рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Предпринимательская деятельность в Украине

рефераты

Предпринимательская деятельность в Украине

2

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет радиоэлектроники

Контрольная работа

по дисциплине: «Хозяйственное право»

на тему: «Предпринимательская деятельность в Украине»

План

1. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки и принципы

2. Организационно-правовые формы предприятий

3. Создание предприятия

4. Учредительные документы предприятия

5. Условия осуществления предпринимательской деятельности

6. Хозяйственная, экономическая и социальная деятельность предприятия

7. Прекращение деятельности предприятия

Перечень ссылок

1. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки и принципы

Правовую основу предпринимательства составляют законодательные и другие нормативно-правовые акты, нормы гражданского, финансового, административного, трудового и других отраслей права. Центральное место в этой системе занимают законы о собственности, о предпринимательстве, о предприятиях, о банках и банковской деятельности, об инвестициях, о банкротстве, об антимонопольном законодательстве, о налогообложении и другие.

Государство осуществляет поддержку предпринимательства следующим образом:

путем создания субъектам предпринимательства условий для эффективной внешнеэкономической деятельности;

информационным обеспечением субъектов бизнеса;

путем оказания помощи в материальном обеспечении и сбыте продукции предпринимателей;

путем подготовки кадров для сферы предпринимательства.

Предпринимательство выполняет важную общественную функцию и государство должно содействовать его развитию. Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность за исключением установления налогов, процентов по государственным кредитам, правил ценообразования, валютных курсов, экономических санкций. Если государственный или иной орган издает акт, нарушающий права предпринимателей и противоречащий законодательству, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе обратиться в суд с иском о признании такого акта недействительным.

Предпринимательство стало темой анализа и дискуссий в XVIII столетии и начало привлекать интерес экономистов XIX столетия, тогда в мире стали употребляться такие слова как «предпринимательство», «свободное предпринимательство», «капитализм». Ученые стали признавать, что предприниматели выступают проводниками прогрессивных изменений.

Переход к рыночным отношениям требует новой правовой основы хозяйственной деятельности. В ряде законов, регулирующих рыночные отношения, появились такие термины как «предпринимательство», «предпринимательская деятельность». Конституция Украины впервые закрепила за каждым право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст.42 Конституции). Однако деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ, а также по изготовлению ценных бумаг и денежных знаков осуществляется только государственными предприятиями (ст.4 Закона «О предпринимательстве»). Для осуществления некоторых других видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), которое выдается Кабинетом Министров Украины или иным уполномоченным органом. Закон Украины «О предпринимательстве» определяет также правовые, экономические и социальные основы предпринимательской деятельности. Некоторым лицам занятие предпринимательской деятельностью прямо запрещено законом (ст.2 Закона «О предпринимательстве»). К таким лицам относятся: военнослужащие, должностные лица прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, органов государственной власти и управления, осуществляющих контроль за деятельностью предприятий. Лица, которым по решению суда запрещено заниматься какой-либо деятельностью, могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей по истечении срока запрета, определенного судом.

Предпринимательство представляет собой самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятием торговлей с целью получения прибыли. Такое содержание характерно для любой хозяйственной деятельности. Предпринимательская деятельность отличается признаками, которые позволяют понимать данную деятельность уже, чем хозяйственную. Основные признаки предпринимательской деятельности содержатся в законах «О предпринимательстве», «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах».

Выделяют следующие основные признаки предпринимательской деятельности:

инициативность и самостоятельность состоят в том, что предприниматели имеют право самостоятельно принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренные законодательством права государственных органов по осуществлению контроля над предпринимательской деятельностью;

систематичность означает, что деятельность осуществляется непрерывно, регулярно;

деятельность на собственный риск означает, что предприниматель должен предвидеть неблагоприятные последствия (например, убытки и др.) и принимать меры по их устранению;

получение прибыли является одним из основных признаков. Деятельность не может считаться предпринимательской, если ее целью не является получение прибыли.

Кроме того, к признакам предпринимательской деятельности можно отнести также самостоятельную юридическую ответственность и творческий, инновационный, социально ответственный характер.

Законодательство Украины определяет следующие принципы предпринимательской деятельности:

свободный выбор видов деятельности, привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции;

установление цен в соответствии с законодательством;

свободный наем работников;

привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;

свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством;

самостоятельное осуществление предпринимателем - юридическим лицом внешнеэкономической деятельности.

Законом предусмотрены условия осуществления предпринимательской деятельности: государственная регистрация предпринимательства, право найма работников и социальные гарантии при использовании их труда; соблюдение законодательства о предпринимательстве; юридическая ответственность субъектов предпринимательской деятельности; право государства на прекращение предпринимательской деятельности.

2. Организационно-правовые формы предприятий

Законодательство Украины о предприятиях оперирует такими понятиями, как организационные формы, виды и категории предприятий. Каждое из них употребляется для классификации предприятий за определенными признаками. Организационная (организационно-правовая) форма предусматривает классификацию предприятий в зависимости от форм собственности, определенных Конституцией Украины и Законом Украины "О собственности", и способов разграничения в предприятиях отдельных форм собственности и управления имуществом. Юридическое значение это заключается в учете в законодательстве, то есть в Законе Украины "О предприятиях в Украине" и специальных законах, особенностей правового положения предприятий отдельных видов.

В целом организационная форма и вид определяют субъекта, который имеет право присваивать результаты деятельности предприятия. С точки зрения организационной формы ст. 2 Закона Украины "О предприятиях в Украине" выделяет такие виды предприятий: частные, коллективные, хозяйственные общества, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, коммунальные, государственные (в том числе казенные). Следует иметь в виду, что в соответствии с действующим на момент создания предприятий законодательством в Украине были созданы и действуют до этого времени и другие виды предприятий: индивидуальные, семейные, совместные (в том числе с иностранными инвестициями) предприятия. Частное предприятие - это организационно-правовая форма предприятия, основанного на собственности физического лица. Определение частное, кроме формы собственности, выражает главную особенность правового положения предприятий этой организационной формы. Согласно законодательству Украины владелец в данном случае в то же время является и предпринимателем, то есть собственность и управление имуществом в частном предприятии не разграничиваются.

Коллективное предприятие (точнее его можно было бы назвать "предприятие коллективной собственности") - это организационно-правовая форма предприятия, основанного на собственности трудового коллектива предприятия. Определение коллективное значит, что предприятие принадлежит коллективу совладельцев (основателей, участников), которые действуют как один субъект права коллективной собственности. Правосубъективность владельца (в данном случае коллектива или группы владельцев, организованных в коллективное предприятие с правами юридической личности) реализуется через юридическое лицо - предприятие, которое владеет, пользуется и распоряжается имуществом в соответствии со своим уставом (статье 6, 20 и 21 Закону Украины "О собственности"). Это вид негосударственного юридического лица. Право коллективной собственности в коллективном предприятии непосредственно осуществляют его органы управления - высший орган управления (общие собрания или конференция) и правления. Следовательно, коллективное предприятие, пока оно действует, - это объект права собственности соответствующего юридического лица. Его основатели и участники являются владельцами частиц (паев, вкладов) в имуществе предприятия. Иначе определяет понятие коллективного предприятия Закон Украины "О собственности", согласно которому видов коллективных предприятий столько же, сколько субъектов права коллективной собственности названо в ст. 20 Закона Украины "О собственности": коллективные предприятия (например, предприятие, приватизированное трудовым коллективом государственного предприятия и не преобразовано на другой вид; коллективное сельскохозяйственное предприятие); акционерное или другое уставное хозяйственное общество (статье 25 и 26 Закону); производственный кооператив (ст. 24 Закона; предприятие, какое основанное на собственности объединение граждан (например, профсоюзное - ст. 28 Закона); предприятие религиозной организации (ст. 29 Закона); предприятие, созданное хозяйственным объединением (ст. 27 Закона). Специфическим видом коллективного предприятия является также арендное предприятие (ст. 22 Закона Украины "О собственности"). Государственное предприятие являет собой организационно-правовую форму предприятия, основанного на государственной собственности. Определение государственное указывает, что данное предприятие имеет особенности правового положения сравнительно с негосударственными предприятиями. Эти особенности обусловлены способом отграничения функций владельца от функций управления имуществом в государственном предприятии. Само государственное предприятие как имущественный комплекс является объектом права государственной собственности. Предприятию как субъекту права это имущество принадлежит на праве полного хозяйственного владения. Объем его зависит от целевого назначения соответствующего имущества. Государственное предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом "по своему усмотрению, совершая относительно него любые действия, которые не противоречат действующему законодательству и уставу предприятия". Поскольку государственное предприятие является субъектом права полного хозяйственного ведения имуществом, а не субъектом права собственности, относительно государственных предприятий действует специальная категория - правовой режим имущества государственных предприятий (ст. 37 Закона Украины "О собственности"). Она значит, что государственные предприятия руководствуются специальными правилами основания, образования их имущества при основании, определение целей и предмета деятельности (уставы государственных предприятий разрабатываются на основании Типичного устава государственного предприятия, утвержденного 22-28 апреля в 1993 г. Минэкономики, Минтруда, Минфином и Фондом государственного имущества Украины), управления имуществом, распределения прибыли и тому подобное. Государственные предприятия как субъекты одной формы собственности (организационной формы) разделяются на виды:

государственные предприятия, основанные на государственной собственности;

государственные предприятия, основанные на республиканской (Автономной Республики Крым) собственности;

казенные предприятия. Все эти предприятия - государственные юридические лица.

Особенным видом предприятия, основанного на государственной собственности, является казенное предприятие. Имущество, которое есть в государственной собственности и закреплено за казенным предприятием, принадлежит ему не на праве полного хозяйственного ведения, а на праве оперативного управления. Осуществляя право оперативного управления, казенное предприятие владеет и пользуется отмеченным имуществом. Распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления государственным имуществом, которое принадлежит к основным фондам предприятия, казенное предприятие может лишь с разрешения органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным имуществом. Особенности распоряжения другим имуществом казенного предприятия определяются в его уставе.

Важно значение для правовой регуляции деятельности казенных предприятий имеют постановления Кабинета Министров Украины "О превращении государственных предприятий в казенных" от 30 июня в 1998г. № 987, которой определенно перечень государственных предприятий, которые должны быть преобразованы на казенных; "О типичном уставе казенного предприятия" от 16 июня в 1998 г. № 914, которой утвержден Типичный устав казенного предприятия, и "О некоторых вопросах управления казенными предприятиями" от 22 июля в 1998 г. № 1129, которой, в частности, утверждено Положение о составлении плана развития казенного предприятия и Положения о составлении финансового плана казенного предприятия.

Совместное предприятие - это организационная форма предприятия, основанного за законами Украины на базе объединения имущества разных форм собственности (так называемая смешанная форма собственности). Совместные предприятия, как правило, имеют форму хозяйственных обществ, то есть является субъектами права коллективной собственности.

Основателями совместных предприятий могут быть юридические лица и граждане Украины, других государств. В зависимости от этого есть два вида совместных предприятий: обычные (национальные) совместные предприятия и совместные предприятия с иностранными инвестициями. Совместное предприятие с иностранными инвестициями - это предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, при его наличии, составляет не менее 10 процентов.

Предприятие приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс. Правовое положение и деятельность таких предприятий, кроме Закона Украины "О предприятиях в Украине", регулируется законами Украины "О режиме иностранного инвестирования" от 19 марта в 1996г. и "О внешнеэкономической деятельности" от 16 апреля в 1991г.

Иностранное предприятие - это организационно-правовая форма предприятия с местонахождением в Украине, созданного как субъект права согласно законодательству иностранного государства, имущество которого полностью находится в собственности иностранных граждан, юридических лиц или государства. Определение иностранное (иностранная собственность) значит, что предприятие подчиняется разным юрисдикциям. Порядок создания и внутренней деятельности иностранного предприятия регулируется законодательством страны, которой оно принадлежит. Законодательство Украины не регулирует этих отношений. Вместе с тем условия регистрации деятельности иностранного предприятия в Украине регулируются украинским законодательством, то есть на иностранные предприятия в целом распространяется национальный правовой режим хозяйственной деятельности. Кроме форм и видов законодатель применяет для классификации предприятий понятие категории (ст. 2 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Категория означает технико-экономическую (не юридическую) классификацию предприятий (независимо от форм собственности) в соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численности его работников. По этому признаку различают малые и другие (средние, большие) предприятия. Количество работающих, за которым предприятие относят к категории малых, дифференцировано в зависимости от отраслей народного хозяйства:

в промышленности и строительстве - до 200 человек;

в других отраслях производственной сферы - до 50 человек;

в науке и научном обслуживании - до 100 человек;

в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек;

в розничной торговле - до 15 человек.

Малые предприятия выделены в самостоятельную категорию с целью развития малого бизнеса путем предоставления им определенных льгот, преимуществ и тому подобное. С юридической стороны, важным является то, что особенности их создания и деятельности устанавливаются как общим законодательством Украины о предприятиях, так и специальным законодательством Украины о предприятиях этой категории.

3. Создание предприятия

Срок "создания" - это правовое понятие хозяйственного права, которое включает урегулированные правом условия фактического возникновения и легитимации предприятия в статусе правового хозяйничающего субъекта, субъекта права. Исходя из того, что в экономике Украины создаются и функционируют предприятия разных организационно-правовых форм, хозяйственное законодательство определяет общие и специальные условия их создания. Общие условия распространяются на все формы предприятий.

Они определены законами Украины "О предприятиях в Украине" (ст. 5), "О предпринимательстве" (ст. 6) и Гражданским кодексом, который регулирует общие условия создания юридического лица, в том числе и предприятия. Специальные условия создания предприятий определены законами об их отдельных видах. Как правовое понятие создания включает определение основателей, их учредительной компетенции, порядку деятельности относительно создания предприятия. Основателем является лицо, которое имеет право создать в установленном порядке предприятие (организацию) как юридическое лицо. За законами Украины "О собственности" (статье 6 и 33) и "О предприятиях в Украине" (ст. 5) таким правом наделены непосредственно владельцы средств производства и другого имущества и уполномочены владельцем (владельцами) органы, то есть физические и юридические лица, которые имеют учредительную право- и дееспособность. Следовательно, здесь действует общий принцип, согласно которому основателями (соучредителями) могут быть "физические и юридические лица, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Украины". Уполномоченные органы, которые могут быть основателями предприятий, определяет владелец. Относительно предприятий общегосударственной собственности - это подведомственны Кабинету Министров Украины органы государственной исполнительной власти: министерства, государственные комитеты, другие центральные ведомства. Они принимают решение о создании предприятий государственной собственности, утверждают уставы, заключают и разрывают контракты с руководителями предприятий, контролируют эффективность использования закрепленного за предприятиями имущества, его сохранения (Декрет Кабинета Министров Украины "Об управлении имуществом, которое есть в общегосударственной собственности" от 15 декабря в 1993г.). Это общее правило. В некоторых случаях (например, относительно предприятий строительного комплекса) отмечены функции и полномочия Кабинет Министров Украины делегирует хозяйственным объединением: корпорациям, концернам и тому подобное. Относительно предприятий коммунальной собственности уполномоченными органами с учредительными правами являются сельские, поселковые и городские советы (п. 30 ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая в 1997 г.), а также местные государственные администрации (п. 1 ст. 19 Закона Украины "О местных государственных администрациях" от 9 апреля в 1999г.). Основатели реализуют учредительные права путем: избрание организационной формы предприятия; определение целей и предмета его деятельности; принятие решения о его создании; утверждение в установленном порядке устава; передачи безвозмездно на баланс предприятия основных фондов и оборотных средств; формирование органов управления, определения в уставе пределов их полномочий и тому подобное. Создание предприятия в юридическом понимании - это утверждение и получение предусмотренных законом документов: решения владельца (владельцев) или уполномоченного органа о создании предприятия, устава (если этого требует организационная форма), свидетельства о государственной регистрации. При необходимости для вновь создаваемого предприятия земельного участка сюда входят также документы на землепользования (землевладение), определенные земельным законодательством Украины. Разрешение на пользование создаваемым предприятием земельным участком, а также другими природными ресурсами кажется по решению местного совета за местонахождением предприятия в порядке, установленном Земельным кодексом Украины (статье 19, 21, 23, 32, 34 и др.). Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в установленном законом порядке.

Хозяйственное законодательство регулирует также способы создания предприятий. Да, предприятие может быть создано согласно решению одного или несколько владельцев или уполномоченного им органу. Предприятие может создаваться в результате принудительного деления другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством Украины. Принудительное деление предприятия осуществляется согласно решению Антимонопольного комитета Украины, его территориальных управлений. Решение о делении предприятия-монополиста является обязательным для владельца (владельцев) или уполномоченного органа. Решение о принудительном делении определяет срок создания новых предприятий, который не может быть менее шести месяцев. Предприятие может создаваться путем реорганизации действующего предприятия, то есть в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений по решению их трудовых коллективов, если на это есть согласие владельца или уполномоченного им органу. Аналогично может создаваться предприятие на базе структурной единицы действующего объединения. Относительно таких предприятий действует правило о сохранении за ними взаимных обязательств и заключенных договоров с другими предприятиями. Предприятия имеют право создавать на территории Украины и за ее пределами субъекты хозяйственного права без прав юридической личности - свои отделены подразделы: филиалы, представительства, отделения и тому подобное с правом открытия текущих и других счетов. Отделенные подразделы действуют на основании положений о них, которые утверждаются предприятием. Открытие отмеченных подразделов не нуждается в их регистрации. Предприятие лишь сообщает об этом регистрационный орган путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку.

Аналогично создаются дочерние предприятия. По законодательству Украины, правом создавать дочерние предприятия наделены хозяйственные общества (ст. 9 Закона Украины "О хозяйственных обществах"). Дочерние предприятия должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для регистрации предприятий.

4. Учредительные документы предприятия

Учредительными документами предприятия называется комплект документов установленной законом формы, согласно которым предприятие возникает и действует как субъект права. С точки зрения правовой природы, учредительные документы являются локальными нормативными актами, то есть актами, которые приобретают юридическую силу в результате утверждения их одним или несколькими основателями предприятия. Форму и содержание учредительных документов определяют в зависимости от видов предприятий общие законы о предприятиях и законах об отдельных видах предприятий. Статья 8 Закона Украины "О предпринимательстве" содержит перечень актов, которые принадлежат к учредительным документам. Во-первых, это решения одного или нескольких владельцев или уполномоченного им (ими) органу о создании предприятия. Если владельцев или органов два и больше, таким решением определенно учредительный договор. Во-вторых, это устав предприятия. Статья 9 Закона Украины" О предприятиях в Украине" дает перечень обязательных сведений, которые необходимо включать в устав предприятия как одного из его основных учредительных актов. Содержание учредительных документов (уставов, учредительных договоров) хозяйственных обществ регулируется статьями 4, 37, 51, 65, 67 и 76 Закону Украины "О хозяйственных обществах". Эти статьи определяют перечни основных данных, которые подлежат включению к учредительным документам обществ отдельных видов. При разработке проектов учредительных документов предприятий необходимо руководствоваться также типичными нормативными актами. Относительно предприятий отдельных видов законодатель применяет типичные формы учредительных документов (например, Типичный устав государственного предприятия, Типичный устав казенного предприятия, Типичный устав закрытого акционерного общества, Типичный устав открытого акционерного общества, созданного путем корпоратизации государственного предприятия). Учредительные документы должны содержать обязательные данные о предприятии, без которых они считаются такими, которые не отвечают требованиям законодательства. Это такие данные:

наименование (завод, фабрика, мастерская и тому подобное) и вид предприятия;

об указание владельца (состав основателей, участников) и местонахождение предприятия;

предмет и цели деятельности предприятия;

юридический статус предприятия.

Это статьи о юридическом лице предприятия, о его имуществе, о самостоятельном балансе, текущем, валютном и другие счета в банках, о фирменной марке и знаке для товаров и услуг, о печати с наименованием предприятия. Если предприятие имеет право выпускать ценные бумаги, то такое право тоже относится к юридическому статусу предприятия.

В учредительных документах хозяйственных обществ отдельными статьями определяется порядок внесения изменений к уставу (высшим органом, по решению 3/4 голосов акционеров, которые принимают участие в собраниях, единодушно ли). Кроме обязательных, в учредительные документы могут включаться альтернативные положения, которые не должны противоречить законодательству Украины. Это положения, связанные с особенностями деятельности предприятия: о трудовых отношениях, основанных на членстве (коллективные предприятия, кооперативы), о совете предприятия (порядок ее создания, состав, компетенцию), о других органах, которые реализуют полномочия трудового коллектива (совет трудового коллектива, профсоюзный комитет).

5. Условия осуществления предпринимательской деятельности

Условиями осуществления предпринимательской деятельности являются установленные государством и закрепленные законодательством требования прохождения определенных процедур: государственной регистрации, лицензирования и патентования некоторых видов предпринимательства.

В законе «О предпринимательстве» в качестве необходимого условия осуществления предпринимательской деятельности названа государственная регистрация предпринимательства независимо от видов деятельности. Порядок регистрации регулируется «Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности».

Предпринимателями в Украине могут быть: граждане Украины, граждане других государств, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности, юридические лица независимо от форм собственности.

Для занятия предпринимательской деятельностью законом предоставляется выбор организационно-правовых форм. Предпринимательство может осуществляться частным лицом без образования юридического лица, а также путем создания различного вида предприятий (частных, коллективных и др.).

Государственная регистрация осуществляется в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной городов Киева и Севастополя, государственных администрациях по месту нахождения или месту проживания субъекта предпринимательской деятельности.

Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:

учредительные документы, решение собственника или уполномоченного им органа об образовании юридического лица (кроме частного предпринимательства). Если собственников или уполномоченных им органов несколько, таким документом является учредительный договор, а также протокол учредительной конференции. Предоставляется также устав, если в соответствии с законодательством это необходимо для образования организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности;

регистрационная карта установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;

документ, подтверждающий оплату за государственную регистрацию;

документ, подтверждающий внесение собственником взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности.

Исполком должен произвести регистрацию в течение 5 рабочих дней со дня подачи документов и выдать свидетельство о государственной регистрации. Одновременно с этим, исполком представляет в налоговую администрацию и орган государственной статистики сведения о зарегистрированном субъекте предпринимательства.

Порядок присвоения органами государственной статистики органам государственной регистрации идентификационных кодов регулируется Госкомстатом совместно с Лицензионной палатой.

Свидетельство о государственной регистрации и копия документа, подтверждающего взятие предпринимателя на учет в органы государственной налоговой службы, являются основанием для открытия счета в банке в установленном законом порядке.

Новыми положениями, предусмотренными в постановлении Кабинета Министров Украины «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» от 25.05.98г. №740, являются следующие: введение ускоренной (в течение 1дня) регистрации (перерегистрации) за более высокую плату, уменьшение платы за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, уплата регистрирующим органом пени в размере 20% регистрационного сбора за каждый день задержки регистрации, положение о возможности административной ответственности должностных лиц регистрирующего органа за нарушения порядка регистрации.

Следующим условием осуществления предпринимательской деятельности является ее лицензирование. Это означает, что предпринимателю необходимо получить документ (лицензию), выдаваемый Кабинетом Министров Украины или уполномоченными ими органами исполнительной власти, дающий право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности. Перечень органов государственной исполнительной власти утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке лицензирования предпринимательской деятельности» от 03.07.98г. №1020. С момента получения лицензии у предпринимателя возникает право осуществлять соответствующий вид деятельности, которое он может реализовать в течение срока действия лицензии.

Отдельные виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента - государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного подразделения заниматься ими. В соответствии со ст.1 Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей и других требуют получения торгового патента.

6. Хозяйственная, экономическая и социальная деятельность предприятия

Правовой режим имущества предприятий определятся правовыми способами владения имуществом при осуществлении ими хозяйственной деятельности. Имущество предприятия составляют, в соответствии со ст.10 Закона «О предприятиях в Украине», основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия. Имущество предприятия принадлежит ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения. Имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Осуществляя это право, предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом.

В соответствии с Законом Украины «О собственности» предприятия могут быть как собственниками, так и не собственниками. Коллективные предприятия, как правило, являются собственниками. Исключение могут составлять коллективные предприятия общественных организаций, дочерние предприятия хозяйственных обществ и т.д. Если правомочия по владению, пользованию и распоряжению государственного предприятия определены как право полного хозяйственного ведения, то специального термина для частного предприятия закон не предусматривает.

В уставе предприятия закрепляется перечень имущества, переданного учредителями в его собственность (полное хозяйственное ведение).

Источниками формирования имущества предприятия являются: денежные и материальные взносы учредителей; доходы, полученные от реализации продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; капитальные вложения и дотации из бюджетов; поступления от разгосударствления и приватизации собственности; приобретение имущества другого предприятия, организации; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий, граждан, иные источники, не запрещенные законодательством. Однако следует иметь в виду, что кредиты не являются непосредственным источником формирования имущества. Во-первых, их необходимо возвращать, поэтому источником формирования имущества могут быть только доходы от использования кредитов. Во-вторых, в указанном выше перечне не указано имущество, которое может быть получено предприятием по договору аренды. В указанном случае предприятие получает имущество, которое необходимо возвращать. Доходы от использования арендованного имущества могут являться источником формирования имущества предприятия-арендатора.

Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Убытки, причиненные предприятию в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются предприятию по решению суда (ст. 13 Закона «О предприятиях в Украине»).

В соответствии со ст. 6 ГК Украины защита гражданских прав предприятия осуществляется судом путем: признания этих прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право; компенсации морального вреда; изменения или прекращения правоотношения; взыскания с лица, нарушившего право, причиненных убытков.

Система и структура управления предприятием зависят, прежде всего, от его типа и его устава. Структура управления предприятием непосредственно зависит от его общей организационной структуры. Наличие на предприятиях функциональных подразделений приводит к многоуровневой системе управления. Каждый уровень управления - это определенный уровень решений и ответственности за них, определенный уровень полномочий, контроля и координационных действий. Уровни управления упорядочены, соотнесены друг с другом, находятся в иерархической взаимосвязи.

Под хозяйственной деятельностью следует понимать любую деятельность, связанную с производством и обменом материальных и нематериальных благ. На всех предприятиях обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль (ст.18 Закона «О предприятиях в Украине»). Распределение прибыли, полученной в результате осуществления хозяйственной деятельности после уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет, определяется учредительными документами предприятия. Особенности распределения прибыли между учредителями зависят от вида предприятия, определяются учредительным договором, уставом, положением и, как правило, обусловлены размером доли учредителя в уставном фонде предприятия.

Государственное воздействие на выбор направлений и объемов использования прибыли осуществляется через установленные нормативы, налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.18 Закона «О предприятиях в Украине» часть чистой прибыли может передаваться в собственность членов или трудового коллектива предприятия. Необходимо отметить, что передача части прибыли в собственность членов трудового коллектива на практике встречается редко и, в основном, на госпредприятии. Распределение части прибыли между работниками предприятия, трудовой коллектив которого не является собственником имущества этого предприятия, возможно на основе соглашения и должно быть предусмотрено в уставе. Указанная часть прибыли распределяется на вклады между членами трудового коллектива (персонифицируется). Только персонифицированные вклады членов трудового коллектива учитываются при приватизации имущества государственных предприятий.

Планирование является особой формой деятельности, в которую входит разработка планов экономического и социального развития предприятия мероприятия по их выполнению. Перспективы развития предприятия определяются исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги. В настоящее время планирование деятельности предприятий осуществляемое государством, носит рекомендательный, а не директивный (как это было раньше) характер. Предприятие самостоятельно определяет план своей деятельности.

Отношения предприятия с другими хозяйствующими субъектами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основе договора. Предприятие самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность, которая представляет собой деятельность Украинских и иностранных хозяйствующих субъектов, построенную на взаимоотношениях между ними, осуществляемую и расположенную как на территории Украины, так и за ее пределами. Основными нормативными актами, регулирующими порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, являются Законы Украины «О внешнеэкономической деятельности», «О режиме иностранного инвестирования». Основными видами внешнеэкономической деятельности являются: экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы; оказание субъектами внешнеэкономической деятельности Украины различного вида услуг иностранным хозяйствующим субъектам; научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности; международные финансовые операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины, кредитные и расчетные операции; совместная предпринимательская деятельность, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм собственности, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом, как на территории Украины, так и за ее пределами; другие виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенные законами Украины.

Жизненно важными являются вопросы социального развития, включающие в себя улучшение условий труда, жизни и здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей и др. Решаются они трудовым коллективом с участием собственника либо уполномоченного им органа в соответствии с уставом, коллективным договором, законодательством. В связи с этим, предприятие обязано обеспечить всем работникам безопасные и безвредные условия труда. Отношения между собственником предприятия и работником по этим вопросам регулируются Законом Украины «Об охране труда». Собственник предприятия обязан возместить работнику ущерб, причиненный ему увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в полном размере потерянного заработка в соответствии с законодательством.

Предприятие в случае необходимости вправе осуществлять профессиональную подготовку работников за свой счет, как непосредственно на предприятии, так и путем обучения в учебных заведениях на договорных началах. Пенсионеры и инвалиды, работавшие до ухода на пенсию на предприятии, пользуются наравне с его работниками, имеющимися социальными услугами и льготами согласно уставу (Положению) предприятия.

7. Прекращение деятельности предприятия

Прекращение деятельности предприятия - одно из юридических понятий хозяйственного права. Это специфическая правовая работа. К содержанию понятия "прекращения" входят юридические основания ("условия"), акты и процессуально правовые действия относительно прекращения деятельности предприятия как субъекта права. Эти основания, акты и действия предусмотрены законодательством о предприятиях. Общие основания прекращения деятельности предприятий всех видов определены Законом Украины "О предпринимательстве" (ст. 11). Общий процессуальный (процедурный) порядок и формы прекращения регулирует Закон Украины "О предприятиях в Украине" (статье 34-36). В случае банкротства предприятия правоотношения прекращения регулируются Законом Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом" от 14 мая в 1992г. (в редакции от 30 июня в 1999г.), который тоже распространяется на предприятия всех видов. Особенные основания и формы прекращения деятельности предприятий отдельных видов установлены также законами об этих предприятиях.

Деятельность предприятия прекращает его владелец (высший орган предприятия, уполномочен орган). Прекращение за юридическими основаниями, как отмечалось выше, может быть два видов: добровольным и принудительным. Юридическими основаниями добровольного прекращения предприятия является инициатива владельца предприятия или предусмотренные законом или учредительными документами обстоятельства. Мотивы инициативы предприятия (предпринимателя) закон не регулирует. Это могут быть: изменение профиля деятельности, конкуренция, затоваривание и тому подобное. К предусмотренным законом или учредительным договором обстоятельств принадлежат: окончание срока, на который создавалось предприятие; достижение цели, поставленной основателями во время создания предприятия (ст. 19 Закона Украины "О хозяйственных обществах"). Учредительные документы предприятий могут включать и другие основания этого вида. Решение о прекращении деятельности предприятия из этих оснований принимает его высший орган. Предприниматели обязаны прекратить свою деятельность также "в случае окончания срока действия лицензии" (ст. 11 Закона Украины "О предпринимательстве"). Виды юридических оснований принудительного прекращения предприятия определены в законодательстве о предприятиях (ст. 34 Закона Украины "О предприятиях в Украине", ст. 19 Закона Украины "О хозяйственных обществах").

Принудительно предприятия прекращаются, во-первых, на основании решений суда (арбитражного суда) о признании недействительными учредительных документов предприятия (несоответствие их действующему законодательству) и акта (решение основателя) о создании предприятия. Во-вторых, предприятие прекращается на основании решения суда (арбитражного суда) по предоставлению органов, которые контролируют его деятельность, в случае систематического или грубого нарушения им законодательства. В-третьих, предприятие прекращается на основании решения суда (арбитражного суда) в случае несвоевременного сообщения им об изменении своего местонахождения (при изменении местонахождения предприятие должно в 7-дневной срок сообщить об этом регистрирующий орган). В-четвертых, предприятие прекращает свою деятельность на основании решения арбитражного суда о признании его банкротом. Порядок такого прекращения определяет Закон Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом". Закон предусматривает две правовых формы прекращения предприятия: ликвидацию и реорганизацию (ст. 34 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). В случае ликвидации предприятие прекращается как субъект права без правопреемства. Реорганизация предусматривает возникновение на основе действующего предприятия одного или больше новых предприятий как субъектов права. В случае реорганизации предприятия все его права и обязанности переходят к правопреемнику (правопреемников). Законодательство определяет пять правовых способов реорганизации предприятия: слияние, присоединение, деление, выдел и превращение. С юридической точки зрения эти способы отличаются в зависимости от того, к какому субъекту права переходят все имущественные права и обязанности предприятия, которые реорганизуются.

Слияние двух и больше предприятий в одно означают переход прав и обязанностей каждого из них к предприятию, которое возникло в результате правового акта слияния. В этом случае возникает новое предприятие. Присоединение одного предприятия к другому значит, что к нему переходят права и обязанности присоединенного предприятия. Новое предприятие в результате такой реорганизации не возникает. Подол предприятия является созданием на базе одного существующего предприятия двух и больше предприятий как субъектов права. При таких условиях происходит деление всего имущества предприятия. Такой способ реорганизации предусматривает утверждение владельцем (уполномоченным органом) раздельного акта (балансу). Согласно настоящему акту части имущества и соответствующие права и обязанности реорганизованного предприятия переходят к предприятиям, созданным в результате деления. Выдел предусматривает, что из действующего предприятия выделяются один или больше структурных подразделений, которые создаются, как самостоятельные предприятия Деления всего имущества предприятия этот способ реорганизации не предусматривает. Согласно раздельному акту (балансом) к ним переходят части имущества и соответствующие права и обязанности реорганизованного предприятия. Превращение предприятия как способ реорганизации означает превращение одной формы собственности на другую (например, государственной на коллективную) и соответственно изменение организационно-правовой формы предприятия. Такой способ реорганизации массово применяется в процессах корпоратизации и приватизации имущества государственных предприятий. При превращении к предприятию, которое только что возникло, переходят права и обязанности прежнего предприятия. Ликвидация и реорганизация предприятия тянет за собой исключение его из государственного реестра предприятий Украины. Из даты исключения предприятие считается реорганизованным или ликвидированным. Статусу субъекта права и юридического лица предприятие избавляется после осуществления относительно него мероприятий, которые являются ликвидационным процессом, урегулированным законом. В частности, это такие мероприятия:

Ликвидация предприятия ликвидационной комиссией, которая назначается органом (лицом), который принял решение о ликвидации. Этот орган (лицо) может возложить обязанность относительно ликвидации предприятия на его органы управления.

Установление порядка и сроков ликвидации, их устанавливает орган, который принял решение о ликвидации (владелец, уполномоченный орган, суд, арбитражный суд).

Устанавливается также срок для удовлетворения претензий кредиторов. Он не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации.

Выполнение ликвидационной комиссией своих обязанностей: сообщение о ликвидации предприятия в прессе (за местонахождением), о порядке и сроках ликвидации; употребление необходимых мер для взыскания дебиторской задолженности предприятия, выявления его кредиторов и претензий последних. Кредиторам и другим юридическим и физическим лицам, которые имеют соглашения с предприятием, сообщается о ликвидации письменно.

Осуществление ликвидационной комиссией по закону установленным порядком: инвентаризации и оценки имущества организации, реализации имущества, расчетов с кредиторами и членами трудового коллектива, составления ликвидационного баланса и представления его органу, который назначил ликвидационную комиссию, или владельцу.

Имущественные претензии кредиторов к предприятию, которое ликвидируется, удовлетворяются из его имущества. При этом законодатель допускает, что соответствующего имущества для удовлетворения претензий всех кредиторов может не хватить (презумпция недостаточности имущества). Поэтому в законодательстве о ликвидации предприятий действует общее правило очередности удовлетворения долгов предприятием-должником, который ликвидируется. В зависимости от оснований ликвидации предприятия установлены два вида очередности. Если предприятие ликвидируется в обычном порядке, действует очередность, установленная ст. 36 Закона Украины "О предприятиях в Украине". Она должна быть конкретизирована уставом. Если предприятие объявлено банкротом, действует очередность, определенная ст. 31 Закона Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом". Обычная очередность - это первоочередные и другие долги предприятия-должника. Первоочередными являются долги: перед бюджетом; расходы на возобновление естественной среды, которой нанесен вред ликвидированным предприятием; расчеты из оплаты согласно трудовым договорам (контрактами) ликвидированного предприятия; требования кредиторов, обеспеченные залогом. Очередность удовлетворения других долгов должна быть установлена в уставе (учредительном договоре). Она должна определяться согласно частям 2, 4, 5 ст. 36 Закона Украины "О предприятиях в Украине, а именно: вторая очередь - за требованиями органов государственного социального страхования и социального обеспечения. В пределах этой очереди осуществляется капитализация платежей, надлежащих из предприятия в связи с причинением увечья, другого повреждения здоровья гражданина или в связи с его смертью; третья очередь - своевременно обнаружены и заявлены требования кредиторов, не обеспеченные залогом; четвертая очередь - возвращение взносов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия и выплаты за акциями трудового коллектива; пятая очередь - претензии, обнаруженные и заявленные по окончании срока, установленного для их заявления, а также любые другие требования. Суть очередности заключается в том, что требования каждой следующей очереди выполняются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если в пределах одной очереди имущества для полного погашения долгов не хватает, оно распределяется между кредиторами пропорционально к заявленным ими и определенных ликвидационной комиссией сумм. При ликвидации предприятия применяется категория так называемых погашенных претензий (ч. Из ст. 36 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Погашенными по закону признаются претензии: не довольные за нехваткой имущества; не признанные ликвидационной комиссией. Последние могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд кредиторами. Иски об удовлетворении их требований должны быть поданы кредиторами в течение месяца со дня получения сообщения о полном или частичном непризнание претензии. Имущество, которое осталось после погашения долгов предприятия , используется согласно с решением собственника имущества.

Перечень ссылок

1. «Предпринимательское право Украины». Учебник.- Харьков: Эспада, 2008., с,457

2. Щербина В.С. Господарське право. Навчальний посібник. - К.: Юрінком Інтер, 2009,-365с.

3. Круглова Н. Ю. Хозяйственное право. -- М., 2007.,-512с.

4. Тітов М. І. Банкрутство: матеріально-правові та процесуальні аспекти / За наук. ред. В. М. Гайворонського. -- Харків, 2008.,-344с.

5. Саніахметова Н. О. Правовий захист підприємництва в Україні: Навч. посібник. -- К.: Юрінком Інтер, 2009.,-320с.

6. Демиденно В. В., Шемякин О. М. Право України: Навч. посібник для вузів,-- К.: ІСДО, 2008.,-542с.

7. Господарське право: Практикум / В. С. Щербина, Г. В. Пронська, О. М. Вінник та інші; за заг. ред. В. С. Щербини. -- К.: Юрінком Інтер, 2008.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»