Оффшорные юрисдикции, их характеристика
14
федеральное агентство по образованию
Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса
Институт заочного и дистанционного обучения
Кафедра государственного, трудового
и административного права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Налоговое право»
Оффшорные юрисдикции, их характеристика
Студент
гр. ЗЮП-04-01 ________________ А.Н. Усков
Ст. преподаватель ________________ А.В. Васюк
Владивосток 2008
Содержание
I. Оффшорные юрисдикции
§ 1.Территориальный оффшор……………………….…………………. 3
§ 2.Иностранные оффшоры ………………………….…………………..4
§ 3.Российские оффшоры …………………………………………………9
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы .13
I. Оффшорные юрисдикции
Главное отличие между различными видами налоговой минимизации - нарушены или не нарушены налогоплательщиком нормы Закона в его стремлении, так или иначе, снизить размер налоговых платежей. В связи с этим можно выделить: незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат, или еще иначе - правомерное уменьшение налогов. Метод оффшора относится к специальным методам легальной налоговой оптимизации.
Контрольная работа состоит из трех параграфов, параграф, посвященный иностранным оффшорам объемнее, и это понятно, поскольку использование иностранных оффшоров шире при этом хозяйственная деятельность в стране своей регистрации не ведется.
Слово оффшор (off-shore) в переводе с английского означает - "вне побережья, за границей". В обычном понимании "оффшор" - это государство или иная юридически обособленная территория, привлекающая под свою налоговую юрисдикцию предпринимателей зарубежных стран посредством установления максимально возможных налоговых льгот.
Метод оффшора рассматривает термин "оффшор" значительно шире. Под методом оффшора понимается совокупность методов, использующих в своей основе перенос объекта налогообложения под юрисдикцию более мягкого режима налогообложения. Можно выделить несколько категорий способов переноса объекта налогообложения. Рассмотрим метод территориального оффшора.
§ 1.Территориальный оффшор
Данный метод основывается на применении оффшора в традиционном понимании и заключается в переносе объекта налогообложения (отдельных операций, деятельности в целом, имущества и т.д.) на территорию, имеющую более льготный режим налогообложения.
Юридической базой для функционирования территориальных оффшорных механизмов является принятый законодательством Российской Федерации принцип территориальной налоговой резидентности (ограниченность действия налогового законодательства определенной территорией - территорией Российской Федерации, территорией субъекта федерации, территорией, подведомственной местному органу власти).
§ 2. Иностранные оффшоры
В соответствии с действующим налоговым законодательством иностранные субъекты предпринимательской деятельности, не осуществляющие предпринимательской деятельности или не имеющие имущества на территории Российской Федерации, не являются плательщиками российских налогов.
Так, например:
- в соответствии со ст. 246 Налогового кодекса РФ основной группой налогоплательщиков по налогу на прибыль среди иностранных организаций являются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;
- в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения по НДС является реализация на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления и выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- в соответствии со ст. 373 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на имущество являются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Таким образом, основным требованием к зарубежным оффшорным компаниям является факт их регистрации вне территории РФ и отсутствие деятельности на территории РФ.
Действующее российское законодательство и законодательства большинства иностранных государств не запрещает гражданам РФ учреждать на территории иностранных государств юридические лица, осуществлять на территории иностранного государства предпринимательскую деятельность, обладать правом собственности на имущество, находящееся на территории иностранного государства.
Теоретически любой гражданин РФ вправе учредить на территории иностранного государства, предоставляющего максимальные налоговые льготы, юридическое лицо, из сделок с российскими партнерами получить необлагаемую налогами прибыль и, практически не уплачивая налогов, распорядиться ею. Причем современные информационные технологии позволяют осуществлять управление компанией, ее банковскими счетами, не выходя из офиса, находящегося, например, в Москве.
С 1 января 2007 года Федеральный закон от 10 декабря 2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" действует в новой редакции, которая снимает ранее существовавшие ограничения на проведение отдельных видов валютных операций в виде резервирования, регистрации счета, использования специальных счетов.
Таким образом, на сегодняшний день валютное законодательство не содержит запрета на создание или покупку физическим или юридическим лицом - резидентом фирмы в иностранном государстве.
Однако предприятия регистрирующие фирмы в оффшорах для минимизации налоговых платежей вряд ли начнут это делать открыто, во избежание применения к ним критерия "недобросовестности". Поскольку сделка российского предприятия с предприятием-нерезидентом, зарегистрированным в оффшоре 100% акций которого принадлежат российскому предприятию, однозначно вызовет интерес со стороны налоговых органов.
Необходимо отметить, что новый закон о валютном регулировании и валютном контроле отменил целевую покупку иностранной валюты. Если раньше юридические лица имели право приобретать валюту только для осуществления платежей по контрактам, то теперь юридические лица - резиденты в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" вправе без ограничений приобретать валюту, размещать ее на расчетных, депозитных счетах причем как в российских, так и зарубежных банках.
Новая редакция федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предоставляет резидентам как физическим, так и юридическим лицам право открывать счета в иностранных банках.
Организации имеют право использовать заграничные счета для любых валютных операций, кроме расчетов с резидентами, а граждане - для любых валютных операций, кроме оплаты товаров (работ, услуг), реализованных им на территории России.
В течение месяца после открытия или закрытия счета в зарубежном банке об этом нужно будет известить налоговую инспекцию. Кроме того, организациям придется отчитываться перед налоговыми органами о движении средств по заграничным счетам, а гражданам - об остатках валюты по состоянию на 1 января каждого года.
В настоящий момент разработаны Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 г. N 819.
Таким образом, резидент имеет право открыть за границей счет и получить на этот счет банковский кредит, который может использоваться для любых операций за исключением расчетов с резидентами.
Однако разрешение юридическим и физическим лицам открывать счета за границей не означает, что экспортная валютная выручка теперь может не зачисляться на счета в российских банках. Для того чтобы предотвратить оседание всех денег на заграничных счетах существует требование о репатриации валютной выручки, закрепленное в ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле":
В письме Минэкономразвития от 27.12.2005 г. N 01-06/46464 «О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства», дано разъяснение о том, что:
"Пунктом 2 статьи 19 Закона установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.
В Законе отсутствует разрешение не зачислять денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, в связи с уплатой демереджа, неустоек (штрафов, пеней), переуступкой требования, проведением зачета встречных требований, за исключением зачета встречных требований:
- по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям);
- между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям);
- по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами".
Таким образом, вопросы оптимизации налогообложения путем использования иностранных оффшорных компаний не теряют своей актуальности.
В качестве иллюстрирующего примера можно привести следующую схему работы иностранной оффшорной компании.
Допустим, гражданину РФ удалось учредить оффшорную компанию на Каймановых островах.
Для справки: Каймановые острова входят в состав Карибского бассейна, формально являются доминионом Великобритании, правительство стабильно, налогообложение отсутствует почти полностью - нет налога на прибыль, подоходного налога, налога на имущество, налогов на дарение и т.д.; основной принцип организации оффшорного бизнеса - строгая охрана коммерческих тайн (в том числе и тайны об учредителях).
Формально компанией руководит житель Каймановых островов (по совместительству являющийся руководителем еще сотни аналогичных компаний), в его компетенцию входят вопросы учета, отчетности и уплаты единого ежегодного взноса. Фактически управление компанией (заключение сделок, контроль за банковскими счетами) осуществляется из России.
Оффшорная компания имеет тесные и доверительные отношения с российским предприятием, специализирующимся в сфере импорта-экспорта товаров (сырья).
Часть прибыли от импортно-экспортных операций российского предприятия аккумулируется на счетах оффшорной компании. Способов перевода прибыли в оффшорные компании достаточно много.
Допустим, между рассматриваемым российским предприятием и оффшорной компанией заключается договор поручения на приобретение на территории иностранного государства импортных товаров. Размер вознаграждения поверенного составляет львиную долю планируемой российским предприятием прибыли. Фактически поиск партнеров осуществляется самим российским предприятием. Вознаграждение поверенного сформирует чистую необлагаемую прибыль оффшорной компании. Аналогично можно выводить из-под налогообложения и прибыль от экспортных операций. Затраты российского предприятия по уплате вознаграждения поверенному будут отнесены либо на увеличение стоимости импортных товаров, либо в состав затрат, связанных с реализацией экспортируемого сырья. Можно переводить часть средств российского предприятия в оффшорную компанию путем заключения договора на оказание информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением или реализацией товаров (при обязательном соблюдении всех условий, необходимых для отнесения данных затрат на себестоимость продукции (работ, услуг)).
Аккумулированная прибыль может быть предоставлена российскому предприятию во временное пользование в качестве займов в иностранной валюте. Это неплохой способ пополнения оборотных средств российского предприятия. Также наличие твердой валюты в иностранных банках является гарантом стабильности бизнеса в условиях существующей экономической и политической ситуации в России.
Аккумулированные средства могут быть просто израсходованы в интересах учредителей оффшорной компании и российского предприятия (оплата медицинских услуг, приобретение недвижимости и т.д.). В данном случае возможна налоговая экономия и на суммах подоходного налога (в зависимости от режима налогообложения страны, в которой возникнет доход).
Необходимо отметить, что данная схема применима только при оптимизации налогообложения предприятия, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность. Предприятию, ориентированному исключительно на российских партнеров, будет невозможно доказать связь затрат по уплате вознаграждений иностранной компании и основной деятельность предприятия и, как следствие, у предприятия отсутствует возможность отнести указанные расходы на себестоимость продукции (работ, услуг). Осуществлять такие платежи за счет чистой прибыли бессмысленно в плане оптимизации налогообложения.
Таким образом, при учреждении иностранной оффшорной компании необходимо четко уяснить цель налоговой оптимизации и возможные пути ее достижения. При этом необходимо учитывать, что минимизация налогообложения посредством иностранного оффшора - это "высший пилотаж" налоговой оптимизации. Применение этого метода требует привлечения высококлассных специалистов по международному праву, может повлечь значительные расходы (например, стоимость услуг в сфере дистанционного управления компанией весьма высока). Имеется определенный риск, вызванный незнанием руководителем особенностей иностранного законодательства (например, при покупке готовой оффшорной компании не исключена возможность столкнуться с мошенниками, которые получат доступ к банковским счетам компании).
Подведем итоги, итак, оффшорные центры, оффшоры - это небольшие государства или территории, привлекающие иностранный капитал путем предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами. Оффшорными компаниями называют иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных центрах стран, предоставляющих таким компаниям особые льготы. Оффшор не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации.
Существует несколько типов оффшоров: (1) классические оффшорные компании и (2) компании, зарегистрированные на территории низконалоговых зон. Классические оффшорные компании образуются на территориях, где законодательство позволяет организациям - при условии, что они там не ведут никакой деятельности, - не платить никаких налогов и не сдавать бухгалтерскую отчетность. Примером таких территорий выступают Белиз, Британские Виргинские острова (B.V.I.), Панама, Сейшельские Острова и др. Такие оффшоры уплачивают лишь ежегодный взнос за продление регистрации компании.
Стоит заметить, что государственное противодействие схемам налоговой оптимизации, связанным с оффшорными зонами, с каждым годом усиливается и выходит на новый качественный уровень. Так, 3 декабря 2007 г. в Министерстве юстиции РФ был зарегистрирован Приказ Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)". Данный приказ вступил в силу с 01.01.2008. Согласно приказу к оффшорным зонам отнесено более 40 государств и территорий. Официальный характер перечня офшорных государств свидетельствует о намерениях федерального налогового ведомства проводить жесткую политику в сфере борьбы с минимизацией налоговой нагрузки при помощи государств и территорий с льготным режимом налогообложения.
§ 3.Российские оффшоры
Принцип налогового федерализма, заложенный в Законе «Об основах налоговой системы» делает не такой уж абсурдной мысль о возможности послабления налогового бремени более чем в два раза путем выбора налогового режима, наиболее оптимально соответствующего виду деятельности предприятия. Для этого достаточно зарегистрировать предприятие в так называемом «низконалоговом» регионе (субъекте) Российской Федерации. Что такое низконалоговый регион («Российский оффшор, офшор»)? Это субъект Российской Федерации, законодательным органом которого приняты нормативные акты, предоставляющие отдельным категориям налогоплательщиков (как правило, «внешним инвесторам»), налоговые льготы в виде полного или частичного освобождения от налоговых платежей и сборов по местным и распределительным федеральным налогам, подлежащих зачислению в бюджет субъекта в обмен на ежеквартальные целевые сборы.
В качестве «отдельных категорий налогоплательщиков» рассматриваются, как правило, организации, не использующие в своей деятельности ресурсы региона (т.е. не осуществляющие деятельность на территории региона). Налоговые льготы предоставляются не бесплатно, а в обмен на инвестиционный платеж (взнос), вносимый предприятием налогоплательщиком ежегодно в местный бюджет. Размер взноса колеблется и составляет 20000 рублей. И хотя такая сумма гораздо меньше, чем полноценные налоговые поступления, но это является очень выгодным для региона. Во-первых, налоги у нас никто и нигде в полном объеме не собирает, а, во вторых, регион получает гораздо больше плательщиков за счет «нерезидентов», то есть берет количеством. Какой регион предоставляет льготы?
Кроме известных всем федеральных зон экономического благоприятствования, таких как Калининград или Находка, Ингушетия, Эвенкия или Углич, Алтай, Калмыкия, кстати, весьма ненадёжных в плане правовых гарантий, называются такие субъекты как Алтай и Калмыкия. Предоставление льгот в этих регионах подтверждается местным законодательством, и поэтому не зависит от смены «цвета» власти в стране или наших отношений с МВФ. Регионы Алтай и Калмыкия отличаются серьёзной юридической базой и правовыми гарантиями на уровне законодательства и исполнительной власти региона, заинтересованной в инвестициях.
Рассмотрим, в качестве примера Республику Алтай.
Закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай» определяет правовые, экономические и социальные условия для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Алтай, процедуру реализации инвестиций в социальную сферу в Республике Алтай, а также создает законодательную основу для привлечения в экономику Республики Алтай капитала российских и иностранных юридических и физических лиц, кредитов иностранных государств и направлен на обеспечение гарантий и защиту прав собственности субъектов инвестиционной деятельности, стимулирование материального производства, реструктуризацию экономического потенциала и создание новых рабочих мест.
Что означает принятие этого закона? Это значит, что предприятия, желающие работать в Республике Алтай в качестве «социальных инвесторов», получают определенные льготы по налогообложению своей деятельности, и эти льготы аналогичны тем условиям, которые предоставлялись фирмам, работающим в оффшорной зоне. Более того, «социальные инвесторы» получают право пользоваться льготами в течение 7 лет в отличие от «участников ЭЭР «Алтай», которые имели право пользоваться льготами в течение 5 лет. Получается, что «оффшорной зоны» как таковой нет, а льготы остались, тем более, если учесть проделанную серьезную работу Правительством Республики Алтай, возглавляемом новым главой Республики М.И. Лапшиным, по приведению всех документов, регулирующих работу вновь созданного Комитета по инвестиционной политике РА в соответствие с Федеральными Законами, есть основания полагать о серьезной и долгосрочной работе нового комитета.
На сегодняшний день Комитетом по инвестиционной политике Республики Алтай уже утверждено положение о механизме зачисления и использования средств, поступающих от социальных инвесторов Республики Алтай. Что касается самих предприятий, желающих участвовать в программе социального инвестирования в Республике Алтай, то для них утверждена Инвестиционная программа, на основании которой в соответствии с Законом Республики Алтай «Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай» от 05.06.2002 № 5-31 и заключенных договоров с Комитетом по инвестиционной политике Республики Алтай социальные инвесторы перечисляют средства для реализации Инвестиционной программы в социальной сфере Республики Алтай на единый счет в Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Алтай.
Социальный инвестор - это предприятие, зарегистрированное в Горном Алтае, которое в установленном порядке заключило договор с Инвестиционным Комитетом Республики Алтай в соответствии с которым безвозмездно перечисляет инвестиционные взносы в размере 4000 рублей ежеквартально и получает определенные льготы по налогам. Льготные компании, получившие статус социальных инвесторов пользуются всеми преимуществами компаний, зарегистрированных в российских низконалоговых зонах, а также имеют определенные налоговые льготы. Социальные инвесторы уплачивают налог на прибыль в размере 20% (в других регионах России 24%), а также для них отменены такие налоги, как налог на имущество, налог на рекламу, транспортный налог и целевые сборы. Кроме того, стоит отметить, что в Республике Алтай значительно легче (и быстрее) можно получить лицензию на занятие определенным видом деятельности, подлежащем обязательному лицензированию.
Таким образом, "российский оффшор" - это субъект Российской Федерации (значительно реже отдельная административная единица - ЗАТО, район, город областного подчинения), предоставляющий дополнительные налоговые льготы в пределах сумм налогов, поступающих в местные бюджеты определенным категориям налогоплательщиков (как правило, предприятиям, не осуществляющим фактической деятельности на территории оффшора).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).// Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340
4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г., 17 мая, 5 июля 2007 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4859
5. Приказ Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)".
6. Письмо Минэкономразвития от 27.12.2005 г. N 01-06/46464 «О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства"
7. Налоговое право России: Учебник для ВУЗов / Отв. ред.. д-р. юрид. наук, проф. Ю.А. Крохина 2-е изд., перераб.- М.: Норма, 2005.
8. Практическая налоговая энциклопедия /под ред. А.В. Брыгзалина Том 1. Налоговая оптимизация. М.: 2008.
9. Тимофеев Е.А. Оффшор и оншор: сочетание двух миров // "Консультант", N 9, май 2008 г.