рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Организационно-правовые основы нотариальной деятельности

рефераты

Организационно-правовые основы нотариальной деятельности

Иркутский гуманитарно-технический колледж

Контрольная работа

НА ТЕМУ:

Организационно-правовые основы нотариальной деятельности

НА ТЕМУ:

Применение нотариусом норм иностранного права.

Выполнил:

Проверила:______________

Нижнеудинск 2008

Организационно-правовые основы нотариальной деятельности

1Место нотариата в системе правосудия. Принципы нотариальной деятельности. / Организационно-правовые основы нотариальной деятельности

Нотариат как правовой институт наиболее близок по своим целям и принципам деятельности к суду. Суд и нотариат объединяет единство цели - обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц. Выражаясь образно, нотариат - это орган предупредительного, превентивного правосудия. Нотариат существует для того, чтобы не доводить дело до суда. Миссия нотариата - предупреждать гражданско-правовые споры.

Нотариат не является ветвью государственной власти, в отличие от суда. Однако, как и суд, он действует от имени государства, что предопределяет его публично-правовой статус.

Долгое время в теории гражданского процессуального права господствовала точка зрения Н.Б. Зейдера об отнесении нотариата к органам судебной власти, как органам, осуществляющим защиту гражданских прав. Этим обуславливалось и то, что нотариат традиционно изучался в рамках учебного предмета гражданского процессуального права.

Сегодня, при четкой реализации принципа разделении властей, нотариат занял иное место в правовой системе - он служит инструментом предупредительного правосудия. Суды осуществляют свою деятельность (правосудие) в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, нотариат - обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Основное, что связывает нотариат с правосудием - это то, что их деятельность направлена на защиту прав граждан. При этом и суд, и нотариат используют своеобразные властные полномочия - суд в большей степени, нотариат в меньшей. Например, как замечает В.Жуйков, нотариусы обладают полномочиями налагать запреты на отчуждение имущества. Нотариусы совершают исполнительные надписи, обеспечивают доказательства - все это ни что иное, как властные полномочия.

Нотариат играет большую роль в защите прав граждан без обращения к правосудию, и облегчает осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность обратиться за такой защитой в суд.

Таким образом, нотариат и суд - две самостоятельные системы, организационно и функционально взаимно независимые и вместе с тем в своей деятельности имеющие точки пересечения и своеобразного взаимодействия, предопределенного законом.

Нотариальная деятельность базируется на определенных принципах, которые можно определить как «основы нотариального права, общие для различных видов нотариальных процедур и актов, имеющие определяющее системообразующее значение».

Деятельность суда и нотариата основывается на аналогичных принципах. Общепринято относить к основным принципам, на которых основывается и судебная, и нотариальная деятельность, следующие:

Законность. Это общеправовой принцип, который распространяет свое действие на всех участников правоотношений. Законность - это основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, равенства граждан перед законом, неукоснительного следования букве закона. Признаками законности можно назвать всеобщность, неразрывную связь с правом. Нотариус в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе Российской Федерации, правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами. Кроме этого, нотариус требует соблюдения законности и от всех граждан и юридических лиц, обращающихся к нему. Нотариус отказывает в совершении нотариальных действий, противоречащих закону или влекущих незаконные последствия.

Таким образом, принцип законности применительно к организации и деятельности нотариата содержит следующие положения:

- нотариальные органы создаются в строгом соответствии с действующим законодательством;

- нотариусы в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законов, правомерные требования государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение;

- за нарушение положений действующего законодательства нотариусы несут установленную законом ответственность. В зависимости от характера и вида нарушений адвокат может быть подвергнут дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Специальной нотариальной законностью, в дополнение к принципиальной общеправовой законности, называет Э.М.Мурадьян то состояние деятельности нотариуса, когда соблюдены условия:

- нотариальные действия выполняет компетентный полномочный нотариус;

- надлежащим образом выполняются все нотариальные формальности и процедуры;

- нотариальные акты (промежуточный и итоговый (единичный нотариальный акт)) полностью отвечают как требованиям материального права, так и процедурным;

- реализуется свобода выбора нотариальных процедур в соответствии с диспозитивными законами, волеизъявлениями субъекта права или соглашениями субъектов права;

- обязательность выполнения императивных и предписывающих материальных и нотариально-процедурных правил.

Объективность (беспристрастность). Нотариальные действия должны быть обоснованными, взвешенными. Если для совершения законного и обоснованного нотариального действия недостаточно данных, представленных заинтересованными лицами, то нотариус должен сам затребовать от соответствующих лиц все нужные ему сведения. Представленные материалы нотариус оценивает с точки зрения их достоверности, а при необходимости направляет документы на экспертизу.

В целях сохранения объективности нотариальных действий, ст. 47 Основ устанавливает ограничения, согласно которым нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

Беспристрастность означает также, что удостоверяя гражданско-правовые сделки, выступает представителем государства, осуществляет от его имени контроль за законностью этих сделок, обеспечивает права и законные интересы сторон.

Независимость. Организация и функционирование нотариальных органов, а также профессиональная деятельность нотариата не связаны с мнениями, решениями или действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему нотариата. Независимость обеспечивается запретом вмешательства в деятельность нотариуса, установленным порядком назначения и прекращения полномочий нотариуса и другими мерами его правовой защиты.

Согласно принципу независимости нотариус самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Недопустимы попытки вмешательства в деятельность нотариуса со стороны любых лиц. Соответственно, любые органы и должностные лица не вправе давать нотариусу указания о необходимости совершения каких-либо действий иначе как в порядке, установленном законом, а также обсуждать действия нотариуса и давать им оценку как правильным или неправильным.

Независимость нотариуса обеспечивается и особым установленным законом порядком наделения полномочиями нотариуса и прекращения этих полномочий. Такой порядок гарантирует допуск к профессиональной нотариальной деятельности только специально подготовленных лиц, обладающих знаниями в области права, и предусматривает возможность прекращения полномочий нотариуса в случае нарушения последим законодательства, а также по иным основаниям.

Язык нотариального делопроизводства. Конституционные нормы о равенстве наций нашли свое воплощение в том, что нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

Кроме этого, в своей деятельности нотариус руководствуется принципом соблюдения тайны совершаемых нотариальных действий. «Тайна совершения нотариального действия обеспечивает на законодательном уровне возможность и право человека реализовать свою автономию, свою независимость, оградить себя от других окружающих его людей, органов, организаций, которые проявляют к нему слишком стесняющий его интерес» - таким образом, право на нотариальную тайну может рассматриваться как одно из проявлений конституционного права личности на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ).

По своему содержанию принцип нотариальной тайны находит выражение в особых требованиях к организации осуществления нотариусом своих полномочий, соответственно, нотариальная тайна по своему содержанию имеет характер и значение организационного принципа нотариата, характеризует должность нотариуса.

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны ввиду совершения нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действий могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию судебных органов, прокуратуры, органов следствия, а также по требованию арбитражного суда, когда в их производстве находятся уголовные, гражданские дела либо разрешаются споры. Справки о стоимости имущества, которое переходит в собственность граждан, предоставляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате. Необходимы эти справки для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Что касается справок о завещании, то они выдаются только после смерти завещателя.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» устанавливается, на каких принципах не может основываться деятельность нотариата. Так, в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан исключительно на основе общности их интересов (статья 30 Конституции Российской Федерации, статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Обязательное членство занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия указанной профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.

Считаем необходимым не обойти вниманием и вопрос взаимоотношения нотариата с иными органами.

Нотариат традиционно принято относить к правоохранительным, юрисдикционным органам, которые призваны осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Легальное определение понятий «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность» отсутствует, поэтому многие авторы включают в систему правоохранительных органов и органы, оказывающие юридическую помощь, в частности - нотариат.

В силу публично-правового предназначения нотариат действительно имеет ряд отдельных признаков, которые можно сопоставить с иными формами организации и деятельности так называемых правоохранительных структур. Однако нотариат как правозащитный институт имеет принципиально отличительные от иных правоохранительных органов черты. Во-первых, это организационная структура и способ финансирования: публичность, корпоративность по профессиональному признаку, самоуправление и самофинансирование. Во-вторых, у нотариата отсутствует главный признак правоохранительных государственных органов - метод принуждения. Нотариус не может применять к обратившемуся лицу дисциплинарные, уголовные или административные меры воздействия.

Как мы уже отмечали выше, нотариат наиболее тесно связан с судом, поскольку выполняет сходные с обязанностями суда задачи - охрану субъективных прав граждан и организаций. Главное различие между судом и нотариатом состоит в том, что суды в основном разрешают споры о праве, а предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела. Кроме того, органы нотариата не используют состязательную форму процесса, а удостоверяют права и юридические факты, как правило, на основании письменных доказательств.

Если следовать понятийному ряду Конституции РФ (п.«л» ст.72), то становится очевидным, что все органы, так или иначе охраняющие права граждан и юридических лиц, разделены на 4 группы: судебные и правоохранительные органы; адвокатура, нотариат. То есть нотариат, равно как и суды не включены в правоохранительные органы. При этом все указанные органы рассматриваются в учебном курсе «правоохранительные органы», и в связи с этим часто происходит путаница.

Тем не менее, для себя мы определили следующий перечень правоохранительных органов, данный авторами О.А.Галустьяном и А.П.Кизлык:

Итак, к правоохранительным относятся семь государственных органов:

- судебные;

- прокуратура;

- органы безопасности;

- органы внутренних дел;

- органы по контролю за оборотом наркотиков;

- таможенные органы;

- органы юстиции.

Этот перечень, по мнению авторов, является исчерпывающим.

Все иные государственные и негосударственные органы, занимаются скорее не правоохраной, а правоприменением. Правоприменительные органы (содействующие правоохране) разделяются на две подгруппы: государственные и негосударственные. К первым относятся налоговые и иные финансовые органы, судебно-экспертные учреждения, нотариальные органы, органы записи актов гражданского состояния. Ко вторым - органы судейского сообщества, третейские суды, товарищеские суды, адвокатура, частный нотариат, частные детективные и охранные службы, негосударственные судебно-экспертные учреждения.

Итак, нотариат не является одним из правоохранительных органов. Нотариат применяет право, тем самым содействует правоохране.

В настоящее время отмечается недостаточный уровень двустороннего взаимодействия между нотариатом и иными правоохранительными органами государства. Между тем, как отмечают специалисты центра нотариальных исследований, от совершенствования его форм и методов не в последнюю очередь зависит снижение общей криминальности гражданского оборота и их основы - отношений собственности. В целом, обязанность нотариусов контролировать соблюдение некоторых административных правил не противоречит нотариальной функции, когда они обеспечивают «прозрачность» и юридическую чистоту, совершаемых юридических действий или направлены на защиту более слабой стороны в правоотношении.

В качестве одной из перспективных форм сотрудничества между нотариатом и правоохранительными органами можно назвать борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем. Представляется, что позитивной является распространенная мировая практика вменения нотариусу в обязанность сообщать компетентным органам государства о юридических операциях, относительно которых имеются обоснованные подозрения считать, что они направлены на отмывание преступных доходов. В то же время, государству не стоит переоценивать возможности нотариусов в данной сфере: в силу природы нотариальной деятельности нотариусу сложно знать происхождение денежных средств, которые используются в легализуемых им сделках и иных юридических действиях[9].

Не вызывает сомнений, что нотариальная профессия чрезвычайно важна для гражданского оборота и интереса государств в нем. Однако некоторые компетентные органы государственной власти не осознают в должной мере публично-правовую сторону нотариальной профессии. В частности, такому положению вещей способствуют взаимные обиды и непонимание в двух системах - нотариата и государственной системы органов регистрации юридических фактов. Между тем, следует исходить из принципиально различных функций нотариата и таких органов. Если первый предназначен гарантировать правомерность гражданского оборота, то вторые обеспечивают режим публичности осуществления гражданских прав и связанную с этим возможность противопоставления зарегистрированного права третьим лицам, не являющимися сторонами юридического действия. Говорить о перекрещивании компетенции в такой ситуации вообще не приходится. Другое дело критиковать законодателя за выбор им модели, в которой гарантии правомерности наиболее значимых юридических действий на стадии их совершения полностью отсутствуют.

Интересны взаимоотношения нотариата с иными юридическими профессиями, в частности с лицами, оказывающими представительские услуги. В настоящее время рынок юридических услуг явно несимметричен, во всяком случае, с точки зрения признаваемой в России континентальной правовой системы. Сегодня адвокаты и иные представители оказывают юридические услуги не только в связи с возникшим спором о праве и судебным процессом, но и в обычных условиях гражданского оборота. Ввиду отсутствия у таких профессий специального правового статуса (качеств публичности) и особой системы контроля за профессиональной деятельностью, а равно исключительного режима имущественной ответственности, говорить о приоритетности обеспечения объективной правомерности правовых связей для таких лиц не приходится. При этом, естественно, не может быть и речи о каком-либо принудительном, административном вытеснении других юридических профессий из данного сектора рынка. Однако известное разграничение «компетенций» возможно как на условиях межкорпоративных соглашений, так и элементарного выхода нотариальной профессии из «тени» на рынок представительских услуг.

ПРИМЕНЕНИЕ НОТАРИУСОМ НОРМ ИНОСТРАННОГО ПРАВА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ.

Статья 104. Применение норм иностранного права

Нотариус в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами применяет нормы иностранного права.

Нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации.

Статья 105. Охрана наследственного имущества и выдача свидетельства о праве на наследство

Действия, связанные с охраной находящегося на территории Российской Федерации имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина Российской Федерации, а также с выдачей свидетельства о праве на наследство в отношении такого имущества, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 106. Принятие нотариусом документов, составленных за границей

Документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их легализации органом Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством Российской
Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Статья 107. Взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств

Порядок взаимоотношений нотариуса с органами юстиции других государств определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Статья 108. Обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах других государств

Нотариус обеспечивает доказательства, требующиеся для ведения дел в органах других государств.

Статья 109. Международный договор

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами Российской Федерации, при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора.

Если международный договор Российской Федерации относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством Российской Федерации, нотариус производит это нотариальное действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации.

Список литературы.

Настольная книга нотариуса. Том I. Учебно-методическое пособие. (2-е изд., испр. и доп.)- М.: Издательство БЕК, 2003.

Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция, 1998 - №6-7.

Э.М.Мурадьян. Указ. соч. - с. 15.

Селянин А.В. Нотариат. Краткий курс. - Спб, «Питер», 2004.

Э.М.Мурадьян. Указ. соч. - с. 32-33.

Шарафетдинов Н. Ф. Нотариальная тайна: аспекты теоретические и практические // Нотариальный вестник, 1998 - №2 - с.9.

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства Российской Федерации - 1 июня 1998 г. - №22 - Ст. 2491.

Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005.

Российский нотариат в изменяющейся государственной и правовой системе России: современное состояние и перспективы развития (аналитическая записка) // Подготовлена ЦНИ совместно с Институтом государства и права Российской академии наук. Москва. 2004.

Концепция развития нотариата в России // Центр нотариальных исследований http://www.notiss.ru/index.php?id=13

Компьютерная программа “ЮРИСТ КОНСУЛЬТ”



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»