рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Уголовная ответственность за террористический акт

рефераты

Уголовная ответственность за террористический акт

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа

по предмету:

«Уголовное право. Особенная часть»

тема: «Уголовная ответственность за террористический акт»

Выполнил

студент II курса

212 группы

Кривенцов В.В.

Проверила:

Доц. Титушкина Е.Ю

Москва

2008

Содержание:

Введение

Глава I: Понятие и террористического акта

Глава II: Уголовно-правовые характеристики террористического акта

Глава III: Отграничение террористического акта от его смежных составов

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность работы: “террористический акт”, “террористы”, “террористическая деятельность” - эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В течение нескольких десятилетий терроризм является объектом интенсивного научного исследования. В настоящее время существует два основных направления в исследовании проблем борьбы с терроризмом.

Первое направление связано с исследованием терроризма как международно-правовой категории политического характера. Наиболее заметные разработки в этом направлении были сделаны в научных трудах Н.С. Бегловой, Т.С. Бояр-Созонович, Л.Н. Галенской, Н.В. Жданова, И.И. и других ученых.

Последние годы отмечены появлением научных исследований другого направления, рассматривающих проблему террористических актов сугубо с уголовно-правовых и криминологических позиций. Наиболее обстоятельные работы в этом направлении осуществлены Овчинниковой, В.Е. Петрищевым, В.П. Ревиным, К.Н. Салимовым, О.Ф. Шишовым и многими другими.

Вместе с тем, проблема пресечения террористических актов остается на сегодняшний день наиболее актуальной. Подтверждением этому могут служить широко известные трагические события, произошедшие 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании и 23-26 октября 2002 г. в Москве на мюзикле “Норд-Ост”« Российская газета». Особняком стоит трагедия в школе № 1 города Беслан произошедшая в сентябре 2004 года.

Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации определяются не только ратифицированными международными документами, но также и законом о борьбе с терроризмом.1

Цель работы: рассмотреть статью 205 УК РФ с точки зрения уголовно-правовых характеристик террористического акта, рассмотреть проблемы, связанные с составом преступления, попытаться выявить недостатки.

Задачи работы: рассмотреть понятие террористического акта, уголовно-правовые характеристики данного преступления, отграничить состав данного преступления от смежных составов.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава I.

Понятие террористического акта

Разработка понятия террористического акта является одной из сложных проблем мировой науки и практики борьбы с преступностью. В настоящее время множество понятий террористического акта, ни одно из которых не признано общепринятым. Такое положение обусловлено как сложностью самого явления, которым является терроризм, так и факторами субъективного характера, существующими на внутригосударственном и международном уровнях.

1. Понятие террористического акта. В русском языке понятие террористический акт толкуется главным образом как устрашение, насильственное действие, насилие или угроза действием (насилием).

В современной юридической литературе под терроризмом (от лат. terror - страх, ужас) принято понимать использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.

Терроризм - одно из сложнейших и динамичных явлений современности. Это обстоятельство большей частью обуславливает трудности в соответствующем законодательном обеспечении его противодействию. 27 июля 2006 года очередные поправки существенно изменили содержание российских антитеррористических правовых норм, в том числе и уголовного законодательства.

Я попытался выявить в них наиболее важные моменты, которые в дальнейшем могут породить плодотворные научные дискуссии.

Реакцией Федерального закона от 27.07.06 №153 ФЗ ст.205 УК РФ «Терроризм» была переименована в «Террористический акт», понятие которого определено как «…Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Изменение наименования статьи связано, прежде всего, с толкованием понятий «терроризм» и «террористический акт». Терроризм - понятие многомерное, и имеет более широкий смысл - вид деятельности, тогда как террористический акт представляет собой конкретное действие и является частью понятия терроризм. Этим изменением законодатель демонстрирует нам

Первое, что обращает на себя внимание в новой редакции диспозиции ч.1 ст.205 УК РФ - трансформация цели «устрашения населения» в признак общественно опасных последствий «взрыва, поджога или иных действий» рассматриваемой статьи. Однако остается неясным, как определить испытывает население страх перед терактом или нет, и кто должен это оценивать? В этой связи логично возникает другой вопрос: если общество, не устрашившись акциями террористов, наоборот, консолидировалось и предприняло соответствующие меры по предупреждению дальнейших преступлений, то будет ли в этом случае взрыв, поджог и т.д., совершенные с террористическими целями квалифицироваться как теракт? Исходя из смысла ст.205 УК РФ - нет.

Неясно также, что законодатель понимает под понятием «населения». Кто должен устрашиться теракта? Все мировое сообщество? Или же все-таки его часть, ограниченная рамками определенного государства (региона, города и т.д.)? Каждый житель обозначенной территории или же их подавляющее большинство?

Безусловно, что совершение теракта устрашает в первую очередь население соответствующего региона. Тогда возникает вопрос, о практической значимости включения в диспозицию ст.205 УК РФ словосочетания «устрашающих население».

Глава II

Уголовно-правовые характеристики террористического акта

Террористический акт (ст. 205 УК РФ).

Текст ст. 205 УК РФ:

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

(часть первая в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением огнестрельного оружия, -

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2004 N 74-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, - (в ред. Федеральных законов от 09.02.1999 N 26-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ) наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы. (в ред. Федерального закона от 21.07.2004 N 74-ФЗ)

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Основной сущностной характеристикой террористического акта является устрашение террором, насилием, запугивание чем-нибудь, поддержание стояния постоянного страха Ожегов С.И Словарь русского языка 1986. С 691.. Вместе с тем заслуживает внимания сказанная в литературе точка зрения, согласно которой к признакам террористического акта относятся также порождение общей опасности, возникающей в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми публичный характер исполнения и цель -- прямое или косвенное воздействие на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов Емельянов В.П Терроризм как явление и как состав преступления. 1999. .

Объектом террористического акта являются общественные отношения, связанные с безопасностью, неприкосновенностью жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических или юридических лиц, нормальным функционированием государственных и общественных органов.

С объективной стороны террористический акт, предусмотренный ст. 205 УК совершается только в виде действий, выраженных в двух альтернативных формах: а) совершении взрыва, поджога или иных действий создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий и б) угрозе совершения указанных действий.

Способы совершения данного преступления в законе исчерпывающим образом не определяются. Законодатель указывает на такие наиболее типичные способы, как взрыв и поджог, а далее дает обобщенную характеристику -- совершение иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Таким образом, законодатель, с одной стороны, подчеркивает основное характерное свойство этих действий -- их общеопасный характер, другой -- указывает на обязательное свойство взрыва, поджога иных подобных действий -- их реальную способность повлечь указанные в законе последствия.

Взрыв -- это сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования, сильно нагретых газов Ожегов С.И Словарь русского языка 1986. С 70.. (Пример. Бывший слесарь городской газовой службы, в отместку за свое увольнение с работы, умышленно вскрыл системы газоснабжения в трех жилых домах Архангельска в ночь на 16 марта 2004 года. В результате спровоцированной утечки газа, в 9-этажном доме N120 на проспекте Советских Космонавтов произошел взрыв. 27-летний житель Архангельска Сергей Алексейчик приговорен к 25 годам колонии строгого режима по статье 205 УК РФ Террористический акт.. Такое решение вынес в пятницу Архангельский областной суд, признавший его виновным во взрыве жилого дома в городе в марте 2004 года.)

Поджог -- намеренное, с преступным умыслом вызывание пожара где-нибудь, имеет в своей первооснове пожар, т. е. неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства Федеральный закон «о пожарной безопасности» Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года (в ред. Федеральных законов от 22.08.1995 N 151-ФЗ, от 18.04.1996 N 32-ФЗ, от 24.01.1998 N 13-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 10.05.2004 N 38-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, с изм. внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ, определением Конституционного Суда РФ от 09.04.200 N 82-О).

Иные действия -- это различные по характеру действия, способные повлечь за собой такие же последствия, как и при взрыве или поджоге: использование радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ, производство массовых отравлений, распространение эпидемий и эпизоотии, устройство аварий и катастроф, вывод из строя жизнеобеспечивающих объектов, нарушение технологических либо производственных процессов, блокирование транспортных коммуникаций и т.п Пример, некто М. и Н. обратились в администрацию одного из субъектов Федерации с требованием предоставить им в условленное время 1 млн. американских долларов. В противном случае они угрожали отравить ртутью водозаборные сооружения, от куда город снабжался водой. При задержании у них была обнаружена трехлитровая банка с ртутью. Преступление было квалифицированно как террористический акт.. Анализ судебной практики показывает, что подавляющее большинство актов терроризма совершается путем взрывов.

Угроза совершения указанных действий является новой формой актов терроризма. Необходимость включения этой формы деяния обусловлена, во-первых, необходимостью криминализации случаев совершения «предупреждающих» взрывов, поджогов и иных подобных действий, в результате которых не создается опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, но которые по мысли виновных лиц предназначены продемонстрировать реальность их намерений. Во-вторых, необходимостью усиления ответственности за террористический путем переноса момента окончания преступления с фактически совершенных действий на более ранний -- высказывание соответствующей угрозы под угрозой совершения указанных в ч. 1 ст. 205 действий следует понимать психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения совершения взрыва, поджога или иных подобных действий, совершаемое в определенных целях. Именно реальность намерения, объективизировавшаяся в конкретных действиях, отличает угрозу от высказывания в форме обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер.

В качестве возможных последствий ч. 1 ст. 205 УК указывает на угрозу наступления гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных общественно опасных последствии Опасность гибели людей в соответствии с точным смыслом закона означает наличие опасности причинения смерти не менее чем двум лицам, хотя более правильным было бы указание в законе на возможность гибели одного человека. Причиненный имущественный ущерб признается в качестве значительного судебно-следственными органами с учетом конкретных обстоятельств дела.

Иные общественно опасные последствия -- это сопоставимые и равнопорядковые со значительным имущественным ущербом и гибелью людей последствия (причинение лицу смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, серьезное нарушение деятельности предприятий и учреждений, органов власти и управления, транспорта, заражение местности, распространение эпидемий и т.д.). Поскольку при террористическом акте способ совершения преступления носит общеопасный характер, постольку реальное причинение легкого вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба и иных подобных последствий, не охватываемых понятием «иные общественно опасные последствия», следует рассматривать как элемент «создания опасности гибли людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий». Согласно закону террористический акт считается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных подобных действий, ибо с момента создания угрозы совершения указанных действий. Фактическое причинение физического вреда, имущественного ущерба и т.д. выходит за пределы основного состава террористического акта и либо образует признаки квалифицированных видов террористических актов, либо квалифицируется по совокупности ст. 205 и соответствующих статей УК, предусматривающих ответственность за эти деяния. Угроза наступления соответствующих последствий уже есть соответствующие объективные изменения в окружающем мире, и поэтому они есть не что иное, как последствия совершенных действий. Следовательно, можно сказать, что по законодательной конструкции террористического акта относится к числу формально-материальных составов преступлений.

Субъективная сторона террористического акта характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что, совершая указанные в законе действия, он создает опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий и желает действовать именно таким образом. О целенаправленном характере совершаемых действий свидетельствует указание в законе на специальные цели.

Нарушение общественной безопасности, как желаемый для виновных результат их действий, выражается в разрушении в конкретном населенном пункте, районе, регионе и обществе в целом сложившегося микроклимата, с которым граждане связывают свое спокойное существование, в изменении баланса психологического равновесии и устойчивости в пользу насильственных методов разрешения социальных конфликтов, дестабилизации положения.

Устрашение населения сопряжено с созданием новой социально-психологической атмосферы, общественного беспокойства, когда основной психологической доминантой становится страх, неуверенность граждан в безопасности своей жизни и здоровья, защищенности их прав и свобод, неверие в эффективную работу правоохранительных органов.

Оказание воздействия на принятие решений органами власти выражается а побуждении, подталкивании соответствующих субъектов к совершению действий, нужных и выгодных для террористов, ради которых они применяют столь изощренные способы, создании такой ситуации, когда органы власти вынуждены принимать незаконные решения ради обеспечения безопасности граждан и общества.

Несмотря на то, что законодатель указал на три вышеизложенные цели как равнопорядковые, на самом деле представляется, что нарушение общественной безопасности и устрашение населения являются промежуточными целями, больше характеризующими суть террористического акта, нежели его конечный результат. Поэтому реализация целей нарушения общественной безопасности и устрашения населения по своей сути есть способ достижения генеральной цели действий террористов -- оказание воздействия на принятие решений органами власти ,

В отличие от цели, мотивы, которыми должны руководствоваться виновные лица, не являются конститутивными признаками террористического акта и поэтому на квалификацию содеянного не влияют. Однако их установление имеет важное значение, поскольку, во-первых, их уголовно-правовое значение связано с влиянием на назначение наказания, а во-вторых, установление истинных мотивов позволяет определить психологические корни терроризма, что очень важно как для понимания сущности преступления, так и для выработки мер превентивного характера. По своей мотивационной характеристике терроризм может подразделятся на политический, националистический, религиозный, корыстный и т.п.

Субъект анализируемого преступления -- вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет. Однако в современной практике террорист-одиночка встречается чрезвычайно редко. Как правило, такие акции под силу лишь объединенным усилиям группы лиц. В ч. 2 ст. 205 УК в качестве' квалифицированного вида террористического акта предусмотрено его совершение группой лиц по предварительному сговору. Поэтому по ч. 1 ст. 205 УК квалифицируются либо действия террориста одиночки, либо террористические действия группы лиц без предварительного сговора, когда все участники выступают в качестве исполнителей (ч. 1 ст. 35 УК).

Квалифицированным видом террористического акта, предусмотренным ч. 2 ст. 205 УК, является совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, и с применением огнестрельного оружия.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (п. «а»), является более опасным видом преступления, поскольку оно выполняется в соучастии. Соглашение между соучастниками на совершение террористического акта должно состояться до начала совершения нарыва, поджога и иных действий. При этом совершение преступления по предварительному сговору группой лиц может рассматриваться как квалифицированный вид только в тех случаях, когда соучастники действуют как соисполнители. Если же в группе выделяются организаторы, пособники и подстрекатели, которые не принимают непосредственного участия в совершении актов терроризма, то содеянное требует дополнительной ссылки на ст. 33 УК.

Под применением огнестрельного оружия Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов; 1. огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда; основные части огнестрельного оружия - ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка;

К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия). (п. «в») следует понимать использование в процессе акта терроризма всякого огнестрельного оружия (винтовки, карабины, пистолеты, автоматы, охотничьи ружья и т. д.) Федеральный закон "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ для причинения физического вреда потерпевшим, разрушения различных объектов либо в качестве средства пси-м логического давления, устрашения потерпевших, когда создается реальная возможность наступления таких последствий.

Особо квалифицированным видом террористического акта, предусмотренным Ч, 3 ст. 205 УК, является совершение преступления организованной группой, причинение в результате акта терроризма по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий или сопряженность с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ пни источников радиоактивного излучения.

Совершение террористического акта организованной группой является особо опасным видом рассматриваемого преступления в силу того факта, что оно совершается устойчивой группой лиц, предварительно объединившихся для акта терроризма. При этом вне зависимости от того какую роль выполняло лицо, действия всех участников организованной группы квалифицируются только по ч. 3 ст. 205 УК РФ.

Причинение смерти человека или иных тяжких последствий при террористическом акте лишь по неосторожности. Это не означает, что при террористическом акте невозможно умышленное причинение смерти, но в таких случаях содеянное требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК.

Понятие «иные тяжкие последствия» как особо квалифицированного вида преступлений против общей безопасности в действующем законодательстве не раскрывается и поэтому должно толковаться правоприменителем в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела. К иным тяжким последствиям следует относить причинение лицу средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, причинение крупного материального ущерба, длительные остановки работы транспорта, серьезное нарушение деятельности предприятий и организаций, химическое или радиоактивное заражение окружающей среды, распространение эпидемий, обострение межнациональных отношений и т. п.

Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "О противодействию терроризму" особо квалифицированный вид террористического акта был дополнен таким признаком, как его сопряженность с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения. Особая общественная опасность данного вида террористического акта обусловлена особыми свойствами предмета посягательства либо используемых средств совершения преступления. В обоих случаях речь идет о разрушительных свойствах физических источников, способных в считанные мгновения причинять тяжкий вред на значительной территории и большому количеству людей. К числу объектов атомной энергии относятся: сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами и т.д. Ядерные материалы представляют собой материалы, содержащие или способные воспроизвести Длящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Радиоактивные вещества - вещества, испускающие ионизирующее излучение. К источникам радиоактивного излучения относятся комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение Федеральный закон N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изменениями от 10 февраля 1997 г.).

Важное предупредительное значение имеет примечание к статье к ст. 205 УК, которое содержит поощрительную норму. Данная норма дает возможность лицу добровольно отказаться от совершения акта терроризма без боязни быть привлеченным к уголовной ответственности, а соответствующим правоохранительным органам реализовывать данное право в рамках уголовного закона.

Согласно закону освобождение лица от уголовной ответственности возможно при наличии двух обязательных условий: а) своевременного предупреждения органов власти или иного способствовании предотвращению осуществления акта терроризма и б) отсутствия в действиях лица иного состава преступления. Своевременным предупреждением следует считать такое предупреждение органов власти, которое предоставляет им реальную возможность предотвратить грозящий акт терроризма. Органы власти -- это любые государственные и общественные органы имеющие отношение к борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и предотвращении» чрезвычайных происшествий. Иное способствование может выражаться в выполнении виновным любых действий, имеющих цель недопущения акта терроризма (изъятие или разрядка взрывного устройства, увод людей с места совершения преступления или предупреждение их о возможном взрыве, поджоге и т. п.).

Принципиальное значение имеет решение вопроса о правовых последствиях добросовестной, но неудачной попытки предотвращения акта терроризма. Представляется, что если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам от него независящим (недостаточная квалификация саперов или их отсутствие на момент разминирования, неблагоприятные погодные условия и т. п.) предотвратить акт терроризма не удалось, на данное лицо должно распространяться действие примечания к ст. 205 УК., и случаях наличия в действиях лица состава иного преступления, например хищения взрывчатых веществ, лицо освобождается от ответственности по ст. 205 УК, но подлежит наказанию по ст. 226 УК.

Применение общеопасного способа обусловлено не столько стремлением причинить вред как можно большему кругу охраняемых интересов, сколько с желанием лица добиться максимальной эффективности своего деяния.

Глава III

Отграничение террористического акта от его смежных составов

1. Отграничение террористического акта от бандитизма (ст. 209 УК РФ). Определенные трудности вызывает и разграничение таких очень схожих по многим признакам преступлений, как террористический акт и бандитизм.

Бандитизм - создание устойчивых вооруженных групп (банд) в целях нападения на организации или граждан, руководство такими группами, (бандами), а также участие в них или участие в совершаемых бандой нападениях. Объектом бандитизма также является общественная безопасность. Основными разграничивающими признаками этих преступлений выступают элементы объективной стороны и цели совершения преступлений.

Обязательный признак объективной стороны бандитизма - создание организованной устойчивой вооруженной группы из двух и более лиц, заранее объединившихся для нападения на граждан или организации (банды). При террористическом акте создание террористической группировки - лишь приготовление к квалифицированному терроризму, а террористический акт, совершенный организованной группой, - квалифицированный терроризм.

Нападение - основное общественно опасное действие бандформирований. Террористический акт не связан с насилием над конкретными людьми и представителями государственных и общественный организаций, он, скорее, представляет собой “рассеянную” угрозу или опасность населению, обществу.

Вооруженность - обязательный признак бандитизма, в то время как при террористическом акте возможны действия, не связанные с наличием или применением оружия.

Главное различие - в целях этих преступлений. Целями бандитских нападений являются различные корыстные интересы: завладение имуществом, оружием, наркотиками, запугивание и “обложение данью” предпринимателей и т.п.

Цель террористического акта - устрашение населения, оказание воздействия на властные органы, т.е. это скорее идеологические цели.

2. Отграничение террористического акта от диверсии (ст. 281 УК РФ). По законодательной обрисовке действия (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ) диверсия почти полностью совпадает с террористическим актом. Но, если в ст. 281 УК РФ, говорящей о диверсии, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то к террористическому акту, кроме названных непосредственно в ст. 205 УК РФ, относятся еще самые разнообразные иные действия.

Диверсия окончена в момент самого причинения вреда, главной составляющей которого является причинение материального ущерба; террористический акт не окончен в момент создания опасности наступления общественно опасных последствий.

Целью диверсии является само уничтожение или повреждение материальных объектов, чтобы непосредственно таким путем подорвать мощь государства; террористический акт не преследует цель убить, уничтожить, повредить, главное - запугать население, воздействовать на принятие решения органами власти, поэтому террористу “достаточно” создания опасности, хотя, как уже ранее отмечалось, террористические действия не всегда заканчиваются только созданием опасности.

Существенным разграничивающим признаком является демонстративность, ультимативность действий при террористическом акте.

Различие между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте посягательства - общественная безопасность при террористическом акте и экономическая безопасность Российской Федерации - при диверсии.

3. Отграничение террористического акта от захвата заложников. На практике определенные трудности представляет разграничение террористического акта и захвата заложников, двух самостоятельных составов преступлений. Примером этому может служить следующее дело из судебной практики.

Действия Б. и Х., связанные с захватом и удержанием заложников, с требованием предоставить оружие и самолет, угрозами расстрелом заложников и созданием угрозы для жизни людей путем взрыва канистр с бензином, были квалифицированы наряду со ст. 206 УК РФ и по ст. 205 УК РФ как террористический акт.

Между тем, из материалов дела следовало, что угрозы расстрелом заложников и производство выстрелов из автоматов в воздух не были направлены на нарушение общественной безопасности, устрашение населения или оказание воздействия на принятие решения органами власти, а преследовали цель добиться от военного командования выполнения требований о предоставлении оружия и самолета, чтобы вылететь с острова. Канистры же с бензином были занесены в автомобиль, а затем в самолет в других целях.

Учитывая эти обстоятельства, преступление не было квалифицированно как террористический акт.

Таким образом, для квалификации деяния как террористического акта необходимо, помимо прочих указанных в ст. 205 УК РФ обстоятельств, наличие одной из следующих целей: 1) нарушение общественной безопасности; 2) устрашение населения; 3) оказание воздействия на принятие решения органами власти.

Заключение

Основные выводы по теме курсовой работы сводятся к следующему:

1. Террористический акт представляет собой сложное, многомерное явление. Кроме правовых, он затрагивает целый ряд других проблем - психологические, исторические, технологические и т.д. Все это обуславливает то обстоятельство, что мировому сообществу до сих пор не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение террористического акта.

2. Объектом данного преступления является общественные отношения связанные с безопасностью в узком смысле слова. Общественная безопасность является объектом уголовно-правовой охраны и представляет собой совокупность общественных отношений, регламентирующих основы обеспечения безопасных условий существования общества.

Объективная сторона - только действие, выраженное в двух альтернативных формах: а) совершении взрыва, поджога или иных действий создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий и б) угрозе совершения указанных действий.

Субъект - анализируемого преступления -- вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет. Однако как показывает практика террористы действуют как правило организованной группой, что усложняет их поиск и предотвращение террористических актов.

Субъективная сторона террористического акта характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что, совершая указанные в законе действия, он создает опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий и желает действовать именно таким образом.

3. Следует отграничивать смежные с данной статьей составы преступлений предусмотренные статьями 209 УК РФ (Бандитизм) и 281 (Диверсия). Отличия данных составов преступления состоят в тех общественных отношениях, на которые направлены эти преступления.

Список используемой литературы:

I. Официальные документы

1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 1993г.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63- ФЗ (принят Государственной Думой 24 мая 1996 года), в редакции Федерального закона от 24.07.2007 №214 - ФЗ. - М., 2008г.

3. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "О противодействии терроризму". «Консультант плюс».

4. Федеральный закон N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изменениями от 10 февраля 1997 г.) «Консультант плюс».

5. Федеральный закон «О пожарной безопасности» Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года (в ред. Федеральных законов (ред. 29.12.2004), от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, с изм. внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ, определением Конституционного Суда РФ от 09.04.200 N 82-О). «Консультант плюс».

6. Федеральный закон "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ. «Консультант плюс»

II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов

7. Емельянов В.П. Терроризм как явление и как состав преступления. 1999.

8. Михеев И.Р. Терроризм: понятие, ответственность, предупреждение

9. Овчинникова Г. В. Терроризм. СПб., 1998. С 7

10. Ожегов С.И Словарь русского языка 1986. С 691.

11. Ожегов С.И Словарь русского языка 1986. С 70.

12. Ольшанский Д.В. - Психология терроризма

13. Салимов К.Н.: Современные проблемы терроризма (криминологическое исследование).

III. Статьи из периодических изданий

14. «Ведомости» - Выпуск от 11 сентября 2000 года

15. «Российская газета» - Центральный выпуск №3571 от 7 сентября 2004 г.

IV. Источники Интернет

16. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RQgkougqyoit:l!il$lxyig

17. http://www.consultant.ru/

18. http://www.garant.ru/

19. www.biorosinfo.ru/



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»