рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Правовая и нормативная база функционирования фондового рынка в России

рефераты

Правовая и нормативная база функционирования фондового рынка в России

39

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Правовая и нормативная база функционирования фондового рынка в России"

Введение

Рассмотрение этой темы достаточно актуально, т. к. осуществление деятельности на рынке ценных бумаг регулируются нормативно-правовыми актами, которые определяют основные направления деятельности, правила ее осуществления.

Объектом исследования является рынок ценных бумаг, инструменты рынка, взаимодействие участников, основные определения. Предмет - государственные институты, нормативно-правовые акты.

Целью исследования является: определение задач и функций государственного регулирования, роль государственных институтов и нормативно-правовых актов в процессе регулирования рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся институциональной и организационно - функциональной спецификой.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведёт к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения, взаимостимулирования. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует и их развитию.

Для достижения поставленных целей рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность на рынке ценных бумаг.

В Главе 1 рассмотрено государственное регулирование фондового рынка в России: определены общие цели, функции, цель государственного регулирования, а также нормативно-правовая база, регулирующая функционирование рынка ценных бумаг.

В Главе 2 более подробно рассмотрено влияние государственных институтов на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, таких как Правительство РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк Российской Федерации, Российский фонд федерального имущества, Федеральная антимонопольная служба РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ. Так же представлено подробное описание основных положений наиболее важных законов и других нормативных актов, регулирующих функционирование фондового рынка, таких как Гражданский кодекс РФ, указы президента, Федеральные законы: «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,

«О банках и банковской деятельности».

В Главе 3 определены цели и задачи, ожидаемые результаты развития финансового рынка, создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка.

1. Государственное регулирование фондового рынка ценных бумаг. Органы, регулирующие процесс функционирования рынка ценных бумаг (РЦБ)

1.1 Основные направления и формы. Институциональное обеспечение работы РЦБ.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны уполномоченных на эти действия органов исполнительной власти.

Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

- поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

- защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

- формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

- достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:

- создание нормативной базы функционирования рынка - разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

- контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

- инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;

- профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

- регулятора - при написании законов и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

Система государственного регулирования рынка включает:

- государственные и иные нормативные акты;

- государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в результате в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы;

масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий.

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:

а) Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;

б) Правительство РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной работы утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверждении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. №733;

в) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314, согласно которому ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

1.2 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, ее задачи и функции

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) - федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФКЦБ России создана в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (1996) по Указу Президента «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» от 1 июля 1996 №10097. Является правопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, осуществлявшей свою деятельность в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4 ноября 1994 №2063. Полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов Федерации.

ФКЦБ России выполняет следующие функции:

· разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка;

· утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в т. ч. иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории РФ, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

· разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

· устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности (правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются Федеральной комиссией Центрального Банка России совместно с Минфином РФ);

· устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

· выдает генеральные лицензии на осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· устанавливает порядок, лицензирует и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· определяет стандарты деятельности инвестиций, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

· контролирует соблюдение эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;

· обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка;

· обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

· утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка;

· разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг;

· разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства РФ о ценных бумагах;

· осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ России;

· ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

· устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ;

· осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

· устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

ФКЦБ России вправе:

· выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством РФ;

· устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

· организовывать и проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, их саморегулируемых организаций;

· направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемых организациям предписания, обязательные для исполнения;

· требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной комиссии Центрального Банка (ФКЦБ) России;

· направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в арбитражный суд по вопросам, отнесенным к компетенции ФКЦБ России (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

· принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений ФКЦБ России.

2. Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование фондового рынка

2.1 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Гражданский кодекс дает характеристику ценным бумагам и устанавливает виды ценных бумаг:

ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать:

1. предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя);

2. названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага);

3. названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).

Законом может быть исключена возможность выпуска ценных бумаг определенного вида в качестве именных, либо в качестве ордерных, либо в качестве бумаг на предъявителя.

Исполнение по ценной бумаге:

1. Лицо, выдавшее ценную бумагу, и все лица, индоссировавшие ее, отвечают перед ее законным владельцем солидарно.

2. Отказ от исполнения обязательства, удостоверенного ценной бумагой, со ссылкой на отсутствие основания обязательства либо на его недействительность не допускается.

Владелец ценной бумаги, обнаруживший подлог или подделку ценной бумаги, вправе предъявить к лицу, передавшему ему бумагу, требование о надлежащем исполнении обязательства, удостоверенного ценной бумагой, и о возмещении убытков.

2.2 Законодательная база Президента

В целях создания общероссийской телекоммуникационной системы для обслуживания федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности. Создания условий функционирования электронной системы финансовых расчетов, формирования инфраструктуры фондового рынка Российской Федерации, обеспечивающей защиту прав собственников ценных бумаг Указ Президента РФ от 3 июля 1995 г. 662 «О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации» постановил:

1. Установить, что первоочередными задачами государственной политики в области формирования современной рыночной инфраструктуры являются:

· создание организационно-технических условий и технологической системы телекоммуникационного обслуживания федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности при осуществлении финансовых расчетов и операций на рынке ценных бумаг;

· формирование единых стандартов осуществления и регистрации операций на финансовом рынке Российской Федерации;

· привлечение к созданию и развитию общероссийской телекоммуникационной системы российских и иностранных инвесторов;

· обеспечение государственного контроля деятельности общероссийской телекоммуникационной системы.

2. В целях защиты прав инвесторов, в том числе акционеров, признать, что в соответствии с законодательством Российской Федерации:

· при налогообложении операций с ценными бумагами специализированные депозитарные и депозитарно-клиринговые организации. А также номинальные держатели ценных бумаг не могут рассматриваться как собственники ценных бумаг клиентов или доходов, получаемых от этих ценных бумаг, и, соответственно, не могут облагаться налогом на операции с ценными бумагами клиентов и налогом на прибыль в части прибыли, образующейся в результате прироста капитала по ценным бумагам клиентов;

· специализированные депозитарные и депозитарно-клиринговые организации, в том числе являющиеся номинальными держателями ценных бумаг своих клиентов, не вправе совершать с ценными бумагами клиентов сделки, связанные с отчуждением и обременением обязательствами этих ценных бумаг;

3. Одобрить деятельность Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации по созданию единой общероссийской системы расчетов, клиринга и хранения ценных бумаг и привлечению к участию в ней российских и иностранных банковских и небанковских организаций, в том числе Сберегательного банка Российской Федерации.

В целях обеспечения государственного регулирования на финансовом рынке и рынке ценных бумаг в Российской Федерации. А также отношений, складывающихся в процессе обращения ценных бумаг, пресечения злоупотреблений и нарушений прав граждан и на основании пунктов 1 и 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» постановил:

1. Установить, что:

· предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг в Российской Федерации, в том числе предоставление услуг по размещению, купле и продаже ценных бумаг, осуществляется исключительно профессиональными участниками на основании лицензий, выдаваемых в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации;

· предпринимательская деятельность на финансовом рынке в Российской Федерации, не связанная с эмиссией и обращением ценных бумаг, осуществляется банками, иными кредитно-финансовыми учреждениями на основании лицензий, выдаваемых Центральным банком Российской Федерации, а также страховыми организациями на основании лицензий, выдаваемых Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью;

· эмиссия ценных бумаг осуществляется исключительно на основе регистрации в уполномоченных государственных органах, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Ограничения деятельности граждан и юридических лиц, выступающих на рынке ценных бумаг или финансовом рынке в качестве инвесторов, в том числе по приобретению акций и иных ценных бумаг, могут устанавливаться федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

2. Установить, что государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг и финансовом рынке осуществляется путем:

· лицензирования деятельности банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж;

· обеспечение контроля за деятельностью банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж;

· запрещения и пресечения деятельности граждан и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг и финансовом рынке без получения соответствующих лицензий;

· контроля за соблюдением эмитентами порядка регистрации эмиссии ценных бумаг и условий размещения, предусмотренных проспектами эмиссии;

· обеспечения системы контроля за достоверностью информации о результатах экономической деятельности, предоставляемой эмитентами владельцам ценных бумаг;

· создания системы обеспечения прав инвесторов и контроля за соблюдением их прав эмитентами ценных бумаг, банками, страховыми и иными кредитно-финансовыми учреждениями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и фондовыми биржами;

· контроля за достоверностью предоставляемой эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации.

В целях обеспечения интересов инвесторов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг в Российской Федерации Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. 2203 «О некоторых мерах упорядочения деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации» постановил:

1. Установить, что Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации вправе выдавать временные (до 1 марта 1995 г.) разрешения на занятие предпринимательской деятельностью на рынке ценных бумаг в Российской Федерации юридическим лицам, осуществляющим на дату издания настоящего Указа такую деятельность без лицензии и обратившимся за ее получением в соответствующие органы.

2. Установить, что временные разрешения на занятие предпринимательской деятельностью на рынке ценных бумаг в Российской Федерации выдаются юридическим лицам, представившим в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации данные бухгалтерского баланса и документы, подтверждающие возможность получения соответствующей лицензии.

Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации вправе досрочно отозвать временное разрешение в случае нарушения соответствующим юридическим лицом законодательства Российской Федерации.

2.3 Гражданский кодекс РФ

Гражданский кодекс дает характеристику ценным бумагам и устанавливает виды ценных бумаг:

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать:

· предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя);

· названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага);

· названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).

Законом может быть исключена возможность выпуска ценных бумаг определенного вида в качестве именных, либо в качестве ордерных, либо в качестве бумаг на предъявителя.

Исполнение по ценной бумаге:

1. Лицо, выдавшее ценную бумагу, и все лица, индоссировавшие ее, отвечают перед ее законным владельцем солидарно.

2. Отказ от исполнения обязательства, удостоверенного ценной бумагой, со ссылкой на отсутствие основания обязательства либо на его недействительность не допускается.

Владелец ценной бумаги, обнаруживший подлог или подделку ценной бумаги, вправе предъявить к лицу, передавшему ему бумагу, требование о надлежащем исполнении обязательства, удостоверенного ценной бумагой, и о возмещении убытков.

2.4 Федеральные законы, регулирующие фондовый рынок

Настоящим Федеральным законом от 5 марта 1999 г. 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» устанавливаются:

· условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;

· дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;

· дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;

· дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

Согласно статье 5 «Ограничения, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг» Федерального закона:

1. На рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию (за исключением ценных бумаг, размещение которых в случаях, предусмотренных федеральными законами, осуществляется без государственной регистрации их выпуска), ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами.

Настоящим Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе:

Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;

размещается выпусками;

имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и / или дисконт.

Опцион эмитента - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и / или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг - совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, - идентификационный номер.

Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Владелец - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Обращение ценных бумаг - заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.

Размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Эмиссия ценных бумаг - установленная настоящим федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 настоящего Федерального закона.

Финансовый консультант на рынке ценных бумаг - юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и / или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.

Добросовестный приобретатель - лицо, которое приобрело ценные бумаги, произвело их оплату и в момент приобретения не знало и не могло знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги, если не доказано иное.

Публичное размещение ценных бумаг - размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и / или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Публичное обращение ценных бумаг - обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и / или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

Листинг ценных бумаг - включение фондовой биржей ценных бумаг в котировальный список.

Делистинг ценных бумаг - исключение фондовой биржей ценных бумаг из котировального списка и др.

Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

1. Брокерская деятельность

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.

В случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг брокер вправе приобрести за свой счет не размещенные в срок, предусмотренный договором, ценные бумаги.

2. Дилерская деятельность

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и / или продажи определенных ценных бумаг, с обязательством покупки и / или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана.

3. Деятельность по управлению ценными бумагами

Для целей настоящего федерального закона под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

ценными бумагами;

денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим.

Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением, управляющим прав по ценным бумагам.

4. Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)

Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

5. Депозитарная деятельность

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и / или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо.

Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и / или учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом.

Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.

6. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.

Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).

7. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Основные положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»:

1. Акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на общества с одним акционером постольку, поскольку настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.

3. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

До оплаты 50 процентов акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества.

Уставный капитал и акции общества

1. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой.

Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

2. Общество размещает обыкновенные акции и вправе размещать один или несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества.

При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей.

Все акции общества являются именными.

Размещенные и объявленные акции общества

1. Уставом общества должны быть определены количество, номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями. Приобретенные и выкупленные обществом акции, а также акции общества, право собственности, на которые перешло к обществу являются размещенными до их погашения.

Уставом общества могут быть определены количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. При отсутствии в уставе общества этих положений общество не вправе размещать дополнительные акции.

Уставом общества могут быть определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций.

2. В случае размещения обществом ценных бумаг, конвертируемых в акции определенной категории (типа), количество объявленных акций этой категории (типа) должно быть не менее количества, необходимого для конвертации в течение срока обращения этих ценных бумаг.

Общество не вправе принимать решения об изменении прав, предоставляемых акциями, в которые могут быть конвертированы размещенные обществом ценные бумаги

Облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества

1. Общество вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации о ценных бумагах.

2. Размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества.

Размещение обществом облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должно осуществляться по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества. Если в соответствии с уставом общества ему принадлежит право принятия решения о размещении облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

3. Облигация удостоверяет право ее владельца требовать погашения облигации (выплату номинальной стоимости или номинальной стоимости и процентов) в установленные сроки.

В решении о выпуске облигаций должны быть определены форма, сроки и иные условия погашения облигаций.

Выпуск облигаций обществом допускается после полной оплаты его уставного капитала. Облигация должна иметь номинальную стоимость. Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества и (или) величину обеспечения, предоставленного в этих целях обществу третьими лицами. При отсутствии обеспечения, предоставленного третьими лицами, выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения годовой бухгалтерской отчетности за два завершенных финансовых года.

Общество вправе размещать облигации, обеспеченные залогом определенного имущества общества, либо облигации под обеспечение, предоставленное обществу для целей выпуска облигаций третьими лицами, и облигации без обеспечения.

Облигации могут быть именными или на предъявителя. При выпуске именных облигаций общество обязано вести реестр их владельцев.

4. Общество не вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества определенных категорий и типов меньше количества акций этих категорий и типов, право на приобретение, которых предоставляют такие ценные бумаги.

3. Допуск нерезидентов на российский рынок ценных бумаг

На протяжении 1996 года Центральным банком осуществлялась политика поэтапного снятия ограничений на допуск нерезидентов на рынки ГКО-ОФЗ. Целесообразно выделить следующие этапы:

1-й этап. До февраля 1996 года действовали ограничения на репатриацию иностранными участниками полученных на рынке ГКО-ОФЗ доходов. Максимальная доля облигаций, которые могли быть приобретены иностранными инвесторами, в общем объеме эмиссии каждого выпуска ограничивалась, как правило, на 10%. В этих условиях нерезиденты прибегали к использованию так называемых «серых схем» для осуществления операций с ГКО, которые предполагали, как правило, использование посредников-резидентов. Такой способ участия нерезидентов, в частности, не позволял эффективно контролировать долю их реального участия на рынке и своевременно анализировать возможные последствия операций нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ не только для самого этого рынка, но также и для рынка валюты.

2-й этап. Приказом Центрального банка 2 февраля 1996 г. был введен режим допуска иностранных инвесторов, в соответствии с которым они могли вкладывать средства в ГКО и ОФЗ-ПК с одновременным проведением иностранными инвесторами хеджирования операций по конвертации рублевых доходов (валютных свопов). Данный режим действовал до 15 сентября 1996 года. Им предусматривалось, что покупка облигаций производится иностранными инвесторами через уполномоченных дилеров, заключивших с Банком России дополнительное соглашение к договору «О выполнении функций дилера на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций». Представителями иностранных инвесторов в отношениях последних с уполномоченными дилерами при совершении операций с облигациями выступали уполномоченные банки - нерезиденты, список которых устанавливался приказом Банка России. Расчеты по сделкам нерезидентов осуществлялись через специальные рублевые счета в валюте Российской Федерации, открытые на имя уполномоченных банков - нерезидентов и иностранных инвесторов в банке-резиденте, выполняющем функции уполномоченного дилера.

Основными характеристиками этого механизма участия нерезидентов являлись следующие:

- нерезидент не был допущен к операциям на вторичном рынке и вследствие этого мог осуществлять лишь пассивную стратегию на рынке;

- список уполномоченных банков - нерезидентов устанавливался ЦБ;

- Центральный Банк (ЦБ) устанавливал максимальные лимиты операций каждого банка-нерезидента;

- ЦБ ограничивал доходность операций нерезидента, также был ограничен размер открытой позиции каждого уполномоченного банка по валютным свопам.

3-й этап. С 15 сентября 1996 г. приказом ЦБ был введен новый режим допуска нерезидентов, в соответствии с которым нерезиденты стали осуществлять операции через специальные рублевые счета «С» в крупнейших российских банках (уполномоченных банках), с которыми Центральный банк заключал соответствующие соглашения. Нерезиденты получили возможность переводить средства в рублях со счета «С» в расчетную систему ГКО-ОФЗ для проведения операций с этими ценными бумагами. Объемы репатриации средств нерезидентов за границу не ограничивались.

Основные характеристики нового механизма:

* сохранение минимального срока пребывания средств не резидентов на рынке (3 месяца), устанавливаемого Центральным банком в целях предотвращения резкого оттока средств;

* ограничение доходности операций посредством контроля за заключением нерезидентами форвардных контрактов с уполномоченными банками на конвертацию рублевых доходов в валюту (прямых срочных сделок), а также посредством установления минимального процентного соотношения между объемом прямой срочной сделки и объемом обратной срочной сделки, заключаемой Центральным банком с уполномоченным банком;

* сохранение ограничения Минфином доли нерезидентов в конкретных выпусках;

* существование ограничений, установленных ЦБ, на превышение обязательств российских банков по продаже и покупке иностранной валюты (открытой валютной позиции) в целях регулирования кредитно-денежной политики.

Новые условия, облегчившие доступ нерезидентов на вторичный рынок и репатриацию средств нерезидентов за границу, имели своим результатом увеличение доли нерезидентов на рынке: в мае 1996 года их участие оценивалось ЦБ в 3-6%, к концу года их доля сильно возросла.

Исследование

Фондовый рынок в России сравнительно молод, его зарождение происходило в начале 90-х годов. Он относится к категории развивающихся рынков, для которых характерна высокая доходность, но, как правило, и более высокая степень риска. В последние годы на российском рынке ценных бумаг произошел ряд позитивных изменений: повысилась ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов, укрепилась законодательная база, наработаны новые механизмы защиты прав инвесторов. Все вышеперечисленное наряду с улучшением экономической и политической ситуации в стране способствует международному признанию России и повышению ее кредитных рейтингов со стороны международных рейтинговых агентств (Moody`s, Standard & Poor`s, Fitch). Кредитный рейтинг отражает мнение агентства относительно способности и готовности эмитента (в данном случае государства) своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Рейтинг относит эмитентов к инвестиционной либо к спекулятивной группе. Инвестиционный статус позволяет рассчитывать на заметное увеличение притока инвестиций в страну, так как крупные западные институциональные инвесторы (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды) не имеют права вкладывать свои средства в страны с низким спекулятивным рейтингом. В настоящее время Россия вплотную приблизилась к инвестиционному рейтингу. Начиная с 2003 года международные агентства постоянно присваивают России инвестиционные рейтинги. По этой причине считается, что у российских ценных бумаг имеется существенный потенциал для дальнейшего развития.

Инфраструктура фондового рынка

Заключение сделок с ценными бумагами происходит при участии:

- фондовых бирж, являющихся организаторами торговли;

- брокеров, являющихся финансовыми посредниками между биржами и инвесторами (как правило, это инвестиционные компании или банки);

- депозитариев, осуществляющих учет ценных бумаг и фиксирующих переход права собственности на них по результатам сделок;

- расчетного банка.

Юридические и физические лица, не являющиеся профессиональными участниками фондового рынка, могут заключать сделки через брокеров, аккредитованных на соответствующих биржах и имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности. Ценные бумаги каждого клиента брокера учитываются на отдельном счете в депозитарии, который называется счетом депо. При передаче ценных бумаг от одного собственника к другому, депозитарий делает записи об этом на соответствующих счетах. Депозитарий может быть как структурным подразделением в составе инвестиционного института, так и самостоятельной организацией. Денежные средства клиентов брокера учитываются на специальном клиентском счете, открытом в расчетном банке при бирже (для ММВБ, например, в качестве такого банка выступает НКО «Расчетная Палата ММВБ»). Для уменьшения рисков участников торгов предпринимаются специальные меры, позволяющие бирже принять на себя существенную их часть. Например, в ряде случаев для выставления ценных бумаг на торги биржа требует заранее передать продаваемые бумаги на хранение в специальный торговый депозитарий. Депозитарий выступает в качестве передаточного звена ценных бумаг от продавца к покупателю. Он гарантирует наличие и подлинность продаваемых ценных бумаг. С другой стороны, покупателя могут обязать положить определенную сумму денег в специальный расчетный банк, который выполняет роль ту же роль, что и депозитарий, но по отношению к деньгам. Расчетный банк и депозитарий тесно связаны с биржей, и при получении от нее уведомления о заключении сделки одновременно передают деньги продавцу, а ценные бумаги - покупателю, обеспечивая тем самым бездисковое исполнение сделок - «поставку против платежа». При больших оборотах на бирже контроль за каждой сделкой, даже стандартизованной, оказывается весьма трудоемким и дорогостоящим делом. Для обеспечения такого контроля вводят так называемые системы клиринга, в задачи которых как раз и входит контроль за тем, чтобы все сделки, заключенные на бирже, правильно адресовались и выверялись. Задачей клиринговой системы является установление и подтверждение параметров всех заключенных в данной системе сделок и подведение итогов. Существует несколько разновидностей клиринга, по разным признакам:

- непрерывный клиринг осуществляется в режиме реального времени, то есть, каждая заключенная на бирже сделка немедленно поступает в обработку. Эта система применяется при относительно невысоких объемах сделок, либо при наличии очень мощного аппаратно-программного обеспечения;

- периодический клиринг производится регулярно с определенной периодичностью (ежечасно, ежедневно или еженедельно). К моменту учета накапливается информация обо всех сделках, заключенных на бирже в течение соответствующего периода, а затем обрабатываются все сделки разом. Такая технология учета гораздо выгоднее по затратам, однако, она отстает по срокам. На практике периодический клиринг производится в конце каждой торговой сессии, что является компромиссом между стоимостью обработки и необходимым временем.

Клиринг может быть двухсторонним и многосторонним. Двухсторонний клиринг проводится таким образом, чтобы выяснить, кто из участников и какие сделки заключил. Иногда эти сделки рассматриваются самостоятельно, а иногда суммируются, так что в итоге выясняется нетто-позиция каждого из участников торгов в отношении каждого другого: по итогам торговой сессии А купил у Б 300 акций, за что должен перечислить Б 27 000 рублей. И так для каждой пары А и Б. Многосторонний клиринг является логическим продолжением двухстороннего клиринга. В учете он идет дальше и суммирует все сделки каждого участника торгов с разными контрагентами. В результате каждый участник получает по каждому виду ценных бумаг одну позицию.

Заключение

Регулирование рынка ценных бумаг - упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование охватывает всех участников рынка. бывает внутренним и внешним. Имеет 6 основных целей.

Также есть 8 принципов регулирования российского рынка ценных бумаг, которые отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Возможно государственное регулирование российского рынка ценных бумаг. Но структура органов государственного регулирования рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась.

Ещё существуют законодательные акты, которыми и регулируется российский рынок ценных бумаг:

1. Гражданский кодекс РФ;

2. Законов;

3. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;

4. Постановления Правительства РФ.

После рассмотрения главных вопросов в теме по нормативной и правовой базе функционирования фондового рынка в России можно сделать следующие выводы:

- осуществление деятельности на рынке ценных бумаг определено нормативно-правовыми актами, которые играют большую роль в регулировании рынка ценных бумаг;

- контроль над деятельностью на фондовом рынке осуществляется государственными институтами;

- разработкой и приведением в исполнение правовых документов занимается государство;

- основные направления деятельности на фондовом рынке и установление последовательности осуществляемых операций, защита прав участников рынка определены в Федеральных законах и других нормативно-правовых актах.

Требуется разработка новых законов в сфере формирования новых инструментов фондового рынка, условий деятельности участников рынка;

осуществление реформы правового регулирования финансирования, направленной на ликвидацию экономически не обоснованных регулятивных препятствий в сфере развития рынка; развитие конкурентоспособных институтов инфраструктуры фондового рынка; установление стабильных правил ведения бизнеса и предсказуемость нормативного регулирования и правоприменения.

Дальнейшее исследование нормативной базы функционирования фондового рынка выявит наиболее «слабые» стороны законодательных актов и определит пути их решения, усовершенствование.

Стратегия развития фондового рынка рассматривает усовершенствование рынка: внедрение новых инструментов; принятие законодательных актов в области; расширение ассортимента инструментов финансового рынка и услуг; доступ к рынку капитала большинства российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес; обеспечение конкурентных условий для проведения сделок с ценными бумагами и их надежный учет и хранение.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»: текст с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13.10.2008 №173 - ФЗ.

2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г.)

3. Федеральный закон от 5 марта 1999 года №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 26.04.2007 №63-ФЗ) // Государственная Дума от 12 февраля 1999 года;

4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 №175-ФЗ) // Государственная Дума от 27 июня 2002 года;

5. Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. №2203 «О некоторых мерах упорядочения деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации»;

6. Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. №2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (с изменениями от 29 ноября 2004 г.);

7. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24.07.2008 №161-ФЗ) // Государственная Дума от 21 октября 1994 года;

8. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие - М.

9. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М., Альпина Паблишер. 2006 г.

10. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит - М. ИНФРА-М, 2007 (серия «Высшее образование»)

11. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. 2003;

12. Царихин К.С. Рынок ценных бумаг: Учебно-практическое пособие: - М. 2006 г.

13. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 352 с.: ил.

14. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000 г.

15. Иванов В.В. Рынок ценных бумаг: учебник/ В.В. Иванов, В.Д. Никифорова, И.Г. Сергеева, С.Г. Шевцова; под ред. В.В. Иванова и С.Г. Шевцовой. - М.: КНОРУС, 2009. -284 С.

16. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского - М.: Финансы и статистика, 2000 г.

17. Рубцов Б.Б. Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития. М.: ФА, 2006

18. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

19. Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг: издание 3-е перераб. и доп. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 - 336 с.

20. Профессиональный журнал Рынок ценных бумаг №9 (336) 2007

21. www.consultant.ru - сайт «КонсультантПлюс»

22. Жуков Е.Ф., Нишатов Н.П., Торопцов В.С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А. Рынок ценных бумаг: Комплексный учебник (с CD).-М.: Вузовский учебник, 2009 - 254 с.

23. Жуков Е.Ф., Нишатов Н.П., Торопцов В.С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А. Рынок ценных бумаг: Комплексный учебник (с CD).-М.: Вузовский учебник, 2009 - 254



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»