Семейное право
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра
Выполнила студентка
М 3/6 206 187
Лоханская Надежда Александровна
Проверила к.ю.н. ст.преподаватель
Першина Елена Анатольевна
г. Ставрополь 2009 г.
Вариант №2
Вопрос 1
Источники права: понятие, виды.
Вопрос 2
Субъекты семейных отношений.
Задача
Студентка Воронцова одолжила у подруги Мухиной 1 тыс. руб. сроком на один месяц. Спустя месяц Мухина обратилась с просьбой о возврате ей долга, но последняя заявила, что денег не брала. Мухина обратилась с иском в суд о возврате денег, указав, что при передаче денег присутствовали студентки Трофимова и Маслова, которые могут подтвердить этот факт.
В каких случаях применяется простая письменная форма сделки между гражданами? Вправе ли стороны, в случае спора ссылаться на свидетельские показания? Должен ли суд удовлетворить требования Мухиной?
Вопрос 1
Источники права: понятие, виды
Источники права - это акты органов государства, устанавливающие или санкционирующие (признающие) правовые нормы.
Источники права в материальном смысле - это причины, обусловившие содержание права, материальные условия жизни общества. Сюда можно отнести экономические, социальные, юридические и иные условия. Источник права в идеальном смысле - нематериальные факторы осознания и обоснования права. Здесь можно говорить о философских источниках (абсолютная идея права, высший разум, бог), о государственной идеологии и правосознания личности.
Источник права в формально-юридическом - это фраза закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера. Юридическая наука главным образом изучает именно источники права в формально-юридическом смысле (иначе-формальные источники права, юридические источники права, формы права). В научной и учебной литературе обычно выделяют следующие виды источников права.
1. Правовой обычай: исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила. Большинство древних юридических памятников представляют собой записанные правовые обычаи (например, древнеримские «Законы XII таблиц», древнерусская «Русская Правда»).
2. Юридический прецедент: конкретное решение по определенному делу судебного или административного органа, которое становится обязательным при решении аналогичных дел в будущем.
3. Нормативный акт: документ, принимаемый специально уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Отличается от правового обычая специальным механизмом принятия, формальной и структурной четкостью.
4. Нормативный договор: двустороннее или многостороннее уполномоченным органом государства, содержащее правовые нормы (например, международно-правовой договор или договор об образовании федерации или конфедерации).
Обычно в конкретном государстве преобладает какой-то определенный вид источников права. Например, в древних государствах, когда еще не сложились специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные акты, преобладающим видом является правовой обычай. Издание специальных документов, представляющих собой свод правовых обычаев, воспринималось современниками не как собственно создание правовых норм, а как чисто техническая операция, направленная на сохранение и систематизацию уже существующих правовых норм. В большинстве современных государств основной формой существования правовых норм являются нормативные акты.
Нормативные акты принимаются различными органами государств, специально уполномоченными устанавливать правовые нормы.
Нормативно-правовые акты как форма (источник) значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характер, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют. И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Помимо всего прочего это означает, что и с теми и с другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное различие заключается в следующем. Первые содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые содержат лишь предписания индивидуального характера. И наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (например, в связи с выполнением условий договора купли продажи, подряда), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
В современных государствах сложилась достаточно четкая и универсальная иерархия нормативных актов, связанная с иерархией органов государства. В применении к нормативным актам иерархия обозначается понятием «юридическая сила»: одни акты обладают большей юридической силой, то есть «главнее», чем другие. С этой точки зрения можно классифицировать нормативные акты следующим образом (в порядке убывания юридической силы): конституция, законы, подзаконные акты.
Конституция - основной закон государства
Конституция закрепляет наиболее фундаментальные вопросы организации государства (чаще всего также и общества данной страны). В частности, большинство современных конституций содержат положения по следующим вопросам: основы общественного строя, правовое положение личности ( в том числе права и свободы человека), порядок формирования и деятельности высших органов государства, порядок принятия законов, территориальное устройство государства.
С точки зрения формы конституции, она может представлять собой: 1) Отдельный акт, например конституцию страны . 2) Набор связанных актов. 3) Совокупность правовых норм, содержащихся в некоторых исторических документах или даже в неписанных правовых обычаях.
Законы - нормативные акты, принятые высшим законодательным органом (парламентом) и подписанные главой государства.
В современных государствах существует достаточно жестко установленные и весьма сложные процедуры принятия законов, в которых можно выделить следующие стадии: 1) Законодательная инициатива. Существуют субъекты, обладающие правом инициативы, т.е. возможностью вносить в парламент законопроекты, которые парламент обязан рассмотреть. Обычно таким правом обладают депутаты парламента, президент, правительство и прочие высшие государственные органы и должностные лица. Иногда такое право предоставлено общественным организациям. Прочие лица, желающие внести законопроект, должны использовать свое влияние на субъектов законодательной инициативы. 2) Подготовка проекта. Кто-то должен написать текст законопроекта, согласовать его с действующим правом, подготовить всевозможные справки о необходимости законопроекта и о последствиях его принятия или непринятия. Обычно это делают либо те, кто заинтересован в проекте, либо аппараты правительства ли министерств, либо сами депутаты или аппарат парламента. 3) Обсуждение в парламенте. Парламенты имеют внутреннюю структуру : они разбиты на комитеты, комиссии и другие подмножества депутатов по направлениям работы. Поступившие в парламент законопроекты после включения в план работы направляются соответствующим профильным комитетам или комиссиям парламента. Эти органы готовят заключения по законопроектам, привлекая правительство, экспертов, проводя парламентские слушанья, опросы общественности и заинтересованных лиц и пр. При этом снимаются разногласия, учитываются различные интересы. Крайне редко в развитых парламентах на голосование выносится проект, не прошедший подробной предварительной «обкатки». В большинстве случаев еще до голосования выясняется мнение основных фракций парламента. Заведомо «непроходные» проекты не доходят до пленарных заседаний парламента. Принятие закона. Обычно в двухпалатных парламентах требуется набрать большинство голосов в каждой из палат. В некоторых странах палаты в этом смысле равноправны: законопроект может сначала быть принят любой палатой, потом отправиться в другую. Если другая палата отклоняет проект, либо вносит в него изменения, запускается согласительная процедура. В некоторых странах путь законопроекта устанавливается более жестко: сначала обязательно нижняя палата, потом - верхняя (например в России). Подписание и обнародование закона. Конституции обычно устанавливают, что законы вступают в силу после их подписания главой государства и опубликовании. Право главы государства подписать (или не подписать - право вето) принятый парламентом закон бывает как формальным (европейские монархии), так и вполне реальным и применяемым на практике (США, Россия). Практически на всех стадиях законодательного процесса имеются возможности для лоббирования лицами, заинтересованными в принятии (или, наоборот, в провале) законопроекта. Конкретные формы лоббирования чрезвычайно разнообразны - от мягкой просветительской работы с законодателями (большинство из которых не являются специалистами по вопросам большинства законопроектов) до жестких и иногда, мягко говоря, не очень законных способов. С последними везде борются, но еще нигде не победили.
В федеративных государствах помимо федеральных законов имеются законы субъектов федерации. Эти законы принимаются по предметам ведения регионов -субъектов федерации (например, региональный бюджет, региональные налоги, программы развития региона) и действуют на территории этих регионов. Процедура их принятия аналогично описанной выше.
Подзаконные акты - акты главы государства и органов исполнительной власти, содержащие правовые нормы: указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств, постановления губернаторов и др.
Подзаконные акты имеют свою собственную иерархию, соответствующую положению издавшего их должностного лица или органа в системе органа государства.
Завершая раздел о нормативных актах, сделаем три замечания.
1. От нормативных актах следует отличать акты ненормативные (исполнительно распорядительные решения по конкретным ситуациям, индивидуальные предписания), которые в строгом юридическом смысле не являются источниками права, хотя издаются теми же органами, что и нормативные акты.
Нормативные акты отличаются от ненормативных по следующим признакам: 1) Адресование неопределенному или широкому кругу лиц. Например, постановление о налоговых льготах для всех предприятий с участием инвалидов - акт нормативный; постановление о налоговых льготах для предприятия « ОАО Инвалид» - не нормативный акт. 2) возможность неоднократного применения акта. Например, нормативный акт Уголовный Кодекс можно применять неоднократно; указ оп помиловании конкретных лиц или постановление об амнистии - один раз. Бывают ситуации, когда в одном документе имеются как правовые нормы, так и индивидуальные предписания. В этом смысле такой документ следует считать «нормативным актом», но «источником права» будет, строго говоря, только та его часть, где устанавливаются правовые нормы.
2. В некоторых случаях нормативные акты принимаются не уполномоченным государственным органом, а непосредственно населением, на референдуме. В частности на референдуме приняты некоторые конституции ( Франция 1958 года, России 1993 года); на местных референдумах в ряде штатов США устанавливаются местные налоги; по различным вопросам референдумы проводятся в Швейцарии . Юридическая сила таких решений всегда выше, чем у решений государственный органов. От референдумов, на которых утверждаются конкретные акты, следует отличать консультативные референдумы, не имеющие прямого юридического значения и обычно проводящиеся с политическими целями - например, референдум 1991 года о сохранении СССР или референдум 1993 года об экономической политике России.
3. О терминологии.
Очень часто под словами «законы, законодательство» понимают не только законы в собственном значении этого слова, но и всю совокупность нормативных актов или даже всех вообще документов по конкретному вопросу.
Помимо нормативно- правовых актов значительный теоретический практический интерес представляют и другие формы, или источники, права. Среди них особо выделяют правовой обычай, прецедент и правовой договор. Правовой обычай представляет собой санкционированное правило поведения, сложившиеся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших источников права. Правовые обычаи в основном имеют те же характерные черты и особенности, что и неправовые обычаи, с одной, весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечивают в случае их нарушения государственным принуждением. Вторые, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечивают лишь общественным мнением.
В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно когда речь идет, об обычаях действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны.
Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран занимает прецедент. Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же дел или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).
Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источник права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права.
Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и других, тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе правовых договоров нередко строятся взаимоотношения между государствами и государственными образованиями - субъектами Федерации. Всегда - между государствами, образующими конфедерацию.
Вопрос 2
Субъекты семейных правоотношений
Субъектами семейных правоотношений являются действующие в них лица. Как уже отмечалось, такими лицами выступают лишь граждане. Другие субъекты права (юридические лица, государственные и муниципальные органы, а так же иные социальные образования) непосредственно в семейных отношениях не участвуют. В этой связи необходимо различать собственно семейные правоотношения и правоотношения, урегулированные нормами семейного законодательства, в том числе и нормами СК РФ. Семейные правоотношения в их точном значении - это попадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а так же между родственниками первой и второй степени родства. Естественно, участниками этих отношений могут быть лишь граждане.
Наряду с указанными отношениями, которые и составляют предмет семейного архива как подотрасли гражданского права, семейное законодательство регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. Так, ст. 109, 111 СК возлагает на администрацию организации по месту работы плательщика алиментов обязанности по удержанию алиментов из заработной платы или иного дохода плательщика и по сообщению судебному приставу-исполнителю и лицу, получающему алименты, об увольнении плательщика, а также о новом месте его работы или жительства, если оно ей известно. Одним из участников возникающих при этом правоотношений становится юридическое лицо - работодатель плательщика алиментов.
Будучи единственно возможными участниками семейных правоотношений, граждане выступают в них в особом качестве, т.е. как родители, дети, супруги, усыновители, опекуны и т.д. При этом одно и то же лицо может быть одновременно связано множеством разных семейных правоотношений, выступая в одном из них в качестве внука, в другом - сына, в третьем - отца, в четвертом - супруга, в пятом - брата и т.д. В этих своих качествах граждане незаменимы, в силу чего всякое семейное правоотношение должно рассматриваться как уникальное по составу его участников. СК не содержит норм, специально посвященных правоспособности граждан в области семейного права. В сущности, в них нет необходимости, поскольку общее понятие гражданской правоспособности, закрепленное ст.17 ГК, в полной мере применимо в рассматриваемой сфере. Итак, семейную правоспособность можно определить, как способность граждан иметь семейные права и нести обязанности.
Будучи конкретным видом гражданской правоспособности, семейная правоспособность возникает у граждан уже в момент из рождения, сохраняется у них в течение всей жизни и прекращается только их смертью. Содержание семейной правоспособности составляют те права и обязанности, которыми граждане могут обладать в сфере семейных отношений. Большинство из них прямо закреплено действующим семейным законодательством: право вступление в брак и его прекращения, право родителей на общение с родителями и другими родственниками и т.д. Содержание семейной правоспособности не остается неизменным. Совершенно очевидно, что с момента рождения граждане не становится сразу обладателями всех правовых возможностей, составляющих состояние семейной правоспособности. Возможность обладания многими правами, в частности правами вступление в брак, на усыновление ребенка, и т.д., появляется у граждан лишь при наличии определенных психофизических качеств, в том числе с достижением ими предусмотренного законом возраста.
Ограничение семейной правоспособности подчиняется общему правилу, закрепленному ст. 22 ГК: никто не может быть ограничен в правоспособности как в случаях и порядке, установленных законом. СК указывает на ряд случаев, когда граждане лишаются тех правовых возможностей, которыми они обладали в рассматриваемой области до появления указанных в законе обстоятельств. Например, в соответствии со ст. 127 СК не могут быть усыновителями совершеннолетние лица обоего пола, если они признаны судом недееспособными или ограничено дееспособными, лишены по суду родительских прав и т.д.; согласно ст. 146 СК не назначаются опекунами (попечителями) хронические алкоголики или наркоманы, лица, отстраненные ранее от выполнения обязанностей опекунов, и т.д.
Любые сделки, направленные на ограничение семейной правоспособности, равно как и добровольный отказ гражданина от тех или иных правовых возможностей, образующих содержание семейной правоспособности, являются ничтожными (п.3ст.22ГК). Так, не будут иметь никакой юридической силы условия брачного договора, которые ограничивают правоспособность или дееспособность супругов, а также их право на обращение в суд за защитой своих прав (п.3ст.42СК).
Под семейной дееспособностью граждан понимается их способность своими действиями приобретать и осуществлять семейные права, а также создавать для себя семейные обязанности и исполнять. В полном объеме семейная дееспособность возникает у граждан с достижением 18- ти летнего возраста. Однако возможность самостоятельного осуществления многих семейных прав и обязанностей появляется у граждан и ранее достижения данного возраста. Так, в случае вступления в брак лиц, которым снижен брачный возраст (ст.13 СК), эти лица самостоятельно осуществляют все права и обязанности супругов. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права до достижении ими шестнадцати лет (п. ст. 62 СК). По достижении ребенком десяти лет необходимо получить его согласие на усыновление (п. 1 ст. 132 СК), а также на изменение его фамилии , имени и отчества (п. ст. 134 СК) и др. Поэтому хотя в семейном праве частичная (неполная) дееспособность особо и не выделяется, действительности она у несовершеннолетних граждан имеется.
В случаях, когда полная дееспособность возникает у граждан ранее 18 - ти лет (эмансипации, вступление в брак), в рассматриваемой сфере это не влечет аналогичных правовых последствий. В частности, эмансипированное лицо может вступить в брак ранее 18 лет лишь в том случае, если ему в установленном порядке будет снижен брачный возраст. В качестве усыновителей могут выступать лишь совершеннолетние лица без каких-либо исключений на сей счет (ст. 127 СК).
Признание граждан недееспособными в сфере семейного права имеет те же основания и влечет те же последствия, что и в гражданском праве в целом. Граждан, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими и признан судом в установленном порядке недееспособным (ст. 29 ГК), не лишается принадлежащих ему семейных прав и обязанностей, но не может сам осуществлять большинство из них. За него эти права и обязанности осуществляются назначением ему опекуном. Разумеется, далеко не все семейные права и обязанности недееспособного лица могут быть осуществлены подобным образом. Законный представитель не может восполнить недееспособность своего подопечного, например, при вступлении в брак, усыновлении и т.п. Однако по смыслу закона опекун призванный защищать интересы подопечного, может выступать в его интересах в такого рода делах, как прекращение брака, включая инициирование развода с лицом, наносящим вред интересам подопечного, отстаивание интересов подопечного при усыновлении его ребенка и т.п.
Признание гражданина ограниченного дееспособным (ст. 30 ГК) влечет невозможность выступления его в качестве усыновителя (ст. 129 ГК), опекуна или попечителя (ст. 149 ГК), а также самостоятельного заключения им брачного договора (ст.40 СК) или соглашения об уплате алиментов (ст. 99 СК). Кроме того, семейное законодательство предусматривает и специальный случай ограничения семейных, а конкретно родительских прав. В соответствии со ст. 73 СК ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) не зависящим (психическими расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.). Строго говоря, в данном случае происходит ограничение не семейной дееспособности, а уже существующих субъективных семейных прав. Поскольку, однако, понятие «родительские права» носит в известном смысле собирательный характер, так как охватывает конкретных правовых возможностей, ограничение родительских прав весьма примыкает к ограничению семейной дееспособности.
Некоторые из принадлежащих недееспособному лицу семейных прав и обязанностей в силу их природы он продолжает осуществлять самостоятельно, например, право на участие в воспитании ребенка, если только судом не вынесено специального решения об ограничении родительских прав (ст. 73 СК). Кроме того, признание лица недееспособным предоставляет заинтересованным лицам в некоторых случаях дополнительные возможности по прекращению или изменению существующих семейных правоотношений, например по прекращению брачного правоотношения.
Задача
Студентка Воронцова одолжила у подруги Мухиной 1 тыс. руб. сроком на один месяц. Спустя месяц Мухина обратилась с просьбой о возврате ей долга, но последняя заявила, что денег не брала. Мухина обратилась с иском в суд о возврате денег, указав, что при передаче денег присутствовали студентки Трофимова и Маслова, которые могут подтвердить этот факт.
В каких случаях применяется письменная форма сделки между гражданами? Вправе ли стороны, в случае спора ссылаться на свидетельские показания? Должен ли суд удовлетворить требования Мухиной?
Ответ
1.Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо,- независимо от суммы.
2. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей. (ст.808 «Форма договора» ГК РФ)
Если договор займа должен быть совершен в письменной форме (ст.808 ГК РФ), его оспаривание по безденежности путем свидетельских показаний не допускается, за исключением случаев, когда договор был заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения заемщика с займодавцем или стечения обстоятельств. (ст. 812 п.2 ГК РФ)
Решение суда
1. Суд признает факт заключения устного договора займа, что подтверждается показаниями Мухиной и свидетелями.
2. Поскольку сумма займа меньше 10 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, соблюдение простой письменной формы не обязательно (ст. 808 ГК РФ), и в подтверждение условий сделки можно ссылаться на показание свидетелей (ст. 162. ГК РФ), которые подтверждают заключение договора займа сроком на один месяц.
3. Поскольку Воронцова не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат начислению проценты в размере, предусмотренном п. 1 ст. 395 ГК РФ ( 10% ст. 811 ГК РФ)
Таким образом, суд удовлетворит все требования Мухиной.
Источники литературы
1. Конституция РФ - М.: АСТ, 2006 г. - 64с.
2. Гражданский кодекс РФ. - М.: Омега- Л,2006 г.- 448с.
3. Гражданское право. / под ред.А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого. - Т.З. - М.: Проспект, 2006 г. - 783с.
4. Правоведение / под ред. В.И. Гуреева. - М.: Высшая школа, 2006 г. - 600с.
5. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный). - М.: ТК Велби, 2006 г. - 1072 с.
6. Семейное право / под ред. П.В. Алексий, С.Н. Бондова. - М.: ЮНИТИ, 2006г.- 303с.
7. Матушевский Р.Г. Семейное право в вопросах ответах. - М.: Проспект, 2006 г. - 207с.