рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина

рефераты

Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина

Министерство образования и науки Российской Федерации

Омский государственный технический университет

Кафедра философии и социальных коммуникаций

Доклад

на тему: «Государство как гарант осуществления основных прав и свобод»

Выполнил: студент группы СО-324

Задорина Марина Сергеевна

Проверил: Марченко Ольга

Владимировна

Омск - 2007г.

Оглавление

1.Оглавление

2.Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина

3.Список литературы

4.Список нормативно-правовых актов

Основные формы осуществления правовым государством

функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина

К числу основных назначений и функций правового государст-ва относятся гарантирование, защита и реализация основных прав и свобод человека. Это согласуется и с принципиальной установ-кой международного права, согласно которой государство, в пер-вую очередь, несет ответственность за осуществление всеми людь-ми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе полного равенства в достоинстве и правах'. Государство га-рантирует, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина. «Для гарантий прав человека и гражданина, -- говорилось еще во Французской Декларации прав человека и гражданина (ст. 12), -- необходима государственная си-ла, она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена»2.

Государственное гарантирование, как представляется, функци-онирует в качестве единой правовой системы, в которой тесно вза-имодействуют общепризнанные нормы международного права и нормы внутригосударственного (конституционного) права. Един-ство этой системы объективно обусловлено тем, что все права че-ловека универсальны, неделимы, взаимосвязаны3,

При характеристике системы государственного гарантирования прав и свобод представляется необходимым, прежде всего, исходить из того, что вся система государственного гарантирования прав и свобод основывается на демократизме общественного полити-ческого строя, вследствие чего и само правовое государство кон-ституционно характеризуется как демократическое. Демократия -- главная, наиболее фундаментальная, гарантия прав и свобод чело-века и гражданина. Наступление на демократию, ее ограничения всегда выражаются, прежде всего, в ограничениях (прямых или ко-свенных) прав и свобод.

Отметив, что демократия, развитие и уважение к правам челове-ка и основным свободам являются взаимозависимыми и взаимоук-репляющими, Всемирная конференция по правам человека в Вене (июнь 1993 г.) констатировала: «Демократия основывается на сво-бодно выраженной воле народа определять свои собственные поли-тическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни. С учетом выше-сказанного, процесс поощрения и защиты, прав человека и основ-ных свобод на национальном и международном уровнях должен но-сить универсальный характер и осуществляться без каких-либо ус-ловий». Венская декларация, наряду с мерами по содействию укреп-лению и созданию учреждений, связанных с правами человека, об-ратила внимание мирового Сообщества на острую потребность в развитии плюралистического гражданского общества. «В этом кон-тексте особое значение имеет содействие, оказываемое по просьбе правительства в проведении свободных и справедливых выборов, в том числе, путем оказания помощи в аспектах прав человека, отно-сящихся к выборам и информированию общественности о выборах. Не менее важным является содействие, которое должно оказывать-ся укреплению законности, поощрению свободы выражения мне-ний, а также отправлению правосудия и реальному и эффективному участию народа в процессе принятия решений»4.

О том, что соблюдение прав человека и основных свобод, глав-ным образом, зависит, с одной стороны, от подлинно демократи-ческой системы и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения, прав человека, сочла необходимым отметить и Европей-ская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Весьма значим, по-нашему мнению, тот факт, что формирова-ние демократического гражданского общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека, верховенстве права, разделения властей, народного представительства (парла-ментаризма) и др. -- магистральный путь создания прочной систе-мы гарантий основных прав и свобод.

Демократизм -- главное сущностное свойство основных прав и свобод и гарантированность этого свойства может быть осуществ-лена лишь адекватной им демократической международно-право-вой и конституционной системами.

Но основные права и свободы обладают и другими сущностны-ми свойствами, которые реализуются последовательно и полно только при наличии также определенных гарантирующих факто-ров, в системе которых государство выполняет ключевую роль. На-зовем сущностные свойства ряда основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина:

признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ);

признание прав и свобод человека и гражданина согласно об-щепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ);

неисчерпаемость общепризнанных прав и свобод их пере-числением в Конституции РФ и недопустимость отрицания и ума-ления этих общепризнанных, но не перечисленных в Конституции РФ прав и свобод (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ);

неотчуждаемость основных прав человека (ч. 2 ст. 17 Консти-туции РФ);

неизменяемость основ правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ);

неограниченность действия прав, предусмотренных статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции РФ;

возможность ограничения прав и свобод человека и гражда-нина, помимо вышепоименованных Федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ консти-туционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин-тересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ);

непосредственность действия прав и свобод человека и граж-данина перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);

государственная и личная защищенность прав и свобод чело-века и гражданина (ст. 45 Конституции РФ);

судебная внутригосударственная и международно-правовая. защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст. 46 Кон-ституции РФ);

способность прав и свобод человека и гражданина опреде-лять смысл, содержание и применение законов, деятельность за-конодательной и исполнительной власти, местного самоуправле-ния (ст. 18 Конституции РФ).

Весь вышеприведенный перечень конституционно-признан-ных свойств и сущностных особенностей основных прав и свобод следует в свою очередь подразделять на те из них, которые принадлежат правам и свободам исключительно лишь человека, личности (общепризнанные мировым Сообществом права и свободы), и те, которые применимы к человеку и гражданину («каждому» в кон-ституционном смысле). К первым, безусловно, относятся обще-признанность прав и свобод, их неисчерпаемость, неотчуждае-мость, неограниченность и непосредственность действия, способ-ность прав и свобод определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти и местного самоуправления. Особенность этой категории прав состоит как раз в отсутствии ви-димой зависимости их проявлений от государства, прерогатив вла-стных государственных органов. В самом деле, как, например, мо-жет зависеть от государства способность указанных прав опреде-лять смысл, содержание и применение законов, деятельность ор-ганов власти, если содержательно правовое государство определя-емо правами человека и основными свободами. Всем своим смыслом права и свободы подчеркивают независимость от госу-дарства и его власти, способность реализоваться помимо государства, вне сферы его суверенных прерогатив («непосредственно»). Само собой разумеется, что и общепризнанность, и неотчужда-емость, и неограниченность действия прав и свобод человека пря-мо свидетельствуют о независимости этих свойств прав в их проявлениях, прежде всего от государства.

Однако, подобная констатация, справедливая сама по себе, не исчерпывает, как нам представляется, всей полноты содержания и смысла указанных свойств данной категории, прав человека, выра-жает лишь одну существеннейшую, но, тем не менее, не единст-венную сторону их свойств. Да, конкретной зависимости в кон-кретных проявлениях этих прав от государства нет. Но и абсолю-тизировать данную независимость ни в коем случае нельзя. В дей-ствительности эти конкретно выраженные свойства прав человека основываются, в конечном счете, на признании всех этих свойств и на уровне каждого отдельного государства как члена мирового Сообщества, и на уровне самого этого Сообщества государств в це-лом. В Преамбуле Всеобщей декларации прав человека указанная изначальная обусловленность выражена достаточно полно и чет-ко. В ней говорится о том, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения обязательства государств-членов содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и со-блюдению прав человека и основных свобод.

Форма признания -- это участие государств -- членов Сообще-ства в договорах, пактах, протоколах и др. по поводу основных прав человека. И первенствующее значение среди них занимает Всеобщая декларация прав человека. Как указывалось в Воззвании Международной конференции по правам человека в Тегеране в 1968 г., Всеобщая декларация прав человека отражает общую дого-воренность народов мира в отношении неотъемлемых и неруши-мых прав каждого человека и является обязательством для членов международного Сообщества5.

Добавим от себя, что Всеобщая декларация прав человека отра-зила также договоренность представляемых государствами -- члена-ми ООН народов мирового Содружества и по поводу признания ос-новных прав человека общепризнанными, врожденными (неотъемлемыми), неограниченными и др. Отразила она также и положение о том, что для полного выполнения государствами-членами своих обязательств, относящихся к всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, имеет огромное значение «всеоб-щее понимание характера этих прав и свобод»6.

Международные пакты об экономических, социальных и куль-турных правах, а также о гражданских и политических правах на-ряду с конкретными обязательствами государств постоянно под-черкивают и момент признания государством того или иного пра-ва человека. Признание государством прав в контексте данных международно-правовых документов универсального характера означает обязанность государства обеспечивать, соблюдать, гаран-тировать и защищать данное право, но, вместе с тем, в них подчер-кивается и первопричина такого обязательства, а именно призна-ние государством этого права, как и всех универсальных прав и свобод в целом. Без признания государством -- членом Сообщест-ва определенного комплекса основных прав человека не может быть и самого признания данного комплекса прав Сообществом, как системой государств-членов, объединенных общими идеалами и целями, структурированных Организацией Объединенных На-ций, организованных добровольно взятыми на себя обязательства-ми. А признание мировым Сообществом указанного комплекса прав человека и основных свобод и означает их общепризнанность. Таким образом, общепризнанность как фундаментальное свойст-во прав человека и основных свобод имеет под собой, в качестве неприменнейшей основы признание этих прав человека и основ-ных свобод государством -- членом Сообщества. Но общеприз-нанность как фундаментальнейшее и универсальное свойство ос-новных прав человека для каждого государства должна быть в каж-дом отдельном случае подтверждена признанием данных основ-ных прав этим государством, признанием им общепризнанности основных прав, наконец, признанием государством связанных с основными правами обязательств. Признание каждым государст-вом в отдельности и всеми государствами -- членами международ-ного Сообщества в целом всего комплекса прав человека и основ-ных свобод придает им юридическое свойство общепризнанности, лежащей в основе и других свойств прав и свобод.

Общепризнанность определяет, например, непосредственность действия основных прав человека, которые именно в силу этого свойства не нуждаются в каком-либо дополнительном санкциони-ровании, опосредовании законодательными, исполнительными, судебными органами государства. В равной степени общепризнан-ностью определяется неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав человека. Таковыми их признало международное Сообщест-во, возведя данную качественную характеристику прав человека в категорию общепризнанности. Непосредственность действия, неотъемлемость, равенство, судебная защищенность прав и свобод и др. качественные проявления становятся имманентно присущими правам человека и основным свободам, исключительно в силу той международно-правовой общепризнанности, которая делает их обязательными для государств -- членов Сообщества. Для обще-признанных прав человека и основных свобод основной междуна-родно-правовой гарантией выступает их общепризнанность. Од-нако поскольку общепризнанность, как уже отмечалось, предпо-лагает участие государства, ее роль в качестве гаранта прав челове-ка требует активной роли государства, которое признает принцип общепризнанности с вытекающими из него правовыми последст-виями, закрепляет этот принцип в своем законодательстве, преж-де всего, конституционно, следует этому принципу и выступает его гарантом, конституционно гарантируя выполнение общепризнан-ных и одновременно конституционных прав и свобод человека, от-давая приоритет в правовой системе общепризнанным принципам и нормам межнародного права, считая для себя обязательными и действующими те общепризнанные права и свободы, которые не закреплены конституционно.

Можно прийти, следовательно, к выводу, что общепризнанные права человека и основные свободы имеют в качестве главных га-рантий проявления их сущностных свойств общепризнанность как действенный принцип международного права и признание го-сударством этих прав и свобод как общепризнанных, его обязан-ность закреплять их в качестве таковых законодательно (конститу-ционно), следовать им и защищать их. Конечно, соотношение между этими двумя факторами-гарантами у различных прав может быть также различным. Показательно в этом отношении такое сущностное свойство некоторых основных прав, как возможность их ограничения государством. Возможность ограничения есть об-щепризнанное правило. Всеобщая декларация прав человека в ч. 2 ст. 29 устанавливает в качестве общепризнанной нормы, гаранти-рующей одно из основных сущностных свойств прав человека и основных свобод, их неограниченность действия, а также крите-рии возможного, в порядке исключения из общего правила, огра-ничения, а именно:

· ограничение только законом;

· ограничение исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и об-щего благосостояния.

В соответствии со ст. 4 Международного пакта об экономичес-ких, социальных и культурных правах государства -- участники Пакта признают, что в отношении пользования теми правами, ко-торые то или иное государство обеспечивает в соответствии с этим Пактом, государство может устанавливать только такие ограниче-ния этих прав, которые определяются законом, поскольку это сов-местимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обще-стве. Государства -- члены общества обязаны законодательно (конституционно) следовать этой общепризнанной норме, но государство, и реализует в необходимых случаях указанную норму, выступая основным гарантом осуществления данного сущностно-го свойства общепризнанных прав и свобод.

Конституция РФ в порядке реализации общепризнанных в международном праве норм установила в ст. 55 (ч. 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федераль-ным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях за-щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Безусловно, указанное кон-ституционное положение основано на общепризнанных междуна-родно-правовых нормах и, тем не менее, с ними содержательно не вполне совпадает, охватывает более широкий круг целей, достига-емых введением возможных ограничений прав ч. 3 ст. 55 Консти-туции РФ. Всеобщая декларация прав человека (ч. 3 ст. 29) дает неисчерпывающий перечень подобных целей («установлены законом исключительно с целью...»). При этом в перечне Всеобщей декларации отсутствуют такие упомянутые в ч. 3 ст. 55 Конститу-ции РФ цели введения возможных ограничений, как защита кон-ституционного строя, здоровья, законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. И если Всеобщая декларация исходит из исчерпывающего перечисления конкретных целей, служащих основанием для возможного ограни-чения прав («каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям...»), то Конституция РФ ориентирует больше на ме-ру возможных ограничений («могут быть ограничены федераль-ным законом только в той мере, в какой это необходимо в це-лях...»).

Международный пакт об экономических, социальных и куль-турных правах вообще не связывает государства -- участников Пакта целями возможных законодательных ограничений, за ис-ключение наиболее общей из них -- «исключительно с целью спо-собствовать общему благосостоянию в демократическом общест-ве». Возможные же ограничения государства -- участники Пакта вправе законодательно вводить в отношении общепризнанных и перечисленных в Пакте прав и свобод «только постольку, посколь-ку это совместимо с природой указанных прав». Совершенно оче-видно, что употребляемый Пактом критерий совместимости огра-ничений с природой прав достаточно иной, нежели используемый в аналогичном случае Конституцией РФ критерий ограничения прав -- «в той мере, в какой это необходимо в целях...».

Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 4 допускает право государств-участников во время чрезвычай-ного положения в государстве, при котором «жизнь нации нахо-дится под угрозой и о наличии которого официально объявляет-ся», допускать меры в отступление от взятых по Пакту обяза-тельств, причем только в такой степени, в какой это требуется ост-ротой положения и при условии, что такие меры не являются несо-вместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на ос-нове расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального про-исхождения. Исключение из этого права государства вводить ограничение прав во время чрезвычайного положения делается для права на жизнь, на недопущение пыток или жестокого, бесчело-вечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания, рабства и подневольного состояния, лишения свободы на основании невыполнения договорного обязательства, призна-ния виновным в совершении преступления, не являющегося на момент совершения таковым по внутригосударственному зако-нодательству или международному праву; права на признание пра-восубъектности человека, права на свободу мысли, совести и рели-гии. Корреспондирующая ст. 4 Пакта ст. 56 Конституции РФ уста-навливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспе-чения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституци-онным законом отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Простое сравнение международно-правового и конституционного положений о возможном ограни-чении прав человека и основных свобод в случае введения чрезвы-чайного положения также обнаруживает значительные различия, комментировать которые в отдельности было бы излишним. Во многом не соответствуют и перечни прав человека, не подлежащих ограничению.

Итак, государство -- гарант основных прав и свобод лишь от-правляется в данном случае от основных положений общеприз-нанных принципов и норм международного права, однако законо-дательно (конституционно) развивает и в ряде случаев конкрети-зирует их. Ограничителем здесь служит, как нам представляется, принципиальное соответствие, непротиворечивость по существу. Вместе с тем, все это определенным образом характеризует поло-жение и роль государства как гаранта во взаимодействии с систе-мой международно-правовых гарантий основных прав и свобод.

Государство выступает основным и главным гарантом осуще-ствления такого сущностного свойства прав и свобод, как их спо-собность определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Соответствующий этому сущностному свойству прав и свобод правовой принцип едва ли может быть причислен к общепризнанным в современном международном праве, хотя об-щий смысл и содержательная направленность принципа, безусловно, коренятся в нем.

Между тем вопрос этот первостепенен. Ведь общепризнанные права человека и основные свободы, обладаю-щие огромным потенциалом демократического, гуманистическо-го, всечеловеческого созидания, с необходимостью требуют для своего последовательного и полного воплощения участия государ-ства, его понимания, согласия и одобрения этих прав и свобод, его конституционно-законодательного закрепления, организацион-ного претворения, судебной защиты и т.д. Не международное пра-во формирует сущностно содержательное государство с его законо-дательством, органами и др. Современное международное право способно и даже обязано оказывать в присущих ему формах и про-цедурах влияние на зарождение, развитие, активизацию демокра-тических процессов во всех странах мира. Общепризнанные права человека и основные свободы -- главное, наиболее действенное средство такого воздействия.

Сущностно-содержательное государ-ство формирует общество, но демократическое государство -- ор-ган общества, его официальный представитель.

Посредством госу-дарства общество «вживляет» (если они не сформировались в сис-теме общественных отношений естественноисторическим путем, как это имело место в передовых западноевропейских и североаме-риканских странах) права человека и основные свободы в общест-венную ткань, в систему многообразных общественных отноше-ний, предотвращает процессы «отторжения» и пр.

Права и свобо-ды, будучи сами по себе системами определенных общественных отношений и занимая одно из значимых мест в общей в мас-штабах всего общества системе общественных отношений, опре-деляющим образом воздействуют на смысл, содержание и приме-нение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Но все это определяющее воз-действие прав человека и основных свобод на содержание государ-ства, его законодательной и иной деятельности невозможно без са-мого государства как, повторяем, органа общества. Именно в та-ком качестве государство в данном случае выступает и как гарант прав и свобод.

Самостоятельный аспект гарантирования государством основ-ных прав и свобод составляют те из них, которые непосредственно обусловлены правовым статусом таких структурных подразделе-ний общества, как социальные общности. Всеобщая декларация прав человека в числе таких общностей называет прямо семью, ха-рактеризуя ее как естественную основную ячейку общества, имею-щую право на защиту со стороны общества и государства (часть 3 ст. 16). С семьей непосредственно связано право достигших совер-шеннолетия мужчин и женщин вступать в брак при свободном и полном согласии обеих вступивших в брак сторон и основывать се-мью без всяких ограничений по признаку рас, национальности или религии (ч. 21 и 2 ст. 16)'. Указанные положения Всеобщей дек-ларации были конкретизированы и развиты в ряде международно-правовых актов универсального уровня: Конвенции и Рекоменда-ции о согласии на вступление в брак, минимальном брачном воз-расте и регистрации браков, Декларации и Конвенции о ликвида-ции дискриминации в отношении женщин 2. Более обстоятельно правовой статус семьи и связанные с этим права человека регла-ментированы в Международном пакте об экономических, соци-альных и культурных правах (ст. 10).

Основные права и свободы связаны с существованием и жизне-деятельностью такой масштабной социальной общности людей, как народ. Полагаем, что к народу, а следовательно и к обществу в целом, применимы все права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку граждане, люди в своей цельности и сис-темном единстве представляют в правовом выражении самую «плоть» народа, «плоть» общества, имея в виду под «плотью» в дан-ном случае многообразие общественных отношений, связей, взаи-модействий и взаимозависимостей и т.д. Вместе с тем, правомерно выделить и значительно более узкий круг отношений, соответст-венно и прав, которые в наиболее обобщенном виде выражают са-мую суть этой наиболее масштабной социальной общности людей.

Не определяя правовой статус народа в целом, Всеобщая декларация прав человека охарактеризовала существеннейшее его свойст-во -- быть носителем суверенитета и единственным источником власти -- через такие права человека, как право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредст-во свободно избранных представителей и право равного доступа к государственной службе в своей стране (ч. 1 и 2 ст. 21). «Воля наро-да, -- говорится во Всеобщей декларации, должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном пра-ве, путем тайного голосования или же посредством других равно-значных форм, обеспечивающих свободу голосования»7.

Международный пакт об экономических, социальных и культур-ных правах закрепляет уже такое основополагающее право каждого народа, как право на самоопределение, в силу которого народ сво-бодно устанавливает свой политический статус и свободно обеспе-чивает свое экономическое, социальное и культурное развитие (ч. 1 ст. 1). К правам народа Пакт относит также возможность свободно распоряжаться для достижения своих целей своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ, ни в коем случае не может быть лишен при-надлежащих ему средств существования (ч. 2 ст. I)8.

Указанные основные права народа нашли адекватное выраже-ние и в Международном пакте о гражданских и политических пра-вах (ст. 1). Свое дальнейшее развитие и конкретизацию основные права народа получили в таких международно-правовых актах, как «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам», Резолюция 1803 (XVII) Национальной Ассам-блеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресур-сами», Резолюция 39/11 Генеральной Ассамблеи ООН «Деклара-ция о праве народов на мир», Резолюция 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация о праве на развитие» и др.1. Непосред-ственная связь прав народа, отдельных его частей с правами чело-века подтверждается общепризнанными нормами международно-го права, например, в «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым мень-шинствам» (Резолюция 47/135 Генеральной Ассамблеи ООН).

Государственное гарантирование основных прав человека и гражданина, непосредственно обусловленных их принадлежнос-тью к социальным общностям -- семья, народ, нация, народность и др. имеет свои особенности. Помимо закрепления общеприз-нанных и, следовательно, обязательных для него прав этих соци-альных общностей и прав, обусловленных принадлежностью к этим общностям прав человека в Конституции и законодательстве, государство должно гарантировать осуществление и тех и других прав в их полноте и взаимосвязанности.

Полнота как критерий состояния государственного гарантиро-вания необходима, поскольку лишь достаточно полный правовой статус социальной общности в состоянии обеспечить необходи-мую полноту правового положения каждого человека, принадле-жащего к этой общности. С другой же стороны, лишь полноцен-ный правовой статус каждого члена социальной общности спосо-бен обеспечить полноту соответствующего статуса социальной общности. Каждый из этих статусов (социальной общности людей и отдельной личности), вполне самостоятельный в правовом сво-ем значении и к тому же включающий в себя каждый статус в от-дельности, права совершенно различного типа, с различными субъектами не могут существовать друг без друга. Обуславливая друг друга, они и взаимно гарантируют один другого. Система го-сударственного гарантирования в данном случае двухплановая. Га-рантируя осуществление неотъемлемых прав социальных общнос-тей, она гарантирует одновременно осуществление прав принадле-жащих к этой общности лиц и наоборот.

Одной из разновидностей общепризнанных прав человека яв-ляются права, связанные со спецификой отдельных групп населения.

Эти права, хотя и связаны с особенностями социального и пра-вового статуса этих групп, но обуславливаются, в основном, между-народно-правовой и внутригосударственной политикой демокра-тизма и гуманизма. Международное Сообщество, демократическое общество и государство, руководствуясь такой политикой, проявля-ют особое внимание и заботу об этих слоях общества, о каждом че-ловеке персонально, требующем особого внимания и заботы. Речь идет о таких категориях людей, как женщины, дети, инвалиды, ум-ственно-отсталые люди, заключенные, приговоренные к смертной казни и др. Международный пакт о гражданских и политических правах, например, устанавливает определенные права лиц, лишен-ных свободы (ст. 10), приговоренных к смертной казни (ч. 4 и 5 ст. 6), права ребенка (ст. 24) . Правам женщин посвящены акты ООН «Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятель-ствах и в период вооруженных конфликтов», «Декларация и Кон-венция о ликвидации дискриминации в отношении женщин», «Конвенция о политических правах женщины», «Конвенция и Ре-комендация о согласии на вступление в брак, минимальном брач-ном возрасте и регистрации браков», «Конвенция о равном вознаг-раждении мужчин и женщин за труд равной ценности»'. Для прав ребенка особенно значимы принятые органами ООН «Декларация о социальных правовых принципах, касающихся защиты и благопо-лучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усы-новлении на национальном и международном уровнях», а также «Конвенция о правах ребенка»2. Права лиц, подвергшихся задержа-нию или тюремному заключению, нашли закрепление в Деклара-ции о защите всех лиц от насильственных исчезновений, «Мини-мальных стандартных правилах обращения с заключенными», «Ос-новных принципах обращения с заключенными», «Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тю-ремным заключением (Токийские правила)» и др.

Подробной регламентации нормами международного права статуса указанных групп лиц во внутригосударственном праве со-ответствуют, как правило, нормы отраслевого законодательства. Конституция закрепляет лишь ключевые, наиболее значимые принципы, не возводя указанные права человека, принадлежаще-го к одной из этих групп, на уровень прав основных, конституци-онных. Конституция РФ закрепляет принцип равноправия, со-гласно которому мужчина и женщина имеют равные права и сво-боды и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 19). Не упо-миная конкретно об основных правах детей, Конституция РФ ус-танавливает два принципа. Согласно одному, материнство и детст-во находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38), а в соответствии с другим -- забота о детях, их воспитание -- равное право и обязан-ность родителей (ч. 2 ст. 38). На трудоспособных детей, достигших 18 лет, возлагается конституционная обязанность заботиться о не-трудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38). Конституционные права лиц, содержащихся под стражей, наряду с задержанными и обви-няемыми в совершении преступления, сводятся к праву пользо-ваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48). Относятся ли права ребенка и женщины, права лиц, лишенных свободы или приговоренных к смертной казни, закреп-ленных, по крайней мере, в Пактах, к числу общепризнанных прав человека? Очевидно, что да. Государство, являясь основным ис-полнителем и гарантом этих прав, конкретно регламентирует эти права в своем текущем законодательстве. При этом обязательными стандартами и критериями соответствующих законодательных и иных внутригосударственных правовых норм являются обязатель-ные для государства общеобязательные нормы международного права. Это не означает, разумеется, что законодательство, обеспе-чивающее государственное гарантирование данных прав, обрече-но лишь воспроизводить общепризнанные права. Но социально-правовая заданность и сущностно-содержательный смысл их для государства обязательны, что и означает, что оно законодательно не вправе противоречить общепризнанным правам человека. Именно такое соотношение определяет структуру гарантирования прав отдельных специфических прав человека и гражданина.

Определенное своеобразие государственного гарантирования возникает при взаимоусловленности прав общественного или поли-тического образования (профессиональные союзы, организации, объединения, партии и др.) с правами образующих их лиц -- членов данных образований. Будучи самостоятельным субъектом права и обладая, соответственно, собственными правами, указанные объе-динения с необходимостью предполагают наличие коллективных прав и обязанностей, принадлежащих только лицам-членам. Опре-деление права в качестве «коллективного», следовательно, означает, что правами этими обладает как коллектив в целом, юридически представленный общественной организацией или объединением, так и члены коллектива, каждый в отдельности.

О правах профсоюзов говорит, например, ст. 8 Международно-го пакта об экономических, социальных и культурных правах. Го-сударство обязуется предоставить право профессиональным сою-зам функционировать беспрепятственно без каких-либо ограниче-ний, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государст-венной безопасности или общественного порядка, или для ограж-дения прав и свобод других. К правам профсоюзов относится так-же возможность образовывать национальные федерации или кон-федерации, право последних основывать международные профес-сиональные организации или присоединяться к таковым. Вместе с тем, Пакт в одной и той же статье закрепляет наряду с правами профсоюзов также и коллективные права членов этой организа-ции. (Понятие «коллективное право» Пакт не употребляет.) Прав-да, Пакт говорит о праве «каждого человека» создавать для осуще-ствления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору «при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации»1. Но данное право не может не быть коллективным, т.к. человек в единственном числе, вне коллективного членства ре-ализовать право создавать профессиональные союзы не в состоя-нии, а персональное вступление в соответствии с принадлежащим

ему правом на это в профессиональный союз имеет своим назначе-нием стать одним из членов коллектива, в рамках которого осуще-ствляются и защищаются экономические и социальные интересы личности. Даже подчеркнутое условие Пакта о «единственном ус-ловии» соблюдать правила соответствующей организации допол-нительным образом характеризует данное право индивида как право, принадлежащее ему как члену коллектива. Не может быть индивидуальным и закрепляемое Пактом право на забастовки (п. «с!» ч. 1 ст. 8), поскольку сама забастовка -- понятие коллективное, и человек в состоянии реализовать это право лишь в рамках опре-деленного трудового коллектива в порядке разрешения коллектив-ного трудового спора, что, впрочем, не препятствует ему разре-шать конфликт и посредством индивидуального трудового спора (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Демократическое правовое государство гарантирует как права общественных и политических образований (организаций, союзов и т.п.), так и специфические права индивидов -- членов этих обра-зований. При этом гарантией осуществления прав индивидов -- членов общественных и политических образований также высту-пают гарантированные государством права этих образований.

Гарантирование государством прав и свобод такой наиболее многочисленной категории лиц, как собственные граждане, имеет" ряд своих особенностей. Права и свободы граждан можно подраз-делить на те из них, которыми они обладают как индивиды, и на те, составляющие относительно небольшую группу, которые принад-лежат исключительно гражданам. Конституция РФ в формулиро-вании статей, посвященных правам и свободам человека и гражда-нина, применяет часто выражения «каждый», «все», «никто», имея в виду, что распространяются права действительно на каждого че-ловека, находящегося на территории Российской Федерации бе-зотносительно к тому, является ли он гражданином РФ, иностран-ным гражданином или апатридом. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, т.е. относящиеся к пер-вой, наиболее многочисленной их группе, согласно общепризнан-ным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1ст. 17). Из этого следует, что основным и главным гарантом указанных прав и свобод человека и гражданина яв-ляются именно принципы и нормы международного права, а на основе обязанности государства следовать этим принципам и нор-мам, не противоречить им и при включении общепризнанных международно-правовых принципов и норм в правовую систему государства, последнее в соответствии с Конституцией выполняет функцию гаранта основных прав и свобод человека и гражданина. Основные права, принадлежащие только гражданину, гаранти-руются в основном и главным образом государством. Основывается данное гарантирование на той устойчивой правовой связи, которая существует между гражданином и государством его гражданства и в силу которой обеспечивается глубинная и постоянная сопричаст-ность гражданина и его государства с широкими правовыми воз-можностями гражданина реально участвовать в демократических процедурах (выборах) формирования органов государства, в кон-троле над деятельностью государства, его органов и должностных лиц, в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. С этим связано и обладание граждани-ном теми политическими правами, которые не могут принадлежать ни иностранному гражданину, ни апатриду. Гарантирование госу-дарством прав гражданина основывается на гражданстве -- устойчи-вой правовой связи, существующей между гражданином и государ-ством. Понятие «гражданин», как уже отмечалось, не употребляет-ся, как правило, в универсальных международных правовых актах, и это обстоятельство служит доказательством отнесения прав граж-данства к внутренним делам государства, к тем его суверенным пре-рогативам, преступать границы которых международное право не считает вправе. И, тем не менее, права, свойственные человеку как гражданину, отнюдь не чужды международному праву вовсе. Отме-тим, например, в этой связи, что ст. 21 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, как право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избран-ных представителей, так и право равного доступа к государственной службе. И хотя данная статья обращена к «каждому человеку», со-вершенно очевидно, что в ней имеется в виду именно гражданин, поскольку и управление предполагается «своей страной» и доступ к государственной службе может иметь место в своей стране. О содер-жании ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляющей ряд основных политических прав граждан, уже говорилось ранее. Более существенно то, что группа прав и сво-бод, применимых исключительно к гражданам и не распространяю-щихся в силу гражданства на иностранцев и апатридов, в условиях демократического гражданского общества и правового государства сущностною однородны со всем массивом общепризнанных прав и свобод человека, отвечают единым принципам правового статуса личности, являются неотделимым компонентом единого правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ).

Представляется, что важнейшей составляющей понятия госу-дарственного гарантирования прав и свобод является, помимо га-рантирования каждого права в отдельности, также и создание пра-вовых условий, исключающих противопоставление их друг другу, конкуренцию и, тем более, их взаимоисключение. Сказанное от-носится и к конституционным обязанностям. В связи с этим заслу-живает быть отмеченной необходимость гарантирования государ-ством осуществления принципов правового статуса человека и гражданина во внутригосударственном праве. Конституционные принципы в обобщенной, концентрированной форме характери-зуют и закрепляют отношения, лежащие в основе правового стату-са личности. К ним, по-нашему мнению, следует отнести:

принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ);

принцип равенства прав и свобод перед законом и судом (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ);

принцип соразмерности при осуществлении, исключающим нарушения, прав и свобод человека и гражданина с правами и сво-бодами других лиц (ч. 3 ст. 17 конституции РФ);

принцип публичности нормативных правовых актов, затра-гивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);

принцип свободы доступа каждого к документам и материа-лам, непосредственно затрагивающим его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

Назначению государственного гарантирования отвечает и сис-тема конституционных принципов, относящихся к области прав и свобод гражданина:

принцип полноты прав и свобод граждан Российской Феде-рации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ);

принцип равенства обязанностей граждан Российской Феде-рации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ);

принцип единого и равного гражданства, независимого от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ);

принцип невыдачи и невыссылки государством граждан Рос-сийской Федерации (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ);

принцип защиты и покровительства государством граждан Российской Федерации за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конститу-ции РФ).

.С точки зрения характеристики механизма осуществления го-сударственного гарантирования прав и свобод особое значение имеют те из них, которые непосредственно влекут конституцион-ные обязательства государства. В данном случае, каждое из таких обязательств выступает формой гарантирования конкретного пра-ва. Ими являются:

права потерпевших лиц с соответствующими обязанностями государства охранять их посредством закона, а также обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсировать причинен-ный ущерб (ст. 52 Конституции РФ);

права каждого на возмещение государством вреда, причи-ненного незаконными действиями( или бездействием) органов го-сударственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конститу-ции РФ);

права каждого и соответствующая ответственность государ-ства, связанные с обжалованием в суд решений и действий или бездействия органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Итак, все формы и разновидности государственного гарантирования, основных прав и свобод человека и гражданина -- это гарантиро-вание в строгих рамках права и посредством права -- международно-го и внутригосударственного. Понимание системы государственного гарантирования как га-рантирования правового позволяет сделать выводы о том, что:

данное обстоятельство служит существеннейшей характери-стикой государства как правового;

эта система дает возможность выявлять соответствие праву всех законодательных и подзаконных актов, их норм;

обеспечение, защита (государственная и судебная) и реализа-ция основных прав и свобод человека и гражданина носят право-вой характер;

система выявляет деструктивную несовместимость реального гарантирования государством основных прав и свобод с практикой их систематического и масштабного нарушения, неправомерного ограничения, необеспечения необходимыми материальными, ор-ганизационно-правовыми и др. ресурсами.

Институционально функция государства по гарантированию прав и свобод человека и гражданина выражена, согласно Консти-туции РФ, полномочиями органов государственной власти и среди них, прежде всего, Президента РФ, который в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В присяге Президента РФ народу при вступлении в должность содержатся слова: «Клянусь, при осуществлении пол-номочий Президента РФ, уважать и охранять права и свободы че-ловека и гражданина» (ст. 82 Конституции РФ). Президент вправе приостанавливать действие органов исполнительной власти субъ-ектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствую-щим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

При Президенте РФ образуется Комиссия по правам человека.

Полномочия законодательных органов Российской Федерации по вопросам обеспечения основных прав человека и гражданина входят как в ведение Российской Федерации (п. «в «ст. 71 Консти-туции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и граж-данина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств), так и в совместное веде-ние Федерации и ее субъектов (п. «б» ст. 72 Конституции РФ: за-щита прав и свобод человека и гражданина).

Осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан -- важнейшая составляющая компетенции Правительства РФ (п. «е» ст. 114). Функция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина является главным, назначением судебной системы.

Смысл конституционной гарантии государственного призна-ния, обеспечения и защиты прав и свобод состоит в том, что и при-знание, и обеспечение, и защита составляют обязанности всего го-сударственного механизма, всех органов государства и должност-ных лиц и что неисполнение или ненадлежащее исполнение ими этих конституционных обязанностей означает нарушение Консти-туции.

Список нормативно-правовых актов:

1.Международные акты о правах человека, с. 117.

2. Международные акты о правах человека, с. 33.

3. Международные акты о правах человека, с. 81.

4. Международные акты о правах человека, с.81.

5. Международные акты о правах человека, с. 39.

6. Международные акты о правах человека, с.39.

7. Международные акты о правах человека, с. 42.

8. Международные акты о правах человека, с. 44.

Список литературы:

1. Обеспечение реализации конституционных прав и обязанностей в условиях перестройки: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Скобелкина; Омск ун-т. Омск, 1990-159 с.

2. Обеспечение прав и свобод граждан в СССР. Сб. 0-13 статей. / Под ред. д-ра юрид. Наук Е.Г. Мартынчика. - Кишинёв: Картя Молдовенякэ, 1988-194 с.

3. Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. Москва, 2002-440 с.

4. Кожевников С.Н., Агеев Ю.И. Государственно-правовые основы советского образа жизни и социальной активности личности.- Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1989-192 с.

5. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы.- М.: Юриспруденция, 2002-72 с.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»