рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Преднамеренное и фиктивное банкротство

рефераты

Преднамеренное и фиктивное банкротство

Ведение

Банкротство (от итальянского banko - скамья, банк и rotto - сломанный) - это несостоятельность, признанная судом или объявленная самим должником, неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов не денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Итак, что же такое преднамеренное и фиктивное банкротство?

Это правонарушения, чрезвычайно распространенные в настоящее время.

Преднамеренное банкротство заключается в том, что руководитель (собственник) организации или индивидуальный предприниматель умышленно вызывает неплатежеспособность своего бизнеса.

С фиктивным банкротством мы имеем дело, когда фирма объявляет себя несостоятельной, хотя это заявление является заведомо ложным. Цель его - ввести в заблуждение кредиторов предприятия.

Причины распространенности таких незаконных действий понятны. Многим бизнесменам кажется заманчивой перспектива, накопив долгов, в один момент ликвидировать их, не погашая. Как правило, чтобы удовлетворять признакам банкротства, организациям не нужно даже прилагать значительных усилий. Критериям несостоятельности фирма соответствует, если она, во-первых, просрочила исполнение своих обязательств больше чем на три месяца. И, во-вторых, если совокупный размер ее долга превышает 100 000 руб. (ст. ст. 3, 6 Закона N 127-ФЗ). Недобросовестная организация передает все ценные активы в дружественные фирмы. И после того, как дело о банкротстве будет прекращено, долги аннулируются, а кредиторы смогут претендовать только на оставшуюся на балансе организации малую толику прежних ценностей.

Банкротство как способ уклонения от уплаты долгов

Непродуманная налоговая политика, поспешность в приватизации, неготовность руководителей хозяйствующих субъектов жить в условиях рыночной экономики привели к спаду производства, кризису неплатежей, сокращению рабочих мест, росту социальной напряженности. В настоящее время подъему многих, даже перспективных, предприятий препятствует огромная кредиторская задолженность перед поставщиками, бюджетом, трудовым коллективом. Ни один инвестор не будет вкладывать средства, зная, что его деньги пойдут на погашение долгов предприятия. В этих условиях была разработана и применяется на многих предприятиях схема «освобождения от долгов», которая включает в себя несколько этапов. На первом этапе руководством организации скупаются у своих работников акции через подставные фирмы. Добиться этого, разумеется, несложно в условиях многомесячной задержки выплаты заработной платы. Таким образом, постепенно контрольный пакет акций концентрируется в одних руках. На втором этапе регистрируются три-четыре, а в необходимых случаях и более, новые организации, учредителями которых выступают подставные лица. С этими вновь созданными юридическими лицами заключаются договоры аренды имущества с правом выкупа. На третьем этапе происходит «выкуп» имущества, причем в качестве средства платежа используются векселя различных фирм со сроком погашения 5-7 лет.

На четвертом этапе собственники имущества выступают учредителями нового общества, а все «выкупленное» имущество передается в уставный капитал вновь созданной организации. В результате проведенной операции в качестве положительных моментов можно отметить следующие: возникает новая организация, не обремененная долгами, чаще всего привлекательная для инвесторов, расширяется производство, создаются дополнительные рабочие места, начинают поступать налоги и иные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, работникам выплачивается заработная плата. Отрицательных моментов также немало. Уставный капитал старой организации остается оплаченным только векселями, в некоторых случаях еще и неликвидным имуществом. Как следствие, кредиторы, и прежде всего государство, лишаются возможности хоть каким-то образом получить удовлетворение своих претензий. В практике возник вопрос: как следует расценивать данные действия - считать их правомерными или расценивать в качестве злоупотребления при банкротстве? Представляется, что, несмотря на наличие некоторых положительных моментов, подобные действия не могут рассматриваться как правомерные, поскольку в результате их совершения причиняется вред законным интересам кредиторов. Есть основания полагать, что описанные выше действия, совершенные в рамках схемы «освобождения от долгов», подпадают под признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 195 УК РФ. На основании ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» признаком банкротства является неспособность хозяйствующего субъекта удовлетворить претензии кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления. С этого момента у кредиторов согласно ст. 6 названного Закона возникает право на обращение в арбитражный суд с заявлением, после чего организация-должник может быть признана банкротом.

Предвидя данное обстоятельство, руководство организации - должника осуществляет передачу имущества в иное владение. В результате этого кредиторы не могут получить удовлетворение своим претензиям, а их убытки во многих случаях исчисляются многомиллионными суммами, что логичнее всего квалифицировать как причинение крупного ущерба по смыслу ч. 1 ст. 195 УК РФ.

Некоторые вопросы возникают при определении субъекта рассматриваемого преступления. Согласно диспозиции ч. 1 ст. 195 УК РФ таковыми признаются руководитель или собственник организации - должника. Если с определением руководителя сложностей не возникает, то в отношении «собственника организации-должника» необходимо сказать несколько слов.

В соответствии со ст.ст. 48-49 ГК РФ организация сама является субъектом гражданских правоотношений, поэтому не может принадлежать кому-либо на праве собственности. В связи с этим ст. 195 УК РФ в данной части применению не подлежит. Вместе с тем совершение рассматриваемого преступления, как правило, невозможно без участия учредителей, представителей совета директоров, акционеров или иных лиц. Думается, что исполнителем преступления может быть только руководитель организации-должника или лицо, исполняющее его обязанности по специальному полномочию, все остальные согласно ч.4 ст.33 УК РФ могут выступать организаторами, подстрекателями либо пособниками при наличии умысла на совершение преступления.

Особенности проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства

В соответствии пунктом 2 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 855 (далее - Временные правила) признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа. На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения. Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период. В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период. В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме. К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:

а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях. Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:

а) о наличии признаков преднамеренного банкротства - если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;

б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства - если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;

в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства - при отсутствии документов, необходимых для проведения.

Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника соответствии пунктом 3 Временных правил.

Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.

В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.

По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя:

а) дату и место составления заключения;

б) сведения об арбитражном управляющем и саморегулируемой организации, членом которой он является;

в) наименование арбитражного суда, номер дела, дату вынесения определения (решения) арбитражного суда о введении соответствующей процедуры банкротства и дату принятия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего;

г) полное наименование и иные реквизиты должника;

д) вывод о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства;

ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину);

з) обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания - в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования. Одновременно с заключением о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства арбитражный управляющий представляет в указанные органы результаты финансового анализа, проводимого в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также копии документов, на основании которых сделан вывод о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротств.

Ответственность за преднамеренное и фиктивное банкротство

Изучение реального состояния преступности, посягающего на предпринимательскую деятельность, показывает, что преднамеренное и фиктивное банкротство образует значительную часть криминальной активности в экономической деятельности.

Вся мировая история института банкротства развивается причудливым образом под общим покровительством принципов гуманизма. Так, еще несколько веков назад банкротство воспринималось как тяжкое преступление. Причем к ответственности должник мог быть привлечен вне зависимости от его вины. К должникам принимались наказания, направленные на причинение им физических страданий, обеспечение долга служило не только имущество должника, но и он сам. При этом последствия носили в большей части карательную (уголовно-правовую), нежели компенсационную (гражданско-правовую) направленность. В Норвегии древнее право разрешало кредиторам отрезать несостоятельному ту или иную часть тела. Кредиторам предоставлялось право убить должника и разрубить его тело на части, получив таким образом пропорциональное удовлетворение чувству мести, которое питал человек к неисправленному должнику. Позднее общественная мораль изменила свой взгляд на указанную проблему, и банкрота стали всячески защищать, оберегать, жалеть, многое ему стали прощать и поддерживать различными методами и способами: прощение или скидка с долга, предоставление отсрочек, введение моратория на исполнение должником обязательства и т.д. Можно со всей уверенностью говорить о том, что при хорошей подготовке со стороны злонамеренного предпринимателя быть банкротом даже выгодно. Подобным положением дел не могли не воспользоваться недобросовестные бизнесмены, которые используют предоставляемые законодательством льготы и поблажки в своих корыстных целях. Развитые институты несостоятельности (США, Великобритания, Германия, Швеция) поставили подобным злоупотреблениям различные заслоны и препятствия.

В России основным нормативными документами, регламентирующими процедуру банкротства, является Федеральный Закон от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями и дополнениями от 22 августа, 29 и 31 декабря 2004 г.) Ответственность за преднамеренное и фиктивное банкротство осуществляется в соответствии с административным и уголовным законодательством.

Фиктивное банкротство - это заведомо ложное объявление руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем - о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворять требования кредиторов в полном объеме. Такие банкротства должники объявляют, чтобы ввести в заблуждение кредиторов предприятия и получить от них отсрочку, рассрочку по долгам или скидки с этих долгов. Но вполне вероятна и иная цель - уйти от обязанности по уплате налогов.

В соответствии с административной ответственностью статьи 14.12 "Фиктивное и преднамеренное банкротство", наказанием за фиктивное банкротство влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

Преднамеренное банкротство заключается в преднамеренном создании или увеличении неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Умышленное создание или увеличение неплатежеспособности совершается путем заключения заведомо невыгодных сделок, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя, уменьшения активов, фиктивного отчуждения имущества. Совершение данного преступления, согласно части 2 статьи 14.12 Кодекса административного правонарушения, влечет наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до одного года.

В уголовном законодательстве фиктивное банкротство понимается как заведомо ложное объявление руководителям или собственником (индивидуальным предпринимателем) о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб (ст. 197 УК РФ).

В качестве наказаний за совершение преднамеренного и фиктивного банкротства предусмотрены штраф в размере от 100 000 руб. до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух лет, либо лишение свободы до шести лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо без такового (статья 196, 197 УКРФ).

Сравним положения уголовного закона России об ответственности за указанные деяния с соответствующими положениями уголовного кодекса законодательства Испании, Франции и ФРГ.

В Уголовном кодексе Испании, в отличие от России, не предусмотрены понятия "преднамеренное" и "фиктивное банкротство", однако имеются по содержанию близкие уголовно-правовые нормы.

Согласно статьи 260 УК Испании тот, кто объявит себя банкротом, несостоятельным или приостановит платежи наказываются тюремным заключением на срок от двух до шести лет и штрафом на сумму от восьми до двадцати четырех месячных заработных плат. Речь здесь по существу идет о преднамеренном банкротстве. Вместе с тем в отличие от ст. 196 УК РФ состав преднамеренного банкротства здесь не материальный, а формальный, поскольку достаточно самих действий должника, чтобы преступление было окончено. Ответственность за рассматриваемое преступление в Испании более сурова, чем в России. Предусмотрено только тюремное заключение на срок от двух до шести лет, соединенное со штрафом. Наказание штрафом, входящее в состав санкции ст. 196 УКРФ, в санкции ст. 260 Испании отсутствует.

Близким к фиктивному банкротству следует считать состав, включенный в статью 257 УК Испании: тот, кто объявит себя банкротом в отношении своего имущества во вред своим кредиторам, наказываются тюремным заключением на срок от одного года до четырех лет и штрафом на сумму от двенадцати до двадцати четырех месячных заработных плат. Вполне очевидно, что испанский законодатель считает фиктивное банкротство менее опасным преступлением, чем банкротство преднамеренное, так как наказывает последнее мягче первого. В России указанные преступления являются равнозначными по тяжести.

В уголовном кодексе Франции понятия преднамеренного и фиктивного банкротства объединены под одним наименованием "фиктивная неплатежеспособность". В соответствии со ст. 314.7 УК Франции действия должника, даже до вынесения судебного постановления, констатирующего его задолженность, по организации или увеличению своей неплатежеспособности, либо путем увеличения своих обязательств или уменьшением своих активов, либо путем уменьшения или сокрытия всех или части сокрытия своих доходов, либо путем сокрытия своего имущества наказываются тремя годами тюремного заключения и штрафом в триста тысяч франков. В сравнении со ст. 196, 197 УКРФ можно заметить следующее:

? во-первых, составы преднамеренного и фиктивного банкротства в УК Франции объединены и признаются равными по тяжести;

? во-вторых, они формальны, а не материальны, как предусмотрено это в УК РФ;

? в-третьих, уголовная ответственность за рассматриваемые деяния во Франции мягче, чем в России и Испании, преимущество отдано штрафной составляющей наказания.

В УК ФРГ не выделены составы преднамеренного и фиктивного банкротства, но признаки близких к ним деяний можно обнаружить в ст. 283 УК ФРГ, устанавливающие ответственность за злоупотребления связанные с банкротством: тот, кто при имущественной несостоятельности или угрозе неплатежеспособности или ее наступлении:

1. Утаивает или скрывает составные части своего имущества;

2. Вступает в убыточные или спекулятивные сделки с товарами или ценными бумагами, или вследствие нерентабельности расходов, игры или пари тратит чрезмерные суммы, или становится должником;

3. Предоставляет в кредит товары или ценные бумаги и отчуждает или иным образом уступает их или производимую из этих товаров продукцию, значительно завышая их цену способом, противоречащим требования надлежащей хозяйственной практики;

4. Вводит в заблуждение относительно прав других лиц или признает фиктивные права;

5. Нарушает торговое право, составляя баланс таким образом, что затрудняет получение предоставления о своем имущественном положении; не составляет баланс своего имущества или не производит инвентаризацию в предписанные сроки;

6. Добивается своей имущественной несостоятельности или неплатежеспособности, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом.

Сравнивая регламентацию за ответственность за фиктивное и преднамеренное банкротство по уголовному закону России с ответственностью по УК ФРГ, можно сделать следующие выводы:

? во-первых, в УК ФРГ нет строгого выделения понятий преднамеренного фиктивного банкротства;

? во-вторых, в уголовном законе ФРГ субъектом преступления может быть любое физическое лицо либо представитель юридического лица;

? в-третьих, уголовная ответственность по УК ФРГ мягче, чем ответственность по уголовному закону России.

Таким образом, исходя из сравниваемых законодательных положений, следует отметить, что ответственность за фиктивное и преднамеренное банкротство в различных стран отличается. Однако, несмотря на это, законодатели развитых стран пытаются сократить количество уголовно наказуемых статей, поскольку в основе определения банкротства находится оценка финансового состояния должника.

С 1 января 2006 года в Российской Федерации вступают в силу нормы статей 195, 196 и 197 УК РФ, согласно которым ужесточается ответственность за преднамеренное и фиктивное банкротство. В статьях даны новые определения понятиям “преднамеренное банкротство” и “фиктивное банкротство”, расширен перечень неправомерных действий при банкротстве, за которые установлена уголовная ответственность. Новые определения расширяют перечень действий, запрещенных под страхом уголовного наказания.

Впервые введена уголовная ответственность для руководителей и учредителей (участников) некоммерческих организаций (ранее она устанавливалась только в связи с банкротством коммерческих организаций). Для наступления ответственности за преднамеренное банкротство теперь не нужно доказывать наличие личного интереса обвиняемого либо интереса третьих лиц.

С 2 до 3 лет увеличивается максимальный срок лишения свободы за неправомерные действия при банкротстве. Таким образом, такое преступление переводится в категорию преступлений средней тяжести (ранее оно относилось к преступлениям небольшой тяжести). Изменение категории преступления влияет на сроки давности привлечения к уголовной ответственности - вместо 2 она составит 6 лет. По общему правилу к лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления средней тяжести, может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу (статья 108 УПК РФ). Установлена ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, в том числе за непредоставление необходимых документов.

Ужесточение уголовного закона призвано ограничить возможности передела собственности через “серые” схемы банкротства, когда в результате недобросовестного менеджмента платежеспособные и успешно работающие предприятия оставляют бюджету и коммерческим кредиторам невозвратные долги, - считают адвокаты.

Дисквалификация.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), введенным в действие с 1 июля текущего года, или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Статьей 3.2 КоАП РФ определены виды административного наказания, в том числе и новый вид - дисквалификация.

Как предусмотрено ст.3.11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с частью 3 ст.3.2 КоАП РФ дисквалификация может устанавливаться только этим Кодексом и только в качестве основного административного наказания (ст.3.3 КоАП РФ предусматривает, что административное наказание может быть как основным, так и дополнительным видом наказания). Кроме того, в части дисквалификации следует иметь в виду, что срок назначения данного наказания - от шести месяцев до трех лет (ст.3.11); за административные правонарушения, влекущие применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (ст.4.5).

Административное наказание в виде дисквалификации применяется в следующих случаях.

В соответствии со ст.5.27 главы 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Глава 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" КоАП РФ также содержит ряд статей, предусматривающих в качестве наказания дисквалификацию. Так, согласно ст.14.12 "Фиктивное или преднамеренное банкротство" фиктивное банкротство (т.е. заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме) влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет, преднамеренное банкротство (т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя) - наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 14.13 "Неправомерные действия при банкротстве" предусматривает различные составы правонарушения (например, сокрытие имущества или имущественных обязательств, неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд и др.) и ответственность за них, в том числе в виде дисквалификации.

Дисквалификация возможна также в случаях:

ненадлежащего управления юридическим лицом, т.е. использования полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и(или) законным интересам ее кредитора, повлекшего уменьшение собственного капитала организации и(или) возникновение убытков (ст. 14.21);

заключения лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершения им иных действий, выходящих за пределы его полномочий (ст.14.22);

предоставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 ст.14.25).

Особое внимание следует обратить на ст.14.23 КоАП РФ, предусматривающую ответственность в виде административного штрафа за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, а также за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действий.

Статьей 28.3 КоАП РФ определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Так, применительно к части второй ст.5.27 протоколы составляют должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Должностные лица органов внутренних дел (милиции) составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.12 и 14.13 КоАП РФ. По этим же статьям, а также по ст.14.21-14.23 протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления.

Должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 ст.14.25

Дела об административных правонарушениях по ст.5.27, 14.12, 14.13, 14.21-14.23 и части 4 ст.14.25 рассматривают судьи, а по ст.14.21-14.23 также судьи арбитражных судов (ст.23.1 КоАП РФ).

Глава 32 КоАП РФ определяет порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. В соответствии со ст.32.11 этой главы постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом - прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо его территориальный орган. Как предусмотрено указанной статьей, органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, должен быть сформирован реестр дисквалифицированных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления (за соответствующую плату). В связи с этим при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»