2. Анализ цветовой гаммы флага и интерпретация ее смыслов и идей
Заключение
ВведениеФлаг - это символ нации, отраженииидеалов, с верой в которые народ живетсозидает, идет в будущее.А. ИвановС древнейших времен символика играет важную роль в человеческом обществе.Символы - это плод удивительных возможностей человеческой мысли. Она проникает глубоко в сущность явлений, открывает значительное в обыкновенном, выявляет главное качество и через зрительный образ или слово претворяет его в знак, в сигнал, в олицетворение вещей или явлений, в их условное изображение. Символ - это знак, имеющий обусловленное значение для определенной группы людей, объединенных убеждениями, общей целью, имеющих одну профессию. "Символ потому есть символ, - сказал Пенчо Славейков, - что он указывает на то, для чего не нужны объяснения". (5;6)Само слово "символ" греческого происхождения (symbolon). Это знак, примета, признак, пароль, сигнал, предзнаменование. К настоящему моменту человечество неплохо отработало язык символов. Чисто условные знаки, понятные лишь в знаковой системе - буквы, используемые в математике для обозначений, звуки, производимые человеком - являются также символами. Есть знаки, созданные по прямому сходству с обозначаемым предметом. Очень важно отметить группу знаков, передающую отвлеченные понятия, в том числе и высшие, ибо к этой группе относятся символы христианства. А именно они-то и были наиболее существенными при формировании государственной символики, опиравшейся на христианскую традицию, особенно в период средневековья, когда "самосознание и общение народов и поколений", равно как и "осознание и тем самым создание своей государственности", "осуществлялось вообще и, прежде всего посредством символов". По мнению А.Ф. Лосева, символ есть концентрированное зримое выражение главной идеи, явления или понятия, основанное на структурном сходстве символа и элементов символизируемого содержания. (2; 16-17)Государственные символы устанавливаются, как правило, Конституцией или специальными законами государств - это особые, исторически сложившиеся, отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность и несущие идеологический смысл. Они - неотъемлемый его признак, который является отнюдь не только украшением, но и служит для единения нации, воспроизводит традиции, несет идею стабильности непреходящих ценностей и, конечно, служит для узнаваемости любого государства. К основным государственным символам обычно относятся официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники. Обязательными же атрибутами государства являются государственный флаг, герб и гимн.Существует целый ряд названий на русском языке для обозначения того, что мы сейчас называем флагом. Предлагаю рассмотреть некоторые из них в исторической традиции.1. Знамя - (слово немецкого происхождения) определенного цвета (цветов) полотно, укрепленное на древке с надписями, эмблемами, украшениями, служащее официальным символом государства. (11; 470)2. Штандарт - (от немецкого слова Standarte) императорский (королевский) флаг в России, а также флаг главы государства, поднимаемый во время пребывания императора или главы государства на военном корабле или во дворце. (11; 1543)3. Флаг - (от голландского Flag) прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы. (11; 1433)4. Хоругвь - (от монгольского “оронго" - “знак", “знамя”) устаревшее название воинского знамени; вертикально свисающее полотнище с изображением Христа или святых, укрепленное на длинном древке и носимое при крестных походах. (11; 1476)5. Стяг - древнерусское название (до конца 15 века) воинского знамени, представляет собой шест с укрепленным на нем пучком конских волос, клином яркой ткани. (11; 1296)6. Вымпел - (от голландского wimpel) узкий, длинный, раздвоенный на конце флаг, поднимается на мачте военного корабля, находящегося в плавании наряду с кормовым флагом, служит признаком государственной принадлежности корабля. (11; 260)7. Бунчук - (слово тюркского происхождения) длинное древко с шаром или острием, прядями из конских волос и кистями на верхнем конце; знак власти у турецких пашей, польских и украинских гетманов и атаманов русского казачьего войска в 15 - 18 веках. (11; 178)В принципе особых отличий по назначению они не имеют, но, однако, нет и обобщающего термина. Можно следовать примеру К.А. Иванова, который в общем значении использует слово "флаг", очевидно, под влиянием англоязычной традиции. Я же предлагаю в качестве общего термина взять слово "знамя", т.к если исходить из этимологии слова, оно означает "значение", "знак".Знамена составляют определенную знаковую систему, одну из символических систем - средств накопления, хранения, передачи информации. В эмблемах и надписях, помещенных на знаменах, содержатся основные идеи того времени, к которому они относятся. Знаменную символику отличает чрезвычайная динамичность. Именно на знаменах происходит "естественный отбор" эмблем и девизов, пробуются варианты, отсеивается все второстепенное и формируется все основное.Таким образом, знамена представляют собой источник, помогающий уточнить направление развития идеологии, служащий определенной периодизацией социально - политических процессов (2; 381), т.к., по-моему мнению, они собой что-то "знаменуют".Современный российский флаг называется "триколор", т.е. "трехцветный". Сегодня в России настоящий культ флага: триколор на зданиях, в витринах магазинов, на вездесущей рекламе, на номерных знаках автомобилей, куртках, майках, значках, открытках... Только вот незадача: его порой вешают на улицах "вверх ногами" - белой полосой вниз. И при всем обилии развешанных флагов многие люди, спроси их, в какой последовательности располагаются на флагах полосы, затрудняются ответить. (7;7) Поэтому необходимо воспитывать культуру восприятия в обществе символики флага, знать ее драматическую биографию, понимать смысл, заложенный в цветовой гамме флага, не говоря уже о последовательности расположения цветов на нем, установленной законами РФ. (см.12, 13, 14, 15) (Приложение 1)Тем не менее, за всю историю создания и развития нашего флага интерес к нему проявлялся со стороны не всех сословий и не всегда. А в современной России каждый достойный и уважающий себя гражданин считает своей обязанностью знать символы России и идеи, заложенные в них.Поэтому актуальность темы объясняется многими факторами.Во-первых, флагу посвящено большое количество книг и очерков. Причем всю литературу о флаге РФ можно разделить на две группы: специальная литература и публицистические материалы. Все источники носят информационный и просветительский характер или приурочены к памятной дате. Специальная литература в основном акцентирует внимание на истории возникновения государственного флага, интерпретации терминов и на событиях общественной жизни, предшествующих принятию какого-либо из государственных символов. Публицистическая литература отличается патетикой, т.е. страстными, взволнованными, исполненными пафоса нотами, прославляющими эти государственные символы.Во-вторых, это утверждение традиции российского флага. Флаг РФ - один из древнейших государственных флагов мира, он формировался на протяжении тысячелетия, испокон веку люди отождествляли с флагом свободу, веру, силу... С возвращением флага наших предков, мы, прежде всего, вернули себе часть утраченной истории и национальную гордость. Это одновременно и призыв к консолидации общества, его примирению во славу Отечества и во благо каждого из его жителей. Я считаю, что Россия достойна флага, под которым жили многие поколения наших предков.В-третьих, с каждым днем все активнее происходит популяризация нашего национального флага и его отождествление с властью. Естественно, подрастающие поколения будут хранить и защищать традиционные символы Российского государства. Поэтому оно должно воспитывать уважение к ним, ибо почитание их, а в особенности флага РФ, есть проявление гражданской позиции, а надругательство - подрыв традиций и неуважение к истории своего народа.В завершении я хочу сказать, что Россия вошла в международное сообщество, и флаг в определенной степени является лицом нашей страны. Бело-сине-красный флаг в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к государственным флагам. На нем нет признаков каких-либо классов, партий, сословий, общественного и государственного строя, отсутствуют и национальные и конфессиональные признаки, но остается главное - историческая преемственность. (10; 68) За российским трехколором более чем трехсотлетняя история. (см.1) Историческая преемственность государственного флага напрямую связана и с духовными началами каждого народа. Наш народ - это не только русские, а россияне, т.е. все нации и народности, входящие в состав РФ. К настоящему времени международное сообщество выработало целый ряд общих норм по отношению к флагам. И важнейшая из них - взаимное уважение. Посягательство на полотнище другого государства однозначно воспринимается во всем мире как знак неуважения и враждебности. И наоборот, уважение и достойное отношение к чужому флагу - общепринятая норма международных отношений. (2; 378) Наш флаг - единственный в своем роде, непохожий на флаги других стран, что делает его легко узнаваемым на мировой арене.Современная действительность подтверждает, что назрела необходимость в воплощении и осознании символов нового общественного строя. Поэтому законодательная база должна быть пересмотрена и усовершенствована: ведь до сих пор нет официального толкования государственных символов России, и этот пробел может сказаться на восприятии гражданином российской символики. Также в Конституции РФ не раскрыт смысл назначения символов нашей страны. Хотя, на мой взгляд, этому должно быть уделено больше внимания, причем каждому символу отдельно.Надо заметить, что история российского герба и флага привлекала внимание историков по преимуществу с середины 19 века. Причин тому несколько. К этому времени был уже накоплен достаточный материал, который позволил судить об эволюции государственных символов. Сама же проблематика приобрела актуальность в условиях некоторой модернизации России. К тому же положение России как великой державы было под угрозой, чему способствовали отсталость и консервативность социального устройства.Среди выдающихся представителей дореволюционной науки следует назвать А.Б. Лакиера, настоящего классика русской геральдики, автора фундаментального обзора российской геральдики, который обобщил все достижения в этой сфере, и труд его является бесценным.За вторую половину 19 века количество обнародованных материалов по истории герба и флага значительно увеличилось. Благодаря усилиям М.А. Оболенского и П.И. Иванова увидели свет публикации печатей, хранящихся в российских архивах, были упорядочены и изданы материалы Оружейной палаты, неиссякаемый источник по истории государственной символики.В конце 19 - начале 20 столетий и даже позже трудились Н.П. Лихачев, неутомимый собиратель памятников прошлого, и В.К. Лукомский, продолживший традиции А.Б. Лакиера. Оба они подчеркивали необходимость изучения государственных символов России и сами немало сделали для этого.Основные этапы истории государственного герба и флага были охарактеризованы П.И. Белавенцом, который широко привлек законодательные памятники, практически он собрал все царские и императорские указы на эту тему. В связи с историей Правительствующего Сената аналогичную работу проделал и В.К. Лукомский. Таким образом, во втором десятилетии 20 века была в общих чертах воссоздана история государственных символов России.После 1917 года интерес к дореволюционной истории герба и флага резко упал. Однако эстафету изучения государственных символов приняли наши современники. На первый план в 40-50-е года вышло изучение советской государственной символики. В 80-е года особое внимание стали уделять истории советского флага, в изучении которого несомненные заслуги принадлежат П.К. Корнакову. Также необходимо указать работу одного из ведущих специалистов в этой области - Г. B. Вилинбахова. Он сосредоточил свои усилия в основном на Петровском времени, дав скрупулезный анализ изображений на гербе, флагах и знаменах Петра Великого и показав их истоки, а самое главное - смысл.Тем не менее, далеко не все прояснено окончательно в истории государственной символики. В особенности это касается наиболее раннего времени - до конца 16 столетия - и современности. (2; 6 - 11)Данная работа посвящена государственному флагу Российской Федерации. Основной ее целью является изучение проблемы преемственности в понимании символики цветовой гаммы флага, ведь от того как и насколько ясно мы осознаем идеи национальных символов, зависит уровень гражданской культуры и осознание преемственности исторической жизни нашего народа. Поэтому предметом изучения служит символика российского флага, объектом является историческая традиция в представлениях историков и публицистов и мнения моих сверстников о цветовой символике флага. Я использую в работе такие методы как теоретический анализ, сравнительно - сопоставительный анализ и тестирование - "цветовые ассоциации" (по аналогии с цветовым тестом М. Люшера).Я полагаю, что если провести тестирование, в котором респондентам будет предложено соотнести цветовые ассоциации с традиционными идеями, заложенными в цвета флага, то можно будет составить представление о том, какие традиционные ценности сохранились в их сознании; какой цвет в большей степени ими идентифицирован и какой смысл в большей степени ими усвоен; совпадает или не совпадает их субъективное восприятие смыслов и цветов российского флага с традиционно сложившимися.В процессе написания работы мне предстояло:изучить литературу по теме исследования;составить сравнительную таблицу значений и смыслов, закладываемых в символику флага, по эпохам (Приложение 2);провести анализ таблицы и подготовить материалы к проведению тестирования (цветовые ассоциации);провести практическую часть исследования в виде тестирования с целью определить, насколько представление старшеклассников соответствует тем идеям, которые вкладывали в цвета флага предыдущие поколения;провести анализ полученных данных и сформулировать выводы по теме исследования.1. История российского флагаВ большинстве стран мира государственные флаги появились относительно поздно - в 18 - 19 веках. Кроме того, флаги бывают торговые, партийные, ведомственные, флаги международных организаций и т.д.Государственный флаг, как и герб, - символ достоинства нации. (16; 55)За всю историю России сменилось великое множество флагов, но все они в определенной степени несли вечные идеи, которые теплились в душе российского народа. Эти флаги - историческая ценность русского народа. В разные периоды новой истории их называли символами долгожданной свободы, чистоты, веры, постоянства, монархии... За них, бывало, расплачивались жизнью. (2; 402)Какова же предыстория нашего российского флага?Пока на Руси не было единого государства, не могло существовать и государственного флага. (10; 65) Поэтому у древних славян знамя первоначально, скорее всего, было без полотнища. Как и многие другие народы мира, наши предки могли сражаться под изображениями тотемов, крепившихся в навершиях стягов-шестов. (2; 403)С образованием к 9 веку славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове, Переяславле и других городах стали возникать и первые предшественники флагов - стяги, символы княжеской власти. (10; 65) Относительно полотнищ стягов древнерусских племен можно предположить, что до принятия христианства они были разных форм и цвета, но преимущественным цветом был, видимо, красный. С глубокой древности воины считали цвет огня и крови цветом мужества. Именно такой цвет щитов был наиболее распространен у русских. Краска, изготовляемая из насекомого - "дубового червеца", была ярко-розово-красной, поэтому строй "чърленых" русских щитов на поле брани сравнивали с зарей. (2; 405-406) Во время сражения стяги находились на самом заметном месте, чтобы их мог видеть каждый ратник. В стяговники обычно выбирали богатырей, вокруг стяга сосредоточивались лучшие формирования обороны. Стяг олицетворял собой душу, славу и честь древнерусского войска: если противник смог пробиться к стягу и подсечь его, то войско ждало поражение. Вот почему самое пекло сражения происходило именно здесь. (см.10)Стяги русских племен 8 - 9 веков хранились, вероятно, в "жилищах богов". Русские полотнища имели, как правило, трапециевидную форму или ступенчатые выступы у свободного края, или два - три "языка", трепетавших на ветру, как языки пламени. Цвет каймы и языков у стяга, видимо, отличался от основного поля. Широкая кайма и скошенный снизу вверх клин-откос продержались на русских знаменах с дохристианских времен до конца 17 века. Такая форма стяга - "косыни" утвердилась не случайно - взметающийся ветром откос бодрил и придавал уверенность воинам. Навершие стяга было крестообразным, на полотнище стяга, возможно, изображался "знак Рюриковичей".Всю символику христианства Русь получила от своей крестной матери - Византии. Византийское влияние, оказавшееся столь значительным для культуры Руси, после принятия христианства затронуло и военную символику. Из всего многообразия религиозных изображений предпочтение отдавалось лику Спаса. (2; 406-408) Стяги стали приобретать значение святыни. В 12 - 15 веках стяги уменьшились в размерах. Под стягами стали отправлять церковные службы, приносить присягу, заключать договоры.Стремясь помешать начавшемуся в 14 веке объединению русских земель, хан Мамай вторгся в Московское княжество. Два войска сошлись 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. В центре русских дружин возвышался великокняжеский стяг. В древнейшем документе "Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского" говорится, что на стяге чермного, то есть багряно-красного, цвета был изображен Иисус Христос. Именно здесь стяг впервые называется "знаменем". (9; 16-17)Существует гипотеза, что русские государи, начиная с Ивана III, могли иметь знамена, на которых мог изображаться двуглавый орел.Так византийская символика на Руси и православная культура, отторгая традиции Золотой Орды и утверждая преемственность с "Греческим царством", помогали самоопределению народа и освобождению от чужеземного ига.В 16 - 17 веках на русских знаменах, как на иконах и церковных хоругвях, отражая идеал мира высшего, сияющего и огненного, изображались помимо Спаса кресты с сиянием, архангелы, ангелы, восьмиконечные звезды и другие астральные знаки. Кресты символизировали победу над смертью и воскрешение. Смысл знамен состоял в том, чтобы, прежде всего, внушить уверенность в победе: на стороне русского земного воинства - Воинство Небесное! (2; 411-412)Белый, синий и красный цвета появились как основа государственного флага не вдруг и не сразу. В стягах и знаменах русских князей и царей всегда присутствовали в том или ином сочетании, вместе или порознь белый, синий и красный цвета. Как уже упоминалось, на Донском побоище у князя Дмитрия был багряно-красный флаг. Малиновое знамя вдохновляло русское войско на победоносный последний штурм Казани в 1552 году, которым руководил Иван Грозный. Под этим же знаменем были совершены в 1687 -1689 годах походы под руководством В. Голицына против Крымского ханства - последнего оплота Золотой Орды. Малиновым было и воеводское знамя князя Дмитрия Пожарского, объединившего соотечественников против иноземных захватчиков в смутную эпоху. Наряду с красными цветами широко распространенными были синие и белые. Отчетливое государственное значение эти цвета приобретают в 17 веке. Именно тогда в столице стали встречать иностранных послов с выносом нескольких знамен белого, синего и красного цветов. (9; 17-18)Примечательным следует считать и событие, которое произошло в конце 1660-х годов. При закладке первого русского корабля в Дединове на Оке в 1667г, в царствование Алексея Михайловича, для его флагов была затребована белая, синяя и красная ткань. Тем самым белый, синий, красный устанавливаются царским указом как государственные цвета. (10; 66)В 1699г Петр Первый собственноручно сделал чертеж флага с тремя полосами - белой, синей, красной - и подписал его. Документ хранится в главном московском архиве министерства иностранных дел. Первый иностранный специалист, описавший русский флаг, К. Алярд в своей "Книге о флагах", изданной в Амстердаме, пишет: "Флаг его Царского Величия Московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской коруною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным святым Георгием, без змия". В 1701г на военном флоте вместо трехцветного вводится Андреевский флаг. (9; 19) 20 января 1705г можно считать днем рождения будущего российского государственного флага. В этот день от имени царя был издан указ, объявленный из Приказа воинских морских дел, о том, что "на торговых всяких судах" "быть знаменам по образцу, каков, нарисовав, послан под сим Его Великого Государя указом". Смысл этого указа повторялся во всех изданиях Морского устава в 18 веке: русские морские и речные корабли должны были иметь полосатый без орла флаг "трех колеров" - белый, синий и красный. Петр много раз вычерчивал трехцветный флаг в разных вариантах, но никогда не менял порядок полос: почетная верхняя, "благородная и царствующая", всегда оставалась белой, нижняя - красной. С полным правом бело-сине-красный флаг может быть назван флагом Петра Великого. (2; 429-430)В 1858г для российского государственного флага произошли крутые перемены. По императорскому указу Александра II был утвержден императорский государственный флаг - черно-желто-белый. Столь неожиданное новшество было результатом возросшего немецкого влияния на российские верхи. Предложение о введении такого флага исходило от немецкого барона Б. Кене. Он считал, что цвета государственного флага должны соответствовать цветам государственного герба. Орел же гербовый имел черный цвет на желтом поле, святой Георгий Победоносец был белым. Так, черный, желтый и белый цвета стали принадлежностью и гербового флага. В конечном счете, у России появились два флага - государственный и национальный. (9; 20) Герой "войны за славян" 1877 - 1878гг генерал Скобелев считал черно-оранжево-черно-оранжево-белую кокарду немецкой: "на месте этой кокарды должен был бы быть старообрядческий крест, это было бы знаком единения всех славянских народов". (2; 444)В торжественных случаях черно-желто-белые флаги предписывалось поднимать над правительственными учреждениями, а бело-сине-красные допускалось выставлять на частновладельческих постройках и гражданских судах. (2; 445)Народ не принял имперский флаг (9; 20), он не считал этот флаг своим и ядовито прозвал его "будка" - по окраске околоточных караулок. (2; 446) Существование двух флагов породило в стране немало дискуссий, вызвало массу неудобств.Но черно-желто-белый просуществовал как официально - государственный всего 25 лет. С проведением в стране "русофильской" политики (конец 19 века) вернулся и бело-сине-красный флаг, чем Россия во многом обязана Александру III. "Борьба флагов" завершилась 5 апреля 1896г, когда было определено, что государственным флагом достоин являться только бело-сине-красный. (см.9)В августе 1914г в верхнем углу бело-сине-красного флага появляется императорский штандарт. Это было последней реформой государственного символа старой России. В 20 веке бело-сине-красный флаг отождествлялся со старым строем и деспотической властью монарха. Февральская революция 1917г прошла не под народным историческим флагом, а под красным знаменем. В начале разгоравшейся в стране после Октябрьской революции гражданской войны,8 апреля 1918г, флагом России становится красное полотнище с буквами "РСФСР" в верхнем углу у древка. Позже буквы были заменены эмблемой союза рабочих и крестьян - золотыми серпом и молотом.9 января 1954г вдоль древка флага РСФСР было решено поместить синюю полосу. (16; 57) В это время бело-сине-красный флаг был всего лишь флагом эмиграции. (см.6) Но кто знает, может быть именно эмигрантам обязана Россия новым и в то же время старым флагом РФ. Эволюция советского флага представлена в нижеследующей таблице.
Год
Описание флага
Идеи, заложенные в цветовой гамме
1918
По докладу Я.М. Свердлова ВЦИК утвердил Декрет о Флаге Российской Республики: "Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика".
Красный, основной геральдический цвет, символизирующий бунт, восстание, революцию, борьбу за независимость. Этот цвет связывают с восстаниями, потому что не найти народа, который не проливал бы кровь, стремясь к свободе и независимости. "Наше знамя красное, как кровь", - так поется в песне. (5; 19) Единый красный цвет был неслучаен: он выполнял объединяющую функцию для многонациональной страны. (2; 481)
1922
На красный флаг России была помещена небольшая эмблема скрещенного серпа и молота с красной звездой над ними.
1954
Синяя полоска на флаге 1954г условно символизировала "природные богатства и водные просторы России". (2; 493)
11 декабря 1993 г.
Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2: 3.
Цвета российского флага имеют глубокий смысл, они отражают духовные начала россиян: белый символизирует мир, чистоту, правду, непорочность, нетленное совершенство; синий - веру и верность, постоянство; красный - энергию, силу, кровь, пролитую за отечество. (9; 21)
Съезд народных депутатов РСФСР в 1991г утвердил в качестве государственного флага российский триколор. Статья 181 Конституции РФ излагалась так: "Государственный флаг РСФСР представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя лазоревого цвета и нижняя алого цвета. Отношение ширины флага к его длине - 1: 2".
К сожалению, цвета средней и нижней полос были названы неточно. Они всегда имели синий и красный цвет, а не лазоревый и алый, что на основании исторических фактов неоднократно подчеркивалось в материалах особого совещания. (10; 68)
К настоящему времени принят Федеральный Конституционный Закон о Государственном флаге, которым установлено, что "Государственный флаг Российской Федерации является официальным Государственным символом Российской Федерации".
Но важнее всего то, что "Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета". (см.15).
2. Анализ цветовой гаммы флага и интерпретация ее смыслов и идейВ данном разделе предпринят анализ смыслов и значений, которые закладывала русская традиция в цвета государственного флага. Их систематизация предложена в нижеследующей таблице.
Белый
Синий
Красный
Царь
Богоматерь
Традиционно русский
Свобода
Вера
Русские цари
Величие
Верность
Российская монархия
Мир
Постоянство
Энергия
Чистота
Сила
Правда
Кровь, пролитая за Отечество
Непорочность
Храбрость
Нетленное совершенство
Удаль
Идеал красивого
Проанализировав результаты полученной таблицы, я считаю нужным отметить, что цвета русского флага совпадают с традиционными цветами, которые предпочитал русский народ.
Издревле у всех славян "красный" обозначает "червленый", "червоный", и только у великороссов "красный" стал синонимом "красивого". Также "красный" сопоставлялся с Родиной и отождествлялся со словом "русский". На Руси он соотносился не только с молодечеством, удалью, но и с народным идеалом прекрасного. Красный, как правило, принято считать национальным цветом великороссов.
"Синий" цвет происходит от слов "сиять" и "сияние", но сияние непрозрачное, темное, т.е. свечение, загадочное мерцание водных глубин. Тем более, голубой цвет - цвет Богоматери. На крестные ходы русские патриархи шествовали под голубыми балдахинами. История констатирует тот факт, что спокойные синие цвета были выбраны русской православной церковью для обычных богослужений. Синий цвет обозначал небо, целомудрие, верность, духовность.
Белый цвет олицетворял свет. Часто слово "светлый" выступает как его синоним. Этот цвет символизировал у древних славян чистоту, правду, благородство, невинность, мир, как в значении окружающего мира, так и в значении мирной жизни, совершенство. В 19 же веке белыми народ называл свою веру, царя и Отечество, свободным и открытым считался белый цвет.
Итак, белый, синий, красный цвета исконно национальны, отражают характер русского народа, а также связаны с народным мироощущением еще с дохристианских времен. (см.2,4)
В ходе исследования нам представляется интересным ответить на вопрос о том, совпадает ли восприятие современной молодежью смыслов и значений цветов российского флага с традиционно сложившимся пониманием.
Исходя из целей исследования и гипотезы мы решили провести своеобразный тест, который составили, используя аналогию методики М. Люшера. Респондентами выступили старшеклассники средних образовательных учебных заведений. Задание для респондентов состояло в следующем: соотнести понятия и цветовые ассоциации. Чтобы эксперимент был чистым, респондентам не было сказано, с какой целью мы выясняем их цветовые ассоциации. Проанализировав результаты таблицы, я расположила под каждым из цветов набор понятий, традиционно с ними отождествляемых.
При проведении теста мне предстояло столкнуться с некоторыми трудностями. Во-первых, не все респонденты, принимающие участие в тесте, отнеслись к нему серьезно, восприняв это как игру. Во-вторых, в тесте присутствовали слова, непонятные определенному числу респондентов (например, "удаль" и "нетленное совершенство"). В-третьих, имелись понятия, которые респонденты не различали и считали их одинаковыми: например, "царь" (в значении символа веры) и "русские цари" (в данном случае отождествление с целой династией). И, наконец, само предъявление подобной формы тестирования, нацеленной на ассоциативное мышление, вызывало удивление и затруднение.
Тем не менее, анализ диаграмм, составленный с помощью результатов тестирования, показал, что более всего осмыслен красный цвет, т.к много совпадений в цветовом восприятии тех понятий, которые были нами заложены под него (см. нижеследующий рисунок).
Совпадения смысловых ассоциаций с белым цветом в основном произошли за счет стереотипного восприятия чистоты (84%), свободы (44%) и правды (41%) как белого цвета.
Меньше всего процентов получил синий цвет, т.к духовные понятия современных подростков в целом ассоциируются с желтым, бежевым и белым цветами.
Таким образом, респонденты, по всей вероятности, более осмысливают белый цвет, т.к в обыденном сознании это всегда светлое; красный цвет, возможно, еще не исчез из их сознания, ибо чуть более 15 лет назад он был традиционно государственным цветом. Что же произошло с синим цветом? Почему он в сознании респондентов не ассоциируется с предлагаемыми понятиями? Да потому, что все они - понятия религиозные и, конечно же, сознанию современной молодежи более чужды.
ЗаключениеПроведенное исследование позволяет с уверенностью предположить, что в принципе "триколор" будет воспринят поколением милениума, такой вывод позволяет сделать то, что большинство традиционных ценностей российского народа сохранились в их сознании, в чувствах, эмоциях. Это и величие, и мир, и сила, и чистота, и храбрость, и кровь, пролитая за Отечество...Разве не созвучны они строкам Российского гимна? Да и не напрашиваются ли российские символы в своеобразный триколор? Если бы мне предложили соотнести каждый из символов с определенным цветом российского флага, я бы поместила герб на белую полосу, т.к он олицетворяет величие, чистоту и ответственность власти перед народом. Флаг занял бы синюю полосу, ибо испокон веку все знамена были святыми. А гимн, как дающий энергию, силу, сплачивающий людей, по праву занял бы почетную красную полосу.