рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Сервитуты в Украине. Их практическое и теоретическое применение

рефераты

Сервитуты в Украине. Их практическое и теоретическое применение

Содержание работы

Введение

1. Общая характеристика прав на чужие вещи

2. Сервитуты в Украине

2.1 Историческое развитие сервитутного права

2.2 Сущность понятия сервитуты

2.3 Субъекты и объекты сервитутных отношений

2.4 Виды сервитутов

2.5 Установление сервитута и его существенные условия

2.6 Содержание сервитута и его защита

2.7 Основания прекращения сервитутных правоотношений

3. Теоретическое и практическое применение сервитутов

Заключение

Сокращения, принятые в тексте

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Возникновение и развитие института сервитутов находится в прямой зависимости с развитием института частной собственности. Как правило, обособленное имущество не имеет всех тех свойств и качеств, которые необходимы для нормального его использования: например, на определенном земельном участке нет воды или этот участок не имеет прямого выхода к общей дороге и т.п. Для того, чтобы пользование данным земельным участком было возможно и хозяйственно целесообразно, возникает потребность в пользовании (в соответствующем отношении) чужим имуществом (соседней землей).

Такого рода вопросы были легко разрешимы в то время, когда все вещи находились в общей собственности (племени, рода, общины). Но с возникновением права частной собственности собственник не обязан был помогать другим, например, не имевшем на своей земле воды, пастбища и т.п. В связи с этим наступила необходимая потребность в закреплении за собственником одного имущества права пользования в известном отношении чужим имуществом.

Для этой цели и была введена такая категория прав, как сервитуты (от слова servire - служить: одна вещь служит потребностям другой).

Прочность удовлетворения потребности посредством такой правовой формы состояла в вещном характере сервитутного права: предметом сервитутного права является само имущество, а не действие определенного лица, обязавшегося допускать пользование его собственностью со стороны других лиц. Поэтому субъект сервитутного права сохранял свое право пользования чужим имуществом независимо от того, остается ли его собственником тот, кто установил на свою собственность сервитут в пользу другого лица, или же произошла смена собственника. Сервитут являлся обременением самой вещи и вместе с ней переходил к новому собственнику.

Ограниченный характер таких вещных прав выражается в том, что они не охватывают всех правомочий владения, пользования и распоряжения вещью, а касаются лишь некоторых из них (либо сами правомочия имеют строго ограниченное содержание). Осуществление данных прав тоже ограничено законом или волей собственника.

В настоящее время можно выделить как отдельные, наиболее важные разновидности данных прав (право личного пользования имуществом государства или отдельных юридических лиц, право пожизненного наследуемого владения земельным участком), так и их группы, допускающие дальнейшую внутреннюю дифференциацию (например, ограниченные права пользования земельными участками гражданами или организациями).

В действующем законодательстве не хватает путей эффективного урегулирования большинства возникающих споров в отношении сервитутного права, государству своим воздействием необходимо как можно лучше регулировать эти общественные отношения любыми законными и допустимыми средствами.

Поэтому рассмотрение сервитута, как правовой категории, на мой взгляд, заслуживает объективной значимости.

Для этого необходимо выяснить что же представляют собой сервитуты, какова их сущность, структура, виды, как они регулируются в гражданском праве Украины, как понятие сервитуты формировались в течении длительного времени.

Рассмотрение этих вопросов и является целью данной курсовой работы. В работе будет предпринята попытка наиболее четко и подробно ответить, на эти и другие вопросы.

Таким образом, тема, рассматриваемая в данной работе достаточно актуальна. Это объясняется тем, что категория ограниченных вещных прав сервитутного типа является новой для нашего гражданского законодательства и еще не до конца изучена и урегулирована.

1. Общая характеристика прав на чужие вещи

Важным вещным правом является право на чужие вещи. В этом случае право собственности принадлежит одному лицу, в то время как другое лицо имеет на тоже самое имущество такое же (непосредственное) вещное право, только более узкое по смыслу.

Итак, право на чужие вещи - это самостоятельные (но производственные от права собственности) вещные права, предоставляющие лицу, которые их имеют, возможность непосредственного пользования определенным имуществом для определенной цели и в установленных границах.

Для прав на чужие вещи характерными являются такие признаки:

1. Производственный от права собственности характер;

2. Абсолютный характер таких прав;

3. Следование "права за вещами" (т.е., право на чужую вещь связанно с определенной вещью и без нее не существует. Изменение собственника не является основанием для прекращения смежных вещных прав);

4. Предоставление субъекту смежного вещного права преимущества относительно субъектов обязательственного права в реализации права пользования имуществом;

5. Абсолютная защита прав на чужие вещи. Права и интересы лица, имеющего вещное право на чужое имущество, охраня.тся в том же порядке ( в том числе и от собственника имущества), что и права собственника этой вещи (ст. 396 ГК Украины).

Права на чужие вещи можно с некоторыми предостережениями, разделить на две группы:

1. Право пользование чужими вещами. Это главным образом сервитуты, которые могут быть личными (персональными) и имущественными (предиальными). С учетом возможностей существования будто бы двойного права владения и пользования вещами (разными лицами, но относительно одной и той же вещи). В свое время возникла теория "разделенной собственности";

2. Право распоряжения чужими вещами. К ним относятся залог и, в частности, ипотека. Суть этого права в том, что кредитор в случае невыполнения обязательства имеет права реализации заложенного имущества (чужой вещи) для удовлетворения своих имущественных интересов. Например, ипотека - залог недвижимости - является правом на чужое имущество, поскольку, хотя оно и остается в собственности должника, кредито-залогодержатель может истребовать его от любого лица для тог, чтобы защитить свои интересы.

Довольно детально права на чужие вещи урегулированы в ГК Украины 2003 года.

В частности, исправно чужие вещи предусмотрены такие институты, как право пользования чужим имуществом (сервитуты), право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций). Есть также право владения.

Сервитут - это право ограниченного пользования чужими вещами (имуществом) в определенной мере.

Соответственно традиции, заложенной еще в римском праве (или даже еще ранее в Греции), сервитуты делятся на земельные и личные. Суть распределения состоит в том, что при земельных сервитутах право пользования чужой вещью устанавливается в пользу собственника соседнего участка (это будто "отношения между участками", поскольку лицо собственника роли не играет), а личные сервитуты устанавливаются в пользу определенного лица (и, следовательно, прекращаются его смертью).

Эмфитевзис - это долгосрочное отчуждаемое и наследуемое право пользования чужой землей с целью сельскохозяйственного производства. Характерной собственность эмфитевзиса является требование использования чужого имущества по целевому назначению, которое составляет обязанность эмфитевта (пользователя).

Суть суперфиция состоит в том, что собственник выделяет земельный участок или его часть в пользование суперфициарию - физическому или юридическому лицу для строительства промышленных, бытовых, социально-культурных, жилых и иных строений или сооружений безвозмездно или за соответствующее вознаграждение. Как и эмфитевзис, суперфиций является долгосрочным, отчуждаемым и наследуемым правом, возможность осуществления которого ограничена использованием по целевому назначению.

К вещным правам на чужое имущество (ст. 345 ГК Украины) относят также право владения, которое по своим определяющим признакам не может быть признана классическим правом на чужую вещь. Тем не менее, учитывая концепцию ГК Украины по этому вопросу, право владения будет рассмотрено среди иных смежных вещных прав.

Часть 2 ст. 345 ГК Украины предусматривает, что законом могут быть установлены иные вещные права на чужое имущество. Таким вещным правом является, в частности, ипотека - залог недвижимости, космических и транспортных объектов. Она представляет собой право распоряжения чужими вещами в случае невыполнения обеспеченного залогом обязательства.

2. Сервитуты в Украине

2.1 Историческое развитие сервитутного права

Еще совсем недавно о сервитутах в нашей стране знали только из учебников по Римскому праву, так как сервитутное право получило широкое распространение во времена Древнего Рима и оставило большой отпечаток на современном гражданском праве.

В римском праве сервитутами назывались права пользования чужой вещью, которые устанавливались или для создания определенных выгод при эксплуатации определенного земельного участка или в пользу определенных лиц.

Слово servitus означало собственно "рабство вещи", "служение ее", т. е. такое отношение, при котором вещь, участок -- praedium serviens -- служил не только своему собственнику, но и использовался для экономических выгод соседнего господствующего участка -- praedium dominans, следовательно, для выгод собственника последнего. Права последнего на служащую вещь тоже назывались сервитутами. Затем термин servitus был распространен на целый ряд сходных отношений.

Собственник служащей вещи был обязан или воздерживаться от определенного воздействия на нее, какое он оказывал бы на свою вещь, если бы она была свободна от вещных прав другого лица -- servitus. Римское право знало один сервитут -- несения тяжести надстройки, при котором на собственнике обремененного участка лежала обязанность производить ремонт и восстановление опоры -- servitus oneris ferendi. Хозяин обязанного сервитутом участка должен был постоянно держать его в состоянии пригодности, чтобы поддерживать строение, собственнику которого принадлежал сервитут.

Сервитут есть всегда право на чужую вещь. Так как в своей собственной вещи соединяются для собственника все нормы пользования ею, то выработалось основное положение nemini res sua servit -- никому не служит собственная вещь (D. 8. 2. 26), т.е. не может быть сервитута на свою вещь.

Древнее римское право знало лишь земельные сервитуты, при которых подчинение одному земельному участку (praedium dominans) в пользу его собственника другого земельного участка (praedium serviens) было формой экономического восполнения хозяйственной полезности господствующего участка (D. 45.1.140. 2).

Такие сервитуты возникали на почве мелкой раздробленной собственности, когда отдельные участки не являлись "хозяйственно-самостоятельными". Они не могли обойтись собственными средствами и ресурсами для удовлетворения неотложных хозяйственных потребностей иначе, как путем создания постоянной связанности и взаимного восполнения между близлежащими участками.

Лишь позднее, когда город Рим разросся и стал оживленным центром растущей державы, возникли городские сервитуты, применявшиеся в отношении застроенных участков -- servitutes praediorum urbanorum. И те и другие сервитуты принимали в городах довольно разнообразные формы.

Сервитуты, установленные в интересах сельскохозяйственных участков, назывались сельскими -- iura praediorum rusticorum. К ним относились дорожные и водные сервитуты, даже тогда, когда они в отдельных случаях предназначались для городских земельных участков. Из них надлежит выделить четыре древнейших сервитута: a) iter -- право прохода пешком, на лошади или в носилках: б) actus -- право прогона скота; в) via -- право проезда на телеге с поклажей; г) aquaeductus -- право проведения воды.

Значительно позднее к сельским сервитутам были причислены права черпания воды -- aquae haustus, выгона скота на водопой -- pecoris ad aquam appulsus, пастьбы -- pascendi и т.п. (D. 8. 3.1; D. 8. 3. 7; D. 8. 3.12;l,2.3.pr.2), а к городским сервитутам были отнесены: право стока дождевой воды, право спуска воды, право проведения канала для нечистот, право требовать, чтобы не были застроены окна, чтобы не был испорчен вид, право возведения строений не выше известной меры (Гай. 2. 31; D. 8. 2. 2. 3; I. 2. 3. 1). Упоминались также городские сервитуты, которые обеспечивали права с содержанием, обратным перечисленным правам. Например, право строить на господствующем участке здания выше нормы, установленной соглашением или законом, застраивать окна (D. 8,2. 27. 1). Эти сервитуты, направленные против законных ограничений права собственности, могут рассматриваться как выкуп этих ограничений в соседских отношениях (D. 8.2.11. pr.).

Гораздо позднее возникла новая группа личных сервитутов -- servitutes personarum. Вначале к ним применялись старые названия владения и собственности -- usufructus, usus, которые затем стали уже техническими терминами. Выражение "сервитуты" было перенесено на личные сервитуты лишь в позднеклассическое время.

Сервитуты, существовавшие на территории современной Украины, являются не прямым заимствованием римской модели сервитутного права, а самобытным и независимым достижением славянской правовой мысли, которая не в последнюю очередь основывалась на нормах правовых памяток византийского права. Позже, в течении длительного времени пребывания украинских земель в составе Российской империи сервитуты как правовая конструкция, в частности земельные, были характерными именно для правового регулирования земельных отношений на территории украинских земель и не характерным для других.

Большую роль в становлении и сохранении сервитутов в разработках законопроектов 18-19 вв. в отношении регулирования земельных отношений на украинских землях, несмотря на численные изменения в законодательстве, сыграло обычное право, как одна из основных форм закрепления сервитутного права.

В связи с невысоким уровнем развития правовой науки того времени унифицированного понятия земельный сервитут не существовало. Это приводило к различному правовому регулированию указанных выше сервитутных отношений. Одним из таких сервитутов является публичный сервитут, природа которого длительное время не была до конца установлена.

Ситуация усложнялась отсутствием соответствующего теоретического обоснования цели, назначения, места сервитутного права в системе других прав, также нет комплексных теоретических разработок современной украинской правовой науки в данной сфере, так и в историческом аспекте, кроме первых исследований, проведенных И. Гороновичем еще в далеком 1882 г. Современные исследования в большей степени только слегка задевают вопросы сервитутного права. Это работы В.И. Андрейцева, Д.В. Бусуек, В.Е. Збырита, Н.И. Титовой, О.В. Копылова и т.д.

Исследование исторического развития правового регулирования позволяет мне сделать вывод о том, что законодательная регламентация сервитутных правоотношений сегодня должна базироваться на реалиях правовой системы, которая требует новых подходов к изучению современного сервитутного права, и в любом случае, с учетом исторического эволюционного пути развития на территории современной Украины

2.2 Сущность понятия сервитут

Отказавшись от внесения в заголовок главы 32 ГК Украины традиционного термина "Сервитут", отечественные законодатели назвали ее "Право пользования чужим имуществом". Возможно, по этим соображениям в ГК Украины отсутствует и определение сервитута, хотя в статье 401 ГК понятие "сервитут" и "Право пользования чужим имуществом" употребляются как равнозначные.

Сервитут - это право ограниченного пользования чужими вещам (имуществом) с определенной целью и в установленных пределах.

Существенными признаками сервитута являются:

v право на чужую вещь; в этом случае право собственности не нарушается, никакое отдельное правомочие из права собственности не выделяется, а лишь уступается в той мере, в какой представляется необходимым осуществить сервитут, а именно: обязан лишь что-либо терпеть или не делать;

v целью сервитута является предоставление определенному лицу или земельному участку определенной выгоды или интереса (например, право пожизненного проживания в чужом доме), то есть разрешить субъекту сервитутного права пользоваться естественными свойствами вещи, в отношении которой установлен сервитут.

v на сервитут не распространянется право распоряжения, которое остается у собственника (сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок, в том числе купли-продажи, залога);

v Характерной особенностью сервитутного права, как и каждого права на чужие вещи, является его следование за вещью: он сохраняет действительность в случае перехода права собственности на имущество, относительно которого он установлен, к другому лицу (ч.6 ст.403 ГК Украины). Это правило касается как личных так и земельных сервитутов.

2.3 Субъекты и объекты сервитутных отношений

Субъектами сервитутных правоотношений являются собственник или законный владелец вещи и субъект сервитутного права на эту вещь - сервитуарий (физические и юридические лица, государство). Владельцем в этом случае признается лицо, владения которого возникло на основании договора с собственником или лицом, имущество которого было передано собственником, а также на других основаниях, установленных законом при наличии соответствующих полномочий от собственника. Специальное правило содержится в законодательстве относительно такого объекта сервитута, как земельный участок: согласно ст. 100 ЗК Украины сервитут на земельный участок устанавливается исключительно по договоренности между собственниками земельных участков. Относительно другого недвижимого имущества обязательным лицом может быть как собственник, так и любой законный владелец этого имущества.

Объектом сервитута является недвижимость, которая принадлежит на правах собственности другому (не тому, который претендует на сервитут) лицу.

2.4 Виды сервитутов

ГК Украины признает существование двух видов сервитутов - земельных (предиальных) и личных (персональных). Основанием для деления здесь является способ определения лица сервитуария, если сервитут устанавливается относительно определенного имущества в интересах определенного лица, то она является личным (персональным). Если же сервитут устанавливается относительно определенного имущества в пользу собственника (владельца) определенного имущества (но не конкретного определенного лица), то он является земельным (предиальным).

Характерными особенностями земельного сервитута являются:

1. здесь как-будто имеют место "отношениями между участниками";

2. такие отношения являются длительными, как правило, сервитуты устанавливаются на продолжительный срок или вообще без указания срока;

3. такой сервитут является неделимым. При делении участка сервитутное право сохраняется в целом.

Сервитуарием по земельному сервитуту является собственник (владелец земельного участка или иной недвижимости, для обеспечения пользования которой установлен сервитут (господствующая вещь) за счет установления ограничений в пользование другим имуществом (обслуживающим). Потребность в земельном сервитуте связана с существованием двух земельных участков, расположенных по соседству или связанным иным образом. Типичным для отечественного гражданского законодательства земельным сервитутом является предусмотренной ст. 404 ГК Украины право пользования чужим земельным участком или другим недвижимым имуществом, которое состоит в возможности прохода, проезда через чужой земельный участок, прокладывание и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов, водоснабжения, мелиорации и т.п.

Характерными особенностями личного (персонального) сервитута является то, что они:

1. не только связаны с определенным имуществом, но и принадлежат определенному лицу;

2. ограничены сроком: пожизненно принадлежат определенному лицу и прекращаются с его смертью, если самим сервитутом не был установлен более короткий срок;

3. не имеет обязательственно-правового характера, поскольку сервитуарий сохраняет право на чужое имущество и в случае перехода его к третьему лицу, т.е. сервитут следует за вещами.

Сервитуарием по личному сервитуту является определенное лицо, интересы которого обеспечиваются при помощи пользования обслуживающим имуществом. Права, которые вытекают из личного сервитута, принадлежат только определенному лицу и не могут быть переданы сервитуарием другому лицу, даже его наследникам.

Наиболее типичным личным сервитутом, установленным отечественным гражданским законодательство, является право членов семьи собственника жилья на пользование этим жильем. Согласно ст. 405 ГК Украины члены семьи собственника жилья проживающие вместе с ним, имеют право на пользование этим жильем в соответствии с законом.

Субъектами данного сервитутного правоотношения является собственник жилья и член его семьи. Жилищное законодательство к членам семьи собственника жилого помещения относит жену (мужа), собственника жилья (если относительно этого жилья у супругов не возникло право общей собственности), их детей и родителей, а также других лиц, если они постоянно проживают совместно с собственником жилья и ведут с ним собственное хозяйство (ч.2 ст. 64, ч.3 ст.156 ЖКУ). Объектом этого сервитута является часть жилого помещения определенная собственником жилья (жилой дом, квартира и т.п., предназначенные и пригодные для постоянного проживания в них).

Сервитуты также подразделяются на частные и публичные. Публичные сервитуты устанавливаются в общественных интересах. Так, физические лица имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках. Частными являются сервитуты, когда государство вводит в использование частного имущества нормативные ограничения, вытекающие из так называемого права соседства. Например, прокладка линий электропередачи через соседний участок.

2.5 Установление сервитута и его существенные условия

Согласно ст. 397 ГК Украины сервитут может быть установлен относительно земельного участка, других природных ресурсов (земельный сервитут) или другого недвижимого имущества для удовлетворения потребностей других лиц, которые не могут быть удовлетворены иным способом. Сервитут может также принадлежать собственнику (владельцу) соседнего земельного участка, а также другому, конкретно определенному лицу (личный сервитут).

Установление сервитута возможно договором, законом, завещанием, решением суда.

Наиболее распространенным основанием установления сервитута является договор, заключаемый между лицом, нуждающимся в установлении сервитута и собственником (владельцем), обслуживающей вещи. Поскольку в главе 32 ГК Украины общие требования к договору на установление сервитута отсутствует, она определяется по правилам ст.ст. 205-208 ГК Украины. Тем не менее, в отношении договора об установлении земельного сервитута установлено требование его обязательной государственной регистрации (ч.2 ст.402 ГК Украины). Он в любом случае не может совершаться устно, а его форма должна быть письменной считается он заключенным с момента государственной регистрации (ч.1 ст.210 ГК Украины).

В случае возникновения спора основанием установления сервитута является судебное решение (ч.3 ст. 402 ГК Украины). На это основание установления сервитута указывает не только ГК Украины, а и специальное законодательство. Например, ст. 100 ЗК Украины предусматривает, что собственник или землепользователь имеет право требовать установление сервитута для обслуживания своего земельного участка. В случае недостижения договоренности по этому вопросу, он может обратиться в суд. При этом истец может доказать в суде, что нормальное хозяйственное использование его земельного участка или другой недвижимости невозможно без отягощения сервитутом чужого недвижимого имущества и что удовлетворение потребностей сервитуария невозможно осуществить иным способом.

Закон является отдельным основанием установления сервитута. Например, для возникновения сервитутного право пользования жильем у членов семьи (ст. 405 ГК Украины), достаточным является наличие условий, установленных законом: общее проживание члена семьи (сервитуария) собственника жилья и общее пользование этим жильем.

Сервитутное право может быть установлено в завещании путем прямого установления сервитута (ст. 1246 ГК Украины) или путем совершения в нем завещательного отказа: обязывание наследников установить ограниченное вещное право в пользу отказополучателя и предоставить последнему ограниченное пользование определенным имуществом, входящим в состав наследства (ст.ст. 1237, 1238 ГК Украины). В таких случаях в завещании должно быть указано, в пользу кого устанавливается сервитут, сведения об обслуживающем имуществе, виде сервитута, срок и прочие сведения.

Также следует обратить внимание на то, что установление сервитута на определенное имущество не лишает собственника имущества права владеть, пользоваться, распоряжаться указанным имуществом. Речь идет лишь об ограничении возможностей осуществления права собственности относительно имущества, на которое установлен сервитут.

Существенными условиями договора об установлении сервитута являются указание на предмет сервитутного права, целевое назначение сервитута и размер платы за пользование чужим имуществом (приложение № 1).

Что касается порядка установления земельного сервитута, то он изложен в приложении № 2

2.6 Содержание сервитута и его защита

Содержание сервитута составляет совокупность прав и обязанностей сервитутных отношений.

В частности, содержание сервитута могут составлять возможность прохода, проезда через соседний земельный участок, прокладывание и эксплуатация линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечение водоснабжения и мелиорация и т.п. (ст.ст. 403, 404 ГК Украины). Содержание сервитута определяется, в первую очередь, объемом прав сервитуария относительно пользования чужим имуществом. В целом, такие права могут иметь или положительный, или отрицательный характер. То есть, правомочия сервитуария могут состоять или в возможности совершения определенных действия (проход, проезд, прокладка линейных коммуникаий и т.п.), или в возможности требовать от собственника обслуживающего имущества, воздержаться от такого его использования, которое при обычных условиях он имел бы право осуществлять (например, не мешать отводу воды с соседнего участка).

Вместе с тем сервитуарий имеет определенные обязанности: использовать имущество по целевому назначению сервитута, определенному в момент установления сервитута; вносить собтвениику плату за пользование имуществом и т.п.

При этом, как следует из самого понятия сервитута (ст. 401 ГК Украины), он всегда состоит в праве пользования и никогда не является правом распоряжения.

Срок не является важным элементом содержания сервитута, если срок, на который устанавливают сервитут, не определен договором или иным основанием предоставления сервитутного права. По общему правилу, он считается установленным на неопределенный срок. Фактически это означает, что он является бессрочным (для земельного сервитута) или пожизненным (для личного сервитута). Земельный сервитут, установленный без определения срока, в ст. 98 ЗК Украины имеет также наименование "постоянного".

Собственник вещи имеет право, если иное не предусмотрено договором или законом, требовать от сервитуария плату за пользование чужим имуществом. Размер платы определяют стороны сервитутных отношений. Безвозмездность пользования сервитутом может быть прямо предусмотрена в договоре.

Сервитут не подлежит самостоятельному отчуждению отдельно от имущества, для обеспечения пользования которым он установлен (ч.4 ст. 403 ГК Украины). Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и т.п. Вместе с тем он может передаваться любым способом вместе с недвижимым имуществом, в отношении которого было установлено право на чужую вещь. Таким образом, сервитут имеет акцессорный (дополнительный) характер относительно первичного права собственности на вещь.

Вещно-правовая природа сервитутных правоотношений позволяет использование обязательственно-правовых средств защиты при возникновении споров между собственником вещи и сервитуарием лишь в случаях, прямо указанных в законе или договоре. В частности, такое специальное правило установлено частью 7 ст. 403, которая предусматривает возмещение убытков, причиненных собственнику имущества, относительно которого установлен сервитут, на общих основаниях, то есть по правилам главы 82 ГК Украины.

2.7 Основания прекращения сервитутных правоотношений

Основаниями прекращения сервитута являются:

1. объединение в одном лице того, в интересах кого установлен сервитут, и собственнкиа имущества, от ягощенного сервитутом;

2. отказ от него лица, в интересах которого установлен сервитут;

3. истечение срока на который был установлен сервитут;

4. прекращение обстоятельства, котрое было основанием для установления сервитута;

5. неиспользование сервитута на протяжении трех лет подряд. Частью 2 ст. 405 ГК Украины установлен сокращенный срок неиспользования личного сервитута: член семь собственника жилья, который не использует свое право пользования жильем свыше одного года, теряет сервитут;

6. смерть лица, в пользу которого был установлен личный сервитут.

Сервитут может быть также прекращен решением суда по требованию собственника имущества при наличии обстоятельств, имеющих существенное значение. В частности, собственник земельного участка имеет право требовать прекращения сервитута, если он препятствует использованию этого земельного участка, по его целевому назначению.

Этот перечень, установленный в ст. 406 ГК Украины, может быть дополнен общими основаниями прекращения вещных прав: уничтожение имущества, отказ от права, объединение в одном лице сервитуария и собственника имущества, отягощенного сервитутом и т.п. Признание недействительной сделки или расторжение договора, который служил основанием установления сервитута, естественно, аннулирует и сервитут. Например, признание недействительным завещания, в котором предусмотрено установление сервитута, является основанием прекращения и самого сервитута.

При решении вопросов о прекращении сервитута как отдельного вещного права следует учитывать, что основания прекращения сервитутов необходимо отмежевать от способов прекращения. Сервитут может быть прекращен по договоренности сторон или в судебном порядке при наличии обстоятельств, которые имеют существенное значение и предусмотрены законодательством или вытекают из природы сервитутных правоотношений. Отдельные основания прекращения сервитута прекращают эти отношения в силу прямого указания закона, примером этого является прекращение сервитута, установленного на определнный срок, истечением его. Следует учесть, что суд не может по собственному усмотрению прекратить сервитут, а лишь по тем основаниям, котрые указаны в законе.

3. Теоретическое и практическое применение сервитутов

Я считаю, что самым интересным и актуальным примером применения сервитутных отношений на практике является использование земельных сервитутов, так как земельные отношения в настоящее время являются объектом повышенного внимания, поскольку представляют собой один из наиболее привлекательных, хотя и весьма рискованных объектов инвестиций.

Например, в течение трех месяцев земельные участки, пригодные для коттеджного строительства, подорожали на 14 %, с июля по декабрь -- на 61 % РБК-Украина со ссылкой на РИА Новости сообщает, что в Сочи (РФ) после объявления о проведении в городе зимней Олимпиады 2014 года рост цен на землю под коммерческую застройку за три месяца составил от 40 до 100 %. Понятно, что цивилизованное развитие указанного вида отношений невозможно без надлежащего нормативного регулирования. Итак, обратимся к нормативному регулированию данной сферы правоотношений, которое, с одной стороны, является правилами игры для участников правоотношений, а с другой -- инструментарием юристов. В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Украины (ГК) одним из вещных прав на чужое имущество является, в частности, сервитут, теоретические аспекты которого я описал выше. Сервитут может принадлежать собственнику (владельцу) соседнего земельного участка, а также иному, конкретно определенному лицу (личный сервитут). Законодательство определяет разные виды сервитутов, однако указанные классификации не являются исчерпывающими. Украинский классификатор прав ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитуты), утвержденный письмом Госкомзема Украины № 14-1-7/1205 от 24 апреля 1998 года и не зарегистрированный в Минюсте Украины (Приложение №3), устанавливает не только виды, но и коды соответствующего вида сервитута. Использование и учет этого документа могут быть полезными при дальнейшем осуществлении государственной регистрации соответствующего сервитута. Интересно также и то, что действующее законодательство Украины не содержит исключительного перечня, но содержит обязательное для выполнения требование, что сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, относительно которого он установлен. Вполне справедливо, что сервитут не лишает собственника имущества, относительно которого он установлен, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом; действует в случае перехода к другим лицам права собственности на имущество, относительно которого он установлен. Право пользования чужим земельным участком или иным недвижимым имуществом может заключаться в возможности прохода, проезда через чужой земельный участок, прокладывания и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения, мелиорации и т.п. Отдельным видом сервитутов являются земельные, относительно которых Земельный кодекс Украины (ЗК) устанавливает, что право земельного сервитута (ЗС) -- это право собственника или землепользователя участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками). Собственник или землепользователь участка имеет право требовать установления ЗС для обслуживания своего земельного участка. ЗС устанавливается договоренностью между собственниками соседних земельных участков на основании договора или по решению суда. Интересным примером разъяснительной деятельности относительно установления земельных сервитутов является письмо Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель, которая является правительственным органом государственного управления, действует в составе Госкомзема и подчиняется ему в соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель. Следует отметить, что эта инспекция не имеет официального права толковать действующее законодательство Украины, но организовывает и осуществляет государственный контроль за: соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности, гражданами Украины, иностранцами, лицами без гражданства, а также иностранными юридическими лицами земельного законодательства; соблюдением установленного порядка приобретения и реализации права на землю, в том числе на земли водного и лесного фонда; использованием земельных участков в соответствии с целевым назначением и т.п. Госземинспекция издала письмо № 6-10-1071/727 от 2 ноября 2004 года, в котором высказала свое видение относительно порядка установления ЗС (Приложение №4). Согласно части 1 статьи 100 ЗК, требовать установления ЗС имеет право собственник или землепользователь земельного участка. Но в соответствии с действующим законодательством право требовать установления ЗС имеют не только землесобственники и землепользователи. Так, в соответствии с частью 6 статьи 10 Закона Украины "О телекоммуникациях" лица, получившие лицензию на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций, имеют право требовать от владельцев земельных участков или землепользователей установления сервитутов к категории земель, определенных ЗК для прокладывания под землей телекоммуникационных сетей и/или устранения их повреждений. Согласно части 2 статьи 100 ЗК, земельный сервитут устанавливается по договоренности между собственниками соседних земельных участков на основании договора или по решению суда. Но необходимо иметь в виду, что соседними могут быть земельные участки, не имеющие общей границы. Существенные условия договора ЗС законодательством не определены. Но исходя из практики применения норм земельного и гражданского права целесообразно было бы предусматривать в договоре такие существенные условия: способ обременения земельного участка; описание местонахождения с определением границ распространения права ЗС на плане (схеме); объем права ЗС; срок действия договора ЗС; плата за ЗС. В соответствии с частью 3 статьи 100 ЗК право ЗС возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участок.

В соответствии со статьей 402 ГК договор об установлении ЗС подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Порядок регистрации прав на недвижимое имущество устанавливает Закон Украины "О регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений", который в настоящее время имеет ограниченное действие. Это обстоятельство связано с тем, что еще не принят ряд нормативных актов, предусмотренных в Переходных положениях указанного Закона. В соответствии с постановлением КМУ "О создании единой системы государственной регистрации земельных участков, недвижимого имущества и прав на них в составе государственного земельного кадастра" до создания Государственного реестра прав на землю и недвижимое имущество Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете по земельным ресурсам проводит регистрацию земельных участков и прав на них путем внесения записей о регистрации земельных участков и прав на них в базу данных государственного реестра земель, а коммунальные предприятия бюро технической инвентаризации вносят данные об объектах недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, и правах на них в базу данных государственного реестра прав собственности на недвижимое имущество. Центр государственного земельного кадастра фактически осуществляет регистрацию земельных сервитутов путем внесения записей в регистрационную карточку земельного участка.

Поэтому, очевидно наличие определенной динамики в развитии нормативного регулирования земельных правоотношений.

Также я хотел бы привести одну интересную статью из журнала "ДОНБАСС" в которой приведен спор, возникший из-за сервитута и из которой хорошо видно каким образом сервитутные правоотношения могут регулироваться в судебной практике.

"Сервитут не рабство, а гарантия добрососедства."

Один хозяин, приватизировав свой земельный участок, крепко его огородил и не пускает соседей за водой к колодцу, который до этого был в общественном пользовании. Прав ли он? Поскольку идут судебные разбирательства, мы не называем имя хозяина и адрес его проживания. Но скажем, что в этом конфликте "замешан" некий сервитут. Это латинское словечко в советском энциклопедическом словаре переводилось как "рабство", "подчиненность" и было отнесено к чуждым нам буржуазным понятиям. Хотя в общем-то в нем ничего враждебного нет. Наоборот, переводится слово servitus (servitutis) как обязанность, обязательство, повинность, и преследует самые гуманные цели того же добрососедства. В словаре иностранных слов оно трактуется как право пользования чужим имуществом в определенных пределах (напр., право прохода, проезда через соседний участок земли) или право на ограничение собственника в определенном отношении (напр., запрещение прорубить из дома окно в чужой двор и т.п.); сервитут международный - ограничение территориального суверенитета одного государства в пользу другого (напр., в отношении пропуска через свою территорию военных сил, пользование дорогами и т.п.). В Земельном кодексе Украины глава 16 названа "Право земельного сервитута", где в деталях расписано, что означает на практике конституционное положение о том, что собственность не должна использоваться во вред другому человеку или обществу. Ну и в самом деле, давайте разберемся. Летчик, выполняющий рейс, отвечает за жизнь пассажиров точно так же, как и водитель трамвая или автобуса. Хозяин магазина - за качество продаваемого товара, ресторатор - за приготовляемое блюдо и т.д. и т.п. Вся наша жизнь - это взаимное переплетение взаимообязанностей. Отметим: независимо от формы собственности. Какая разница, кому принадлежит самолет, трамвай, ресторан и т.д. Точно так же и с землей. Независимо от того, кто у нее хозяин, она должна использоваться по своему целевому назначению. Что это значит? Представим себе, что один из авторов получил земельный пай. Ему выдали госакт на право частной собственности на землю, в котором указано целевое назначение земельного участка - товарное сельскохозяйственное производство. А он "подсуетился", нашел денег, да и построил на этой земле гостиничный комплекс. Может такое быть? Нет, конечно. Установление и изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Изменение целевого назначения земель, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, возможно по инициативе собственников соответствующих земельных участков в порядке, который устанавливает Кабинет министров Украины. Поэтому приведенный в качестве примера собственник земельного участка, самостоятельно изменивший его целевое назначение, подпадает под действие статьи 21 Земельного кодекса Украины, в которой содержится перечень мер, принимаемых к нарушителю, вплоть до привлечения к ответственности по закону. Кроме того, там "сидит" еще целый букет неразрывно связанных с нецелевым использованием земли нарушений: искажение данных о состоянии земель, припрятывание от учета и регистрации, предоставление искаженной информации и т.д. Так что земельный участок следует использовать по целевому назначению, а его изменение производить только в соответствии с законом. Что касается введения института земельных сервитутов, то мы опоздали с этим на десять лет, несмотря на то, что существуют они почти две тысячи лет. Понятие частной собственности на землю введено Земельным кодексом Украины в редакции 1992 года. Однако сработала инерция мышления, и важнейшая составляющая регулирования земельных отношений осталась за скобками. Новым Земельным кодексом предусмотрены основные виды права земельного сервитута, установления которых могут требовать собственники или землепользователи. В Земельном кодексе их обозначено десять. Однако исчерпывающего перечня земельных сервитутов не может существовать, поскольку в границах, предусмотренных законом, возможно установление разновидностей сервитутов в зависимости от целевого использования земельного участка и целей хозяйствования. Приведем полностью статью 99 упомянутой главы Земельного кодекса, которая называется "Виды права земельного сервитута". В ней сказано: "Собственники или землепользователи земельных участков могут требовать установления таких сервитутов: - право прохода и проезда на велосипеде; - право проезда на транспортном средстве по имеющейся дороге; - право в прокладывании и эксплуатации линии электропередач, связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций; - право прокладывать на свой земельный участок водопровод, другие линейные коммуникации; - право прокладывать на свой земельный участок водопровод из чуждого водоема или через чужой земельный участок; - право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний земельный участок; - право забора воды из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право перехода к природному водоему; - право поить свой скот из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к природному водоему; - право прогона скота по имеющейся дороге; - право установления строительных лесов и складирования строительных материалов в целях ремонта зданий и сооружений; - другие земельные сервитуты". Добавим к этому, что если суд учтет эти положения земельного кодекса, то тот хозяин, что не допускает к колодцу соседей, окажется нарушителем установленного законодательства и моральных устоев добрососедства.

Учитывая все вышеизложенное можно смело сказать о том, что земельные сервитуты -- это уже практика, которая требует дальнейшего развития и регулирования.

Заключение

Новый Гражданский кодекс Украины, наряду с правом собственности и другими вещными правами предусматривает и такое право, как сервитут, под которым понимается право собственника имущества требовать от собственника другого имущества предоставления права ограниченного пользования ним.

В связи с признанием права частной собственности и вовлечением ее в гражданский оборот система сервитутов становится все более разветвленной. Уже и сейчас на почве отношений соседства возникает немало споров, которые могут квалифицироваться как споры об определении содержания и границ тех или иных сервитутов. Вот только один пример. Окна садового дома находятся в непосредственной близости от границы, разделяющей два соседних земельных участка. Собственники участка, на который выходят окна соседнего дома, нарастили забор, дабы не быть под постоянным присмотром своих соседей. Однако последние против этого возражают, ссылаясь на то, что повышение высоты забора приведет к затемнению окон и будет препятствовать проникновению солнечных лучей на расположенную под окнами часть участка, на которой высажены ягодные кусты, а это неблагоприятно скажется на их росте. Спор в данном случае сводится к определению содержания и границ сервитута света и вида, который существовал еще в римском праве.

Сервитут может устанавливаться, как это предусмотрено ст. 401 ГК Украины для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Наконец, ст. 277 ГК предусматривает обременение сервитутом зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком. Такие обременения налагаются применительно к правилам, установленным ст. 274-276 ГК для земельных сервитутов. Иногда их называют публичными. Так, на здании и сооружении может быть установлена памятная или мемориальная доска, радиоточка для оповещения населения об экстремальных ситуациях, установлены дорожные или опознавательные знаки и т.д.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника земельного участка прав владения, пользования и распоряжения им. Сервитут устанавливается по соглашению заинтересованных сторон и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный им. Однако он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения пользования которым установлен сервитут. Сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, в случаях же, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться по его прямому назначению, собственник вправе потребовать по суду прекращения сервитута. В своей работе я определил, что существенными признаками земельного сервитута прежде всего являются то, что он:

1. Является результатом волеизъявления сторон правоотношения, которое воплощается в договоре или решении суда;

2. Является обременением чьей-то собственности;

3. Допускает только частичное пользование чужой собственностью как по способам, так и по территориальному распространению;

4. Составляет полифункциональную категорию, которая насчитывает много разновидностей;

5. Сервитут ограничивает права других лиц, не лишая собственника (пользователя) имущества принадлежащих ему прав владения, пользования и распоряжения этим имуществом;

6. Имеет отношение к конкретной вещи и не может быть перенесен на другую;

7. Неделим и неотчуждаем;

8. Имеет, в основном, постоянный характер;

9. Требует еще большего правового регулирования на практике.

Сервитутное право может вводиться, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Оно достаточно широко распространено во многих современных государствах. Сервитуты устанавливаются в целях обеспечения национальной безопасности, здравоохранения, градостроительства, охраны окружающей природной среды, нормального осуществления судоходства, а также обеспечения других публичных интересов. Многочисленные сервитутные нормы содержатся в гражданском, земельном, административном, горном законодательстве США, ФРГ, Франции, Италии. Особенно важную роль сервитуты, по-видимому, должны сыграть в экологическом праве, выполняя функции природоохранного характера. Но все-таки не стоит забывать о том, что недостоверность и незавершенность всесторонней теоретической разработки категории сервитутов обуславливает невозможность правильного применения норм законодательства на практике.

Сокращения, принятые в тексте

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

ЗК Украины - Земельный кодекс Украины

ЖК Украины - Жилищный кодекс Украины

ЗС - земельный сервитут

D. - Дигесты. Например: 50. 17. 141. 1. означает: Дигесты, книга 50, титул 17, фрагмент 141, § 1. pr. означает начало фрагмента; i. f. - конец фрагмента.

С. - Кодекс Юстиниана. Например, С. 8. 44. 19 означает: Кодекс, книга 8, титул 44, конституция 19.

Гай - Институции Гая.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г., № 435-IV

2. Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г., № 2768-III

3. Жилищный кодекс Украины от 30.06.1983 г., № 5464-Х

4. Закона Украины "О телекоммуникациях" от 18.11.2003 г., № 1280-IV

5. Закон Украины "О регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений",

6. Постановление Кабинета Министров Украины "О создании единой системы государственной регистрации земельных участков, недвижимого имущества и прав на них в составе государственного земельного кадастра" № 1088 от 17 июля 2003

7. Постановление Кабинета Министров Украины № 1958 от 25 декабря 2002 года

8. Райхер В.К. "Абсолютные и относительные права" ( к проблеме деления хозяйственных прав). //Известия Экономического факультета Ленинградского политехнического института, вып. 1 Л. 1928 г.

9. Грибанов В.П., Суханов Е.А. Право собственности в новой редакции основ гражданского законодательства //Вестник Московского университета. Право. 1989.

10. Надежда Шуляк "Установление земельного сервитута" // "Юридическая практика" №5/2008

11. Марусенко Р.І., Ковальчук Т.Г. Спірні питання регламентації земельного сервітуту в проекті нового Земельного кодексу // Вісник Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Юридичні науки. - 2003. - Випуск 49. - С. 50 - 52.

12. Автор неизвестен, статья "Сервитут не рабство, а гарантия добрососедства" // "Донбасс", № 241(20380), 3 янв 2003

13. Марусенко Р.І. Земельний сервітут: історія і сучасність // Вісник Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Юридичні науки. - 2003. - Випуск 52. - С. 25 - 28.

14. Гражданское право. Словарь-справочник, М., 1996, с. 218.

15. Гражданское право. Т.1 Учебник, Под ред. Е.А.Суханова. М., 1994,

16. Дождев Д.В. Римское частное право. М. 1996.

17. Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. М. Изд-во "Бек" 1996.

18. Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право (базовый учебник). Перевод с македонского В.А. Томсинова и Ю.В. Филиппова / Под ред. проф. В.А. Томсинова. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 175.

19. Омельченко О.А. Римское право: Учебник. Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: ТОН - Остожье, 2000. С. 8.

20. Гражданское право Украины, Е.О. Харитонов, Н.А. Саниахметова, Х. "Одиссей", 2005 г.

21. http://www.yurpractika.com/article.php?id=10008878

22. http://myland.org.ua/ukr/17/4999/

23. http://ictv.ua/ukr/news_economics.php?news_id=91142

Приложения

Приложение №1

Державний комітет україни з питань регуляторної політики та підприємництва

Лист

16.12.2002 N 2-222/6717

Суттєво. Встановлення платного або безоплатного земельного сервітуту залежить від бажання власника або землекористувача земельної ділянки, щодо якої його встановлюють. Державний комітет України з питань регуляторної політики та підприємництва розглянув Ваш лист від 15.11.2002 р. N 2В15 щодо випадків встановлення платних та безоплатних земельних сервітутів і повідомляє.

Відповідно до пункту 1 статті 98 Земельного кодексу України (далі-- Кодекс), право земельного сервітуту-- це право власника або землекористувача земельної ділянки на обмежене платне або безоплатне користування чужою земельного ділянкою (ділянками). Згідно з пунктом 3 статті 101 Кодексу, власник, землекористувач земельної ділянки, щодо якої встановлений земельний сервітут, має право вимагати від осіб, в інтересах яких встановлено земельний сервітут, плату за його встановлення, якщо інше не передбачено законом.

У пункті 2 статті 100 Кодексу визначено, що земельний сервітут встановлюється за домовленістю між власниками сусідніх земельних ділянок на підставі договору або за рішенням суду.

Враховуючи вищевикладене, Держпідприємництво України дійшло висновку, що встановлення платного або безплатного земельного сервітуту залежить від власника або землекористувача земельної ділянки, щодо якої його встановлюють.

У разі якщо встановленням безоплатного земельного сервітуту власнику землі спричинені збитки, він має право на їх відшкодування в порядку, передбаченому Постановою Кабінету Міністрів України від 19.04.93 р. N 284 "Про Порядок визначення та відшкодування збитків власникам землі та землекористувачам".

В. о. голови В.Загородній

"Дебет-Кредит", N 12, 24.03.2003 р.

Приложение №2

Державний комітет україни по земельних ресурсах державна інспекція з контролю за використанням і охороною земель

Лист

02.11.2004 N 6-10-1071/727

Благодійному фонду "Екоправо Львів"

Щодо порядку встановлення земельних сервітутів

За дорученням Держкомзему України у Держземінспекції розглянуто звернення благодійного фонду "Екоправо Львів" від 19.10.2004 N 1870 щодо надання роз'яснення стосовно порядку встановлення земельних сервітутів. За результатами розгляду повідомляємо наступне.

Право земельного сервітуту-- це право власника або землекористувача земельної ділянки на обмежене платне або безоплатне користування чужою земельною ділянкою (ділянками).

Згідно зі статтею 99 Земельного кодексу України є такі види земельних сервітутів: право проходу та проїзду на велосипеді; право проїзду на транспортному засобі по наявному шляху; право прокладання та експлуатації ліній електропередачі, зв'язку, трубопроводів, інших лінійних комунікацій; право прокладати на свою земельну ділянку водопровід із чужої природної водойми або через чужу земельну ділянку; право відводу води зі своєї земельної ділянки на сусідню або через сусідню земельну ділянку; право забору води з природної водойми, розташованої на сусідній земельній ділянці, та право проходу до природної водойми; право поїти свою худобу із природної водойми, розташованої на сусідній земельній ділянці, та право прогону худоби до природної водойми; право прогону худоби по наявному шляху; право встановлення будівельних риштувань та складування будівельних матеріалів з метою ремонту будівель та споруд; а також, передбачене статтею 404 Цивільного кодексу України, право користування чужою земельною ділянкою для меліорації.

Пункт "з" статті 99 Земельного кодексу України (інші земельні сервітути) означає, що наведений вище перелік видів земельних сервітутів не є вичерпним. Зацікавлена сторона вправі вимагати встановлення на її користь іншого виду сервітуту щодо чужої земельної ділянки, виходячи із конкретних потреб та існування недоліків земельної ділянки, для використання якої необхідно встановлення сервітуту. Зокрема, можливі такі види земельних сервітутів, які полягають у будь-якому обмеженні власника обтяженої земельної ділянки у праві користуванні нею: обмеження або заборона забудови, обмеження насаджень, обмеження господарського використання земельної ділянки тощо. Необхідно зазначити, що встановлення земельного сервітуту не повинно виходити за межі цільового призначення земельної ділянки, щодо якої він встановлений.

Щодо правомірності встановлення земельного сервітуту на право забудови чужої земельної ділянки повідомляємо, що такий сервітут не може встановлюватися, оскільки це передбачено іншим видом речового права на чуже майно-- суперфіцієм.

Згідно із частиною 1 статті 100 Земельного кодексу України вимагати встановлення земельного сервітуту має право власник або землекористувач земельної ділянки. Однак, відповідно до діючого законодавства, право вимагати встановлення земельного сервітуту мають не лише землевласники та землекористувачі. Так, відповідно до частини 6 статті 10 Закону України "Про телекомунікації" особи, які отримали ліцензію на здійснення діяльності у сфері телекомунікацій, мають право вимагати від власників земельних ділянок або землекористувачів установлення сервітутів до категорії земель, визначених Земельним кодексом України, для прокладання під землею телекомунікаційних мереж та/або усунення їх пошкоджень.

Згідно з частиною 2 статті 100 Земельного кодексу України земельний сервітут встановлюється за домовленістю між власниками сусідніх земельних ділянок на підставі договору або за рішенням суду. Проте, необхідно мати на увазі, що сусідніми можуть бути земельні ділянки, які не мають спільної межі.

Істотні умови договору земельного сервітуту законодавством не визначені. Але, виходячи з практики застосування норм земельного і цивільного права, найбільш доцільним вбачається передбачення у договорі земельного сервітуту таких істотних умов: спосіб обтяження земельної ділянки; опис місця розташування із визначенням меж поширення права земельного сервітуту на плані (схемі); обсяг права земельного сервітуту; строк дії договору земельного сервітуту; плата за земельний сервітут.

Відповідно до частини 3 статті 100 Земельного кодексу України право земельного сервітуту виникає після його державної реєстрації в порядку, встановленому для державної реєстрації прав на земельну ділянку. Таким чином, право земельного сервітуту реєструється у порядку та на підставах, передбачених Законом України "Про державну реєстрацію речових прав на нерухоме майно та їх обмежень" від 01.07.2004 N 1952-IV.

Разом з тим повідомляємо, що Державним комітетом України по земельних ресурсах розроблено проект Закону України "Про земельні сервітути", який передбачає запровадження механізмів встановлення і дії сервітутних прав.

Начальник інспекції О.М.Нечипоренко

Приложение №3

Український класифікатор прав обмеженого користування чужою земельною ділянкою (сервітути)

Державний комітет україни по земельних ресурсах

N 14-1-7/1205 від 24.04.98

Затверджено

листом Держкомзему України

від 24 квітня 1998 р.

N 14-1-7/1205

Український класифікатор прав обмеженого користування чужою

земельною ділянкою (сервітути)

1. Прохід чи проїзд через земельну ділянку

2. Використання земельної ділянки для прокладки і ремонту лінійних інженерних споруд

3. Проведення дренажних робіт на земельній ділянці

4. Прохід тварин через земельну ділянку

5. Забір води і доступ до водних об'єктів

6. Спорудження будівель і споруд на земельній ділянці з опорою на сусідню земельну ділянку

7. Використання земельної ділянки для ремонту ліній електропередач

8. Інші права, визначені судом або взаємною угодою.

Приложение №4

Державний комітет україни по земельних ресурсах державна інспекція з контролю за використанням і охороною земель

Лист

02.11.2004 N 6-10-1071/727

Благодійному фонду "Екоправо Львів"

Щодо порядку встановлення земельних сервітутів

За дорученням Держкомзему України у Держземінспекції розглянуто звернення благодійного фонду "Екоправо Львів" від 19.10.2004 N 1870 щодо надання роз'яснення стосовно порядку встановлення земельних сервітутів. За результатами розгляду повідомляємо наступне.

Право земельного сервітуту-- це право власника або землекористувача земельної ділянки на обмежене платне або безоплатне користування чужою земельною ділянкою (ділянками).

Згідно зі статтею 99 Земельного кодексу України є такі види земельних сервітутів: право проходу та проїзду на велосипеді; право проїзду на транспортному засобі по наявному шляху; право прокладання та експлуатації ліній електропередачі, зв'язку, трубопроводів, інших лінійних комунікацій; право прокладати на свою земельну ділянку водопровід із чужої природної водойми або через чужу земельну ділянку; право відводу води зі своєї земельної ділянки на сусідню або через сусідню земельну ділянку; право забору води з природної водойми, розташованої на сусідній земельній ділянці, та право проходу до природної водойми; право поїти свою худобу із природної водойми, розташованої на сусідній земельній ділянці, та право прогону худоби до природної водойми; право прогону худоби по наявному шляху; право встановлення будівельних риштувань та складування будівельних матеріалів з метою ремонту будівель та споруд; а також, передбачене статтею 404 Цивільного кодексу України, право користування чужою земельною ділянкою для меліорації.

Пункт "з" статті 99 Земельного кодексу України (інші земельні сервітути) означає, що наведений вище перелік видів земельних сервітутів не є вичерпним. Зацікавлена сторона вправі вимагати встановлення на її користь іншого виду сервітуту щодо чужої земельної ділянки, виходячи із конкретних потреб та існування недоліків земельної ділянки, для використання якої необхідно встановлення сервітуту. Зокрема, можливі такі види земельних сервітутів, які полягають у будь-якому обмеженні власника обтяженої земельної ділянки у праві користуванні нею: обмеження або заборона забудови, обмеження насаджень, обмеження господарського використання земельної ділянки тощо. Необхідно зазначити, що встановлення земельного сервітуту не повинно виходити за межі цільового призначення земельної ділянки, щодо якої він встановлений.

Щодо правомірності встановлення земельного сервітуту на право забудови чужої земельної ділянки повідомляємо, що такий сервітут не може встановлюватися, оскільки це передбачено іншим видом речового права на чуже майно-- суперфіцієм.

Згідно із частиною 1 статті 100 Земельного кодексу України вимагати встановлення земельного сервітуту має право власник або землекористувач земельної ділянки. Однак, відповідно до діючого законодавства, право вимагати встановлення земельного сервітуту мають не лише землевласники та землекористувачі. Так, відповідно до частини 6 статті 10 Закону України "Про телекомунікації" особи, які отримали ліцензію на здійснення діяльності у сфері телекомунікацій, мають право вимагати від власників земельних ділянок або землекористувачів установлення сервітутів до категорії земель, визначених Земельним кодексом України, для прокладання під землею телекомунікаційних мереж та/або усунення їх пошкоджень.

Згідно з частиною 2 статті 100 Земельного кодексу України земельний сервітут встановлюється за домовленістю між власниками сусідніх земельних ділянок на підставі договору або за рішенням суду. Проте, необхідно мати на увазі, що сусідніми можуть бути земельні ділянки, які не мають спільної межі.

Істотні умови договору земельного сервітуту законодавством не визначені. Але, виходячи з практики застосування норм земельного і цивільного права, найбільш доцільним вбачається передбачення у договорі земельного сервітуту таких істотних умов: спосіб обтяження земельної ділянки; опис місця розташування із визначенням меж поширення права земельного сервітуту на плані (схемі); обсяг права земельного сервітуту; строк дії договору земельного сервітуту; плата за земельний сервітут.

Відповідно до частини 3 статті 100 Земельного кодексу України право земельного сервітуту виникає після його державної реєстрації в порядку, встановленому для державної реєстрації прав на земельну ділянку. Таким чином, право земельного сервітуту реєструється у порядку та на підставах, передбачених Законом України "Про державну реєстрацію речових прав на нерухоме майно та їх обмежень" від 01.07.2004 N 1952-IV.

Разом з тим повідомляємо, що Державним комітетом України по земельних ресурсах розроблено проект Закону України "Про земельні сервітути", який передбачає запровадження механізмів встановлення і дії сервітутних прав.

Начальник інспекції О.М.Нечипоренко



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»