3. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Введение
Все знают, насколько велико значение семьи в жизни любого человека, всего общества и государства в целом. Именно в семье человек находит источник любви, преданности, помощи, верности и поддержки. В семье людям с рождения закладываются основы воспитания и нравственности, духовности и терпимости. Любое общество будет стабильным и процветающим, если оно будет состоять из крепких и здоровых семей.
Именно в семье человек воспроизводится как члена общества, именно там формируется мировоззрение и мировосприятие человека, его социальные качества.
Семья играет особую роль в жизни общества, в его стабилизации. По своей природе и назначению семья - это союзник общества в разрешении таких важных проблем, как социализация подрастающего поколения, преодоление депопуляции, утверждение нравственных устоев, развитие экономической и духовной, культурной жизни общества.
Семья как социальная общность во всех без исключения странах во все времена была и остается главным элементом глобального развития. Приоритет семьи, ее вечная ценность для жизни человека и общества закреплена во многих нормативно-правовых актах. Защита и укрепление семьи со стороны общества и государства, разработка семейной национальной политики - вот одно из основных положений данных нормативно-правовых документов.
2. Юридические факты
Возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений закон связывает с различными обстоятельствами (юридическими фактами), которые в семейном праве являются, как правило, формой отражения определенной личной связи между людьми: брак, родство, усыновление и т.п.
Под юридическими фактами в семейном праве следует понимать конкретные жизненные обстоятельства, с наличием которых нормы семейного права связывают наступление предусмотренных в них юридических последствий. И в семейном, и в других отраслях права юридические факты влекут за собой также возникновение и прекращение правоспособности и дееспособности (рождение, смерть, объявление умершим, достижение совершеннолетия, решение суда о признании лица недееспособным). Юридические факты могут приводить и к возникновению и утрате других юридических фактов -- состояний, не всегда являющихся правоотношениями.
Одни юридические факты представляют собой определенные действия субъектов семейного права, другие - события (т.е. явления, не зависящие от воли человека).
Классификация юридических фактов в семейном праве может проводиться по различным основаниям. По правовым последствиям они, как и в других отраслях права, делятся на правопорождающие, правоизменяющие и правопрепятствующие. Правовосстанавливающее значение имеют решение суда о восстановлении родительских прав, решение об отмене усыновления (при этом восстанавливаются права родителей), санация брака. Однако правовосстанавливающие юридические факты можно встретить и в гражданском праве. Так, возвращение лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, приводит и к восстановлению некоторых гражданских правоотношений, в которых он состоял. Правовосстанавливающий эффект семейно-правовых юридических фактов простирается также и на гражданские права: восстановление в родительских правах приводит к тому, что дети и родители снова рассматриваются как наследники первой очереди друг в отношении друга, восстанавливаются жилищные права родителей, выселенных в соответствии со статьей 98 Жилищного Кодекса РФ Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 13.05.2008) // СПС Консультант Плюс из жилого помещения, в котором они проживали на основании договора жилищного найма вместе со своими детьми. Таким образом, выделение правовосстанавливающих юридических фактов имеет общетеоретическое значение.
По волевому признаку юридические факты традиционно подразделяются на события и действия. Некоторые авторы предлагают выделять наряду с ними еще и состояния.
Действия происходят по воле людей. В зависимости от того, соответствует действие предписаниям правовых норм или нарушает их, действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Событие либо вообще на зависит от воли людей -- абсолютное событие, либо, возникая по воле человека, в дальнейшем своем развитии от нее не зависит -- относительное событие. Эта классификация, выработанная общей теорией права, применима и к семейно-правовым юридическим фактам.
Действия можно разделить на правомерные и неправомерные.
К правомерным действиям относятся вступление в брак, установление отцовства, усыновление и др. Закон, как правило, определяет не только характер действия, которое надо совершить для возникновения соответствующего семейного правоотношения (либо его изменения или прекращения), но и в каком органе оно должно быть совершено (органе загса, суде, органе местного самоуправления).
К неправомерным действиям, которые, как правило, влекут прекращение семейного правоотношения, относятся такие, как заключение брака при наличии препятствий к его заключению, осуществление родительских прав в противоречии с интересами ребенка и т.п.
Возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений закон связывает также с определенными событиями в жизни супругов и других членов семьи. Например, рождение ребенка приводит к возникновению правоотношений между родителями и детьми, а смерть супруга влечет прекращение брака и семейных правоотношений между супругами.
Большую роль в развитии семейных правоотношений играют события длящегося характера, так называемые состояния. К ним относятся: родство, нетрудоспособность, нуждаемость и др.
Родство - это кровная связь лиц, происходящих один от другого или от общего предка.
Кровное родство различается по линиям и степеням.
Ряд родственников, происходящих один от другого, образуют прямую линию родства. Эта линия может быть восходящей, если счет ведется от потомка к предку (например, внук, сын, отец), и нисходящей, если счет ведется от предка к потомкам (например, отец, сын, внук).
Родственники, происходящие от общего предка, составляют боковую линию родства. Боковое родство может быть полнородным, если родственники происходят от общих предков (например, общие мать и отец), или неполнородным, если родственники имеют одного общего предка (например, общая мать, а отцы - разные). Родственники по прямой линии ближе родственников по боковой линии.
По линии кровного родства счет ведется по степеням, которые определяют близость родства. Степени родства считаются по числу рождений. Например, отец и сын состоят в первой степени родства по прямой линии, брат и сестра - во второй степени родства по боковой линии, дядя и племянница - в третьей степени родства по боковой линии, дети родных братьев и сестер (двоюродные братья и сестры) - в четвертой степени родства по боковой линии.
«В семейном праве юридическим фактом является родство по прямой линии и боковое родство до второй степени родства. Кровное родство (удостоверенное в установленном порядке) является основанием для возникновения правоотношений между родителями и детьми. Между другими близкими родственниками возникают только алиментные обязательства (например, обязанность по содержанию ребенка может быть возложена на дедушку, бабушку, его родного (полнокровного и неполнокровного) брата или сестру при условии, что алименты невозможно получить от родителей ребенка)» Семейное право: Учебник. Кузнецова И. М. М.- Юрист, 1999.
Отношения одного супруга и его родственников с родственниками другого супруга (свойство) не порождают взаимных прав и обязанностей. Исключение составляет свойство между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей) - родными детьми каждого из супругов. Оно наряду с другими юридическими фактами порождает алиментное обязательство совершеннолетних трудоспособных пасынков (падчериц) в отношении нетрудоспособных и нуждающихся отчима (мачехи) (ст. 97 Семейного Кодекса РФ Семейные кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) // СПС Консультант Плюс).
Нетрудоспособными признаются лица, признанные инвалидами I, II и III группы, а также лица, достигшие пенсионного возраста (по общему правилу женщины 55 лет, мужчины - 60 лет).
Под нуждаемостью понимается отсутствие всяких или достаточных средств существования. Нуждаемость, как правило, устанавливает суд, например, при взыскании алиментов на нетрудоспособных и нуждающихся родителей, супругов и т.д.
Некоторые семейные правоотношения возникают, изменяются или прекращаются при наличии совокупности юридических фактов (юридических составов). Так, правоотношения супругов возникают при наличии взаимного согласия женщины и мужчины на вступление в брак, достижении ими брачного возраста и государственной регистрации брака в органах загса.
3. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителейНесовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случае смерти родителей, лишении их родительских прав, осуждении родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказе родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений. В большинстве ситуаций, если родители временно не могут осуществлять заботу о своих детях, они принимают меры к устройству их к родственникам или иным лицам, а в некоторых случаях и в государственные учреждения. Однако в случае внезапной смерти, болезни или несчастного случая с родителями дети могут оказаться в угрожающем положении. Еще большую опасность для детей представляет уклонение родителей от выполнения своих обязан-ностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите является весьма актуальным.Решение этих проблем возложено на систему органов опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).Эти органы обязаны осу-ществлять меры по выявлению, устройству и осуществлению последующего контроля за условиями жизни детей. В связи с тем, что при устройстве детей на воспитание в семью и особенно при передаче их на усыновление, были выявлены многочисленные злоупотребления, ни одно иное юридическое или физическое лицо, кроме органов опеки и попечительства, не вправе осуществлять деятельность по выявлению и устройству детей как профессиональную (ст. 121 СК РФ). Это означает, что запрещено принимать целенаправленные меры по поиску, регистрации и определению судьбы детей, лишенных родительского попече-ния. Однако все должностные лица, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, оказавшиеся в их распоряжении. Особенно часто в таком положении оказываются органы дознания и предварительного следствия, производящие арест родителей; медицинские учреждения, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольные и образовательные учреждения, которые посещают дети. Исходя из буквального понимания закона обязанности должностных лиц и граждан ограничиваются сообщением о детях, нуждающихся в помощи, органам опеки и попечительства. Никаких самостоятельных действий по оказанию детям помощи они предпринимать не должны. Однако оставление ими детей в опасности противоречило бы нормам морали. Поэтому следует сделать вывод, что все лица, выявившие детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно принять меры к оказанию детям помощи и временному помещению их в безопасное место. Органы опеки и попечительства, получившие сведения о таких детях, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни детей и принять меры к их временному устройству.Временное устройство детей обычно представляет собой передачу их родственникам или иным близким ребенку лицам. Этот вид устройства всегда является предпочтительным, поскольку это позволяет смягчить последствия травмы, причиненной детям в результате того, что они оказались разлученными со своими родителями. Если передача ребенка таким лицам невозможна, дети временно помещаются в детские учреждения.Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.Дети, оставшиеся без родительского попечения и подлежащие устройству в семью на воспитание, подлежат обязательному учету. В целях организации такого учета постановлением Правительства РФ был утвержден «Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей». Данная система учета предусмотрена для обеспече-ния наилучшей защиты интересов детей. Ее цель -- сделать информацию о таких детях централизованной и более доступной, с тем, чтобы каждый ребенок получил равный шанс на устройство на наиболее благоприятных для него условиях. Одновременно система обязательной регистрации детей преследует цели предотвращения злоупотреблений при передаче детей на воспитание в семьи.Обязанность предоставлять первичные сведения о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, прежде всего, возлагается на руководителей детских лечебных и воспитательных учреждений. Им, как правило, первым становится известно об обстоятельствах, в связи с которыми ребенок может быть передан на воспитание. Например, в случае смерти его родителей, отказа забрать ребенка из данного учреждения, лишения родителей родительских прав. Сведения о таких детях должны быть сообщены органам опеки в течение семи дней с момента, когда руководителям детских учреждений стало известно, что данный ребенок может быть передан на воспитание в семью. Столь краткий срок введен для того, чтобы не допустить установления детскими учреждениями непосредственных контактов с лицами, желающими получить ребенка на воспитание, или их посредниками. При решении вопроса об устройстве ребенка принимается во внимание его этническое происхождение, язык, культурная и религиозная принадлежность, а также возможность обеспечения ребенку преемственности в воспитании и образовании. Религиозная, культурная и этническая принадлежность ребенка, так же как его родной язык, являются свойствами, определяющими индивидуальность ребенка. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности является обязанностью всех государств-участников. При выборе конкретной семьи для передачи ребенка безусловное предпочтение отдается родственникам ребенка и другим близким ему лицам, например отчиму, мачехе, фактическим воспитателям. Определяющее значение придается также мнению самого ребенка. Усыновление или передача в приемную семью ребенка старше десяти лет без его согласия вообще не допускается. Передача детей в детские учреждения применяется только в тех случаях, когда помещение детей в семью по тем или иным причинам оказалось невозможным.ЗаключениеВ настоящее время потенциал семьи используется весьма неэффективно, это проблема очень велика. В стране присутствует демографический кризис, рост смертности, преобладание смертности над рождаемостью, плохое состояние здоровья большинства населения, старение населения в целом, большой уровень безработицы, рост преступности, наркомании, алкоголизма (особенно пугает то, что это связано с молодежью). Поэтому главной и важной задачей семейной политики должна быть разработка такого механизма, который позволил бы решать многие проблемы общества с помощью института семьи, который позволил бы людям почувствовать уверенность в завтрашнем дне. К счастью, сейчас мы можем наблюдать постепенное улучшение этой ситуации, т.к. власть старается решить эту проблему. Это выражается в появлении новой семейной политики, в пусть небольшом, но улучшении качества жизни семей, в усилении гарантий детей, материнства и т.д.Все это вселяет надежду на то, что в скором времени ситуация в обществе станет лучше.Список использованной литературы:1) Конституция РФ, принята 12.12.1993 г. // СПС Консультант Плюс2) Семейные кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) // СПС Консультант Плюс3) Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 13.05.2008) // СПС Консультант Плюс4) Комментарий к Семейному Кодексу РФ. Вишнякова А. В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 20045) Семейное право: Учебник. Кузнецова И. М. М.: - Юрист, 19996) Семейное право. Рузакова О. А. М.: ММИЭИФП, 20037) Семейное право России. Учебник для ВУЗов. Пчелинцева Л.М.; М.: Издательство Норма, 2006