Управление движимой муниципальной собственностью
30
Тема курсовой работы: Управление движимой муниципальной собственностью
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Муниципальная собственность как один элементов местного самоуправления
1.1 Понятие и структура муниципальной собственности
1.2 Формирование муниципальной собственности
1.3 Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью
2. Управление движимой муниципальной собственностью г. Тюмени
2.1 Деятельность Департамента имущественных отношений
Администрации г. Тюмени
2.2 Организация и учет объектов движимого имущества, находящихся в муниципальной собственности г. Тюмени
2.3 Аренда муниципального движимого имущества
2.4 Мероприятия по продаже объектов муниципальной движимой
собственности в г. Тюмени
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Поставленной целью данной курсовой работы является рассмотрение системы управления муниципальной собственностью.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
разобрать понятие и состав муниципальной собственности;
рассмотреть процесс формирования муниципальной собственности;
рассмотреть роль департамента имущественных отношений
администрации г. Тюмени в управлении муниципальным имуществом;
охарактеризовать процесс аренды муниципальной собственности в
г. Тюмени.
5) рассмотреть некоторые направления и результаты деятельности по
управлению муниципальной собственностью.
Объектом является муниципальная собственность и ее составные элементы, предметом - основные направления деятельности органов местного самоуправления г. Тюмени по управлению муниципальным имуществом.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, задачи, предмет и объект.
В первой главе курсовой работы рассмотрены понятие «муниципальной собственности»; субъекты и объекты права муниципальной собственности, а также формы осуществления муниципальной собственности.
Во второй главе рассмотрено управление муниципальной собственностью в г. Тюмени: основные функции департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени, учет объектов движимого имущества, а также результаты деятельности за 2005 год в области управления муниципальной собственностью.
В заключении сделаны выводы по данной курсовой работе.
В качестве методологической базы в процессе написания курсовой работы были использованы труды различных авторов по муниципальному праву, таких как Киричук С.М., Кутафин О.Е, Фадеев В.И и другие.
Основу эмпирической базы составляют Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», Положение о Департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени.
1. Муниципальная собственность - как один элементов местного самоуправления
1.1 Понятие и структура муниципальной собственности
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям[3. Ст. 213].
Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Муниципальная собственность имеет, в отличие от частной собственности; публичного собственника, и при этом муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности.
В состав муниципальной собственности городов входят:
· средства местного бюджета, средства внебюджетных (в том числе валютных) фондов;
· ценные бумаги и другие финансовые активы, не обремененные правами собственности иных лиц;
· муниципальные финансово-кредитные организации;
· муниципальные земли и другие природные ресурсы (недра, леса, водные и другие ресурсы), находящихся в муниципальной собственности;
· муниципальный жилищный и нежилой фонды;
· муниципальные предприятия, учреждения (организации);
· муниципальное имущество, находящееся в законном ведении, управлении, пользовании у юридических и физических лиц, вклады, доли (паи или их части, акции) в уставном капитале хозяйствующих субъектов, если иное не предусмотрено законодательством;
· иное имущество, признаваемое или признанное в установленном действующими законодательством порядке муниципальной собственностью[15. С. 163].
Субъектами права собственности на муниципальное имущество являются соответствующие муниципальные образования, от лица которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с представленной компетенцией.
Муниципальное имущество имеет три вида правового режима:
1. закрепление за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения;
2. закрепление за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления;
3. незакрепленное имущество - муниципальная казна.
Между органами самоуправления муниципального образования как представителя собственника устанавливаются следующее разделение полномочий:
· представительный орган (Дума, собрание депутатов и т.п.) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью на основе действующего законодательства, в том числе порядок и условия ее приватизации, а также в установленном порядке согласовывают отчуждение объектов муниципальной собственности;
· права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет Глава самоуправления муниципального образования непосредственно или уполномоченное им лицо - департамент имущественных отношений администрации или другие структурные подразделения администрации в пределах представленных им полномочий, иные представители органов местного самоуправления могут иметь полномочия законного владельца муниципальной собственности на правах оперативного управления или иных договорных условиях, определяемых Главой местного самоуправления или комитетом по управлению имуществом в пределах представленных ему полномочий.
Глава самоуправления муниципального образования или, при делегировании им соответствующих полномочий, комитет по управлению имуществом вправе:
· осуществлять полномочия собственника;
· передавать в пользование на договорных условиях, отчуждать, сдавать в аренду юридическим и физическим лицам или распоряжаться на иных условиях объектами муниципальной собственности;
· принимать решения в соответствии с действующим законодательством по делам о несостоятельности (банкротстве) .муниципальных предприятий и учреждений;
· совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки;
· определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности;
· создавать за счет имеющихся средств муниципальной собственности муниципальные предприятия, учреждения, утверждать их уставы, участвовать в учреждении предприятий иных форм собственности, а также ликвидировать муниципальные предприятия, учреждения, участвовать на деловых началах в создании предприятий с иностранными лицами, страховые, кредитные, иные коммерческие и некоммерческие организации;
· объединять на добровольной основе средства муниципальной собственности со средствами иной формы собственности для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной, социальной инфраструктуры и иных программ, для обеспечения нормальной деятельности муниципального образования[15. С. 164-165].
Департамент имущественных отношений, комитет по управлению имуществом от имени муниципального образования могут осуществлять права собственника в отношении муниципальной собственности г. Тюмени (за исключением денежных средств).
Закрепление имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления осуществляется в соответствии с нормами гл.9 ГК РФ части первой. За предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления закрепляется имущество, предназначенное для обеспечения их уставной деятельности. Имущество закрепляется приказами департамента имущественных отношений и актами закрепления имущества.
Результаты хозяйственного использования муниципального имущества в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное муниципальным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия, или учреждения, отражаются в бухгалтерских документах и являются муниципальной собственностью.
1.2 Формирование муниципальной собственности
Формирование муниципальной собственности началось в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и «Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 г.
Процесс формирования муниципальной собственности происходил за счет передачи объектов жилья, коммунально-бытового и социально-культурного назначения, т.е. социальных объектов от приватизированных и приватизируемых предприятий.
Муниципализация социальных объектов приватизированных предприятий есть регламентированный федеральными нормативными актами процесс разгосударствления социальных объектов, находившихся на балансе предприятий до их приватизации, и последующей передачи этих объектов в муниципальную собственность.
Передача социальных объектов муниципалитету не может рассматриваться как добровольное решение одной из сторон, это обязательное условие приватизации, согласно которому ни жилье, ни детские сады, ни объекты здравоохранения, ни другие аналогичные объекты не могли переходить в собственность акционерных обществ и приватизироваться вторыми лицами.
Важно подчеркнуть, что социальные объекты до приватизации предприятий не были их собственностью (предприятие лишь содержало социальные объекты на балансе в режиме хозяйственного ведения), а были собственностью государства, и правоотношения по поводу муниципализации таких объектов есть преимущественно отношения государства в лице соответствующих органов государственной власти и муниципалитетов.
Передача социальных объектов в муниципальную собственность является фактически одним из самых крупных институциональных преобразований в социальной сфере, сопряженным с коренными изменениями отношений собственности, с принципиальными переменами в схемах финансирования социальных объектов, с перераспределением предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными и муниципальными органами, с необходимостью в этой связи обновления нормативно-правовой базы. Предприятия в этом случае освобождаются от ежегодных затрат на содержание и ремонт этих объектов, т.е. создаются реальные предпосылки для начала их экономического роста.
Наряду и одновременно с этим возникла проблема финансирования переданных в муниципальную собственность социальных объектов. Предприятия не обеспечивали финансирование необходимых объемов ремонта и надлежащее обслуживание объектов, что привело к их крайней запущенности вплоть до аварийного состояния.
По установленному в России порядку объекты, находящиеся в аварийном или предаварийном состоянии, относятся к категории «ветхого жилья» и других сверхнормативно изношенных объектов. Такие объекты в принципе не должны передаваться с баланса на баланс, они должны быть предварительно или полностью восстановлены или снесены и заново построены.
Проблемы, связанные с передачей в муниципальную собственность городов объектов жилья, коммунально-бытового и социально-культурного назначения являются многоаспектными. Для нахождения оптимальных путей их разрешения необходимы обширные и масштабные исследования на стыке макроэкономики и экономики конкретных предприятий, финансово-бюджетной политики, государственного регулирования экономики и местного самоуправления, т.е. они в принципе неразрешимы в рамках одного конкретного муниципального образования. В настоящее время (т.е. в период существенного замедления темпов муниципализации социальных объектов) местное самоуправление сталкивается со следующими проблемами (рассмотрим их на примере г. Тюмени):
1. Необходимость приемки ветхих, подлежащих сносу или реконструкции домов и инженерных сетей.
2. Необходимость подбирать «брошенные» объекты, число которых с каждым годом растет.
3. Необходимость безусловной приемки жилищного фонда от предприятий-банкротов в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», значительный объем в котором составляет также ветхое жилье и инженерные сети[15. С. 162].
Проблему осложняет и отмеченная выше критическая ситуация, когда предприятия полностью прекращают содержать числящиеся на их балансе дома, инженерные сети, котельные, тепловые пункты (реже - детские дошкольные учреждения, спортивные сооружения и другие объекты). «Брошенные» жилые дома и общежития и иные объекты в связи с обращениями граждан, как правило, приоритетно принимаются на баланс Управляющими компаниями ЖКХ города и включаются в состав реестра муниципальной собственности, отодвигая тем самым бюджетное финансирование других объектов на второй план. Муниципальные органы идут на это потому, что считают себя ответственными за все, что происходит в социальной сфере города.
Начиная с 1999г. обострилась проблема, связанная с необходимостью безусловной приемки в муниципальную собственность объектов жилья, социально-культурного и коммунально-бытового назначения от предприятий - банкротов в соответствии с постановлениями арбитражных судов (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Так в 2000г. в г. Тюмени было необходимо принять от предприятий-банкротов не менее 600 квартир, большая часть которых находится в аварийных и предаварийных жилых домах, подлежащих сносу.
Содержание предприятиями социальных объектов экономически целесообразно только в трех случаях:
· если эти объекты приносят прямой доход (прямая экономическая выгода);
· если льготное пользование этими объектами в условиях дефицита квалифицированных кадров позволяет более тесно соединить интересы работника и предприятия и задействовать тем самым социально-мотивационные механизмы управления (опосредованная экономическая выгода);
· если содержание социальных объектов позволяет реализовать выгоды юридически установленных форм благотворительности (косвенная экономическая выгода).
В настоящее время в большинстве предприятий ни одна из этих выгод не может быть реализована. Содержание всех видов социальных объектов убыточно: население оплачивает всего от 20 до 60% затрат на их содержание, причем само предприятие иногда доплачивает своим работникам по этому поводу.
В ближайшие годы возможен прирост муниципальной собственности за счет строительства (реконструкции) социальных объектов, финансируемых из бюджета. Медленно, но происходит обновление ветхого муниципального жилищного фонда в связи с активным строительством современных жилых многоэтажных домов силами акционерных обществ - застройщиков.
Прирост муниципальной собственности осуществляется также за счет инвестиций застройщиков в развитие инженерной и социальной инфраструктур города, с целью обеспечения вводимых в эксплуатацию объектов электроэнергией, теплом, водой, канализацией, объектами социально-культурного назначения.
1.3 Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как формы осуществления права муниципальной собственностиДля эффективного использования, имущество, находящееся в собственности муниципального образования, за муниципальными предприятиями и учреждениями закрепляется на самостоятельных, хотя и ограниченных, вещных правах хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) или оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), а за предприятиями и учреждениями других форм собственности - на праве аренды или безвозмездного пользования.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования [3. П. 3 ст.215].
Такое разделение муниципального имущества важно прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им предприятий и учреждений по их долгам.
Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления, осуществляющих от имени муниципального образования право собственника муниципального имущества. Остальным имуществом, принадлежащим муниципальному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации муниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (от его имени выступают органы местного самоуправления) и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляющие от имени муниципального образования права собственника, вправе изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться ими по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В том случае, когда собственником учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, но могут использоваться только на цели, предусмотренные уставом учреждения.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулируя отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, устанавливает, что органы местного самоуправления:
· определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
· осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);
· утверждают их уставы;
· назначают и увольняют руководителей данных предприятии, учреждений и организаций и строят взаимоотношения с ними на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством;
· заслушивают отчеты руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
Органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом [3. Ст. 66, 142]. Поэтому муниципальное имущество не может быть передано указанным обществам и товариществам, кроме специально оговоренных законом случаев. Но учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом. То есть муниципальные учреждения с разрешения органов местного самоуправления вправе вносить в качестве вклада находящееся в оперативном управлении муниципальное имущество, если закон прямо не запрещает этого.
Часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций зачисляется в доходы местных бюджетов.
Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя ответственность по обязательствам муниципальных образований, устанавливает также некоторые отношения по поводу муниципальной собственности между муниципальными образованиями и созданными ими юридическими лицами при наступлении ответственности [3. Ст. 126]. Муниципальные образования отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое не закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также не отвечают по обязательствам созданных юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь, юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.
2. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Г. ТЮМЕНИ
2.1 Задачи и функции Департамента имущественных отношений г. Тюмени в управлении муниципальным имуществом
Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени является структурным подразделением Администрации города Тюмени.
Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и нормативными правовыми актами Тюменской области, Уставом города Тюмени, иными муниципальными правовыми актами города Тюмени, а также настоящим Положением.
Основными задачами Департамента являются:
· эффективное управление муниципальным имуществом города Тюмени, обеспечивающее увеличение доходной части местного бюджета;
· осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью объектов муниципальной собственности;
· выработка и реализация единой политики в области использования объектов муниципальной собственности города Тюмени;
правовая защита имущественных интересов города.
Функции Департамента по формированию муниципального имущества:
1. Ведет реестр муниципальной собственности города Тюмени.
2. Является держателем казны города Тюмени за исключением средств городского бюджета.
3. Осуществляет подготовку и оформление документов для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество и сделок с муниципальной собственностью.
4. Выступает заказчиком при проведении технической инвентаризации бесхозяйных объектов недвижимости, расположенных на территории города Тюмени, и объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.
5. Выступает от имени города Тюмени при приобретении в собственность города имущества в соответствии с действующим законодательством и на основании распоряжений Главы города.
6. Заключает договоры безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность муниципального образования городской округ город Тюмень.
Функции Департамента по управлению муниципальным имуществом:
1. Утверждает уставы (изменения и дополнения к ним) муниципальных учреждений, учредителем которых согласно распоряжениям администрации города определен Департамент, согласовывает уставы иных муниципальных учреждений.
2. Осуществляет контроль за отчетностью руководителей муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, в части использования объектов муниципальной собственности муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями в соответствии с установленным порядком.
3. Осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, находящихся в ведении Департамента.
4. После согласования с Главой города закрепляет в установленном порядке объекты муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, на правах держателя муниципальной казны - за структурными подразделениями администрации города Тюмени.
5. Осуществляет контроль за использованием (в т.ч. по назначению) и сохранностью муниципального имущества, переданного в установленном порядке в пользование муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям и иным лицам.
6. На основании решений Главы города в установленном порядке передает муниципальное имущество в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог и совершает иные действия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом в пределах предоставленных Департаменту полномочий.
7. Управляет и распоряжается пакетами акций (долями, паями) хозяйственных обществ, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, от имени города Тюмени осуществляет права акционера.
8. На основании решений комиссии по предоставлению льгот по платежам в бюджет за пользование муниципальным имуществом и в соответствии с распоряжением Главы города заключает договоры безвозмездного пользования и дополнительные соглашения о предоставлении льгот за пользование муниципальным имуществом к договорам аренды.
9. Рассматривает представленные документы и принимает решение о разрешении списания муниципального имущества в порядке, установленном муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Департамент возглавляет директор, который
· обеспечивает организацию работы и руководство деятельностью Департамента;
· осуществляет координацию работы подразделений и сотрудников Департамента в выполнении возложенных на них задач и функций;
· обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины в Департаменте;
· осуществляет иные права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, настоящим Положением, должностной инструкцией.
Департамент имеет следующую структуру:
- отдел приватизации и продаж муниципальной собственности;
- отдел приема заявлений о приватизации и оформления договоров;
- отдел экспертизы документов;
- административный отдел;
- юридический отдел;
- бухгалтерия;
- отдел по формированию реестра муниципальной собственности;
- отдел арендных отношений;
- отдел управления муниципальными предприятиями;
- отдел торгов;
- отдел внеконкурсного размещения муниципального заказа;
- отдел анализа и информационного сопровождения муниципального
заказа;
- отдел контроля;
- отдел правового сопровождения муниципального заказа[8].
Таким образом, Департамент от имени муниципального образования осуществляет права собственника в отношении муниципальной собственности г. Тюмени.
2.2 Аренда муниципального имущества
Предоставление муниципального имущества по договору аренды регулируется главами 27-29 ГК РФ, Положением «Об аренде муниципального имущества», Методикой расчета платежей за пользование муниципальным имуществом и др.
Полномочия арендодателя при сдаче в аренду муниципальной собственности осуществляет Департамент имущественных отношений г.Тюмени.
Структурные подразделения Администрации г. Тюмени, территориальных управлений Администрации г. Тюмени, муниципальные унитарные предприятия и учреждения, имеющие на своем балансе объекты муниципальной собственности, именуются балансодержателями[7].
Сдача в аренду движимого муниципального имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, на срок не более одного года осуществляется муниципальным унитарным предприятием самостоятельно, а на больший срок - Департаментом.
Муниципальное учреждение вправе самостоятельно сдавать в аренду учитываемое на отдельном балансе движимое имущество, приобретенное на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с его учредительными документами предпринимательской деятельности.
Образовательные учреждения вправе сдавать в аренду имущество в порядке, определяемом Главой города.
Объекты муниципальной собственности предоставляются в аренду физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, и юридическим лицам - арендаторам - в соответствии с поданной заявкой целевым назначением, а также по результатам аукциона или коммерческого конкурса.
Преимущественным правом на получение объектов муниципальной собственности целевым назначением пользуются:
- предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции для
г. Тюмени, производящие продукты питания, товары народного потребления и оказывающие услуги населению;
- предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, деятельность которых направлена на экологическую и социальную защиту населения г. Тюмени;
- общественные организации инвалидов и созданные ими коммерческие организации;
- учреждения и организации образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;
- государственные органы власти и управления;
- органы местного самоуправления г. Тюмени, структурные подразделения Администрации города Тюмени.
Аукционы и конкурсы по сдаче в аренду объектов муниципальной собственности проводятся в соответствии с Положением о проведении аукционов и конкурсов по сдаче в аренду объектов муниципальной собственности, утвержденным Главой города.
Аукцион - форма торгов на право заключения договора аренды имущества, при котором победителем торгов становится участник, предложивший наибольшую цену. Договор, заключаемый по результатам аукциона, может содержать условия инвестиционного характера и прочие подобные условия, но предложения по этим условиям не рассматриваются и на результаты аукциона не влияют. Предложенная цена является единственным критерием определения победителя аукциона.
Вид аукциона определяется формой предложения цены (закрытая и открытая) и формой определения цены (предварительный взнос либо размер арендной платы).
Конкурс - форма торгов на право заключения договора аренды имущества, при котором победителем торгов становится участник, предложивший наиболее выгодные предложения по условиям конкурса[7].
Заявка на получение права аренды объекта муниципальной собственности целевым назначением оформляется арендатором в форме, установленной Департаментом, с обязательным приложением следующих документов:
· копий учредительных документов, всех изменений и дополнений к ним, зарегистрированных на момент подачи заявки, или копии свидетельства о регистрации предпринимателя без образования юридического лица, заверенных нотариально;
· свидетельства о постановке на налоговый учет в г. Тюмени, заверенное нотариально;
· справки банка о наличии счета (ов);
· при заключении договора филиалом - подлинника или нотариально заверенной копии доверенности на право заключения договора от имени юридического лица.
Перечень необходимых документов, может быть расширен.
По результатам аукциона или конкурса заключается договор аренды, который является основанием для занятия и использования объектов муниципальной собственности и определяет взаимоотношения Департамента, балансодержателя и арендатора на период действия договора аренды.
Краткосрочный договор аренды заключается на срок менее одного года и не требует государственной регистрации обременения права собственности.
Долгосрочный договор заключается на срок более одного года до пяти лет по решению Департамента имущественных отношений (на срок более пяти лет по решению Главы города) и требует государственную регистрацию права собственности и обременения права собственности [15. С.168].
В работе с долгосрочными договорами при их заключении требуется участие большего числа работников и занимает больше времени, чем по краткосрочным договорам.
Методика расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом утверждается Тюменской городской Думой.
Платежи за пользование муниципальным имуществом направляются в Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени на текущий счет специального назначения для зачисления средств городского бюджета от сдачи в пользование муниципального имущества.
Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени обязан по средствам от арендной платы, поступившим ежедневно производить их перечисление в размере 100% в департамент финансов администрации
г. Тюмени.
В целях сохранения муниципального имущества, сданного в аренду, и получения гарантии возмещения убытков от возможных аварий систем коммуникаций, пожаров, катастроф, а также причинения вреда третьими лицами (кражи, хищения) муниципальное имущество, сданное в аренду, подлежит страхованию.
Движимое муниципальное имущество, переданное в аренду, подлежит страхованию в случаях, если его стоимость не менее 20 минимальных размеров оплаты труда, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
2.3 Учет объектов муниципального имущества, находящихся в муниципальной собственности г. Тюмени
Учет имущества, находящегося в муниципальной собственности города Тюмени, осуществляется Администрацией города Тюмени в Реестре
Муниципальной собственности [9].
Функции учета собственности муниципального образования город Тюмень возложены на структурное подразделение администрации города Тюмени - Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени.
В соответствии с действующим Положением о реестре муниципальной собственности, утвержденным распоряжением Администрации города Тюмени от 09.08.2002 №2685, первичными объектами учета реестра муниципальной собственности г.Тюмени являются имущественные комплексы муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, подразделений администрации г.Тюмени и находящиеся в муниципальной собственности г.Тюмени акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ.
К вторичным объектам учета отнесены объекты, включаемые в имущественные комплексы предприятий, учреждений, подразделений администрации:
· недвижимое имущество, в том числе незавершенное строительством;
· муниципальный жилищный фонд;
· земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г.Тюмени.
В настоящее время в реестр муниципальной собственности г.Тюмени внесены 231 объект первичного и 7617 объектов вторичного учета. При этом в число объектов вторичного учета жилищного фонда включены квартиры.
Управление муниципальной собственностью характеризуется высоким уровнем мобильности, отсюда необходимость отслеживания юридической судьбы каждого объекта недвижимости. И именно по этой причине формирование реестра муниципальной собственности идет по пути увеличения числа самостоятельных объектов учета. В этой связи, инженерные сети так же включаются самостоятельными объектами учета.
Таким образом, в настоящее время в реестр муниципальной собственности включено:
· 3339,3 км сетей теплоснабжения, водопровода, канализации, электроснабжения и газоснабжения т.е. в общей сложности около 90% инженерной инфраструктуры города;
· 3285 жилых домов;
· 3146 нежилых сооружений, в том числе нежилых помещений 1234, 1912 отдельно стоящих зданий, сооружений;
· 5 земельных участков.
Особое место в системе учета муниципальной собственности занимает надлежащее оформление права собственности на муниципальную недвижимость. В настоящее время право муниципальной собственности оформлено надлежащим образом только на 30% объектов.
Причинами такого положения дел является и отсутствие технической документации на недвижимое имущество, и неоформленность земельных участков, и, в конечном итоге, отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности.
Действующим положением о реестре муниципальной собственности г.Тюмени, предусмотрен порядок предоставления информации об объектах учета реестра муниципальной собственности заинтересованным лицам. На основании запроса о предоставлении информации о муниципальной собственности, заинтересованные лица получают соответствующие сведения из реестра муниципальной собственности города Тюмени. Так, например, в 2005 году выдано 11 190 выписок из РМС и 600 справок об объектах учета.
В настоящее время Департаментом имущественных отношений открыт конкурс на поставку и внедрение информационной системы «Реестр муниципальной собственности г. Тюмени», содержащей актуальную информацию об объектах муниципальной собственности, что повысит эффективность управления муниципальной собственностью.
ИС «Реестр муниципальной собственности г. Тюмени» должна обеспечить органы местного самоуправления интегрированной информацией, необходимой для:
- осуществления комплексного анализа муниципальной собственности с целью эффективного управления ею;
- оценки объектов недвижимости с целью повышения доходной части бюджета;
- улучшения инвестиционного климата путем обеспечения инвесторов достоверной информацией для принятия решений[10].
ИС «Реестр муниципальной собственности г. Тюмени» должна автоматизировать технологические процессы ведения учета муниципального имущества, пополнения данных сведениями балансодержателей муниципального имущества, структурных подразделений Администрации г.Тюмени.
Ожидаемые результаты внедрения ИС «Реестр муниципальной собственности г.Тюмени»:
· создание (обновление существующей) эффективной системы учета объектов муниципальной собственности;
· обеспечение оперативного предоставления общедоступной аналитической информации.
2.4 Результаты деятельности в области управления муниципальной собственностью
По итогам работы за 2005 год в области управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами в бюджет города поступило 463086,0 тыс. руб., что на 45600,0 тыс. руб. больше, чем в 2004 году (417486, тыс. руб.). На 1.01.2006 в реестре муниципальной собственности учтено имущества на сумму 31740026,7 тыс. руб., что на 1455801,7 тыс. руб. больше, чем в 2004 году, в том числе: в хозяйственном ведении - 17232435,0 тыс. руб.; в оперативном управлении - 12207142,0 тыс. руб.; в муниципальной казне - 2300449,7 тыс. руб.
В течение 2005 года реестр муниципальной собственности пополнился имуществом за счет средств бюджета города по программе капитального строительства - 893600,1 тыс. руб.; приобретения основных средств муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями, управлениями, комитетами администрации города - 1585418,3 тыс. руб.; безвозмездной передачи из государственной собственности автономного округа от организаций и предприятий различных организационно-правовых форм - 41848,3 тыс. руб.
Из реестра муниципальной собственности за 2005 год исключено имущество на общую сумму 340076,9 тыс. руб. в результате списания и продажи движимого и недвижимого имущества, что на 127667,2 тыс. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года.
За 2005 год в бюджет города поступило 1497,0 тыс. руб. в виде дивидендов от акций, находящихся в муниципальной собственности. Снижение размера дивидендов к соответствующему периоду прошлого года составило 780,0 тыс. руб. или 34,3% в связи с уменьшением чистой прибыли, полученной закрытым акционерным обществом «Нижневартовский городской акционерный банк «Ермак» по итогам работы общества за 2004 год.
В течение 2005 года проводился анализ поступления доходов, полученных муниципальными учреждениями от предпринимательской деятельности по итогам работы за 2004-2005 годы по 139 муниципальным учреждениям, который показал, что ожидаемые доходы составят 286737,4 тыс. руб., что на 18,4% больше уровня прошлого года.
В 2005 году в бюджет города поступили платежи части прибыли от использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, в сумме 37495,5 тыс. руб., что в 2,5 раза больше, чем в 2004 году.
При формировании проекта бюджета города на 2006 год проверены и согласованы проекты смет доходов от предпринимательской деятельности по 62 муниципальным учреждениям (планируемый прирост доходов к факту прошлого года - 10,3%).
В счет доходов от объектов муниципальной собственности в 2005 году планировалось получить 107220,0 тыс. руб., фактически поступило 112826,5 тыс. руб.(105,2 %). За аналогичный период 2004 года в бюджет было перечислено 120574,2 тыс. руб. Уменьшение доходов, составившее по сравнению с прошлым годом 7747,7 тыс. руб., обусловлено более низкой стоимостью приватизированных в отчетном году объектов, а также уменьшением числа объектов недвижимости, передаваемых в аренду.
На 1 января 2006 года юридической силой обладают 432 договора, в том числе: 308 договоров аренды нежилых помещений, 8 договоров аренды движимого муниципального имущества (оборудования и т.п.), 117 договоров на право распространения наружной рекламы.
В 2005 году планировалось получить доход по всем вышеперечисленным видам договоров в сумме 103000,0 тыс. руб., фактически получено 109572,4 тыс. руб. (106,4 %).
В 2005 году компенсированы расходы арендаторам на капитальный ремонт за счет средств бюджета города по пяти объектам недвижимости площадью 442 кв. м на общую сумму 667,9 тыс. руб., что ниже, чем в 2004 году на 395,4 тыс. руб.
Шестнадцать объектов муниципальной собственности, общей площадью 2896 кв. м, отремонтированы за счет собственных средств арендаторов, без возмещения понесенных ими затрат из средств бюджета города. Сумма инвестиций в муниципальные объекты составила 6268,5 тыс. руб.
В течение 2005 года организовано проведение одиннадцати открытых аукционов по продаже муниципального имущества, семь аукционов были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в торгах. Доходы, поступившие в бюджет города от приватизации четырех объектов недвижимого имущества, составили 3120,3 тыс. руб. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация здания арочного склада по улице Кузоваткина, дом 29, строение 1 осуществлялась одновременно с отчуждением покупателю земельного участка, на котором этот объект расположен. Стоимость выкупа земельного участка, перечисленная в полном объеме в бюджет города, составила 126,7 тыс. руб.[11].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. «Земельный кодекс» от 25.10.2001 №126-ФЗ.
3. «Гражданский кодекс (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ.
4. «Гражданский кодекс (часть вторая)» от 21.01.1996 №14-ФЗ.
5. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 №126-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ.
7. Аренда нежилых помещений как один из важнейших экономических методов управления муниципальной собственностью (теория и практика применения)/ С.А. Шамшин, А.В. Свистунов// Современное управление. - 2005. - №11.- С. 3-26.
8. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА. М), 2000. - 368 с.
9. Кирилов Л. Внимание к управлению муниципальной собственности //Проблемы теории и практики управлении. - 2005. - №4. - С. 70-76.
10. Киричук С.М. Управление муниципальным образованием: Курс лекций. - Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2003. - 400с.
11. Кутафин О.Е, Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., Изд-во Проспект, 2006. - 672 с.
12. Муниципальный заказ как действенный экономический метод управления муниципальной собственностью (рекомендации по применению)/ С.А.Шамшин, А.В.Свистунов//Современное управление. - 2005. - №11. - С. 27-46.
13. Муниципальное право России: учеб. Для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/А.Н.Коротков, А.С.Саломаткин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрист, - 2006. - 382 с.
14. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Н.С.Бондаря. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002, - 559 с.
15. Некоторые проблемы управлению муниципальной собственностью/А.Егоров//Муниципальное право. - 2005. - С. 16-17.
16. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2005. - 336 с.
17. Способы эффективного управления муниципальной собственностью в рамках нового законодательства/ З.З.Муллагалеева// Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2005. - №9. - С. 30-37.
18. Федорович В.О. Управление государственной и муниципальной собственностью / В.О.Федорович// ЭКО. - 2005. - №3. - С. 89-97.