Принципы и общие правила конституционного судопроизводства
20
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: «Принципы и общие правила конституционного судопроизводства»
Введение
Конституционные суды - это институт, органичный для правового государства, где есть разделение властей и четко выражено стремление жить по закону. Их появление трудно представить в странах с тоталитарным режимом правления. В прошлом они просто не вписывались в политические системы, которые не проводили четкого и в полном объеме разграничения представительной, исполнительной и судебной властей, да еще при руководящей роли одной партии. Ориентация в современных условиях на общедемократические правовые ценности открыла перспективу появления конституционных судов и в России.
Предназначение этих судов состоит в том, чтобы защищать Конституцию, закон, права граждан.
Образование конституционных судов как особых судебных органов конституционного контроля - свидетельство того, что происходит правовое обогащение общества. Они, несомненно, усиливают судебную власть.
Одновременно граждане и юридические лица получают дополнительную гарантию в защите своих прав. Создается важная предпосылка укрепления конституционных основ российской государственности, превращения конституции в действующее право.
Проверка конституционности законов - дело сложное и тонкое, требующее от судей высокой квалификации, и не случайно, что Конституция отнесла эту функцию к компетенции специализированного органа, действующего строго коллегиально.
Принципами деятельности Конституционного суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, полнота и всесторонность разбирательства.
1. Понятие и принципы конституционного судопроизводства
Общие принципы конституционного судопроизводства в целом совпадают с общими конституционными принципами любого судопроизводства. Это прежде всего независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.
1. Независимость. Согласно первому из принципов, судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
В свой деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий:, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
Решения и другие акты Конституционного Суда должны выражать соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
2. Коллегиальность. В соответствии с указанным принципом рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально.
Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседания палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом. В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздерживаться при голосовании или уклониться от голосования.
3. Гласность. Этот принцип как один из общих принципов судопроизводства. Применительно к федеральному конституционному судопроизводству он означает, что рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто.
Присутствующие на открытом заседании имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и теле-трансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда.
Конституционный Суд Российской Федерации назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда Российской Федерации, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.
Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.
Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.
В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
5. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.
Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, к компетенции палаты.
До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании
Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.
6. Состязательность и равноправие сторон. Смысл этого принципа состоит в том, что стороны должны пользоваться равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседания Конституционного Суда Российской Федерации.
Положение о равноправии сторон конкретизируется, в соответствии с которой стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.
7. Язык конституционного судопроизводства. Производство в конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.
Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
Принципы гражданского процессуального права распадаются на две большие группы - принципы организации правосудия (судоустройственные):
- осуществление правосудия только судом;
- сочетание единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел;
- независимость судей и подчинение их только закону;
- равенство граждан перед законом и судом;
- гласность судебного разбирательства;
- национальный язык судопроизводства.
Принципы, определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса (функциональные)
- законность;
- диспозитивность, состязательность:
- объективная (судебная) истина;
- процессуальное равноправие сторон;
- устность, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства.
Все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
К принципам уголовного процесса относятся:
- законность;
- публичность;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- осуществление правосудия только судом;
- самостоятельность судов, независимость судей, народных и присяжных заседателей;
- осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
- открытого судебного разбирательства;
- язык судопроизводства;
- презумпция невиновности;
- обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту;
- состязательность и равноправие сторон;
- всесторонность, полнота и объективность;
- участие граждан в уголовном судопроизводстве.
К принципам административного процесса относятся:
- законность;
- компетентность;
- охраны интересов государства и личности;
- процессуального равенства;
- достижения материальной истины;
- доступности;
- гласности;
- экономичности;
- ответственности должностных лиц.
2. Особенности конституционного (уставного) судопроизводства в субъектах Российской Федерации
Становление конституционной юстиции происходит до некоторой степени спонтанно. Одна из особенностей состоит в том, что конституционные суды, а точнее их учреждение - это инициатива самих субъектов федерации. Они дополняют государственность республик, рассматриваются в качестве инструмента углубления обретенной ими независимости.
Конституционные суды республик в составе Российской Федерации не упоминаются в Конституции Российской Федерации. Указанное препятствие не является барьером, препятствующим для их образования, ибо они обладают всей полнотой государственной власти и вправе определять систему органов, осуществляющих правосудие. Это право, которое относит вопросы судоустройства к совместному ведению федеральных и республиканских органов государственной власти.
При создании конституционных судов республик в составе Российской Федерации эталоном являлся Конституционный Суд Российской Федерации, но постепенно часть компетенции Конституционного Суда Российской Федерации отходило в пользу конституционных судов республик.
В явочном порядке присваивались полномочия по разрешению споров по вопросам, которые отнесены к сфере совместного ведения федеральных и республиканских органов государственной власти.
Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды ее республик должны функционировать как система. Это положение объективно предопределяется единством Российской Федерации как целостного государства и ее правового пространства, в котором предполагается самостоятельное нормотворчество, но одновременно провозглашается требование соответствия конституций республик как субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, обязательность ее законов на территории всех республик, краев и областей, их приоритетность по отношению к законам и правовым актам субъектов федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды республик находятся между собой в установленных законом взаимоотношениях по осуществлению правосудия в форме конституционного судопроизводства. Конституционные суды как элементы судебной системы едины по своей сущности. У них общие цели, задачи и формы деятельности, и они сводятся к трем основным процедурам: рассмотрению дел о конституционности правовых актов и договоров; рассмотрению дел по индивидуальным жалобам граждан; даче заключений. Почти идентичны нормы о статусе конституционных судей и правилах судопроизводства в Конституционном Суде.
Конституционные суды различаются по составу и срокам полномочий.
Существуют несовпадение объема судебной власти. Так, по проекту Конституции, что Конституционный суд будет рассматривать дела и по собственной инициативе. Если Конституционный Суд Российской Федерации согласно Конституции вправе разрешать дела о конституционности любых правовых актов, то отдельные республиканские суды проверяют конституционность только нормативных актов. Конституционные суды областей, краев и городов федерального значения дополняют конституционную юстицию Российской Федерации, придают ей целостность. Они способствуют усилению конституционного надзора, защите конституционного строя, прав и свобод граждан, разгружают Конституционный Суд Российской Федерации.
Взаимодействие Конституционного Суда Российской Федерации с конституционными и уставными судами субъектов Российской Федерации по существу сводится к обмену опытом.
Процессуальных отношений (т.е. кассационного пересмотра решений) между ним нет, ибо конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации имеет свою сферу компетенции, четко отграниченную от сферы компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституция Республики уполномочивает Конституционный суд своей республики проверять конституционность актов Верховного Совета, президента и кабинета министров республики; давать заключения: о конституционности внутрифедеральных, международных договоров республики, а также действующих на ее территории международных договоров, заключенных Российской Федерации; о соответствии законов и иных нормативных актов Российской Федерации Федеративному договору и
Конституции Российской Федерации.
Судебная власть самостоятельная и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.
Порядок организации и деятельности судов определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Формирование кадрового состава судебных органов осуществляется в соответствии с федеральными законами. Дума и Администрация края оказывают судам содействие в обеспечение их деятельности актами Главы администрации края. Формирование кадрового состава судебных органов осуществляется в соответствии с федеральными законами. Дума и Администрация края оказывают судам содействие в обеспечение их деятельности.
Конституционный контроль на уровне субъектов Российской Федерации необходим. С помощью органов конституционного контроля должно быть обеспечено развитие конституций и уставов, равноправие и защита прав человека и гражданина, конституционность формирования местного самоуправления, взаимодействия ветвей государственной власти. Должны обеспечивать сохранность идей Конституции Российской Федерации на уровне субъектов Федерации.
3. Особенности производства в Конституционном суде Российской Федерации
Рассмотрим особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел:
а) рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договором между ними - правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности.
Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти или отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за не конституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации.
Запрос о проверке конституционности нормативного акта субъекта Российской Федерации допустим, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации устанавливает соответствие Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними: по содержанию норм; по форме нормативного акта иди договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного
Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти и договором между ними, принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, производится Конституционным Судом Российской Федерации только по содержанию норм.
По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих решений: нормативные акты или договора либо отдельные их положения признаются соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации, нормативные акты или договора либо отдельные их положения признаются не соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения.
Положения этих нормативных актов и договоров не могут применятся судами, другими органами и должностными лицами; рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,
Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации допустим, если:
- упоминаемый в запросе международный договор Российской Федерации подлежит согласно Конституции и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти;
- заявитель считает не вступивший в силу международный договор Российской Федерации не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за его несоответствия Конституции Российской Федерации.
Пределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих решений:
- о признании не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;
- о признании не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.
С момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений международный договор не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом.
Рассмотрение дел по спорам о компетенции. Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти.
Ходатайство органа (органов) государственной власти допустимо, если:
- оспариваемая компетенция определяется Конституцией Российской Федерации;
- спор не касается вопроса о подведомственности дела судами или о подсудности;
- спор не был или не может быть разрешен иным способом;
- заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между органами государственной власти;
- заявитель раннее обращался к органам государственной власти с письменным заявлением о нарушении ими определенной Конституцией Российской Федерации и договорами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности;
- в течении месяца со дня получения письменного заявления, упомянутого в предыдущем пункте не были устранены указанные в нем нарушения;
- в случае обращения соответствующего органа государственной власти к
Президенту Российской Федерации с просьбой об использовании согласительных процедур, Президент Российской Федерации в течении месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.
Ходатайство Президента РФ, допустимо, если:
- Президент Российской Федерации использовал согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти;
- разногласия между органами государственной власти являются подведомственным Конституционному Суду Российской Федерации спором о компетенции.
Рассмотрение дела о соответствии нормативного акта, являющегося предметом спора о компетенции, Конституции Российской Федерации по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о конституционности нормативных актов.
По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих решений:
- подтверждающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившего причиной спора о компетенции;
- отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившего причиной спора о компетенции.
Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица.
Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:
- закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
- закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановление производства по делу.
Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов. Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
Запрос суда допустим, если закон применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.
Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Федерации. Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная
Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации Советом Федерации.
Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков соответствующего преступления.
По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд Российской Федерации дает одно из следующих заключений:
- о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
- о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией Российской Федерации рассмотрение обвинения прекращается.
Заключение
Цель Конституционного Суда Российской Федерации - это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации.
Основные правила конституционного судопроизводства регламентируются на базе Конституции Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде. При этом важно соблюсти меру такой регламентации. Возникает проблема соотношения законодательной регламентации и самостоятельности Конституционного Суда в регулировании своей внутренней деятельности посредством Регламента.
Своеобразие Конституционного Суда, характер рассматриваемых им дел, порой уникальных по своему предмету, окончательность принимаемых им решений, невозможность предвидеть все ситуации, которые могут возникнуть в ходе конституционного судопроизводства, объективно предопределяют тот факт, что процедура, вопросы внутренней деятельности Конституционного суда не должны быть детально регламентированы на законодательном уровне, жестко связывать Конституционный Суд. Он должен иметь право, опираясь на практику, самостоятельно определять правила своей внутренней деятельности.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ (1993).
2. О Конституционном Суде РФ: Федеральный конституционный закон от 24.06.94. Собрание РФ. 2007. №13.
3. ФКЗ О судебной системе Российской Федерации от 23.10. 1996 г. (с изм. и доп. на 07.08.2000 г. №120 - ФЗ)
4. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда РФ. Государство и право. 2000
5. Туманов А.А. Конституционный Суд РФ. Государство и право. 2002.
6. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном Суде РФ. Государство и право. 2000.