Уплата земельного налога. Размещение наружной рекламы в пределах полосы отвода автомобильных дорог. Арендная плата за землю
Задача 1.
Администрацией муниципального образования «Сорокинский район» издано распоряжение, которым установлены сроки уплаты земельного налога 15 сентября и 15 декабря и ставки земельного налога (в рублях за 1га) на 2005 год:
за земли в границах всех населенных пунктов района и вне черты, предоставляемые гражданам для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества и животноводства: пашня 54-00; сенокос 29-52; пастбище 16-13;
за земли сельскохозяйственного назначения: пашня 25-00; сенокос 14-00; пастбище 8-05;
за земли, расположенные вне населенных пунктов района (земли промышленности, транспорта, связи т.д.): 342- 44.
Оцените законность данного распоряжения.
Задача 2.
Мясоперерабатывающий завод разместил на земельном участке, расположенном в пределах полосы отвода автомобильной дороги Тюмень-Ялуторовск, наружную рекламу своей продукции. Реклама завода была размещена с согласия администрации МО «Ялуторовский район», которая для этой цели предоставила заводу соответствующий земельный участок.
Каков правовой режим земельных участков, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных дорог. Какой существует порядок размещения наружной рекламы в пределах полосы отвода автомобильных дорог? Правомерны ли действия администрации МО «Ялуторовский район»?
Задача 3.
Государственная налоговая инспекция провела проверку ОАО «Ива», по результатам которой вынесла постановление, обязывающее ОАО немедленно погасить задолженность по арендной плате за землю. ОАО обратилось в Арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления налоговой инспекции. В исковом заявлении истец ссылался на то, что налоговая инспекция явно превысила полномочия, предоставленные ей Законом, так как отношения по внесению арендной платы регулируются ГК РФ и договором аренды, заключенным с администрацией города. Налоговая возражала, мотивируя тем, что арендная плата - это обязательный платеж в бюджет, и потому ее взыскание входит в компетенцию налоговых органов. Решите дело.
ЗАДАЧА 1.
«Администрацией муниципального образования «Сорокинский район» издано распоряжение, которым установлены сроки уплаты земельного налога 15 сентября и 15 декабря и ставки земельного налога (в рублях за 1га) на 2005 год:
за земли в границах всех населенных пунктов района и вне черты, предоставляемые гражданам для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества и животноводства:
- пашня 54-00;
- сенокос 29-52;
- пастбище 16-13;
за земли сельскохозяйственного назначения:
- пашня 25-00;
- сенокос 14-00;
- пастбище 8-05;
за земли, расположенные вне населенных пунктов района (земли промышленности, транспорта, связи т.д.): 342- 44.
Оцените законность данного распоряжения».
Вопрос возникает в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ Налоговый Кодекс Российской Федерации был дополнен главой - «Земельный налог». Закон № 141-ФЗ был официально опубликован в «Российской газете» 30.11.2004 и, с учетом положений пункта 1 статьи 8 Налогового Кодекса Российской Федерации, вступил в силу с 1 января 2005 года.
Указанная 31 глава Налогового Кодекса Российской Федерации существенно изменила порядок исчисления и уплаты земельного налога.
В силу положений Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ с 1 января 2005 года вступили в силу статьи 12-15 Налогового Кодекса Российской Федерации и одновременно утратил силу Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Земельный налог всегда относился к местным налогам. Однако при этом существенно меняется подход к его установлению.
До 2005 года пунктом 2 статьи 21 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» было предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами РФ, в частности, Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» и взимается на всей ее территории. Региональным властям предоставлялось право установления ставок налога.
С 2005 года статья 387 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает, что поскольку земельный налог является местным, то юрисдикционные полномочия по его введению или отмене теперь сосредоточены в руках органов местного самоуправления. Регулируя вопросы, связанные с исчислением земельного налога, федеральный законодатель лишь определил отдельные элементы данного налога, предоставив возможность их установления указанным выше уполномоченным органам.
При введении 31 главы Налогового Кодекса Российской Федерации, сложилась ситуация, сделавшая невозможным установление земельного налога на 2005 год по правилам главы 31.
В силу статьи 5 Налогового Кодекса Российской Федерации, законы субъектов РФ и иные акты законодательства о налогах и сборах должны быть официально опубликованы не ранее чем за месяц до даты вступления в силу и не ранее первого числа следующего налогового периода. С учетом пункта 1 статьи Налогового Кодекса Российской Федерации, устанавливающим по земельному налогу налоговый период, равный календарному году, земельный налог по главе 31 Налогового Кодекса Российской Федерации мог быть введен только в случае, если соответствующий нормативный правовой акт был опубликован не позднее 30 ноября 2004 года при этом Федеральный закон от 29.11.2004 № 141-ФЗ был опубликован в «Российской газете» только 30 ноября 2004 года).
В статье 3 Закона № 141-ФЗ сделана оговорка о том, что в случае введения «нового» земельного налога на территории муниципального образования Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» на данной территории не применяется. Утрачивает же силу Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» только с 1 января 2006 года (п. 2 ст. 2 Закона № 141-ФЗ).
Таким образом, на 2005 год Администрация муниципального образования «Сорокинский район», могла законно установить земельный налог в соответствие с нормами, установленными Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».
Необходимо проверить, соответствует ли изданное распоряжение указанному нормативному акту.
В рассматриваемом распоряжении установлены:
1. Сроки уплаты земельного налога 15 сентября и 15 декабря (2005 г.)
Статья 17 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» гласит:
« Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога».
Рассматривая условное распоряжение, видно, что срок внесения второго платежа, указанный в распоряжении (15 декабря), выходит за рамки предельного срока, установленного Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (15 ноября).
Оговорка о том, что «органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога» в данном случае применена быть не может, так как с учетом формулировки «не позднее 15 ноября», это право может быть реализовано только путем установления более раннего, чем 15 ноября, срока уплаты налога.
2. Ставки земельного налога, исходя из площади предоставленного в собственность (пользование) земельного участка.
Это соответствует нормам Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (в соответствие с главой 31 основанием для определения размера земельного налога является кадастровая стоимость земли).
Статья 3. Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» гласит:
«Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год».
3. Ставки земельного налога установлены дифференцировано, исходя из назначения земель.
а). Распоряжение: « за земли в границах всех населенных пунктов района и вне черты, предоставляемые гражданам для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества и животноводства: пашня 54-00; сенокос 29-52; пастбище 16-13»
Статья 6. Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»:
«Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой настоящей статьи) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящей статье, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза».
Установление дифференцированных ставок, а не ставок, соответствующих средним ставкам налога на земли сельскохозяйственного назначения соответствующего района, не соответствует требованиям закона.
б). Распоряжение: «за земли сельскохозяйственного назначения: пашня 25-00; сенокос 14-00; пастбище 8-05»
Статья 5. Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»:
«Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения
Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации».
Установление дифференцированных ставок по пашне, сенокосу, пастбищам соответствует требованиям закона.
в). Распоряжение: «за земли, расположенные вне населенных пунктов района (земли промышленности, транспорта, связи т.д.): 342- 44».
Статья 9 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»:
«Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 1) к настоящему Закону для поселений численностью до 20 тысяч человек.
За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования».
Установление единой ставки по землям промышленности, транспорта и связи соответствует требованиям закона.
ЗАДАЧА 2.
«Мясоперерабатывающий завод разместил на земельном участке, расположенном в пределах полосы отвода автомобильной дороги Тюмень-Ялуторовск, наружную рекламу своей продукции. Реклама завода была размещена с согласия администрации МО «Ялуторовский район», которая для этой цели предоставила заводу соответствующий земельный участок.
Каков правовой режим земельных участков, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных дорог. Какой существует порядок размещения наружной рекламы в пределах полосы отвода автомобильных дорог? Правомерны ли действия администрации МО «Ялуторовский район»?»
Автомобильная дорога Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск является федеральной трассой.
На основании положений Федеральных законов «О рекламе» N 108-ФЗ от 18 июля 1995 года, «О безопасности дорожного движения» N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, Постановлений Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1033 «Об утверждении Положения о Федеральной дорожной службе России" и от 4 сентября 1999 года N 1005 «Вопросы Российского дорожного агентства», а также Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1420 от 1 декабря 1998 года, на органы управления федеральными автомобильными дорогами общего пользования возложены функции по:
- согласованию размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги;
- выдаче технических условий и проведению экспертизы проектной документации на объекты сервиса и конструкцию наружной рекламы, располагаемую в полосах отвода и придорожных полосах федеральной автомобильной дороги общего пользования;
- участию в приемке в эксплуатацию объектов дорожного сервиса и конструкций наружной рекламы. Статьей 14 Федерального закона «О рекламе» № 108-ФЗ от 18 июля 1995 года установлено, что распространение наружной рекламы путем установки на территории, здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающего вещными правами на имущество, и при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
Вещными правами на полосу отвода федеральной автомобильной дороги на основании государственного акта (свидетельства) на право бессрочного (постоянного) пользования обладают органы управления федеральными автомобильными дорогами.
В соответствии со статьей 52 Земельного кодекса РСФСР землепользователи обладают всеми правами собственников земельных участков.
Положениями статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право передачи имущества в пользование (аренду) принадлежит его собственнику, однако арендодателем могут быть и другие лица, уполномоченные собственником, законом или же иным правовым актом. Таким образом, на основании вышеперечисленных правовых актов Российское дорожное агентство имеет законное право организации рационального использования земель, занятых федеральными автомобильными дорогами, в целях привлечения дополнительных финансовых средств для реализации дорожных программ и проектов, а государственным предприятиям, учреждениям и организациям дорожного хозяйства делегировано право в установленном порядке предоставлять закрепленные за ними земельные участки во временное пользование.
Письмом Российского дорожного агенства от 17 марта 2000 года N РДА-22/913 «Об использовании земель, занятых полосами отвода федеральных автомобильных дорог общего пользования» утверждены, в частности:
«примерный договор на использование полосы отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования при размещении в ее пределах конструкций наружной рекламы»: «(учреждение (предприятие, организация) дорожного хозяйства, осуществляющее функции управления федеральными автомобильными дорогами общего пользования) и владелец (собственник) конструкций наружной рекламы/рекламораспространитель заключили Договор о нижеследующем:
Владелец дороги предоставляет Рекламораспространителю участок полосы отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования согласно прилагаемому плану земельного участка и экспликации площадью для размещения наружной рекламы на... км участка федеральной автомобильной дороги
Рекламораспространитель вправе:
Размещать оговоренную в настоящем Договоре наружную рекламу в границах предоставленного ему для этих целей Участка.
Владелец дороги вправе:
Устанавливать технические условия и требования к размещению наружной рекламы, ограничения условий производства работ по установке наружной рекламы, требующих занятия проезжей части или влияющих на нормальное функционирование федеральной автомобильной дороги.
Контролировать правильность размещения наружной рекламы и ее состояние в границах предоставленного "Рекламораспространителю" для этих целей Участка, соблюдение технических норм и требований безопасности дорожного движения, правил пользования и охраны автомобильных дорог.
Участвовать в приемке конструкций наружной рекламы в эксплуатацию.
Иметь свободный доступ на переданные земельные участки для осуществления контроля за выполнением Рекламораспространителем условий Договора.
Рекламораспространитель обязан:
Представить Владельцу дороги необходимую документацию для получения разрешения на размещение конструкций наружной рекламы в полосе отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования
Обеспечить соблюдение технических условий и требований к размещению конструкций наружной рекламы, установленных Владельцем дороги.
Обеспечить надлежащее содержание наружной рекламы и ее несущих конструкций.
Использовать предоставленный ему Участок только для размещения указанной в настоящем Договоре наружной рекламы и ее несущих конструкций. По требованию Владельца дороги в десятидневный срок демонтировать конструкции наружной рекламы в случае самовольного изменения их местоположения или размещения не оговоренных в Договоре конструкций наружной рекламы либо возместить Владельцу дороги затраты по устранению указанных нарушений.
Не ухудшать условия безопасности движения транспорта по указанному выше Участку федеральной автомобильной дороги и прилегающим территориям, соблюдать требования экологической безопасности на них при размещении наружной рекламы и ее несущих конструкций.
По представлению Владельца дороги устранять выявленные им недостатки в установленный срок.
При выполнении работ по размещению наружной рекламы и ее несущих конструкций не занимать прилегающую к указанному в настоящем Договоре Участку территорию.
Своевременно вносить плату за размещение рекламы в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования.
Осуществлять надлежащую страховую защиту имущественного комплекса, располагаемого на Участке, и иные виды страхования, предусмотренные действующим законодательством.
Владелец дороги обязан:
Обеспечить рекламораспространителю возможность размещения наружной рекламы и ее несущих конструкций путем предоставления обусловленного настоящим Договором Участка в границе полосы отвода федеральной автомобильной дороги.
Предоставить рекламораспространителю технические требования и условия к размещению наружной рекламы и ее несущих конструкций в полосе отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования.
При принятии решения о выдаче разрешения на установку конструкции наружной рекламы и согласовании ее размещения в полосе отвода федеральной автомобильной дороги руководствоваться действующими нормативно - правовыми актами и стандартами.
Принимать меры к устранению рекламораспространителем недостатков, связанных с несоблюдением технических условий и требований к наружной рекламе и ее несущих конструкций в полосе отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования»
«примерный договор на разработку технических условий на размещение конструкций наружной рекламы, располагаемых в полосе отвода и придорожных полосах федеральной автомобильной дороги общего пользования, проведение экспертизы проектной документации на указанные объекты, осуществление технического надзора за их проектированием, строительством и функционированием» «(учреждение (предприятие, организация) дорожного хозяйства, осуществляющее функции управления федеральными автомобильными дорогами общего пользования) и рекламораспространитель заключили договор о нижеследующем:
рекламораспространитель обязуется представить Владельцу дороги соответствующую документацию архитектурно-планировочные решения, планы земельных участков а владелец дороги обязуется рассмотреть представленные рекламораспространителем документы и направить ему свое мотивированное заключение о возможности размещения конструкций наружной рекламы на км в полосе отвода/придорожной полосе участка федеральной автомобильной дороги общего пользования
рекламораспространитель вправе:
Представить Владельцу дороги необходимую документацию для рассмотрения возможности размещения конструкций наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования.
Обжаловать действия Владельца дороги в вышестоящих инстанциях или суде.
Владелец дороги вправе:
Устанавливать технические условия и требования к размещению наружной рекламы, ограничения условий производства работ при установке наружной рекламы, требующих занятия проезжей части или влияющих на нормальное функционирование федеральной автомобильной дороги.
Проводить экспертизу проектной документации на конструкцию наружной рекламы в полосах отвода и придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Контролировать правильность размещения конструкции наружной рекламы и их состояние, соблюдение технических норм и требований безопасности дорожного движения, правил пользования и охраны автомобильных дорог, правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Участвовать в приемке конструкций наружной рекламы в эксплуатацию.
Требовать от рекламораспространителя возмещения ущерба, нанесенного федеральной автомобильной дороге и расположенным на ней сооружениям, при проведении работ по размещению и содержанию конструкций наружной рекламы. Отказать в согласовании установки конструкции наружной рекламы в случаях, если они не отвечают утвержденной проектной документации, требованиям безопасности дорожного движения и условиям содержания автомобильной дороги.
Рекламораспространитель обязан:
Представить Владельцу дороги необходимую документацию для получения согласования на размещение конструкций наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования, а в случае необходимости - дополнительную информацию в течение десяти дней с момента заключения настоящего Договора.
Обеспечить соблюдение технических условий и требований к размещению конструкций наружной рекламы, установленных Владельцем дороги.
Обеспечить надлежащее содержание наружной рекламы и ее несущих конструкций.
Не ухудшать условия безопасности движения транспорта, соблюдать требования экологической безопасности при размещении наружной рекламы и ее несущих конструкций.
По представлению владельца дороги устранять выявленные им недостатки в установленный срок.
Своевременно, в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Договора, вносить плату за осуществление технического надзора за размещением объекта дорожного сервиса, наружной рекламы в пределах полосы отвода и придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Владелец дороги обязан:
Разработать и предоставить рекламораспространителю технические условия и требования к размещению объекта наружной рекламы и ее несущих конструкций в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования.
Рассмотреть комплект документов, предоставленных Рекламораспространителем, и дать по нему мотивированное заключение.
При принятии решения о выдаче согласования на установку конструкции наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги руководствоваться действующими нормативно - правовыми актами и стандартами.
Вести учет установленных в границах полосы отвода и придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования конструкций наружной рекламы.
Принимать меры к устранению недостатков, связанных с несоблюдением технических условий и требований к размещению объектов наружной рекламы и ее несущим конструкциям, если эти недостатки отрицательно влияют на безопасность дорожного движения или нарушают режим содержания автомобильной дороги».
Поскольку из условия задачи не следует, что эти необходимые условия (согласование размещения объекта наружной рекламы в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования, проект объекта наружной рекламы, ТУ на объект наружной рекламы, договор на размещение объекта в полосе отвода) были выполнены, действия администрации МО «Ялуторовский район» по предоставлению земельного участка являются незаконными.
Технические требования к объектам наружной рекламы, размещаемым в полосах отвода автомобильных дорог, установлены «Отраслевыми дорожные нормы размещения средств наружной рекламы в пределах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования» нормативно-технической документацией (ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия; ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения; СНиП 2.01.07-85 Нагрузки и воздействия; СНиП 2.02.01-83 Основания зданий и сооружений; СНиП 2.03.01-84 Бетонные и железобетонные конструкции; СНиП 2.03.06-85 Алюминиевые конструкции; СНиП 11-23-81 Стальные конструкции; СНиП 2.25.07-80 Деревянные конструкции; СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии; СНиП 2.01.02-85 Противопожарные нормы; ВСН 37-84 Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ; ВСН 25-86 Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах и т.д.)
ЗАДАЧА 3.
«Государственная налоговая инспекция провела проверку ОАО «Ива», по результатам которой вынесла постановление, обязывающее ОАО немедленно погасить задолженность по арендной плате за землю. ОАО обратилось в Арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления налоговой инспекции. В исковом заявлении истец ссылался на то, что налоговая инспекция явно превысила полномочия, предоставленные ей Законом, так как отношения по внесению арендной платы регулируются ГК РФ и договором аренды, заключенным с администрацией города. Налоговая возражала, мотивируя тем, что арендная плата - это обязательный платеж в бюджет, и потому ее взыскание входит в компетенцию налоговых органов. Решите дело».
Исходя из аргументации сторон, можно сделать вывод, что коллизия возникла в период действия Закона РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 г. № 1738-1, который утратил силу с 01 января 2006 года и в силу того, что в указанный период налог на землю и арендная плата являлись формами платы за землю («Статья 1 Закона РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 г. № 1738-1 «Использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата»).
В настоящее время таковой спор невозможен, поскольку понятия земельного налога и арендной платы четко разграничены и относятся к разным отраслям права (порядок уплаты (взимания) земельного налога устанавливается главой 31 НК РФ, а вопросы арендной платы - это вопросы сугубо гражданского права, регламентируемые ГК РФ и иными нормативными актами, действующими в сфере гражданского законодательства
Однако и в указанный период, решение по делу было бы вынесено в пользу заявителя (ОАО «ИВА»), то есть постановление налогового органа было бы признано судом недействительным, поскольку именно позиция заявителя основана на действовавшим в тот период законодательстве Российской Федерации, тогда как позиция налогового органа ему противоречит.
Статьей 21 Закона РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 г. № 1738-1 («Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме») было предусмотрено, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.
Из названной нормы следует, что все аспекты, связанные с уплатой арендной платы за землю, в том числе начисление пеней за несвоевременную уплату арендной платы, являются договорными.
Таким образом, определение размера задолженности по арендной плате и начисление пеней за несвоевременную уплату арендной платы могут производиться только в рамках договора аренды земли арендодателем, в рассматриваемом случае - администрацией условного города.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством («Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской
Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и настоящим Законом»).
Однако согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118-1 (действовавшей до введения в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации) под налогом, сбором и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами («Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему»).
И в тот период арендная плата за землю не подпадала под определение обязательного платежа, поскольку не устанавливалась нормативными актами.
С введением в действие части 1 Налогового кодекса в Российской Федерации понятие налога и сбора дано в статье 8 Кодекса:
«1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Арендная плата не подпадает ни под одно из указанных понятий; условия ее уплаты определяются договором аренды земли, а не законодательными актами.
Исходя из изложенного, налоговый орган не был полномочен издавать какие-либо постановления, обязывающие заявителя «немедленно погасить задолженность по арендной плате за землю».
Равным образом, налоговый орган не являлся и надлежащим истцом по искам о взыскании арендной платы за землю, поэтому, в случае заявления налоговым органом соответствующего иска, в иске было бы отказано.
Сказанное не означает, что заявитель ОАО «Ива» будет освобожден от уплаты арендной платы за землю и не будет нести никакой ответственности за ее неуплату (просрочку уплаты).
В случае заявления соответствующего иска надлежащим лицом (администрацией условного города в лице соответствующих органов), сумма арендной платы за землю (равно как и сумма любых начисленных по закону, или договору аренды земельного участка, штрафных санкций) будут взысканы с заявителя.
Список литературы:
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части 1 и 2
2. Закон Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.1991 N 1738-1 (действующая редакция), онлайн-версия http://www.consultant.ru/popular/renta/
3. Федеральный Закон «О введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 05.08.2000 N 118-ФЗ (действующий в редакции Федеральных законов от 24.03.2001 N 33-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 15.12.2001 N 165-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 08.12.2003 N 163-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 18.08.2004 N 102-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 21.07.2005 N 105-ФЗ, от 03.11.2006 N 180-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 24.06.2008 N 92-ФЗ, от 24.11.2008 N 205-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ, с изменнениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
4. Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (действующий в редакции федеральных законов №90-ФЗ от 18.07.2005; №137-ФЗ от 26.07.2006; №162-ФЗ от 17.07.2009).
5. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118-1».
6. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 февраля 2001 г. N А79-3049/2000-СК1-2718.
7. Решение Арбитражного суда ЯНАО от 27 декабря 2007 г. по делу № А-75-7122/2007
8. Федеральный закон РФ «О рекламе» N 108-ФЗ от 18 июля 1995 года.
9. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения» N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1033 «Об утверждении Положения о Федеральной дорожной службе России»
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1999 года N 1005 «Вопросы Российского дорожного агентства».
12. Письмо Российского дорожного агентства от 17 марта 2000 года N РДА-22/913 «Об использовании земель, занятых полосами отвода федеральных автомобильных дорог общего пользования».