Предпринимательский договор и лицензирование
19
1. Предпринимательский договор
Договор интегрирует в себе два крупнейших гражданско-правовых института: сделки и обязательства. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, включая хозяйствующих субъектов, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.Сделки могут быть односторонние или двух- и многосторонние. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, актами Президента РФ и Правительства РФ или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами. В последнем случае сделка фактически становится двусторонней. Односторонние сделки встречаются крайне редко. Типичным их примером; может служить завещание -- волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти. Двух- или многосторонняя сделка и есть договор. Для его заключения необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). Поэтому к договору в полном объеме применяются правила гл. 9 ГК РФ "Сделки", относящиеся к двух- и многосторонним сделкам. В частности, на гражданско-правовые договоры распространяются положения о форме сделок, о государственной регистрации сделок, об основаниях и последствиях признания сделок недействительными.В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Самое распространенное основание -- обязательства, вытекающие из договора.
Односторонние или взаимные обязательства присутствуют в каждом договоре. Так, ни один хозяйствующий субъект не в состоянии осуществлять предпринимательскую деятельность без использования договора купли-продажи. По этому договору одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа -- и за провоз багажа.
Договор есть универсальная общепринятая форма обмена, применяемая на всех уровнях и ко всем товарам легального рынка. Сейчас договор стал основным регулятором экономических связей, что потребовало глубокой психологической перестройки хозяйствующих субъектов.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства, есть уголовное преступление, предусмотренное ст. 179 УК РФ.
Распад СССР вызвал разрыв прежних хозяйственных связей между предприятиями, оказавшимися на территории различных, ставших суверенными государств. Единственным инструментом восстановления и поддержания утраченных связей является договор. Еще один фактор связан с самостоятельным выходом хозяйствующих субъектов на международный рынок. И опять-таки единственной правовой формой, опосредующей их внешнеэкономические связи, является договор. Никакие межгосударственные и межправительственные соглашения России с иностранными государствами не будут действенны, если их не подкрепить двух- и многосторонними сделками наших отечественных предпринимателей с зарубежными партнерами.
Постоянно действующим фактором неослабевающего значения договора является крайне необходимая и ничем другим не заменимая возможность предельно конкретизировать, уточнить взаимные права, обязанности и ответственность сторон, вступающих в рыночные, предпринимательские отношения. Только договор позволяет учесть особенности: сторон -- участников экономических отношений (личные качества предпринимателей, разовый, временный или постоянный характер их связей и т. п.), предмета договора, территории, места выполнения прав и обязанностей сторон (север, юг, средняя полоса, Дальний Восток, национальный состав населения, его традиции, обычаи), транспортной системы (наличие железных дорог, использование автомобилей, самолетов, морских и речных судов), времени года (лето, зима...) и т.д.
Содержание договора составляют его условия, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон. Они излагаются, в зависимости от объема и сложности договора, в отдельных разделах, пунктах. От формулировки условий и зависит качество договора. В основе договорных отношений лежит нормативное регулирование их условий. Именно оно позволяет хозяйствующим субъектам планировать свою предпринимательскую деятельность, предвидеть поведение своих партнеров, руководствующихся теми же социальными нормами, и, исходя из тех же социальных норм, адекватно реагировать на него.
Условия договора подразделяются на две группы: существенные и иные, несущественные (случайные, обычные). Особого внимания заслуживают существенные условия.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Условия, которые обладают качеством существенных, названы в ст. 432 ГК РФ. Они фиксируют три положения любого договора, а именно:
а) абсолютно для всех договоров существенным является указание на его предмет. Здесь строго действует принцип: нет предмета -- нет и договора, о чем бы ином в нем ни говорилось. Предметом договора могут выступать товары, работы, услуги с совершенно различными, сходными или полностью совпадающими количественными и качественными характеристиками. Самое главное-- адекватно отразить, максимально полно изложить в тексте все параметры предмета с тем, чтобы они одинаково оценивались не только сторонами договора, но и другими лицами, могущими иметь отношение к этому договору. В законах и иных правовых актах нередко даются сторонам безальтернативные указания или рекомендации о том, каким критериям должен отвечать предмет тех или иных договоров. Новым для российской предпринимательской практики является договор финансовой аренды (договор лизинга), по которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Предметом договора контрактации может быть лишь сельскохозяйственная продукция, выращенная ее производителем;
б) к существенным относятся условия, которые названы в законе или нормативных актах Президента РФ и Правительства РФ именно как существенные или необходимые для договоров данного вида. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.
В договоре доверительного управления имуществом должны быть указаны следующие существенные условия: состав имущества, передаваемого в доверительное управление; наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя); размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором; срок действия договора.
Статья 555 ГК РФ установила, что договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменном виде условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. Существенные условия договора страхования поставлены в зависимость от того, какие интересы страхуются.
При заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования; о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы; о сроке действия договора. При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: о застрахованном лице; о характере события, на случай наступления, которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы; о сроке действия договора;
в) существенными являются все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Значение приведенной нормы для хозяйствующих субъектов двояко. Во-первых, она создает безграничный простор для их инициативной творческой предпринимательской деятельности, достижения гармонии в рыночных отношениях. Во-вторых, данная норма служит юридической гарантией свободы договора. Никто никому не может навязать свою волю, все спорные вопросы решаются путем переговоров, выдвижением и обсуждением встречных условий, достижением консенсуса.
К договорным отношениям применяются самые различные правовые и иные социальные нормы. Для правильного оперирования ими в предпринимательстве (при заключении, исполнении, изменении и т.д. договоров) следует учитывать их юридическую силу, реальную возможность регулировать поведение сторон, а также необходимо уметь пользоваться механизмом превращения предусмотренной нормами возможности в действительность, в фактические договорно-предпринимательские отношения. По критерию приоритетности применения к договорным отношениям эти нормы можно распределить по трем уровням.
Первый -- императивные нормы права, т. е. обязательные для сторон правила, установленные законами и иными правовыми актами, действующими на момент заключения договора, и определяющие условия некоторых договоров. Условия договора должны соответствовать этим императивным нормам, иначе он будет признан недействительным.
Предпринимательские договоры, как правило, рассчитаны на длительный срок. За это время заложенные в них императивные нормы законодатель может изменить. Действующее законодательство твердо стоит на позиции стабильности договоров. Если закон, принятый после заключения договора, устанавливает иные обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, то условия заключенного договора сохраняют силу. Исключения из данного правила допускаются лишь в случаях, когда в самом законе установлено, что его действие распространяется и на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Второй уровень -- диспозитивные нормы права. В отличие от императивной диспозитивная норма применяется лишь постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное. Стороны своим соглашением могут установить условия, отличные от предусмотренных в указанной норме, либо вообще ничего не сказать об этих условиях, и тогда будет действовать диспозитивная норма. Например, если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т. п.), если иное не предусмотрено договором. Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства.
Третий уровень -- обычаи делового оборота. Применение обычаев делового оборота широко распространено во внешнеторговых сделках. Обычаи делового оборота могут применяться к договорным отношениям в случаях, когда соответствующие условия договора не определены ни императивной нормой, ни соглашением сторон, ни диспозитивной нормой.
Система договорных отношений постоянно развивается под влиянием запросов практики экономических, прежде всего предпринимательских, отношений:
а) закреплены новые виды договоров, которые ранее не были известны нашему законодательству. В частности, договоры продажи недвижимости, продажи предприятий, постоянной и пожизненной ренты, аренды предприятий, финансовой аренды (лизинг), финансирования под уступку денежного требования (факторинг), агентский договор, доверительного управления имуществом, коммерческой концессии ( франчайзинг );
б) произошло выделение новых видов договоров из ранее узаконенных. Например, как самостоятельные виды ныне определены договоры на выполнение научно-исследовательских и технологических работ, договор на оказание возмездных услуг, договор транспортной экспедиции;
в) осуществлена углубленная систематизация ряда давно применяемых на практике и получивших закрепление в ранее действовавшем законодательстве договоров. В них структурно выделены общие положения (гражданско-правовые нормы), распространяющие свое действие на все разновидности данного договора, и лишь затем приведена юридическая характеристика самих этих конкретных разновидностей. Такие новации внесены в договоры купли-продажи, ренты и пожизненного содержания с иждивением, аренды, подряда, перевозки, хранения, а также в отношении используемых форм расчетов между субъектами гражданско-правовой деятельности.
Некоторые классификационные признаки договоров.
С точки зрения их нормативно-правового регулирования все договоры подразделяются на две группы. Первая -- это договоры, предусмотренные законами или иными правовыми актами. Назовем их модельными. Таких договоров, насчитывается несколько десятков и сосредоточены они, главным образом, в части второй ГК РФ. Стороны могут заключить и договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Вторая группа -- договоры, не предусмотренные законами или иными правовыми актами. Предприниматели могут заключать между собой и с иными субъектами гражданских правоотношений договор какой угодно и о чем угодно. Барьер существует только один: установленный законом запрет на совершение конкретной предпринимательской деятельности. Например, коммерческие организации со специальной правоспособностью и некоммерческие организации не вправе выходить за пределы их правоспособности.
В отдельные виды выделены:
а) публичный договор. Им признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается;
б) договор присоединения. Им признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Изложенные положения не распространяются на субъектов предпринимательской деятельности. Требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор;
в) предварительный договор. По этому договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор;
г) договор в пользу третьего лица. Им признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или договором, с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица.
2. Лицензирование в предпринимательской деятельности
Лицензирование представляет собой сложное многоаспектное социально-правовое явление, которое имеет в целом двоякую направленность. С одной стороны, лицензирование -- это мероприятия, связанные с предоставлением субъекту экономической деятельности разрешения на эту деятельность, а с другой -- осуществление со стороны уполномоченных органов надзорной (контрольной) деятельности за соблюдением экономическим субъектом определенных требований и условий, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст. 2 следующим образом определяет лицензию: «Лицензия -- это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю». Лицензия выдается в основном на те виды деятельности, которые имеют хозяйственный характер.
Закон о лицензировании (ст.4) определяет лицензирование как метод, с помощью которого государство осуществляет разрешительную политику в области экономической деятельности.
Лицензирование как правовой институт представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, а также надзора за экономическими субъектами по соблюдению правил лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, привлечения к ответственности нарушителей этих правил.
Ст. 7 указывает, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской.
Статья 10 Закона о лицензировании определяет, что в документе, подтверждающем наличие лицензии, а также в решении о предоставлении лицензии указываются:
наименование лицензирующего органа;
наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения -- для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства; данные документа, удостоверяющего личность, -- для индивидуального предпринимателя;
лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии;
идентификационный номер налогоплательщика;
номер лицензии;
дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Выдаче лицензии предшествует обращение заявителя в лицензирующий орган. Эта инициатива соискателя лицензии порождает и его обязанности встать на учет в налоговом органе, внести плату за рассмотрение своего заявления лицензирующим органом, представить документы в соответствии с перечнем, определенным законом и положениями о лицензировании конкретного вида деятельности.
Для получения лицензии соискатель лицензии в соответствии со ст. 9 Закона о лицензировании представляет в соответствующий лицензирующий орган как минимум следующий пакет документов:
заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения -- для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, -- для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
копии учредительных документов и копию документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) -- для юридического лица;
копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) -- для индивидуального предпринимателя;
копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами. Так, одним из обязательных требований и условий, предъявляемых к лицензиатам, является соблюдение законодательства Российской Федерации, в частности экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
В отношении видов деятельности, требующих для их осуществления знаний или специальных условий, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться:
квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем;
требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.
Перечень дополнительных требований и условий определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных федеральными законами.
Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами (ранее этот срок составлял 30 дней). Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие в порядке, установленном административным законодательством Российской Федерации. Таким образом, соискатель лицензии вправе избрать административный способ обжалования решения об отказе в выдаче лицензии, потребовав проведения независимой экспертизы. Однако экспертное заключение не имеет обязательной силы для лицензирующего органа -- последний обязан вновь рассмотреть указанное ходатайство и по его результатам вправе вторично отказать соискателю лицензии в выдаче лицензии. Таким образом, лицензирующий орган в сравнении с соискателем лицензии обладает более значимым потенциалом и в процессе обжалования последним указанного решения. В этом случае остается возможность судебного обжалования действия (бездействия) лицензирующего органа.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
Лицензирующие органы обладают следующими контрольными правомочиями:
проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
выносить предупреждение лицензиату.
При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.
Среди таких мер выделяются меры предупредительные (например, отказ в выдаче лицензии по основаниям, предусмотренным законом), меры ответственности (административной, уголовной), а также меры пресечения.
В качестве мер пресечения противоправного поведения субъектов лицензионных правоотношений законодательство о лицензировании предусматривает приостановление действия лицензии, а также аннулирование лицензии.
Статья 13 закона установила, что лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии лишь в двух случаях:
в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений лицензионных требований и условий;
в случае выявления лицензирующими органами грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шести месяцев. При этом срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Федеральный Закон о лицензировании устанавливает три случая аннулирования лицензии:
лицензирующим органом (во внесудебном порядке);
в судебном порядке, по добровольной инициативе лицензирующего органа;
в судебном порядке, по обязательной инициативе лицензирующего органа.
Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Основанием для аннулирования лицензии решением суда на основании заявления лицензирующего органа является нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекшее за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в том случае, если в установленный им срок лицензиат не устранил нарушения, послужившие основанием для приостановления лицензии.
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Кроме аннулирования лицензии, лицензионное законодательство предусматривает еще одно основание для прекращения лицензионных правоотношений: лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] с изм. ФКЗ от 25.03.2004 г. № 1-ФКЗ//Российская газета № 237
2 Гражданский Кодекс Российский Федерации часть первая: [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.] в ред. ФЗ от 18.07.2009 N 181-ФЗ//СЗ РФ 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3 Гражданский Кодекс Российский Федерации часть вторая: [Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г. ] в ред. ФЗ от 25.12.2008 N 280-ФЗ, с изм., внесенным Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П//"Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996
4 Гражданский Кодекс Российский Федерации часть третья: [принят Государственной Думой 1 ноября 2001 г.] в ред. ФЗ от 30.06.2008 N 105-ФЗ//СЗ РФ 03.12.2001, N 49, ст. 4552
5 Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях: [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.] в ред. ФЗ от 21.12.2009 N 330-ФЗ//СЗ РФ 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
6 Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»: [принят Государственной Думой 13 июля 2001 г.] в ред. ФЗ от 18.07.2009 N 177-ФЗ//СЗ РФ 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3430
7 Зенин И. А. Предпринимательское право: учебник/ И. А. Зенин - М.: Высшее образование, 2008. - 629 с.
8 Гущин В.В. Российское предпринимательское право: учебник/ В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев-- М.: Изд-во Эксмо, 2005. -- 736 с.
9 Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учебник для вузов/ С. Э. Жилинский -- 3-е изд., изм. и доп. -- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА - М), 2001. -- 672 с.