Основы налогового права
1. Требования к акту проверки и решению налоговых органов.
Согласно ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Сроки направления данного требования установлены в ст.70 НК РФ. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику налоговым органом по месту его учета не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом. Требование об уплате налога и пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения указанного решения. При этом правила данной статьи применяются и в отношении сроков направления требований об уплате сбора, и в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
Из положения п.4 ст.69 НК РФ следует, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Как правило, оформленное в соответствии с нормами НК РФ, требование налогового органа об уплате налога и сбора включает ряд позиций: наименование налога или сбора; срок его уплаты; недоимка, пеня, дополнительный платеж за пользование бюджетными средствами; указание на налоговые санкции (штрафы); код бюджетной классификации, а также предложение погасить задолженность перед бюджетом и предупреждение о том, что в случае неуплаты соответствующего налога будут приняты меры по его взысканию и обеспечению налоговой обязанности.
Требования к акту проверки…
В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ)
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
2. Общие условия установления налогов.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ):
объект налогообложения;
Объект налогообложения -- это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара (работ, услуг); ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение сделки купли-продажи ценных бумаг; вступление в наследство; получение дохода и т.д.). «В законе о каждом налоге обязательно говорится о том, при наличии каких обстоятельств возникает обязанность уплаты. Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т.п., т.е. наличие объекта налогообложения»1.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие «объект налогообложения» так: «Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога» (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ).
налоговая база;
Налоговую базу называют также основой налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.
Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения. Для измерения такого предмета первоначально необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, какой-либо параметр измерения из множества возможных, т.е. определить масштаб налога.
Налоговая база необходима именно для исчисления налога. Но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог (объектом налогообложения)
налоговый период;
Налоговый период -- срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый период как календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 части первой НКРФ).
Во-первых, необходимость этого элемента состава налога определяется тем, что многим объектам налогообложения (получение прибыли, дохода, реализация товаров и т.п.) свойственна протяженность во времени, повторяемость. В целях определения соответствующего результата необходимо периодически подводить итог. Для разовых налогов (например, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения) налоговый период не устанавливается.
Во-вторых, вопрос о налоговом периоде связан с проблемой однократности налогообложения. В соответствии с принципом недопущения двойного налогообложения один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
Следует различать понятия налоговый период и отчетный период, т.е. срок подведения итогов (окончательных или промежуточных), составления отчетности и представления ее в налоговый орган. В ряде случаев налоговый и отчетный периоды могут совпадать.
налоговая ставка;
Ставка налога -- размер налога на единицу налогообложения.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
По методу установления выделяют ставки твердые и процентные (квоты). При методе твердых ставок на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога (например, 10 руб. за гектар пашни). Процентные ставки характерны для налогообложения прибыли и дохода и устанавливаются в процентах от единицы налогообложения (например, 12% каждого рубля налогооблагаемого дохода). Выделяют ставки маргинальные, фактические и экономические. Маргинальными называют ставки, которые непосредственно указаны в нормативном акте о налоге.
порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Существуют три основных способа уплаты налога:
* уплата налога по декларации;
* уплата налога у источника дохода;
* кадастровый способ уплаты налога.
3. Юридическая конструкция составов ст.119, 120, 122 НК РФ.
Статья 119. Непредставление налоговой декларации (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 статьи 119 НК РФ, (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ). Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
Статьей 120 НК РФ установлена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, других объектов налогообложения. Под таким нарушением Кодекс понимает отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или отсутствие регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщиков.
Таким образом, понятие «грубое нарушение правил учета» объем-лет как нарушение порядка организации бухгалтерского учета (т.е. отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского учета осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций в соответствии с общими методологическими принципами бухгалтерского учета), так и нарушение порядка ведения учета (т.е. нарушение правил отражения хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах), нарушение порядка обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета (т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по документированию хозяйственных операций и хранению бухгалтерских документов), нарушение порядка составления отчетности.
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст.119 НК РФ, (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Административная ответственность предусмотрена ст. 122 НК РФ. Она наступает за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Законодатель не выделил в отдельные составы нарушения, приводящие к неуплате налога, но различающиеся по способу совершения. Такой подход можно объяснить задачей максимально упростить законодательство. Однако это приводит к нарушениям принципов юридической ответственности и прежде всего принципов дифференциации, соразмерности, определенности.
Так, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате арифметической ошибки в расчете налога или неправильного применения ставки налога легко выявляется при камеральной проверке и не требует применения к нарушителю серьезных мер воздействия. Занижение налоговой базы может быть выявлено только при выездной проверке. Санкции за это нарушение должны быть строже.
Совершенно недопустимо указание на «другие неправомерные действия», приводящие к наложению взысканий. Такие нечеткие формулировки -- угроза произвольного расширения круга наказуемых поступков, нарушения законности при разрешении споров о налогообложении. Более строгие санкции за неуплату или неполную уплату налога установлены только в зависимости от формы вины. Штраф удваивается в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате умышленных деяний (п. 3 ст. 122 НК РФ).
Форма вины существенна и при решении вопроса о виде ответственности. Умышленное уклонение от уплаты налога при определенных условиях может расцениваться как налоговое преступление. Административная ответственность за неуплату или неполную уплату налога наступает лишь в том случае, если деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. Деяния, предусмотренные пунктом 1 ст.122, совершенные умышленно, (в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ) влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
ЗАДАЧИ:
1. Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа за неуплату налога по п.1 ст.122 НК РФ и штрафа за нарушение учета, повлекшее занижение объекта налогообложения п.3 ст.120 НК РФ. Подлежит ли иск удовлетворению, обоснуйте ответ?
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.
2. В ходе выездной налоговой проверки ООО "Юнона" налогового законодательства установлено необоснованное отнесение на возмещение из бюджета НДС по неоприходованным и неоплаченным ТМЦ на сумму 5 тысяч от ООО "Люкс". Кроме того, дважды отнесено на возмещение из бюджета 1995 рублей НДС по услугам, оказанным ОАО «Курганэнерго». Налогоплательщик, согласившись с выявленными правонарушениями просил налоговую инспекцию снизить штраф, указывая на тяжелое материальное состояние предприятия, а также на неопытность временно принятого бухгалтера, в период работы которого допущены правонарушения. Какое правонарушение допущено налогоплательщиком, уменьшит ли штраф налоговая инспекция при принятии решения о привлечении ООО "Юнона" к налоговой ответственности. По условиям 2 задачи составить проект акта разногласий от имени налогоплательщика.
НК РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность. Любые обстоятельства могут быть признаны судом или налоговым органом смягчающими ответственность. Однако НК РФ устанавливает два случая, когда ответственность обязательно должна быть смягчена.
Во-первых, совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. Например, из-за болезни родственника налогоплательщик несет большие затраты на медицину и лекарства, поэтому уклоняется от уплаты налога, чтобы сберечь деньги на эти цели. Вина такого налогоплательщика имеется, правонарушение совершено. Однако наказание за него должно быть снижено.
Во-вторых, смягчающим обстоятельством признается совершение нарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Это особенно важно иметь в виду бухгалтерам, которые, с одной стороны, обязаны подчиняться приказам руководителя предприятия, а с другой -- являются субъектами ответственности. Бытует мнение, что выполнение распоряжения руководителя, влекущее нарушение налогового законодательства, не является основанием, исключающим ответственность, а лишь смягчает ее.
Однако есть и другой взгляд на эту проблему. Главный бухгалтер обязан выполнять положения Федерального закона от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»1. Закон предусматривает, что в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по проведению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций (п. 4 ст. 7). Следовательно, при наличии незаконного распоряжения руководителя перед бухгалтером возникает дилемма: какой Закон нарушить -- о налоге или о бухгалтерском учете. Поскольку Закон о бухгалтерском учете четко указывает бухгалтеру правила поведения, то, нарушая Закон о налоге, бухгалтер действует в соответствии с другим законом, т.е. правомерно. Четкое указание, что вся полнота ответственности лежит на руководителе, исключает применение мер ответственности к бухгалтеру.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
ООО «ЮНОНА»
АКТ РАЗНОГЛАСИЙ
XX.XX.XX ИМНС по г. ХХХХХХ была проведена проверка ООО «Юнона». По результатам проверки составлен акт №ХХ от ХХ.ХХ.ХХ, в соответствии с которым было установлено несвоевременное перечисление ООО «Салют» налога на доходы физических лиц удержанных с работников предприятия установлено необоснованное отнесение на возмещение из бюджета НДС по неоприходованным и неоплаченным ТМЦ на сумму 5 тысяч от ООО «Люкс». Кроме того, дважды отнесено на возмещение из бюджета 1995 рублей НДС по услугам, оказанным ОАО «Курганэнерго».
Просим налоговую инспекцию снизить штраф, в связи с тяжелым материальным положением предприятия, а также в связи с неопытностью временно принятого бухгалтера, в период работы которого допущены правонарушения.
2. Налоговый орган в результате выездной налоговой проверки выявил несвоевременное перечисление ООО «Салют» налога на доходы физических лиц удержанных с работников предприятия. ООО «Салют» ссылалось на соглашение между обществом и администрацией муниципального образования об отсрочке уплаты налога на доходы физических лиц. Необходимо составить отзыв налогового органа на данное соглашение.
В соответствии со ст.64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. ( в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;
6) основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, устанавливаются Таможенным кодексом Российской Федерации.
(пп. 6 в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 указанной статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.( в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)
По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии со ст.123 НК РФ. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
ОТЗЫВ ИМНС по г.Нелюдимому на соглашение об отсрочке уплаты налога на доходы физических лиц ООО «Салют».
На основании ст.13, 63 НК РФ органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, является по федеральным налогам и сборам (а налог на доходы физических лиц к таковым и относится) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Т.е. соглашение между ИМНС по г. Нелюдимому и ООО «Салют» об отсрочке уплаты налога на доходы физических лиц ООО «Салют незаконно.
3. ООО «Россиянка» направило в уполномоченный банк поручение о перечисление налоговых платежей на расчетные счета ИМНС. Однако уполномоченный банк поручение ООО «Россиянка» не выполнил. Кроме того уполномоченный банке не выполнил поручение ООО «Россиянка» о перечислении денежных средств ООО «Вирус». Определите, выполнило ли ООО «Россиянка» обязанность по уплате налоговых платежей.
В случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии с п.2 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 02.11.2004, с изм. от 01.07.2005) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005) // Справочная правовая система «Консультант-плюс»
2) ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева -- М.: Инвест Фонд, 1995.-- 496 с.