вопросам.
Названные правовые институты затрагивают всю совокупность трудовых прав и обязанностей работников, основные условия труда, вопросы организации социально-экономической деятельности организации.
Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие составные элементы трудовых отношений, являющихся предметом данной отрасли права.
Совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, образуют правовые институты. В особенную часть трудового права входят такие институты, как трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина, материальная ответственность и ряд других институтов.
Источник права - это государственно-официальная форма выражения, закрепления и существования юридических норм. Источниками трудового права являются акты, в которых выражаются нормы трудового права. Конкретные формы выражения норм трудового права могут быть различными в зависимости от органа, принявшего этот акт, степени важности регулируемых общественных отношений. Источники трудового права обозначают конкретные формы правовых предписаний в области трудовых отношений, принятых законодательным органом, а также органами государственного управления, издающих во исполнение и развитие действующего законодательства соответствующие нормативные акты в пределах своей компетенции.
Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются: Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством (ст. 7 ТК).
Конституция является основным источником права вообще, в том числе и трудового права. Она определяет позицию законодателя по важнейшим направлениям правового регулирования трудовых отношений. Она содержит ряд статей, непосредственно устанавливающих основные положения трудового законодательства. Основным законом гражданам гарантируется право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41). Конституция провозгласила право равного доступа граждан РБ к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой (ст.39). В Основном законе закреплены также другие социально-экономические права граждан: право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. Конституцией запрещен принудительный труд, кроме работы си службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.
Конституция провозгласила, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8). Источниками трудового права в связи с этим являются международные договоры Республики Беларусь и конвенции Международной организации труда (МОТ). Нормы вступивших в силу международных договоров РБ или конвенций МОТ, участницей которых является РБ, являются частью действующего на территории РБ законодательства о труде, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора или конвенции следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта.
Если те или иные отношения не урегулированы законодательством о труде, то правила международных договоров Республики Беларусь или конвенций МОТ применяются непосредственно. В случае, если международным договором Республики Беларусь или конвенцией МОТ, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции (ст. 8 ТК).
Развитие закрепленных Конституцией общих направлений правового регулирования труда работников осуществляется при помощи кодифицированных (кодифицированный закон - это юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт) и текущих законов.
После Конституции к числу основных источников права относятся законы Республики Беларусь. Главным законом, содержащим весь комплекс правовых предписаний в области труда, является Трудовой кодекс.Трудовой кодекс определил задача, сферу действия трудового законодательства. Основными задачами указаны регулирование трудовых и связанных с ними отношений, развитие социального партнерства между нанимателями, работниками и органами государственного управления, установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций МОТ, участницей которых является Республика Беларусь. Кодекс регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также связанные с ними другие отношения. Кроме того, кодекс регулирует трудовые и связанные с ними отношения, основанные на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм. Вместе с тем, для работников, трудовые отношения которых связаны с членством, регулирование трудовых отношений сможет осуществляться в учредительных документах и локальных нормативных актах.
Трудовой кодекс устанавливает не только общие правила регулирования индивидуальных трудовых отношений и связанных с ними отношений, но и особенности регулирования труда отдельных категорий работников. В кодексе урегулированы также коллективные трудовые отношения, ответственность работников и нанимателей.
К трудовому праву относится также Закон «О занятости населения Республики Беларусь». Этот закон устанавливает правовые, экономические и организационные гарантии государства по реализации гражданами права на труд. Отдельные трудовые отношения регулируются законами Республики Беларусь.
В настоящее время новым источником трудового права являются декреты Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона. Президент вправе издавать два вида декретов: временные и делегированные. Согласно ст. 101 Конституции временные декреты, имеющие силу закона, издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости. Делегированные декреты Президент вправе издавать, если Парламент делегирует ему законодательные полномочия на издание декретов.
Совет Министров Республики Беларусь - Правительство - издает постановления. Постановления Правительства издаются на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации. Они содержат и новые нормы права, не противоречащие законам, декретам, указам.
Большое значение в сфере регулирования трудовых отношений имеют нормативные акты Министерства труда и социальной защиты. Оно обязано разрабатывать и реализовывать единую государственную политику в области труда, занятости и миграции населения, предоставление ем социальных гарантий и компенсаций, осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства о труде. Министерство труда и социальной защиты издает постановления и разъяснения, как по поручении. Совета Министров, так и по своей инициативе.
Особое место среди источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений занимают локальные нормативные акты. К ним относятся коллективные договоры, соглашения, уставы, учредительные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, должностные инструкции и др. Они принимаются нанимателем совместно либо по согласованию с профсоюзом. Эти акты конкретизируют. Дополняют нормативные акты, принятые на соответствующем уровне, применительно к конкретным условиям данного предприятия, учреждения, организации. Их действие ограничивается пределами данного предприятия, учреждения, организации.
Следует отметить, что в законодательстве смещены приоритеты с централизованного на локальное регулирование трудовых отношений. На законодательном уровне обеспечивается лишь минимум гарантий, которые наниматель обязан выполнять. В то же время в локальных нормативных актах наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовых и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. Локальные нормативные акты могут содержать иные по сравнению с законодательством условия регулирования трудовых отношений, но только в сторону улучшения условий. Локальные акты, ухудшающие положение работников, по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.
Особо следует остановиться на Заключениях Конституционного суда. Согласно Конституции и Закону «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд в этом случае «выступает в роли «негативного законодателя», выводя из сферы правоприменения неконституционные правовые нормы»).
Важное значение в обеспечении единообразного применения норм трудового права имеют постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Общепризнанно, что постановления Пленума Верховного Суда не являются источниками права, поскольку суд не имеет права создавать правовые нормы. Постановления Пленума Верховного Суда - это акты официального нормативного толкования. Они являются обязательными не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.
Судебный прецедент источником права, в том числе и трудового, не является. Вместе с тем решения судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь по конкретным делам помогают судьям овладеть мастерством полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, способствуют уяснению смысла соответствующих правовых норм. (В некоторых странах, например, в Германии и во Франции, решение судов высшей инстанции является источником права).
3. Субъекты трудового права. Трудовое правоотношение. Основания возникновения трудовых правоотношений
Общая теория права определяет круг субъектов права как участников общественных отношений, которые по своим особенностям могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Поскольку правоотношения, урегулированные трудовым законодательством многообразны, круг субъектов трудового права широк. Субъекты трудового права - это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые могут обладать определенными правами и обязанностями и реализовывать их.
Виды субъектов трудового права:
- органы занятости и трудоустройства,
- работники (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства),
- наниматели (юр. и физ лица),
- трудовые коллективы работников,
- профсоюзные комитеты, их совместные органы и иные уполномоченные работниками органы, действующие у нанимателей,
- социальные партнеры на республиканском, отраслевом и территориальных уровнях в лице соответствующих профсоюзов, их объединений, нанимателей и их объединений,
- органы правоохраны и принуждения - суды, КТС, рудовые арбитражи и др.
Трудовое правоотношение - это урегулированное трудовым законодательством отношение между работником и нанимателем по применению труда работника, основанное на трудовом договоре.
Субъектами трудового правоотношения являются работник и наниматель.
Содержание трудового правоотношения составляют права и обязанности субъектов, которые приобретаются с момента возникновения трудового правоотношения.
Основанием возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений являются юридические факты (это факты, с которыми закон связывает действие правовых норм в отношении определенных субъектов. Юридические факты делятся на события и действия). Чаще всего в основе возникновения трудового правоотношения лежит трудовой договор (в некоторых случаях трудовое правоотношение возникает из совокупности юридических фактов, например, при приеме на работу по конкурсу).