рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Характеристика дисциплины "Юриспруденция"

рефераты

Характеристика дисциплины "Юриспруденция"

13

1. Общая характеристика специальности «Юриспруденция»

Юриспруденция в современном мире - это разновидность соц. Деятельности, направленное на регулирование, поддержание и охрану общественных отношений присущи ей правовыми методами и средствами.

Термин «юриспруденция» означает правоведение, совокупность юридических наук, а также практическую деятельность юристов.

Другим важнейшим понятием, необходимым юристу является право: субъективные права, естественные права, правовая норма.

Отрасли права. Под отраслью права понимают совокупность норм права, регулирующих однородные общественные отношения.

К числу основополагающих отраслей права относятся:

- гражданское;

- уголовное;

- административное;

- гражданско-процессуальное;

- уголовно-процессуальное;

- административно-процессуальное.

Источники российского права. Основными источниками российского права является конституция РФ. Она закрепляет основы конституционного строя: форму правления, форму госстроя и тип политического режима.

Место права в современной жизни. Право было не всегда. Становление и развитие права процесс долгий и сложный. Оно было вызвано к жизни потребностью в эффективном регуляторе всё более усложнившихся общественных отношений в процессе их развития

Право и государство взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Законность и правопорядок. Роль права заключается в упорядочении жизни. Законы создаются для того, чтобы они, регулируя те или иные общественные отношения, действовали в реальных жизненных ситуациях. Законность-это политико-правовой режим, при котором человек чувствует безопасность со стороны государства, в том числе и от произвола со стороны властей, чиновников. Правопорядок-это правовая организация общественной жизни, которая предполагает экономическую и политическую стабильность, безопасность, защищённость государством.

Правовые системы. Основные правовые системы:

- романо-германскую;

- англосаксонскую;

- мусульманскую.

2. Основные юридические профессии

Профессия юриста многоплановая, с этой профессией связывались понятия: «закон», «право», «юридическая помощь». Содержание деятельности юриста зависит от вида юридической работы, осуществляемой им.

Профессия юрист даёт возможность работать в разных сферах деятельности: осуществлять оказание юридической помощи гражданам и организациям, осуществлять правосудие, правовую работу в организациях, на предприятиях, в учреждениях. Юридическую помощь оказывают адвокаты и нотариусы, правовая работа в организациях и учреждениях возлагается на юристконсулов.

Юрист-понятие всеобщее. Специалист с дипломом юриста работает в законодательных органах, в органах исполнительной власти, в прокуратуре, в органах милиции, в адвокатуре, нотариате, в научно-исследовательских, образовательных и иных учреждениях.

3. Требования к юристам: морально-этические; физические; психологические; профессиональные

Юридическая деятельность требует высокого интеллекта, эрудиции, глубоких знаний, особенно знаний законов и иных нормативных актов, регулирующих те или иные общественные отношения. Работа юриста нередко связанна с вторжением в частную жизнь граждан, их права и свободы. Это возлагает на юриста особую ответственность.

Значимое место в работе юриста занимает общение с людьми, это требует безусловного знания психологии общения, умения говорить юридически грамотно, доходчиво объяснять закон, его отдельные положения. Юрист должен обладать высокими нравственными качествами, уметь уважать мнение собеседника, обладать тактом и высокой порядочностью.

Вся жизнь юриста связана с постоянным стремлением к знаниям, поскольку жизнь не стоит на месте, она порождает новые вопросы и ответы, ответить на которые не просто.

5. Общая характеристика института государства и права ТюмГУ

В 1985 г. по решению Ученого совета ТГУ и при активном участии ректора Г.Ф. Куцева на историческом факультете ТюмГУ было открыто отделение правоведения («правоведение» - так раньше называлась специальность «Юрист»). В том же году произведён первый набор студентов. В 1987 в ТюмГУ был открыт самостоятельный юридический факультет, первым деканом стал Г.Н. Чеботаев. Для преподавания юридических дисциплин были приглашены высококвалифицированные преподаватели из ведущих вузов Советского Союза.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТюмГУ» сегодня предоставляет широкий выбор форм получения высшего юридического образования.

Срок обучения специальности «Юриспруденция» зависит от наличия и от характера базового образования. ТюмГУ сегодня является одним из ведущих вузов РФ, в том числе и в сфере юридического образования.

6. Общая характеристика специализаций специальностей «Юриспруденция» в ИгиП ТюмГУ

Полное и точное название юридической специальности, которую получают выпускники ТюмГУ:021100 «Юриспруденция» (специальность-юрист), на старших курсах студенты могут выбрать одно из более узких направлений подготовки высококвалифицированных юристов, так называемую специализацию. Выбор специализации не означает, что выпускник сможет работать только в данной узкой сфере, ведь присваемоя квалификация (юрист) не изменяется. Выбор специализации означает, что студент, прослушает спецкурсы по определённому направлению юридической деятельности и приобретет более глубокие знания именно в этом направление. Студенту, выбравшему определённую специализацию, предоставляется: 1) возможность прослушать спецкурсы по данной специализации; 2) написать курсовую работу по дисциплине специализации; 3) по окончанию обучения студент сдаёт гос. экзамен, соответствующий специализации и выполняет выпускную квалификационную работу.

В настоящее время в институте государства и права студенты могут выбрать одну из 4-х специализаций: 1. Государственно-правовая специализация. Студенты получают более глубокие знания в сфере конституционного, муниципального и административного права. Выпускники вуза могут работать в законодательных и исполнительных органов госвласти, исполнительных и представительных органах местного самоуправления, в избирательных комиссиях различного уровня. 2. Гражданско-правовая специализация. Студенты получают знания в сфере частного права. Выпускники вуза могут работать юрисконсультами в учреждениях и на предприятиях различных форм собственности, юристами в юридических и консалтинговых фирмах. 3. Международно-правовая специализация. Направлена на подготовку квалифицированных юристов, имеющих широкие познания в вопросах международно-публичного и международно-частного права. 4. Уголовно-правовая специализация. Обучение в рамках данной специализации направлена на подготовку высококвалифицированных кадров для судов, прокуратуры и др. правоохранительных органов и адвокатуры.

7. Формы занятий в юридическом вузе

В вузе существует несколько форм работы студентов: аудиторные занятия (лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия); самостоятельная работа (работа с источниками); курсовые работы (подготовка рефератов, докладов и др.); практика. По итогам изучения какого-либо учебного курса, прохождения практики студенты сдают экзамены или зачёты, курсовые работы студенты защищают. Также защищают и контрольные работы, выполняемые студентами-заочниками.

8. Лекции по юридическим дисциплинам

Лекция-это одна из основных форм занятий студентов в вузе, представляет собой устное изложение учебной дисциплины преподавателем (лектором). Лектор не просто механически воспроизводит содержание какого-либо курса, но и размышляет вслух, выражает свои мысли, отношения к различным явлениям, рассуждает о различных точках зрения по рассматриваемой теме. Лекции читаются почти по всем учебным дисциплинам студентам всех форм обучения (очной, заочной), кроме сугубо прикладных.

В практике можно выделить несколько видов лекции: 1. Тематические лекции, посвящены рассмотрению какой-либо узкой теме, одной из целого ряда, например: в курсе «правоохранительные органы РФ» можно прочитать лекцию на тему «прокуратура РФ». 2. Обзорные лекции, посвящены обзору нескольких тем учебного курса.

Бывают лекции-консультации, когда студенты не только записывают или слушают сведения, но и активно общаются с лектором, задают вопросы в ходе лекции. Таким образом формируя направление, в котором развивается лекция. Лекция начинается с оглашением темы, далее лектор называет источники, после чего устно излагает материал, в конце лекции лектор задаёт вопросы.

9. Семинарские и практические занятия по юридическим дисциплинам

Семинарские занятия - это вторая форма обучения (после лекций) студентов вузов. Семинарское занятие-это форма обучения, основанная на активном общении студентов и преподавателя, которая служит для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем.

Семинарское занятие по любой юридической дисциплине даёт студенту возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией, научиться точно излагать свои мысли, свою точку зрения.

С семинарскими занятиями схожи практические занятия по юридическим дисциплинам. У будущих юристов должны быть умения и навыки разрешения практических ситуаций, навык составления юридических документов, умение находить выход из запутанных ситуаций, юридических конфликтов. Поэтому очень часто семинарские занятия имеют практический характер, результатом такого семинара является то, что в учебных планах специальность «юриспруденция» не разграничивают на самостоятельные виды практические и семинарские занятия, и семинары носят смешанные характер (теоретико-практический) характер. На таких семинарах студенту не только рассматривают теоретические вопросы, но и решают задачи, составляют макеты юридических документов.

10. Порядок сдачи экзаменов по юридическим дисциплинам

Экзамен-это форма оценки теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения дисциплины, навыков самостоятельной работы, способности их применять в решении практических задач.

11. Порядок сдачи зачётов по юридическим дисциплинам

Зачёт-это форма контроля знаний студента в ходе изучения курсовой дисциплины или промежуточной оценки знаний по работам, практикам различного вида.

Формы проведения зачётов и экзаменов: устная, письменная, в форме рефератов, контрольных работ, тестирование и др.

Студент, не явившийся на экзамен или зачёт в положенные сроки, считаются имеющими академическую задолженность. Пересдача экзамена с неудовлетворительной оценкой допускается не более двух раз.

12. Формы контроля знаний студентов по юридическим причинам

Контроль знаний студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» в зависимости от своего характера подразумевается на текущую, промежуточную (по итогам семестра) и итоговой (по итогам всего обучения).

Текущий контроль успеваемости студентов - это объективная оценка степени освоения студентами программ учебных курсов, их усилий, настойчивости, результатов в приобретении знаний, соблюдение учебной дисциплины.

Согласно положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ТюмГУ от 20.01.03, целью такого контроля являются:

- обеспечение максимальной эффективности учебного процесса;

- повышение мотивации к учёбе и сознательной учебной дисциплины;

- предупреждений отчисления.

Текущий контроль осуществляется в период проведения «контрольных недель», путем выставления преподавателем по каждой изучаемой дисциплине оценок.

При каждом контроле учитывается:

- выполнение всех видов работ, предусмотренных программой курса;

- посещаемость студентов;

- исследовательская работа студентов.

Промежуточная аттестация студентов осуществляется по окончанию семестра и является комплексной и объективной оценкой качества усвоения ими теоретических знаний, умения синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач при освоении основной образовательной программы высшего профессионального образования за определённый период.

Промежуточная аттестация студентов включает сдачу экзаменов, зачётов, защиту курсовых и контрольных работ по дисциплинам, предусмотренным учебным планом специальности «юриспруденция», а так же отчёты по практикам.

13. Итоговая государственная аттестация студентов по юридическим дисциплинам

Целью итоговой гос. аттестации является установление уровня подготовки выпускника вуза к выполнению профессиональных обязанностей и соответствия его подготовки требованиям обязательного стандарта «юриспруденция».

Виды итоговой аттестации:

1) защита выпускной квалифицированной работы;

2) гос. экзамен;

Все студенты ТюмГУ «юриспруденция» сдают гос. экзамен по теории государства и права, второй экзамен определяется специализацией, которую выбрал студент.

Темы выпускных работ определяются вузом. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работ, вплоть до предложения своей тематики. Для подготовки выпускной работы студенты студенту назначается руководитель.

Для проведения итоговой гос. аттестации по специальности «юриспруденция» ректор ТюмГУ формирует гос. аттестационную комиссию (ГАК), председатель ГАК утверждается приказом министерством науки и образования РФ.

При условии успешного прохождения всех установленных видом итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую гос. аттестацию, выпускнику вуза присваивается соответствующая квалификация (юрист) или степень (бакалавр, магистр) и выдаётся диплом гос. образца о высшем профессиональном образовании.

14. Порядок выполнения курсовых работ по юридическим дисциплинам

Курсовая работа это самостоятельная разработка конкретной темы небольшого объёма с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умения работать с литературой, анализировать источники, делать выводы.

После выбора темы студенты самостоятельно или под руководством преподавателя составляет план работы, подбирает источники по данной теме. Курсовая работа по какой-либо юридической дисциплине считается плохо подготовленной, если в списке использованных источников содержится: 1) только нормативные акты; 2) только учебники или учебные пособия; 3) источники, количество которых не превышает 15-20 наименований.

Объем должен составлять около 20-30 машинописных листов.

Курсовая работа подлежит защите. Оценивается по пятибалльной системе. Обычно она состоит краткого доклада по рассматриваемой теме и ответов на вопросы по данной теме.

15. Работа с научными источниками и с нормативными источниками задачи и основные правила

Учение любой учебной дисциплины требует ознакомление с учебной программой данной дисциплины. Программа учебного курса содержит перечень тем и полный набор вопросов по каждой теме, список основной и дополнительной литературы, необходимой для изучения.

Изучение нормативного материала, необходимо начать с усвоения его точного названия и уточнения времени его принятия. Если тексту нормативного акта предшествует преамбула, необходимо ознакомиться с ней. Это даст возможность понять причины принятия закона, его назначение, задачи. Затем необходимо ознакомиться со структурой закона в целом: его разделами главами.

Первый раздел нормативного акта содержит общие положения, их усвоения даёт возможность получить представление о том, какие отношения регулирует данный закон, как он действует, каковы основные принципы его действия. Последующие разделы и главы изучаются последовательно, в соответствии с программой научного курса.

Если проанализировать процесс обучения правовой нормы, то можно предположить, что процесс усвоения её содержания разделён на этапы:

1 этап. Назовём его общим усвоением содержания правовой нормы. Норма права - это императивная модель поведения.

2 этап. Необходимо усвоить содержание нормы, уяснить её назначение. Классическое построение нормы предполагает трёхчленную структуру: одна включает гипотезу, диспозицию и санкцию. Однако такое построение правовой нормы имеет место не всегда. Необходимо уяснить, как построена норма права, понять содержание каждой её структурной части, понять взаимосвязь этих частей, уловить смысловой подтекст. Каждого положения, содержащегося в каждой её части.

Но усвоить нормы, запомнить её содержание, недостаточно. Необходимо научиться применять её на конкретной ситуации. Для приобретения навыка применения нормы права следует решать юридические задачи. Их решение требует:

- анализа обстоятельств;

- выбора соответствующей нормы права;

- собственно принятия соответствующего решения.

Анализ обстоятельств или представленных материалов предполагает их тщательное изучение, осмысления, уточнения деталей, возможную классификацию обстоятельств деталей событий, уяснения связи между отдельными событиями и др.

В предполагаемой студентам к решению задаче, как правило, заложена юридическая ошибка. Выбор нормы права основывается на знании закона и обстоятельств дела или имеющихся материалов. Возможные ошибки в выборе не должны пугать, процесс мышления сложен. Ошибка в ответе означает необходимость дополнительного изучения предлагаемого преподавателем материала.

Приобретение навыка принятия решения на основе выбранной нормы предполагает анализ содержания нормы права применительно к заданной ситуации. Безошибочный выбор правовой нормы, даёт правильное решение, но могут быть и иные ситуации: возможны неточности, неполнота ответа, неверная трактовка, ошибка в выборе. Студент, обладающий знаниями, в ходе анализа ситуации найдет нужное решение.

Уясняя содержание и особенности контрольной нормы, уместно найти пример из практики, обратившись к литературе, юридическим журналам.

Не редко педагоги-юристы предъявляют жёсткие требования. И всё же эти требования не означают запрета попытки поиска нетрадиционного решения, возможно связанного с необходимостью совершенствования действующего закона.

Роль преподаватель-это дать студентам определённые рекомендации (варианты), облегчающие отыскивание направлений поиска, углублений полученных знаний. Задача студунта - воспринять информацию, усвоить её.

18. Самостоятельная работа студентов: понятия задачи и способы

Самостоятельная работа студентов - это время, которое студент посвящает изучению определённой дисциплины в отсутствии постоянного контроля со стороны преподавателя.

Существуют различные виды самостоятельной работы: изучение литературы, изучение нормативных источников, написание рефератов и подготовка докладов, выполнение контрольных работ, коллоквиум, написание курсовых работ, подготовка выпускной квалификационной работы.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»