РЕФЕРАТСистема права.Понятие и структура системы праваПраво того или иного государства по своей сущности представляет собой совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные правоотношения. Однако во избежании правового и смыслового хаоса, все эти нормы должны быть внутренне согласованы, организованы, структурированы, приведены в логически непротиворечивую систему. Само понятие “система” предполагает некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, соподчинении, функциональной зависимости и т.д.). Именно системность права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания. Система права -- это объективно существующее внутреннее структурное единство всей совокупности норм национального права, а также объединяющих эти нормы институтов, подотраслей и отраслей права. Системность в построении права означает, что все правовые нормы находятся между собой в определенной связи, которая, в свою очередь, предполагает непротиворечивость и отсутствие несогласованных элементов. От степени согласованности норм, институтов и отраслей права напрямую зависит его социальная отдача и эффективность. Поэтому плохо “вписанный” в систему права нормативно-правовой акт будет не просто бездействовать, но даже способен оказать разрушительное воздействие на правовой механизм в целом. Следует особо подчеркнуть объективный характер системы права, поскольку объективной, зависящей, прежде всего от определенных неизменных факторов (цивилизационной принадлежности, исторической традиции, культуры, образа жизни людей) является сама логика взаимосвязи между нормами, а субъективный фактор (воля законодателя) вынужден в конечному итоге подчиняться существующей системной парадигме. Итак, правовые нормы объединяются в более широкие конгломераты. Норма права -- это мельчайший элемент системы права, не поддающийся дальнейшему расщеплению. В системе права нормы права существуют не разрозненно, а выстраиваются в образования более высокого порядка -- институты права. Правовой институт -- это центральный элемент системы права, состоящий из совокупности правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Ему свойственна однородность фактического содержания, юридическое единство правовых норм, нормативная обособленность и полнота регулируемых отношений. Правовой институт призван обеспечить беспробельность регулируемых им отношений. По этой причине любой институт права выполняет свойственную только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права. По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя правовые нормы только одной отрасли права. Например, институт заключения брака, институт алиментных обязательств в семейном праве, институт поручительства, исковой давности в гражданском праве, институт преступления, наказания, необходимой обороны в уголовном праве. Сложный институт права представляет собой совокупность норм из различных отраслей права, регулирующих родственные и взаимосвязанные отношения. Например, институт собственности является одновременно предметом регулирования конституционного, административного, гражданского, семейного и иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты. Так, институт ренты включает в себя субинституты -- постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением. Институты права можно также разделить на материальные и процессуальные, регулятивные и охранительные. Подотрасть права -- это объединение нескольких институтов одной отрасли права. Только крупные и сложные по своему составу отрасли права включают не только институты права, но и подотрасли права. Например, в состав конституционного права входят такие подотрасли как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве можно выделить подотрасли авторского, изобретательского, обязательственного, наследственного права и т.д., в финансовом -- бюджетное и налоговое. В отличие от правового института, подотрасль права не является обязательной составляющей каждой отрасли права. Так, процессуальные отрасли права, семейное, земельное и некоторые другие отрасли не имеют подотраслей.Отрасль права -- это главный элемент системы права, объединяющий взаимосвязанные между собою институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений. Отрасль права -- это относительно замкнутая подсистема, это совокупность правовых норм, регулирующих качественно своеобразную отрасль правоотношений (имущественных, трудовых, семейных). В ней можно выделить общую и особенную части. Институты общей части содержат нормы права, действие которых распространяется на все отношения, регулируемые данной отраслью. В институтах особенной части институты общей части обретают конкретизацию. Отрасли права неоднородны по своему составу. Какие-то являются крупными правовыми массивами, иные -- компактными. Также они различаются специфичностью средств правового регулирования.
Предмет и метод правового регулирования
К сожалению, в советском праве по идеологическим причинам (превратное толкование “единства” личности и общества) фактически было отвергнуто деление права на частное и публичное.
Советская юридическая наука исходила из представления о том, что основой деления права на отрасли должен быть материальный критерий -- предмет правового регулирования или выполняемые правом функции. Поэтому система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, колхозное, земельное, финансовое, гражданское, семейное, уголовное и процессуальное.
Однако с развитием законодательной базы увеличивалось и число отраслей: возникла необходимость в признании отдельными отраслями воздушного, горного, таможенного права и т.д. Фактически это вело к признанию существования отраслей права с различными предметами и одинаковыми методами правового регулирования. В результате научной дискуссии советские ученые-юристы пришли к выводу о необходимости наряду с предметом выделять в качестве основного критерия деления права на отрасли также и метод правового регулирования.
Предметом правового регулирования являются те отношения, которые подвергаются правовому воздействию. Однако такие отношения должны быть, во-первых, устойчивыми, т.е. повторяться в событиях и действиях людей; во-вторых, допускать возможность правового контроля за ними со стороны государства; в-третьих, необходима объективная потребность в их урегулировании.
Напротив, метод правового регулирования представляет собою совокупность приемов и средств воздействия на общественные отношения. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос “что регулировать?”, метод -- на вопрос “как регулировать?”.
Метод правового регулирования имеет следующие характеристики: во-первых, основания возникновения прав и обязанностей; во-вторых, принципы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений; в-третьих, характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении.
Можно выделить два основных метода правового регулирования: диспозитивный (автономный), характеризуемый взаимной независимостью и равноправием сторон (господствует в гражданском праве), и императивный (категорический, властный), основанный на соподчинении одних участников правоотношения другим (господствует в конституционном и административном праве). Существуют также и иные методы правового регулирования: поощрительный -- стимулирующий социально полезное поведение активное поведение путем поощрений, и рекомендательный -- предлагающий субъектам наиболее целесообразный вариант поведения.
Публичное и частное правоДеление права на публичное и частное (jus publicum и jus privatum) имеет основополагающее значение для современной юридической науки. Впервые важность этого деления была осознана еще в Древнем Риме. Римский юрист Ульпиан так определял эту дефиницию: публичное право относится к положению римского государства, частное -- к пользе отдельных лиц.
В советской правовой доктрине и юридической науке это разделение игнорировалось, поскольку сам тип советского государства и советской коммунистической идеологии игнорировали индивидуальность как таковую, не приемли такие категории как “частный интерес”, “частная собственность”, “личная свобода” и т.д. Предполагалось, что у человека не должно быть сфер жизни, не проницаемых для государства. Социально-правовая трансформация 1990-х годов привела к отказу от государственного патернализма и к возрождению частной сферы, а вместе с тем резко возросла роль частноправовых сфер и принципов деления права на частное и публичное.
Важно уточнить, что на частное и публичное разделяются не отрасли российского права, а все правовые нормы нашего государства. Таким образом, в состав отдельных отраслей и институтов российского права входят как нормы частного, так и публичного права, хотя для каждой отрасли права доля тех и других индивидуальна 9 в конституционном преобладают нормы публичного права, а в гражданском - нормы частного права).
Сущность частного права и его принципы исходят из независимости и автономности личности, из признания защиты частной собственности, из свободы договора и т.д. Частное право защищает интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами, регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые государства ограничено. Индивид самостоятельно решает, какие права и каким образом ему использовать. В публичноправовых отношениях стороны выступают как неравноправные в юридическом смысле. Одной из стороны выступает государство (либо его орган, либо должностное лицо, наделенные соответствующими властными полномочиями). Частное право -- это область свободы и децентрализации, публичное -- область необходимости и централизма.
В частном праве выражаются частные интересы отдельных лиц, в публичном -- интересы государства. В частном имеет место децентрализованное регулирование общественных отношений, в публичном -- централизованное регулирование общественных отношений государственной властью. В частном инициатива защиты прав исходит от заинтересованного лица, в публичном -- от государства. В частном действует презумпция “Всё что не запрещено разрешено”, в публичном “Всё что не разрешено законом непосредственно запрещено”.
Итак, система права в целом состоит из систем публичного и частного права. Система публичного права состоит, в свою очередь, из конституционного, административного, финансового, уголовного, экологического, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права, а также части международного публичного права, которая выступает источником российского права. Система частного права состоит из гражданского, семейного, трудового, земельного, международного частного права.
Разумеется, между публичным и частным правом не существует раз и на всегда проведенных границ. В любой отрасли частного права присутствуют публичноправовые моменты, в любой отрасли публичного права -- моменты частноправовые.
Система права находится под немалым воздействием субъективного момента -- нормотворческой деятельности государства. Поэтому само представление авторов тех или иных законопроектов, субъектов нормотворческой деятельности, о системе права и необходимом соотношении отраслей права оказывает значительное влияние на целостность системы права как таковой.
Основные отрасли российского праваКонституционное право -- ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования. Предмет: правовые отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета Российской Федерации. Методы: дозволение, предписание, запрещение (они характерны для всех публичноправовых отраслей), а также установление (характерно только для конституционного права). Административное право -- совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности. Финансовое право -- отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства. Административно-правовые отношения имеют неимущественный характер, тогда как финансово-правовые носят именно имущественный (денежный) характер. В состав финансового права входят подотрасли -- бюджетное, налоговое и банковское право, тяготеющие к обособлению. Уголовное право -- совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Нормы уголовного права носят запретительный характер и запрещают общественно опасные действия или бездействия под угрозой применения средств уголовного наказания. Уголовное право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей содержатся положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и т.д. В Особенной части предусматриваются конкретные виды преступлений и определяются наказания, применяемые за их совершение. Экологическое (природоохранное) право -- молодая отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, юридических лиц и государства в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Нормами этой отрасли закрепляются стандарты здоровой окружающей среды. Некоторые исследователи считают, что экологическое право -- это комплексная отрасль современного российского права, сходная с аграрным или хозяйственным правом. Гражданское право -- ведущая отрасль права. Предмет регулирования: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе волеизъявления и имущественной самостоятельности сторон. Подотраслями гражданского права является авторское, изобретательское, наследственное и другие, которые, впрочем, не тяготеют к обособлению. В качестве подотрасли гражданского права, тяготеющей к обособлению, можно выделить предпринимательское право. Семейное право -- отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные отношения, связанные с браком и семьей, родством, опекой и усыновлением и связанные с ними имущественные отношения Они устанавливают, в частности, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, определяют порядок и формы опеки и попечительства. Трудовое право -- отрасль, регулирующая отношения по применению труда на предприятиях различных форм собственности, в учреждениях и организациях. Предмет регулирования: отношения работника и работодателя по поводу труда первого. Земельное право -- отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и эксплуатации земли. Предмет регулирования: отношения между лицами, а также государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее обработке, эксплуатации, повышению плодородия, охране и т.д. Исправительно-трудовое право -- отрасль, нормы которой определяют порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке, исправительным работам, а также порядок функционирования учреждений и органов, исполняющих приговоры и т.д. Уголовное процессуальное право -- отрасль права, определяющая порядок производства по уголовным делам в период дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела судом. Гражданское процессуальное право -- отрасль публичного права, регламентирующая гражданское судопроизводство -- рассмотрение судебных дел, вытекающих из споров по гражданским, семейным, трудовым, земельным, экологическим и некоторым видам административных правоотношений. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражное процессуальное право -- сравнительно молодая отрасль права, которая определяет порядок рассмотрения судебных дел, вытекающих из хозяйственных споров между субъектами предпринимательской деятельности или между ними и государственными органами, а также вытекающих из некоторых видов административных правоотношений. Международное публичное право -- не является составной частью национальной системы права. Это совокупность норм, а также принципов, содержащихся в международных конвенциях, договорах, актах, уставах международных организаций, регулирующих отношения между государствами и иными лицами, наделенными международно-правовой субъектностью. Международное частное право -- совокупность норм права, регулирующая гражданские, брачно-семейные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет: отношения, регулируемые в Российской Федерации нормами национального гражданского, брачно-семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом и имеющие международный характер. Соотношение системы права и системы законодательстваВ юридической науке, и даже в юридической практике категории “отрасль права” и “отрасль законодательства” нетождественны. Систему права и систему законодательства можно соотнести между собой как внутреннее содержание и внешнюю форму. Система законодательства -- это объективация, конкретное выражение системы права. Система права -- это прежде всего научно-доктринальная основа, концептуальная модель правоустановительной деятельности, она носит относительно объективный характер и в минимальном отношении зависит от воли законодателя. Система законодательства наоборот -- полностью является детищем законодателя, она подвержена не только воздействию субъективного фактора во всем его многообразии (от некомпетентности авторов законопроектов до прямого лоббизма). Система права несколько шире системы законодательства, у нее значительно больше источников -- она находит свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании. Систему права характеризует однородность, поскольку каждая отрасль обладает предметом правового регулирования. Отрасли законодательства не обладают подобного рода объединяющим началом. Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов, а система законодательства -- из нормативных правовых актов, поэтому и первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства -- статья нормативного акта. Среди отраслей законодательства можно выделить: во-первых, одноименные с отраслями права (уголовное, гражданское, семейное); во-вторых, комплексные отрасли, состоящие из комбинации норм различных отраслей права; гражданского, уголовного, конституционного и др. (хозяйственное, аграрное законодательство, законодательство об охране здоровья, об образовании, науке и т.д.); в-третьих, отрасли, связанные с определенными сферами государственного управления (законодательство о водном транспорте, о таможенной деятельности и т.д.). По этой причине количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права: в Российской Федерации на данный момент их насчитывается 48. Систематизация правовых актовДействующее национальное право включает огромное количество правовых актов, в которых представлено еще большее количество правовых норм. Для удобной и внутренне непротиворечивой организации всего этого нормативно-правового массива (как внутри тех или иных актов, так и в рамках всей совокупности актов) применяется несколько видов систематизации нормативного материала. Самым простым видом систематизации является организация различных форм учета правовых актов по определенным критериям с обязательной системой поиска соответствующего материала. Развитие компьютерной техники и создание электронных баз правовых данных в последние годы значительно облегчили эту задачу. К более развитому способу систематизации относится инкорпорация, которая состоит в собрании правовых актов по определенному основанию (тематическому, временному) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативное содержание самих актов. Инкорпорацией является издание разного рода сборников, собраний действующих актов по тому либо иному предметному вопросу и т.д. При самом издании в необходимых случаях осуществляется внешняя обработка текста правового акта (изъятие утративших силу положений, внесение ранее принятых новых положений и т.д.). Однако инкорпорация не предполагает редактирования либо иного изменения действующих правовых норм. Еще более высоким способом систематизации является консолидация, которая предполагает объединение нескольких различных правовых актов одного порядка в один новый акт. Такой акт, разумеется, принимается в надлежащем порядке соответствующим органом государства, а консолидированные правовые акты утрачивают силу. Консолидация -- это, в отличие от инкорпорации, форма официальной правоустановительной деятельности, ибо она связана с принятием новых правовых актов. Самый высокий способ систематизации -- кодификация. Она предполагает переработку, изменение и обновление правовых норм той или иной отрасли либо подотрасли права и принятие нового кодификационного правового акта (свода законов, кодекса, основ законодательства, положения и т.д.). некоторые кодификационные акты имеют общеотраслевой характер и включают все основные нормы той или иной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы), другие объединяют правовые нормы в пределах подотрасли права (Таможенный, Бюджетный, Налоговый кодексы).
Соотношение национального и международного права
В современном мире насчитывается порядка двух сотен независимых государств и столько же национальных правовых систем. Нормы международного права раньше регулировали в основном только те отношения, которые лежали вне компетенции того или иного национального права. Однако в последнее время процессы общемировой глобализации приводят, во-первых, ко всё большей унификации национальных систем права (например, путем разработки и принятия модельных нормативных актов, путем реформы системы законодательства), во-вторых, к резко возросшей роли международного права, которое весьма активно вторгается в во внутригосударственные правоотношения.
Внутригосударственное и международное право -- это две различные системы права, которые действуют в пределах своих областей без специальной соподчиненности. Реально складывающиеся правоотношения требуют взаимодействия этих систем. Можно выделить три типа такого взаимодействия. Во-первых, дуалистическое: национальное и международное право -- как две изолированные и взаимонезависимые системы правового порядка. Во-вторых, монистическое представление о том, что международное и национальное право -- это составные части единой системы права, при этом приоритет отдается верховенству национального права либо, в-третьих, приоритет отдается именно международному праву. Глобализационные процессы делают самой актуальной именно последнюю модель взаимодействия, при этом особая роль уделяется проблематике сохранения мира, сотрудничества государств, борьбы с терроризмом и наркоторговлей, защиты и соблюдения прав и свобод человека. Заинтересованные субъекты политической и геоэкономической активности используют международное право как инструмент в достижении своих целей, связанных, в том числе с разделом сфер влияния в общемировом масштабе.
В Российской Федерации проблематика соотношения международного и национального права решена на конституционном уровне: “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора” (п. 4 ст. 15 Конституции