Система права
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Экономический колледж
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Основы права
на тему: «Системы права»
Выполнила: студентка
Проверил:
Набережные Челны
2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И ОСНОВНЫЕ
ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ ПРАВА……………………………………………….4
2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА…………………7
3. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
В жизни человека возникают самые различные интересы, связанные с его многообразными потребностями. Можно выделить отдельные группы таких интересов, напри-мер трудовые, семейные, имущественные, политические и др. Поэтому и нормы права, регулирующие эти интересы, группируются по отраслям права, а отрасли соединяются в систему права, взаимно согласуются и дополняют друг друга.
Формирование системы российского права идет в на-стоящее время под влиянием коренных реформ, в резуль-тате которых упраздняются государственное управление хозяйством и всеобщее огосударствление жизни людей. И в правовой системе реально возникают два правовых про-странства: публичного права и частного права.
Целью реферата является дать обобщенную и по возможности всестороннюю характеристику системы права.
Задачи реферата:
1) Изучить общетеоретические основы понятия и признаки системы права как явления объективного порядка;
2) Дать характеристику структурным элементам системы права;
3) Рассмотреть отрасли, которые образуют систему права современного общества;
4) Изучить принцип формирования отрасли законодательства в отличие от отраслей права.
1.ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И ОСНОВНЫЕ
ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ ПРАВА
Система как философское понятие -- это некое целостное явле-ние, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодей-ствующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.
Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социаль-ное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме зако-номерности общественной жизни.
Право как система характеризуется следующими признаками:
Во-первых, право -- это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотре-нию людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специ-фической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадек-ватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей обще-ственной жизни.
Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее со-ставляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регули-рующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а, следовательно, и социальной значимости. [4, с. 289]
Во-вторых, система права -- это многообразное правовое яв-ление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы. Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, под-отрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим разнооб-разием общественных отношений, которые отражает и регулирует си-стема права.
Норма права регулирует типовое общественное отношение, об-разуя первичный элемент системы права, а из различных сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы: институты права, подотрасли и отрасли права, -- которые регулируют более сложные по структуре группы общественных отношений.
Таким образом, система права -- это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в госу-дарстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относитель-но самостоятельные части.
Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализа-ции права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходя-щих от специфической организация общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посред-ством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы сво-их граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отра-женные в праве, должны совпадать.
Тем не менее в жизни цивилизованного общества имеется опреде-ленная градация между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае -- о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обла-дает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а не по праву какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует во-обще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному инди-виду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отноше-нию к другим лицам, по отношению к государству.
Мировая юридическая наука считает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными стуктурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимос-ти от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индиви-дуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом пра-ва, -- это права частные. Если же субъект выступает как часть соци-ального целого, ему подчиненная, -- это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются. [4, с. 290]
Интересны в этом отношении суждения Г. Ф. Шершеневича. Он считал, что обеспечение интересов отдельных лиц при помощи права достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредствен-но, во втором -- косвенно. В этом плане для частника главным являет-ся не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его соб-ственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной обществен-ной организации следует противопоставлять не институт права соб-ственности, а права собственников.
Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые при-званы обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие). К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права.
2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА
Как уже отмечалось, система права носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных от-ношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, которые от-ражают их характерные особенности и конкретную социальную на-правленность. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное по-строение.
Основным элементом системы права является отрасль права. Это наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих все раз-нообразие определенного вида общественных отношений. В отличие от других структурных элементов системы права отрасль, не порывая си-стемной связи, обладает относительной автономией: способна к само-стоятельному функционированию в общей системе права.
Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существен-ную роль в организации общественной жизни.
Отрасль права -- это относительно самостоятельное подразделе-ние системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих каче-ственно специфический вид общественных отношений. Так, нормы пра-ва, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права; совокупность норм, которые определяют характер финансовых отношений в государстве, составляют отрасль финансового права. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвя-занные элементы, которые называются институтами права. Такая внутриотраслевая группировка правовых норм обусловлена характер-ными особенностями различных отношений определенного вида.
Правовой институт -- это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих раз-новидность определенного вида общественных отношений. В отличие от отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регули-руют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права, хотя и отличаются от других отраслевых норм некоторым своеобразием.
Правовой институт -- первичное самостоятельное структурное подразделение отрасли. Правовые нормы образуют отрасль не непо-средственно, а через институты. Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из правовых институтов. Так, от-расль конституционного права включает «институт гражданства», «институт избирательного права» и другие. В составе отрасли граждан-ского права имеются правовые институты «купли-продажи», «найма, жилого помещения», «комиссии», «дарения». [4, с. 294]
Родственные институты одной и той же отрасли права в своей совокупности образуют подотрасль права. Нормы подотрасли права регу-лируют группы близких отношений, определенного вида. Например, «обязательственное право» в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд правовых институтов (поставки, мены, подряда, го-сударственного страхования и другие). Подотраслью уголовного права является военно-уголовное право, которое объединяет нормы, пред-усматривающие ответственность за воинские преступления. Данная подотрасль включает следующие уголовно-правовые институты: «преступления против порядков подчиненности», «преступления против порядка прохождения воинской службы» и другие.
Таким образом, система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты.
Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:
1. Государственное (конституционное) право -- это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.
2. Административное право регулирует общественные отношения,
которые складываются в процессе осуществления исполнительно-
распорядительной деятельности органов государства.
3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.
4. Земельное право регулирует общественные отношения в облас-ти использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является
материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.
5. Гражданское право -- наиболее объемная отрасль системы
права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с
ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского пра-ва закрепляют и охраняют различные формы собственности, определя-ют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства,
литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные
неимущественные пpава, как честь и достоинство гражданина или организаций.
6. Трудовое право -- это отрасль права, регулирующая обще-ственные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нор-мы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.
7. Семейное право -- отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок
вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родите-лей и детей по отношению друг к другу.
8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и
семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосу-дия; закрепляют правовое положение участников гражданского процес-са; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесе-ния и обжалования судебного решения.
9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является пре-ступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уго-ловного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.
10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. [4, с. 294]
11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с
исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.
Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессив-ных отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершен-ной и эффективной.
3. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И
СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Система права -- это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.
С одной стороны, нормы права -- это продукт субъек-тивной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным эле-ментом системы права лишь в случае объективного отражения потреб-ностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободы и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объ-ективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют дан-ные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотре-нию, произвольно, отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определенного вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.
Система законодательства строится по иному принципу. В ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.
Функциональную основу человеческой жизни составляет взаимо-связь и взаимозависимость различных по своему содержанию обще-ственных отношений. В определенные сферы человеческой деятельности объективно включаются многие виды и разновидности социальных свя-зей. Не всегда можно обнаружить такую изолированную область обще-ственной жизни, где бы доминировал только один вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования одной отрасли пра-ва. Отсюда практическая необходимость охватить общим правовым регулированием все многообразие общественных отношений, возни-кающих в различных сферах человеческой жизнедеятельности (на про-изводстве, в быту, в здравоохранении, в сфере услуг и т. д.).
Законодатель должен учитывать объективные потребности обще-ственной жизни в своей субъективной правотворческой деятельности, однако не волен изменять содержание правовых норм, регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений. [4, с. 295]
Таковы общие предпосылки соотношения системы права и си-стемы законодательства. В чем же их единство и различие?
Система законодательства -- это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содер-жание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное вы-ражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.
Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом си-стемы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. В ней иногда излагаются лишь два элемента: гипотеза и санкция, -- диспозиция же может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный спо-соб изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ из-ложения). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содер-жаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятель-ности, народном образовании, местном самоуправлении и другие).
Как видно, один и тот же нормативно-правовой акт может регу-лировать различные по своему содержанию виды общественных отно-шений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Как отмечалось, это объясняется тем, что в реальной жизни возникает по-требность урегулировать одним или группой нормативно-правовых актов не один вид общественных отношений, а целую группу разновидовых отношений, действующих в определенной сфере: сельскохозяй-ственном производстве, транспортном обслуживании, оборонной дея-тельности государства. [4, с. 296]
Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возни-кающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливает создание в системе законода-тельства таких структурных элементов, которые не совпадают с систе-мой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В выше изложенном можно сделать следующий вывод:
Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.
Она обладает своими чертами:
- ее первичным элементом выступают нормы права;
-ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;
-она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;
- имеет объективный характер.
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
На мой взгляд, понятие «система права» появилось тогда когда общество пришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право по специфике области регулирования общественных отношений. Таким образом, появляются отрасли права, а следовательно и кодексы как законодательство этой отрасли.
Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.
Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Мушинский В.О. Основы правоведения: Учебник .- 6-изд. - М.: Международные отношения, 2002 - 356 стр.
2) Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001 - 345 стр.
3) Пиголкин А.С. Общая теория права - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002 - 321 стр.
4) Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов- М.: ЮРАЙТ, 2003 - 432 стр.
5) Консультант Плюс: Программа информационной поддержки Российской Науки и Образования. - Высшая Школа, 2004.