Уголовная ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность
Уголовная ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Институт права и экономики
Контрольная работа
по учебной дисциплине уголовное право
Тема: Уголовная ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность
Выполнила: студентка юр.
Факультета гр. ЮЗ-6-1
Мозгунова А.В.
Проверил; преподаватель
Никонович С.Л.
Липецк, 2010
Оглавление
Введение
1. Уголовно-правовая характеристика хищения предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность
2. Проблемы совершенствования законодательства, предусматривающего ответственность за хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации закрепляет в числе основных прав граждан право собственности - право каждого иметь в собственности имущество, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им. Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод. Кроме того, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, является их уголовно-правовая защита.
В структуре преступлений против собственности особое место принадлежит посягательствам на культурные и исторические ценности, являющимися национальным достоянием народов России.
Наиболее распространенными в данной группе преступлений являются хищения художественных произведений, антиквариата, предметов религиозного культа. Сегодня российские "дельцы от искусства" нацелены преимущественно на добычу очень дорогих и действительно редких художественных произведений, находящихся в экспозициях и в запасниках музеев, в частных коллекциях. Если говорить о правоохранительных структурах, призванных охранять достояние России, то основной проблемой является кадровая.
Цель изучить уголовную ответственность за хищение предметов имеющих особую ценность
Задачи работы;
3. Уголовно-правовая характеристика хищения предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность
4. Проблемы совершенствования законодательства, предусматривающего ответственность за хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность
1. Уголовно-правовая характеристика хищения предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценностьПреступность появилась с возникновением государства, которому предшествовало возникновение частной собственности на орудия труда и средства производства и расслоение общества на антагонистические классы.С развитием законодательства, совершенствовались и понятия, относящиеся к имущественным преступлениям и ответственности за них. В частности понятие хищения от одного источника к другому прошло определенный путь эволюции и дошло до нас в том виде, который оно имеет в современном российском законодательстве и уголовном праве.В развитии уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за преступные посягательства на указанные ценности, можно выделить три этапа.Прежде чем рассматривать уголовно-правовую характеристику хищения предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, по нашему мнению, необходимо уделить внимание общему понятию хищения в законодательстве Российской Федерации.Общее понятие хищения содержится в примечании к ст. 158 УК РФ, которое определяет его как «совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинивших ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества».Вокруг понятия хищения в теории уголовного права и судебной практике неизменно ведутся принципиальные дискуссии, поводом к которым обычно выступают конкретные факты или юридические казусы.Термин хищение является одним из основных и определяет родовое понятие, охватывающее группу однородных корыстных посягательств на чужую собственность.Не является хищением обращение в свою пользу имущества, которое еще не поступило в фонды собственника. Причинение имущественного ущерба путем не передачи должного (преступная экономия) при определенных условиях может квалифицироваться по ст. 165 УК РФ.И еще одна особенность в понятии хищения. Так, похитивший имущество устанавливает «господство над вещью». Поэтому он владеет, пользуется и распоряжается имуществом как своим собственным. Однако похититель, юридически не становится собственником вещи, ибо невозможно приобрести право собственности преступным путем. Потерпевшее лицо (от хищения) не теряет право собственности на похищенное у него имущество.Именно по указанным выше причинам законодатель включил в определение хищения «обращение чужого имущества не в собственность виновного, а в пользу виновного или других лиц».Признаки хищения, содержащиеся в его законодательном определении, являются общими для любого изъятия чужого имущества. Вместе с тем изъятие чужого имущества может осуществляться различными способами, существенно меняющими характер и степень общественной опасности содеянного.Под способом совершения хищения понимается определенная совокупность приемов и методов, в результате которых осуществляется изъятие чужого имущества Кудрявцев В.Н., Наумова А. В. Курс российского уголовного права. Особенная часть. / отв. ред. В.Н. Кудрявцева.- М., 2002. С. 327.. Теоретики уголовного права справедливо утверждают, что деяние играет роль способа совершения преступления тогда, когда находится с ним в идеальной совокупности, будучи неотъемлемой частью его объективной стороны. В связи с этим законодатель предусматривает шесть форм (способов) совершения хищения: кражу, мошенничество, присвоение, растрату, грабеж и разбой. Каждой из перечисленных в законе форм хищения помимо общих черт присущи свои особенности, уяснение содержания и смысла которых необходимо для правильной квалификации и устранения разногласий в судебной практике. Выделение форм хищения в самостоятельных статьях Уголовного кодекса дает возможность установить в самом законе признаки конкретных способов изъятия чужого имущества и разграничить смежные составы преступлений.Если же способом завладения имуществом выступают действия, которые сами по себе содержат признаки другого преступления, то такие деяния образуют с хищениями реальную совокупность и должны квалифицироваться по правилам совокупности преступлений (ст. 69 УК РФ). Разъяснения по этому поводу даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. в постановлении № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое». В тех случаях, когда незаконное изъятие имущества совершено при хулиганстве, изнасиловании или других преступных действиях, необходимо устанавливать, с какой целью лицо изъяло это имущество. Если при этом преследовалась корыстная цель, содеянное в зависимости от способа завладения имуществом должно квалифицироваться по совокупности как соответствующее преступление против собственности и хулиганство, изнасилование или иное преступление Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // Российская газета от 05 января 2003 г..Хищение предметов, имеющих особую ценность, исходя из исключительной ценности предмета посягательства, является одним из наиболее опасных корыстных посягательств. В этой связи анализ его состава представляет значительный интерес как с точки зрения теории уголовного права, так и правоприменительной практики.Уголовная ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность, предусмотрена ст. 164 УК РФ.При этом законодатель руководствовался как национальными интересами России, так и рядом международно-правовых актов.Например, Гаагская конвенция 1954 г. призывала признавать преступными посягательствами на предметы, обладающие культурной ценностью, в период вооруженных конфликтов. В Конвенции ЮНЕСКО принятой 14 ноября 1970 года «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», в Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия», принятой 16 ноября 1972 г. в Париже также рекомендовалось криминализировать посягательства на культурные ценности. На VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 1990 г. был принят «Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательствами на культурное наследие народов в форме движимых ценностей.Рассмотрение проблемы начнем с квалификации преступных посягательств на предметы, представляющие особую ценность по объектуПо мнению Г.В. Назаренко, с формальной точки зрения, объект преступления есть то, чему посягательство причиняет или может причинить ущерб. В материальном смысле объект преступления - это охраняемое уголовным законом общественное отношение, которому в результате посягательства причиняется вред либо создается угроза причинения вреда Назаренко Г.В. Русское уголовное право. Общая часть. Курс лекций./Г. В. Назаренко,- М., 2007. С. 61..Общественное отношение -- это сложное явление, представляющее собой единство различных элементов, одним из которых является участник общественных отношений. В качестве элемента этого сложного явления выступают также общественные отношения «сами по себе», т.е. отношения коллективов или отдельных личностей между собой.Согласно принятой в науке уголовного права классификации, объекты преступления делятся на общий, родовой, видовой и непосредственный.Общим объектом для всех преступлений являются все общественные отношения, охраняемые уголовным законом, т.е. те отношения, которые перечислены в ст. 2 УК РФ.Родовой объект хищения предметов, имеющих особую ценность, -- это общественные отношения в сфере экономики, а видовым объектом являются отношения собственности. Таким образом, основным непосредственным объектом хищения предметов, имеющих особую ценность, служит тот вид собственности (государственная, частная, общественная и др.), в которой находится похищаемое имущество.Дополнительным непосредственным объектом хищения предметов, имеющих особую ценность, является установленный порядок оборота предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, а при насильственном способе их изъятия может выступать здоровье человека.Кроме основного и дополнительного при рассматриваемом виде хищения могут быть и различного рода факультативные непосредственные объекты.Например, при насильственном грабеже или разбое с целью хищения указанных предметов и документов обязательным становится такой факультативный объект, как здоровье человека, а при хищении этих предметов и документов из жилого помещения -- право на неприкосновенность жилища.В ст. 164 УК РФ рассматриваются в качестве предмета - предметы или документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.Для правильной квалификации указанных деяний недостаточно общих сведений о том, что является предметами, имеющими особую ценность: особо охраняемые правом уникальные вещественные результаты человеческой деятельности, которые, будучи продуктом всеобщего труда, имеют важное историческое, научное, художественное или иное культурное значение для общества, т.е. служат связующим звеном между различными поколениями людей, носят конкретно-исторический характер и выступают как фактор формирования необходимых качеств человека.Под культурными благами понимаются условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.Культурное наследие народов Российской Федерации - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.Так, ч. 2 ст. 188 УК РФ предусматривает ответственность за контрабанду культурных ценностей, но не раскрывает это понятие. Если за основу брать определение, данное законодателем в Основах законодательства о культуре, то останется неясным, каким образом можно совершить контрабанду «нравственных и эстетических идеалов, норм и образцов поведения, языков, диалектов и говоров, национальных традиций и обычаев, исторических топонимов, фольклора, художественных промыслов и ремесел».Если использовать понятие культурного достояния, данное в основах законодательства о культуре для определения предмета преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, то к нему могут быть отнесены «организации, учреждения и предприятия культуры», но не будут охраняться уголовным правом предметы культурного достояния, принадлежащие организациям, гражданам и зарубежным государствам, что противоречит конституционному положению о равенстве всех форм собственности.К культурным ценностям относят;- исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);- предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;- художественные ценности, в том числе:- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и изготовленные из любых материалов;- оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;- гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;- произведения декоративного прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;- изделия традиционных народных художественных промыслов;- составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;- старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;- редкие рукописи и документальные памятники;- архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;- уникальные и редкие музыкальные инструменты;- почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;- старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;- редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.На основании признаков предмета преступления отграничивается уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ) от вандализма (ст. 214 УК РФ), умышленного уничтожения или повреждения имущества (ст. 167 УК РФ) и от уничтожения или повреждения имущества по неосторожности (ст. 168 УК РФ). По признакам предмета преступления отграничивается также уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, предметов и документов, имеющих историческую или культурную ценность (ч.1 ст. 243 УК РФ), от уничтожения или повреждения особо ценных объектов и памятников общероссийского значения (ч.2 ст. 243 УК РФ).Рассмотрим содержание предмета изучаемого вида преступления подробнее. Предметом рассматриваемого деяния, как было отмечено ранее, являются предметы и документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.Понятие культурных ценностей достаточно подробно раскрывается в международно-правовых актах, перечень которых был приведен выше.Так, упомянутая выше Гаагская конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятая 14 мая 1954 года относит к числу культурных ценностей движимые и недвижимые, имеющие особое значение для культурного наследия каждого народа, памятники искусства, истории, религии, археологические находки, произведения искусства, рукописи, книги, научная коллекция или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукции ценностей, музеи, крупные библиотеки, антиквариат и тому подобные вещи.Конвенция УНИДРУА «По похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям» принятая в Риме 24 июня 1995 года, вступившая в законную силу для Договаривающихся Сторон в июле 1998 года, рекомендует признавать культурными те ценности, которые с религиозной либо светской точки зрения обладают важностью для археологии, антропологии, истории, литературы, искусства или науки и образуют следующие категории:редкие коллекции и образцы фауны, флоры, минералов, анатомии, объекты палеонтологического интереса;исторические ценности, включая историю наук и технологий, войн и социальной истории, жизни национальных лидеров, мыслителей, ученых, художников, артистов и событий национальной важности;предметы археологических раскопок (регулярных или подпольных) или археологических открытий;элементы художественных или исторических памятников либо археологических заповедников, которые были открыты заново;древности возрастом более 100 лет, такие как надписи, монеты, гравюры;объекты этнографического интереса;художественные ценности, такие как: картины, полотна и рисунки, изготовленные вручную и с применением любого материала (исключая промышленные рисунки или ремесленные изделия, украшенные вручную); оригинальные лепные работы и скульптуры из любого материала; оригинальные художественные изделия и конструкции из любых материалов;редкие рукописи, старинные книги и их аналоги (инкунамбулы), документы и публикации специального характера (исторические, художественные, научные, литературные и т.д.), единичные или в коллекциях;почтовые, акцизные и схожие с ними марки, единичные или в коллекциях;архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы;предметы мебели, созданные более 100 лет назад, старинные музыкальные инструменты См.: Сборник действующих нормативных правовых актов и наиболее значимых работ по проблемам сохранения культурных ценностей. / Под ред. К.К. Горяинова. - М: ВНИИ МВД РФ. 2000. С. 73-79.В диспозиции ст. 164 УК РФ упоминаются в качестве предмета преступления не только предметы, как объекты материального мира (вещи), но и документы, то есть материальные носители важной исторической, научной, художественной или культурной информации, предназначенной для передачи новым поколениям народа.Место, время и обстановка совершения преступления -- самостоятельные признаки объективной стороны преступления, так как они являются той объективной средой, в условиях которой совершается общественно опасное действие или бездействие.К объективной стороне относится также способ совершения преступления, т.е. определенный порядок, метод, последовательность движений и приемов, применяемые лицом при совершении преступления.Объективная сторона преступления является, по образному выражению Б.А. Куринова, «сердцевиной преступного действия». В пределах состава преступления она является объективным основанием уголовной ответственности. Во многих случаях некоторые признаки объективной стороны преступления существенно повышают степень общественной опасности содеянного, поэтому уголовный закон придает им значение квалифицирующих признаков.По признакам объективной стороны преступления отграничивается хищение культурных ценностей от их вымогательства. В примечании № 1 к ст. 158 УК РФ под хищением понимается «совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества». Статья 163 УК РФ определяет вымогательство как «требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких». Исходя из этих определений, вымогательство культурных ценностей отличается от их кражи тем, что в первом случае действия преступника направлены исключительно на то, чтобы парализовать волю потерпевшего и посредством этого впоследствии завладеть предметом посягательства, в случае хищения его действия направлены непосредственно на завладение предметом преступного посягательства.Вымогательство культурных ценностей отличается от хищения путем грабежа или разбоя тем, что в первом случае исполнение угрозы насилия направлено в будущее, а также носит условный характер в зависимости от поведения потерпевшего, при грабеже и разбое насилие содержится в действиях преступника непосредственно и носит безусловный характер.Следует отметить, что хотя такие признаки объективной стороны, как место, время и обстановка совершения преступления, остаются за пределами составов преступлений, посягающих на культурные ценности, в ходе расследования их ни в коем случае нельзя игнорировать.Следующий элемент квалификации преступлений, посягающих на предметы и документы, имеющие историческую, научную, художественную и культурную ценность, -- квалификация по субъективной стороне преступления.Субъективная сторона преступления -- это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления. Психологическое содержание субъективной стороны преступления раскрывается с помощью юридических признаков -- вины, мотива и цели преступления, которые представляют различные формы психической активности, они связаны между собой и зависимы друг от друга[ См.: Дагель П.С., Котов Д.П. Субъективная сторона преступления и ее установление. Воронеж, 1974. С. 40.].Вина -- основной признак субъективной стороны преступления, означающий, что запрещенное УК РФ деяние совершенно лицом при таком его психическом отношении к содеянному, которое выражается в форме умысла или неосторожности[ См.: Научно-практический комментарий к Уголовно Федерации. В 2 т. Т. 1. Нижний Новгород, 1996. С. 60.].Мотив и цель являются факультативными признаками состава преступления.Все элементы, составляющие субъективную сторону преступления, имеют большое значение для квалификации. Правильное понимание содержания субъективных признаков преступления позволяет с высокой степенью точности квалифицировать совершенное деяние. Лицо может нести ответственность за совершение общественно опасного деяния и его вредные последствия, только если они охватывались его сознанием и волей или могли и должны были охватываться.Хищение особо ценных предметов совершается только умышленно, т.е. когда лицо сознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления, или сознательно допускает эти последствия, или относится к ним безразлично (ст. 25 УК РФ).Особенно повышается значимость субъективной стороны для правильной квалификации преступления в тех случаях, когда различные преступные деяния посягают на один и тот же объект и имеют схожую объективную сторону, т.е. осуществляются путем совершения одинаковых или однотипных действий или бездействий.Для рассматриваемого круга деяний такая ситуация возникает при необходимости отграничить преступление, предусмотренное п. «в» ч.2 ст. 164 УК РФ (хищение предметов, имеющих особую ценность, повлекшее их уничтожение, порчу или разрушение), от преступления, предусмотренного ч.2 ст. 243 УК РФ (уничтожение или разрушение особо ценных объектов или памятников общероссийского значения). Данные преступления имеют одинаковый объект преступного посягательства, один и тот же предмет, схожую объективную сторону, выражающуюся в действиях, повлекших уничтожение, порчу или разрушение предмета преступного посягательства, не имеют каких-либо специфических отличий и.субъекты данных преступлений. Поэтому при квалификации преступлений в этих случаях на первое место выступают признаки субъективной стороны. Совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. В статье 164 УК РФ, устанавливающей ответственность за хищение предметов или документов, имеющих особую ценность, теперь содержится вторая часть. Предусмотрена усиленная ответственность за те же деяния, совершенные: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, если они повлекли уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов.
В действующем УК РФ все преступления, посягающие на культурные ценности, кроме их уничтожения или разрушения, отнесены к разряду тяжких, а хищение предметов или документов, имеющих особую ценность, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо повлекшее их уничтожение, порчу или разрушение - к разряду особо тяжких преступлений.
В соответствии со ст. 35 общей части УК преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, ранее договорившиеся о совместном совершении преступления, и влечет за собой более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных УК РФ.
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Лицо, создавшее организованную группу, либо руководившее ей, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ, а также за все совершенные организованной группой преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут уголовную ответственность за участие в ней в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они принимали участие.
2. Проблемы совершенствования законодательства, предусматривающего ответственность за хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность
Анализ особенностей конструкции состава хищения предметов, имеющих особую ценность позволяет сделать вывод о несовершенстве данной нормы и необходимости внесения уточнений и дополнений в ст. 164 УК РФ.
В совершенствовании нуждаются и санкции рассматриваемого преступления.
В свете востребованности наказания в виде лишения свободы за квалифицированные хищения предметов, имеющих особую ценность, судебной практикой представляется неприемлемым предложение о необходимости снижения верхнего предела санкции в виде лишения свободы, предусмотренной ч.2 ст. 164 УК РФ, до 10-ти лет. Дело в том, что уровень востребованности лишения свободы на срок до 15-ти лет судебной практикой таков, что санкция не нуждается в изменениях.
Поскольку выше предлагалось ввести новую ч. 3 ст. 164 УК, необходимо определить санкцию за рассматриваемый вид особо квалифицированного хищения предметов, имеющих особую ценность. В связи с этим было изучено мнение экспертов относительно возможности установления в новой ч. 3 ст. 164 УК РФ санкции в виде лишения свободы на срок от девяти до семнадцати лет с обязательной конфискацией имущества.
Изменения, которые произошли за последнее десятилетие в нашем обществе и государстве, привели к осознанию необходимости критически относиться к зарубежному опыту правоприменительной деятельности и, по возможности, использовать его положительные моменты в соответствующей отечественной практике. Это в полной мере относится и к такой поистине международной проблеме как борьба с преступными посягательствами на культурные ценности. С начала 60-х годов нашего столетия в мире подобные преступления получили беспрецедентное распространение, выйдя во многих странах на второе место после контрабанды наркотиков.
По данным Интерпола, в мире ежедневно похищается 450-500 произведений живописи, ваяния, предметов религиозного культа, археологических ценностей и других произведений и памятников культуры разных эпох и народов. Ежегодно похищается указанных предметов на сумму несколько миллиардов долларов. Кражи и перепродажи предметов искусства официально признаны Интерполом преступлениями международного характера Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями./ В.П. Панов,- М., 2007. С. 14..
Поэтому как международное сообщество в целом, так и отдельные страны, наиболее страдающие от этого бедствия, стали принимать действенные меры. На международном уровне борьба с этими преступными посягательствами происходит по двум основным направлениям: заключение специальных соглашений и практическое сотрудничество в рамках специализированных международных организаций.
Количественные и качественные характеристики преступлений, посягающих на культурные ценности в России и за рубежом, имеют как схожие, так и специфические черты. Основным объектом преступных посягательств в зарубежных странах являются, как и в России, частные коллекции и церкви. Значительные потери несут также государственные и частные музеи, антикварные магазины и места археологических раскопок. Однако различаются предметы преступного посягательства: в России основное количество преступлений совершается в отношении икон и других предметов культа, за рубежом на первых местах - картины, гравюры, литографии, эстампы и рисунки, за ними следуют старинная мебель, предметы культа (церковная утварь и т. д.), ковры (гобелены), коллекции оружия, скульптура и часы.
Такое различие мы можем объяснить историческим своеобразием развития отечественной культуры, выразившемся в значительно более запоздалом принятии идей Ренессанса и переходом искусства из церковной в светскую сферу жизни общества. Это привело к тому, что наиболее ценные произведения искусства XIV - XVII веков на Западе создавались в виде картин, скульптуры и т. д. (хотя многие из них были религиозной тематики), а в России - в основном в виде произведений иконописи. Поскольку большинство рассматриваемых преступлений совершаются исходя из потребностей антикварного рынка, столь явственно просматриваются указанные различия в выборе предметов посягательства.
Следует отметить, что хотя от посягательств на культурные ценности страдает большинство стран мира, однако распространённость этих деяний не является однородной. Больше их совершается в США, Мексике, Египте, Великобритании, Германии, Франции, Италии.
С учётом этого обстоятельства остановимся на положительном опыте, достигнутом правоохранительными органами перечисленных стран, так как он вполне сопоставим с отечественной практикой расследования преступных посягательств на предметы и документы, имеющие историческую, научную, художественную или культурную ценность.
Борьбе с преступными посягательствами на культурные ценности в России и зарубежных странах свойственны общие формы - создание специализированных подразделений, занимающихся этой проблемой. Однако, к сожалению, при рассмотрении конкретного содержания выявляются существенные различия.
В ряде МВД УВД субъектов Российской Федерации не выделены специальные сотрудники для расследования данной категории дел. В других подразделениях такая специализация осуществлена формально, их сотрудники занимаются в основном другими делами и практически повсеместно привлекаются для решения посторонних проблем. Специальное обучение следователей и оперативных сотрудников организовано только в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
В штатах экспертно-криминалистических управлений отсутствуют эксперты-искусствоведы. Отсутствие опыта и знаний по методике расследования этих уголовных дел существенно затрудняет поиск похищенного, допускаются ошибки и промахи при постановке похищенных предметов на учёт.
Несколько иначе обстоит дело в зарубежных странах. В США сотрудник, зачисленный в Отдел произведений искусства ФБР, в обязательном порядке проходит специальную программу обучения. Она охватывает следующие вопросы: методика расследования данных преступлений; история искусства; рынок произведений искусства; развитие способностей к распознанию поддельных произведений искусства; взаимодействие полиции с лицами, занимающимися искусством; вербовка информаторов в преступном мире и среди лиц, занимающихся искусством; проблемы защиты и охраны произведений искусства; современные процедуру составления описания произведений искусства.
Сходную подготовку проходят сотрудники специальных подразделений других стран. В большинстве случаев к её организации привлекаются сотрудники музеев, университетов, крупнейших аукционов и ассоциаций какого-либо вида искусства. Это связано с более тесным, чем у нас, сотрудничеством правоохранительных органов с указанными организациями. Их взаимодействие является взаимовыгодным для обеих сторон, так как оно в конечном счёте способствует нормализации криминальной ситуации на рынке антиквариата.
Более тесные контакты правоохранительных органов с организациями и лицами, занимающимися искусством, выражаются также в том, что специализированные полицейские подразделения внимательнейшим образом отслеживают все изменения конъюнктуры антикварного рынка.
В сфере борьбы с указанной преступностью имеются и другие особенности. Так, деятельности правоохранительных органов зарубежных стран по данной проблематике оказывается существенная помощь со стороны всего общества и прежде всего различных негосударственных организаций. Гораздо более активно, чем в России, используются возможности страховых компаний. Они заставляют владельцев застрахованных ценностей составлять их описание и делать видео- и фото- изображение своего имущества, а также принимать иные меры для обеспечения его безопасности. Неоценимую помощь оказывают полиции недавно возникшие специализированные организации, которые порой выполняют за неё работу по розыску похищенных предметов. Получившая в последнее время огромный размах незаконная торговля художественными ценностями (согласно оценкам экспертов, ежегодно совершаются сделки на сумму от 500 млн. до 1 млрд. долл.) породила новый, только набирающий силу вид деятельности - поиски и возврат украденных произведений искусства.
Одной из таких компаний является английская фирма Тгасе, издающая ежемесячный одноимённый журнал, целиком посвященный поиску и возвращению украденного антиквариата и произведений искусства. С момента выхода в свет своего первого номера в 1988 г. он помог вернуть ценностей на общую сумму 20 млн. долл. Журнал, в котором публикуются объявления о кражах и списки утраченных предметов с их изображениями, используется полицией, любителями и торговцами произведениями искусства, частными коллекционерами и работниками аукционов в 150 странах мира. Нередко читатель журнала, где-либо видевший украденный предмет, сообщает о его местонахождении.
Другая служба - британский Art Loss Register (АLR) представляет из себя базу данных об украденных произведениях искусства и антиквариате, которую используют в своей работе, наряду с полицией, торговцы произведениями искусства и коллекционеры. В 1991 г. ALR. начал сотрудничать с подобной американской компанией - нью-йоркским Международным фондом исследований в области искусства (IFAR), некоммерческой организацией, занимающейся предотвращением торговли украденными или неправильно атрибутированными произведениями искусства, а также их подделками. Десять раз в году они совместно публикуют отчёты о пропавших произведениях, давая их описания и изображения. С ними тесно сотрудничает Международная служба подтверждения подлинности произведений искусства. В настоящее время имеется договорённость о сформировании указанными организациями, а также правоохранительными органами ряда стран мира всемирной базы данных Приданов С.А., Щерба С.П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование./ отв. ред. С.А. Припаднов,- М., 2002. С. 292..
В конце 90-х годов прошлого века Art Loss Register (АLR) открыл свое представительство в г. Санкт-Петербурге, которое рассматривает тесное сотрудничество с правоохранительными органами как один из методов своей деятельности.
В Великобритании в 1993 году также была создана специальная служба аукционного поиска Тезаурус - сложная компьютеризованная информационная программа. Эта служба открывает широкие возможности тем, кто хочет отыскать ценности, составляющие национальное или мировое культурное наследие, которые были похищены или вывезены за пределы своих стран без соответствующего разрешения. Тезаурус тесно сотрудничает с антикварным отделом Скотланд-Ярда, обеспечивая его возможностями поиска и идентификации более 40 % предметов, ежедневно выставляемых на аукционную продажу в 500 аукционных залах.
Мы считаем, что, учитывая участившиеся случаи выставления на крупнейших западных аукционах похищенных российских культурных ценностей, отечественным правоохранительным органам также необходимо установить деловые связи с указанными организациями. Это можно сделать уже в ближайшее время, так как эти службы не являются коммерческими, и оплата их услуг вполне под силу заинтересованным российским ведомствам (например, оплата присоединения к IFAR составляет для физических лиц - 50 долларов, для юридических - 65; отдельные поиски ALR. - 20; регистрация украденных предметов - 10 долларов).
Обращает на себя внимание более активное использование правоохранительными органами зарубежных стран возможностей информаторов в преступной среде и среди лиц, занимающихся искусством, а также секретных агентов, работающих среди лиц указанных категорий под прикрытием («undercover»). Например, ФБР и департаменты американской полиции (федеральной, штатов и местной) всячески поощряют интерес своего персонала к работе секретным агентом по таким делам. Широко используются способности некоторых полицейских сыграть роль оценщика произведений искусства или оценщика страхового агентства, а также покупателя или продавца произведений искусства. Всё это зарекомендовало себя как чрезвычайно эффективное средство для выявления преступников и возвращения украденных предметов искусства.
У специализированных органов полиции имеется заслуживающий внимания опыт и по такой важной проблеме, как идентификация похищенных и найденных культурных ценностей. Она решается по двум основным направлениям: превентивные меры и меры, принимаемые в процессе расследования.
К первому направлению относится применение технологии фирмы Microtrace, с помощью которой можно со стопроцентной гарантией определить украденные произведения искусства и предоставить в руки полиции и владельца неопровержимые доказательства. Суть предлагаемого метода состоит во включении особого рода кода в молекулы микрокристаллов в разных частях предметов. Огромное преимущество данной технологии над другими методами маркировки состоит в том, что записанный код абсолютно невозможно сфальсифицировать или повредить даже если похитители переплавят предмет, прежде чем продать скупщику краденного.
Таким образом, решаются проблемы идентификации похищенных предметов, а также доказывания вины скупщика краденного вызывающие и у отечественных и у зарубежных органов правопорядка значительные затруднения.
Область применения технологии Microtrace необычно широка и разнообразна: с её помощью можно маркировать картины скульптуры, керамику, драгоценности, ковры, мебель, книги и другие предметы без всякого для них ущерба. После одобрения данной техники маркировки Европейским комитетом по научному сотрудничеству Совета Европы (РАСТ), специальные полицейские органы в сотрудничестве со страховыми компаниями стали добиваться широкого её использования владельцами ценных предметов Приданов С.А., Щерба С.П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование./ отв. ред. С.А. Припаднов,- М., 2002. С. 160..
Второе направление состоит в использовании полицией для идентификации изъятых в процессе расследования предметов антиквариата и установления их владельцев с помощью определённых технических и организационных приёмов.
Так, полицией г. Офенбаха (Германия) на квартире задержанных было изъято свыше 1,5 тыс. предметов антиквариата. Задержанные упорно молчали и установить связь предметов с конкретными уголовными делами было затруднительно. Поэтому было принято решение показать все предметы на выставке похищенного, которую посетило большое количество потерпевших Выставка демонстрировалась в Баварии, Баден-Вюртемберге Рейнланд-Пфальце и Гёссене. Её посетило около 17000 граждан среди них 3000 потерпевших. Аналогичное мероприятие было организовано и по другим уголовным делам данной категории. При этом учитывалось место и время совершения преступлений, активность преступников, вероятный круг пострадавших, наличие подходящего места для проведения выставок. При подготовке к демонстрации изъятые предметы маркировались (по нумерации уголовных дел, по которым проводилось изъятие, инициалами подозреваемых). Все предметы предварительно фотографировались, тщательно описывались и заносились в специальную опись, а также проходили искусствоведческую экспертизу. При опознании предмета сотрудник полиции фиксировал его маркировку и вновь осматривал с потерпевшим все экспонаты. Затем записывал в протоколе установочные данные опознавшего, время и место совершения хищения, адреса соответствующих органов полиции, прокуратуры и социального страхования. Потерпевший был обязан представить необходимые документы, подтверждающие право его собственности на предмет.
Полагаем, что данная практика вполне может найти своё применение в России при расследовании многоэпизодных преступлений прошлых лет, совершенных организованными преступными группами.
Особый интерес представляет организация работы наиболее мощных специализированных полицейских служб Европы - Франции и Италии. Эти страны несут наибольшие потери от преступных посягательств на культурные ценности. С 1954 года во Франции исчезло 12 тыс. произведений искусства, в Италии - 40 тыс. Поэтому вопросам борьбы с данными, преступлениями здесь уделяют повышенное внимание.
Итальянский опыт особенно интересен тем, что специализированная полицейская служба - государственное управление по розыску художественных ценностей здесь не только расследует преступные посягательства на культурные ценности, но и контролирует все их перемещения, выдавая разрешения на ввоз и вывоз, лицензии на антикварную торговлю, страховую и иную деятельность в этой сфере. В штат службы включены также высококвалифицированные эксперты-искусствоведы, что снимает необходимость обращаться в иные организации для проведения экспертизы.
Во Франции ещё в 1975 г. в рамках МВД было создано Центральное Бюро по борьбе с кражами произведений и предметов искусства. На него возложено несколько основных задач: координация деятельности, направленной на предупреждение краж; координация деятельности, направленной на борьбу с кражами, а также укрывательством и скупкой краденых предметов; централизация соответствующей информации; специальная подготовка кадров для всей страны.
Структурно Бюро входит в состав НЦБ Интерпола во Франции, что даёт ему возможность иметь доступ ко всей международной информации, относящейся к произведениям искусства и вообще к культурным ценностям. Как и другие зарубежные аналогичные службы, основной упор Бюро делает на профилактику указанных преступлений. Для' этого оно постоянно организует лекции для музейных хранителей в различных департаментах Франции, для работников антикварного рынка, страховых агентов, а также ассоциаций частных собирателей, нуждающихся в рекомендациях по обеспечению безопасности коллекций. В своей деятельности Бюро тесно взаимодействует с национальными (Управление музеев Франции, Управление по проблемам наследия при Минкультуры, епархиальные власти) и международными (Международный комитет по безопасности музеев, Международный совет музеев, Европол) организациями. Сотрудники Бюро принимают активное участие в контроле за соблюдением законов в отношении национальной и международной торговли произведениями искусства. Служба документации Бюро централизует и обрабатывает всю информацию о кражах произведений искусства, совершённых во Франции, и постоянно включает самые свежие данные в свою компьютерную картотеку похищенных произведений искусства. Кроме того, она обслуживает действующую на национальном и международном уровне базу данных, в которой хранится информация о воровской сети и о скупщиках краденого. Также Бюро проводит регулярные оперативные совещания с различными полицейскими службами, разрабатывает конкретные операции, связанные с действиями банд похитителей произведений искусства, проводит работу по унификации описаний предметов искусства с Целью улучшения обмена информацией.
Начиная е 1988 г., Бюро при помощи Минкультуры и представителей антикварного рынка организует специальную подготовку полицейских, занятых в этой сфере, с тем, чтобы добиться ясного понимания ими имеющейся информации, успешной идентификации произведений искусства и, следовательно, максимального эффекта в работе. Существуют курсы подготовки для следователей, работающих для Бюро, старших полицейских офицеров и инспекторов, занимающихся расследованием краж произведений искусства в местных криминальных следственных управлениях, судей и следователей прокуратуры, а также полицейских из других стран, желающих получить специальную подготовку. Французское Центральное Бюро по борьбе с кражами произведений и предметов искусства поддерживает постоянные контакты с полицейскими органами различных стран мира. В последние годы развивается сотрудничество и со странами Восточной Европы.
Мы считаем, что в отечественной практике необходимо более активно использовать такие формы положительного опыта их коллег из Франции и Италии и других стран, как:
1) сосредоточение в рамках специализированного органа полномочий по контролю за ввозом и вывозом культурных ценностей, а также за торговлей ими;
наделение специализированных подразделений большими координационными полномочиями по отношению к другим структурам, участвующим и содействующим расследованию преступлений данной категории;
3) включение в состав специализированных подразделений высококвалифицированных экспертов-искусствоведов;
тесное сотрудничество с представителями антикварного рынка, страховых компаний и других заинтересованных организаций;
профилактика данных преступлений;
непосредственный контакт с заинтересованными международными организациями;
проведение большой работы по вербовке информаторов из преступной среды и среды людей, занимающихся искусством, а также по внедрению в эти сферы кадровых специальных агентов;
проведение работы по каталогизации предметов культуры и созданию баз данных компьютерной информации.
Заключение
В последние годы хищение культурных ценностей стало национальным бедствием: наблюдается устойчивая тенденция к увеличению преступных посягательств на культурные ценности и другие предметы, имеющие особую ценность (ст. 164 УК РФ). Начиная с 1989г. как указывается в специально проведенных по данной проблематике исследованиях, в 2008 г. их количество стремительно увеличилось в 16 раз, а хищения из частных коллекций за этот же сравнительный период времени -- возросло более чем в 22 раза.
Резкий рост хищений культурных ценностей, находящихся в частной собственности, в частных коллекциях не случаен. Для профессиональных преступников совершить кражу (а они занимают основную долю в хищениях ценностей), даже при установленной сигнализации в пустой квартире всегда проще, нежели проникнуть не только в поставленные на сигнализацию, но и охраняемые музеи, и иные места хранения историко-культурных ценностей.
Наиболее эффективно устранить все рассмотренные выше проблемы возможно только на законодательном уровне. Прежде всего, необходимо законодательно определить понятие «предметов, имеющих особую ценность». Требует уточнения момент окончания данного преступления. Вопрос о субъекте данного преступления также нуждается в уточнении, так как по общему правилу уголовная ответственность за такие формы хищения, как кража, вымогательство, грабеж, разбой, ответственность наступает с 14-ти летнего возраста, по ст. 164 УК РФ - с 16 лет. Представляется, что назрела необходимость изменить конструкцию состава, предусмотренного ст. 164 УК РФ.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ [офиц. текст]: от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993 - 25 декабря
2. Гражданский Кодекс (Ч. 1) [Текст]: от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3. Уголовный кодекс [Текст]: от 13.06. 1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24. 05. 1996) // «Собрание законодательства РФ».
4. Уголовно-процессуальный кодекс [Текст]: от 10. 12. 2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.10.2001)// «Собрание законодательства РФ».
5. Пленум ВС РФ О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое [Текст]: постановление от 27 декабря 2002 г. № 29 // Вестник ВАС №5, 2003
7. Кудрявцев, В. Н., Наумова, А. В.Курс российского уголовного права. Особенная часть [Текст] /отв. ред. Кудрявцев В. Н.,- М., 2002, 350с.
8. Борзенков, Г.Н., Комиссаров, В.С.Курс уголовного права. Том 3. Особенная часть [Текст] /отв. ред. Г.Н. Борзенков,. - М.:Зерцало,2002, 250с.
9. Приданов, С.А., Щерба, С.П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование [Текст] / отв. ред. С. А. Припаднов.- М., 2002. 200с.
10. Сабитов, Г.Р. Охрана культурных ценностей. Уголовно-правовые и криминологические аспекты [Текст]/ Г.Р. Сабитов, -Омск. 2002,180с
11. Щерба, С.П., Приданов, С.А. Уголовно-правовая охрана предметов и документов, имеющих историческую, научную, художественную или культурную ценность: практическое пособие [Текст]/ отв. ред С.П. Щерба. -М.: «ЮрИнфоР», 2000., 300с.
12. Щерба, С.П. Проблемы уголовно-правовой охраны исторических, научных, художественных и культурных ценностей государств СНГ от преступных посягательств.// Уголовное право. [Текст]/ С. П. Щерба, 1999. № 1.