Право собственности на природные объекты
16
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения о собственности в Республике Беларусь
2. Понятие права государственной и частной собственности на природные объекты
3. Понятие иных вещных прав на природные объекты (владение, пользование, аренда)
4. Содержание права собственности и иных вещных прав на природные объекты
5 возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на природные объекты
ЗАДАЧИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Общие положения о собственности в Республике Беларусь
Собственность является основой любого общества. Она определяет экономическую формацию данного общества, его политический строй. Собственность, во-первых, является средством удовлетворения интересов граждан, их объединений, а также всего общества в целом в производстве материальных благ, удовлетворения с их помощью своих материальных и духовных потребностей, и что особенно важно, собственность обеспечивает долговременность и стабильность удовлетворения потребностей. Во-вторых, собственность предоставляет экономическую власть над отношениями, возникающими по поводу использования предметов, принадлежащих по праву собственности. Эта власть порождает экономическую свободу в отношениях с другими людьми, а в итоге вносит весьма существенный вклад в обеспечение свободы в полном смысле. Собственность имеет двоякий характер, во-первых, как экономическое явление, и, во-вторых, как юридический феномен. В качестве экономической категории собственность представляет собой общественные отношения непосредственного производства и неотделимые от них общественные отношения распределения, обмена (обращения) и потребления. В качестве юридической категории собственность представляет собой отношения владения, пользования и распоряжения объектом собственности, отражающие общественные отношения производства, распределения, обмена и потребления, закрепленные в нормах права. Именно во взаимосвязи этих сторон, по мнению представителей различных отраслей знаний - философов, экономистов, юристов, отношения собственности приобретают свою специфику и качественную определенность. Из сказанного следует, что в общем, виде право собственности может быть определено как юридическое закрепление сложившегося в обществе порядка присвоения средств производства и результатов труда, а также возможностей субъектов по использованию принадлежащего им имущества [8 с. 67].
Нормы, относящиеся к праву собственности, можно найти в законах и иных правовых актах самой различной отраслевой принадлежности - Конституции Республики Беларусь, Гражданском кодексе, законах об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов и множестве других. Чтобы полнее определить содержание права собственности необходимо учитывать различие между содержанием правоотношения собственности и содержанием субъективного права собственности. Содержание правоотношения составляет субъективное право и общая обязанность всех и каждого не нарушать его. Субъективное право является сложным: его составляют три правомочия - владения, пользования и распоряжения. Право владения - это охраняемая законом возможность фактического обладания вещью. В этом праве находит юридическое выражение состояние присвоенности, принадлежности вещи определенному лицу. Владение может быть незаконным. Например, вор, похитивший вещь, фактически владеет ею, но он - незаконный владелец. За кражу на него возлагается уголовная ответственность, а собственник вправе истребовать свою вещь из незаконного владения. Владение собственника является законным, оно опирается на правовое основание - титул. Законное владение называют, поэтому титульным владением. Титульным может быть владение и других лиц, которым собственник разрешил по договору, например, аренды, владеть и пользоваться вещью. Титульное владение производно от права собственности. Право пользования - охраняемая законом возможность извлекать из вещи ее полезные свойства, получать от нее плоды и доходы.
Право распоряжения - охраняемая законом возможность определять юридическую судьбу вещи: передавать ее другим лицам в собственность, а также в производное владение и пользование, а иногда - ив распоряжение. Акт распоряжения имуществом - юридический факт, чаще всего это договор: купли-продажи, дарения и др. Собственник может уничтожить принадлежащую ему вещь: например, разобрать старый мотоцикл на запасные части. Уничтожение собственной вещи - юридическое действие - односторонняя сделка, прекращающая право собственности. Его следует отличать от акта потребления (например, потребление продуктов питания), который не направлен специально на прекращение права собственности и относится к категории юридических поступков. В собственности могут находиться земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, здания, сооружения, оборудование, предметы материальной и духовной культуры, результаты интеллектуального труда, информация, деньги, ценные бумаги и иное движимое и недвижимое имущество. Результаты использования имущества принадлежат собственнику этого имущества, если иное не предусмотрено законом, договором или самим собственником.
Собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Республики Беларусь или административно-территориальных единиц, могут устанавливаться законодательством, а в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, - только законом.
Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц). Основания возникновения права собственности - различные юридические факты, с которыми закон связывает приобретение права собственности. Они объединяются в две группы, различающиеся как первоначальные и производные основания (способы) возникновения права собственности. К первой группе относятся юридические факты, по которым отсутствует правопреемство. Это значит, что, либо вещь вообще появляется впервые (например, построено здание), либо предшествующим собственником право утрачено, либо собственник неизвестен и в установленном порядке не обнаружен, и соответственно, возникающее право собственности не опирается на право предшественника. Для производных оснований возникновения права собственности характерно то, что право собственности на вещь базируется на праве предшествующего собственника, опирается на него. При этом не имеет значения - по воле предшественника или независимо от этого у него прекращается право собственности и возникает у другого лица - правопреемника. Соответственно, национализация имущества, конфискация, реквизиция, связанные с принудительным прекращением права собственности, отнесены к производным основаниям возникновения права собственности у государства. Чаще всего по производному основанию право собственности возникает по воле предшествующего собственника, передающего вещь в собственность по договору купли-продажи, дарения, ренты и т.п.
Исходя из указанного критерия - наличия или отсутствия правопреемства - к первоначальным способам приобретения права собственности относятся: - приобретение права собственности на новые вещи, появляющиеся впервые: созданную, изготовленную для себя вещь с соблюдением установленного порядка такого приобретения; переработка чужой вещи (тот, кому принадлежат перерабатываемые ресурсы, становится собственником вещей, изготовленных из них, а тот, кто добросовестно заблуждался, полагая, что вещь, например холст, принадлежит ему, и создал, используя эту вещь, более ценную вещь, например, картину, становится и собственником более ценной вещи, но обязан возместить собственнику исходного материала его стоимость); - приобретение права собственности на вещи, которые ранее имели собственника, но он от них отказался или утратил на них право, или неизвестен, и обнаружить его не удалось. В указанных случаях речь идет о бесхозяйном имуществе: брошенном собственником, утерянном им. Так, на свалку иногда выбрасываются вещи, пригодные к использованию. Выбрасывая вещь, собственник совершает действия, свидетельствующие об отказе от права собственности [9 с. 112].
Граждане, юридические лица, обнаружив на своих участках не ценное брошенное имущество либо отходы (например, опилки как отходы производства деревообработки), могут приобретать их в собственность, приступив к их использованию или совершив другие действия, свидетельствующие о намерении обратить отходы в свою собственность. В иных случаях, когда брошены более ценные вещи, для приобретения права собственности необходимо решение суда о признании имущества бесхозяйным. Выбрасывая движимую вещь, собственник фактически предлагает любому лицу завладеть ею. В отличие от брошенной вещи, выбываемой из владения собственника по его воле, вещь-находка выбывает из владения собственника независимо от его воли (например, испуганные хищником лошади убегают из загона) либо вследствие неосторожных действий собственника, его невнимательности, рассеянности. Например, пассажир забывает свои вещи в вагоне поезда. В любом случае, нашедший вещь обязан вернуть ее собственнику. Если же собственник неизвестен, нашедший на время розыска собственника оставляет вещь у себя либо может сдать ее в милицию, органу местного самоуправления или указанному ими лицу. Если у обнаружившего безнадзорный скот имеются условия для его содержания, он обязан надлежаще содержать его (кормить, охранять). Такая же обязанность возлагается на лиц, которым безнадзорный скот передан на содержание (например, на членов крестьянского фермерского хозяйства). Если по истечении шестимесячного срока со дня заявления о находке собственник, иной законный владелец не установлен, не заявил о своих правах на вещь, она переходит к нашедшему ее лицу. При отказе от этого вещь (включая безнадзорный скот) поступает в муниципальную собственность. Передачей признается также сдача вещи перевозчику, организации связи для доставки приобретателю. Хотя вещь находится в пути, приобретатель ее фактически даже не видел, но в силу ГК Республики Беларусь он уже признается в таком случае собственником вещи. Как отмечалось выше, по признаку правопреемства к производным относятся и основания, при которых право собственности прекращается принудительно, т.е. отчуждение имущества происходит независимо и даже против воли собственника. Во взаимоотношениях между субъектами гражданского права часто приходится прибегать к обращению взыскания на имущество должника. Например, гражданин не возвращает своему кредитору сумму займа. По иску кредитора судом принимается решение о взыскании долга. На основании решения суда кредитор - взыскатель получает исполнительный лист, который обращается к принудительному исполнению для изъятия имущества, продажи его с публичных торгов с тем, чтобы из вырученной суммы было удовлетворено требование кредитора. По инициативе соответствующих органов государства право собственности принудительно прекращается у одного лица и возникает у государства в результате: реквизиции, конфискации, национализации.
Один и тот же факт может быть основанием прекращения права собственности у одного лица и возникновения такого права у другого. Это характерно для производных способов возникновения права собственности. Так, при передаче вещи по договору прекращается право собственности у продавца и возникает у покупателя. Соответственно, основаниями прекращения права собственности являются все те факты, которые указаны выше в качестве фактов, влекущих правопреемство (договор, наследование и др.).
2. Понятие права государственной и частной собственности на природные объекты
Право государственной собственности в объективном смысле - совокупность правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ Республики Беларусь и содержание этого права, а также регулирующих возникновение, осуществление, прекращение права собственности, порядок и способы его защиты. В субъективном смысле - это охраняемая законом возможность Республики Беларусь владеть, пользоваться, распоряжаться государственным имуществом в интересах населения, охраны окружающей среды, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. К объектам, находящимся только в собственности государства, относятся: - земли сельскохозяйственного назначения, а также другие земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь передаче в частную собственность; - недра; - воды; - леса; - особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество; - дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь; - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь. Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица. В частной собственности могут находиться земельные участки, переданные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке (приватизация земли), а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок. В порядке приватизации право частной собственности на земельные участки могут приобрести: а) граждане - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; б) граждане - для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства индивидуального жилого дома и гаражного строительства; в) сельскохозяйственные организации, а также их работники и некоторые иные категории лиц, проживающие в сельской местности - в порядке реорганизации колхозов и совхозов; г) граждане и юридические лица - в порядке выкупа земельные участки, находящиеся под приватизированными объектами недвижимости, а также земельные участки, необходимые в связи с расширением и дополнительным строительством и для ведения предпринимательской деятельности. Не подлежат приватизации, а, следовательно, не могут быть объектами права частной собственности земельные участки: общего пользования, зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению, историко-культурного назначения, оздоровительного назначения и некоторые другие.
3. Понятие иных вещных прав на природные объекты (владение, пользование, аренда)
Вещными правами наряду с правом собственности на природные объекты, в частности, являются: 1) право пожизненного наследуемого владения земельным участком; 3) право постоянного пользования земельным участком; 4) сервитуты. Что касается правомочий владения, пользования и аренды, то применительно к праву государственной собственности они имеют особое содержание. Государство-собственник не может непосредственно владеть и пользоваться природными ресурсами, оно может лишь предоставить их во временное или бессрочное владение и пользование другим лицам (гражданам и организациям) на основе договора либо путем предоставления ограниченных вещных прав - пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования. У государства в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему собственности, но опосредовано - путем получения платы за пользование. Кроме того, государство в допускаемых законодательством случаях может осуществлять передачу природных ресурсов в частную собственность.
4. Содержание права собственности и иных вещных прав на природные объекты
Содержание права собственности и иных вещных прав на природные объекты выражается в трех правомочиях: - праве владения; - праве пользования; - праве распоряжения. Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. Владение природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории данной республики. Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории Республики Беларусь. Собственником право владения реализуется через право хозяйственного ведения экологопользователей. Право пользования природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РБ «Об охране окружающей природной среды». Здесь важно отметить, что право пользования природными объектами имеет две основные стороны: установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением; взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей. Право распоряжения собственника природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено, и к нему больше подходит термин «определение юридического статуса природного объекта», поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние [8 с. 110].
В заключение всего сказанного необходимо отметить, что владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.
5. Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на природные объекты
Основания возникновения права собственности и иных вещных прав на природные объекты - различные юридические факты, с которыми закон связывает приобретение права собственности. Они объединяются в две группы, различающиеся как первоначальные и производные основания (способы) возникновения права собственности. К первой группе относятся юридические факты, по которым отсутствует правопреемство. Для производных оснований возникновения права собственности характерно то, что право собственности на вещь базируется на праве предшествующего собственника, опирается на него.
По инициативе соответствующих органов государства право собственности принудительно прекращается у одного лица и возникает у государства в результате: реквизиции, конфискации, национализации.
Один и тот же факт может быть основанием прекращения права собственности у одного лица и возникновения такого права у другого. Это характерно для производных способов возникновения права собственности.
ЗАДАЧИ
ЗАДАЧА №1
Арендатор организовал на арендуемом им земельном участке для сельскохозяйственных целей производство из местного сырья торфоперегнойных горшочков и распродажу этой продукции. Арендодатель заявил протест против подобного использования земли, ибо в правомочия арендатора не входит право на продажу земли с арендуемого земельного участка. Арендатор обратился с заявлением в суд.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
Статья 48 «Основания расторжения договора аренды земельного участка» Кодекса республики Беларусь о земле.
«Договор аренды земельного участка расторгается по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь или договором, в том числе при невнесении арендной платы в сроки, установленные договором аренды».
Статья 49 п. 4 «Основания прекращения права пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком (его частью)» Кодекса республики Беларусь о земле.
«Право пользования и право пожизненного наследуемого владения всем земельным участком или его частью прекращается в случаях:
4) использования земельного участка не по целевому назначению».
Таким образом, дело должно быть решено в пользу арендодателя.
ЗАДАЧА №2
На земельном участке, проданном гражданину «К» для ведения личного подсобного хозяйства, находилось несколько деревьев и кустарников, перешедших к нему естественным путем из соседнего лесного массива. Он как владелец земельного участка вырубил эту растительность, ибо она мешала сельскохозяйственному использованию земли. Лесхоз на том основании, что эти деревья относятся к лесу, предъявил в суде иск о взыскании стоимости незаконно порубленного, по штрафной таксе исчисления ущерба.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
При решении задачи использовали статью 5 «Древесно-кустарниковая растительность (насаждения), не входящая в лесной фонд» Лесного кодекса Республики Беларусь.
«В лесной фонд не входят: - единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; - единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; - единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.
Обращение с древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), не входящей в лесной фонд, регулируется законодательством Республики Беларусь о растительном мире и иным законодательством Республики Беларусь».
Таким образом, суд должен принять решение в пользу гражданина «К».
ЗАДАЧА №3
Кооператив на арендованном у местного Совета озере, ранее используемом для отдыха, туризма и любительского рыболовства. Кооператив создал собственную охрану, которая после задержания нарушителя нарушившего правила рыболовства отправила все материалы в суд для взыскания ущерба по штрафным таксам.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
Статья 15.35 ч. 2 «Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
«2. Нарушение правил рыболовства, охраны рыбных ресурсов и водных животных, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин».
Таким образом, судом нарушителю должно быть объявлено предупреждение или наложен штраф в размере, предусмотренном ст. 15.35 ч. 2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2008г.
Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000г. № 420-З. Принят Палатой представителей 8 июня 2000 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 29.07.2000, № 70, рег. № 2/195 от 18.07.2000). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2008г.
Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 г. « 226-З. Принят Палатой представителей 25 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 декабря 1998 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 18.01.1999, N 2-3, рег. № 2/1 от 05.01.1999). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2008г.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г. № 194-З. Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003г., № 63, рег. № 2/946 от 20.05.2003г). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2008г.
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-хii. Ведомости Верховного совета Республики Беларусь 1993г. №1 ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2008г.
Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 2000.
Ерофеев Б.В. Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 2001.
С.А. Балашенко, Д.М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ». 2000. - 398с.